Научная статья на тему 'Роль информационных технологий в создании социальных образов'

Роль информационных технологий в создании социальных образов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
146
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ИЛЛЮЗОРНЫЙ ОБРАЗ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / PR-СИСТЕМА / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / INFORMATION TECHNOLOGY / SOCIAL MEDIA / AN ILLUSORY IMAGE / SOCIAL INFORMATION / PR-SYSTEM / PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Давлетшина С.Р.

Автор рассматривает систему построения деятельности информационных технологий, ее основные направления и функции. Актуализируются проблемы информационной рефлексии и методы формирования образов действительности как средств технологизации социального пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN CREATING SOCIAL IMAGES

The author examines the activity of constructing information technology system, its main focus and function. Actualizes the problem of reflection of information and methods of forming images of reality, as a means technologizing social space.

Текст научной работы на тему «Роль информационных технологий в создании социальных образов»

УДК 070

Магнитогорский государственный технический университет им. Носова в г. Магнитогорске

студент магистратуры направления лингвистики (профессионально-деловая коммуникация в международном сотрудничестве (английский язык)) Давлетшина С.Р.

Россия, г. Магнитогорск, тел. + 7982 3324425

e-mail: lanadavletshina@mail.ru

Magnitogorsk State Technical University,

Magnitogorsk

masters student

Linguistics (Professional-Business Communication in the International Cooperation (the English language))

Davletshina S. R.

Russia, Magnitogorsk, + 7982

3324425

e-mail: lanadavletshina@mail.ru

С.Р. Давлетшина

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЗДАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

Автор рассматривает систему построения деятельности информационных технологий, ее основные направления и функции. Актуализируются проблемы информационной рефлексии и методы формирования образов действительности как средств технологизации социального пространства.

Ключевые слова: информационная технология, социальная среда, иллюзорный образ, социальная информация, PR-система, общественное мнение.

S.R. Davletshina

ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN CREATING SOCIAL IMAGES

The author examines the activity of constructing information technology system, its main focus and function. Actualizes the problem of reflection of information and methods of forming images of reality, as a means technologizing social space.

Key words: information technology, social media, an illusory image, social information, PR-system, public opinion.

В настоящее время возникает острая потребность в создании нового класса технологических средств, которые должны быть ориентированы на инновационную реформацию и трансформацию существующих социальных преференций общества. Их объектами, становятся не только различные явления, события или процессы, оказывающие влияние на формирование новой социальной реальности, но и общественное мнение, которое играет отнюдь не последнюю роль в развитии этих процессов.

Понятно, что прямой перенос в эту сферу методов и методик, разработанных для микроуровня, невозможен в силу того, что объекты регионального и тем более социе-тального масштаба обладают рядом специфических особенностей. Некоторые из них

Давлетшина С.Р., 2017

мы актуализируем:

- отсутствие единой целевой функции (установки) у субъектов данного социального образования, что обусловливает большое количество причинно-следственных связей, трудно поддающихся формализации;

- значительная роль стихийных факторов в развитии какого-либо социального явления, в качестве которых выступают традиции, ценности, неформальные регуляти-вы и др.;

- преобладание широкого спектра уникальных проблем, придающих социальному пространству выраженную мозаичность;

- необходимость использования огромного объема информации, которую несет в себе данный социальный объект, для разработки достаточно валидных выводов, предполагающих принятие управленческих решений по вмешательству в развитие ситуации;

- высокий уровень резистивности участников того или иного процесса или представителей какого-либо социального института [1; с. 324-325].

Среди широкого спектра приведенных проблемных (предметных) направлений ИТ выделяется общественное мнение, которое во многом влияет на характер и обусловливает социальную эффективность различных изменений в процессе развития тех или иных социальных модулей. В связи с этим в качестве предмета социотехнологиче-ских разработок очень часто выступает именно этот компонент общественного сознания. Такие технологии являются прерогативой коммуникационного средства социального управления, широко известного под названием Public ReM^ns (PR).

Эта деятельность призвана обеспечить эффективное информационное взаимодействие между структурами некой организации, а также с ее внешними целевыми аудиториями. Высокий качественный уровень как внутренних, так и внешних связей достигается в данном случае посредством гармонизации «общения» между различными субъектами как внутри, так и вне системы. Термин «общение» понимается здесь предельно широко, ибо фиксирует весь спектр информационных взаимодействий человека в процессе обмена деятельностью. Очевидно, что «гармонии» взаимодействий можно достичь лишь на основе использования полной и объективной информации о состоянии и развитии всех элементов организационной системы. Поэтому основной задачей PR является сбор, анализ и инструментальное использование информации в целях оптимальной координации и субординации действий по согласованию разнонаправленных интересов людей.

Деятельность в этой социокоммуникационной области имеет свой специфический объект, в качестве которого выступает информация, отражающая динамику развития того или иного социального модуля и предмет - формы и феномены отражения этой информации в сознании людей, включенных в состав внешних и внутренних связей этого модуля. Последняя совокупность явлений как раз и оказывается в фокусе технологического воздействия. Указанная предметная область включает в себя также изучение взаимодействий различного уровня между субъектами и их последствий, а также реакций на происходящие изменения со стороны когорт, входящих в состав различных целевых когорт.

По сути, PR-технологии призваны обеспечить адекватность принимаемых управленческих решений и соответствующих действий ожиданиям и общей направленности мнения людей. Если общественное мнение диссонирует с объективной необходимо-

стью принятия того или иного решения, то в этом случае как раз и применяются информационно-технологические средства с целью достижения указанной корреляции.

Очевидно, что та или иная технологическая программа ориентирована на определенную аудиторию, чье ассоциированное мнение и отношение может существенно повлиять на результативность решения в сфере управления социальной системой. Задача данной технологии состоит в том, чтобы при необходимости перевести общую отношен-ческую ориентацию целевых аудиторий в приемлемую для всех субъектов организационного развития форму. Это, в конечном итоге, позволит получить позитивную общественную реакцию после реализации решения, а следовательно, обеспечить социальный эффект от внедрения инноваций [2; с. 188].

Закономерно, что столь сложные комплексные функции такая информационно-технологическая система сможет реализовать только в том случае, если будет отвечать определенным требованиям, некоторые из которых мы приводим ниже.

Ориентированность на управление - важнейший признак любой инфосоциальной технологии. Ее структура строится по принципу «информационного баланса», который предусматривает наличие двух комплексных информационных потоков: «сверху -вниз» и «снизу - вверх». По линии первого канала транслируются управленческие решения, которые доводятся до непосредственных исполнителей, а также до представителей некоторых целевых аудиторий. Необходимо подчеркнуть, что те или иные решения в сфере управления основаны на результатах анализа общих тенденций изменения внешнего социального пространства, а также тенденций развития социальных процессов в среде различных целевых аудиторий внутри объекта управления. По сути, файлы информации, формируемые по линии второго канала, являются необходимым условием и основой адекватных управленческих решений. При таком подходе система ориентируется на удовлетворение потребностей в информационном обеспечении не только всех уровней управления, включая оперативное, но и на информирование различных когорт общественности, формирование их мнения в отношении решаемых проблем.

Интеграция является необходимой характеристикой инфосоциальной технологии, которая, воздействуя на определенную сферу развития социума, одновременно выступает в качестве транслятора связей между его структурными составляющими. В противном случае может быть нарушена координация внутри этой структуры, что может привести к потере качественной определенности связей, а следовательно, и к утрате устойчивости объекта управления в целом.

Элемент долгосрочного планирования - один из важнейших принципов разработки ИТ, который предусматривает необходимость создания различных моделей функционирования и развития элементов данной технологической системы. Это является основой для формирования долгосрочных прогнозов и социального планирования развития объекта с учетом динамики изменения факторов внешней среды и собственного его состояния.

Указанные функции и требования, предъявляемые к их реализации, позволяют использовать рассматриваемую ИТ-систему для достижения следующих основных целей:

- изменение статуса субъекта в том или ином социальном образовании;

- локализация либо развитие какого-либо процесса в объекте;

- развитие, совершенствование некоего социума;

- разрушение социума, его деструкция;

- выращивание на основе старого социума принципиально нового и др.

Теперь необходимо, хотя бы кратко, остановиться на конкретных коммуникативных стратегиях, которые выступают в качестве инструментов технологизации информационной среды того или иного социального модуля, ибо именно они позволяют влиять на предпочтения целевых когорт, формируя нематериальные активы субъектов ИТ.

Коммуникативная стратегия имеет определенные цели, зависящие от множества причин, но в любом случае, они включают в себя все элементы, с которыми субъект (организация, компания, институт, группа лиц и др.) взаимодействует в социальном пространстве. Эта стратегия интегрирует и управляет всеми коммуникационными инструментами, направляя их на комплексное решение поставленных задач. Реализация этих стратегий напрямую влияет на формирование нематериальных активов субъекта, которые и составляют основу его статуса и форм презентации последнего (имидж, репутация, бренд, специфика деловых связей и др.) Они формируются и воспроизводятся посредством управления профильной социальной информацией, что достигается посредством следующих действий:

- оценкой восприятия целевых аудиторий, до которых предполагается доводить информацию о намерениях субъекта ИТ;

- определением основных каналов коммуникации, по которым предполагается доводить информацию до целевых аудиторий;

- структурацией различных информационных сообщений, объединенных общей задачей эффективного позиционирования субъекта ИТ;

- оценкой ситуации средствами ее мониторинга, формированием декомпозиции основных событий, что можно использовать в качестве информационных поводов для донесения информации о целях субъекта ИТ и т. д.

Закономерно, что в результате этих информационно-аналитических и технологических действий появляется возможность разработки конкретных стратегий, направленных прежде всего на преодоление информационного шума, привлечение внимания аудиторий и, в конечном итоге, на формирование в сознании людей требуемых отно-шенческих топосов. Структуру этих стратегий составляют различные приемы и методы коммуникационного воздействия. Кратко напомним о наиболее распространенных из них.

«Говорящая голова». В качестве таковой используются эксперты или, что случается гораздо чаще, не очень просвещенные люди, возомнившие себя экспертами. Этим субъектам необходимо, чтобы их цитировали в прессе, чтобы их имена мелькали на газетных полосах. Преимуществом этого метода является то, что в подавляющем большинстве случаев можно без труда предсказать, какое мнение выскажет та или иная «голова», стремящаяся засветиться.

«Наш человек в толпе». Этот прием особенно эффективно используется в тележурналистике, но не только. От него можно ожидать достаточно высокий «спин-эффект». Действительно, когда в фокусе общественного внимания оказывается «один из многих в толпе», происходит трансформация личного, субъективного мнения в факт общественной жизни.

«Вокс попули». Прием искусственного «объективирования» пропаганды, скрываемой под личиной социального факта. Механизм прост: вместо того чтобы прямо высказать собственное мнение, оно маскируется под некий «общеизвестный» факт.

«Враг народа». Древнейший пропагандистский прием, который помогает замаскировать личную обличительную оценку под доминанту общественного мнения. Здесь используется старое «ноу-хау» Демосфена - риторическое «мы».

«Фальшивый заголовок» или «переключение стрелок». Здесь заголовок жестко привязан к содержанию лишь первого абзаца. Затем вполне возможен переход к другой теме. В результате такой подмены некоторые фрагменты информации удается донести до реципиента.

Кроме этих широко применяемых приемов существует множество манипулятив-ных стратегий, призванных сформировать иллюзорную картину мира (чаще какого-либо его проявления) в сознании людей, фундамент которой основывается на многочисленных современных социальных мифах. Другими словами, информационный актор осуществляет некую симуляцию, направленную не на отрицание насущной нравственности, морали, права, а на утверждение автономности и абсолютности какой-либо идеи или цели. Причем последние преподносятся как первостепенные, а все иное (мораль, право и др.) призваны их обслуживать [1; с. 332].

В качестве пояснения приведем один классический пример. Еще в начале XVI в. Макиавелли отмечал, что при совершении выгодных, но неблаговидных поступков правитель должен мимикрировать: «...нет необходимости обладать добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими.» [3; с. 95-96].

Такие и подобные им имитации, симулякры, переполняют современное информационное пространство, загоняя человека в лоно различных масс, превращая его в объект многочисленных манипуляционных практик. Но, указанные аспекты выходят за границы предметной сферы этой статьи и рассматриваться здесь не будут. Хотя, заинтересованный читатель может обратиться к многочисленным источникам, в которых раскрывается содержание указанных методов.

Резюмируя, еще раз подчеркнем то обстоятельство, что основная функция ИТ, как одного из основных продуктов информационно-аналитической деятельности, состоит в выявлении и использовании потенциалов социальной системы в целях ее оптимального функционирования на основе совокупности технологических средств, поддерживающих развитие социальности субъекта в рамках различных сфер и уровней ассоциированной деятельности.

Библиографический список

1. Курлов А.Б. Методология информационной аналитики. М.: Проспект, 2014. 384 с.

2. Курлов А.Б. Философия инновационной деятельности. М.: АТИСО, 2010. 294 с.

3. Макиавелли Н. Государь. СПб.: Кристалл, 2001. 656 с.

References

1. Kurlov AB Methodology of information analysts. M.: Prospekt, 2014. 384 p.

2. Kurlov AB The philosophy of innovation. M.: ATIS, 2010. 294 p.

3. Machiavelli N. Sovereign. SPb.: Crystal, 2001. 656 p.

МЕЖКУЛЬ ТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ CROSS-CULTURAL COMMUNICATION

УДК 811. ББК 810. А98.

Московский государственный областной университет,

аспирант кафедры английской филологии Алексеев А.Б.

Россия, г. Москва, тел. 8-9636414696 e-mail:neuausstatten@mail.ru

Moscow Region State University The department of English Philology Post-graduate Student Alexeyev A.B.

Russia, Moscow, 8-9636414696 e-mail: neuausstatten@mail.ru

А.Б. Алексеев

МАНИПУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ МИФА В АМЕРИКАНСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ: МИФ, ИДЕОЛОГИЯ, МАНИПУЛЯЦИЯ

Данная статья посвящена исследованию политического мифа и его манипулятивного воздействия в пространстве американского политического дискурса. Объектом исследования является сконструированный демократами миф о том, что Россия имеет личный интерес в исходе президентских выборов, активно вмешивается в политический процесс, помогает Д. Трампу одержать победу. Установлено, что многие формулировки демократов об угрозе со стороны России, а также о якобы неоспоримой вине нашей страны в кибератаках носили расплывчатый, неопределенный характер.

Ключевые слова: миф, идеология, манипуляция, американский политический дискурс, Россия.

The article dwells on the political myth research and its manipulative influence within the framework of the American political discourse. The object of the research is the myth constructed by the democrats about the Russian interests involved in the results of the presidential elections and Russia's active intrusion in the political process on the behalf of D. Trump. It has been found out that many sayings of democrats about the Russian threat and the seemingly proven guilt of Russia were of vague and blurred character.

Key words: myth, ideology, manipulation, American political discourse, Russia.

Ученые [9; с. 33], [5; с. 205] считают, что политический дискурс характеризуется высокой степенью манипулятивного воздействия. В данной статье мы предлагаем рассмотреть феномен манипуляции в политическом дискурсе, исходя из гипотезы, что миф и идеология - это те области поля политики, которые обеспечивают эффективное протекание манипуляции, преломляют ее, интегрируют ее в более широкий дискурсивный контекст, т.е. языковая реализация манипуляции, по нашему мнению, так или иначе неразрывно связана с идеологией и мифом. Представители определенной идеологии, ве-

Алексеев А.Б., 2G17

A.B. Alexeyev

THE MANIPULATIVE MYTH FUNCTION IN THE AMERICAN POLITICAL DISCOURSE: MYTH, IDEOLOGY, MANIPULATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.