Научная статья на тему 'Коммерческие методы управления качеством в процессе производства и распределения'

Коммерческие методы управления качеством в процессе производства и распределения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЦИЯ / COMMERCE / МЕТОДЫ / METHODS / КАЧЕСТВО / QUALITY / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ТОВАРОДВИЖЕНИЕ / MERCHANDISING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гиссин В.И., Суржиков М.А.

В статье проведен анализ взаимосвязи качества и коммерческих методов управления качеством, в котором оно рассматривается как категория коммерческой логистики, так как уровень качества продукции, услуг оказывает значительное влияние на процессы распределения. Показано, что коммерческий аспект предусматривает отслеживание рыночных требований, предъявляемых к качеству производимой продукции с целью усиления скорости товародвижения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article analyzes the relationship of quality and commercial methods of quality control in which it is considered as a category of commercial logistics, as the level of quality of products and services has a significant impact on distribution processes. It is stated, that commercial aspect involves monitoring of market requirements to manufactured products quality in order to enhance the goods distribution.

Текст научной работы на тему «Коммерческие методы управления качеством в процессе производства и распределения»

В. И. Гиссин, М. А. Суржиков

КОММЕРЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Аннотация

В статье проведен анализ взаимосвязи качества и коммерческих методов управления качеством, в котором оно рассматривается как категория коммерческой логистики, так как уровень качества продукции, услуг оказывает значительное влияние на процессы распределения. Показано, что коммерческий аспект предусматривает отслеживание рыночных требований, предъявляемых к качеству производимой продукции с целью усиления скорости товародвижения.

Ключевые слова

Коммерция, методы, качество, управление, товародвижение.

V. I. Gissin, M. А. Surzhikov

COMMERCIAL METHODS OF QUALITY CONTROL MANAGEMENT OF PROMOTION AND DISTRIBUTION PROCESSES

Annotation

In the article analyzes the relationship of quality and commercial methods of quality control in which it is considered as a category of commercial logistics, as the level of quality of products and services has a significant impact on distribution processes. It is stated, that commercial aspect involves monitoring of market requirements to manufactured products quality in order to enhance the goods distribution.

Keywords

Commerce, methods, quality, management, merchandising.

2014 № 2 (46) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Логистическая концепция качества реализуется с помощью коммерческой системы управления качеством подобно тому, как логистическая концепция коммерции воплощена в коммерческой логистике. Именно поэтому качество рассматривается как категория коммерческой логистики, поскольку оно оказывает существенное влияние на процесс товародвижения, что дает основание интерпретировать качество как мощный логистический импульс. Приводя в движение товаропотоки, качество обладает определенным логистическим потенциалом. Отсюда следует ориентация качества на рынок, спрос, потребителя. А раз это так, то качество является предметом производственно-коммерческой деятельности, и в этой ситуации необходимо не только достичь в производстве заданного качества, но и суметь его реализовать на рынке, ибо через рынок результаты производства получают общественное признание. Таким образом, качество обладает двойственной природой и выступает как результат производства и предмет купли-продажи, т. е. коммерции. В данном случае качество рассматривается как предмет, а в сочетании с его носителем — как объект. Логистика переносит «центр тяжести» управления качеством на коммерческий аспект. В связи с этим выстраивается следующий ряд аспектов управления качеством: технический, организационный, экономический, экологический, коммерческий.

Коммерческий аспект предусматривает отслеживание рыночной конъюнктуры в части требований, предъявляемых к качеству с целью осуществления процесса товародвижения. Именно товародвижение выступает индикатором системы управления качеством, поскольку оно завершает результаты формирования качества на всех этапах — от идеи товара и до реализации. Поэтому перечисленные выше аспекты могут интерпретироваться как подсистемы.

Коммерческая система управления качеством (точнее подсистема) включающая методы и анализ продаж, обладая обратной связью с потребителями, выполняет роль управляющих воздействий. Выделение коммерческой системы обусловлено, кроме всего прочего, принципом приоритета коммерции в управлении качеством, т. е. все виды деятельности, прямо или косвенно связанные с уровнем качества продукции, услуг, подчинены интересам коммерции — качество должно обладать рыночной ликвидностью. Сущность и содержание коммерческих методов управления обусловлены его носителями как объектов этого управления. С точки зрения логистики, таким объектом является так называемый экономический товар [1, с. 13].

Экономический товар — обобщающее понятие, характеризующее все объекты дозволенного законом коммерческого (торгового) оборота. В рыночной экономике товарное обращение носит всеобщий характер: все, к чему были приложены человеческие усилия (труд), является или может стать предметами купли-продажи. Таких объектов огромное количество, можно полагать — бесчисленное множество. Это, прежде всего, то, что принято именовать как собственно «товар», в смысле вещь, продукт, изделие, предназначенное для продажи. Но продаются еще и услуги, т. е. услуги являются своеобразным товаром. Именно поэтому в обобщающем смысле говорят о «товарах и услугах». Но товары и услуги не исчерпывают всех объектов купли-продажи, ибо таковыми еще могут быть труд, недвижимость, земля, валюта, ценные бумаги, информация и др. Вследствие этого появилась необходимость в обобщающем понятии. Таким понятием стал «экономический товар», который обладает рядом свойств: стоимость, обмен (купля-продажа), локализация в пространстве, измеримость.

С логистической точки зрения, экономический товар отражает разные формы движения товара: физическое, коммерческое, информационное, финансовое, технологическое, экологическое.

Перечисленные формы движения товара могут быть интерпретированы следующим образом.

1. Физическое — физическое перемещение данного товара в пространстве и во времени.

2. Коммерческое — движение использования полезности товара в потреблении, т. е. реализация стоимости и полезности путем торговли реальным товаром.

3. Информационное — передача по информационным каналам сведений о товаре, торговля нереальным товаром (например, по каталогам, по образцам).

4. Финансовое — перемещение денежных средств, обусловленное актом купли-продажи данного товара.

5. Технологическое — полное и комплексное использование в производстве материальных ресурсов — движение «вглубь».

6. Экологическое — сохранение окружающей среды за счет максимально возможного кругооборота материальных ресурсов.

Многообразием экономического товара предопределяется существование различных локальных рынков конкретных товаров и услуг. Интегрированный рынок состоит из множества локальных рынков, как и экономический товар состоит из конкретных видов товаров и услуг. Формирование интегрированного рынка происходит по мере становления и развития рыночных отношений, а точнее: коммерции как таковой. Именно в переходный период сложились основные локальные рынки. Крупным шагом в направлении формирования интегрированного рынка был переход на оптовую торговлю материальных ресурсов для нужд материально-технического

снабжения, тем самым появился рынок продукции (товаров) производственно-технического назначения. Можно утверждать, что именно этот рынок положил начало интегрированному рынку.

Малая приватизация привела к образованию рынка бытовых услуг. Законодательно был создан валютный рынок: свободно конвертируемая валюта стала предметом купли-продажи. Другим важным мероприятием в формировании интегрированного рынка явилось акционирование средних и крупных предприятий — появился рынок ценных бумаг. Далее, в силу самой сущности рыночной экономики, стали появляться другие локальные рынки со своими конкретными товарами и услугами, обусловленными индивидуальными и общественными потребностями, т. е. спросом. К настоящему времени интегрированный рынок вполне оформился, но некоторые локальные рынки еще не достигли достаточного уровня развития.

Каждый локальный рынок можно дифференцировать на более мелкие рынки — в зависимости от конкретных требований коммерческой практики. Эта дифференциация соответствует ассортименту реализуемых товаров и услуг. Поскольку товары обладают своим жизненным циклом — одни товары и услуги отмирают, появляются новые, то содержание каждого локального рынка изменяется во времени под влиянием научно-технического прогресса, моды и, в конечном счете, спроса. Кроме того, локальные рынки могут быть сегментированы в зависимости от особенностей спроса на те или иные товары и услуги. Иными словами, локальные рынки находятся под влиянием процесса диверсификации — расширения ассортимента товаров и услуг.

С точки зрения собственно коммерции, в составе интегрированного рынка выделяются три группы рынков [4]:

I группа: товарные рынки, включая рынки материальных ресурсов — средств производства (оптовые рынки) и рынки предметов потребления (розничные рынки);

II группа: рынки услуг — производственных, социальных, институциональных, в том числе информационных, посреднических и т. п.;

III группа: ценных бумаг — акций, облигаций, валюты, сертификатов.

В такой группировке товарные рынки принимаются за базисные, рынки услуг и ценных бумаг становятся инфраструктурными по отношению к товарным рынкам. Отсюда следует приоритет товарных рынков, ибо в конечном счете производимая продукция должна быть реализована для удовлетворения личностных и общественных потребностей и возмещения понесенных затрат — инфраструктурные рынки обеспечивают сбыт товаров в натурально-вещественной форме. Приоритет товарных рынков влечет за собой приоритет коммерции как вида предпринимательской деятельности на интегрированном рынке. Каждый объект интегрированного рынка характеризуется определенными свойствами и соответственно им — системой показателей качества. Пред-

Q = % х q х%

Поскольку % < 1, то качество

произведенной продукции (общее качество) будет ниже качества любого исходного компонента, т. е. Q < qt. Представленная модель соответствует теореме умножения вероятностей независимых событий. Следовательно, для достижения необходимого и достаточного качества производимой продукции качество всех составляющих ее компонентов должно быть на уровне как угодно близком к единице или быть равным единице.

Данное положение определяет требование: закупки экономического

приниматель, оперирующий на данном локальном рынке, так или иначе, кроме своего, связан с широким кругом других локальных рынков. Из этого следует важное свойство интегрированного рынка: взаимосвязь локальных рынков и обратимость экономического товара. Иными словами, товар данного локального рынка с помощью соответствующих коммерческих операций может переходить в другой товар другого локального рынка. Вследствие такой обратимости на каждом локальном рынке действуют общие законы (прежде всего, закон спроса и предложения).

Взаимосвязь локальных рынков проявляется, например, на рынке автомобилей и комбайнов, для производства, реализации и эксплуатации которых необходимы товары всех локальных рынков — от предметов труда до таможенных услуг. Важно то, что качество всех экономических товаров определяет качество данной продукции. Поэтому взаимосвязь и взаимозависимость локальных рынков и их объектов в наибольшей мере проявляется в части качества. Если уровень качества каждого товара оценить условной величиной от 0 до 1, то качество производимой продукции будет равно:

товара следует осуществлять посредством мониторинга, ориентированного на конечное качество, или использовать принципы, заложенные в стандарте 089000 [2].

Таким образом, проблема качества в значительной мере решается за пределами данного предприятия. Закупки, будучи комплексной логистической активностью, являются частью коммерческой системы управления качеством. В условиях рынка предложение товаров и услуг превышает спрос на 10 % и более это означает, что предприятие имеет реальную возможность закупать эконо-

n

=П4,М <1) •

7=0

мический товар требуемого качества. Когда качество используемых товаров и услуг не соответствует требованиям товаропроизводителя, то их необходимо доводить на предприятии или привлекать сторонние организации.

Следовательно, для коммерческого успеха необходимо учитывать действия общих экономических законов и иметь продукцию надлежащего качества:

Е = Др1^2, где Е^ — реальный коммерческий успех — валовой доход, руб.,

— ожидаемый валовой доход от реализации /-го товара,

р1р2 — вероятности благоприятствования, обусловленные действием соответственно общих и достигнутым качеством продукции.

Коммерция как торговля требует развитого интегрированного рынка и насыщения его экономическим товаром. Источником товарной массы является производство. Коммерция представляет собой неотъемлемую часть деятельности товаропроизводителя. Взаимосвязь коммерции и производства обусловлена тем, что производство не является и не может являться самоцелью. Любая продукция производится в конечном счете для потребления, поэтому произведенная продукция должна быть реализована, т. е. продана. Таким образом, реализация продукции как чисто коммерческий акт есть завершение производственного процесса.

С позиции товаропроизводителя, его производственный процесс состоит из трех этапов: закупки необходимых материальных ресурсов (сырья, материалов и др.), изготовления продукции и реализации произведенной продукции как товара. В этом процессе закупки и реализация целиком и полностью относятся к коммерции, вследствие чего правомерно говорить о производственно-коммерческой

деятельности. Следует отметить, что в производственно-коммерческой деятельности продажа производственной продукции обозначается как реализация, поскольку только на рынке, будучи проданной, продукция как товар реализует свою полезность: для продавца в форме денег (выручки, дохода), а для покупателя — для удовлетворения своих индивидуальных потребностей — и все это определяется качеством продукции. Коммерция для производства не ограничивается сбытом продукции. Другой составляющей коммерции для товаропроизводителя является материально-техническое снабжение, осуществляемое путем закупок необходимых материальных ресурсов на оптовом рынке.

Для осуществления производственных процессов требуются разнообразные предметы и орудия труда — сырье, материалы, топливо, инструмент, оборудование и т. п. Только располагая всеми этими материальными ресурсами в необходимом количестве, качестве и в требуемой номенклатуре производство в состоянии функционировать и вырабатывать для рынка продукцию требуемого уровня качества. Следовательно, коммерческая деятельность не только завершает производство, но и создает для него необходимые исходные условия. Для управления качеством необходимо отслеживать рыночную ситуацию и под эту ситуацию настраивать всю логистическую цепь в рамках данного предприятия — от закупок до сбыта, поддерживая равновесие в критерии качества между данным производством и рыночной средой.

Любой товар можно рассматривать как систему со своим «входом» (и), «выходом» (V), внутренним состоянием (X) и влиянием внешней среды (Г) (рис. 1) [3].

Рисунок 1 — Системологическая интерпретация товара

Согласно системологической интерпретации товара его конкурентоспособность определяется тремя группами параметров:

1) «Вход» — себестоимость С;

2) «Выход» — качество Q»;

3) «Внутреннее состояние» — цена Р.

Следовательно, все перечисленные параметры данного товара должны одновременно находиться на конкурентоспособном уровне.

Соответствие издержек производства и соответственно себестоимости равновесной цене, т. е. цене, установленной рынком, достигается техническими и организационными мероприятиями, усилиями инженеров и менеджеров. Деятельность коммерческой службы предприятия в области персонала в части реализации принципа приоритета коммерции в полной мере проявляется только при высоком авторитете коммерческой службы, что достигается знаниями, квалификацией и мотивацией ее работников. Таким образом, коммерческие методы в управлении качеством предусматривают отслеживание триады «себестоимость — цена — качество», при этом учитываются затраты на достижение качества.

Коммерческая система управления качеством основывается на предпочтениях. В экономической теории проблемам предпочтений и выбора уделено большое внимание — глубокое изуче-

ние этих категорий обосновывает и формализует функцию полезности [1]. В качестве постулата принято положение о том, что предпочтения и выбор основываются на оценках качества продукции. Определения, аксиомы и теоремы, относящиеся к проблемам предпочтения, вскрывают механизмы коммерческих методов. Все что истинно для товара вообще — истинно и для качества, поскольку товар — это носитель качества: согласно философскому учению, качество есть сущность, а товар — явление, т. е. выступает в виде некоторой оболочки. Неслучайно, большинство показателей качества определяются с помощью технических средств, включая дефектологию.

Количество произведенной продукции (товара) обозначается вещественным числом X > 0. Количество каждого вида продукции сводится к заданию неотрицательного числа X\ для г , где г — наименование товара от 0 до п, что равносильно покомпонентному представлению вектора X из "-мерного пространства Я":

X = (х0, х1 ... хг ... X").

Если известен вектор ХеЯ", то " его компонентов определяют количество каждого из " товаров при условии, что компоненты хг неотрицательны, отсюда множество векторов продукции (товаров):

Я" = {х е Я" X > 0 V/ }.

По определению любой вектор X е представляет набор товаров. Векторная формализация позволяет свести задачи распределения и обмена, т. е. продажи и товародвижения, к геометрическим задачам в п-мерном пространстве.

Распределение продукции между потребителями основывается на предпочтениях. Правила выбора сформулированы в теореме Эрроу [1], в которой используются понятия наборов или распределения товаров.

Поскольку речь идет о качестве, то целесообразно оперировать конкретными товарами (изделиями). Тогда постулаты предпочтения могут быть сформулированы следующим образом.

1. Полнота. Если предложены два товара X и У, то потребитель всегда способен выбрать одно из них или объявить их для себя безразличными.

2. Транзистивность. Если имеются три товара X, У и Z, то потребитель способен расположить их в порядке предпочтения.

3. Единогласие. Если каждый потребитель предпочитает товар X товару У (X > У), то и все вместе они предпочитают товар X товару У.

4. Независимость. При сравнении товаров X и У все другие товары во внимание не принимаются.

Все предпочтения сводятся к функции полезности. Это означает, что каждому товару х ставится в соответствие показатель удовлетворенности и(х), каковым и является функция полезности.

Полезность качества реализуется через закупки. Оптимизация закупок предусматривает достижение максимума полезности при имеющихся денежных средствах (бюджетных ограничениях). Эта оптимизация выражается моделью Лагранжа:

Ь = и (хг )-Я^ £ рЛ - В |

где и(х) — функция полезности; В — бюджетное ограничение — денежные средства покупателя;

хг — товары, представленные к реализации;

рг — цены соответствующих товаров; Я — множитель Лагранжа.

Бюджетные ограничения выражаются следующей формулой:

п

В = £ РгХг .

г =0

Функция Лагранжа исследуется на экстремум:

ь = дЬ = о,

дХг

в результате чего определяется оптимальное количество закупаемых товаров хг. Указанные значения, по существу, выражают спрос потребителя на качество. Под этот спрос должно настраиваться производство.

Модели (Эрроу, Лагранжа) [1], будучи математическими, адекватны, но в то же время являются теоретическими. На практике они могут трансформироваться в конкретные действия покупателей и продавцов. Представленная на рисунке 2 блок-схема носит укрупненный характер, включая основные блоки, реализация которых способствует достижению оптимума, т. е. взаимной выгоды по таким критериям как качество, цена, условия поставки и оплаты. Все это входит в комплекс трансакционных операций коммерческой логистики, и при достижении намеченных соглашений по уровню качества юридически оформляется как коммерческая сделка в виде договора поставки.

Таким образом, коммерческие методы оценки качества процессов производства и товародвижения позволяют выявить отклонения как на начальных этапах жизненного цикла продукции (качество поставок материалов, сырья комплектующих), так и в процессе ее потребления на основании выявленной удовлетворенности потребителей, что позволит внести коррективы управляющих мероприятий, усиливающих качество и конкурентные преимущества.

Рынок средств производства

Рисунок 2 — Блок-схема оптимизации качества

Библиографический список

1. Экланд И. Элементы математической экономики. — М. : Мир, 1983.

2. Гиссин В. И. Управление качеством. — М. : Ростов н/Д : Март, 2003.

3. Гиссин В. И. Проблемы формирования логистической системы управления качеством. — Ростов н/Д : изд-во РГЭУ «РИНХ», 2000.

4. Сосунова Л. А. Коммерция услуг на оптовом рынке : Дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.06. — СПб., 1997.

Bibliographic list

1. Ekland I. Elements of mathematical economics. — M. : Mir, 1983.

2. Gissin V. I. Quality Management. M. : Rostov-on-Don : Mart, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Gissin. V. I. Logistical problems of formation of quality Management System. — Rostov-on-Don : RSUE (RINH), 2000.

4. Sosunova L. A. Commerce services on the wholesale market : Diss. ... Dr. Econ. Sciences : 08.00.06. — SPb., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.