Научная статья на тему 'Особенности ведения налогового учета при применении специальных налоговых режимов предприятиями малого и среднего бизнеса'

Особенности ведения налогового учета при применении специальных налоговых режимов предприятиями малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3341
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / АCCOUNTING / TAX ACCOUNTING / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / SPECIAL TAX REGIMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плаксенко Н.П., Жилова И.Т.

В настоящей работе раскрываются инструменты налогового регулирования, направленные на экономическую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Определено, что понятное для экономических субъектов и справедливое налогообложение это главная цель налоговой политики государства. Малый и средний бизнес, как наиболее активный субъект экономики, с одной стороны, и наименее защищенный, с другой -сильно зависит от изменений налогового законодательства. Одним из способов упрощения бухгалтерского учета налоговых начислений и платежей, а также сокращения количества налогов, является переход субъектов малого и среднего бизнеса на специальные налоговые режимы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF TAX ACCOUNTING APPLICATION OF SPECIAL TAX REGIMES ENTERPRISES SMALL AND MEDIUM BUSINESSES

In this paper reveals the tools of tax regulation, aimed at the financial support of small and medium-sized businesses. It was determined that of course for economic operators and fair taxation is the main goal of tax policy. Small and medium business, as the most active subject of the economy, from one side, and the least protected, from the other, is strongly affected by changes in tax legislation. One way to simplify the accounting of tax accruals and payments, as well as reducing the number of taxes, is the transition of small and medium-sized businesses to special tax regimes.

Текст научной работы на тему «Особенности ведения налогового учета при применении специальных налоговых режимов предприятиями малого и среднего бизнеса»

Экономические науки

53

УДК 336.225.3

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Плаксенко Н. П., старший преподаватель, кафедра экономики и финансов, ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», филиал в г. Пятигорске E-mail: plaksenkonat@mail.ru Жилова И. Т., магистрант,

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», филиал в г. Пятигорске E-mail: irusik787@mail.ru

В настоящей работе раскрываются инструменты налогового регулирования, направленные на экономическую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Определено, что понятное для экономических субъектов и справедливое налогообложение - это главная цель налоговой политики государства. Малый и средний бизнес, как наиболее активный субъект экономики, с одной стороны, и наименее защищенный, с другой -сильно зависит от изменений налогового законодательства. Одним из способов упрощения бухгалтерского учета налоговых начислений и платежей, а также сокращения количества налогов, является переход субъектов малого и среднего бизнеса на специальные налоговые режимы.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, налоговый учет, субъекты малого и среднего бизнеса, специальные налоговые режимы.

PECULIARITIES OF TAX ACCOUNTING APPLICATION OF SPECIAL TAX REGIMES ENTERPRISES SMALL AND MEDIUM BUSINESSES

Plaksenko N. P., senior lecturer, department of economics and finance, FSBEIHPE "REU after G. V. Plekhanov", branch in Pyatigorsk Zhilova I. T., undergraduate,

FSBEI HPE "REU after G. V. Plekhanov", branch in Pyatigorsk

In this paper reveals the tools of tax regulation, aimed at the financial support of small and medium-sized businesses. It was determined that of course for economic operators and fair taxation - is the main goal of tax policy. Small and medium business, as the most active subject of the economy, from one side, and the least protected, from the other, is strongly affected by changes in tax legislation. One way to simplify the accounting of tax accruals and payments, as well as reducing the number of taxes, is the transition of small and medium-sized businesses to special tax regimes. Key words: аccounting, tax accounting, small and medium-sized businesses, special tax regimes.

Вопросы учета расчетов по налогам и сборам, значение правильного исчисления налогов и сборов, оценка наиболее оптимальной для предприятия системы налогообложения, формирование учетной политики в отношении выбора способов учета в бухгалтерской отчетности каждой коммерческой организации имеют немаловажное значение. Несмотря на то что, казалось бы, рас-

четы с бюджетом достаточно простая и изученная область бухгалтерского учета, но тем не менее значение налоговых санкций от неправильного трактования налогового и бухгалтерского законодательства весьма значительны.

На сегодняшний день налоговым законодательством установлены 13 видов налогов, пять платежей во внебюджетные фонды, существуют

еще всякого вида сборы - сбор за использование наименование «Россия», экологический сбор и т.п. Все это предъявляет к учету расчетов с бюджетом достаточно высокие требования и усложняет работу бухгалтерской службы.

Для упрощения расчетов по налогам и сборам законодатель для предприятий малого и среднего бизнеса предложил использовать упрощенную систему налогообложения. Выбор системы налогообложения и, как следствие, формы бухгалтерского учета в Российском законодательстве взаимосвязаны. Так, предприятия малого бизнеса при применении упрощенной системы налогообложения могут вести бухгалтерский учет по упрощенной форме, а иногда и вообще не вести его, заполняя только налоговый регистр - книгу учета доходов и расходов, что, несомненно, значительно снижает затраты на ведение учета. Но возникают при этом определенные проблемы учета, в том числе и по учету расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. Так, книга учета доходов и расходов ведется по кассовому методу, в то время как фискальные органы используют метод начисления.

На сегодняшний день существует два вида учета - бухгалтерский учет, осуществляемый для отражения финансово-экономической деятельности организаций и налоговый учет, по результатам которого исчисляются налоги. Данные виды учета зачастую не совпадают, что сильно усложняет работу бухгалтерских служб.

Понятие «налоговый учет» введено в законодательство ст. 313 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового Кодекса Российской Федерации - НК РФ с 1 января 2002 г., где установлено, что налогоплательщики должны исчислять налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета [1]. Исчисление налоговой базы для расчета налога на прибыль только по правилам бухгалтерского учета невозможно, поскольку именно различия между бухгалтерским и налоговым учетом вызывают трудности ведения налогового учета и могут привести к ошибкам.

Ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, в том числе, применяющих специальные налоговые режимы. Наиболее сложным налоговый учет является у организа-

ций, применяющих общую систему налогообложения.

Согласно ст. 313 НК РФ под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Именно налоговый учет дает возможность формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций.

Под налоговой политикой организации понимается выбранная налогоплательщиком совокупность способов(методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика [1]. Если организация меняет методы учета, то новые правила, закрепленные в налоговой политике, она сможет применять только со следующего календарного года. Любые изменения и дополнения, вносимые в налоговую политику, утверждаются приказом (распоряжением) руководителя компании.

Как следует из ст. 313 НК РФ, данные налогового учета должны содержать следующую информацию:

- порядок формирования суммы доходов и расходов;

- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

- сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

- порядок формирования сумм создаваемых резервов;

- сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учета выступают:

- первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

- аналитические регистры налогового учета;

- расчет налоговой базы.

Налоговое законодательство позволяет субъектам малого бизнеса использовать регистры

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

бухгалтерского учета в качестве налоговых регистров, но при этом указывает, что если в них содержится недостаточно информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, то налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета любыми дополнительными реквизитами.

Субъекты малого и среднего бизнеса могут выбрать любой из следующих вариантов ведения налогового учета:

- налоговый учет ведется на базе бухгалтерского учета, что предполагает максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета, специальные налоговые регистры ведутся лишь в тех случаях, когда налоговое законодательство предусматривает иные правила учета;

- налоговый учет ведется способом корректировки данных бухгалтерского учета: в налоговых регистрах отражается лишь разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех ситуациях, когда такие отклонения возникают;

- налоговый учет ведется в специальном на-

логовом плане счетов. Данный способ предполагает разработку и введение дополнительных счетов налогового учета к рабочему плану счетов. Этот способ является наиболее оптимальным и чаще всего используется в небольших и средних организациях.

К элементам налогового учета относятся [2]:

- доходы и расходы;

- требования и обязательства;

- имущество;

- принятые способы организации и ведения налогового учета;

- нормативы, установленные налоговым законодательством и др.

Поскольку налоговый учет образуется на стыке противоречий систем бухгалтерского учета и налогообложения, он служит промежуточным звеном между рассматриваемыми системами, где происходят сбор и обработка информации, необходимой для правильного исчисления налоговых обязательств.

Организацию налогового учета в организации можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

В схеме приведены только некоторые направ-

Рабочие места

\ /

Налоговый расчет и расчетные счета

Рис. 1. Организация налогового учета

ления документооборота. Данные бухгалтерских справок, оформляемые на каждом рабочем месте, могут использоваться для составления практически любого аналитического налогового регистра.

При составлении схемы мы исходили из того, что учет отдельных видов активов и обязательств ведется на отдельных рабочих местах, а регистры составляются на специально созданном рабочем месте бухгалтера по налоговому учету. В предприятиях малого и среднего бизнеса, где все хозяйственные операции учитываются на одном или двух рабочих местах, схема документооборота будет проще. Тем не менее целесообразно использовать сам подход к детализации и группировке данных - соответствующая информация группируется по однородным видам учетных операций, а аналитические регистры составляются по видам доходов и расходов, учитываемых в составе налоговой базы. Приведенная схема соответствует организации налогового учета по налогу на прибыль. Если такой учет организуется и по другим видам налогов, бухгалтерские справки и аналитические регистры будут составляться аналогичным порядком для всех видов налогов.

Сложившаяся международная практика налогообложения предусматривает определенные льготы по отношению к субъектам малого и среднего предпринимательства в связи с тем, что стабильный рост и развитие малых и средних предприятий способствуют улучшению уровня и качества жизни населения любой страны. Как наиболее адаптируемые, гибкие и динамичные к конъюнктурным колебаниям рынка формы бизнеса они обеспечивают национальный и мировой рынок такой продукцией, товарами, работами и услугами, которые не производятся крупными организациями в силу экономических причин, но без которых они не могут осуществлять свою производственную деятельность на современном и качественном уровне [4, с. 941].

Существует два подхода в предоставлении льгот. Первый подход заключается в использовании пониженных ставок по отношению к налоговой базе, определяемой в соответствии с общими правилами.

Второй и более распространенный подход предполагает использование специальных ре-

жимов налогообложения. Один из вариантов -введение различных упрощенных способов определения налоговой базы. Другой вариант -вмененное налогообложение, предполагающее косвенную оценку потенциального дохода налогоплательщика и введение фиксированного налога, заменяющего один или несколько налогов.

В России основными мерами налогового стимулирования развития малого предпринимательства являются [3, с. 46]:

- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

- упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

- льготы в части уплаты страховых взносов;

- льготы по НДС и методике ведения налогового учета по налогу на прибыль для предприятий с минимальным размером выручки;

- региональные налоговые льготы.

Основным из уплачиваемых налогов предприятиями является налог на прибыль организации, сложность расчета которого заключается в ведении организациями регистров налогового учета, данные которых могут существенно отличаться от данных бухгалтерского учета. Также важным и сложным для исчисления налогов является налог на добавленную стоимость.

Как мы можем видеть, проблем с исчислением налогов у организаций, выбравших обычную систему налогообложения, хватает. Именно это служит одной из причин желания многих из них воспользоваться упрощенной системой налогообложения, которая дает возможность снизить налоговое бремя, а также максимально упростить определение налоговой базы.

Представим в табл. 1 перечень налогов, от уплаты которых освобождаются субъекты малого бизнеса при переходе на УСН.

Представим в табл. 2 преимущества субъектов малого предпринимательства при применении УСН.

Представим в табл. 3 перечень существующих ограничений для субъектов малого предпринимательства при применении УСН [1].

В последнее время законодательно предпри-

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Таблица 2

Преимущества субъектов малого предпринимательства при применении УСН

Таблица 1

Перечень налогов, от уплаты которых освобождаются субъекты малого бизнеса

при переходе на УСН

Малые предприятия Индивидуальные предприниматели

Налог на прибыль организаций, за исключением налога, уплачиваемого с доходов. НДФЛ в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов.

НДС, за исключением налога, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. НДС, за исключением налога, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Налог на имущество организаций. Налог на имущество, используемого для осуществления предпринимательской деятельности.

Страховые взносы с доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

Малые предприятия Индивидуальные предприниматели

Применяется добровольно. Применяется добровольно.

Распространяется на всю предпринимательскую деятельность. Распространяется на всю предпринимательскую деятельность.

Освобождены от ведения бухгалтерского учета, кроме учета основных средств и нематериальных активов.

Освобождены от сдачи бухгалтерской отчетности.

Имеют право выбора объекта налогообложения за небольшим исключением. Имеют право выбора объекта налогообложения.

Предоставление декларации по УСН осуществляется один раз в год до 31 марта следующего года. Предоставление декларации по УСН осуществляется один раз в год до 30 апреля следующего года.

нимаются усилия по сближению налогового и бухгалтерского учета, что должно упростить работу бухгалтерских служб предприятия, с одной стороны, и повысить прозрачность начисления налогов - с другой. Кроме того, это может стимулировать развитие сектора малых и средних предприятий, а также создает благоприятный предпринимательский климат.

Российский малый и средний бизнес по размерам и масштабам операций значительно отстает от европейского. Одной из основных причин подобного отставания является тот факт, что в России государственная помощь бизнесу фактически обрывается на этапе развития и роста бизнеса. В то время как государственная поддержка в странах ЕС ориентирована на перспективные малые и средние предприятия, в Рос-

сии - на микро- и малые предприятия. Поэтому основными источниками привлечения средств в сектор малого бизнеса, до сих пор, являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя - инвестора, то есть прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения [5, с. 375].

Налоговое регулирование как инструмент институциональной среды имеет высокие шансы на большую эффективность в сфере поддержки малого и среднего бизнеса в числе прочих регуляторов институциональной среды относительно прямого субсидирования и прочих мер регулирования экономики.

В этой связи актуальным становится переход предприятий на специальные налоговые режимы, позволяющие значительно сократить как число

Таблица 3

Перечень существующих ограничений при применении УСН

Малые предприятия Индивидуальные предприниматели

Запрещено применять организациям, имеющим филиалы и представительства.

Запрещено применять организациям, производящим подакцизные товары, а также занимающимся добычей и реализацией полезных ископаемых. Запрещено применять предпринимателям, производящим подакцизные товары, а также занимающимся добычей и реализацией полезных ископаемых.

Запрещено применять страховщикам, банкам, негосударственным пенсионным фондам, инвестиционным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, организациям, занимающимся игорным бизнесом и пр. организациям, согласно п. 3 ст. 346.12 НК РФ Запрещено применять нотариусам, занимающимся частной практикой, адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Запрещено применять организациям, перешедшим на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Запрещено применять индивидуальным предпринимателям, перешедшим на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Величина доходов организации не должна превышать 60 млн руб. в год, или 45 млн руб. за 9 месяцев текущего года при подаче заявления для перехода на УСН. -

Средняя численность работников организации не должна превышать 100 человек.

Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов организации не должна превышать 100 млн руб. -

Запрещено применять организациям, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %.

уплачиваемых налогов, так и объем налоговых платежей. Это позволит более эффективно и действенно реализовывать конкретные проекты развития территорий, формировать устойчивую экономическую базу развития малого и среднего предпринимательства [6, с. 108]. Кроме того,

сокращается и сам документооборот, уменьшается количество налоговых регистров. Что, несомненно, приводит к более точному исчислению налоговых баз и, как следствие, уменьшению налоговых рисков в части доначисления налогов, штрафов и пени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Ч. I, II. - М.: Омега-Л, 2013. - 714 с.

2. Бодрова Т. В. Налоговый учет и отчетность. [Текст]: Учебное пособие / Т. В. Бодрова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Дашков и Ко, 2013. - 472 с.

3. Курочкина Н. В. Значение и сущность специальных налоговых режимов в современной экономике // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 43. - С. 44-56.

4. Ситникова М. А., Плаксенко Н. П. Перспективы налогового стимулирования развития предприятий малого и среднего бизнеса // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 11. - 1 (64-1). - С. 941-944.

5. Ситникова М. А. Финансово-кредитные инструменты стимулирования малого и среднего бизнеса // В сборнике: Экономико-правовые аспекты стратегии модернизации России: механизмы обеспечения конкурентоспособности и качественного экономического роста // Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. В 3-х ч. / Под ред. О. В. Иншакова, Г. Б. Клейнера, З. М. Хашевой, В. В. Со-рокожердьева. - 2010. - С. 375-381.

6. Жоглина Е. В. Перспективные направления развития КМВ // Сегодня и завтра Российской экономики. -2014. - № 64. - С. 107-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.