Научная статья на тему 'Компенсационная функция журналистики, ее роль и значение'

Компенсационная функция журналистики, ее роль и значение Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
259
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕНСАЦИОННАЯ ИЛИ КОМПЕНСАТОРНАЯ ФУНКЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / ИСКУССТВО / ВОСПРИЯТИЕ / СМИ / ГАЗЕТЫ / ЖУРНАЛЫ / РАДИО / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ОБРАЗ / ПРОДУКТ ВООБРАЖЕНИЯ / COMPENSATION OR COMPENSATORY FUNCTION OF JOURNALISM / ART / PERCEPTION / MEDIA / NEWSPAPERS / MAGAZINES / RADIO / TELEVISION / PUBLIC OPINION / HEDONISTIC FUNCTION / MORALITY / ETHICS / IMAGE / PRODUCT OF THE IMAGINATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стариков Александр Георгиевич

Рассмотрена роль и значение новой функции журналистики – компенсационной, присущей ранее только искусству. Отмечены ее плюсы и минусы для телезрителя и аудитории других массмедиа. Обозначены проблемы современных электронных и печатных СМИ в борьбе за высокие рейтинги. Для их решения предлагается при массмедиа создавать наблюдательные советы, которые способствовали бы поднятию художественного и нравственного уровня телеи радиопрограмм, материалов газет и журналов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Compensatory Function of Journalism, Its Role and Significance

The role and significance of the new feature of journalismcompensation which earlier was connected only with art is considered. The advantages and disadvantages for TV auditory and other media are mentioned.The problems of modern electronic and print media in the struggle for the high ratings are analyzed. To improve the situation we suggest to create supervisory board, which will contribute to raising the artistic and moral level of TV and radio programs, materials, newspapers and magazines.

Текст научной работы на тему «Компенсационная функция журналистики, ее роль и значение»

УДК 316, 647.8:659.3

КОМПЕНСАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ, ЕЕ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ

© 2013 г. А.Г. Стариков

Стариков Александр Георгиевич -кандидат политических наук, доцент,

кафедра связей с общественностью, Донской государственный технический университет, пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344000, E-mail: vgastars@mail.ru.

Starikov Aleksandr Georgievich -Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Department of Public Relations, Don State Technical University, Gagarin Sq., 1, Rostov-on-Don, 344000, E-mail: vgastars@mail.ru.

Рассмотрена роль и значение новой функции журналистики - компенсационной, присущей ранее только искусству. Отмечены ее плюсы и минусы для телезрителя и аудитории других массмедиа. Обозначены проблемы современных электронных и печатных СМИ в борьбе за высокие рейтинги. Для их решения предлагается при массмедиа создавать наблюдательные советы, которые способствовали бы поднятию художественного и нравственного уровня теле-и радиопрограмм, материалов газет и журналов.

Ключевые слова: компенсационная или компенсаторная функция журналистики, искусство, восприятие, СМИ, газеты, журналы, радио, телевидение, общественное мнение, гедонистическая функция, мораль, нравственность, образ, продукт воображения.

The role and significance of the new feature of journalism- compensation which earlier was connected only with art is considered. The advantages and disadvantages for TV auditory and other media are mentioned .The problems of modern electronic and print media in the struggle for the high ratings are analyzed. To improve the situation we suggest to create supervisory board, which will contribute to raising the artistic and moral level of TV and radio programs, materials, newspapers and magazines.

Keywords: compensation or compensatory function of journalism, art, perception, media, newspapers, magazines, radio, television, public opinion, hedonistic function, morality, ethics, image, product of the imagination.

В современной научной литературе (Е.В. Ах-мадулин, Е.П. Прохоров, С.Г. Корконосенко, Л.Н. Федотова, И.Д. Фомичева, О.Н. Савинова) [1 - 6] обозначены и исследуются различные функции журналистики, их социальная роль, трансформация. Среди них - информационно-коммуникативная, социальной адаптации, социально-педагогическая, интегрирующая, регулирующая, идеологическая, дифференцирующая, контрольная, организаторская, культуроформирующая с воспитательной подфункцией, рекреативная или релаксационная и гедонистическая, образовательно-просветительская, духовно-просветительская, методологическая, комментирующая, управленческая, ориентирующая функции [1, с. 216 - 236].

Если проанализировать период советской истории, то легко убедиться, что тогда явно доминировали идеологические функции, формировавшие в общественном сознании коммунистическое мировоззрение с его принципами, идеалами и убеждениями. Неспроста СМИ находились под жестким контролем КПСС. Партия была издателем ряда крупнейших изданий: газет «Правда», «Советская Россия», «Социалистическая индустрия», «Сельская жизнь», журналов «Коммунист», «Партийная жизнь» и др. Она осуществляла подбор руководящих кадров как в собственные, так и в подконтрольные ей

СМИ, которые издавали комсомол, профсоюзные комитеты, пионерские и другие общественные организации, а также творческие союзы. Через назначенных редакторов и других руководителей газет, журналов, радио и телевидения четко проводилась политика КПСС. Публиковались материалы о партии, ее лидерах, передовых рабочих и колхозниках, отличившихся в социалистическом соревновании и на стройках коммунизма, официальные материалы партийных съездов, пленумов и конференций.

При всей идеологизированности СМИ надо отдать им должное за активную публикацию просветительских и воспитательных материалов. И не только с позиций марксизма-ленинизма, но и с учетом общечеловеческих ценностей, национальных традиций. Большое внимание массмедиа уделяли образовательной функции. Так, в 70 - 80 гг. прошлого столетия на телевидении при наличии всего трех каналов один был образовательный. И не только жители мегаполисов, но и глубинки имели возможность прослушать лекции ведущих ученых страны, поупражняться в иностранных языках, посмотреть фильмы по произведениям российских и зарубежных классиков, входящих в школьную или вузовскую программу. Так телевидение реализовывало на деле культуроформирующую и образовательную функции.

Со сменой социально-экономической формации в стране и ее переходом к рыночным отношениям ситуация коренным образом изменилась. В СМИ началась вакханалия, не вписывающаяся в рамки здравого смысла. Теперь при формировании телевизионной сетки вещания руководители каналов меньше всего думают о повышении культурного уровня своего народа. Во главу угла они ставят не художественную и воспитательную ценность произведения, а рейтинг программ. Это подтвердил и бывший министр культуры РФ М. Швыдкой.

На вопросы: «Что министерство культуры предпринимает, чтобы СМИ в целом и телевидение в частности выполняли такие важные социальные функции, как культуроформи-рующая, воспитательная, образовательная, интеграционная? Почему на ТВ так мало передач, несущих телезрителю разумное, доброе, вечное, передающих молодому поколению нравственные ценности нашего народа?» он ответил: «СМИ и в том числе и телевидение находятся в рыночных отношениях. Поэтому в первую очередь в сетку вещания ставятся рейтинговые передачи, обеспечивающие значительную аудиторию и соответственно приток рекламы. Сейчас ЦК КПСС с его идеологическим отделом нет, и никто не может приказать телеканалам, что ставить, а что нет» [7, с. 160 - 161].

По такому же принципу работают и руководители массовых, или так называемых «желтых» печатных изданий. Страницы многих газет и журналов, эфир радио и экраны телевидения заполонили пошлые и малохудожественные материалы и программы, «мыльные оперы» с историями из жизни «золушек», которым удалось найти своего «принца» - олигарха и комфортно устроить свою жизнь. И миллионы россиян, едва сводящих концы с концами, каждый вечер устремляются к телевизору, чтобы не пропустить продолжение сказки. Они любуются роскошными особняками, машинами, яхтами. Всем тем, что им недоступно. И здесь можно говорить о том, что в журналистике появилась еще одна функция, ранее не упоминавшаяся в научной литературе по теории журналистики, -компенсационная. Она считалась одной из функций искусства. Но теперь с активным развитием телеиндустрии и расширением возможностей телевидения ее вполне можно

отнести и к журналистике. Вот что говорили об этой функции философы, занимавшиеся теоретическими исследованиями в области искусства: «Художественный образ - продукт воображения и фантазии - оказывает на человека, как мы видим, идейно-эмоциональное воздействие порой даже больше, чем непосредственно окружающие его жизненные явления. Эта особенность искусства дает возможность духовно восполнять то, что недостает человеку в его неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей... Человек не может примириться с необходимой ограниченностью своего существования, и искусство позволяет ему прожить тысячи жизней, быть причастным к великим творческим свершениям, участвовать в захватывающих путешествиях и поисках, ощущать силу любви, даже если в жизни тебе счастье не улыбнулось. Эту чудодейственную силу искусства называют его компенсационной, или компенсаторной функцией» [8, с. 230 - 231].

Казалось бы, замечательно, что произведение, показанное по телевидению, восполняет зрителям то, что они недополучают в жизни. Но при этом не следует забывать, что в искусстве, а в нашем случае - в продукте СМИ, важно не только что показывают, но и то как показывают, как оценивается показанное. «На основе духовного общения между искусством и публикой, на основе художественной коммуникации возникает и вполне реальное воздействие произведений искусства на человеческую личность, на его индивидуальные установки, неосознанные вкусы и сознательные идеалы, а через них - на его поведение и деятельность. Здесь уже произведение искусства выступает как субъект, а личность реципиента как объект его воздействия» [8, с. 96].

Трудно сейчас сказать, сколько молодых людей после просмотра фильма «Бригада» стали подражать его главному герою - бандиту Саше Белому и его друзьям. Сколько из них ступило на тропу криминала? Как пополнились молодежью организованные преступные группировки? А каково воздействие на зрителя других многочисленных фильмов, в которых честные полицейские борются с криминалом, а криминал находится под надежной «крышей» властей? И кто тут более симпатичен зрителю - честный полицейский,

бандит или влиятельный чиновник? Судя по данным вступительных экзаменов в вузы в прошедшем году, все-таки более привлекателен для молодых - чиновник, так как конкурсы на специальности, связанные с государственным и муниципальным управлением, оказались в стране самыми высокими. Это в условиях, «когда, - как утверждает А.Д. Керимов, - безраздельно господствует мораль исторической безответственности, инфантильного, гедонистически ориентированного потребительского человека, чуждого аскетической духовности, когда торжествует принцип "все имеет свою цену" или, иными словами, все продается и все покупается, обессмысливаются, в значительной мере утрачивают свое право на существование все иные человеческие мотивации, кроме экономической, все то, что в принципе не поддается или почти не поддается измерению в денежном эквиваленте. В результате рыночная система сама по себе относится настороженно, в лучшем случае индифферентно, к искусству и литературе, академическому образованию, фундаментальной науке и т.п. А сдержанное или негативное отношение к названным и другим формам духовного производства, в сущности, равносильно препятствованию общественному прогрессу, который в принципе неверно отождествлять исключительно с технико-технологическими и экономическими достижениями, поскольку он, помимо этого, предполагает заботу об интеллектуальном и духовно-нравственном росте как отдельной личности, так и всего человечества» [9, с. 13 - 14].

«Только государство в состоянии обеспечить всемерную поддержку, устойчивое развитие фундаментальной науки, академического образования, искусства и литературы, других форм деятельности, видящихся в крайне надменном и столь же невежественно-убогом восприятии собственников средств производства, магнатов капитала не более чем аристократической блажью, нелепой причудой, не обещающей никаких непосредственных выгод» [9, с. 15].

Думается, что компенсационную функцию следует рассматривать не только как восполняющую человеку посредством массмедиа неудовлетворенные потребности, но и как проектировочную деятельность, предусматривающую обработку сознания людей. По мнению С.Х. Раппопорта, искусство «изменяет

не только отдельные отношения. Оно вторгается глубоко в личностный мир человека и влияет на самые основы его многообразных отношений к миру и к самому себе» [10, с. 26]. При этом моделируется структура искусства. Она включает такие стороны, как познавательная, оценочная, проектировочная (проектирование духовно-практического воздействия искусства), коммуникативная. Рассматривая структуры духовно-практического воздействия искусства, С.Х. Раппопорт выделяет следующие элементы: художественное познание действительности в процессе восприятия; переживания, вызванное произведением. Суммируясь, все эти элементы произведения оказывают духовно-практическое воздействие на своих слушателей, читателей, зрителей. Какое же воздействие оказывают массмедиа на современную молодежь? Приоритет каким профессиям она отдает? В анкетировании приняли участие 211 студентов ДГТУ 1991 -1992 гг. рождения, обучающихся по специальностям «Связи с общественностью» и «Реклама». Их задача была назвать десять наиболее престижных, на их взгляд, профессий нашего времени. После обработки анкет десятка выглядит так: 1 -е место - юрист; 2-е -врач; 3-е - рекламисты и пиар-менеджеры (думается, здесь сыграла роль приверженность студентов к избранной профессии); 4-е -государственный служащий, министр, депутат; 5-е - экономист, финансист; 6-е - бизнесмен, предприниматель; 7-е - директор и топ-менеджер коммерческой структуры; 8-е -программист; 9-е - работник шоу бизнеса, певец; 10-е - журналист, теле- и радиоведущий [11, с. 29].

Почему же выбор был именно таким, а не иным? Не названы среди престижных профессий летчики, космонавты, моряки, геологи. Причина в том, что их просто-напросто вытеснили из медийного пространства и заменили представителями других, модных ныне профессий. Это подтверждает и анализ передач радио и ТВ, публикации в газетах и журналах, и опрос студентов, в котором они определили и десятку героев нашего времени: 1) Владимир Путин; 2) Дмитрий Медведев; 3) Юрий Гагарин; 4) Алла Пугачева; 5) Сергей Безруков; 6) Владимир Жириновский; 7) Владимир Высоцкий; 8) Елена Исинбаева; 9) Филипп Киркоров; 10) Дмитрий Хворостовский. Кроме Юрия Гагарина, здесь политики, пев-

цы, актеры и спортсмены. А если учесть, что Гагарина и Высоцкого уже нет с нами, то их место могут занять Иван Ургант, Федор Емельяненко, Гарик Мартиросян, Миша Га-лустян, Ксения Собчак, Иван Охлобыстин, пока не вошедшие в десятку. Они тоже спортсмены, актеры, шоумены, но отнюдь не представители героических профессий. Это те, кого мы ежедневно видим на экранах наших телевизоров и кто обеспечивает телеканалам высокие рейтинги [7, с. 161].

Эти примеры - подтверждение того, как в произведениях искусства, других средствах массовой коммуникации может доминировать и извращаться та или другая человеческая деятельность, как появляется широкое поле для манипуляции общественным сознанием. И преуспевать здесь будут крупные медиа-магнаты, СМИ которых работают на отстаивание их финансовых и политических интересов. «А у нас сегодня, - как считает Ю. Поляков, - чуть ли не 80 % эфира отдано криминалу, чернухе и пошлятине в самых разных вариациях. Конечно, тянуть общество вниз легче и дешевле. так устроено: чем выше рейтинг, тем дороже реклама. А куда идут доходы от рекламы? Сиротам? Пенсионерам? Сельским школам? Нет. Выходит, вся страна смотрит только ради того, чтобы кучка "телебаронов" жила от пуза. Во всех развитых странах есть мощные наблюдательные советы - они отслеживают "контенты" телеканалов: чтобы не развращали, чтобы "не экономили правду", чтобы не ставили корпоративные интересы выше государственных, чтобы не глумились над национальными святынями» [12, с. 3].

С другой стороны, возврат к цензуре поставит крест на свободе печати и слова в России и сильно ударит по демократии. Оставить все как есть нельзя, так как это приведет к очередному взлету безнравственности в СМИ, борющихся за высокие рейтинги. Мы увере-

Поступила в редакцию

ны, что сегодня как никогда назрела необходимость создания наших отечественных наблюдательных советов, анализирующих деятельность СМИ и дающих свои советы по ее улучшению. В их состав могли бы войти авторитетные ученые, журналисты, деятели искусства, юристы, т.е. те люди, которых называют совестью нации.

Литература

1. Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики: учеб. пособие. М., 2008.

2. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2009. 368 с.

3. Корконосенко С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение. М., 2010. 247 с.

4. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. СПб., 2002. 89 с.

5. Фомичева И.Д. Социология СМИ. М., 2007. 336 с.

6. Савинова О.Н. К вопросу о трансформации функций журналистики // Медиаскоп. 2010. № 4. URL: http:// ifiyak.sfu-kras.ru/sites/language...ru/.../GEK_ Zhurnalistika_2013.doc (дата обращения: 29.01.2013).

7. Стариков А.Г. Где ты, страна героев, страна мечтателей, страна ученых? // Государственное и муниципальное управление №1. Ростов н/Д, 2012.

8. Столович Л.Н. Жизнь - творчество - человек: функции художественной деятельности. М., 1985.

9. Керимов А.Д. Стратегические просчеты российской политической элиты. М., 2011.

10. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. М., 1978.

11. Стариков А.Г. Престиж личности и профессии в зеркале средств массовой коммуникации и в суждениях студенческой молодежи // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2012. № 5.

12. Поляков Ю. Суверенная демократия // Аргументы и факты. 2013. № 4.

11 февраля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.