Научная статья на тему 'Ключевые аспекты организации налогового планирования на малых и средних предприятиях'

Ключевые аспекты организации налогового планирования на малых и средних предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
564
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГ / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / TAX PLANNING / TAX BURDEN / TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведева О.В.

Малые и средние предприятия вносят существенный вклад в экономику России. Однако эффективному развитию сферы малого и среднего сектора экономики препятствует ряд проблем, в числе которых высокий уровень налоговой нагрузки субъектов малого и среднего бизнеса. Одним из инструментов финансового управления этих субъектов, позволяющих снижать налоговое бремя, не нарушая налоговое законодательство, выступает система налогового планирования. В статье рассмотрены ключевые аспекты организации системы налогового планирования на малых и средних предприятиях и внесены рекомендации, способствующие ее совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small and medium enterprises make a significant contribution to the Russian economy. However, the effective development of small and medium-sized sector of the economy prevents a number of problems, including a high level of tax burden of subjects of small and average business. One of the tools of financial management of these entities to reduce the tax burden without violating the tax law, is the system of tax planning. The article considers the key aspects of tax planning system in small and medium-sized enterprises and made recommendations aimed at its improvement.

Текст научной работы на тему «Ключевые аспекты организации налогового планирования на малых и средних предприятиях»

УДК 339.13 ББК 65.290.31 М 42

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

(Рецензирована)

Медведева Ольга Владимировна,

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 257 62 95, е-mail: olg35275160@yandex.ru

Аннотация. Малые и средние предприятия вносят существенный вклад в экономику России. Однако эффективному развитию сферы малого и среднего сектора экономики препятствует ряд проблем, в числе которых - высокий уровень налоговой нагрузки субъектов малого и среднего бизнеса. Одним из инструментов финансового управления этих субъектов, позволяющих снижать налоговое бремя, не нарушая налоговое законодательство, выступает система налогового планирования. В статье рассмотрены ключевые аспекты организации системы налогового планирования на малых и средних предприятиях и внесены рекомендации, способствующие ее совершенствованию.

Ключевые слова: малые и средние предприятия, субъекты малого и среднего предпринимательства, налоговое планирование, налоговая нагрузка, налог.

KEY ASPECTS OF THE TAX PLANNING FOR SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES

Medvedeva Olga Vladimirovna,

senior lecturer of Department of accounting, analysis and audit of the South Institute of management, Krasnodar. Ph.: (918) 257 95 62, e-mail: olg35275160@yandex.ru

Summary. Small and medium enterprises make a significant contribution to the Russian economy. However, the effective development of small and medium-sized sector of the economy prevents a number of problems, including a high level of tax burden of subjects of small and average business. One of the tools of financial management of these entities to reduce the tax burden without violating the tax law, is the system of tax planning. The article considers the key aspects of tax planning system in small and medium-sized enterprises and made recommendations aimed at its improvement.

Keywords: small and medium enterprises, small and medium-sized businesses, tax planning, tax burden, tax.

В современных условиях высокий уровень налогового бремени является одной из ключевых проблем, затрудняющих развитие малого и среднего сектора экономики России. Желание любыми способами снизить налоговую нагрузку зачастую приводит предпринимателей к нерациональным действиям: работа «в тени», уклонение от уплаты налогов, использование в налогообложении нелегальных схем, нарушение сроков налоговых платежей. В свою очередь данные действия могут быть квалифицированы как нарушение налогового законодательства и сопряжены с правовыми рисками применения административной и уголовной ответ-

ственности. Снизить налоговую нагрузку, оставаясь в рамках правового поля, возможно для любого экономического субъекта: крупного, среднего или малого.

Действующим налоговым законодательством для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены достаточно широкие возможности (налоговые льготы и преференции), используя которые эти субъекты могут выбрать наиболее оптимальные и эффективные режимы налогообложения собственной деятельности. Решению этой задачи также способствует система налогового планирования.

Таблица 1

Основные экономические показатели ЗАО «Х», 2014-2015 гг., тыс. руб.

№ п/п Наименование показателя 2014 г. 2015 г. Отклонение (+, -), 2015 г. к 2014 г. Темп роста, % 2015 г. к 2014 г.

1 Выручка от продаж, тыс. руб. 1267499 1681374 413875 132,7

2 Себестоимость продаж 1140452 1425932 285480 125,0

3 Среднесписочная численность работников, чел. 108 110 2 101,8

4 Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 30813 52143 21330 169,2

5 Фонд заработной платы, тыс. руб. 32543 42424 9881 130,4

6 Среднемесячная заработная плата на 1 работника, тыс. руб. 25,11 32,14 7,03 128,0

Налоговое планирование - это основанный на прогнозных параметрах процесс определения наиболее перспективных направлений деятельности в оптимизации объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков на предстоящий год (или) перспективу государственных и хозяйствующих субъектов [3]. Рассматривая возможности применения системы налогового планирования в процессе управления деятельностью малых и средних предприятий, можно отметить следующие преимущества от ее внедрения:

1) рациональное распределение финансовых ресурсов;

2) управление потоками денежных средств;

3) реальная оценка налогового потенциала;

4) соблюдение норм действующего налогового законодательства (как следствие, уход от налоговых санкций и пеней);

5) диалог с государственными органами власти в части снижения налоговой нагрузки и внесения изменений в законодательные акты.

Современная практика показывает, что на малых и средних предприятиях система налогового планирования не получила должного распространения. Как правило, функции специалиста по налоговому планированию возлагаются на главного бухгалтера или иного специалиста, осуществляющего ведение налогового учета. Вместе с тем, мировая практика доказывает целесообразность налогового планирования в системе финансового управления экономических субъектов при налоговом бремени, достигающим от 15 до 20%. В современных условиях доля налоговой нагрузки малых и средних предприятиях моет достигать 20-25%.

В таблице 1 приведены основные экономические показатели, характеризующие деятельность конкретного экономического субъекта ЗАО «Х», осуществляющего деятельность в сфере поставок средств защиты растений и семян.

Как видно из таблицы 1, по показателю макси-

мально возможного предпринимательского дохода за предыдущий календарный год (микропредприятия - 120 млн. рублей; малые предприятия - 800 млн. рублей; средние предприятия - 2 млрд. рублей [2]) и показателю среднесписочной численности работников (средние предприятия от 101 до 250 чел. включительно [2]). ЗАО «Х» относится к категории средних предприятий. Организация вправе претендовать на применение специального налогового режима в виде УСН, что позволяет ей статус среднего предприятия. Однако ограничения по лимиту доходов для применения УСН (в 2016 году -60 млн руб.) не позволяют ЗАО «Х» применять этот вид льготного налогового режима. Таким образом, общество находится на обычном налоговом режиме (ОСНО).

Обязанности по ведению бухгалтерского, налогового и статистического учета в ЗАО «Х» возложены на главного бухгалтера. Он же составляет бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетность и представляет ее в налоговые службы и органы статистики. Налоговый учет в ЗАО «Х» ведут в соответствии с норами Налогового Кодекса РФ и учетной политикой общества для целей налогообложения. Отдельного структурного подразделения или специалиста в области налогового планирования в структуре учетно-финансовой службы не предусмотрено.

Представленные данные показывают, что в динамике организация увеличивает размеры и темпы деятельности, что подтверждает рост выручки в 2015 г. по сравнению с уровнем 2014 г. на 32,7%, увеличение среднесписочной численности и среднегодовой стоимости основных средств.

Постановку системы налогового планирования на малых и средних предприятиях целесообразно осуществлять в несколько этапов, условно выделенных нами в два блока.

Первый блок. Организационные этапы налогового планирования, в их числе:

1. Выбор наиболее оптимального режима налогообложения - для ЗАО «Х» согласно нормам Налогового Кодекса РФ и условиям, подтверждающим объемы деятельности, единственно приемлемым является система налогообложения в виде ОСНО.

2. Выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом - в ЗАО «Х» данные условия совпадают.

3. Выбор наиболее выгодного в отношении налогов места расположения производств и офисных помещений предприятия, его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов - для организации не имеет существенного значения, поскольку ЗАО «Х» не применяет такие режимы налогообложения как УСН или ЕНВД, позволяющие корректировать суммы налога с учетом территориальных особенностей.

Вторым блоком этапов налогового планирования являются текущие мероприятия, направленные на создание оптимальной и максимально выгодной для экономического субъекта системы налогового учета. Перечень этих мероприятий включает:

1) формирование «налогового поля»;

2) формирование контрактных и договорных отношений с контрагентами в соответствии с условиями выбранного налогового режима (так, для ЗАО «Х» выгодно сотрудничать с крупными налогоплательщиками, осуществляющими исчисление и уплату НДС. Только в этом случае организация сама может впоследствии уменьшить НДС, подлежащий к уплате в бюджет, на суммы НДС, уплаченные контрагентам [5]);

3) текущее управление налоговыми платежами, которое включает: организацию рациональной

и эффективной системы налогового учета, контроль за налогообложением сделок, правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей и оптимизацию налогообложения (минимизацию) налогов с учетом возможностей, предоставляемых действующим налоговым законодательством.

Из таблицы 2 видно, что в 2014-2015 гг. налоговое поле ЗАО «Х» формировали 5 основных налогов, существенно отличающихся по условиям налогообложения. Основными видами налогов общества по объемам начислений являются налог на прибыль и НДС, величина которых напрямую зависит от полученного дохода и расходов, принимаемых для целей налогообложений.

Таблица 2

Налоговое поле ЗАО «Х», 2014-2015 гг.

№ п/п Вид налога Основные характеристики налога [1]

1 Налог на прибыль Налог от дохода. Налоговая ставка (основная) - 20%.

2 Налог на добавленную стоимость (НДС) Зависит от объема реализации. Ставки - 18%, 10% 0%. В ЗАО «Х» - 18 %.

3 Налог на доходы с физических лиц Зависит от объема начисленного дохода сотрудникам. Налоговая ставка (основная) - 13%.

4 Налог на имущество Зависит от остаточной стоимости основных средств. Налоговая ставка - 2,2 %.

5 Транспортный налог Зависит от характеристик используемых транспортных средств. Налоговая ставка -10 %.

Таблица 3

Расчет налогового поля по основным видам налогов ЗАО «Х» за 2015 гг.

Показатель По видам налогов, 2015 г., тыс. руб.

Налог на прибыль НДС Налог на имущество

Налоговая база 93218,0 282306,6 24369,8

Сумма исчисленного налога, всего 18643,6 282306,6 536,1

Сумма начисленных авансовых платежей 1518,4 - 405,6

Сумма налога к доплате, всего: 17125,2 - 130,5

Общая сумма налога, подлежащая вычету - 249921,1 -

Сумма налога к уплате, всего 81055,5 -

Сроки уплаты налогов в соответствии с НК РФ 28.04.2015, 28.07.2015, 28.10.2015, 28.03.2016 25.01.2015, 25.04.2015, 25.07.2015, 25.10.2015 30.04.2015, 31.07.2015, 30.09.2015, 31.03.2016

Фактические сроки уплаты налога (по данным налоговых деклараций) 28.04.2015, 27.07.2015, 26.10.2015, 25.03.2016 23.01.2015, 24.04.2015, 25.07.2015, 23.10.2015 30.04.2015, 31.07.2015, 30.09.2015, 30.03.2016

Данные таблицы 3 подтверждают, что по объемам начислений и уплате налогов ведущие позиции в налогообложении деятельности ЗАО «Х» занимают налог на прибыль и НДС.

Так, в 2015 году всего по итогам деятельности ЗАО «Х» должно было уплатить в бюджет налог на прибыль в размере 17 млн 125,2 тыс. руб., из них в федеральный бюджет 15 млн 412,1 тыс. руб.

Объем реализации операций ЗАО «Х», подлежащих налогообложению НДС, за 2015 год составил 60 млрд 992 млн 771 тыс. руб. Сумма налоговых вычетов за 2015 год (НДС, подлежащий возмещению из бюджета) составила 249 млн 921 тыс. руб. По итогам года ЗАО «Х» должно уплатить сумму НДС в бюджет в размере 81 млн 55 тыс. руб. Исходя из этого, можно сделать вывод, что операции, подлежащие налогообложению НДС, в организации занимают значительное место, поэтому ЗАО «Х» выгодно применение ОСНО и уплата НДС.

Величина налога на имущество организации зависит от налоговой базы - среднегодовой стоимости имущества за налоговый период. В 2015 году по сравнению с 2014 годом среднегодовая стоимость имущества ЗАО «Х» существенно возросла - на 19 млн 233 тыс. руб. Соответственно значительно увеличилась сумма налога, причитающегося к уплате в 2015 году по сравнению с 2014 годом - на 306699 тыс. руб.

В целом по трем основным видам налогов за 2015 год ЗАО «Х» должно было перечислить (с учетом авансовых платежей) в бюджет 98311,2 тыс. руб., что составляет 7,1 % в структуре расходов организации. Этот позволяет сделать вывод, что ЗАО «Х» осуществляет грамотную и эффективную политику, несмотря на отсутствие системы налогового планирования. При этом в ходе анализа не была учтена налоговая нагрузка организации по НДФЛ, транспортному налогу, земельному налогу и пр.

Результаты анализа таблицы 3 показывают, что сроки уплаты налоговых платежей в ЗАО «Х» за 2015 год не нарушались. При этом организация по отдельным видам налогов организация производила уплату налогов заранее, а именно:

- фактический срок уплаты налога на прибыль ЗАО «Х» за 4 квартал 2015 г. - 25.03.2016 г. Обществу возможно было произвести уплату налога 28.03.2016 г.;

- налог на имущество за 4 квартал 2015 г., фактически уплаченный организацией, был перечислен в бюджет 30.03.2016 г. Произвести его уплату можно было 31.03.2016 г.

Для достижения максимального эффекта применяемой налоговой политики и рационального использования финансовых ресурсов предприятия могут производить уплату налогов в последний

день, установленный в соответствии со сроками уплаты налогов (с учетом выходных дней). Данные обстоятельства должны учитываться при разработке и реализации мероприятий в рамках системы налогового планирования.

Подводя итоги, отметим, что в современных условиях использование инструментов налогового планирования на малых и средних предприятиях может значительно увеличить их потенциал. Ключевыми аспектами организации системы налогового планирования малого и среднего сектора экономики, на наш взгляд, должны являться:

1. Формирование налогового поля с учетом выбранного вида деятельности и возможностей действующего налогового законодательства.

2. Анализ рынка и договорной политики с контрагентами в целях соблюдения наиболее выгодных условий налогообложения.

3. Анализ эффективности и целевого использования финансовых ресурсов.

4. Анализ налоговой политики «успешных» экономических субъектов в собственной сфере.

5. Ежегодная разработка налогового календаря (может быть включен в состав приложений к учетной политике для целей налогообложения).

6. Оптимизация налогообложения с учетом факторов внутренней и внешней деловой среды (с разработкой конкретного перечня мероприятий).

Реализация представленного перечня мероприятий возможна только при наличии у хозяйствующих субъектов подготовленных специалистов в области налогового планирования. Большую роль также играет и наличие открытых и достоверных данных о налогообложении субъектов в различных отраслях. В силу ограниченности собственных финансовых ресурсов субъекты малого и среднего бизнеса реализация представленного выше перечня мероприятий не всегда возможна. Таким образом, разработка и внедрение мероприятий системы налогового планирования для субъектов малого и среднего предпринимательства может осуществляться в региональных объектах инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса (специализированные центры налогового аудита, информационные, консультационные и образовательные центры, бизнес-инкубаторы [4]) за счет средств регионального и федерального бюджетов, выделяемых на реализацию региональных программ по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.

ИСТОЧНИКИ:

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 2.

2. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринима-

тельства в Российской Федерации» (в редакции федеральных законов от 29.12.201 г. № 408-ФЗ, от 23.06.2016 г. № 222-ФЗ, от 03.07.2016 г. № 265-ФЗ).

3. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент/ Учебное пособие. - М.: «Омега-Л», 2007. - 335 с.

4. Медведева О.В. Роль инфраструктуры малого и среднего бизнеса в развитии региональных экономических систем (по материалам Краснодарского края). Приоритеты социально-экономического развития Юга России // Материалы девятой ре-

гиональной научно-практической конференции молодых ученых. - Краснодар: Изд-во Южного института менеджмента, 2012. - С.104-111.

5. Медведева О.В. Особенности формирования стратегии субъектами малого бизнеса. Экономика и бизнес: проблемы и перспективы глазами будущих менеджеров // Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Краснодар: Изд-во Кубанского института международного предпринимательства и менеджмента, 2013. - С.92-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.