Научная статья на тему 'Рекомендации по составлению учебного плана для непрерывного развития ИКТ-компетентности педагогов-бакалавров профиля «Иностранный язык и иностранный язык»'

Рекомендации по составлению учебного плана для непрерывного развития ИКТ-компетентности педагогов-бакалавров профиля «Иностранный язык и иностранный язык» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИ-БАКАЛАВРЫ ПРОФИЛЯ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК И ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" / BACHELORS OF PEDAGOGY OF THE PROFILE "A FOREIGN LANGUAGE AND A FOREIGN LANGUAGE" / CURRICULUM / ICT-COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Наталья Валерьевна

В статье рассматриваются рекомендации по составлению учебного плана подготовки педагогов-бакалавров профиля «Иностранный язык и иностранный язык» с целью непрерывного развития их ИКТ-компетентности. Рекомендовано построение последовательности изучения дисциплин на основе преемственности и последовательности перехода от развития общекультурных ИКТ-компетенций к профессиональным, а затем специальным ИКТ-компетенциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recommendations of composition the curriculum for lifelong development of ICT-competence of bachelors of Pedagogy of profile «foreign language and foreign language»

The article is devoted to the recommendations of composition of the curriculum of teaching bachelors of Pedagogy of the profile «foreign language and foreign language» for lifelong development of their ICTcompetence. It is recommended the sequence of learning subjects according to the succession and sequence of development of cultural ICT-competencies to professional and special ICT-competencies.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по составлению учебного плана для непрерывного развития ИКТ-компетентности педагогов-бакалавров профиля «Иностранный язык и иностранный язык»»

высшей математики Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии; доцент кафедры прикладной математики и фундаментальной информатики Омского государственного технического университета.

Адрес для переписки: kaf_vm@sibadi.org

Статья поступила в редакцию 25.11.2014 г. © Г. И. Сечкин

УДК 378.147:004.9

Н. В. ПЕТРОВА

Омский государственный педагогический университет

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ УЧЕБНОГО ПЛАНА ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ-БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК И ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»_

В статье рассматриваются рекомендации по составлению учебного плана подготовки педагогов-бакалавров профиля «Иностранный язык и иностранный язык» с целью непрерывного развития их ИКТ-компетентности. Рекомендовано построение последовательности изучения дисциплин на основе преемственности и последовательности перехода от развития общекультурных ИКТ-компетенций к профессиональным, а затем специальным ИКТ-компетенциям.

Ключевые слова: учебный план, ИКТ-компетентность, педагоги-бакалавры профиля «Иностранный язык и иностранный язык».

Введенные Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования поставили перед вузами непростые задачи. Одна из которых — развитие ИКТ-компе-тентности как части профессиональной компетентности будущих педагогов-бакалавров с учетом их профиля и особенностей будущей профессиональной деятельности.

Будущие учителя иностранных языков должны уметь проводить лингвистические эксперименты, моделировать языковые ситуации с помощью электронных таблиц и баз данных, использовать информационные технологии при обучении фонетики для визуализации произношения, развития фонематического слуха и интонационных навыков обучаемых за счет многократного прослушивания аутентичных или учебных текстов, начитанных носителями языка и т. д.

Подготовка студентов в области информационных технологий определяется учебным планом, разрабатываемым высшим учебным заведением на основании государственных стандартов обучения. При формировании учебного плана академик М. П. Лап-чик рекомендует разделять дисциплины в соответствии с двумя основными видами деятельности педагога: учитель-предметник (знания в профильной предметной области) и учитель-преподаватель (дидактика и информационные технологии). Такое разделение напрямую согласуется с двумя важными направлениями использования компьютеров в образовании: как средства актуализации информационных

технологий для исследовательской работы в предметных областях знания: иностранные языки, математика и т.п. (компьютер как инструмент исследования) и как средство для реализации образовательных технологий (компьютер как средство обучения) [1].

В действующей версии ФГОС третьего поколения педагог-бакалавр должен обладать компетенциями, представленными тремя основными группами: общекультурными (общезначимы для любой профессии), профессиональными (компетенции в области педагогической деятельности и компетенции в области культурно-просветительской деятельности) и специальными (компетенции в профильной области своей деятельности).

Соответственно, следуя рекомендациям М. П. Лап-чика [1], последовательность изучения дисциплин в учебном плане необходимо строить на основе преемственности и последовательности перехода от развития общекультурных ИКТ-компетенций к профессиональным, а затем специальным ИКТ-компе-тенциям, это позволит обеспечить непрерывность развития ИКТ-компетентности.

Нами был проведен анализ учебного плана подготовки бакалавров по направлению 050100 «Педагогическое образование» профиля «Иностранный язык (английский) и иностранный язык (немецкий)» Омского государственного педагогического университета, с целью выявления возможностей непрерывного развития ИКТ-компетентности» (табл. 1).

В результате анализа было выявлено, что в учебном плане дисциплины информационного блока

представлены дисциплиной федерального компонента «Информационные технологии в образовании» [2] и дисциплинами национально-регионального (вузовского) компонента «Математика и информатика» и «ИКТ в области преподавания иностранных языков».

Анализ учебно-методических комплексов дисциплин основной образовательной программы показал, что все дисциплины учебного плана можно разделить на три группы по направлениям использования компьютеров в образовании.

К первой группе отнесем дисциплины-«точки роста» (отмечены диагональной штриховкой в табл. 1, 2), в освоении содержания которых компьютер используется в качестве инструмента исследования. Данные дисциплины обеспечивают подготовку студентов к осуществлению различных видов информационной деятельности и позволяют развивать ИКТ-компетен-тность.

Ко второй группе отнесем дисциплины, в которых информационные технологии выступают средством обучения (отмечены серым цветом в табл. 1, 2).

Третьей группой дисциплин учебного плана являются дисциплины, в процессе освоения которых студенты не изучают и не используют информационные технологии (отмечены белым цветом в табл. 1, 2).

Дисциплина «Информатика и математика» должна обеспечивать развитие преимущественно общекультурных ИКТ-компетенций, содержание дисциплины «Информационные технологии в образовании» должно строиться на основе интеграции подготовки в области информационных технологий и педагогики и обеспечивать развитие преимущественно профессиональных ИКТ-компетенций, содержание дисциплины «ИКТ в области преподавания иностранных языков» должно строиться на основе интеграции методической подготовки и подготовки в области информационных технологий и обеспечивать развитие преимущественно специальных ИКТ-компетенций.

Анализ существующего учебного плана показывает, что он не обеспечивает преемственность дисциплин для непрерывного развития ИКТ-компетент-ности, а именно, изучение дисциплины «ИКТ в области преподавания иностранных языков» в 5-м семестре является преждевременным, так как студенты в недостаточной мере подготовлены в области методики обучения иностранных языков и существует необходимость пересмотра последовательности изучения дисциплин. Рассмотрим разработанные нами рекомендации (табл. 2).

1. Разделение дисциплины «Математика и информатика» на отдельные дисциплины «Математика» и «Информатика».

Необходимость разделения дисциплин на отдельные вызвана различием предметных областей, методики и технологии их освоения, что влечет за собой проблемы, возникающие в ходе преподавания интегрированной дисциплины, а именно, разный уровень подготовки выпускников школ и насыщенность курса при небольшом количестве часов. Данные факты подчеркиваются авторами публикаций [3, с. 271; 4, с. 2; 5].

2. Ориентация дисциплин учебного плана на использование информационных технологий.

В содержание дисциплин, освоение которых не предусматривает использование информационных технологий в качестве средств обучения, рекомендуется включить различные виды информационной деятельности: подготовка проектов, докладов, презентаций, рефератов; поиск дополнительной информации в сети Интернет; использование лент времени

при изучении истории; использование справочно-поисковой системы «Консультант + », ведение дневника или блога с целью фиксирования нормативов, результатов соревнований, отметок прогресса по физической культуре и др.

3. Освобождение часов на самостоятельную работу в 10-м семестре и перенос дисциплин-«точек роста» в 9-й семестр.

10-й семестр является заключительным семестром подготовки будущих педагогов-бакалавров, в течение которого осуществляется работа над выпускной квалификационной работой и подготовка к итоговой государственной аттестации. Данный семестр является достаточно загруженным (11 дисциплин) и включает изучение дисциплин-«точек роста». Мы считаем целесообразным перенести дисциплины-«точки роста» («Теория и практика перевода», «Актуальные сферы иноязычного общения», «Тестирование и оценка английской устной и письменной речи») в 9-й семестр, чтобы «разгрузить» студентов и дать возможность использовать сформированные специальные ИКТ-компетенции в 9-м семестре при освоении содержания дисциплин 10-го семестра.

4. Своевременная организация обучения дисциплинам блока информационной подготовки.

Содержание дисциплины «Информатика» конструируется на основе междпредметных связей с другими дисциплинами, при изучении которых студенты используют различные виды информационной деятельности: работа с образовательным порталом Омского государственного педагогического университета; запись фонетических упражнений в звуковом редакторе по дисциплине «Практическая фонетика»; работа с сервисом «Лента времени» при изучении истории и др. Соответственно, целью данной дисциплины является подготовка студентов к осуществлению различных видов информационной деятельности в 1-м семестре до начала их использования (обозначено в рекомендуемом учебном плане белым цветом). В период обучения с 1-го по 3-й семестры у студентов формируются преимущественно общекультурные ИКТ-компетенции при освоении содержания дисциплин общеобразовательной подготовки.

Содержание дисциплины «Информационные технологии в образовании» конструируется на основе интеграции подготовки в области информационных технологий и педагогики и направлено на подготовку студентов к осуществлению различных видов информационной деятельности, необходимых будущему педагогу: осуществление автоматизированного контроля, организация культурно-просветительской деятельности средствами информационных технологий, организация педагогического эксперимента и др. Основное содержание дисциплины направлено на развитие профессиональных ИКТ-компетенций и является своевременным.

Дисциплина «Экономика образования», предусмотренная для изучения в 8-м семестре учебного плана, относится к общепрофессиональным дисциплинам, основана на педагогических знаниях и рассматривает вопросы составления контрактов, расчета стоимости образовательных услуг и др. В то время как содержание дисциплины «ИКТ в области преподавания иностранных языков» основано на интеграции методической подготовки и подготовки в области информационных технологий, соответственно обучение данной дисциплине необходимо осуществлять после завершения обучения методике обучения иностранным языкам в 8-м семестре. Таким образом, следует поменять местами данные дисциплины.

Учебный план подготовки бакалавров по направлению 050100 «Педагогическое образование» профиль «Иностранный язык (английский) и иностранный язык (немецкий)»

1 семестр 2 семестр 3 семестр 4 семестр 5 семестр 6 семестр 7 семестр 8 семестр 9 семестр 10 семестр

Практика устной и письменной речи (1 профиль) Практика устной и письменной речи (1 профиль) Практика устной и письменной речи (1 профиль) Практика устной и письменной речи (1 профиль) Практика устной и письменной речи (1 профиль) Практика устной и письменной речи (1 профиль) Практика устной и письменной речи (1 профиль) Практика устной (1 профиль)" Иностранный язык

Практика устной и письменной речи (2 профиль) Практика устной и письменной речи (2 профиль) Практика устной и письменной речи (2 профиль) Практика устной и письменной речи (2 профиль) Практика устной и письменной речи (2 профиль) Практика устной и письменной речи (2 профиль) Практика устной и письменной речи (2 профиль) Практика устной (2 профиль)" Общее и оценка английской устной и письменной речи

Практическая Практическая Педагогическая риторика Методика обучения (1 профиль) Методика обучения (1 профиль) Методика обучения (1 профиль) Методика обучения (1 профиль) Современные

фонетика (1 профиль) фонетика (1 профиль) в зарубежной литературе переводоведение

Практическая фонетика (2 профиль) Практическая фонетика (2 профиль) Правоведение Методика обучения (2 профиль) Методика обучения (2 профиль) Методика обучения (2 профиль) Методика обучения (2 профиль) Теоретическая грамматика (1 профиль) Немецкая литература XX века Текст как объект лингвистического исследования

Практическая грамматика (1 профиль) Практическая грамматика (1 профиль) Практическая грамматика (1 профиль) Языковые основы межкультурной коммуникации ИКТ в области преподавания иностранного языка Теоретическая фонетика (1 профиль) ; Лексикология языка (1 профиль) Теоретическая грамматика (2 профиль) Постмодернизм в литературном пространстве Интерпретация авторского текста

Практическая грамматика (2 профиль) Практическая грамматика (2 профиль) Практическая грамматика (2 профиль) Нормы и правила современной коммуникации на английском языке Политология Теоретическая фонетика (2 профиль) ; Лексикология (2 профиль); Основы анализа художественного англоязычного текста Деловое общение на немецком языке ¿Актуальные сферы иноязычного общения

Работа

Физическая Физическая Физическая Физическая Физическая Физическая Физическая Физическая с англоязычным

культура культура культура культура культура культура культура культура аннотирование и реферирование

История Философия Основы экологической культуры Компаративная лингвистика Культура речевого общения на немецком языке Учебная практика Учебная! практика Проблемы современной молодежи в Германии Функциональные особенности предложений различного типа в немецком языке Когнитивные аспекты лингвокультуро-логии

Латинский язык Психология Психология Психология Психология Психология Язык СМИ Великобритании и США Производственная практика Поэтика художественного произведения Сравнительная типология

; Математика ; и информатика Педагогика Педагогика Педагогика Педагогика Педагогика Литература стран изучаемого языка (1 профиль) Литература стран изучаемого языка (1 профиль) Производственная практика Современный литературный процесс в Германии

1

со иялун Е1яннзаюзТпдо и зиюэьи1Шно»е-оняууиПоэ 5Ю2 (9£1) 1 оМ ИИН1ЭЭЯ И1ЯНЬЛУН ИИЮ1Л10 ^^

00 М

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (135) 2015

Окончание табл. 1

Введение в языкознание Основы математической обработки информации Страноведение и лингвостранове-дение (1 профиль) Коммуникативная грамматика английского языка Особенности английского литературного разговорного языка История языка (1 профиль) Литература стран изучаемого языка (1 профиль) Литература стран изучаемого языка (1 профиль) Современная культура в Германии

Безопасность жизнедеятельности Страноведение и лингвостранове-дение (2 профиль) Грамматические категории глагола в нем. яз. Синтаксис современного английского языка История языка (2 профиль) современной коммуникации на немецком языке Выпускная квалификационная работа

Основы мед. знаний и здорового Инфо рмационные Стилистика языка (1 профиль) Итоговая

образа жизни ШшЯшшШж-

Возрастная анатомия, физиология и гигиена Естественнонаучная картина мира Стилистика языка (1 профиль)

Обозначения, используемые в таблице 1:

Дисциплины, без использования информационных технологий

Дисциплины, изучение которых требует использования информационных технологий как средства обучения

Дисциплины-«точки-роста»

Рекомендуемый учебный план подготовки бакалавров по направлению 050100 «Педагогическое образование» профиль «Иностранный язык (английский) и иностранный язык (немецкий)»

1 семестр 2 семестр 3 семестр 4 семестр 5 семестр 6 семестр 7 семестр 8 семестр 9 семестр 10 семестр

Практика устной и письменной речи (1 профиль) Практика устной и письменной речи (1 профиль) Практика устной и письменной речи (1 профиль) Практика устной и письменной речи (1 профиль) Практика устной и письменной речи (1 профиль) Практика устной и письменной речи (1 профиль) Практика устной и письменной речи (1 профиль) Практика устной и письменной речи (1 профиль) Иностранный язык Иностранный язык

Практика устной и письменной речи (2 профиль) Практика устной и письменной речи (2 профиль) Практика устной и письменной речи (2 профиль) Практика устной и письменной речи (2 профиль) Практика устной и письменной речи (2 профиль) Практика устной и письменной речи (2 профиль) Практика устной и письменной речи (2 профиль) Практика устной и письменной речи (2 профиль) Общее языкознание Современное переводоведение

Практическая фонетика (1 профиль) Практическая фонетика (1 профиль) Педагогическая риторика Методика обучения (1 профиль) Методика обучения {2 профиль) Методика обучения (1 профиль) Методика обучения (1 профиль) Методика обучения (1 профиль) И КТ в области преподавания иностранного языка Современные тенденции в зарубежной литературе Текст как объект лингвистического исследования

Практическая фонетика (2 профиль) Практическая фонетика (2 профиль) Правоведение Методика обучения (2 профиль) Методика обучения (2 профиль) Методика обучения (2 профиль) Теоретическая грамматика (1 профиль) Немецкая литература XX века Интерпретация авторского текста

Практическая грамматика (1 профиль) Практическая грамматика (1 профиль) Практическая грамматика (1 профиль) Языковые основы межкультурной коммуникации Экономика образования Теоретическая фонетика (1 профиль) Лексикология языка (1 про фил ь) Лексиколо! ни языка (2 профиль) Теоретическая грамматика (2 профиль) Постмодернизм в литературном пространстве Когнитивные аспекты лингвокульту-рологии

Практическая грамматика (2 профиль) Практическая грамматика (2 профиль) Практическая грамматика (2 профиль) Нормы и правила современной коммуникации на английском языке Политология Теоретическая фонетика (2 профиль) Основы анализа художественного англоязычного текста Деловое общение на немецком языке Сравнительная типология

Физическая культура Физическая культура Физическая культура Физическая культура Физическая культура Физическая культура Физическая культура Физическая культура Работа с англоязычным текстом: аннотирование и реферирование Современный литературный процесс в Германии

История Философия Основы экологической культуры Компаративная лингвистика Культура речевого общения на немецком языке Учебная практика Учебная практика . Проблемы современной молодежи в Германии Функциональные особенности предложений различного типа в немецком языке Современная культура в Германии

Латинский язык Психология Психология Психология Психология Психология Язык СМИ Великобритании и США Производственная практика Поэтика художественного произведения Выпускная квалификационная работа

Литература стран изучаемого яз. (1 профиль) Литература стран изучаемого языка (1 профиль) ,, Итоговая I государственная практика аттестация

I

133 иялун ЕтннзаюзТпдо и зиюэьи1Шно»е-оняууиПоэ 5Ю2 (9£1) 1 оМ ИИН1ЭЭЯ И1ЯНЬЛУН ИИЮ1Л10 ^^

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

ОМСКИИ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (135) 2015

Окончание табл. 2

Введение в языкознание

Инфор матика

Безопасность жизнедеятельности

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Стр ановедение и лингвострано-ведение (1 профиль)

Страноведение и лингвострано-ведение (2 профиль)

Коммуникативная

грамматика английского языка

Грамматические категории глагола в немецком языке

Информационные

технологии в образовании

Особенности английского литературного разговорного языка

Синтаксис современного английского языка

История языка (1 профиль)

История языка (2 профиль)

Литература стран изучаемого яз. (2 профиль)

Средства современной коммуникации на немецком языке

Стилистика языка (1 профиль)

Литература стран изучаемого языка (2 профиль)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теория и практш перевода

Тестирование и оценка английской устной и письменной речи

Актуальные сферы иноязычного общения

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Естественнонаучная картина мира

Стилистика языка (1 профиль)

Обозначения, используемые в таблице 2:

Дисциплины, без использования информационных технологий

Дисциплины, изучение которых требует использования информационных технологий как средства обучения

Дисциплины-« точки-ро ста »

Таким образом, мы считаем, что составление учебного плана с учетом вышеперечисленных рекомендаций приведет к непрерывному развитию ИКТ-компетентности педагогов-бакалавров профиля «Иностранный язык и иностранный язык», а также позволит укрепить межпредметные связи и обеспечит преемственность и последовательность перехода от развития общекультурных ИКТ-компетенций к профессиональным, а затем специальным ИКТ-компетенциям.

Библиографический список

1. Лапчик, М. П. О формировании ИКТ-компетентности бакалавров педагогического направления [Электронный ресурс]. — URL: http://www.science-education.ru/101-5515 (дата обращения: 07.07.2014).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. — URL:

http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm788-1.pdf (дата обращения 10.07.2014).

3. Петренкова, С. Б. Особенности построения курса «Математика и информатика» / С. Б. Петренкова, Е. В. Рашидова // Современные информационные технологии и ИТ-образование : материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 2008. - С. 271-276.

4. Семакин, И. Г. Эволюция школьной информатики / И. Г. Семакин // Информатика в школе. — 2011. — № 5 (225). - С. 2-7.

5. Сиренко, Н. А. Учебная дисциплина «Математика и информатика» в ссуз: проблемы и пути их преодоления [Электронный ресурс]. - URL: http://ito.Su/2000/II/1/127.html (дата обращения: 07.07.2014).

ПЕТРОВА Наталья Валерьевна, ассистент кафедры «Информационные и коммуникационные технологии в образовании».

Адрес для переписки: wiki.admi@gmail.com

Статья поступила в редакцию 09.09.2014 г. © Н. В. Петрова

УДК 378.147:75

З. Ж. РАБИЛОВА Н. П. ГОЛОВАЧЕВА

Омский государственный педагогический университет

СПЕЦИФИКА

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ_

В статье на основе обобщения живописного опыта вьщающихся мастеров пленэрной живописи, а также психологических исследований особенностей творческого процесса выявляется наиболее целесообразная методическая последовательность в овладении искусством пейзажной живописи.

Ключевые слова: пленэр, творчество, деятельность, цвет, тон, живопись.

Многовековая история развития пленэрной живописи во многом обусловливает направление поисков методической целесообразности конкретных форм и методов обучения в контексте эстетических предпочтений различных художественных школ. В каждую из художественных эпох акцентировались свои принципы пленэрного изображения. Например, с эпохи Возрождения начинает формироваться живописная школа, основанная на научном подходе к изображению природы. В трудах великих художников того времени Л. Альберти, Д. Вазари, П. Веро-незе, А. Дюрера, Л. да Винчи, Ч. Ченнини и др. подчеркивается необходимость освоения изображения природы посредством воспитания у художника целостного видения и живописного изображения от целого к деталям. В это же время стал проявляться интерес художников к особенностям зрительного восприятия при изображении с натуры.

К проблемам пленэрной живописи обращались выдающиеся художники-практики и в более поздние времена А. Ватто, Э. Делакруа, Д. Рейнольдс, П. Рубенс, которые считали природу школой для художника.

Совершенно новое веяние в искусство пленэрной живописи внесли художники-импрессионисты

и постимпрессионисты П. Гоген, В. Ван Гог, Э. Мане, К. Моне, П. Сезанн, А. Сислей и др., которые стремились воплотить на холсте непосредственные эмоциональные впечатления от природы.

Следует отметить, что и в русском изобразительном искусстве пленэрная живопись занимает особое место. Достаточно вспомнить знаменитые имена художников Ф. Васильева, К. Коровина, А. Куинджи, И. Левитана, В. Поленова, В. Саврасова, В. Серова, И. Шишкина и других известных живописцев, понимавших пленэрную живопись в единстве с сюжетной и композиционной составляющей. В этом контексте необходимо отметить, что, преодолевая каноны классического и романтического пейзажа, обогащая свой опыт достижениями мирового живописного искусства, эти художники создали совершенно новую сюжетно-образную концепцию пейзажной живописной композиции. Важнейшее место здесь принадлежит знаменитому художнику А. Саврасову, который пришел к созданию подлинно русского пейзажа, основанного на изображении реальной действительности. Вместе с тем огромное значение для развития пейзажного жанра в России имела его плодотворная педагогическая деятельность, в кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.