Научная статья на тему 'Коммуникативные роли участников интернет-форума'

Коммуникативные роли участников интернет-форума Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2281
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ФОРУМ / КОММУНИКАТИВНЫЕ РОЛИ / НЕПОСТОЯНСТВО И ИЕРАРХИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ РОЛЕЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Патрушева Лидия Сергеевна

В данной работе дается подробный обзор коммуникативных ролей участников русского интернета-форума. Особое внимание уделяется разработке классификации ролей пользователей форумов и её описанию. В ходе анализа устанавливается функция и цель коммуникативных статусов, предлагаемых администрацией форумов. В заключение описываются перспективы данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные роли участников интернет-форума»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 10 (225).

Филология. Искусствоведение. Вып. 52. С. 109-113.

Л. С. Патрушева

КОММУНИКАТИВНЫЕ РОЛИ УЧАСТНИКОВ ИНТЕРНЕТ-ФОРУМА

В данной работе дается подробный обзор коммуникативных ролей участников русского интернета-форума. Особое внимание уделяется разработке классификации ролей пользователей форумов и её описанию. В ходе анализа устанавливается функция и цель коммуникативных статусов, предлагаемых администрацией форумов. В заключение описываются перспективы данного исследования.

Ключевые слова: интернет-форум, коммуникативные роли, непостоянство и иерархия коммуникативных ролей.

Развитие информационных технологий приводит к созданию и функционированию новых речевых жанров, таких как новостной анонс, электронное письмо, каталог, гостевая книга, интернет-форум и др.1 Каждый участник электронной коммуникации в процессе общения выполняет какую-либо коммуникативную роль. Под коммуникативной ролью вслед за И. А. Стерниным понимаем принятое для той или иной социальной роли коммуникативное поведение; образ, который создается человеком в процессе общения для достижения определенной цели2. Большой интерес представляют коммуникативные роли пользователей интернет-форума в связи с тем, что коммуникация происходит в асинхронном режиме, что дает возможность участникам выбирать стиль общения, обдумывать ответы на вопросы, игнорировать вопросы и т. п.

Коммуникативные роли участников вебфорума являются инициативными, т. е. сознательно создаваемыми человеком в общении для достижения определенной цели2. Форум дает безграничное число возможных инициативных коммуникативных ролей. Участник форума сам выбирает, кем он хочет быть в виртуальном мире: героем или злодеем, бунтарем или арбитром, беспомощным или советчиком, взрослым или ребенком, мужчиной или женщиной и т. п. Инициативные коммуникативные роли участников интернет-форума могут быть как кратковременными (например, альтруист), так и долговременными (например, борец за правду). Коммуникативные инициативные роли являются средствами речевого воздействия для достижения эффективной коммуникации.

Все инициативные коммуникативные роли на форуме можно разделить на три вида, исходя:

а) из функции, выполняемой на форуме,

б) из коммуникативного статуса.

в) из коммуникативной функции.

К первой группе относятся такие роли, как администратор, модератор, участник. Отметим, что данные роли бывают, как правило, долговременными. По мнению И. А. Стернина, долговременные инициативные роли являются имиджем человека2. Администратор - это главный человек на форуме. У форума всегда есть администратор. Он может быть создателем, или обладателем, или наемным руководителем форума. Лексема ‘администратор’ восходит к лат. ‘admmistro'’ - ‘помогать, прислуживать, заведовать, управлять’3. На русском вебфоруме слово ‘администратор’ появилось как калька с английского форума - ‘administrator’, сохранив первоначальное значение управления чем-либо. Действия администратора ничем и никем не ограничены. Администратор обладает открытым доступом ко всей информации на форуме. Его функция - следить за работой форума, за действиями модераторов и участников. С коммуникативной точки зрения, администратор может принимать участие в обсуждениях, а может оставаться «невидимым». Одна из его основных коммуникативных функций - это связь с участниками и модераторами: он отвечает на вопросы пользователей по работе форума, регулирует споры между модераторами и участниками, устанавливает правила общения на форуме, имеет право изменять функции и любую информацию других пользователей. Как правило, администратор обладает высшим коммуникативным статусом и может выполнять любую роль во время беседы с точки зрения коммуникативной функции (см. далее). На форуме может быть несколько администраторов. Чаще всего, это зависит от активности участников и их количества на форуме. Например, на русском форуме www.forum.

materinstvo.ru зарегистрировано более 57 тысяч пользователей по данным на январь 2011 года (ежедневно посещают форум более трех тысяч человек), из которых 6 администраторов.

Следующая коммуникативная роль с точки зрения функции, выполняемой на форуме, - это роль модератора. Модератор - это редактор веб-форума. Лексема ‘модератор’ восходит к лат. ‘moderor, - ‘умерять, удерживать в рамках, сдерживать, ограничивать, регулировать’3. Как и лексема ‘администратор’, слово ‘модератор’ появилось в русском Интернете как калька с английского форума. Главная задача модератора

- следить за соблюдением правил, выдвинутых администрацией форума. Модератор имеет доступ к большинству информации на форуме. С коммуникативной точки зрения модератор выполняет следующие функции: редакция сообщений пользователей, не соответствующих правилам форума, поощрение и наказание участников за соблюдение/несоблюдение правил форума, поддержание беседы между участниками. Как правило, на форуме есть несколько модераторов. С другой стороны, на форумах с малым количеством участников модератора может и не быть. Его функции может выполнять администратор. Напротив, на форумах с большим количеством пользователей может быть несколько модераторов и несколько супермодераторов. Супермодератор выполняет такие же функции, как и модератор, но имеет больше полномочий. Например, супермодератор может без разрешения администратора давать коммуникативное наказание участнику за несоблюдение какого-либо правила в виде «бана» (от англ. ‘ЬаП - ‘запрещение’), то есть запрета писать сообщения на форуме в течение какого-либо временного промежутка.

Следующая роль с точки зрения функции -роль участника форума. Участник - это рядовой пользователь форума. Существует два типа участников: зарегистрированный и незарегистрированный участники. Зарегистрированный участник обязуется соблюдать правила форума. Он имеет доступ к большинству материалов форума, за исключением специализированных подфорумов для администраторов и модераторов (если они имеются). Незарегистрированный участник не обязан соблюдать правила форума. Соответственно, он имеет доступ к ограниченному количеству информации на форуме. С коммуникативной точки зрения участник может читать сообщения, создавать новые темы, отвечать на сообщения других участников, об-

щаться с другими участниками посредствам личных сообщений, участвовать в конкурсах и др.

Теперь рассмотрим следующий вид коммуникативных ролей - с точки зрения коммуникативного статуса. Коммуникативный статус

- это совокупность стабильных коммуникативных параметров субъекта; это «положение субъектов коммуникации относительно друг друга»4. Коммуникативный статус участников на каждом форуме индивидуален, но принцип распределения статусов среди участников подобен: он зависит от количества написанных сообщений участником и/или от времени его пребывания на форуме. Рассмотрим коммуникативные статусы участников двух разных форумов: www.rallyclub.ucoz.net/forum/ и http:// www.peternalitch.ru/forum/. На авто-форуме «ралли-клуб» существуют следующие коммуникативные статусы: рядовой, сержант, лейтенант, майор, полковник. Данные статусы представляют собой военные звания. Получить какой-либо статус может любой пользователь: это зависит от количества написанных сообщений (до десяти сообщений - рядовой, до двадцати сообщений - сержант, до пятидесяти сообщений - лейтенант, до ста сообщений - майор, свыше ста - полковник).

Коммуникативные статусы участников форума, посвященного творчеству музыкального коллектива Петра Налича, организованы следующим образом. Любому участнику может быть присвоен статус Junior Member (младший участник), Member (участник), Senior Member (старший участник) в зависимости от количества написанных сообщений. Данные статусы указаны под ником пользователей. Отметим, что очень часто администрацией форума присваиваются особые, уникальные коммуникативные статусы некоторым участникам. Так, на данном форуме существуют следующие уникальные статусы: «Один из первых», «Байкальский тигр», «Один из стародавних», «Один из древних по другой линии», «Убитый костистой девочкой, похожей на трансвестита», «bonan», «babette» и др. Уникальные коммуникативные статусы позволяют администрации отметить некоторых участников, поощрить их за какие-либо заслуги (например, за преданность форуму, за особую манеру общения, за помощь другим участникам и т. д.). Иногда понять значение уникального статуса невозможно. Это делается с целью приближения данного участника к «элите», администрации форума.

Из приведенных примеров коммуникативных статусов видно, что администрация данными назначениями пытается стимулировать общение на форуме. Иными словами, пользователи стремятся получить высший статус. Это видно из сообщений, которые они пишут модераторам. Например, сообщения с форума www. forum .materinstvo. pr

«Добрый день Я тоже хочу в Зюзеры, у меня тоже два условия выполнясь!. Девочки может кто поручиться за меня ^»5.

Таким образом, коммуникативные статусы разрабатываются администрацией форума не только с целью повышения активности участников, но и с целью поощрения участия в обсуждениях.

Следующий вид коммуникативных ролей рассматривается с точки зрения коммуникативной функции. Все роли в связи с этим можно разделить на роли а) основных участников: топик-стартер, консультант, интерпретатор, «режиссер»; и б) дополнительных участников: прямой адресат, косвенный адресат, активный участник, пассивный участник, наблюдатель, «миротворец», «арбитр», резюмирующий, оценивающий и т. п. Данные роли непостоянны. Один участник может быть одновременно автором темы, резюмирующим и оценивающим участником. Степень активности также подвижна: активные участники могут стать пассивными и наоборот.

Рассмотрим подробнее основные коммуникативные роли. Топик-стартер - это автор темы. Начальное сообщение в теме считается главным. По правилам форума, все участники должны придерживаться темы, обозначенной в первом сообщении. Тем не менее, очень часто пользователи отходят от заявленной темы. Топик-стартер начинает беседу на форуме, участвует в дальнейшем обсуждении, благодарит участников за проявленный интерес или за предоставленную информацию.

Интерпретатор - это основной разработчик темы. Данный участник очень активен и компетентен в обсуждаемом вопросе. Он участвует в ходе всей беседы.

«Режиссер» - это ключевая фигура в конкретной беседе. Он поддерживает проблему, поднятую топик-стартером, задает темп всей беседы, регламентирует ее. «Режиссер» активен на протяжении всего полилога.

Консультант - это специалист, дающий советы по вопросам в области своей компетенции. Консультант предоставляет дополни-

тельную информацию по поднятому вопросу, отвечает на вопросы любых участников, делает ссылки на разные источники информации. Отметим, что роль консультанта может быть как постоянной (то есть на участника возлагается обязанность давать рекомендации по определенной тематике, и эта информация отражается в профиле пользователя), так и ситуативной (то есть участник дает советы только в данный момент; у него нет обязательств постоянно отвечать на вопросы других участников по данной теме).

Роли дополнительных участников раскрываются индивидуально, в каждом конкретном полилоге на форуме, и могут быть следующими:

- прямой адресат - участник, к которому обращается адресант сообщения. Например. обращение к прямому адресату:

«Уважаемые форумчане, все кто удостоил меня ответами, хочу ответить вам в свою очередь. Каждому конкретно. MaxHawk, предложение мы уже друг другу делали! И он мне и я ему). Это у нас пройденный этап <...> Просто Маша, да я безумно ревную своего любимого к этой женщине. А разве может быть по-другому?...» (с форума http://psyche.biznet.ru/);

- косвенный адресат - неопределенный участник, которому адресуется сообщение. Например, обращение к косвенному адресату:

«Знаю, что Сергей Тресвятский поет и как-то даже планировал выпустить свой диск с песнями. Думал, что возможно есть его песни в и-нете, но не нашел пока. Может кто-нибудь встречал?» (с форума http://www.strizhi.ru/cgi-Ып/уаЬЬ^аВВ.р1);

- активный участник - пользователь, который участвует на протяжении всего полилога на форуме. Это выражается в количестве написанных сообщений и постоянном участии.

- пассивный участник - пользователь, который пишет сообщения в конкретной теме время от времени.

- наблюдатель - пользователь, который практически не принимает участие в обсуждении. Например, сообщение участника в середине темы:

«Всем привет! Читаю ваш форум давно, вот решила написать свою грустную историю...» (с форума http://www.sdvg-deti.com/ forum.htm);

- «миротворец» - участник, улаживающий конфликты во время беседы. Например:

«Девчата! Да хватит вам! А то правда как торговки на базаре!!! * Ну у каждого свое

мнение... Так это ж хорошо! Ну думали бы мы все обо всем одинаково - и к чему бы пришли?! И ?>-нем бы говорили?! И что бы обсуждали?! "Ну разные все... и замечательно!» (с форума http://forum.turkey-info.ru/ubbthreads. php?Cat=);

лишние источники потребления этой самой энергии» (с форума http://forum.forumok.ru/).

Таким образом, определение роли участника зависит от функции, выполняемой им на форуме. Все коммуникативные инициативные роли можно свести в следующую схему (см. схему):

Коммуникативные инициативные роли участников на веб-форуме

- «арбитр» - участник, выполняющий роль судьи или посредника во время разговора на форуме. Например:

«Народ, самые нормальные рейты, это те, на которых удобно играть именно тебе, спор здесь неуместен» (с форума http://forum.beirel. т/^ех^р?аС:^х);

- резюмирующий - участник, делающий вывод по материалам дискуссии. Например:

«Короче сделал для себя следующие выводы: либо Д40 либо Д80» (с форума http://club. foto.ru/forum/).

Или другой пример:

«Т.о. резюме:

Редактировать работы с целью исправления ошибок автора (научить) я считаю, что можно безразрешения автора. Редактировать с целью научиться и выставлять неудачный вариант нельзя без согласования с автором» (с форума http://photoclub.ucoz.ru/forum/);

- оценивающий - участник, дающий оценку репликам других участников. Например:

«На другом форуме одна из форумчанок очень хорошо сказала, что-то типа, что женщина - это батарейка, вырабатывающая энергию. Когда энергия заканчивается, есть два варианта - либо “вырубиться ”, либо отключить

Отметим, что коммуникативные роли участников с точки зрения функции, выполняемой на форуме, и коммуникативного статуса иерар-хичны. Например, администратор - это самая главная фигура на форуме. Очень часто мнение администратора является самым значимым, и участники не вступают в спор с ним. Обычно в правилах форума первым пунктом идет следующее ироническое замечание:

«ПУНКТ1; Админ всегда ПРАВ!!!

ПУНКТ 2; Если Админ не прав, СМОТРИ ПУНКТ 1» (с форума http://dt-team.clan.su/ forum/).

Напротив, мнение незарегистрированного пользователя не учитывается и не уважается в большинстве случаев.

Рассмотрим некоторые случаи, доказывающие вышесказанное. Например, реакция на опечатку, допущенную новым участником: «Если со зрением напряг - идите к окулисту))) в слове Tartaruga есть две буквы “R”. И Вообще слово Tartaruga означает “черепаха”. Я ж не гоню с ваших ников, хотя могу»; комментарии других пользователей в продолжении темы: «И вообще, у нас просто адское количество новичков на форуме...» (с форума http://www. senzala.com.ua/forum/index.php?act=idx); реакция на действия администратора: «Учитесь

господа, отвечающие в темах, вот образец Вам грамотного и вежливого ответа (без всяких воплей, мол сам дурак). Моё дело сообщить о ошибке, а админ уже решит это так или я придурок... С таким человеком просто приятно общаться. Извините за флуд в этой теме...» (с форума http://www.ulyanovskcity.ru/ forum/index.php).

Стоит отметить, что выделенные коммуникативные роли участников весьма непостоянны. Например, топик-стартер, как правило, не только начинает новую тему, но и участвует в ходе беседы на протяжении всего полилога, становясь активным участником. Кроме того, Э. Б. Яковлева указывает на «непредсказуемость полилога относительно чередования реплик ввиду возможного вмешательства одного или сразу нескольких участников, переадресации реплик, “замаскированной” адресации, виртуального вмешательства, влияющих на характер связи реплик.. ,»6, которая характерна и для форума. Как правило, любой пользователь может отвечать на реплики участников или самостоятельно создавать тему общения независимо от количества написанных им сообщений или других факторов.

Анализ всех коммуникативных ролей - это предмет специального изучения. Дальнейшее исследование речевых и языковых средств, стиля общения, специфических приемов участников интернет-форумов позволит нам выйти

на проблему описания коммуникативных тактик и стратегий пользователей. В целом, изучение коммуникативных ролей представляется важным в рамках описания интернет-форума как жанра коммуникации. Это дает нам представление о структуре, стилистике, политема-тичности и лингвистической стороне данного жанра.

Примечания

1 См.: Капанадзе, Л. А. Структура и тенденция развития электронных жанров. URL : http:// rus.1september.ru/2002/21/7.htm.

2 См.: Стернин, И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж : Изд-во ВГУ, 2001. 228 с.

3 Латинско-русский словарь : 200 тыс. слов и словосочетаний / сост. И. Х. Дворецкий. URL : http://slovari.yandex.ru/~книги/Латинско-рус-ский%20словарь/.

4 Абросимова, А. Коммуникация в Интернете : взаимопонимание и статус // Рус. журн. 2001. 22 окт. URL : http://old.russ.ru/netcult/20011022_ abrosimova.html.

5 Здесь и далее орфография и пунктуация в оригинальном написании.

6 Яковлева, Э. Б. Полилог как новый объект лингвистики // Лингвистическая полифония : сб. в честь юбилея проф. Р. К. Потаповой / отв. ред. В. А. Виноградов. М. : Яз. славян. культур, 2007. С. 184-199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.