Научная статья на тему 'Общее и особенное в профессионально-педагогическом образовании обучающихся билингвов в новых условиях'

Общее и особенное в профессионально-педагогическом образовании обучающихся билингвов в новых условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ / GENERAL AND SPECIAL / БИЛИНГВИЗМ / BILINGUALISM / УЧЕНИК-БИЛИНГВ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ МИР / MULTICULTURAL WORLD / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ СОЦИУМ / ETHNIC AND CULTURAL SOCIETY / ДВУЯЗЫЧИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / CREATIVITY / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY / BILINGUAL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веретенникова Людмила Кузьминична

Статья посвящена актуальной проблеме творческого развития обучающихся билингвов и учащихся российских школ. Раскрыта характеристика подходов к модернизации образования в Российской Федерации. Показана модель образовательного процесса, которая включает в себя несколько блоков: целевой, теоретический, технологический, оценочно-результативный. На основе этой модели конструируется индивидуальная образовательная стратегия билингвов, которая позволяет учитывать индивидуальные личностные особенности обучающихся, их познавательную сферу. Статья содержит выводы и рекомендации для педагогов и учителей в современных поликультурных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The General and Special in Professional and Pedagogical Training of Bilingual Students in New Conditions

The article deals with the problem of creative development of the bilingual students and pupils of Russian schools. Features of various approaches to modernization of education in the Russian Federation are revealed. The article describes a model of the educational process which includes several blocks: target, theoretical, technological, estimated and productive. On the basis of this model individual educational strategy of bilingual student allowing to consider specific personal features of the trainees, their cognitive sphere is constructed. The article contains conclusions and recommendations for teachers in modern multicultural conditions.

Текст научной работы на тему «Общее и особенное в профессионально-педагогическом образовании обучающихся билингвов в новых условиях»

НАУКА -

ОБРАЗОВАНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ■ СТАНДАРТЫ I И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯI

ПРАКТИКА1

1УДК 376.6 ББК 74.24

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ БИЛИНГВОВ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

Л. К. Веретенникова

Статья посвящена актуальной проблеме творческого развития обучающихся билингвов и учащихся российских школ. Раскрыта характеристика подходов к модернизации образования в Российской Федерации. Показана модель образовательного процесса, которая включает в себя несколько блоков: целевой, теоретический, технологический, оценочно-результативный. На основе этой модели конструируется индивидуальная образовательная стратегия билингвов, которая позволяет учитывать индивидуальные личностные особенности обучающихся, их познавательную сферу. Статья содержит выводы и рекомендации для педагогов и учителей в современных поликультурных условиях.

Ключевые слова: общее и особенное, билингвизм, ученик-билингв, поликультурный мир, этнокультурный социум, двуязычие, творческий потенциал, творческая деятельность.

THE GENERAL AND SPECIAL IN PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF BILINGUAL STUDENTS IN NEW CONDITIONS

L. K. Veretennikova

The article deals with the problem of creative development of the bilingual students and pupils of Russian schools. Features of various approaches to modernization of education in the Russian Federation are revealed. The article describes a model of the educational process which includes several blocks: target, theoretical, technological, estimated and productive. On the basis of this model individual educational strategy of bilingual student allowing to consider specific personal features of the trainees, their cognitive sphere is constructed. The article contains conclusions and recommendations for teachers in modern multicultural conditions.

Keywords: general and special, bilingualism, bilingual student, multicultural world, ethnic and cultural society, bilingualism, creativity, creative activity.

Развивающийся мир вызвал кардинальные изменения в сфере образования, в связи с чем появились новые тенденции в осуществлении традиционных подходов и возникли новые аспекты, в частности в контексте формирования образовательных стратегий в решении насущных задач творческой реализации личностного потенциала обучающихся - будущих педагогов, способных успешно решать современные задачи. Считаем исключительно важным при

осуществлении дифференцированного подхода адаптировать образовательную систему к индивидуальным особенностям и возможностям современных обучающихся. Наши исследования показали, что все большее количество обучающихся является билингвами. Данное обстоятельство нельзя не учитывать, даже напротив, необходимо обеспечивать выбор и вариативность в образовании, в том числе будущих педагогов-билингвов, тем самым создавая широкие возмож-

ности для творческого саморазвития, наиболее полной самореализации личностного потенциала в процессе профессиональной подготовки.

В исследовании решался вопрос результативности в осуществлении образовательных задач обучающихся билингвов: мотивация, гибкость в выборе приемов и способов выполнения творческих заданий по изучаемому предмету, связь профессиональных умений с коммуникативными, профессионально-педагогическая рефлексия, самостоятельность, продуктивность в выполнении заданий, достижение целей. Осуществление такого подхода предполагало обновление содержательного и профессионального компонентов с учетом особенностей каждого обучающегося: индивидуальных, возрастных, этнокультурных и других. В связи с личностно-развивающей парадигмой в образовании считаем важным: использование гибких организационных форм работы с каждым обучающимся билингвом с учетом уровня их подготовки и мотивации.

Обратимся к краткой характеристике билингвов. Так, ранее установлено, что понятие билингвизма определяется исследователями (В. В. Иванов, В. Ю. Розенцвейг и др.) как знание двух языков. Часто этот термин на русском языке звучит как «двуязычие», поэтому два этих слова нередко используют как синонимичные (эквивалентные) по значению. Таким образом, билингвом является человек, владеющий двумя языками, а механизмом билингвизма является умение, благодаря которому ребенок может легко переходить с одного языка на другой, что и отражено в работах исследователей данной проблематики (Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин и др.). Заметим, что среди обучающихся постепенно возрастает число трилинг-вов, владеющих тремя языками, и это явление требует своего глубокого изучения.

В нашем опыте и эксперименте участвовали дети, которые постоянно находились под воздействием двух языков, русского и английского, они пытались овладеть сразу двумя языками, в связи с чем можно говорить о естественном билингвизме. Проводимые ранее исследования и анализ педагогического опыта свидетельствуют, что в условиях систематического и интенсивного внедрения двух языков через многообразные социальные взаимодействия, в том числе проектной деятельности при выполнении творче-

ских проектов, овладение билингвальными навыками, вторым языком происходит эффективно. Преимуществом двуязычия является активизация процесса фонетического восприятия. Мы основывались на том, что общее гуманистическое направление в развитии творческого потенциала младших школьников-билингвов заключается в следующем:

• при работе с учащимися 1-го класса, в частности, важно представлять оба языка с одинаковой глубиной и любовью, раскрывая особенности и богатства каждого языка с учетом возраста обучающихся;

• педагогам и родителям необходимо создавать благоприятные условия для восприятия детьми сказок, стихов, мультфильмов на двух языках.

Ребенку-билингву важно:

а) знать и понимать, что он фактически является наследником двух языковых культур;

б) положительно относиться к двуязычной ситуации, в которой он живет;

в) понимать преодолимость языковых трудностей в случае их возникновения на данный момент.

В ранее опубликованных нами материалах отмечалось, что для продуктивного взаимодействия в социуме и установления отношений взаимопонимания и сотрудничества с русскоязычными и англоязычными родителями педагогу важно знать этнокультурные особенности и традиции воспитания в русскоязычной диаспоре в частности, и наоборот.

Анализ наблюдений в ходе исследования показал, что уже в школьном возрасте ребенок-билингв значительное время проводит среди двуязычных детей, и чем старше он становится, тем большее влияние на него оказывает второй язык, что является хорошей почвой для мотивации и усвоения третьего и последующих языков.

Перспективы дальнейшего исследования поставленной проблемы тесно связаны с учетом влияния билингвизма, этнокультурных особенностей социума в изучаемом процессе. Важно учитывать, что у обучающихся билингвов, будущих педагогов, к моменту учебной и преддипломной практики создается прочная основа для максимальной реализации лич-ностно-творческого потенциала в школах, гимназиях и современной начальной инновацион-

НАУКА - ОБРАЗОВАНИЮ

ной школе, преподавание иностранного языка в которых, соответственно, начинается со 2-го класса по ФГОС НОО. Практикант-билингв при этом удовлетворяет свою потребность в максимальной реализации уровня профессиональной подготовленности к педагогической работе в новых социокультурных условиях.

Материалы исследования убеждают, что студенты-билингвы, выстраивая собственную образовательную стратегию, последовательно проходят следующие этапы индивидуальной образовательной траектории: базовый (накопительный), практический и творческий. Несмотря на условность, можно кратко характеризовать эти этапы. На базовом этапе студент имеет возможность осознать свои образовательные потребности и возможности их удовлетворения, освоить в соответствии с требованиями стандарта комплекс базовых знаний, умений, действий, входящих в компетенции. На следующем этапе студенты практически применяют компетенции в реальных условиях образовательной сферы. На творческом этапе происходит углубление, совершенствование собственных компетенций, накопление профессиональной базы, выработка собственного авторского стиля, обогащение опыта творческими находками, достижениями в решении профессиональных задач различной сложности и направленности. Опрос обучающихся показал наличие у них стремления к саморазвитию и самосовершенствованию (82%), к творческой самореализации в педагогической деятельности (78%), к достижению поставленных целей (71%).

Исследование заявленной проблематики связано с созданием интегрированных курсов, усложняющегося поэтапно комплекса заданий и персональных средств (как традиционных, так и электронных) с учетом индивидуальных особенностей в образовательных потребностях каждого студента. Критериями развития творческого потенциала обучающегося являются: гибкость, инициативность, самостоятельность, переклю-чаемость. Творчество в контексте этих критериев, проявляясь на высоком и среднем уровнях, отражается в позитивном творческом опыте, делает личность способной к решению сложных творческих ситуаций, открытых для непрерывно изменяющихся условий и содержания творческой деятельности. Под потребностью в достижениях мы рассматриваем стремление лич-

ности улучшить результаты своей деятельности (соревнования с самим собой), получить уникальные результаты или быть включенными в достижение далеких целей.

В процессе рефлексии осуществляется динамика, развитие, восхождение личности к индивидуальности на уровне ее смысловых образований. Рефлексия помогает осознать и обозначить собственные потребности и мотивы, отделить их от навязанных извне стратегий поведения, отследить проявление неадекватных и неадаптивных стратегий поведения.

Рефлексия понимается нами как механизм саморазвития и самовыражения личности обучающимся билингвом, является фактором психологической устойчивости личности. Эффективность осуществления дифференцированного подхода в развитии творческого потенциала личности в педагогическом процессе в опытно-экспериментальной работе определялась следующими критериями: мотивация (внутренняя и внешняя), когнитивный компонент (знания), развитие творческих умений (гибкость приемов в созидании нового), самостоятельность в выборе темы, принятии решения, достижении целей.

Названный подход реализуется нами как комплекс средств и механизмов: а) обеспечивающих адаптацию образовательной системы к уровню творческого потенциала, индивидуальным особенностям к интересам отдельных обучающихся; б) обеспечивающих выбор и вариативность образования; в) формирующих стремление к саморазвитию и творческой самореализации в учебной деятельности; г) раскрывающих творческий потенциал каждого обучающегося; д) развивающих индивидуальную образовательную стратегию и траекторию движения вперед.

В ходе исследования нам удалось сформировать определение и выявить организационно педагогические принципы реализации ком-петентностной модели образования обучающихся билингвов:

• формирование благоприятного психологического климата для творчества учащихся и педагогов;

• принцип ведущего звена, предполагающий определить приоритетный компонент системы подготовки педагогов на конкретном этапе;

• принципы мотивации на творчество в педагогической деятельности, обеспечивающие

устойчивый рост внутренней мотивации через ее интериоризацию, перевод из внешней мотивации во внутреннюю;

• принцип трансляции положительного и инновационного опыта по развитию творческого потенциала учащихся в педагогическую практику;

• принцип активизации творческого потенциала будущих педагогов, предполагающий подход к педагогической деятельности, как к содержанию нового на компетентностной основе, реализации возможностей развития;

• принцип рефлексии собственной образовательной деятельности, связанной с осмыслением ее результативности, анализом личностных и профессиональных затруднений, барьеров в творческом развитии и их преодолении;

• принцип готовности обучающихся к изменениям в инновационных условиях профессионального образования;

• принцип целостности компетентностной модели подготовки педагогов к личностно-твор-ческому развитию обучающихся билингвов;

• принцип научности построения индивидуальной стратегии профессионально-педагогического образования и личности;

• принцип технологизации творческого потенциала.

Проведение диагностики формирования профессиональных компетенций обучающихся и последующий сравнительный анализ полученных данных выявил тенденцию позитивных изменений будущих педагогов по следующим параметрам: устойчивый рост внутренней мотивации и творчеству (33%), тенденцию к самоанализу собственного творческого потенциала и творческого профиля личности и проектированию стратегии саморазвития (18%), нацеленность на формирование профессиональной компетентности (29%), готовность к позитивным изменениям (55%), стремление к достижениям,

успеху (85%), понимание роли творческого компонента в педагогической деятельности (74%).

Результаты проведенного исследования подтверждают необходимость структурно-содержательной модернизации образования обучающихся билингвов на компетентностной парадигме и их активном включении в творческий процесс. Новый этап реформирования образования состоит в реализации целей развития творчества и способностей каждого обучающегося билингва. Итоги опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что именно комплекс названных выше средств и условий позволяет реализовать общее и особенное в названном процессе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веретенникова, Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников в учреждениях дополнительного образования - билингвов [Текст] / Л. К. Веретенникова // Реформы образования в России. XXI век: сб. науч. тр. - М. - Чебоксары, 2006. - С. 41-46.

2. Веретенникова Л. К. Дифференцированный подход в профессионально-педагогическом образовании студентов-билингвов в условиях реформы [Текст] / Л. К. Веретенникова // Преподаватель XXI век. - 2014. - № 1 (1). -С.70-75.

REFERENCES

1. Veretennikova L. K. Razvitie tvorcheskogo poten-tsiala mladshikh Shkolnikov v uchrezhdeniyakh dopolnitelnogo obrazovaniya - bilingvov. Re-formy obrazovaniya v Rossii. XXI vek: sb. much. tr. Moscow - Cheboksary, 2006. Pp. 41-46.

2. Veretennikova L. K. Differentsirovannyy podk-hod v professionalno-pedagogicheskom obra-zovanii studentov-bilingvov v usloviyakh re-formy. Prepodavatel XXI vek. 2014. No. 1 (1), pp. 70-75.

Веретенникова Людмила Кузьминична, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального обучения Московского педагогического государственного университета e-mail: vveret@rambler.ru

Veretennikova Ludmila K., ScD in Education, Professor, Primary Education Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: vveret@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.