Научная статья на тему 'Роль кластерного подхода в новой модели пространственного развития экономики регионов СКФО'

Роль кластерного подхода в новой модели пространственного развития экономики регионов СКФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / КЛАСТЕР / МОДЕЛЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОГНОЗ / СТРАТЕГИЯ / ТУРИЗМ / CONCEPT / CLUSTER / MODEL / MODERNIZATION / FORECAST / STRATEGY / TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яиков А. В.

В статье рассматривается роль кластерного подхода в модернизации регионального экономического пространства, дано описание основных типов экономических кластеров, моделей кластерной политики. Также в статье представлен кластерный подход в управлении экономикой СКФО с учетом прогнозных значений важнейших социально-экономических показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF CLUSTER APPROACH IN NEW MODEL OF SPATIAL DEVELOPMENT OF ECONOMY OF REGIONS OF NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

In article the role of cluster approach in modernization of regional economic space is considered, the description of the main types of economic clusters, models of cluster policy is given. Also cluster approach is presented in article in management of economy of North Caucasus federal district taking into account expected values of the major socio-economic indexes.

Текст научной работы на тему «Роль кластерного подхода в новой модели пространственного развития экономики регионов СКФО»

до 5,58% в год, что обеспечивает благоприятные условия для реализации программы Госсовета КНР.

Антикризисные меры, принимаемые КНР, напрямую связаны с реальной экономикой и долгосрочной программой социально-экономического развития страны.

Вместе с тем, наряду с реализацией политики повышения спроса на внутреннем рынке, как важнейшей антикризисной меры, Госсовет КНР на заседании своего постоянного выработал меры по стимулированию спроса на китайские товары на мировом рынке Это обусловлено тем, что Необходимо сочетать работу по расширению внутреннего спроса со стабилизацией внешнего спроса на китайские товары, всемерно стимулировать спрос внешнего рынка, чтобы максимально ограничить влияние мирового кризиса на Китай.

Стимулирование внутреннего спроса будет способствовать созданию новых рабочих мест, а, следовательно, малого и среднего предпринимательства в Китае.

Отметим, что показатели покупательской способности выводят Китай на позиции второй по размеру мировой державы.

Несомненное валяние на стратегическое и внутрифирменное планирование в Китае оказывают процессы глобализации и вступлении е страны в ВТО.

Благоприятное в целом развитие экономики Китая в течение четырехлетнего периода его членства в ВТО объясняется комплексом взаимосвязанных причин и факторов.

Во-первых, Китай предварительно договорился и вступил в ВТО на правах развивающейся страны (РС), статус которой предоставляет члену этой организации ряд льгот и преимуществ по сравнению со стандартным статусом страны с рыночной экономикой.

Во-вторых, на протяжении всего 15-летнего переговорного периода, предшествовавшего вступлению в ВТО, Китай поэтапно развивал и активизировал политику формирования открытой, внешне ориентированной экономики, начатую им еще в 1978 г. Эту политику вкупе с ее современной стадией "выхода за рубеж" (цзоу чуцюй) следует рассматривать как целенаправленный ответ КНР на вызовы глобализации и в то же время как форму фундаментальной подготовки страны к вступлению в ВТО.

В-третьих, учитывая неоспоримое возрастание роли негосударственных субъектов мировой экономики в эпоху глобализации, вступление Китая в ВТО невозможно рассматривать и адекватно оценивать в отрыве от государственной политики в отношении национального предпринимательства, как и в отрыве от системной реформы структуры собственности.

РОЛЬ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В НОВОЙ МОДЕЛИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ СКФО

Яиков А.В., заместитель начальника отраслевого межрегионального ресурсного центра развития профессиональных квалификаций в сфере сервиса и туризма филиала ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске

В статье рассматривается роль кластерного подхода в модернизации регионального экономического пространства, дано описание основных типов экономических кластеров, моделей кластерной политики. Также в статье представлен кластерный подход в управлении экономикой СКФО с учетом прогнозных значений важнейших социально-экономических показателей.

Ключевые слова: концепция, кластер, модель, модернизация, прогноз, стратегия, туризм.

ROLE OF CLUSTER APPROACH IN NEW MODEL OF SPATIAL DEVELOPMENT OF ECONOMY OF REGIONS OF NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

Yaikov A., deputy head of the branch of inter-regional resource center for the development of professional qualifications in the field of service

and tourism North-Caucasian Federal University in Pyatigorsk

In article the role of cluster approach in modernization of regional economic space is considered, the description of the main types of economic clusters, models of cluster policy is given. Also cluster approach is presented in article in management of economy of North Caucasus federal district taking into account expected values of the major socio-economic indexes.

Keywords: concept, cluster, model, modernization, forecast, strategy, tourism.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. отражены шесть основных направлений перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития страны, последнее из которых предполагает переход к новой модели пространственного развития российской экономики на основе кластерного подхода [1].

В частности данная модель включает формирование новых центров социально-экономического развития в Поволжье и на Урале, Юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. В связи с чем, процесс развития экономики регионов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) на основе кластерного подхода становится актуальным, что подтверждается государственной программой РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года, в которой основное внимание уделяется развитию туристско-рекреационных кластеров.

Кластер (англ. Cluster - гроздь, скопление), скопление однотипных объектов. В книге специалиста по стратегиям и конкуренции Майкла Э. Портера под названием «Конкуренция» определено, что кластер или промышленная группа - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [7].

Процесс формирования кластеров на региональном уровне не-

достаточно изучен со стороны отечественных ученых. В современной экономической науке представлены исследования преимущественно о промышленно-производственных кластерах, в связи, с чем теория туристско-рекреационных кластеров, а в частности вопросы применения рыночных инструментов при их создании остаются малоизученными и нуждаются в доработке и систематизации.

Профессор Гуриева Л.К. в своей статье «Кластерный подход к развитию туризма в регионе» определяет туристический кластер как группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков специализированных услуг, инфраструктуры, образовательных центров и других организаций, взаимодополняющих друг друга и ориентированных на удовлетворение общественных потребностей в туризме и рекреации [4].

Кластер имеет двойственное начало, а именно проектное, т.е. выступает как результат кластерной инициативы или является производной деятельности региональных сообществ и социальных сетей.

Существующие типы экономических кластеров имеют отраслевую специфику. Так например, в методических рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, выделены следующие типы кластеров: дискретные; процессные; инновационные и творческие; туристические; транспортно-логистические; кластеры смешанных типов [3].

Дискретные кластеры представлены субъектами малого и среднего бизнеса, развивающихся вокруг сборочных предприятий и строительных организаций.

Процессные кластеры формируются в химической, целлюлозно-бумажной, металлургической отраслях, а также сельском хозяйстве, пищевой промышленности.

Инновационные и «творческие» кластеры берут свое начало в секторах информационных технологий, биотехнологий, новых материалов, а также в сфере нематериального производства, т.е. оказание услуг, связанных с осуществлением творческой деятельности.

Туристические кластеры включают в себя туроператоров, гостиницы, транспортные компании, предприятия общественного питания, производителей сувенирной продукции.

Транспортно-логистические кластеры объединяют организации специализирующиеся на морских, речных, наземных, воздушных перевозках, логистические комплексы. Подобные кластеры развиваются в регионах с мощным транзитным потенциалом грузопассажирских перевозок.

Кластеры смешанных типов сочетают в себе признаки нескольких типов кластеров.

Как известно, существуют две модели кластерной политики: англо-саксонская, предложенная М.Портером и континентальная. Суть англо-саксонской модели кластерной политики заключается в самоорганизации экономических агентов, при которой роль государства сводится к устранению барьеров на пути их развития и не предполагает прямого государственного вмешательства.

Континентальная модель кластерной политики основана на активном участии государства в выделении кластеров, финансировании программ их развития и т.п..

В России довольно активно обсуждается возможность использования кластерного подхода к процессу модернизации экономики, и существуют планы создания таких кластеров как нефтехимический, автомобильный, морской, текстильный, кластер по перера-

ботке титана, туристический.

На современном этапе экономического развития России модель кластерной политики с активным участием государства является наиболее приемлемой. Государство в данном случае выступает главным инициатором внедрения кластерной идеологии как мощного инструмента перехода от отраслевого подхода к более эффективным формам организации производства. Проведение модернизации экономики СКФО на базе кластерного подхода требует осуществления разработки обоснованной кластерной политики, прописывающей механизм формирования и государственной поддержки.

Основные отличия кластерного подхода от отраслевого представлены ниже в таблице 1.

Как следует из таблицы 1, кластер характеризуется сложной комбинацией конкуренции и кооперации. Основная идея кластерного подхода заключается в поддержании либо создании конкурентной среды. Конкурируя между собой внутри кластера, фирмы повышают свою инновационную активность. В результате происходит формирование внутренней конкурентной среды и сильных конкурентных позиций на внешнем рынке.

Сочетание конкуренции и кооперации является главным признаком кластера, который не в полной мере учитывается российскими разработчиками программ развития кластеров, тяготеющих к созданию вертикальных образований по примеру территориально-производственных комплексов.

Государство должно сосредоточиться на создании условий, инициирующих и поддерживающих кластерные процессы для развития предпринимательской деятельности, в том числе в приоритетных секторах экономики, способствовать формированию и развитию инфраструктурных элементов. При этом важно учитывать современные тенденции развития, возникновение новых факторов. Так, в условиях все более проявляющихся постиндустриальных

Таблица 1. Различия между отраслевым и кластерным подходами*

Отраслевой подход Кластерный подход

1.DB центре внимания отрасль, как совокупность компании, объединенных по технологическому или продуктовому признаку !.□ Рассматривается стратегическая группа отраслей комплиментарных компаний, относящихся к различным отраслям

2. Продвижение группы компаний и рамках одного отраслевого сегмента 2. 1 Продвижение стратегической группы компаний в рамках дополняющих сегментов

3. Диалог с правительством осуществляется путем лоббирования интересов отдельных отраслей, что ведет к административному снижению конкуренции 3. Формируются эффективные взаимоотношения между ключевыми держателями интересов, способствующие повышению производительности и конкурентоспособности. Создается основа для развития государственно-частного партнерства

4. Г: Не рассматривается возможность кооперации с конкурентами 4. □ Учитывается, что большинство участников не являются прямыми конкурентами, которые, однако, обладают общими потребностями и имеют общие барьеры для развития. Кластеры представляют собой комбинацию конкуренции и кооперации, происходит симбиоз этих двух процессов

5. L Структурная трансформация происходит в рамках существующей траектории, обозначенной технологическими и институциональными пределами. Процессы балансировки спраслевых пропорций происходят в соответствии с линейным принципом развития социально-экономических систем !,□ Формирование кластеров подчинено логике сипсргстического подхода, что находит отражение в основном системном свойстве эмерджентности, которое присуще создающимся кластерам. Функционирование кластеров в условиях неопределенности создает предпосылки для поиска новых комбинаций взаимосвязей между участниками общественного воспроизводства

6.Г Способствует консервации существующих диспропорций в отраслевой, технологической и вое производствен ной структуре экономики 6.! 3 Интенсивная организация нового за счет взаимодействия малого и среднего бизнеса, формируют я основы инновационной диверсифицированной экономики

7. □ Распроетранен ие при использовании отраслевых приоритетов бюрократии, коррупции, лоббирования. что снижает эффективность селективной политики 7.ППрн быстрой смене структурных приоритетов реакция экономических агентов в кластерах является более адекватной, что приобретает существенное значение в условиях динамических изменений хозяйствен ной системы

Я. Ограниченный мульпликативный эффект за счет приоритетного развития отраслей сшокомотивов роста» 8. Усиление мультипликативного эффекта в результате более тесного межфирменного контакта в кластере, а также вследствие налаженных каналов передачи информации, нововведений между конкурирующими кластерными образованиями, что в конечном итоге оказывает положительное воздействие на общий уровень конкурентоспособности экономики

*Источник: Коновалова М.Е. Кластерный подход и его роль в структурной сбалансированности общественного воспроизводства // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 12 - С. 93.

Таблица 2. Прогнозное значение занятости населения в туристическом кластере СКФО в разрезе

по отдельным субъектам

Субъект Всего* мсс : в туристической отрасли, мест в смежных отраслях, мест

2025г. 2041 Откл. +;- 2025 204! Откл. 2025 2041 Откл.

СКФО 14ft148 164515 18367 55207 58281 3074 90940 106163 15223

КЧР 36378 38520 2142 15671 15517 -154 20707 23002 2295

КБР 23338 25455 2117 8614 8461 -153 14724 16994 2270

РСО-Алаиия 34048 41359 7311 13078 16341 3263 20970 25018 4048

РИ 18082 20280 2198 6067 6002 -65 12015 14270 2264

РД 34302 38900 4598 11778 12031 253 22524 26869 4345

Источник: составлена автором по данным Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 2408-р

вызовов, по нашему мнению, становятся значимыми не только материальные, но и виртуальные ресурсы развития - информация, коммуникации, знания, инновационная активность, сетевые формы организации бизнеса. Именно они во многом определяют конкурентные преимущества кластеров, усиливают синергетический эффект. Для их развития необходимы соответствующие институциональные условия, обеспечиваемые, в том числе, и государственной поддержкой.

Формирование кластеров на территории СКФО позволит решать не только отраслевые задачи, но и обеспечит равномерность и сбалансированность пространственного развития региона.

В целом развитие туристических кластеров вписывается в общемировую тенденцию регионального управления на основе кластерного подхода. Подпрограмма «Развитие туристического кластера», разработанная с участием ОАО «Курорты Северного Кавказа», стала неотъемлемой частью государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года».

В настоящее время ОАО «Курорты Северного Кавказа» доработало концепцию создания туркластера на юге России и представило ее в Минэкономразвития России с целью согласования и внесения в Правительство РФ.

ОАО «Курорты Северного Кавказа» управляет проектом развития туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе и к 2020 году планируется построить сеть горнолыжных курортов мирового класса: Архыз (Карачаево-Черкесия), Эльбрус-Безенги (Кабардино-Балкария), Мамисон (Северная Осетия - Алания), Матлас (Дагестан), Цори и Армхи (Ингушетия), пляжные курорты на побережье Каспийского моря (Дагестан), бальнеологические курорты в регионе Кавказские Минеральные Воды (Ставропольский край) [6], а также Ведучи (Чеченская республика) 2].

Финансирование проекта основано на принципах государственно-частного партнерства. Государство финансирует через ОАО «Ку-

рорты Северного Кавказа» строительство транспортной и инженерной инфраструктуры туркластера, предоставляет льготы инвесторам, частный бизнес финансирует объекты курортной инфраструктуры.

Работа над созданием концепции туристического кластера на Северном Кавказе проводилась в несколько этапов, на каждом из которых вносились существенные дополнения в параметры проекта. Изначально проект предполагал развитие пяти горнолыжных курортов, но в процессе разработки концепции Правительство РФ включило в него Каспийский кластер пляжных курортов и бальнеологический комплекс Кавказских Минеральных Вод.

Одной из первоочередных социально-экономических задач, решаемых благодаря созданию туристического кластера СКФО, станет создание новых рабочих мест. Предполагается, что в результате реализации подпрограммы к 2025 году будет создано 146148 новых рабочих мест, из них 55207 мест в туристической отрасли, в смежных с туризмом отраслях - 90940 мест.

В связи с чем, по поручению Правительства РФ ОАО «Курорты Северного Кавказа» разработала Концепцию обеспечения СКФО трудовыми ресурсами в средне- и долгосрочной перспективе с учетом создания туркластера. Прогнозное значение занятых в туристическом кластере СКФО в разрезе по отдельным субъектам представлен в таблице 2.

Основным преимуществом кластерного подхода в модернизации региональной экономики СКФО заключается в том, что он стимулирует развитие бизнеса, тем самым придавая импульс ускорения для экономического роста его регионов. Политика государственного стимулирования развития экономических кластеров на Северном Кавказе позволит диверсифицировать экономику, повысить ее конкурентоспособность, что в свою очередь приведет к росту инновационной активности и качества жизни населения в данном регионе.

Однако важно понимать, что кластеры, могут принести резуль-

Таблица 3. Распределение туристического потока по видам транспорта*

Курорт Общий туристический поток Количество туристов

Авиа ЖУд Авто

% Чел. % Чел. % Чел.

Мамисон 1290000 85 1096500 5 64500 10 129000

Архыз 520000 70 364000 5 26000 25 130000

Лагонакн 480000 45 216000 15 72000 40 192000

Эльбрус-Безенги 290000 80 323000 5 14500 15 43500

Архми и Цори 180000 70 126000 5 9000 25 27000

Матлас 30000 10 3000 - - 90

Всего горнолыжный кластер 2790000

Прибрежный кластер 1045725 50 522863 40 418290 10 104573

Всего горнолыжный и прибрежный кластеры 3835725 2560363 604290 671073

*Источник: составлена автором по данным Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 2408-р

Таблица 4. Совокупная чистая приведенная стоимость по отдельным субъектам СКФО от реализации проекта создания туристического кластера

Субъект СКФО Чистая приведенная СТОИМОСТЬ, В МЛН. руб

Карачаево-Черкесская Республика 26381,31

Кабардино-Балкарская Республика 14474,56

Республика Северная Осетия-Алания 21561,29

Республика Ингушетия 11186,32

Республика Дагестан 31066,21

*Источник: составлена автором по данным Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 2408-р

таты только при условии их вписания в расширенный контекст стратегий регионального развития, с учетом сочетания индустриального типа развития кластера с элементами постиндустриального общества. Такое сочетание обусловлено удлинением цепочек создания добавленной стоимости, освоением высокотехнологичных процессов, формированием сетевых отношений, созданием условий для самореализации человека.

Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации проекта создания туристического кластера СКФО в полном объеме мероприятий составит 104674,69 млн. руб. [2]. При этом совокупная чистая приведенная стоимость по отдельным субъектам СКФО на территории которых планируется создание туристического кластера представлена в таблице 4.

Реализация проекта приведет к ускоренному росту ВРП территорий, входящих в туристический кластер, на 10-20 процентов в год в текущих ценах в фазе строительства курортов, с последующей стабилизацией темпов роста на уровне 3 - 4 процентов в год в фазе функционирования. Период окупаемости основных мероприятий проекта по созданию курортов туристского кластера СКФО оценивается в среднем в 18,8 года. [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, по итогам разработки концепции туристического кластера СКФО получен фундаментальный документ, со всеми целями, задачами, механизмами, сроками и индикаторами реализации проекта туристического кластера, с учетом рисков и мерами управления ими.

Развитие кластеров на территории СКФО способствует выравниванию уровней развития отдельных его субъектов, снятию социальной напряженности, устранению «клановости».

Интегрирующее свойство кластерного подхода позволяет нивелировать разрозненность развития элементов региональной экономической системы СКФО, обеспечив тем самым целенаправленность и результативность экономического развития федерального округа.

Достижение данного результата, обеспечивается за счет согласования интересов участников регионального сообщества через программы развития субъектов СКФО. Эффект фрагментарности развития преодолевается посредством втягивания ядром кластера в его функционирование государственных структур и установления партнерских отношений между ними благодаря активному включению через механизмы государственно-частного партнерства, создания социально-предпринимательских корпораций на территории кластера [8].

Оценка эффективности кластера, не должна сводиться только к экономическим выгодам: помимо прибыльности, восприимчивости к инновациям, финансовой устойчивости и т.п., важно повышение уровня жизни населения территории, сокращение безработицы, формирование среднего класса. Целью кластерного развития экономики СКФО должно стать повышение уровня и качества жизни населения, улучшение качества человеческого потенциала.

Формирование и развитие туристического кластера СКФО приведет к увеличению инвестиций в человеческий капитал с целью решения вопроса кадрового обеспечения, тем самым станет основным источником инновационного развития экономики, обеспечивающего рост конкурентоспособности бизнеса и региона в целом. Данная взаимосвязь подчеркивает необходимость использования кластерного подхода, во-первых, для решения социальных задач, во-вторых, для перевода экономического развития СКФО на инновационный путь.

В этой связи предстоит исследовать мировой опыт управления на основе сетевого взаимодействия как наиболее прогрессивного метода управления в рыночной экономике. В процессе сетевого

взаимодейтвия достигается осознание взаимосвязи и взаимозависимости между участниками кластера, а также распределения рисков между ними. Производной такого взаимодействия в рамках кластерного образования выступает современная инновационная деятельность.

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения: 24.07.2013).

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года //Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 2408-р. URL: http:// www.minregion.ru/state_programs/2423.html (дата обращения: 24.07.2013).

3. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации // Письмо Минэкономразвития России от 26 декабря 2008 г. 20615-АК/Д19. URL: http:/ /base.consultant.ru /cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=113283 (дата обращения: 24.07.2013).

4. Гуриева Л.К., Курскиев Т.З. Кластерный подход к развитию туризма в регионе // URL:http://www.uecs.ru/makroekonomika/ item/1707-2012-11-27-06-16-18 (дата обращения: 24.07.2013).

5. Коновалова М.Е. Кластерный подход и его роль в структурной сбалансированности общественного воспроизводства // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 12 - С. 93-96. URL: www.rae.ru/use/ ?section=content&op=show_article&article_id=7981604 (дата обращения: 24.07.2013).

6. «Курорты Северного Кавказа» доработали концепцию создания туркластера и представили ее в Минэкономразвития // ЮГА.-ру. URL: http://www.yuga.ru/news/291158/ (дата обращения: 24.07.2013).

7. Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ..: - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 608 с.

8. Стеблякова Л. Кластерный подход к решению проблемы модернизации экономики: системный и социальный аспекты // Человек и Труд. - 2010. - № 3. URL: http://chelt.ru/2010/3-10/ steblyakova.3-10.html (дата обращения: 24.07.2013).

■ Автор гарантирует, что вышеуказанный материал не был ранее опубликован на русском языке, а также не находится на рассмотрении в другом журнале.

■ Автор гарантирует, что в вышеуказанном материале соблюдены все авторские права: среди авторов указаны все те и только те, кто сделал значительный вклад в исследование, для всех заимствованных фрагментов (текстовые цитаты, таблицы, рисунки и формулы) указаны источники, позволяющие идентифицировать их автора.

■ Автор осознает, что факты научной недобросовестности, выявленные как в процессе рецензирования, так и после публикации статьи (плагиат, повторная публикация, раскрытие защищенных данных) - могут повлечь не только снятие статьи с публикации, но и уголовное преследование со стороны тех, чьи права будут нарушены в результате обнародования текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.