Научная статья на тему 'Коммуникативные компетентции будущего педагога как важнейшая составляющая его общекультурных компетенций'

Коммуникативные компетентции будущего педагога как важнейшая составляющая его общекультурных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
782
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DESIGN CULTURE / SOCIAL DESIGNING / SOCIALLY-PEDAGOGICAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобанова Н. А.

Статья написана на основе информационного поиска и осмысления сущности компетентностного подхода в образовании. В статье доказывается, что коммуникативная компетентность (КК) будущего педагога является важнейшей составной частью его общекультурной компетентности (ОК) и это необходимо учитывать при декларировании ОК как во ФГСО ВПО, так и в программах, составляемых преподавателями вузов. Сопоставляется содержательная сторона понятий «общекультурная компетентность» и «коммуникативная компетентность», устанавливается их взаимозависимость и роль в профессионально педагогической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHER AS The MAJOR COMPONENT HIS OBSHCHEKULKTURNA of COMPETENCE

In article problems of formation of design culture of the person of the student in the course of vocational training in high school are covered, phenomenon definition «design culture» in a context of pedagogical knowledge is made.As the pedagogical technology directed on formation and development of design culture of the person the author considers social designing

Текст научной работы на тему «Коммуникативные компетентции будущего педагога как важнейшая составляющая его общекультурных компетенций»

Междунар. славянская акад. образования. Москва ; Ростов-на-Дону : РГПУ, 2004. 576 с.

3. Этносоциология : учебное пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. Москва : Аспект Пресс, 1999. 271 с.

4. Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России : материалы международной научно - практ. конференции (18-19 марта 2004 г.) / редкол.: П. В. Лепин, В. М. Кравцов, А. Ж. Жафяров, В. А. Беловолов [и др.] ; Упр. образованием администрации Новосиб. обл., Упр. образованием мэрии г. Новосибирска ; Новосиб. гос. пед. ун- т ; Междунар. акад. наук пед. образов. Новосибирск : НГПУ, 2004. 859 с.

5. Этнология: учебник для вузов / Э.Г. Александренков, Л.Б. Заседателева, Ю. И. Зверева ; Э. Г. Александренков и др. ; под ред. Г.Е. Маркова, В. В. Пименова. Москва : Наука, 1994. 383 с.

Об авторе

Литвинова Г.Г.- кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского.

УДК: 378.14

КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНТЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Н. А. Лобанова

Статья написана на основе информационного поиска и осмысления сущности компетентностного подхода в образовании. В статье доказывается, что коммуникативная компетентность (КК) будущего педагога является важнейшей составной частью его общекультурной компетентности (ОК) и это необходимо учитывать при декларировании ОК как во ФГСО ВПО, так и в программах, составляемых преподавателями вузов. Сопоставляется содержательная сторона понятий «общекультурная компетентность» и «коммуникативная компетентность», устанавливается их взаимозависимость и роль в профессионально педагогической деятельности. Ключевые слова: компетентностный подход в образовании, общекультурная компетентность педагога, коммуникативная компетентность, компетенция, профессионально педагогическая деятельность.

В последнее десятилетие в Российской Федерации осуществляется определенная модернизация системы российского высшего образования. Происходит это в связи с динамикой развития общественных отношений в стране и потребностями культурно - экономического развития, а так же международного сотрудничества российских университетов. Очевидно, что новые для России проблемы экономики, культуры, образования и политики требуют от молодых людей профессиональной мобильности, высокого уровня профессиональной культуры. «Для гармоничного развития обществу требуются специалисты, умеющие учиться и заниматься саморазвитием, изменять сложившиеся стереотипы, самостоятельно работать с информацией, трансформировать её в личностно значимое знание и транслировать его в ходе профессиональной коммуникации» [ 1, с. 5 ]. Кроме этого стимулирует обновление российского высшего образования вступление Российской Федерации в Болонский процесс, направленный на формирование единого европейского образовательного пространства , прозрачности деятельности высших учебных заведений, росту их соответствия европейским критериям качества образования, соединению учения и исследовательской деятельности. Известно, что многоступенчатая система высшего образования, реализуемая благодаря принципам Болонского процесса, является новой для России, однако ее внедрение состоялось. Первая ступень (бакалавриат) - ведет к освоению общих и профессиональных компетенций до уровня, позволяющего применять их в стандартных ситуациях. Вторая ступень (магистратура) после успешного освоения первой, должна доводить компетенцию до уровня, позволяющего заниматься творческой деятельностью в избранной профессии. Третья ступень высшего образования ( аспирантура) должна вести к формированию компетенции научного работни-ка[2. с. 11]. Таким образом, в России фиксируется компетентностный подход в образовании, смысло-определяющими категориями для которого и выступают - «компетенция» и «компепентность».

«Компетенция - особый результат образования, выражающийся в готовности человека к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в ситуации неопределенности» [3, с. 123-124 ]. При этом, образовательная компетенция - плод усвоения обучающимся не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой применения системы знаний, умений и способов деятельности в отношении междисциплинарного круга вопросов.

Компетентность определяется учеными как новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности [ 4. с. 31 ]. Нам импонирует трактование компетентности как актуального проявление компетенции. Поэтому уровень компетентности -

это характеристика результатов образовательной деятельности, позволяющей обрести компетенции каждому обучающемуся. Принцип компетентности высшего образования и характеристика общекультурных и профессиональных компетенций закреплены Приказом Минобрнауки РФ от 22 декабря 2009 г^ 788[5 ]. Нас интересовали общекультурные компетенции с акцентом на коммуникативную их составляющую по направлениям подготовки 050100 Педагогическое образование и 231 000 Программная инженерия (квалификация (степень)"бакалавр"), чтобы сопоставить содержание общекультурных компетенций , в составе которых должны быть коммуникативные компетенции.

В ФГОС ВПО по всем направлениям подготовки (квалификация (степень) "бакалавр") указаны и раскрыты три группы компетенций: общекультурные компетенции (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и префессиональные компетенции (ПК). Ик количество и формулировки значительно различаются в зависимости от направления подготовки. Данное положение нас не только заинтересовало , но и насторожило. Особенно в части формулировок ОК и входящих в эту группу коммуникативных компетенций (КК).

И педагоги и инженеры постоянно вступают в отношения коммуникации и информационной коммуникации с коллегами, обучающимися, партнерами , соратниками, друзьями, родственниками. Поэтому, на наш взгляд, общекультурные компетенции у педагога и инженера не могут столь сильно отличаться (дословное совпадение формулировок встречается всего два раза (ОК - 1 и ОК - 1, ОК - 13 и ОК - 5) и пять раз встречается совпадение частичноеное. Но разве, скажем, для педагога не важна «способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность» (ОК-4). Точную ориентацию по данной проблеме мы демонстрируем в составленных нами таблицах 1 и 2 с точным указанием количества ОК и их формулировок.

Таблица 1

Формулировки общекультурных компетенций по направлению подготовки 050100 педагогическое

образование (квалификация (степень) "бакалавр") и общекультурные компетенций по направлению подготовки 231 000 программная инженерия (квалификация(степень) "бакалавр") в сопоставлении

Общекультурные компетенции (ОК) по направлению подготовки 050100 педагогическое образование Общекультурные компетенции (ОК) по направлению подготовки 231 000 программная инженерия

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК) (всего 16): владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1) Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК) (всего 13 ): владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1)

способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2) умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2)

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3) готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4) способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4)

готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5; умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5)

способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6); стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7) умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7)

готов использовать методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8) осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8 )

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9) способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9)

владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в готовность использовать законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности,

области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10) применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (0К-10);

готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11) владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-11)

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности, возникающие в этом процессе, соблюдать требования информационной безопасности, и защиты государственной тайны (ОК-12) владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-12)

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13) владение средствами самостоятельного, использования методов физического воспитания и укрепления здоровья для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-13)

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16)

Примечание : Тексты общекультурных компетенций дословно извлечены из Приказа Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 788 [ 5 ]

Сопоставление формулировок общекультурных компетенций в ФГОС ВПО - 2009 по направлениям подготовки 050100 «Педагогическое образование» и 231 000 «Программная инженерия» (квалификация (степень)"бакалавр") показывает, что количество и содержание ОК разное даже в самом направлении подготовки 050100. Почему - то для итоговой государственной аттестации по любой специализации ОК всего пять (ОК-1, ОК-6, ОК-8, ОК-12, ОК-13).

По ниже приведенной таблице можно проследить каких ОК из 16 - ти лишились будущие преподаватели разных дисциплин.

Так, к примеру, способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4) нужны только учителям информационных технологий, а готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5) вообще никому не предназначена.

Таблица 2

Распределение ОК среди конкретных специальностей направлений подготовки 050100 «Педа-

гогическое образование» и 231 000 «Программная инженерия

Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование» -К О ОК-2 3- -К О ОК-4 ОК-5 ОК-6 и О 00 & О ОК-9 ОК-10 ОК-11 2 -К о ОК-13 ОК-14 ОК-15 ОК-16

Итоговая государственная аттестация Х Х Х Х Х

История Философия Культура речи Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х

Экономика образования Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х

Информационные технологии Х Х Х Х Х Х Х Х Х

Психология Педагогика Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х

Безопасность жизнедеятельности Х Х Х Х Х х Х Х Х Х

Направление подготовки 231 000 «Программная Инженерия» -К о ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 и О 00 & О ОК-9 ОК-10 ОК-11 ОК-12 ОК-13

О О О О О О О О О О О О О

Ставя перед собой исследовательские задачи мы стремились уяснить, каково место коммуникативной компетентности будущего педагога как важнейшей составляющей его общекультурной

компетентности. Поэтому, принимая во внимание определение коммуникативных компетенций как способности « вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию и готовности решать коммуникативные задачи, адекватно вести себя в различных социальных ситуациях, владеть устным и письменным общением, несколькими языками», [ 6 .с.3 ] мы попытались выделить из предлагаемых ФГОС ВПО общекультурных компетенций коммуникативные компетенции. Таких компетенций оказалось по направлению подготовки 050100 педагогическое образование три (ОК - 3, ОК -7, ОК -16), по направлению подготовки 231 000 программная инженерия всего две (ОК - 2, ОК - 3) . (Текст смотреть в таблице 1). Это скорее всего свидетельствует, что составители формулировок общекультурных компетенций , внутри которых подразумеваются и коммуникативные, не ощущают потребности в коммуникации гуманистической направленности или не понимают ее важности и смысла в педагогической деятельности.

На самом деле как в педагогическом, так и в инженерном образовании для профессионалов, работающих с группами людей, коммуникативные компетенции - основа профессиональной деятельности. Понятие "коммуникативной компетентности" напрямую связано с профессиональным мастерством и является средством достижения педагогического мастерства. «Коммуникативная компетенция включает в себя разносторонние коммуникативные умения и навыки, которые являются психологическим инструментом для достижения целей образования в полном объёме» [ 7, с. 18 ].

Наше исследование показало, что единого согласованного перечня хотя бы ключевых компетенций в России не существует. Мы это объясняем рядом причин. Во первых, поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Однако достичь такого согласования весьма сложно, а в случае политических разногласий невозможно. К примеру, коммуникативная компетентность при авторитарном подходе к организации образовательного процесса не востребована вовсе. Во вторых специального симпозиума для определения примерного перечня компетенций в Российской Федерации не проводилось в отличии от западных стран, где к примеру Совет Европы на симпозиума по теме «Ключевые компетенции для Европы» смог добиться определения примерного переченя ключевых компетенций. В третьих , оснований для выделения компетенций ( и соответствующих моделей их номенклатуры) несколько . Ермаков Д. С. выделяет пять таких оснований - моделей: социально - ориентированную, культурологическую, личностно ориентированную, личностно-деятельностную и проблемно ориентированную. К примеру, «... социально - ориентированная модель выделяет компетенции по сферам общественной жизни: познавательная, гражданско - правовая, трудовая, бытовая, досуговая» [ 8, с. 11 ].

Нас в данной классификации интересовал вопрос о наличии коммуникативной компетенции. Оказалось, что термин «коммуникация» пронизывает почти все модели. Так в культурологической модели по компонентам социального опыта зафиксировао: «коммуникативная компетенция». В личностно ориентированной модели зафиксировано: «компетенция в общении» и «информационная компетенция» [ 8, с. 11- 12 ].

Известно, что коммуникация в профессиональной деятельности выполняет три основные функции: коммуникативную, включающую обмен информацией; интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия; перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека для установления взаимодействия. Понимание сути и способов реализации данных функций внутренней и внешней коммуникации, как составляющей коммуникативных компетенций, важно для современной профессиональной деятельности педагога как никогда. Поэтому мы соотнесли основные функции коммуникации , содержание , умения, методы и приемы реализации коммуникативной компетентности . Это соотношение представлено в таблице 3.

Таблица 3

Суть основных функций коммуникации как составляющей общекультурных компетенций в

профессиональной деятельности педагога

Основные функции коммуникации в деятельности педагога Содержательная сторона деятельности для реализации функций коммуникации Умения, которые необходимы для реализации коммуникативной компетентности Методы и приемы, необходимые для реализации коммуникативной компетентности

Коммуникативная функция включает общение как обмен информацией и поиск новых ее сторон Умение передавать информацию и обмениваться ею вербальными и невербальными средствами, выстраивать обратную связь в общении; умение преодолевать барьеры в общении (психологические, социальные, речевые) на толерантной основе Сообщение и обмен информацией, организация взаимодействия, рефлексия, дис-

куссия, мозговой штурм, метод синектики (объединения разнородных элементов), метод аналогии (прямой, фантастической и символической, эмпатийной), выдвижение идей и последующая их селекция, постановка вопросов, АРИЗ, диалог: «Два взгляда на один факт» и др.

Интерактивная функция Предусматривает организацию взаимодействия Умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми (обучающимися, родителями, коллегами), организовывать с ними совместную деятельность для достижения социально значимых целей, умение применять разнообразные стратегии общения (сотрудничество, сотворчество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание, манипулирование); умение работать в команде; организаторские умения; умение предотвращать конфликт и выходить из конфликта

Перцептивная функция Отражает процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимопонимания Умение отслеживать реакцию партнера в общении на полученную информацию, воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности для решения определенных задач на основе сотрудничества и др. Умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимает партнера по общению и эмпатийно относится к нему. Знание ценностных ориентаций другого человека и имеющиеся у него представления о себе самом

Данная таблица наводит на мысль : не из анализа ли функциональной роли коммуникаций стоит выстраивать формулировки коммуникативных компетенций?

Кроме собственного опыта выполнения педагогических функций на основе общекультурных компетенций (при особом внимании к коммуникативным компетенциям) мы опирались на позиции педагогов - гуманистов и выделили следующие компетенции, необходимые для воспитания свободных граждан с демократическими взглядами и образом жизни. 1.Уметь включать в групповую исследовательско - понятийную работу обучающихся на уроке, лекции-диалоге, не семинаре, консультации и пр. 2.Побуждать обучающихся к опробованию демократичных и гуманистических способов мышления и поведения. 3. Побуждать находить свое место в коллективной организаторской деятельности сообразно своим интересам и способностям. 4. Создавать условия для проявления инициативы и свободного высказывания своего понимания проблемы, особенно когда оно расходится с пониманием большинства[ 9,с. 8 ]. 5. Вырабатывать совместно с обучающимися , сотрудниками показатели и критерий как мерила оценки) результатов совместной и индивидуальной работы и осуществлять самооценку деятельности по адекватным критериям. 6. Открыто делиться с обучающимися , коллегами своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации в жизнедеятельности. 7. Показывать обучающимся , как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое на основе экспериментирования и приемов фантазирования. 8. Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил . 9. Учиться и учить переработке информации для убедительного изложения и умения занимать позицию эксперта в отношении разных видов информации. 10. Приучать задавать вопросы и высказывать предложения. 11. Приучать к толерантному поведению, стремлению понимать других людей, имеющих иные ценности и способности , соблюдая их право быть другими. 12. Приучать определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе, брать на себя ответственность за конечный результат [ 9. с. 9 ]. 13. Определять коммуникативную компетенцию как «способность, знание и умение услышать другого человека, выразить свои мысли и чувства, регулировать деловое эмоциональное напряжение во взаимодействии с другими людьми» [ 10 ].

В отношении оценки коммуникативных компетенций работникам системы образования следует прислушаться к позиции менеджеров , утверждающих, что эффективность их работы «зависит, прежде всего, от эффективности коммуникаций и навыков делового общения: умения вести личную беседу и разговаривать по телефону. Внутренние, так же как и внешние коммуникации должны быть важнейшим элементом организационной культуры» [ 11 ].

Таким образом, существует целый ряд причин, чтобы рассматривать формирование коммуникативных компетенций как важнейшую задачу профессиональных образовательных учреждений. Именно высококультурное , толерантное общение обеспечивает возможность для создания менее

конфликтного общества, более ориентированного на всеобщее согласие, коммуникации являются средством создания более демократичной организации жизнедеятельности , ориентированной на достижение гармонии в человеческих отношениях.

Любое образовательное учреждение существует не изолированно, а во взаимодействии со своей внешней средой. И от того, какие факторы этой среды (родители, потребители образовательных услуг, конкуренты, органы государственного регулирования, общественное мнение и т.д.) оказывают наибольшее влияние на работу учреждения и ее результаты, зависят характер и способы коммуникаций. Значит коммуникативные компетенции оказываются наиболее значимыми во всех видах деятельности образовательных учреждений.

In article problems of formation of design culture of the person of the student in the course of vocational training in high school are covered, phenomenon definition «design culture» in a context of pedagogical knowledge is made.As the pedagogical technology directed on formation and development of design culture of the person the author considers social designing. The key words: design culture; social designing, socially-pedagogical space.

Список литературы

1. Аитбаева Р. Р.Формирование информационно-коммуникативной компетентности студента - будущего учителя / Р. Р. Аитбаева // Изд. ОГПУ. 0ренбург.2010.

2. Перегудова Ю.М. Проблемы развития российского высшего образования в условиях Бо-лонского процесса/ Ю.М. Перегудова // Педагогическая наука и практика: проблемы и перспектиы. Сб.науч.статей. Москва: ИОО МОН РФ, 2004. 186 с. С. 128-132

3. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности/ И.С .Сергеев, В.И. Блинов // М. АРКТИ. 2007.

4. Методика оценки уровня квалификации педагогического работника // Министерство образования и науки РФ. Под ред. В.Д.Щадрикова, И. В. Кузнецовой. М.2010.

5. Приказ Минобрнауки РФ от 22 декабря 2009 г. N 788 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ( ФГОС ВПО)по направлениям подготовки 050100 Педагогическое образование)" и 231 000 Программная инженерия (квалификация (степень)"бакалавр» (с изменениями от 31 мая 2011 г.).

6. Юдин В. Формирование коммуникативной компетенции в свете новых требований к образовательному процессу. Лекции В. Юдина в ЦРО. 2007. - http://www.budud.narod.ru .

7. Назарова Р. А. Лекторское мастерство и коммуникативная компетентность как психологическая сущность профессионального мастерства/ Назарова Р. А. // Реферат по педагогике. http://www.durov.com/study/ref_pedagogika- 1462.pdf.

8. Ермаков Д. С. Компетентностный подход в образовании Д. С. Ермаков // Педагогика.2011. 3 4.С.8.15.

9. Иванов Д. И. Компетенции учителя / Д. И. Иванов. М. Чистые пруды, 2008. 32 с.

10. Большой психологический словарь. Составители В. А. Зинченко и Б. Г. Мещеряков . Издательство Порайм -Еврознак. 2007 .

11.Алешина,И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров / И.В.Алешина. М. Экмос, 2003. 480 с.

Об авторе

Лобанова Н. А. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского

УДК:37.036.5

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Н.В. Матяш, И.А. Афонин

В статье рассматриваются вопросы реализации проектного обучения в профильных классах общеобразовательной школы. Рассмотрены возможности проектного обучения в реализации профессиональных проб старшеклассниками, что позволяет интегрировать знания школьников, полученные в процессе изучения базовых, профильных и элективных учебных курсов в преломлении к профессиональной деятельности. Рассмотрены методические подходы к организации проектной деятельности и профессиональных проб старшеклассниками. Ключевые слова: профильное обучение, проектный метод обучения, профессиональные пробы, профессиональное самоопределение школьников.

Система профильного обучения, являясь динамичной структурой, позволяет создать условия для существенной интеграции содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими воз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.