Научная статья на тему 'Компетентностный подход к подготовке бакалавров сферы сервиса и русский язык как средство его осуществления'

Компетентностный подход к подготовке бакалавров сферы сервиса и русский язык как средство его осуществления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябкова Надежда Ивановна

На основе анализа компетентностного подхода в ФГОС высшего профессионального образования нового поколения в статье рассматриваются возможности русского языка в подготовке бакалавров сферы сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябкова Надежда Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к подготовке бакалавров сферы сервиса и русский язык как средство его осуществления»

УДК 811.161.1 ББК 81.2Рус-923

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ СФЕРЫ СЕРВИСА И РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Н.И. Рябкова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская, 7, лит.А

Единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ на разных ступенях российского образования -

1. дошкольного образования;

2. общего образования: а) начального общего (1- 4 классы), б) основного общего (5- 9 классы), в) среднего (полного) образования (10- 11 классы);

3. начального профессионального образования (подготовки квалифицированных рабочих);

4. среднего профессионального образования (подготовки

специалистов среднего звена);

5. высшего профессионального образования (бакалавриата, магистратуры, специалитета);

6. подготовки научно-педагогических кадров (аспирантуры, ординатуры и т. п.) - призваны обеспечивать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

Образовательные стандарты нового поколения рекомендуют высшим учебным заведениям при разработке основной образовательной программы формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, исходя из установленных в качестве базовых (обязательных) для бакалавриата четырех дисциплин: «Иностранный язык», «История»,

«Философия», «Безопасность жизнедеятельности» или «Физическая культура». Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза в зависимости от направления подготовки, специальности. В ГОС отмечается «возможность расширения и углубления подготовки, получения дополнительных компетенций, умений, знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускников в соответствии с запросами региональных рынков труда и возможностями продолжения образования» [5] с помощью вариативной части образовательных программ.

Компетентностный подход к подготовке в вузах бакалавров, специалистов и магистров определяет в структуре основных образовательных программ наличие дисциплин, формирующих необходимые общекультурные и профессиональные компетенции

обучающегося - способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в той или иной области.

Анализ ФГОС различных направлений и специальностей высшего профессионального образования показывает, что одним из средств формирования общекультурных и профессиональных компетенций, в частности, при подготовке бакалавров различных направлений и специальностей, может стать русский язык, в частности, дисциплины: «Русский язык и культура речи», «Современный русский язык», «Русский язык и стилистика», «Стилистика и культура речи», «Стилистика и литературное редактирование», «Социолингвистика», «Речевая коммуникация», «Риторика» и другие, не включаемые, как правило, даже в вариативную часть образовательных программ ФГОС (в качестве примеров рассматриваются направления подготовки Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (СПбГУСЭ)):

100100 Сервис. Виды профессиональной деятельности: сервисная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научноисследовательская. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: владение письменной и устной речью на русском языке, методами создания текстов, способность к использованию профессионально ориентированной риторики (ОК-7); умение логически верно, аргументированно и ясно строить свою речь (ОК-17). Профессиональные компетенции (ПК): готовность к работе в контактной зоне с потребителем, консультированию, согласованию вида, формы и объема процесса сервиса (ПК-4); владение навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения [8];

040100 Социология. Виды профессиональной деятельности: организационно-управленческая, педагогическая. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: умение логически верно,

аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2). Профессиональные компетенции (ПК): владение навыками межличностной и межкультурной коммуникации; умение выступать с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований; умение подготовить учебно-методическую документацию по читаемым курсам [9];

071800 Социально-культурная деятельность. Виды профессиональной деятельности: организационно-управленческая, научнометодическая, педагогическая. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); владение навыками использования различных форм, видов устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции (ПК): постановка и подготовка культурнодосуговых программ; культурно-просветительная деятельность с людьми разных возрастов и социальных групп [10];

040400 Социальная работа. Виды профессиональной деятельности: социально-технологическая, педагогическая, организационно-

управленческая, исследовательская, социально-проектная. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: умение логически верно,

аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); знание основ современного русского языка; владение навыками разговорной речи. Профессиональные компетенции (ПК): умение (способность) составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-18); готовность представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19); готовность к управлению проведением деловых переговоров в области организации работы по социальному обслуживанию населения (ПК-28); умение формировать коммуникативный процесс с клиентами в сфере социального обслуживания обслуживанию населения (ПК-28); умение формировать коммуникативный процесс с клиентами в сфере социального обслуживания [11];

031600 Реклама и связи с общественностью. Виды профессиональной деятельности: организационно-управленческая,

коммуникационная, проектная, информационно-аналитическая, научноисследовательская, педагогическая. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: способность свободно пользоваться русским и

иностранным языками как средством делового общения (ОК1). Профессиональные компетенции (ПК): способность к деловой коммуникации в отечественной и международной профессиональной сферах [12];

031300 Журналистика. Виды профессиональной деятельности: авторская - создание материалов для различных типов и видов СМИ с учетом их специфики; редакторская деятельность - приведение предназначенных для размещения в газете, в журнале, на информационной ленте, в теле-, радиоэфире, интернет-СМИ материалов в соответствии с языковыми нормами, профессиональными стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов; проектно-аналитическая деятельность - ... разработка авторских проектов, планирование своей собственной работы; организационно-управленческая деятельность. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: свободное владение письменной и устной речью; способность использования профессионально-ориентированной риторики; владение методами создания понятных текстов (ОК-4); умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); инструментальные ОК: свободное владение нормами и средствами выразительности русского (и родного - национального) языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, при подготовке журналистских публикаций (ОК-17). Профессиональные компетенции (ПК): знание фонетических, лексических, грамматических, семантических, стилистических норм современного русского языка в целом и особенностей их применения в практике современных СМИ (ПК-30); умение редактировать

печатный текст, аудио-, видео- или Интернет-материал, приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями,

технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов (ПК-42); готовить материалы к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами (ПК-57) [13];

100400 Туризм. Виды профессиональной деятельности: организационно-управленческая, сервисная, научно-исследовательская.

Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: знание основ современного русского языка и культуры речи, основных принципов

построения монологических текстов и диалогов, свойств русского языка как средства общения и передачи информации (ОК-4). Профессиональные компетенции (ПК): умение использовать знание русского языка, культуры речи и навыков общения в профессиональной деятельности; владение навыками грамотного письма и устной речи, способностью к коммуникациям в профессиональной деятельности, культурой речи; коммуникативными техниками и технологиями делового общения в туризме; основными коммуникативными методами и приемами делового общения в

профессиональной сфере [14];

030900 Юриспруденция. Виды профессиональной деятельности: нормотворческая, экспертно-консультационная, педагогическая.

Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: способность

логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4). Профессиональные компетенции (ПК): готовность участвовать в разработке нормативно-правовых актов; готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, способность их толковать [15];

230700 Прикладная информатика. Виды профессиональной деятельности: проектная, производственно-технологическая,

организационно-управленческая. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2). Профессиональные компетенции (ПК): умение готовить обзоры, аннотации, составлять рефераты, научные доклады, публикации, библиографии по научно-исследовательской работе в области прикладной математики; владение навыками ведения дискуссии, полемики, диалога [16];

010400 Прикладная математика и информатика. Виды профессиональной деятельности: проектная и производственнотехнологическая, научно-исследовательская, организационно-

управленческая, педагогическая. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: умение аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1); способность и готовность к письменной и устной коммуникации на родном языке (ОК-10). Профессиональные компетенции (ПК): умение составлять научные обзоры, рефераты и библиографии по тематике

проводимых исследований; способность готовить научные и научнотехнические публикации [17];

101100 Гостиничное дело. Виды профессиональной деятельности: производственно-технологическая, организационно-управленческая,

сервисная, научно-исследовательская. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: знание основ современного русского языка и культуры речи, основных принципов построения монологических и диалогических текстов, характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации; готовность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-3). Профессиональные компетенции (ПК): владение основными коммуникативными техниками общения с потребителем и в коллективе; умение использовать знание русского языка, культуры речи и навыков общения в профессиональной деятельности; владение навыками грамотного письма и устной речи, способностью к коммуникациям в профессиональной деятельности, культурой речи [18];

151000 Технологические машины и оборудование. Виды профессиональной деятельности: производственно-технологическая,

организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектноконструкторская. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: умение составлять техническую документацию (графики работ, инструкции, сметы, планы, заявки на материалы и оборудование). Профессиональные компетенции (ПК): готовить техническую документацию по менеджменту качества машин, приводов, систем, различных комплексов и технологических процессов на производственных участках; умение составлять инструкции по эксплуатации оборудования и программ испытаний; умение составлять заявки на оборудование и запасные части, готовить техническую документацию на его ремонт; умение готовить отчетность по установленным формам; участие в работах по составлению научных отчетов по выполненному заданию и по внедрению результатов исследований и разработок в области машиностроения [19];

190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. Виды профессиональной деятельности: экспериментальноисследовательская, организационно-управленческая, сервисно-

эксплуатационная. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2). Профессиональные компетенции (ПК): умение разрабатывать техническую документацию и методические материалы, предложения и мероприятия по осуществлению технологических процессов эксплуатации, ремонта и сервисного обслуживания транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов (ПК-3); способность составлять графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки и другую техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам (ПК-29) [20];

260800 Технология продукции и организация общественного питания. Виды профессиональной деятельности: производственнотехнологическая, организационно-управленческая, научно-

исследовательская, маркетинговая. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: свободное владение письменной и устной речью; способность использовать профессионально ориентированную риторику; владение методами создания понятных текстов (ОК-4); умение логически верно, аргументированно и ясно строить свою речь (ОК-10).

Профессиональные компетенции (ПК): владение практическими навыками разработки нормативной и технологической документации... ; умение оформлять документы для получения разрешительной документации для функционирования предприятия питания; разрабатывать планы и программы внедрения инноваций; разрабатывать документацию по обеспечению качества и безопасности продукции производства на предприятии; составлять описания экспериментов, наблюдений, измерений и

формулировать выводы; разрабатывать техническое задание и техникоэкономическое обоснование на проектирование и реконструкцию

предприятия питания [21];

072600 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Виды профессиональной деятельности: производственно-технологическая, организационно-управленческая, педагогическая. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: владеть русским языком и культурой мышления; умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2). Профессиональные компетенции (ПК): способность осуществлять ведение деловых профессиональных переговоров и деловой переписки (ПК-4); способность выполнять методическую работу, самостоятельно читать лекции или проводить практические занятия [22];

051000 Профессиональное обучение (дизайн). Виды профессиональной деятельности: образовательно-проектировочная,

организационно-технологическая, обучение по рабочей профессии. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: владение культурой мышления, знанием его общих законов, способностью в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОК-18); способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке... (ОК-20); готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики (ОК-21); способность осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности (ОК-22). Профессиональные компетенции (ПК): владение навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения, навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений; владение речевым этикетом [23];

262200 Конструирование изделий легкой промышленности (швейных изделий). Виды профессиональной деятельности: производственно-конструкторская, организационно-управленческая,

проектная (дизайнерская), научно-исследовательская. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2).

Профессиональные компетенции (ПК): способность оформлять

документацию на законченные конструкторские разработки, составлять отчеты о результатах выполненных работ (ПК-12) [24];

072700 Искусство костюма и текстиля. Виды профессиональной деятельности: научно-исследовательская, организационно-управленческая. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: умение верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь [25];

100800 Товароведение. Виды профессиональной деятельности: организационно-управленческая в области товарного менеджмента,

оценочно-аналитическая. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2). Профессиональные компетенции (ПК): умение анализировать рекламации и претензии к качеству товаров, готовить заключения по результатам их рассмотрения (ПК-8); умение составлять и анализировать договоры купли-продажи (контракты) потребительских товаров [26];

Бухгалтерский учет, анализ и аудит (Проект ФГОС высшего

профессионального образования). Виды профессиональной деятельности: учетно-аналитическая, аудиторская и контрольно-ревизионная, финансовоэкономическая, организационно-управленческая, научно-педагогическая. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); навыки литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке; навыки научной и публичной речи, аргументации, ведения дискуссии. Профессиональные компетенции (ПК): способность преподавать

дисциплины по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту в образовательных учреждениях общего и профессионального образования [27];

Финансы и кредит (Проект ФГОС высшего профессионального образования). Виды профессиональной деятельности: финансово-

экономическая, учетно-аналитическая, организационно-управленческая, научно-педагогическая. Общекультурные компетенции (ОК), задачи подготовки: умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); навыки литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке; навыки научной и публичной речи, аргументации, ведения дискуссии. Профессиональные компетенции (ПК): способность преподавать финансовые и экономические дисциплины в образовательных учреждениях общего и профессионального образования [28].

Кроме всего перечисленного, эффективное осуществление разнообразных видов учебной, научно-исследовательской деятельности студента, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы требуют хороших знаний и навыков в области русского языка, основ стилистики.

Сегодня нельзя не видеть объективной необходимости особого внимания к русскому языку:

- с одной стороны, русский язык выполняет функции не только национального языка русского народа, но и языка межнационального общения многонационального государства, государственного языка РФ, кроме того - функцию одного из шести международных, мировых языков, на которых работает ряд авторитетных международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ВОЗ и др.);

- с другой стороны, современная российская действительность характеризуется снижением речевой культуры говорящих на русском языке, утратой вкуса к русскому слову, отсутствием должного уважения к русскому литературному языку.

Повышение уровня общей культуры, и речевой, в частности, отдельной личности и общества, в целом, предполагает повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием, хорошо владеющих не только иностранным, но и русским литературным языком, а именно:

1) объективную оценку роли русского языка в обществе как одного из государствообразующих элементов;

2) понимание того, что русский язык - это важнейший фактор формирования национального, гражданского самосознания россиян;

3) осознание того, что национальной идеей, объединяющей общество, может и должен стать, в первую очередь, русский язык;

4) осознание необходимости формирования личной коммуникативноречевой культуры - устойчивых навыков свободного и эффективного речевого поведения с помощью различных средств литературного русского языка в самых разнообразных коммуникативных ситуациях;

5) формирование потребности в самосовершенствовании - развитии собственных языковых способностей, совершенствовании умений, приобретенных навыков в области использования средств русского литературного языка.

Русский язык как средство не только общегуманитарного, филологического, но и профессионального образования, средство реализации компетентностного подхода к подготовке бакалавров различных нефилологических направлений и специальностей использует свои богатейшие возможности преимущественно в прикладном аспекте, формируя выпускника с высшим образованием:

- способного к осознанной гражданской самоидентификации, осознающего многогранность русского языка как общественного, социального, культурного явления;

- компетентного, конкурентоспособного, подготовленного

к профессиональной деятельности не только на иностранном, но и на русском языке, отвечающего общественным, рыночным тенденциям, готового к продолжению образования и на русском языке.

Освоение русского языка как государственная задача должно предусматриваться циклом гуманитарных дисциплин всех ступеней образования и направлений профессиональной подготовки.

«Выучить несколько языков, - говорил Вольтер, - дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни» [См.: 29, с.14].

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

2. Проект Федерального образовательного стандарта среднего (полного) образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

3. Федеральные образовательные стандарты начального профессионального образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. -Режим доступа: http://mon.gov.ru.

4. Федеральные образовательные стандарты среднего профессионального

образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. -Режим доступа: http://mon.gov.ru.

5. Федеральные образовательные стандарты высшего профессионального

образования (бакалавриат) / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

6. Федеральные образовательные стандарты высшего профессионального

образования (магистратура) / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

7. Федеральные образовательные стандарты высшего профессионального

образования (специалитет) / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

8. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 Сервис (квалификация (степень) «бакалавр») / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

9. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования

по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень)

«бакалавр») / Министерство образования и науки Российской Федерации. -Режим доступа: http://mon.gov.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования

по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность. /

Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

11. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования

по направлению подготовки 040400 Социальная работа / Министерство

образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

12. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования

по направлению подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью /

Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

13. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 Журналистика / Министерство образования и

науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

14. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм: Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

15. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

16. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Режим доступа: http://mon.gov.ru.

17. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010400 Прикладная математика и информатика / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

18. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 101100 Гостиничное дело / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

19. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 151000 Технологические машины и оборудование / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

20. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

21. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 260800 Технология продукции и организация общественного питания / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

22. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 72600 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

23. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (дизайн) / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

24. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 262200 Конструирование изделий легкой промышленности (швейных изделий) / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

25. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072700 Искусство костюма и текстиля / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

26. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100800 Товароведение / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

27. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки Бухгалтерский учет, анализ и аудит (Проект ФГОС высшего профессионального образования) / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

28. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки Финансы и кредит (Проект ФГОС высшего профессионального образования) / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru.

29. Розенталь Д. Э. А как сказать лучше? // Электронная библиотека. - Режим доступа: http://bookz.ru collection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.