Научная статья на тему 'Коммуникативные стратегии в педагогическом взаимодействии в образовательном процессе'

Коммуникативные стратегии в педагогическом взаимодействии в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
661
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ / ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ / АЛГОРИТМ ПОШАГОВОГО ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ / COMMUNICATIVE STRATEGY / PEDAGOGICAL INTERACTION / LEVELS OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE STRATEGIES / LEVEL INDICATORS / ALGORITHM FOR DOING EXERCISES STEP-BY-STEP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веретенникова Людмила Кузьминична, Выгонская Галина Михайловна

Статья посвящена вопросам формирования коммуникативных стратегий, что обусловлено процессом модернизации системы образования, изменением его содержания и структуры в педагогическом процессе. Проведено исследование уровней коммуникативных стратегий в педагогике. Данный аспект слабо разработан в теории и практике высшего профессионального образования. Авторами предложен подход к разработке системы заданий и упражнений для формирования коммуникативной стратегии и соответствующих компетенций обучающихся, что и обусловило актуальность данной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веретенникова Людмила Кузьминична, Выгонская Галина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE STRATEGIES IN PEDAGOGICAL INTERACTION WITHIN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article deals with the issues of communicative strategies in the pedagogical process. The levels of development of communicative strategies of interactions in the pedagogical process are revealed. This aspect is poorly studied in the theory and practice of higher professional education. The authors suggest an approach to the development of a system of tasks and exercises for the formation of a communicative strategy and corresponding competencies of students which lead to the topicality of this work.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные стратегии в педагогическом взаимодействии в образовательном процессе»

педагогическиеi

технологии!

1УДК 378 ББК 74.58

КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Л. К. Веретенникова, Г. М. Выгонская

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования коммуникативных стратегий, что обусловлено процессом модернизации системы образования, изменением его содержания и структуры в педагогическом процессе. Проведено исследование уровней коммуникативных стратегий в педагогике. Данный аспект слабо разработан в теории и практике высшего профессионального образования. Авторами предложен подход к разработке системы заданий и упражнений для формирования коммуникативной стратегии и соответствующих компетенций обучающихся, что и обусловило актуальность данной работы.

Ключевые слова: коммуникативная стратегия, педагогическое взаимодействие, уровни развития коммуникативных стратегий, показатели уровней, алгоритм пошагового выполнения упражнений.

COMMUNICATIVE STRATEGIES IN PEDAGOGICAL INTERACTION WITHIN THE EDUCATIONAL PROCESS

L. K. Veretennikova, G. M. Vygonskaya

Abstract. The article deals with the issues of communicative strategies in the pedagogical process. The levels of development of communicative strategies of interactions in the pedagogical process are revealed. This aspect is poorly studied in the theory and practice of higher professional education. The authors suggest an approach to the development of a system of tasks and exercises for the formation of a communicative strategy and corresponding competencies of students which lead to the topicality of this work.

Keywords: communicative strategy, pedagogical interaction, levels of development of communicative strategies, level indicators, algorithm for doing exercises step-by-step.

Современные тенденции в образовании обусловлены изменениями, происходящими в информационной и технологической сферах, которые усилили необходимость обеспечения более высокого уровня профессиональных компетенций у студентов, что невозможно без совершенного знания как педагогики, так и методики начального общего образования (НОО).

В современном образовательном пространстве огромное внимание уделяется изучению данных дисциплин бакалаврами как средству профессионального взаимодействия в педагогической деятельности, в связи с чем процесс их подготовки на современном этапе предполагает овладение обучающими коммуникативными стратегиями взаимодействия.

Тенденции развития образовательного процесса вынуждают менять подходы к образованию и обучению как в общеобразовательной, так и в высшей школе.

Современное общество требует сегодня не просто специалистов, хорошо владеющих педагогикой и методикой обучения, профессионально владеющих предметной областью знаний, но и способных к творчеству, состоявшихся учителей, готовых оперативно адаптироваться к постоянным технологическим и социальным изменениям, владеющих методами коммуникационного взаимодействия, направленными на решение постоянно усложняющихся педагогических задач.

Коммуникативные стратегии эффективного педагогического взаимодействия применительно к процессу подготовки студентов профиля «Педагогическое образование» понимаются как коммуникативные действия, необходимые в процессе общения, направленные на достижение поставленных целей в педагогической сфере.

Названный процесс направлен на формирование у обучающихся универсальных учебных действий, метапредметных умений, которые рассматриваются нами как способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения и создания нового педагогического опыта, в том числе опыта инновационной деятельности.

В качестве условий, определяющих успешность овладения и применения коммуникативных стратегий в педагогической сфере, принимается необходимость освоения опыта сотрудничества, содействия, сотворчества с обучающимися, постепенное овладение логикой структурирования и подачи учебной информации различными способами, выстраивания эффективного профессионального взаимодействия со всеми его участниками.

Процесс обучения бакалавров коммуникативным стратегиям взаимодействия в педагогическом процессе строится нами как интегрированный процесс, направленный на формирование навыков профессионального общения с целью решения педагогических задач в сфере начального образования, определенных в ФГОС НОО и ФГОС ВД.

Коммуникативные стратегии взаимодействия в педагогическом процессе обеспечивают решение следующих задач:

• формирование коммуникативных, лич-ностно-регулятивных, социальных и познавательных компетенций обучающихся;

• формирование способности использовать полученные знания, умения для эффективного разрешения возникающих в процессе взаимодействия ситуаций.

Уровни сформированности коммуникативных навыков взаимодействия (низкий, средний, высокий) в педагогическом процессе начальной школы определяется следующими критериями и показателями.

1. Коммуникативное взаимодействие, включающее в себя следующие показатели:

а) владение коммуникативными умениями;

б) владение способами осуществления рефлексии.

2. Владение специальными методами коммуникативного взаимодействия, включающего в себя следующие показатели:

а) владение технологиями коммуникативного взаимодействия;

б) владение социальным аспектом коммуникативных стратегий.

В таблице представлены упражнения, использованные в процессе формирования коммуникативных стратегий взаимодействия в педагогическом процессе.

Перспективы формирования коммуникативных стратегий обучающихся связаны с использованием имеющегося опыта в процессе методики преподавания различных дисциплин.

Приведем в качестве примера следующий вид упражнений на использование коммуникативных стратегий взаимодействия в практических педагогических ситуациях.

Опыт показал наличие значительных возможностей формирования коммуникативной деятельности у младших школьников на уроках окружающего мира, которые позволяют обучающимся научиться выявлять причинно-следственные связи, находить зависимости между природными объектами и явлениями, прогнозировать, рассуждать, участвовать в диалоге. Кроме того, на уроке должна учитываться зона действия как учителя и ученика, так и ученика и всего класса.

Таблица

Виды упражнений, направленных на формирование коммуникативных стратегий

взаимодействия

Этапы овладения коммуникативными стратегиями Виды упражнений

Начальный Упражнения на осознание и дифференциацию коммуникативных стратегий взаимодействия

Репродуктивный Упражнения на моделирование коммуникативных стратегий взаимодействия. Упражнения по осуществлению коммуникативного взаимодействия. Упражнения на подстановку коммуникативных стратегий взаимодействия

Содержательный Упражнения на использование коммуникативных стратегий взаимодействия в реальных ситуациях. Упражнения на использование коммуникативных стратегий взаимодействия в реальных педагогических ситуациях

Рефлексивно-коррекционный Упражнения на коррекцию способов использования коммуникативных стратегий взаимодействия

В качестве примера можно предложить описание использования метода кейсов в обучении бакалавров педагогики (3-й курс).

Кейс № 1

На уроке окружающего мира перед классом был поставлен вопрос: «Почему лиственные деревья и кустарники должны приспосабливаться к осенним изменениям в природе?»

Вначале класс молчал. Затем один ученик поднял руку и начал отвечать односложно, стараясь угадать ответ. Тогда учитель сказал ему, что его интересует не только правильность ответов ученика, но и то, как он будет рассуждать во время ответа, высказывая любые предположения.

Вопросы для обсуждения студентами:

1. Как вы думаете, прав был учитель или не прав?

2. Что положительного было в высказывании учителя?

3. Пока учитель вел диалог с одним учеником, выслушивал его умозаключения, что должен был делать в это время остальной класс?

4. Ваши предложения о том, как можно было эффективно организовать диалог между учениками, с одной стороны, между учеником и учителем - с другой?

5. Какие педагогические приемы и техники способствуют активизации коммуникативного взаимодействия, общения между участниками педагогического процесса?

Кейс № 2

Учитель ставит перед учениками вопрос: «Давайте обсудим вместе, почему песец живет в тундре, а верблюд живет в пустыне?»

Варианты ответов:

Ира. Они жили там всегда.

Коля. Так придумала природа.

Олег. Давайте проверим по учебнику.

Оля. Лучше давайте посмотрим в Интернете.

Петя. Вот я не пойму, тот и другой в шубах, а живут в разных условиях.

Задание студентам:

1. Оценить каждый ответ.

2. Выбрать правильный ответ.

3. Дать педагогическое обоснование своему выбору.

Кейс № 3

Учитель с учащимися отрабатывает умения осуществлять регулятивные действия (умения прогнозировать); формирует коммуникативные стратегии.

Посмотрите на интерактивную доску. Здесь вы можете прочитать отрывок из стихотворения А. С. Пушкина и приведенные пословицы.

Старайся наблюдать различные приметы. Пастух и земледел в младенческие леты, Взглянув на небеса, на западную тень, Умеют уж предречь и ветр, и ясный день, И майские дожди, младых полей ограду, И мразов ранний хлад, опасный винограду.

А. С. Пушкин

• Если начало мая теплое - в конце будут холода (и наоборот).

• Из березы течет много сока - к дождливому лету.

• Гром в сентябре - к долгому теплу.

• Коли спорить, так уж смело.

Задание студентам: выбрать актуальные педагогические методы и техники работы с классом.

1. Предложить учащимся отметить пословицу, которая подчеркивает главную мысль стихотворения.

2. Предложить учащимся решить, чему их учит данное стихотворение и пословица.

3. Учитель читает, ученики слушают.

4. Ученики читают про себя, друг другу.

5. Ваши варианты работы с классом.

6. Обсуждение предложенных вариантов, дискуссия.

Кейс № 4

Учитель предлагает учащимся обсудить актуальную проблемную ситуацию.

Представьте, что вы дома одни. Вдруг раздался звонок в дверь. В глазок вы видите маленькую незнакомую девочку. Ваши действия.

Варианты ответов:

Оля. Открою дверь.

Петя. Спрошу через дверь, что нужно.

Коля. Спрячусь в ванной.

Нина. Скажу: «Подожди, я сейчас позову маму».

Задание студентам:

1. Оценить каждый ответ.

2. Выбрать правильный ответ.

3. Дать педагогическое обоснование своему выбору.

4. Обсудить в чем заключается опасность данной ситуации с учениками.

Кейс № 5

Учитель предлагает обсудить с учащимися следующую проблемную ситуацию.

Жаркий летний день. Маленький котенок сидит около подъезда и жалобно мяукает. Вы идете мимо с сумкой, в которой лежит колбаса. Как вы решите поступить?

• Пройти молча мимо.

• Посочувствовать в душе котенку.

• Дать колбасы.

• Другие действия.

Задание студентам:

1. Обсудить выбор учащихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Повторить правила поведения с уличными животными.

3. Поговорить о милосердии.

Варианты заданий на развитие коммуникативных умений у обучающихся:

• Сделайте краткие сообщения (о себе, о своем родном городе, о любимой книге, о запомнившейся экскурсии, о походе в музей, о своих питомцах, об их повадках, о режиме дня, о любимых играх и занятиях).

• Выразите свое отношение к увиденному, прочитанному: понравилось, чем понравилось, не понравилось, чем не понравилось, что уже было известно, что узнали нового, что было неожиданным.

• Опишите своих друзей, манеру одеваться, разговаривать и общаться, особенности поведения, темперамент, интересы, предпочтения в еде, хобби и увлечения.

• Нарисуйте поздравительную открытку другу, маме, ветерану, составьте текст поздравления и продумайте способ вручения данной открытки.

Выполнение этих и аналогичных заданий требует четко прописанного алгоритма учебных действий обучающихся, в том числе по овладению коммуникативными умениями и элементами соответствующих стратегий.

Данный алгоритм включал семь шагов: це-леполагание, отбор содержания, выбор средств и приемов, контроль, самоконтроль и рефлексия. Необычно то, что, руководствуясь данным алгоритмом, обучающиеся успешно выполняли задания самого разного характера и направленности.

Следует отметить, что качество выполнения заданий с использованием алгоритмов предопределялось следующими дидактическими принципами: интерактивность, обратная связь, автономность, творчество, дифференцирован-ность и др.

Разработанная система заданий и упражнений в контексте коммуникативной стратегии включает: выполнение действий по аналогии, упражнения на выбор, репродуктивные упражнения, творческие упражнения, упражнения репродуктивно-творческого характера.

Важно отметить, что разработка научно обоснованной и проверенной опытным путем технологии формирования коммуникативных стратегий обучающихся показала необходимость продолжения работы со студентами в учебном процессе по овладению соответству-

ющими профессиональными компетенциями, в

том числе на основе новых информационно-

коммуникационных технологий.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веретенникова Л. К. Подготовка будущих педагогов к развитию творческого потенциала обучающихся: моногр. - М.: МПГУ, 2017. - 185 с.

2. Веретенникова Л. К., Блинова Л. Г. Традиции и инновации в проектировании внеурочной деятельности // Гносеологические основы образования: сб. науч. тр. - Елец: Елецкий гос. ун-т, 2017. - С. 21-23.

3. Веретенникова Л. К. Научные основы развития творческого потенциала современного школьника // Педагогика начального образования: традиции и инновации / под ред. Е. Н. Землянской. - М., 2017. - С. 225-228.

4. Веретенникова Л. К. Формирование коммуникативно-творческих компетенций младших школьников на основе индивидуальных образовательных стратегий // Школа будущего. - 2015. - № 2. - С. 50-54.

5. Веретенникова Л. К., Выгонская Г. М., Остапенко М. Ю. Когнитивистика и российская школа в условиях инновационной инфосреды // Наука и школа. - 2016. - № 4. - C. 93100.

6. Веретенникова Л. К., Выгонская Г. М., Остапенко М. Ю. Компетентностный и деятельный подход в подготовке специалистов в образовательной сфере для начальной школы // Молодой ученый. - 2016. - № 7. - C. 50-53.

7. Веретенникова Л. К., Выгонская Г. М. Реализация индивидуального подхода в обучении студентов педагогических специальностей // Школа будущего. - 2016. - № 4. - C. 55-59.

8. Веретенникова Л. К., Выгонская Г. М. Особенности индивидуализации обучения студентов в педагогическом вузе // Гносеологические основы образования: междунар. сб. науч. тр., посвящ. проф. С. П. Баранову. -Елец: Елецкий гос. ун-т, 2016. - С. 175-179.

9. Веретенникова Л. К., Выгонская Г. М., Остапенко М. Ю. Стратегия развития творческого потенциала современного школьника // Материалы 1-й международной научно-практической конференции "Science and education - 2014", «Педагогические науки».

- Т. 6. - Белгород: Science and Education LTD, 2014.

10. Веретенникова Л. К., Выгонская Г. М., Остапенко М. Ю. Педагогическая инноватика и проектно-деятельностная кооперация // Гносеологические основы образования: между-нар. сб. науч. тр., посвящ. проф. С. П. Баранову. - Елец: Елецкий гос. ун-т, 2015. -С. 399-402.

REFERENCES

1. Veretennikova L. K. Podgotovka budushchikh pedagogov k razvitiyu tvorcheskogo potentsiala obuchayushchikhsya: monogr. Moscow: MPGU, 2017. 185 p.

2. Veretennikova L. K., Blinova L. G. Traditsii i innovatsii v proektirovanii vneurochnoy dey-atelnosti. In: Gnoseologicheskie osnovy obrazo-vaniya: sb. much. tr. Elets: Eletskiy gos. un-t, 2017. Pp.21-23.

3. Veretennikova L. K. Nauchnye osnovy razviti-ya tvorcheskogo potentsiala sovremennogo sh-kolnika. In: Zemlyanskaya E. N. (ed.) Pedago-gika nachalnogo obrazovaniya: traditsii i innovatsii. Moscow, 2017. Pp. 225-228.

4. Veretennikova L. K. Formirovanie kommunika-tivno-tvorcheskikh kompetentsiy mladshikh sh-kolnikov na osnove individualnykh obrazova-telnykh strategiy. Shkola budushchego. 2015, No. 2, pp. 50-54.

5. Veretennikova L. K., Vygonskaya G. M., Osta-penko M. Yu. Kognitivistika i rossiyskaya shkola v usloviyakh innovatsionnoy infosredy. Nau-ka i shkola. 2016, No. 4, pp. 93-100.

6. Veretennikova L. K., Vygonskaya G. M., Osta-penko M. Yu. Kompetentnostnyy i deyatelnyy podkhod v podgotovke spetsialistov v obrazo-vatelnoy sfere dlya nachalnoy shkoly. Molodoy uchenyy. 2016, No. 7, pp. 50-53.

7. Veretennikova L. K., Vygonskaya G. M. Re-alizatsiya individualnogo podkhoda v obu-chenii studentov pedagogicheskikh spetsial-nostey. Shkola budushchego. 2016, No. 4, pp. 55-59.

8. Veretennikova L. K., Vygonskaya G. M. Oso-bennosti individualizatsii obucheniya studentov v pedagogicheskom vuze. In: Gnoseologicheskie osnovy obrazovaniya. International coll. of Scientific works. Elets: Eletskiy gos. un-t, 2016. Pp.175-179.

9. Veretennikova L. K., Vygonskaya G. M., Osta-penko M. Yu. Strategiya razvitiya tvorcheskogo potentsiala sovremennogo shkolnika. Proceedings of the I International scientific-practical conference "Science and education - 2014", "Pedagogicheskie nauki". Vol. 6. Belgorod: Science and Education LTD, 2014.

10. Veretennikova L. K., Vygonskaya G. M., Osta-penko M. Yu. Pedagogicheskaya innovatika i proektno-deyatelnostnaya kooperatsiya. In:

Gnoseologicheskie osnovy obrazovaniya. International coll. scientific works. Elets: Eletskiy gos. un-t, 2015. Pp. 399-402.

Веретенникова Людмила Кузьминична, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики начального образования Института детства Московского педагогического государственного университета e-mail: vveret@rambler.ru

Veretennikova Ludmila K., ScD in Education, Professor, Theory and practice of Primary Education Pedagogy Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: vveret@rambler.ru

Выгонская Галина Михайловна, старший преподаватель кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе Института детства Московского педагогического государственного университета e-mail: ostapenkomikhail@mail.ru

Vygonskaya Galina M., Senior Lecturer, Research and creative activity Department, Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University e-mail: ostapenkomikhail@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.