Научная статья на тему 'Компетентностно-ориентированный подход в образовании'

Компетентностно-ориентированный подход в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудашова Л. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностно-ориентированный подход в образовании»

У будущих и настоящих родителей происходит изменение мотивации, внутренних ценностей - от навязанных средствами массовой информации искусственных ценностей на приоритет семьи, формируется понимание личной ответственности за развитие и здоровье детей. В результате у родителей развивается способность безусловного принятия ребенка, вырабатываются навыки позитивного воспитания детей, что приводит к положительным изменениям в отношениях между членами семьи, между родителями и детьми.

Кудашова Л.Т.

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Россия, worldlucy@mail.ru

Государство предъявляет высокие требования к современному образовательному процессу. Модернизация системы высшего профессионального образования связана с переходом страны на инновационный путь развития, на новую образовательную модель подготовки специалистов. Эта модель называется компетентностной, так как основывается на компетентностном подходе в образовании.

В основу данной модели подготовки специалистов положены компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза (компетенция - единство знаний, умений и личностных качеств, что позволяют специалисту успешно вести профессиональную и социальную деятельность в условиях постоянных изменений). Построение компетентностной образовательной модели высшего профессионального образования направлено на разработку новых моделей выпускников и новых моделей их подготовки на базе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) третьего поколения.

Образовательные программы, разработанные на основе компетентностно-ориентированного подхода, регламентируют цели и ожидаемые результаты обучения, содержание, технологии обучения и оценивания. Данные положения образовательных программ разрабатываются и реализуются вузами самостоятельно. Перестройка образования связана с формированием новой образовательной среды вуза, которая должна гармонично реализовывать контекстное обучение с помощью всей системы форм, методов и средств технологий обучения, оценивания, что позволяет моделировать в учебном процессе многоаспектное содержание будущей профессиональной деятельности обучающегося. Отличие данной модели образования от традиционной, основанной на знаниях, умениях, навыках выпускника, заключается в определении готовности специалиста успешно вести деятельность на основе полученных знаний, умений и личностных качеств.

Важным аспектом является подготовка кадров в области профессионального образования именно по тем компетентностным моделям, которые требует на сегодняшний день общество.

При разработке основных образовательных программ необходимо решение ряда проблем.

Для составления компетентностной модели выпускника требуется установление контактов с основными работодателями, чтобы учесть их интересы. Формируя перечень компетенций выпускника, необходимо обратиться к опыту профессорско-преподавательского состава; рекомендациям экспертов, отзывам выпускников, а также стандартам прошлого поколения.

Определенную сложность вызывает этап разработки паспортов компетенций и дескрипторов уровней освоения. На данном этапе удобно пользоваться руководствами, относящимися к различным уровням Таксономии Блума. Определяются ступени уровней освоенности компетенции и отличительные признаки.

Далее формируется дисциплинарная структура основной образовательной программы, где согласно требований ГОС ВПО перечисляются учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения; устанавливается перечень дисциплин для разработки программ и их трудоемкость в зачетных единицах. При разработке карт (паспортов компетенций) устанавливаются отношения между компетенциями и дисциплинами, а также междисциплинарные связи.

На основе учебного плана с установленной трудоемкостью между дисциплинами, разрабатываются рабочие программы дисциплин в кредитно-модульном формате и разрабатываются диагностические средства для контроля сформированности компетенций. Программы дисциплин преподавателями разрабатываются на основании компетентностно-ориентированного учебного плана и паспортов компетенций. При формировании программы и учебно-методического комплекса дисциплины необходимо указать цели и задачи дисциплины; место дисциплины в структуре ООП, требования к результатам освоения дисциплины, объем и содержание дисциплины и виды учебной работы; междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами; образовательные технологии, реализуемые в учебном процессе; учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины. Также должны быть представлены методические рекомендации для преподавателей и студентов по самостоятельной работе.

Разработка и реализация ГОС ВПО третьего поколения требует и прогрессивного развития профессорско-преподавательского состава в направлении овладения новыми методами, образовательными технологиями, организационными формами, оценочными средствами, отвечающими студентоцентрирован-ной ориентации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.