Научная статья на тему 'Компетентностно-контекстный подход к разработке содержания образования в инженерном вузе'

Компетентностно-контекстный подход к разработке содержания образования в инженерном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / ТЕОРИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ / NEW EDUCATIONAL STANDARDS / COMPETENCE APPROACH / PRINCIPLES OF FORMATION OF THE EDUCATIONAL PROGRAMS / THEORY OF CONTEXT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каратаева Наталья Геннадьевна

Рассмотрены особенности отражения компетентностного подхода в ФГОС ВПО нового поколения: участие работодателей в разработке образовательных программ; использование инновационных педагогических технологий и др. Приведены принципы формирования образовательной программы, ее реализации и контроля усвоения курсантами, сформулированные с позиций теории контекстного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каратаева Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence-context approach to the development of the content of education in engineer university

The author describes special characteristics of competence approach to the new educational standards: employer's participation in the process, use of innovation pedagogical technologies, etc. The article presents principles of formation of the educational program, its realization and monitoring of its study by the students. All the above mentioned principles are formed on the bases of the theory of context education.

Текст научной работы на тему «Компетентностно-контекстный подход к разработке содержания образования в инженерном вузе»

43

Н.Г. Каратаева

V.

компетентностно-контекстный подход к разработке содержания образования в инженерном вузе

рассмотрены особенности отражения компетентностного подхода в ФГос впо нового поколения: участие работодателей в разработке образовательных программ; использование инновационных педагогических технологий и др. приведены принципы формирования образовательной программы, ее реализации и контроля усвоения курсантами, сформулированные с позиций теории контекстного обучения.

Ключевые слова: образовательные стандарты нового поколения, компетент-ностный подход, принципы формирования образовательной программы, теория контекстного обучения.

Образовательные стандарты второго поколения, принятые в 2000 г., имели целый ряд позитивных моментов, однако сохранили ориентацию на «знаниевую» модель высшего профессионального образования. Основной акцент делался на формирование перечня учебных дисциплин, их содержания и объема, а не на требованиях к уровню освоения учебного материала, не обеспечивалась гибкость программ при подготовке выпускника под конкретного потребителя, не учитывались современные международные тенденции развития высшего образования.

К числу отличительных особенностей третьего поколение ФГОС ВПО, разработанных на основе компетентностного подхода, можно отнести:

- отсутствие федерального, регионального и вузовского компонентов при значительном расширении свободы вузов при разработке основных образовательных программ (ООП);

- обоснование требований к результатам освоения основных образовательных программ в виде компетенций;

- установление новой формы исчисления трудоемкости освоения ООП студентами в виде зачетных единиц (кредитов).

Отражение компетентностного подхода в новых стандартах осуществляется по следующим направлениям: 1) определение сущности компетенций и их разделение на общекультурные и профессиональные;

2) отражение потребностей рынка труда; 3) участие работодателей в доопределении профессиональных компетенций и разработке ООП;

педагогика высшей школы

4) использование инновационных образовательных технологий; 5) формирование структуры образовательной программы; 6) проверка освоенных компетенций. Рассмотрим их несколько подробнее.

1. Определение сущности компетенций и их структуры. В новых ФгОС ВПО требования к результатам освоения образовательных программ представлены в виде определенного набора компетенций, которыми должен обладать бакалавр. При этом компетенция определяется как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

2. Отражение потребностей рынка труда. В стандартах второго поколения требования рынка труда представлены косвенно в квалификационной характеристике выпускника, взятой из справочника должностей, утвержденного постановлением Минтруда России еще в 1998 г. В новых стандартах эти требования отражены, прежде всего, в формулировке цели образовательной программы. В Разъяснениях по формированию ФгОС ВПО определено, что перед началом разработки ООП вуз должен определить главную цель (миссию) программы, цели в области воспитания и обучения, учитывающие ее специфику, направление и профиль подготовки, особенности научной школы, потребности рынка труда.

3. Участие работодателей. Переход к компетентностной модели предусматривает участие работодателей как в разработке образовательной программы, так и в контроле ее качества. конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Для максимального приближения текущей и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться, кроме преподавателей конкретной дисциплины, работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины, и т.п.

4. Использование инновационных образовательных технологий. В «Разъяснениях» определены образовательные технологии, обеспечивающие реализацию компетентностного подхода: широкое использование в учебном процессе семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов в сочетании с внеаудиторной работой. должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных

организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Должен быть также обеспечен доступ студентов к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

5. Формирование структуры образовательной программы. В новых ФГОС ВПО для бакалавров нет указания на прямую связь структуры образовательной программы с формируемыми компетенциями. Определено, что ООП подготовки бакалавров предусматривает изучение учебных циклов (гуманитарный, социальный и экономический цикл; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл) и разделов (физическая культура, практика и научно-исследовательская работа).

Учебные циклы имеет базовую (обязательную) часть и устанавливаемую вузом вариативную (профильную). С каждым учебным циклом связывается комплекс приобретаемых знаний, умений и навыков, что обеспечивает формирование определенного набора компетенций. При этом вариативная часть цикла должна давать возможность не только расширения или углубления знаний, умений, навыков, но и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей).

6. Проверка освоенных компетенций. Она обусловлена необходимостью разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений, компетенций будущих выпускников. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) должны создаваться фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др., условия для максимального приближения текущей и промежуточной аттестации студентов к условиям их будущей профессиональной деятельности.

Проведенный нами анализ требований нормативных документов, образовательных стандартов, практики европейских вузов по использованию компетентностного подхода, особенно в рамках международного проекта «Настройка образовательных структур в Европе» (TUNING), позволил выявить и систематизировать комплекс принципов компе-тентностного подхода, составляющих основу построения образовательных программ Морской государственной академии им. адмирала Ф.Ф. Ушакова.

Эти принципы, сформулированные с позиций теории контекстного обучения [1; 2], мы разделили на три группы: принципы формирования образовательной программы, принципы ее реализации и принципы контроля эффективности усвоения курсантами содержания программы.

Педагогика и психология

педагогика высшей школы

К принципам формирования образовательной программы мы отнесли:

1) необходимость участия работодателей в проведении образовательной политики;

2) определение требований к результатам освоения ООП подготовки бакалавров и магистров в целом и их разделов в виде компетенций в сфере профессиональной и социально-личностной деятельности;

3) определение компетенций выпускников с учетом основных функций и видов профессиональной деятельности;

4) выделение в структуре учебного плана модулей, позволяющих формировать у курсантов определенные компетенции;

5) развитие у будущих выпускников способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности - основная задача вузовского образования.

К принципам реализации образовательной программы мы отнесли следующее:

1) внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;

2) широкое использование в учебном процессе педагогических технологий контекстного типа, обеспечивающих в сочетании с внеаудиторной работой эффективное формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций студентов;

3) организация в рамках учебных курсов встреч с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классов экспертов и специалистов;

4) создание педагогических условий формирования у будущих выпускников опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем.

Принципами контроля эффективности процесса усвоения образовательных программ мы считаем следующее:

1) обеспечение гарантии качества подготовки бакалавров посредством реализации с привлечением представителей работодателей соответствующей стратегии, регулярного проведения самообследования по согласованным критериям и сопоставления с другими образовательными учреждениями;

2) создание фондов оценочных средств, включающих типовые задания, контрольные работы, тесты, методы контроля и позволяющих оценить уровень приобретенных компетенций для аттестации курсантов на соот-

ветствие их персональных достижений поэтапным требованиям образовательной программы;

3) максимальное приближение программ и процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности.

Представленную классификацию принципов компетентностного подхода можно рассматривать в качестве методологической основы формирования образовательных программ и оценки их качества в инженерном вузе.

Библиографический список

1. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М., 2009.

2. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32-37.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.