Когнитивные признаки концепта «Америка» в научной картине мира Cognitive signs of the concept «America» in the scientific picture of the world Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

Научная статья на тему 'Когнитивные признаки концепта «Америка» в научной картине мира' по специальности 'Языкознание' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 16 — Языкознание
  • ВАК РФ: 10.02.00
  • УДK: 81
  • Указанные автором: УДК: 81 (075.8)

Статистика по статье
  • 320
    читатели
  • 50
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА
  • НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
  • КОНЦЕПТ
  • COGNITIVE LINGUISTICS
  • SCIENTIFIC PICTURE OF THE WORLD
  • CONCEPT

Аннотация
научной статьи
по языкознанию, автор научной работы — Лыткина О. И.

По мнению автора, структура концепта состоит из когнитивных признаков разных картин мира: научной, наивной, художественной и др. В данной статье на материале энциклопедических словарей определяются когнитивные признаки концепта «Америка» в научной картине мира.

Abstract 2012 year, VAK speciality — 10.02.00, author — Lytkina O. I.

On the author’s opinion the concept structure consists of cognitive signs of different world pictures: scientific, primitive, artistic and others. In the cognitive signs of the concept «America» in the scientific picture of the world are defined on the material of encyclopedic dictionaries.

Научная статья по специальности "Языкознание" из научного журнала "Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского", Лыткина О. И.

 
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Когнитивные признаки концепта «Америка» в научной картине мира". Научная статья по специальности "Языкознание"

ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 27 2012
УДК 81 (075.8)
КОГНИТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНЦЕПТА «АМЕРИКА»
В НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА
© о. и. ЛЫТКИНА Российский государственный социальный университет, кафедра русского языка и литературы e-mail: lytkinao@list.ru
Лыткина О. И. - Когнитивные признаки концепта «Америка» в научной картине мира // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 322-326. - По мнению автора, структура концепта состоит из когнитивных признаков разных картин мира: научной, наивной, художественной и др. В данной статье на материале энциклопедических словарей определяются когнитивные признаки концепта «Америка» в научной картине мира.
Ключевые слова: когнитивная лингвистика, научная картина мира, концепт.
Lytkina O. I. - Cognitive signs of the concept «America» in the scientific picture of the world // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 322-326. - On the author’s opinion the concept structure consists of cognitive signs of different world pictures: scientific, primitive, artistic and others. In the cognitive signs of the concept «America» in the scientific picture of the world are defined on the material of encyclopedic dictionaries.
Keywords: cognitive linguistics, scientific picture of the world, concept.
Цель нашей статьи - выявить набор когнитивных признаков, составляющих научную картину мира в содержании концепта «Америка» («Соединенные Штаты Америки»), и проследить эволюцию научной картины мира в содержании концепта «Америка». Обращение к лингвоконцепту «Америка» обусловлено, во-первых, его малоизученностью в лингвистике, а во-вторых, актуальностью как самого концепта «Америка» в картине мира русских, так и исследований пространственных концептов в гуманитарной науке.
При описании содержания концепта «Америка» в научной картине мира мы исходим из того, что содержание концепта представляет собой набор когнитивных признаков, представляющих разные типы знаний, является сфокусированной точкой разных картин мира: научной, публицистической, художественной, наивной и др. Когнитивные признаки в содержании концепта образуют своеобразный текст, который мы понимаем в самом широком смысле (как синоним понятиям сверхтекста, Х-текста, примитивного текста). В этом отношении важным для нас является замечание Ю.Е. Прохорова: «...любая совокупность именований концепта - невербальным, лексическим способами, использованием устойчивых конструкций и т.п. - образует текст, под которым мы понимаем совокупность правил лингвистической и экстралингвистической организации содержания коммуникации представителей лингвокультурной общности. Этот текст может быть как угодно широк: в него входят и исторически сложив-
шиеся элементы и элементы, связанные с правилами сегодняшнего дня; в нем есть элементы, относящиеся ко всем типам коммуникативных пространств, в которых личность вступает в общение средствами данного языка (от планетарного до личного пространства)» [1]. Следует также отметить, что когнитивные признаки в структуре концепта организуются по принципу ядра и периферии. Ядро концепта составляют когнитивные признаки, устойчивые в памяти языкового коллектива, периферию составляют временные признаки. Следует подчеркнуть, что выделение ядра и периферии в структуре концепта весьма условно. В первую очередь это обусловлено временным фактором, когда в неизбежном процессе изменения действительности концепт дополняется новыми когнитивными признаками, способными формировать ядро концепта или его периферию. Кроме того, отдельные когнитивные признаки, составляющие ядро концепта, могут переходить в разряд периферийных и не осознаваться членами языкового коллектива как характеристика того или иного концепта, и, наоборот, периферийные когнитивные признаки - в разряд ядерных. Предсказать этот процесс весьма трудно, поскольку причина его кроется исключительно в экстралингвистических факторах. Отсюда следует, что еще одной задачей нашего исследования является выявление ядра и периферии в содержании концепта «Америка» в научной картине мира.
Для описания когнитивных признаков, составляющих научную картину мира в структуре кон-
цепта, нами использовалась методика ключевых слов. В качестве материала исследования были использованы энциклопедические словари [2-6], поскольку они содержат наиболее существенную информацию по всем отраслям научного знания. Помимо сведений, отражающих уровень науки и культуры определенной эпохи, энциклопедические словари могут передавать ее идеологию. Энциклопедические словари пользуются особым авторитетом, популярностью среди широких масс населения и доступны для них. В совокупности все это является факторами, формирующими научную концептосферу языкового коллектива. В наши задачи не входило изучение специализированной по научным отраслям литературы, во-первых, из-за ее ориентированности на узкий круг читателей - специалистов и, как следствие, недоступности для широких масс населения, а во-вторых, научная картина мира в полном ее объеме неизвестна (и не может быть известна) ни одному человеку.
В результате анализа дореволюционных, советских и современных энциклопедий, нами был выявлен набор когнитивных признаков в содержании концепта «Америка», представленный следующими типами информации:
1. общая характеристика:
государство в Северной Америке, 50 штатов, Северный Ледовитый океан, Тихий океан, граница с Канадой и Мексикой.;
2. население:
потомки европейцев, афроамериканцы, латиноамериканцы, выходцы из Азии и Океании, индейцы, эскимосы, алеуты, верующие, протестанты, католики, православные, урбанизация, мегаполисы (Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Хьюстон, Филадельфия, Фе-нинс, Сан-Диего, Сан-Антонио).;
3. государственный строй:
президентская республика, федерация, Конституция, «разделение властей» (законодательная, исполнительная, судебная власти), двухпартийная система, Демократическая партия, Республиканская партия, президент, выборы, Конгресс, Сенат, Палата представителей, Верховный суд, профсоюзы, Американская федерация труда-Конгресс производственный профсоюзов (АФТ-КПП).;
4. физическая география:
многообразие природных условий, Кордильеры, Внутренние равнины, Восточный регион, Аляска, Гавайи, Гранд-Каньон, Большое Соленое озеро, Долина Смерти, «окаменевший лес», песчаные пустыни, нефф-каньон (пещера), Карлсбадская пещера, Великие равнины, Центральные равнины, Примек-сиканская низменность, горная система Аппалачи, Аляска, вулканы, остров Оаху, порт г. Гонолулу, Перл-Харбор.;
климат:
все климатические зоны, тропический, умеренный, субтропический морской, умеренноконтинентальный, резко континентальный, арктиче-ский,субарктический.;
реки, озера:
густая полноводная сеть, Миссисипи, Миссури, Арканзас, Ред-Ривер, Юкон, Рио-Гранде, Колорадо, Колумбия, Св. Лаврентия, Великие озера, Верхнее озеро, Мичиган, Гурон, Эри, Октарио, Большое Соленое озеро, Ниагарский водопад, система береговых каналов.;
почвы:
разнообразие почв кислые подзолистые, щелочные каштановые, тундрово-глеевые, мерзлотнотаежные, подзолистые, дерново-подзолистые, бурые лесные, серые лесные, черноземные, каштановые, бурые, серо-бурые, желтоземы, красноземы, коричневые, серо-коричневые, сероземы.;
природные зоны:
типы леса: тайга, смешанные хвойно-
широколиственные, широколиственные, субтропические, хвойные, горные таежные, горные хвойные, субтропические горные, сосновые, смешанные дубовые, кленовые, платановые с примесью секвойи, сосны, дугласовой и бальзамической пихт, кедрово-сосновые, елово-пихтовые лиственно-елово-пихтовые редколесья, можжевеловое редколесье, высокотравные злаковые и осоковые луга, субальпийские и альпийские луга, степи, ледники, пустыни, полупустыни, солончаки.;
растительность:
дугласия, гигантская туя, гемлок, красный кедр, кипарисовик, сосна, желтая сосна, чапарраль, кустарники манзанитов, дикая малина, дикий виноград, кактусы, юкки, мескит, акация, пихта, белая и черная ель, американская лиственница, тюльпанное дерево, клен, желтая береза, бук, граб, имлон, секвойя, пальмы, фикусы, дынные дерево.;
животные:
снежная коза, толсторогий баран, гризли, ягуар, броненосец, бурый медведь, рысь, росомаха, олень-вапити, волорогая антилопа, лань, койот, бизон, аллигатор, кайманова черепаха, пекарь, опоссум, фламинго, пеликан, колибри, лисица, гремучая змея, северный олень (карибу), тундровый волк, песец, белый медведь, американский соболь, горностай, треска, сельдь, лососевые, палтус, тунец, крабы, креветки, национальные парки, резерваты.;
5. история:
Колумб, Испания, Дж. Кабот, Англия, индейские племена, Сан-Августин, джеймстаун, колонизация, негры-рабы, плантационные хозяйства, Война за независимость, Декларация независимости, США, Конституция США, Вашингтон, война Юга и Севера, запрет рабства, интервенция союзников в России, Перл-Харбор, второй фронт, Хиросима, Нагасаки, атомная бомба, охота на коммунистов и неблагонадежных граждан, вьетнамская война, антивоенное движение, террористический акт в Оклахома-Сити, мирное соглашение между Израилем и ООП, восстановление демократии в Гаити, Дейтонское мирное соглашение по Боснии и Герцеговине, концепция упреждающих силовых действий, вторжение в Израиль, одно из государств основателей ООН, ОБСЗ.;
6. экономика:
ведущая экономическая держава, дефицит федерального бюджета, крупнейший должник, деваль-
вация доллара, инфляция, благоприятный социальный фон, модернизация, иностранные инвестиции, крупнейший кредитор, интернационализация производства, мощная система научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений, формирование межотраслевых связей, мощная структура отдыха и туризма, экономические районы (Север, Запад, Юг), нефтяная, угольная добывающая промышленность, добыча металлоруд (железо, медь, цинк, свинец, золото, серебро, платиноиды, уран) и неметаллического сырья (фосфат, сера), импорт дешевого сырья, компьютерная промышленность, металлургическая промышленность, автомобильная промышленность («Дженерал-моторс», «Форд»), аэрокосмическая промышленность («Локхид», «Боинг»), химическая промышленность, полиграфическая промышленность, пищевая промышленность (продукты быстрого питания, упакованные закуски: картофель, орешки и т.д.), строительная индустрия, сельское хозяйство, индивидуальные фермы, партнерства, корпорации), импорт фруктов, овощей, сахара, кофе, какао-бобов, бананов, кукурузы, пшеница, соевые бобы, хлопок, табак, мясо, молока, каучука, говядины, баранины, свинины, масла и др. молочных продуктов, масличных растений, растительного масла, фуражного зерна, вина; рыболовство; автодорожный, авиационный, водный, трубопроводный, железнодорожный транспорт.;
7. наука:
естественные и технические науки:
Дж. Банистер, Дж. Бартрам, Дж. Клейтон, М. Кейтсби, Б. Раш, Дж. Кроган, Дж. Уинтроп Старший, Т. Братл, Д. Риттенхаус, Дж. Боуден, К. Колден, Рит-тенхаус, Дж. Черчмен, Б. Франклин, Гарвардский колледж, Йельский колледж, Филадельфийская академия, колледж Нью-Джерси, Кингс-колледж, Бостонское философское общество, Американское философское общество, Дж. Рамзи, Дж. Фитч, Американская академия наук и искусств; первое в мире научное химическое общество; Коннектикутская академия наук и искусств, национальные метеорологическая и гидрологическая службы, Военная академия в Уэст-Пойнте,, Служба берегового надзора, управление главного хирурга, Филадельфийская академия естественных наук, Колумбийский институт поощрения искусств и наук, университет в Сент-Луисе, Виргинский университет (Шарлотсвилл), колледж Цинциннати, университет им. Дж. Вашингтона, Бостонское общество естественных наук, Франклиновский институт, Ренселеровский институт, У. Маклур, «Бостонская флора» Дж. Бигелоу, Дж. Торри, Дж. Одюбон, Э. Уитни, С. Норт, С. Кольт, И. Таун, П. Купер, Ч. Гудьир, С. Гауд, Дж. Френсис, Т. Давенпорт, У. Хант, Э. Хоу, К. Шолс, У. Буллок, С. Мак-Кормик, О. Хуссе, Дж. Генри, С. Морзе, Д. Юз, Дж. Смитсоном, Национальный музей, астрофизическая обсерватория, Национальный зоологический парк, Б. Гулд, Дж. Бонд, Л. Бек, У. Джонсон, Ч. Шепард, Дж. Эммет, Дж. Бейли, Дж. Грин, Дж. Лиди, Дж. Холл, Дж. Бакман, Дж. Декей, Дж. Одюбон, Р. Харлан, У. Бомон, Д. Дрейк, Дж. Уйман, Дж. Тори, А. Грей, Д.
В. Балей, Дж. Марш, Американская ассоциация гео-
логов, Американское географическое общество, Национальная академия наук США, Дж. Вестингауз, У. Дейвис, Т. Эдисон, А. Белл, Ч. Холл, У. Мак-Артур, Дж. Форрес, Э. Лейнер, Мергенталер, Геологическая служба, «Истмен Кодак», «Б. Ф. Гудрич», «Дженерал электрик», «Артур Д. Литл», научно-технические и научные общества, Б. Пирс, Г. Дрейпер, Ч. Янг, Г. Роуланд, Э. Пикеринг, С. Ньюк, Дж. Хилл, А. Майкельсон, Дж. Гиббс, Дж. Спёрр, В. Линдгрен, Э. и У. Эммонс, Ф. Кларк, Г. Вашингтон, Дж. Мерей, У. Твенхофел, У. Дейвис, Г. Джильберт, Р. Гаррисон,. Ж. Лёб, американские научные общества, Р. Годдард, Э. Александерсон, Э. Х. Армстронг, Х. Дуайер, Р. Фессенден, Ли де Форест, Дж. Д. Биркгоф, О. Веблен, В. Буш, Х. Шепли, Э. Хаббл, Р. Вуд, Р. Милликен, А. Комптон, Дж. Хейл, К. Дэвиссон, Л. Джермер, Т. У. Ричардс, и. Ленгмюр, Г. Льюис, А. Демпстер, А. Каррель, Дж. Уипл, Дж. Майнот, У. Мёрфи, Э. Кендалл, Ф. Хенч, К. Бриджес, Г. Мёллер, А. Стёртевант, Ф. Клементс, Х. Бете, Н. Бор, К. Гёдель, Л. Силард, Э. Ферми, о. Штерн, А. Эйнштейн, Дж. Нейман, Н. Винер, С. П. Тимошенко, К. Шеннон, О. Струве, П. Бриджмен, И. Раби, Р. Оппенгеймер, М. Филипс, Э. Лоуренс, Д. Керст, Э. Макмиллан, Г. Юрии, У. Ф. Джиок, Л. Полинг, Э. А. Дойзи, Дж. Самнер, Дж. Нортроп, У. Стэнли, А. Винер, К. Ландштейнер, К. и Г. Кори, Р. Дюбо, З. Ваксман, Э. Синнотт, Дж. Стеб-бинс, Т. Добжанский, Э. Майр, Дж. Симпсон, А. Стёр-тевант, Ф. Смит, П. Траск, Ф. Ван-Тайл, А. Леворсен, Дж. Хант, атомная бомба, водородная бомба, В. фон Браун, Ф. Блох, Э. Пёрселл, У. Лэмб, П. Куш, Э. Сегре,
О. Чемберлен, Д. Глазер, Р. Хофстедтер, М. Гёпперт-Майер), Ю. Вигнер, Ю. Швингер, Р. Фейнман, Х. Бете, М. Гелл-Ман, Дж. Бардин, Л. Купер, Дж. Шриффер,
А. Джайевери, Л. Эсаки, Дж. Бардин, У. Браттейн, У. Шокли, Ч. Таунс, Э. Макмиллан, Г. Сиборг, У. Либби, Р. Вудворд, Р. Малликен, Л. Онсагер, П. Флори, Ф. Липман, С. Очоа, А. Корнберг, К. Анфинсен, С. Мур, У. Стайн, В. Дю Виньо, Э. Сазерленд,, Дж. Эдельман, М. Калвин, К. Блох, Дж. Бидл, Э. Тейтем, Дж. Ледер-берг, Дж. Уотсон, Х. Корана, М. Ниренберг, Р. Холли, Дж. Паладеи К. Дуве, Дж. Эндерс, Т. Уэллер, Ф. Роббинс, М. Дельбрюк, А. Херши, С. Лурия, Дж. Аксельродом, М. Тейлер, Д. Ричардс, А. Курнан, Ч. Хаггинс, Ф. Роус, Д. Бекеши, Х. Хартлайн, Дж. Уолд, Г. Стомл, «Аполлон», Армстронг, Э. Олдрин «Маринер», «Пионер», программа ЭПАС, Н. Борлоуг, «новая глобальная тектоника», проект «Независимость».; общественные науки:
философия, социология, психология:
Дж. Беркли, Дж. Эдуардс, С. Джонсон, Американское философское общество, Т. Джефферсон, Б. Франклин, И. Аллен, Т. Пейн, Т. Купер, Б. Раш, Р. У. Эмерсон, У. Т. Харрис, «The Journal of Speculative Philosophy», протестантский персонализм (бостонская школа: Б. П. Боун, Дж. Х. Хауисон, Р. Т. Флюэл-линг, Э. Ш. Брайтмен), У. Э. Хокинг, прагматизм, Ч. С. Пирс, У. Джемс и Дж. Дьюи, Дж. Мид, К. И. Льюис, операционализм, П. У. Бриджмен, неореализм (Р. Б. Перри, У. П. Монтегю и др.), критический реализма (А. К. Роджерс, Р. В. Селлерс, Дж. Б. Пратт, Дж. Сан-
таяна, А. Лавджой, Ч. О. Стронг, Д. Дрейк), А. Н. Уайтхед, Б. Бленшард, неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Х. Рейхенбах, Г. Фейгль), «общая семантика» (А. Кожибский, С. Хаякава, С. Чейз), логический анализ философии (У. Куайн, Н. Гудмен, Б. Л. Уорф), «натурализм» (Ф. Дж. Вудбридж, М. Р. Коэн, Е. Крикорьян, Дж. Г. Рэнделл, Э. Нагель), неотомизм (М. Адлер, Дж. Уайлд), Американская католическая философская ассоциация, диалектическая теология (Р. Нибур, П. Тиллих), Ф. Зорге, И. Вейдемейер, марксистско-ленинская философия, «Общество философского изучения диалектического материализма», «Американский институт марксистских исследований». «Science and Society» и «Political Affairs», Г. Аптекер, Г. Селзам, Г. К. Уэллс, П. Кроссер, К. Ламонт, П. Данем, Г. Л. Парсонс, Д. Де Гроод, феноменология, М. Фарбер, Дж. Сомервилл, Г. Спенсера, Самнер, Ф. Г. Гиддингс, Л. Уорд, А. Смолл, Т. Веблен, «American Journal of Sociology», Американское социологическое общество, Ч. Х. Кули, Р. Парк и Э. Бёрджесс, У. Томас, Ф. Знанецкий, Л. Вирт, Э. Ф. Фрэзьер, П. А. Сорокин, Р. Линд, П. Ф. Лазарсфельд, Т. Парсонс, Р. Мертон, З. Бжезинский, теория «постиндустриального общества» Д. Белла, Ч. Р. Миллс, Г. Маркузе, Т. Адорнс, Дж. М. Кеттел, Г. С. Холл, У. Джемс, «American Journal of Psychology», С. Холл, Э. Л. Торндайк, Дж. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, К. Лешли, Б. Скиннер, психоанализ, неофрейдизм,Э. Фромм, Г. Салливан, К. Хорни, «гуманистическая психология», К. Роджерс, Г. Олпорт, Л. Фестингер,
С. Аш, Д. Мак-Лэлланд, Н. Миллер, К. Прибрам, Дж. Бруннер... ;
историческая наука:
Б. Франклин, Т. Джефферсон, Т. Пейн, Дж. Банкрофт, Дж. Мотли, У. Прескотт, Дж. Дэвис, Д. Мак-Кэб, Х. Грили, Дж. Дрейпер, Дж. Родс, Ф. Дуглас, У. Филипс, Американская историческая ассоциация, журнал «American Historical Review», Дж. Мак-Мастер, Г. Адамс, Л. Г. Морган, Дж. Б. Адамс, Дж. Бёрджесс, Дж. Фиске, тезис этих об уникальности и превосходстве американской демократии, Ф. Тёрнер, Ч. Бирд, Э. Чаннинг, Ф. Зорге, Ю. Дебс, Г. Шлютер, А. М. Шлезингер Старший, Е. Богарт, Х. Фолкнер, Л. Хэкер, Дж. Коммонс, З. Перельман, С. Сличтер, Дж. Фитч, Э. Миттельман, Д. Перкинс, С. Бемис, Т. Бейли, В. Пар-рингтон, Л. Корри, Ф. Аллен, М. Джозефсон, Дж. Аллен, А. Бимба, Г. Морейс, И. Рутенберг, Э. Флинн, У. Фостер, Дж. Харди, Л. Харц, Д. Бурстин, Р. Браун, Н. Грае, А. Невинс, Ф. Хайек, Т. Кохрани, Р. Хофстедтер,
A. М. Шлезингер Младший, Г. С. Коммаджер, К. Де-глер, Ф. Фридел, У. Лёктенберг, А. Линк, У. Гейлен-сон, К. Керр, И. Бернстайн, Д. Перкинс, У. Лангер, С. Глисон, С. Морисон, С. Бемис, Г. Фейс, У. Кинтнер, У.
Э. Вильямс, Ф. Шуман, Д. Флеминг, Г. Алпровиц, Г. Колко, Дж. Кеннан, Г. Моргентау, У. Любуа, К. Вудсон, Б. Броули, Г. Аптекар, О. Джонсон, Дж. Моррис,
B. Перло, Ф. Фонер, У. Фостер, Г. Холл, Г. Уинстон, Американская историческая ассоциация.;
экономическая наука:
Б. Франклин, Т. Джефферсон, гармонии интересов теория Г. Ч. Кэрри, Дж. Б. Кларк, концепция «пре-
дельной производительности», институционализм, Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, неокейнсианство, А. Хансен, Е. Домар, Дж. М. Кейнс, «свободы предпринимательства», Ф. Найт, М. Фридмен, П. Сэмю-элсон, Дж. Голбрейт, С. Кузнец, К. Арроу, Т. Купманс, У. Фостер, Дж. Аллен, А. Рочестер, В. Перло, Г. Холл, Национальное бюро экономических исследований, Брукингский институт, Американская экономическая ассоциация, Американская финансовая ассоциация, Американская статистическая ассоциация, Ассоциация экономическая истории.;
географическая наука: социальная наука, Боумен, инвайронментализм, географический детерминизм, Э. Семпл, Э. Хантингтон, Б. Берри, Дж. Уолперт, Ф. Хортон, Ч. Гаррис, Р. Хартшорн, Д. Уитлеи, Ф. Шеффер, В. Гаррисон, Б. Берри, Э. Ульман, Л. Кинг, Э. Тааффи, Р. Морил, О. Бейкер, В. Миллер, Ульман, Э. Гувер, А. Вебер, У. из-ард (Айсард), Ассоциация американских географов, Американское географическое общество, Национальное географическое общество, Ассоциация региональной науки.;
юридическая наука: естественное право, теория общественного договора, разделение властей, Т. Джефферсон, Т. Пейн, Дж. Адаме, А. Гамильтон, Дж. Уилсон, европейская юридическая наука, У. Уиллоби, Хохфельд, Кокурек, Р. Паунд, Дж. Грей, К. Ллевеллин, Дж. Харлан, Э. Паттерсон, Д. Франк, Г. Олифант, Т. Арнолд, Д. Койл, Дж. Берне, Ч. Пелтасон, Л. Леви, Ч. Бирд, А. Келли, Э. Корвин, Ч. Уоррен, Ч. Притчетт, Ч. Мерриам, Х. Лассуэлл. Д. истон. С. Липсет, Г. Алмонд, С. Верба, Р. Снайдер, Г. Моргентау, Г. Холл, Г. Аптекер, Х. Ласк, А. Коппол, М. Фиск, К. Джеймс, Л. Фуллер, Р. Браушер, Л. Симпсон, Дж. Харпер, У. Проссер, Р. Бринк, Американский институт уголовного права и криминологии, Ш. и Э. Глюк, Э. Хутон, У. Шеддон, Д. Абрахамсен, Примерный уголовный кодекс, Р. Мэтьюс, Н. Фальконе, М. Форкош, Б. Тейлор, Ф. Уитни, С. Фокс, А. Кокс, А. Джитлоу, Ф. Харбисон, Б. Мэбри, Ф. Росс, М. Бернстайн, Н. Чемберлен, С. Петро, Г. Саймон, Ричберг, Ф. Таф.т;
языкознание:
Ф. Боас, У. Уитни, Э. Сепир, Л. Блумфилда, Б. Уорф, Дж. Кэрролл, С. Чейз, Х. Хойер, Ч. Осгуд, Д. Хаймс, А. Крёбер, К. Клукхон, Б. Блок, Дж. Трейджер, Дж. Смит, Г. Глисон, Ч. Фриз, М. Джуз, З. Харрис, Ю. Найда, Р. Якобсон, Ч. Хоккет, М. Свадеш (Сводеш), М. Хаас, я. Малкиел, У. Чейф, Дж. Марчанд, У. Твод-делл, М. Джуз, У. Остин, Юань Жэньчао, А. Хилл, Р. Уэллс, П. Гарвин, Ч. Вегелин, С. Сапорта, Дж. Гринберг, Ч. Пирсом, Ч. Моррисом, У. Вайнрайх, Т. Сибе-ок, Ф. Лаунсбери, У. Гуденаф, А. Крёбер, Э. Бендикс,
Н. Хомский, Халле, Р. Лиз, Дж. Миллер, П. Постал, Р. Лангекер, Дж. Росс, А. Джоши, С. Лэм, Дж. Мак-Коли,
Ч. Филмор, З. Вендлер, П. Кипарский, Д. Болинджер,
Э. Стёртевант, К. Уоткинс, У. Каугилл, Э. Хэмп, Г. Хе-нигсвальд, А. Кернс, Б. Шварц, Я. Пухвел, У. Уивер,
А. Бут, И. Бар-Хиллел, А. Эттингер, П. Гарвин, П. Тома, Д. иейтс, Дж. Мэтьюс, В. ингве, Дж. Граймс,
Дж. Миллер, Ч. Осгуд, Б. Скиннер, Э. Леннеберг, С. Эрвин-Трипп, У. Ламберт, Д. Слобин, Дж. Дженкинс,
С. Сапорта, Лингвистическое общество Америки, Нью-Йоркский лингвистический кружок (Международная лингвистическая ассоциация), Американское диалектологическое общество; Ассоциация современных языков; Ассоциация речевой коммуникации.
8. культура и образование:
английская культура, английский язык.;
литература:
В. Ирвинг, Дж.Ф. Купер, Э. По, И. Хорстон, М. Твен, Т. Драйзер, У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, Дж. Се-линджер, Н. Мейлер, Дж. Болдуин, Р. Брэдери.; музыка:
музыкальная культура северо-американских индейцев, псалмы, религиозные гимны, джаз, регтайм Л. Армстронг, Дюк Эллингтон, мьюзикл,М. Джэксон, Ф. Синатра, рок-н-ролл, рок-оперы.; художники:
У.С. Маунт, Дж. К. Бинхэм, импрессионизм (Дж.М. Уистлер, М. Кассат, Дж.С. Сарджет); реализм (У.М. Харнетт, ж.Ф. Пето, Дж. Хэберил), школа «мусорного ведра» (Р. Хенри, В.Дж. Глэкенс, Дж. Слоун, Дж.Б. Лакс, Э. Шинн, А.Б. Дэвис, М. Прендергаст, Э. Лоусон); беспредметное искусство (А. Горки, В. де Коонинг (Кунинг), Дж. Полок, М. Ротно, Ф. Клайн); смешанная техника (Р. Раушенберг, Дж. Джонс, Л. Риверс); поп-арт (Э. Уорхол, Дж. Розенквист, Дж. Дайн), фотореализм.;
архитектура:
чикагская школа, башня Сирса, небоскребы, статуя Свободы, Даунтаун, Рокфеллер-центр, небоскреб RCA Эмпайр-стейт-билдинг, Бруклинский мост, Капитолий, Белый дом, Метрополитен, Музей современного искусства, Музей примитивного искусства, Музей американских индейцев, Музей космонавтики, мемориалы президентов, национальная галерея искусств, обсерватория Дж. Хэнкона, выставочный центр Мак-Кормик.; театр:
Метрополитен-опер, концертный зал «Эвери Филлер холл», малые театры, университетские и самодеятельные театры.; образование:
всеобщее бесплатное среднее образование, государственные и частные школы, стандартный тест достижений (SAT), пятибалльная буквенная шкала оценок (A,B,C,D,F), колледжи, университеты, Калифорнийский университет, Массачусетский университет, Стэндфордский университет, Висконсинский университет, Мичиганский университет.; кино:
телевидение, Голливуд.
Как показывает представленный выше материал, научная картина мира в языке выражена в терминоси-стемах частных наук, набор которых предопределен семантикой имени концепта. Поскольку в нашем случае
именем концепта является название государства, то и когнитивные признаки, составляющие научную картину, представляют такие типы информации, как географическое положение, территория, население, флора, фауна, государственный строй, история, культура, просвещение, печать и т.п. Помимо терминов научная картина мира может быть представлена историческими датами, географическими, административными названиями, именами общественных и политических деятелей, ученых, художников, музыкантов и т.п., названиями научных работ, художественных произведений и т.п., которые связаны в сознании отдельной личности и языкового коллектива с научными открытиями в той или иной отрасли, сменой научной парадигмы и т.д.
Необходимо отметить, что предложенный нами набор когнитивных признаков далеко не является исчерпывающим (в этом отношении многоточия в списке научных когнитивных признаков поставлены нами не только из-за ограниченности объема статьи). Научные знания постоянно пересматриваются: какие-то из них отвергаются, дополняются, корректируются, появляются новые. Полное познание всего сущего в принципе невозможно, так как, во-первых, не существует пределов познания, а во-вторых, мир никогда не может быть познан до конца. Следует также сказать, что появление новых когнитивных признаков в структуре концепта не приводит к вытеснению существующих. Таким образом, объем научной картины мира в содержании концепта постоянно увеличивается и в полном объеме не известен никому.
Остается открытым вопрос и выделении ядра и периферии в научной части содержания концепта «Америка». На наш взгляд, в силу специфики научной картины миры (речь о которой шла выше) в ней не представляется возможным выделить ядро и периферию.
Наконец, в научной картине мира отсутствуют признаки, выражающие оценку, поскольку, как известно, цель научного стиля - дать объективную информацию и доказать ее истинность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Прохоров Ю. Е. В поисках концепта. М.: Флинта-Наука, 2011. С. 142-143.
2. Северо-Американские Соединенные Штаты // Энциклопедический словарь» СПб., 1901. Т. 62. С. 256-302.
3. Соединенные Штаты Америки // Большая советская энциклопедия. 1-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1945. Т. 51. С. 580-842.
4. Соединенные Штаты Америки // Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1956. Т. 39. С. 557-654.
5. Соединенные Штаты Америки // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1976. Т. 24. Кн. 1. С. 74-372.
6. Соединенные Штаты Америки // Большая энциклопедия. М.: Терра, 2006. Т. 46. С. 334-359.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх