Маркетинг
УДК 339.138 ББК 65.291.3
КЛАСТЕР КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА
A.B. Глоова, О. С. Зыбин
Статья посвящена проблеме применения кластерного подхода в развитии региональной экономики. Авторами изучены три основные модели создания кластеров, используемые в международной практике: британская, австралийская и американская. В рамках каждой модели представлена характеристика и отличительные особенности. Рассмотрены преимущества функционирования организация в кластерах. Определены составные части кластерных структур. Приведены положительные аспекты рассмотрения экономики через призму кластеров.
Ключевые слова: конкурентоспособность, кластер, региональное развитие экономики, концепция, географическая локализация, кластерный подход, стратегия, модель, государственная политика, конкурентные преимущества.
В настоящее время мировая экономика характеризуется возрастанием значения регионального аспекта в экономическом развитии и широким распространением локальных инициатив в области содействия экономическому росту.
В глобальной экономике с ее развитой системой транспорта, телекоммуникаций и доступных рынков следовало бы ожидать снижения роли локальных, местных факторов размещения производства, однако, как показывает практика, эта роль возрастает. Прочные конкурентные преимущества часто носят локальный характер, связанный с пространственной концентрацией производства, высокоспециализированной профессиональной рабочей силы, знаний, институтов, конкурентов, сопутствующих производств и эффективных потребителей. Географическая, культурная и институциональная близость ведет к более тесному сотрудничеству, лучшей информированности, доступу к специфическим факторам производства и другим преимуществам, находящим отражение в росте производительности и конкурентоспособности.
В этой связи на современном этапе особое значение приобретает исследование особенностей экономического развития регионов. В условиях повышения экономической эффективности региональных хозяйств необходима постановка новых задач, связанных прежде всего с выбором конкурентоспособной модели региональной экономики, позволяющей максимально использовать существующий потенциал [1,3].
Анализ мировой хозяйственной практики показывает, что наиболее экономически эффективным, конкурентоспособным и перспективным направлением развития территорий является использование кластерного подхода, который в последние годы стал главным инструментом разработки
экономических стратегий в странах с высоким уровнем конкурентоспособности.
Термин «кластер» заимствован из английского языка, буквально означает «расти вместе». Интерес к кластерам как эффективному инструменту повышения конкурентоспособности возрос преимущественно в последней четверти XX века. Начиная с 1990-х годов феномен кластеризации экономического пространства стал притягивать к себе внимание правительств, ученых и экспертов, превратившись в базовый элемент экономической политики многих государств.
Основоположником кластерного подхода к определению и повышению региональной конкурентоспособности является профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер. По его утверждению, наиболее конкурентоспособные отрасли развиваются по принципу кластеров, и поддержка создания кластеров увеличивает конкурентоспособность как большей части компаний в кластерах, так и экономики в целом. Проанализировав конкурентные возможности более 100 отраслей в десяти странах, М. Портер пришел к выводу, что наиболее конкурентоспособные транснациональные компании обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, а иногда даже в одном регионе страны. Объяснение этого явления состоит в следующем: одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое положительное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. А успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании. В результате такого взаимовыгодного сотрудничества формируется «кластер» - сообщество фирм, тесно
Маркетинг
связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.
Таким образом, по Портеру, кластер - это группа географически локализованных взаимосвязанных компаний - поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Главным наблюдением господина Портера является следующее: чем больше развиты кластеры в отдельной стране, тем выше в этой стране уровень жизни населения и конкурентоспособность компаний.
Существует множество примеров, доказывающих, что в современной экономике основными участниками конкурентной борьбы постепенно становятся не отдельные предприятия, а кластеры с участием малых, средних и крупных предприятий. Теория кластерного управления экономикой широко используется в развитых странах. Классическими примерами успешных кластеров являются группы компаний в области информационных технологий в Силиконовой долине (Калифорния) и лесобумажный, упаковочный и полиграфический кластер Финляндии, и судостроительный кластер Норвегии, и «промышленные районы» Италии.
В настоящее время популярность кластерного подхода такова, что крупные транснациональные компании при размещении сборочных производств выбирают при прочих равных условиях те регионы, в которых сформированы кластеры поставщиков [1,5].
Кластерная стратегия строится на выявлении существующих и потенциальных кластеров, определении степени их конкурентоспособности, мерах по улучшению бизнес-климата и инвестиционной активности в перспективных кластерах. По мнению экспертов, применение именно такой политики в развитых странах приводит к высоким рейтингам конкурентоспособности. Сравнительно небольшое число кластеров обычно отвечает за львиную долю в экономике какой-либо географической области и за подавляющую часть внешнеэкономической деятельности (экспорт и инвестиции в другие регионы, осуществляемые местными фирмами).
Кластерный подход дает предприятиям преимущество над более изолированными конкурентами. Он открывает доступ к большому количеству поставщиков и услугам поддержки, адаптированных к требованиям потребителей, к опытным и высококвалифицированным работникам, к передаче знаний и навыков, происходящей на встречах при обсуждении бизнеса. Тем самым позволяя компаниям фокусироваться на том, что они знают и делают лучше всего, и не делать то, что они не могут сделать наилучшим образом. При этом компании также выигрывают от синергии. Функционируя как система, они могут использовать ресурсы более эффективно и совместно производить
больше, чем составляет сумма их индивидуальных результатов.
В зависимости от месторасположения внутри кластера компаниям открывается привилегированный или более дешевый доступ к таким специализированным факторам производства, как комплектующие изделие, машинное оборудование, бизнес-услуги, персонал [11].
Доступность местных ресурсов минимизирует потребность в материально-производственных запасах и избавляет от необходимости затрат на импорт и связанных с этим задержек, что приводит к снижению стоимости сделок по сравнению с использованием удаленных источников. Снабжение ресурсами внутри кластера облегчает коммуникацию, снижает издержки на адаптацию и способствует вспомогательному или поддерживающему обслуживанию, такому как установка, наладка, обучение пользователей, устранение неполадок и своевременный ремонт.
Кластер способствует накоплению обширных сведений по маркетингу, технологиям и другим специализированные видам информации, доступ к которым является одним из важнейших преимуществ функционирования внутри кластера [6].
В условиях функционирования кластера обеспечивается развитие взаимодополняемости между видами деятельности участников кластера. Так, в туристическом бизнесе удовлетворенность гостей зависит не только от подачи первичных туробъек-тов (пляжей, исторических достопримечательностей), но и от уровня комфорта и сервиса в гостиницах данного региона, обслуживания в ресторанах, доступности и качества сувениров, от состояния аэропортов, транспортной инфраструктуры и т. п. Соответственно, плохая работа одной части кластера может препятствовать успеху других. Взаимодополняемость внутри кластера также связана с маркетингом. Эффективность совместного маркетинга обеспечивается присутствием группы связанных между собой фирм и отраслей в какой-либо местности (рекомендации фирм, торговые выставки, торговые журналы и рекламные компании). Это также может повышать репутацию данного региона в конкретной сфере, повышая вероятность того, что заказчики будут отдавать предпочтение расположенному там производителю или продавцу.
Входящие в кластер фирмы быстро узнают о прогрессе в технологии, о доступности новых комплектующих изделий и оборудования, о НОВЫХ концепциях в обслуживании и маркетинге и т. п. Этому помогают постоянные взаимоотношения с другими членами кластера, взаимные посещения и личные контакты. В кластере делается возможным непосредственное наблюдение за деятельностью других фирм. В то время как для изолированной фирмы доступ к информации затруднен, и за нее приходится платить больше.
В кластерах формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации. Борьба за потре-
бителя, за его завоевание и удержание проходит в условиях жесткой конкуренции. Интенсивность конкурентной борьбы внутри кластеров подчеркивается присутствием на рынке многих соперников и наличие сильных стимулов. В тоже время во многих областях имеет место кооперация. В значительной части кооперация осуществляется по вертикали, с вовлечением родственных отраслей, а также с привлечением местных институтов. Таким образом, взаимодействие с внутренним потребителем кластера «завязано» на конкуренции, с внешним, наоборот, преимущественно на кооперации. На мировом рынке кластеры присутствуют как единые агенты сети и конкуренции, что позволяет им выступать на равных и противостоять мощным тенденциям глобальной конкуренции.
Теория кластеров фокусирует внимание на том, как влияет на конкурентоспособность близкое расположение связанных в экономическом отношении фирм и организаций в конкретной географической местности. В то время как некоторые обеспечиваемые кластером преимущества в значительной степени не зависят от общественных отношений (например, доступные пулы капитала и рабочей силы), большинство других, если не все, имеют составляющую общественных отношений. Согласно теории кластеров ощущение «принадлежности к касте», обусловленное членством в кластере, переводит фирму из разряда отдельного субъекта в категорию экономических ценностей.
Успешное углубление и расширение кластеров выступает неотъемлемой составляющей экономического развития. Даже в случае развитой экономики потребность в совершенствовании кластеров не исчезает, что обесславливается актуальностью обеспечения возможности постоянного роста производительности и доходов. Чем здоровее экономика, тем большее значение приобретают реальные инновации в продукции, услугах и методах [2,4, 9].
В более широком смысле кластеры представляют новый, обеспечивающий дополнительные возможности способ структурирования и понимания экономики, организации теории и практики экономического развития, а также формирования и установления государственной политики. Кластеры способствуют реальному созданию благосостояния посредством изменений в экономике, делают конкурентоспособность более мощной, а конкуренцию - действенной.
Создание кластера требует высокого уровня взаимодействия и партнерских отношений между фирмами, правительством, образовательными учреждениями и общественными организациями. Каждая из этих структур может являться важным инструментом в процессе создания кластера и способна эффективно исполнять свои функции и задачи только в составе хорошо отлаженного механизма - совокупности функциональных элементов в виде отдельных подсистем, наделенных специфическими инструментами, позволяющими реализовать функции этого механизма.
Наиболее часто в международной практике применяются следующие модели создания кластеров: британская, австралийская и американская.
В британской модели в качестве механизма используется специально созданная структура, в которую входят государственные институты, компании, учебные и научно-исследовательские учреждения, а также общественные организации. Основным элементом данного механизма является Министерство экономического развития, которое через свои Агентства осуществляет финансирование и контроль программ по созданию кластеров. Эта модель предусматривает государственное финансирование процесса создания кластера от стадии планирования до его формирования.
Преимущества этой модели сводятся к следующему:
- государственное финансирование значительно облегчает и ускоряет процесс формирования кластера;
- такая модель является особенно привлекательной для предприятий малого и среднего бизнеса с ограниченными финансовыми ресурсами, которые получают возможность участвовать в формировании и развитии кластера, тем самым обеспечивая себе перспективу устойчивого развития.
Вместе с тем британская модель требует больших финансовых затрат со стороны государства на стадии формирования кластера, которые в случае провала проекта не могут быть компенсированы.
В австралийской модели используется механизм, в котором основными составляющими также являются компании, государственные органы, учебные и научно-исследовательские заведения. Однако в этой модели ключевыми элементами являются правительство (Министерство промышленности и торговли Австралии) и частный сектор, которые в равных пропорциях финансируют проект создания кластера через специально созданную организацию, состоящую в основном из представителей компаний, а также государственных органов и научных учреждений [8, 10].
Благодаря смешанному финансированию австралийская модель является привлекательной как для крупных фирм, так и для компаний малого и среднего бизнеса с ограниченными финансовыми ресурсами, а также для профильных учебных заведений и научно-исследовательских учреждений.
Американская модель в какой-то степени является антиподом британской, так как в этом случае инициатива создания кластера исходит от компаний, университетов и общественных организаций и используется минималистский принцип финансирования со стороны государства. Основными элементами механизма в этой модели являются частный сектор, учебные заведения и научно-исследовательские учреждения, которые нанимают фирму-посредника. Основными задачами этой фирмы является создание ассоциации кластера, а
Маркетинг
также разработка стратегии процесса создания кластера и бизнес-плана. Все расходы на содержание ассоциации ложатся на ее участников.
Американская модель имеет две ярко выраженные привлекательные стороны. Во-первых, на создание кластера требуется минимум финансовых затрат со стороны государства. Во-вторых, кластер, сформировавшийся практически без поддержки государства, имеет высокий потенциал конкурентоспособности. Вместе с тем, данная модель предполагает длительный процесс формирования кластера, который далеко не все фирмы и организации в состоянии пройти до конца.
В тоже время сравнительный анализ трех вышерассмотренных моделей создания кластера позволяет сделать вывод о том, что набор функциональных элементов механизма формирования кластера практически универсален - это компании, органы государственной власти, профессиональные и общественные организации, образовательные и научные учреждения. Однако их взаимосвязь и содержание зависит от выбранной модели.
Кластеры имеют различную форму в зависимости от своей глубины и сложности, но большинство включает в себя: компании «готового» продукта или сервиса; поставщиков специализированных факторов производства, комплектующих изделий, механизмов, сервисных услуг; финансовые институты; фирмы в сопутствующих отраслях (с каналами сбыта или потребителями); производители побочных продуктов; специализированные провайдеры инфраструктуры; правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение, образование, поступление информации, проведение исследований и предоставляющие техническую поддержку (такие как университеты, структуры повышения квалификации); а также агентства, устанавливающие стандарты. Правительственные структуры, оказывающие существенное влияние на кластер, могут рассматриваться как его часть. И, наконец, многие кластеры включают предпринимательские объединения и другие совместные структуры частного сектора, организации по сотрудничеству, поддерживающие членов кластера.
Территориальный охват кластера может варьироваться от одного города или региона до страны или даже несколько соседствующих стран. Определение границ кластера часто носит сложный поэтапный характер и включает в себя творческий процесс выявления наиболее важных связей и взаимного дополнения разных отраслей и организаций.
По мере появления и развития новых фирм и отраслей, сужения или спада существующих границы кластеров могут постоянно изменяться. Законодательные изменения также вносят свой вклад в смещение границ кластера [7].
Несмотря на то, что границы кластеров достаточно часто совпадают с политическими (государственными, региональными и муниципальными) границами, они могут выходить за пределы регио-
нов или даже государств, особенно в небольших регионах и странах, а также в случае городов, расположенных вблизи границ.
Определение составных частей кластера лучше начать с рассмотрения крупной фирмы или концентрации сходных фирм, а затем выявить цепочку связанных с ними по вертикали ниже- и вышестоящих фирм и организаций. Далее надо найти по горизонтали отрасли, проходящие через общие каналы или производящие побочные продукты и услуги. Дополнительные горизонтальные цепочки отраслей устанавливаются на базе использования похожих специализированных факторов производства и технологий или же связанных между собой через поставки. Следующий шаг после установления входящих в кластер отраслей и фирм состоит в выделении организаций, обеспечивающих его специалистами, технологиями, информацией, капиталом или инфраструктурой, и иных групповых образований (организаций по сотрудничеству и т. п.), в которые входят участники кластера. Выявление правительственных или других регулирующих структур, оказывающих существенное влияние на членов кластера, является завершающим этапом.
В представлении авторов в каждом кластере можно выделить объекты следующих типов:
• «ядро» - объекты, вокруг которых группируется кластер, выполняющие основной вид деятельности, позиционирующие кластер, выпускающие конечную продукцию;
• «дополняющие» - объекты, деятельность которых напрямую обеспечивает функционирование объектов «ядра»;
• «обслуживающие» - объекты, наличие которых обязательно, но деятельность которых напрямую не связана с функционированием объектов «ядра»;
• «вспомогательные» - наличие которых желательно, но не обязательно для функционирования других объектов кластера.
Рассмотрение экономики через призму кластеров, а не через более традиционное группирование компаний, отраслей и секторов следует по ряду причин. Прежде всего, в силу того, что кластеры лучше согласуются с самим характером конкуренции и источниками достижения конкурентных преимуществ. Кластеры лучше, чем отрасли, используют важные связи, взаимодополняемость отраслей, распространение технологии, опыта, информации, маркетинг, а также осознание нужд потребителя, пронизывающие фирмы и отрасли. Такие связи являются основополагающими в конкурентной борьбе, повышении производительности и особенно в определении направлений и интенсивности организации нового бизнеса и внедрения инноваций. Большинство участников кластера не конкурируют между собой напрямую, а просто обслуживают разные сегменты отрасли. В то же время у них существует много общих по-
требностей и возможностей, они встречают много одинаковых препятствий на пути повышения производительности. Восприятие группы компаний и организаций как кластера позволяет выявить благоприятные возможности для координации действий и благотворного взаимного воздействия в сферах общих интересов без угрозы извращения конкуренции или ограничения интенсивности соперничества. Кластер обеспечивает возможность ведения конструктивного и эффективного диалога между родственными компаниями и их поставщиками, с правительством, а также другими вовлеченными институтами (вузы, организации по сотрудничеству, исследовательские лаборатории). Государственные и частные инвестиции, направленные на улучшение условий функционирования кластера, приносят пользу сразу многим фирмам.
В противоположность этому рассмотрение ситуации в стране по отраслям или узким секторам часто сводится к лоббированию интересов в вопросах выделения субсидий или облегчения налогового давления на участвующие компании. Получаемые в результате государственные инвестиции создают лихорадочное «перетекание» выгод в другие отрасли и поэтому могут деформировать рынок [7].
Концепция кластеров способствует развитию особой формы политического, государственного мышления, выходящего за рамками общих потребностей экономики. Мышление, основанное на кластерном подходе, среди прочих, может направлять политику в отношении науки и технологий, образования и профессиональной подготовки, содействия экспорту и иностранных инвестиций.
Кластерный подход позволяет сформировать комплексный взгляд на государственную политику развития региона с учетом потенциала роста региональных экономических субъектов. В результате чего кластеры выступают основой эффективного экономического развития территории регионов и способствуют эффективности развития государства в целом.
Литература
1. Винокурова, Ю.В. Основные характеристики и типы кластеров / Ю.В. Винокурова // Новое в экономике и управлении. - Вып. 12. - М. : МАКС Пресс, 2007.
2. Кормное, Ю. О повышении конкурентоспособности экономики / Ю. Кормное // Экономист. -2006.-№8. - С. 13-20.
3. Коробков, А.Н. Кластерный подход к формированию стратегии развития города / А.Н. Коробков // Новое в экономике и управлении. -Вып. 6.-М.: МАКС Пресс, 2006.-С. 19-27.
4. Марков, Л.С. Экономические кластеры: идентификация и оценка эффективности деятельности /Л.С. Марков, М.А. Ягольницер. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006.
5. Мезина, ТВ. Кластеры эффективно работающих предприятий в регионах «Новой экономики» /ТВ. Мезина // Аспирант и соискатель. -2004.-№4.-С. 39-45.
6. Меркулов, В.В. Кластерный анализ в исследовании конкурентоспособности регионов / В. В. Меркулов. - Самара: Изд-во Самарской гос. экономической академии, 2004.
7. Пилипенко, И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы / И.В. Пилипенко. - Смоленск: Ойкумена, 2005.
8. Портер, М. Конкуренция: пер. с англ. / М. Портер. - М.: Издат. дом «Вильямс»,2006.
9. Севенард, КЮ. Потенциальные кластеры конкурентоспособности Санкт-Петербурга / КЮ. Севенард. - СПб. : Изд-во СПбГТУ, 2001.
10. Стеблякова, Л.П. Создание региональных кластеров как одно из направлений повышения эффективности национальной экономики / Л.П. Стеблякова // Научный эксперт. - 2007. - № 3. -С. 12-22.
11. Цихан, Т.В. Кластерная теория экономического развития / Т.В. Цихан // Теория и практика управления. - 2003. -№ 5.
Поступила в редакцию 2 июля 2009 г.
Глоова Алла Владимировна. Аспирант очной формы обучения кафедры организации торговли, предпринимательской деятельности и маркетинга Санкт-Петербургского торгово-экономического института, г. Санкт-Петербург. Область научных интересов - маркетинг, предпринимательство. Контактный тел.: 8-921-983-30-57.
Gloova Alla Vladimirovna is a full-time post-graduate student of the Trade Settlement, Entrepreneurial Activity and Marketing Department of Saint-Petersburg Trade and Economic Institute, Saint-Petersburg. Research interests: marketing, entrepreneurship. Tel: 8-921-983-30-57.
Зыбин Олег Сергеевич. Кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского торгово-экономического института, г. Санкт-Петербург. Область научных интересов - маркетинг, предпринимательство. Контактный тел.: 8 (812) 297-45-41.
Zybin Oleg Sergeevich is Cand.Sc. (Economics), Associate Professor of Saint-Petersburg Trade and Economic Institute, St.-Petersburg. Research interests: marketing, entrepreneurship. Tel: 8 (812) 297-45-41.