Научная статья на тему 'Коммуникативная деятельность как атрибут современных социальных отношений'

Коммуникативная деятельность как атрибут современных социальных отношений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
885
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMMUNICATIVE ACTIVITY / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SOCIAL RELATIONS / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСЕНСУС / SOCIAL CONSENSUS / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / INFORMATION ENVIRONMENT / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / SOCIAL / КОММУНИКАТИВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / COMMUNICATION NEED / ВОСПРОИЗВОДСТВО И ГАРМОНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ / REPRODUCTION AND HARMONIZATION OF SOCIAL RELATIONS / INFORMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Музафина В.М.

Рассматриваются проблемы современной коммуникативной деятельности, выделяются ее объект, предмет и базовые функции. Эта деятельность концептуализируется как социальный феномен, специфический универсальный инструмент, посредством которого человек способен удовлетворить свои когнитивные потребности, а затем и потребности в целеосознанном предметном преобразовании окружающей его социальной среды. Она (деятельность) представляет собой процесс, направленный на получение актуальной информации, необходимой для разработки технологий целедостижения в различных сферах социального бытия. Обосновывается информационно-коммуникативная природа социальных отношений. Доказывается, что содержание социального взаимодействия состоит в обмене результатами коммуникационной деятельности, которые обеспечивают саму возможность материального производства, определяя его направленность, и воспроизводство социальных связей в целом, которые формируют общество, определяя траекторию его развития. Социальный аспект в эти взаимодействия привносится благодаря целеи ценностно-осознанной коммуникативной деятельности субъектов, составляющей основу всех форм социальной коммуникации. Определяются структура социальной информации и коммуникативного пространства, целевая функция информационно-коммуникативной деятельности, которая ориентирована на выявление и использование потенциалов социальной системы в целях ее оптимального функционирования. Анализируются формы реализации коммуникативных потребностей современного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE ACTIVITY AS AN ATTRIBUTE OF MODERN SOCIAL RELATIONS

The article considers problems of the modern communicative activity, marks out its object, subject and basic functions. This activity is conceptualized as a social phenomenon, specific universal tool, by mean of which a human can satisfy own cognitive demands, and then the demands of realized subjective transformation of social environment. This activity is a process aimed at getting actual information, which is necessary for development of achievement technologies in different spheres of social being. This paper also substantiates information and communicative nature of social relations. The author proves that the content of social interrelations is an exchange of communicative activity results; this provides an ability of material production, defining its direction and reproduction of social links in general, which form our society, defining trajectory of its development. In these interrelations the social aspect is brought by aim and value realized communicative activity of subjects, forming a base for all the forms of social communication. The article defines a structure of social information and communicative space, target function of information and communicative activity, which is aimed at exposing and application of the social system’s potentials for its optimal functioning. The paper analyzes some realization forms of modern human’s communicative demands.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная деятельность как атрибут современных социальных отношений»

№ 3(66) МАРТ 2016

т

В.М. Музафина, соискатель, кафедра социальной работы, Башкирский государственный университет, г. Уфа, Россия, venera.myzafina@mail.ru

КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК АТРИБУТ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Рассматриваются проблемы современной коммуникативной деятельности, выделяются ее объект, предмет и базовые функции. Эта деятельность концептуализируется как социальный феномен, специфический универсальный инструмент, посредством которого человек способен удовлетворить свои когнитивные потребности, а затем и потребности в целеосознанном предметном преобразовании окружающей его социальной среды. Она (деятельность) представляет собой процесс, направленный на получение актуальной информации, необходимой для разработки технологий целедостижения в различных сферах социального бытия. Обосновывается информационно-коммуникативная природа социальных отношений. Доказывается, что содержание социального взаимодействия состоит в обмене результатами коммуникационной деятельности, которые обеспечивают саму возможность материального производства, определяя его направленность, и воспроизводство социальных связей в целом, которые формируют общество, определяя траекторию его развития. Социальный аспект в эти взаимодействия привносится благодаря целе- и ценностно-осознанной коммуникативной деятельности субъектов, составляющей основу всех форм социальной коммуникации. Определяются структура социальной информации и коммуникативного пространства, целевая функция информационно-коммуникативной деятельности, которая ориентирована на выявление и использование потенциалов социальной системы в целях ее оптимального функционирования. Анализируются формы реализации коммуникативных потребностей современного человека.

Ключевые слова: коммуникативная деятельность, коммуникация, социальные отношения, социальный консенсус, информационная среда, социальная информация, коммуникативная потребность, воспроизводство и гармонизация социальных связей.

гЧ

Необходимость в осмыслении сути социальной информации, выступающей в качестве базового ресурса практически всех форм современной социальной деятельности и информационных взаимодействий, обеспечивающих ее развитие, связана с возникновением принципиально новых коммуникативных связей между современными субъектами социального действия. Сегодня эти взаимодействия активно развиваются на базе массовой компьютеризации и информатизации, внедрения новейших инфор-

мационных технологий, позволивших совершить качественный скачок практически во всех сферах общественной жизни.

Погружаясь в рассмотрение означенного проблемного поля, мы отталкиваемся от следующего положения, определяющего нашу интенцию: информационно-коммуникативная деятельность - это процесс, направленный на получение актуальной информации, необходимой для разработки технологий целедостижения в различных сферах социального бытия. Социальный эф-

т

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

фект в процессе этой деятельности фиксируется в форме некоего консенсуса, который является результатом согласования разнонаправленных интересов субъектов в рамках коммуникации, и выработке на его основе технологий материального, духовного и социального воспроизводства условий, средств и перспектив общественных взаимодействий.

Последние, с очевидностью, имеют информационно-коммуникационный субстрат, на котором и «вырастают» различные пред-метно-деятельностные технологии, составляющие существо «движущейся социальной материи в целом»1 и самого общества как «продукта взаимодействия людей»2. Первым результатом данных коммуникативных взаимодействий явилась конвенция, которая конституировала разделение труда между людьми. Это обусловило не только формирование социального (организационного) порядка, но и развитие социальности в целом в широком спектре предметно-деятельностных сфер общества.

Развивая эту позицию, подчеркнем, что именно целе- и ценностно-осознанная деятельность представляет собой суть социального взаимодействия, ибо она строится на моделях целедостижения желаемого будущего, формируя его посредством технологических средств. Само же содержание социального взаимодействия всегда представляет собой обмен веществом, энергией и информацией. Первые два элемента в начале этого процесса присутствуют в формате знаний о технологиях материального производства, т. е. в форме инструментальной информации, являющейся важнейшим средством будущих преобразований. Эта информация оформляется в процессе коммуникационной деятельности, субъектами которой являются акторы, стремящиеся к поиску оптимальной социальной

Содержание социального взаимодействия состоит в обмене, в первую очередь, результатами коммуникационной деятельности, которые обеспечивают саму возможность материального производства, определяя его направленность, и воспроизводство социальных связей в целом, которые и формируют общество, определяя траекторию его развития.

в первую очередь, результатами коммуникационной деятельности, которые обеспечивают саму возможность материального производства, определяя его направленность, и воспроизводство социальных связей в целом, которые и формируют общество, определяя траекторию его развития.

Итак, коммуникация выступает основной формой социального взаимодействия, благодаря которой обеспечивается трансляция определенных сведений и знаний в процессе информационного взаимодействия между людьми. Причем социальный аспект в эти взаимодействия привносится благодаря целе- и ценностно-осознанной коммуникативной деятельности субъектов, составляющей основу всех форм социальной коммуникации.

Это и обусловливает имманентную потребность в коммуникации каждого социального актора, которая выступает в качестве базовой будирующей инстанции, определяя характер позиционирования субъекта как в когнитивной, так и в предметно-деятель-ностной сфере. Более того, потребность в коммуникации отмечается многими исследователями как основная социальная потребность, порождающая не только возможность информационной связи между индивидами, но и реализацию обменных процессов, что способствует развитию социальности всех коммуницирующих акторов и их — общностей в целом.

Усложнение и дифференциация различных форм социальной, трудовой деятельности обусловили формирование потребности не только в собственно вербальной коммуникации, но и в вербальной коммуникации в ее опосредованных формах, что дало серьезный толчок развитию сначала традиционных массовых, а затем и виртуальных средств коммуникации. Этот скачок и сделал коммуникативную

конвенции. Таким образом, содержание со- потребность доминирующей среди всех социального взаимодействия состоит в обмене, циальных, а информационный обмен «при-

№ 3(66) МАРТ 2016

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

обрел глобальный, космический масштаб Возвращаясь к анализу коммуникатив-

и характер»3. Именно поэтому в ряду основ- ной деятельности как социального фено-

ных признаков современной социальности мена, отметим, что это специфический вид

выделяется потребность в коммуникации (пе- субъектной активности, универсальный ин-

редаче, транспортации) предметных, информационных и других условий, обеспечивающих жизнь общества в его пространственном и временном измерениях.

На индивидном уровне эта потребность объективируется в когнитивном процессе средствами дискурса, а также в живом человеческом

Потребность в коммуникации отмечается многими исследователями как основная социальная потребность, порождающая не только возможность информационной связи между индивидами, но и реализацию обменных процессов, что способствует развитию социальности всех коммуницирующих акторов и их общностей в целом.

струмент, посредством которого человек способен удовлетворить свои когнитивные потребности, а затем и потребности в целеосознанном предметном преобразовании окружающей его социальной среды. Она не только активизирует сознание субъекта - эта деятельность включает его в социальную це-

общении средствами обмена субъектными лостность, привнося в его существо рацио-

оценками, чаяниями и личностными префе- нальные знания о регуляции человеческих

ренциями. На уровне социальной общности отношений и мудрость при выборе социаль-

она реализуется в формате межпоколенных ных целей и средств их достижения.

связей средствами трансляции социального опыта; в кросскультурных коммуникациях различных этнических групп; в политических (электоральных) процессах средствами декларации консолидированного мнения и др. Здесь начинают работать не столько индивидные императивы, сколько императивы консолидированной общности.

Объектом данной деятельности выступают социальная информация и различные способы ее организации, а предметом являются социальные проблемы и противоречия, подлежащие разрешению с использованием информационного ресурса4. Следовательно, в предметную сферу этой деятельности входят также формы и феномены отраже-

m

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ния инструментальной информации в сфере общественного (коллективного, корпоративного и др.) сознания, побуждающие людей к целеосознанным действиям по преобразованию окружающей действительности. Все это предполагает разработку методов оптимального (бесконфликтного, эффективного) взаимодействия между а) объектом и субъектом познания средствами управления знаниями; б) отдельными акторами средствами достижения когнитивного консенсуса; в) различными общностями с использованием средств согласования разнонаправленных интересов при решении тех или иных социальных задач.

Целевая функция данной деятельности может быть представлена в форме следующей дихотомии:

— когнитивно-социализирующая функция. Адекватная общественным реалиям социализация субъекта средствами актуального освоения социокультурного опыта, накопленного человечеством в процессе развития коммуникативных (социальных) взаимодействий;

— социально-преобразующая функция. Формирование оптимальной социальной среды, в рамках которой появляется возможность не только выработки коммуникативных технологий гармонизации социальных отношений, но и разработки инновационных технологий материального преобразования средств жизнедеятельности социума.

Здесь под социальной средой мы, вслед за П. Бурдье, понимаем «пространство сил, точнее совокупность объективных отношений сил, которые навязываются всем входящим в это поле и которые несводимы к намерениям индивидуальных агентов или же к их непосредственным взаимодействиям»5. Это определение косвенно актуализирует целевой функционал коммуникативной деятельности, которая, в частности, призвана гармонизировать данное пространство, ибо оно, чаще всего, в большей или меньшей степени раз-балансировано. Причины этой разбалансиро-

В ряду основных признаков современной социальности выделяется потребность в коммуникации (передаче, транспорта-ции) предметных, информационных и других условий, обеспечивающих жизнь общества в его пространственном и временном измерениях.

ванности могут быть сведены к следующим основным факторам: неразвитость социально-экономических, социохозяйственных структур; нарушение социальных приоритетов;

низкий духовный, социокультурный потенциал, недостаточный уровень информационно-знани-евой, коммуникационной и профессиональной культуры субъектов социальной деятельности, что обусловлено ущербностью используемых информационных технологий в образовательных процессах в частности и в процессах социальной коммуникации в целом6.

Наличие указанного дисбаланса и актуализирует целевую функцию современной информационно-коммуникативной деятельности, реализация которой предполагает выявление и использование потенциалов социальной системы в целях ее оптимального функционирования на основе совокупности разрабатываемых сегодня технологий, призванных поддерживать развитие социальности субъектов в рамках различных сфер и уровней ассоциированной деятельности. Думается, что именно такое направление разрешения многих социальных противоречий и является наиболее продуктивным. При этом коммуникативная деятельность обретает статус главного инструмента гармонизации современных общественных связей, отношений и обменных процессов.

Литература

1. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1961. Т. 20. С. 546.

2. Там же. С. 402.

3. Урсул А. Д. Информация: методологические аспекты. М.: Наука, 1971. С. 186.

4. См.: Курлов А.Б., Петров В.К. Методология информационной аналитики. М.: Проспект, 2014. С. 100.

5. Бурдье П. Социология политики: пер. с фр. / общ. ред. Н.А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1993. C. 56.

6. См. Курлов А.Б. Методология социального познания. М.: Проспект, 2015. С. 8.

№ 3(66) MAPT 2016 ^I^SS^mS I

COMMUNICATIVE ACTIVITY AS AN ATTRIBUTE OF MODERN SOCIAL RELATIONS

V. M. Muzafina, Fellow Applicant, The department of social work, Bashkir State University, Ufa, Russia, venera.myzafina@mail.ru

The article considers problems of the modern communicative activity, marks out its object, subject and basic functions. This activity is conceptualized as a social phenomenon, specific universal tool, by mean of which a human can satisfy own cognitive demands, and then the demands of realized subjective transformation of social environment. This activity is a process aimed at getting actual information, which is necessary for development of achievement technologies in different spheres of social being. This paper also substantiates information and communicative nature of social relations. The author proves that the content of social interrelations is an exchange of communicative activity results; this provides an ability of material production, defining its direction and reproduction of social links in general, which form our society, defining trajectory of its development. In these interrelations the social aspect is brought by aim and value realized communicative activity of subjects, forming a base for all the forms of social communication. The article defines a structure of social information and communicative space, target function of information and communicative activity, which is aimed at exposing and application of the social system's potentials for its optimal functioning. The paper analyzes some realization forms of modern human's communicative demands.

Key words: communicative activity, communication, social relations, social consensus, information environment, social, information, communication need, reproduction and harmonization of social relations.

References

1. Marks K., Engels F. Sobranie sochinenii [Collected works]. Moscow, Gos. izd-vo polit. lit-ry Publ., 1961, vol. 20. 828 p.

2. Marks K., Engels F. Sobranie sochinenii [Collected works]. Moscow, Gos. izd-vo polit. lit-ry Publ., 1961, vol. 20. 828 p.

3. Ursul A. D. Informatsiia: Metodologicheskie aspe-kty [Information: Methodological aspects]. Moscow, Nauka Publ., 1971. 293 p.

4. Kurlov A.B., Petrov V.K. Metodologiia informat-sionnoi analitiki [Methodology of information analysis]. Moscow, Prospekt Publ., 2014. 384 p.

5. Bourdieu P. Sotsiologiia politiki [Sociology of politics]. Moscow, Socio-Logos Publ., 1993. 226 p.

6. Kurlov A.B. Metodologiia sotsial'nogo poznaniia [Methodology of social cognition]. Moscow, Prospekt Publ., 2015. 232 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.