Научная статья на тему 'Когнитивно-деятельностный подход в профессиональной подготовке будущих педагогов'

Когнитивно-деятельностный подход в профессиональной подготовке будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1407
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТИ / СМЫСЛЫ / ПРИНЦИП ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ / КОГНИТИВНО-ЦЕННОСТНЫЙ МЕХАНИЗМ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COGNITIVE-ACTIVITY APPROACH / VALUES / MEANINGS / THE PRINCIPLE OF VALUE-SEMANTIC ORIENTATION / COGNITIVE-VALUE MECHANISM OF SELF-REGULATION OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильмеева Р.Х.

В статье рассматриваются некоторые аспекты разработки и реализации когнитивно-деятельностного подхода в профессиональной подготовке будущих педагогов. Данный подход направлен на развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Системным компонентом профессиональной подготовки будущих педагогов на основе когнитивно-деятельностного подхода становится личность обучающегося. Когнитивно-деятельностный подход позволяет от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной парадигме, в которой ключевой компетенцией является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в неопределенных условиях находить нестандартное решение и действовать в неопределенных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE-ACTIVE APPROACH IN THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS

The article deals with some aspects of the development and implementation of cognitive activity approach in the training of future teachers. This approach is aimed at the development of the student's personality on the basis of the development of universal ways of activity. The system component of professional training of future teachers on the basis of cognitive activity approach becomes the personality of the student. The cognitive-activity approach allows us to move from the reproductive method of learning to the activity paradigm, in which the key competence is the presence of the foundations of theoretical thinking in a person, who is able to find a non-standard solution in uncertain conditions and act in uncertain situations.

Текст научной работы на тему «Когнитивно-деятельностный подход в профессиональной подготовке будущих педагогов»

Подготовка педагогов

УДК 377

КОГНИТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Р.Х. Гильмеева

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты разработки и реализации когнитивно-деятельностного подхода в профессиональной подготовке будущих педагогов. Данный подход направлен на развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Системным компонентом профессиональной подготовки будущих педагогов на основе когнитивно-деятельностного подхода становится личность обучающегося. Когнитивно -деятельностный подход позволяет от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной парадигме, в которой ключевой компетенцией является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в неопределенных условиях находить нестандартное решение и действовать в неопределенных ситуациях.

Ключевые слова: когнитивно-деятельностный подход, ценности, смыслы, принцип ценностно-смысловой ориентированности, когнитивно-ценностный механизм саморегуляции жизнедеятельности.

COGNITIVE-ACTIVE APPROACH

IN THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS

R. Gilmeeva

Abstract. The article deals with some aspects of the development and implementation of cognitive activity approach in the training of future teachers. This approach is aimed at the development of the student's personality on the basis of the development of universal ways of activity. The system component of professional training of future teachers on the basis of cognitive activity approach becomes the personality of the student. The cognitive-activity approach allows us to move from the reproductive method of learning to the activity paradigm, in which the key competence is the presence of the foundations of theoretical thinking in a person, who is able to find a non-standard solution in uncertain conditions and act in uncertain situations.

Keywords: cognitive-activity approach, values, meanings, the principle of value-semantic orientation, cognitive-value mechanism of self-regulation of life.

На современном этапе основной целью профессиональной подготовки определено развитие компетенций студента, способного к успешному самоопределению, непрерывному самообразованию, саморегуляции в

профессиональной и социокультурной деятельности. В данном случае знания как ценности из доминирующей цели профессионального образования

трансформируются в средство развития личности. Системным компонентом

когнитивного моделирования профессиональной подготовки будущих педагогов на основе когнитивно-деятельностного подхода становится личность обучающегося. Она обеспечивает содержание основной профессиональной образовательной программы) в части дидактики такими компетенциями, как:

- умение моделировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий; владение способами проектной и инновационной деятельности в

учебной и в предстоящей профессиональной деятельности; реализация себя как личности, обладающей базовым уровнем компетенций на основе интеграции знаний, умений, навыков, опыта культурной, социальной,

профессиональной мобильности в соответствии с личностными потребностями и требованиями работодателей (профессиональным стандартом);

- стратегической целью развития познания когнитивного моделирования в учебно-профессиональной деятельности выступает форма содействия студентам в учебно-профессиональной деятельности, которая обусловливает поддержку и корректировку в построении профессионально-смысловой

системы студента и предполагает организацию трехсторонних коммуникаций: «педагог -студент - образовательное пространство».

Именно этот аспект важен с точки зрения когнитивной педагогики и используется при разработке теоретико-методологического и методического уровней обеспечения

когнитивного моделирования в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов на основе когнитивно-деятельностного подхода, и, хотя, в педагогике реализуются разнообразные технологии с целью совершенствования процесса обучения и воспитания, но как практики, так и исследователи недостаточно уделяют внимания свойствам и особенностям инструментов, которыми пользуется личность в процессе познания. В исследованиях по педагогике констатируется как известный факт различие людей по свойствам их когнитивной организации, обусловливающей результаты их деятельности. Однако, как показывает анализ существующих педагогических исследований, для педагогов процесс познания на основе когнитивной организации каждого

обучающегося слабоуправляем. В деятельности педагогов предполагается, что существует естественный процесс созревания когнитивной организации личности человека, который развивается на основе взаимодействия педагога и обучающегося в рамках образовательной среды.

Таким образом, мы констатируем, что в педагогической науке и практике недостаточно уделяется внимание качеству инструмента познания, который используется личностью, и считаем, что создание инструментальной сферы образовательной среды, способствующей развитию эффективной когнитивной организации обучающегося, оснащение её универсальными инструментами, как внутренними, так и внешними для решения его жизненных и профессиональных

проблем - главная задача современного педагогического процесса.

Именно когнитивно-деятельностный подход, как методологическая основа определяет инструментальную сферу образовательной среды, под которой понимаются не только физические и социальные факторы обучения и воспитания, но и внутренняя активность обучающихся, порождающая метаинструменты и способы решения задач.

Когнитивно-деятельностный подход

обусловливает:

- формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию на основе усвоенных ценностей и смыслов;

- проектирование и конструирование ценностной личностно-развивающей образовательной среды;

- активную ценностно-смысловую учебно-познавательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей;

- освоение когнитивно-ценностных механизмов регуляции эффективного поведения обучающегося.

Когнитивно-деятельностный подход

позволяет уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной парадигме, в которой ключевой компетенцией является наличие у обучающегося основ теоретического мышления, способного в нестандартных условиях находить адекватное решение и действовать в неопределенных ситуациях; моделировать предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия путем построение системы научных понятий. Данный подход направлен на развитие личности обучающегося на основе освоения и развития универсальных способов деятельности. Основной педагогической задачей является создание условий, инициирующих действие обучающихся: обновление ценностного содержания образования - усвоение знаний как ценности обучения - реализация современных интерактивных и информационно-

коммуникативных технологий образования.

Когнитивно-деятельностный подход может использоваться на всех уровнях образования по алгоритму: определение ценностно-смысловых целей образования в виде системы ключевых задач, отражающих основные направления формирования профессионально-значимых личностных качеств студента и развития ее когнитивной организации; моделирование способов действий на основании построенных ценностно-смысловых целей, обеспечение междисциплинарной интеграции ценностно-смыслового содержания обучения; выделение основных результатов учебно-воспитательного процесса как достижения личностного, социокультурного, коммуникативного,

познавательного развития обучающихся.

Нами установлено, что когнитивно-деятельностный подход способен преодолеть кризис ценностного восприятия образования и ориентирован на развитие личности обучающегося, её когнитивной организации, освоение ценностей и смыслов, которые являются, по сути, регулятором деятельности человека (когнитивно-ценностным механизмом саморегуляции поведения).

Обучающийся решает те или иные задачи с помощью различных инструментов познания, в которые включены не только «внешние», но и «внутренние» инструменты, представленные в

виде структур обработки и преобразования информации (интеллект, когнитивные стили, память, внимание и т.д.). Традиционно констатируется, что люди различаются свойствами своей когнитивной организации (умом, интеллектом, способностями), что проявляется в разных результатах познания. Инструментами, с помощью которых осуществляется процесс познания, приобретения новых знаний об окружающем мире, являются методы познания (эмпирические и теоретические).

В качестве внутреннего инструмента познания и результата мыслительных процессов рассматривается интеллект, объединяющий все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Внешними

инструментами познания являются различные средства, предназначенные для организации и облегчения процесса познания, к которым можно отнести и информационные образовательные технологии, которые поддерживают, направляют и расширяют мыслительные процессы своих пользователей и способствуют активизации и интенсификации деятельности обучающихся.

Представляется важным овладение будущими педагогами способами ситуационного анализа и управления развитием событий в кризисных средах и нестандартных ситуациях на основе когнитивно-деятельностного подхода по следующим этапам:

1. Проведение информационного мониторинга социально-экономических ситуаций.

2. Разработка методологии проведения анализа проблемных ситуаций.

3. Выработка аналитических сценариев развития проблемных ситуаций и управления ими.

4. Подготовка рекомендаций по решению первоочередных учебно-воспитательных проблем на основе результатов анализа проблемных ситуаций.

5. Проведение мониторинга проблемных ситуаций в развитии образования в регионе, муниципальном образовании, образовательной организации, учебной группе, на уровне каждого студента.

6. Определение технологии когнитивного моделирования целенаправленного ценностно-смыслового развития всех субъектов образовательного процесса.

7. Разработка модели формирования способов регулирования и саморегулирования

познавательными процессами субъектами учебно-воспитательной деятельности.

Теоретико-методологическую основу

когнитивного моделирования составляют системные и функциональные закономерности, составляющие сущность когнитивно-деятельностного подхода к профессиональной подготовке будущих педагогов.

Системные закономерности:

- эффективность профессиональной подготовки будущих педагогов в рамках деятельностной парадигмы образования достигается при соблюдении последовательной интеграции образования, науки и рынка труда в соответствии с профильной направленностью;

- формирование и развитие универсальных, общекультурных и профессиональных компетенций студентов в процессе профессиональной подготовки происходит на основе усвоенных знаний, умений и навыков; ценностей и смыслов;

- ценностно-смысловой потенциал профессиональной подготовки студента реализуется в условиях личностно-развивающей среды образовательной организации;

- реализация универсальных компетенций будущего педагога обеспечивается сформированными личностно-профессионально значимыми качествами, в соответствии со специальностью.

Функциональные закономерности:

- повышение уровня реализации универсальных компетенций будущих педагогов эффективно на основе когнитивно-деятельностного подхода в рамках деятельностной парадигмы образования;

- отбор и структурирование учебного материала, выбор способов обучения осуществляется при сохранении целостности ценностно-смысловой основы фундаментального, междисциплинарного обеспечения;

- качественное усвоение студентами содержания учебных дисциплин осуществляется на основе ценностно-смыслового модульного проектирования учебного материала.

Установленные системные и

функциональные закономерности определяют соответствующие им принципы когнитивно-деятельностного подхода:

- мотивационно-творческой активности студента (формирование позитивных мотивационных структур и установок на учебной и творческой деятельности);

- межпредметной интеграции (тематическая и целевая интеграция содержания учебных дисциплин);

- диагностического целеполагания (взаимосвязь целеполагания с вероятностными последствиями);

- ценностно-смысловой ориентированности (саморегуляция поведения на основе ценностей и смыслов).

Профессиональная подготовка будущих педагогов содержит комплекс предпосылок и организационно-педагогических условий,

которые явились результатом поиска внутренних тенденций её функционирования и развития. Она выступает как функциональное единство процессов целеполагания, освоения содержания образования на основе современных образовательных технологий, взаимодействия участников образовательного процесса (формальное и неформальное, управляемое и выступающее в формах самообразования и саморазвития), проведения внешней и внутренней оценки результатов обучения на основе ценностей и смыслов образования.

Система профессиональной подготовки будущих педагогов, спроектированная в русле когнитивно-деятельностного подхода как методологической основы в рамках деятельностной парадигмы образования, содержит следующие структурные компоненты: целевой (мотивационно-ценностный),

содержательный, технологический,

деятельностный, рефлексивно-оценочный.

Начальным звеном реализации когнитивно-деятельностного подхода выступает постановка целей профессиональной подготовки, которые должны отражать современные требования к педагогу как личности, так и профессионала и способствовать повышению мотивации и выработке ценностно-смысловых ориентаций студентов, соответствующих как требованиям общества, так и собственного саморазвития, самореализации в будущей педагогической деятельности [3;4;7].

Содержательный компонент раскрывает особенности построения содержания реализации системы профессиональной подготовки будущих педагогов поэтапно: осмысление системы целей образования в контексте ценностно-смысловой ориентации и профиля профессиональной подготовки; анализ данных для формирования программы; разработка общей концепции образовательной программы; построение модели ценностно-смысловых ориентаций выпускника; создание программного комплекса образовательной программы;

создание предметной личностно-развивающей среды, уточнение структуры и способов представления содержания образования на когнитивном и операциональном уровнях; определение способов контроля и оценки результатов обучения; создание условий для реализации образовательной программы, обеспечивающих формирование универсальных компетенций; повышение квалификации профессорско-преподавательского состава [3;4;7].

Технологический компонент обеспечивается разработкой и реализацией современных технологий, необходимых для достижения результатов системы профессиональной подготовки будущих педагогов. К таким предпосылкам мы относим: наличие мотивации к учебному процессу; включение обучающихся в активную познавательную научно-

исследовательскую и социокультурную деятельность. В качестве основного фактора мы определяем: изменение ценностно-смыслового целеполагания обучения на основе когнитивно-деятельностного подхода; согласно которому, требованиями к организации учебного процесса выступают: ценностно-смысловое модульное структурирование образовательной программы как способ организации учебного процесса; проектирование содержания образования на межпредметной интегративной основе. Для системы профессиональной подготовки, ориентированной на когнитивно-

деятельностный подход к процессу обучения, кроме комплекса характеристик, присущих любой образовательной среде, необходимо включение новых, нацеленных на формирование деятельностных компонентов.

Деятельностный компонент предусматривает организацию учебной деятельности посредством информационно-коммуникативных и

интерактивных технологий, которые придают содержанию обучения деятельностный характер; обеспечивают создание условий для ценностно-смыслового развития личности обучающегося; реализации гуманистического потенциала обучения и коммуникативного общения. К условиям, применительно к дидактике, мы относим методологическую, методическую и технологическую обеспеченность; ценностно-смысловое модульное обеспечение учебных программ; способность обучающихся к непрерывному развитию и саморазвитию, освоение гуманитарного знания, направленного на личностные социальные и познавательные потребности обучающегося; ориентация процесса обучения на освоение опыта

практической творческой деятельности, социально-культурного поведения.

Рефлексивно-оценочный компонент

механизма реализации когнитивно-

деятельностного подхода должен быть представлен критериями, позволяющими отследить уровни сформированности универсальных компетенций будущих учителей: готовность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей; владение навыками социокультурной коммуникации; готовность к социальному взаимодействию на основе норм, принятых в обществе способность и готовность обучающихся к оперированию знаниями в процессе социокультурной и профессиональной деятельности.

Преобразование и реализация полученных знаний на основе когнитивно-деятельностного подхода зависят от личностных качеств личности студентов, но формы и методы передачи этой информации, подходы к воплощению в собственной жизнедеятельности зависят не только от личностной позиции студента, но и от воздействия образовательной среды учебного заведения, профессионализма педагогов и социокультурных факторов социума. На основе комплексной диагностической методики выявлены и обоснованы критерии отбора дидактических материалов реализации когнитивно-

деятельностного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов: целевой, содержательный, технологический, оценочно-результативный.

Целевой критерий: методологическая обеспеченность стратегических и тактических целей профессиональной подготовки будущих педагогов на основе концептуальных идей когнитивно-деятельностного подхода.

Содержательный критерий: ценностно-смысловое модульное обеспечение

проектирования учебных программ в соответствии с задачами, принципами и функциями преподавания учебных дисциплин.

Технологический критерий: технологическая и дидактико-методическая обеспеченность преподавания учебных дисциплин на основе использования технологий, ориентированных на личностные и деятельностные структуры.

Оценочно-результативный критерий:

критериально-диагностическое обеспечение отбора дидактических материалов реализации когнитивно-деятельностного подхода содержит структуру и содержание критериально-диагностического инструментария

эффективности формирования универсальных

компетенций в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов: карты наблюдений и оценки формирования универсальных компетенций; диагностический мониторинг развития универсальных компетенций студентов; экспертные оценки реализации учебно-методического обеспечения.

Освоение универсальных компетенций позволяет овладеть обобщенными способами действия, научиться решать конкретные задачи в нестандартных ситуациях за более короткий отрезок учебного времени; и перейти на другой тип отношений (субьект-субьектный); повысить мотивацию к приобретению знаний на основе ценностей и смыслов. Данный подход направлен на развитие ценностно-смысловой сферы обучающегося и освоение универсальных способов деятельности.

В опытно-экспериментальной работе образовательных организаций, применяются следующие разработанные критериальные показатели эффективности формирования универсальных компетенций в процессе реализации когнитивно-деятельностного

подхода:

уровень 1 - способность идентифицировать объект изучения, дать его качественное описание, сформулировать характерные ценностные свойства (универсальные компетенции не развиты);

уровень 2 - способность воспроизвести изученный материал с требуемой степенью научности и ценности (универсальные компетенции развиты недостаточно);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уровень 3 - готовность к использованию полученных знаний как ценности в профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы, интернет-ресурсов (универсальные компетенции развиты достаточно);

уровень 4 - способность самостоятельно выполнять действия, в том числе в нестандартных ситуациях, новых условиях, на новом уровне ценностно-смыслового содержания (сильный уровень развития универсальных компетенций).

Соответствие полученного результата первоначальному замыслу проводилось в процессе:

- самооценки и оценки независимых экспертов (из контрольных групп студентов и преподавателей) в соответствии с определенными критериями;

- в ходе рефлексии по поводу результативности совместной деятельности, включая ее цели, содержание, формы, способы

осуществления, ценности и смыслы. Динамика универсальной компетенции подтверждается

следующими количественными данными, см. рисунок 1.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

Динамика универсальной компетенции обучающихся

71

29,8

20,4

26

28

13,4

14,8

оперирование проектирование выбор альтернатив самоидентификация в готовность к

знаниям стратегии действий деятельности деятельности

н начало эксперимента ■ конец эксперимента

Рисунок 1. - Анализ динамики формирования универсальных компетенций обучающихся

Внедрение критериально-диагностического инструментария в отбор дидактического материала в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов подтверждает продуктивность реализации когнитивно-деятельностного подхода к профессиональной

подготовке будущих педагогов, способствуя формированию универсальных компетенций в целях профессиональной и личностной социализации и совершенствования качества профессиональной подготовки будущих педагогов.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 c.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во Московского Университета, 1990. - 367 с.

3. Гильмеева Р.Х. Гуманитарные технологии формирования поликультурной компетентности как фактора обеспечения духовно-нравственной безопасности России / Р.Х. Гильмеева // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 2. - С. 27-З5.

4. Гильмеева Р.Х. Интегративная модель реализации ФГОС в процессе гуманитарной подготовки на основе проектно-целевого подхода / Р.Х. Гильмеева // Вестник Каз. ГУКИ 2. - 2015. - Ч. 1. - С. 58-61.

5. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А. Леонтьев. - M., 1992. - 17 с.

6. Маслоу А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М., 1982. - С. 108-118.

7. Программно-методическое обеспечение реализации проектно-целевого подхода в процессе преподавания гуманитарных дисциплин (для работников системы профессионального образования): учебно-методическое пособие для преподавателей дисциплин гуманитарного цикла; авт.-сост.: Р.Х. Гильмеева, В.Н. Корчагин, Л.Ю. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова, В.В. Аксенов; под научной редакцией чл.-корр. РАО Ф.Ш. Мухаметзяновой - Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2015.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник; общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. - М., Прогресс, 1990. - 368 с.

9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - 2-е изд. - М.: Смысл, СПб.: Питер, 2003. -864 с.

Сведения об авторе:

Гильмеева Римма Хамидовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: rimma.prof@mail.ru

Data about the author:

R. Gilmeeva (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems», e-mail: rimma.prof@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.