Научная статья на тему 'Классифицирование мультимедийных технологий в экспозиционно-выставочном пространстве современного музея'

Классифицирование мультимедийных технологий в экспозиционно-выставочном пространстве современного музея Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3121
765
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Музей / музейная выставка / музейная экспозиция / цифровизация / электронные технологии / мультимедийные (цифровые) технологии / классификация / визуализация / интерактивность. / Museum / exhibition / exposition / digitalization / electronic technology / digital (multimedia) technologies / classification / visualization / interactivity.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пустовойт Юлия Владимировна

Благодаря активным процессам цифровизации стало возможным создание в экспозиционно-выставочном пространстве российских музеев мультимедийного текста. В статье предложена одна из авторских классификаций мультимедийных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CLASSIFICATION OF THE MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN EXPOSITIONS AND EXHIBITIONS OF A MODERN MUSEUM

Thanks to the active digitalization processes, it became possible to create a multimedia text in the museum space in Russia. This article presents the author»s classification of the multimedia technologies.

Текст научной работы на тему «Классифицирование мультимедийных технологий в экспозиционно-выставочном пространстве современного музея»

62

RAR

УДК 93, 069 ББК 71

КЛАССИФИЦИРОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ

Пустовойт Юлия Владимировна,

кандидат философских наук, старший научный сотрудник, сектор экспозиционно-выставочной деятельности музеев,

Институт Наследия, ул. Космонавтов, д. 2, г. Москва, Россия, 129366 e-mail: pustovoit_yu@rambler.ru

Аннотация

Благодаря активным процессам цифровизации стало возможным создание в экспози-ционно-выставочном пространстве российских музеев мультимедийного текста. В статье предложена одна из авторских классификаций мультимедийных технологий. Ключевые слова

Музей, музейная выставка, музейная экспозиция, цифровизация, электронные технологии, мультимедийные (цифровые) технологии, классификация, визуализация, интерактивность.

Жизнедеятельность музея XXI столетия невозможно представить без применения цифровых технологий. Будучи архиактуальным направлением в музейной работе, проблема присутствия в музейной практике мультимедиа технологий, как продуктов IT-индустрии, является при этом недостаточно отрефлексированной в современной российской науке.

«Синтезом трех стихий» назвал цифровые технологии один из пионеров мультимедиа в России Сергей Новосельцев, поскольку в них соединяется информация разного рода: и статическая, и динамическая — аудио, графика и текст. «Мультимедиа (англ. multimedia от лат. multum — много и media, medium — средоточие, средства) — это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео и анимацией), организованными в виде единой информационной среды» ^

1 Новосельцев С. Мультимедиа — синтез трех стихий // Компьютер пресс. Обозрение зарубежной прессы. 1991. № 7. С. 3-14.

В настоящее время мультимедийные технологии динамично развиваются, происходит изменение массива знаний о предмете, поэтому уже существующие в музееведении классификации быстро устаревают и нуждаются в более или менее основательном корректировании.

Рассмотрим наиболее распространенные из существующих подходы к классифицированию.

Типологию интерактивных компьютерных разработок, применяемых в экспозиции, предложила В. В. Черненко. По мнению автора, существует два их вида. Во-первых, информационные разработки, позволяющие передать различный объем информации, адаптированный для самых разных категорий пользователей, разноплановые по концептуальной направленности (от простого рассказа о предметах из коллекции до их подробного описания, объяснения и представления в соответствующем контексте. Ко второму типу отнесены разработки коммуникативной направленности, организованные как тесты, викторины и т. д., направленные на закрепление эффекта процесса декодирования поступивших сообще-

ний и позволяющие осуществить проверку адекватности восприятия аудиторией замысла экспозиционеров, текста и контекста экспозиции2.

Т. Е. Максимовой разработаны подходы к классифицированию виртуальных музеев (веб-музеев)3.

Классификацию электронных выставок музеев предложили И. С. Пилко и С. В. Савкина, акцентировав внимание на различиях электронной и виртуальной или традиционной музейной выставок4.

Остальные современные исследователи лишь описывают отдельные электронные, в т. ч. мультимедийные технологии, к примеру, в аспекте образовательной миссии современного музея5 или осмысляя феномен виртуальной (электронной) выставки в контексте проблемы сохранения музейной специфики6.

В данной статье наше внимание уделено именно мультимедийным (цифровым) технологиям как наименее исследованным. Мультимедийные (цифровые) средства, используемые при создании экспозиционно-выставочного пространства музеев, мы предлагаем классифицировать по двум основаниям: во-первых, по способам визуализации экспонатов и, во-вторых, по способам интерактивности. В настоящей статье представлена классификация по способам визуального представления музейных экспонатов.

Одна из важнейших задач современного музея была сформулирована президентом Международного совета музеев (ИКОМ) Ж. Перо на XX Генеральной конференции ИКОМ в Сеуле в 2004 г. следующим образом: «Мы должны

2 Черненко В. В. Современные информационные технологии в музее: экспозиционно-выставочный аспект // Музей и современные технологии: Материалы Всероссийских научных конференций. Томск, 2023 мая 2003 г., 20-24 сентября 2004 г., 19-22 ноября 2005 г./Отв. редактор Э. И. Черняк. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. С. 120-121.

3 Максимова Т. Е. Виртуальные музеи: подходы к типологии // Вестник МГУКИ. № 4 (48), 2012. С. 186-190.

4 Пилко И. С, Савкина С. В. Электронные выставки музеев: специфические особенности, видовая классификация // Вестник КемГУКИ. № 29, 2014. С. 208.

5 Сенченко Е. А. Информационные технологии в музее: эффективное сопровождение образовательной деятельности музея. Магистерская диссертация ... по спец. 09.04.03.03. Красноярск, 2016. 100 с. С. 50-59.

6 Поляков Т. П. Музейная экспозиция: методы и тех-

нологии актуализации культурного наследия. М.:

Институт наследия, 2018. С. 143-153.

сделать неосязаемое наследие более видимым» и тем самым «обеспечить его ... жизнеспособность»7. Под «визуализацией» (от лат. у1зиаИ8, «зрительный») принято понимать общее обозначение приёмов представления числовой информации или физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа. Визуализация как свойство мультимедиа и технологически, и идейно связана со вторым важным свойством цифровых технологий — виртуальностью, характеризующейся наличием некоего объекта, передающего выдуманное отображение мира автором, и возможностями демонстрации результата в электронно-цифровой форме с применением 1Т-технологии. Благодаря визуализации мультимедийные технологии, применяемые в экспозиционно-выставочном пространстве музея, имеют мощный просветительский потенциал8.

В нашей классификации выделено 6 разновидностей мультимедийных технологий с подвидами.

1. Мультимедийные проекторы и ЖК-панели

Традиционным решением для музеев стало использование мультимедийных проекторов с экранами и больших ЖК-панелей. Как правило, на них показывают фильмы или слайд-шоу по тематике экспозиции. Иной раз, особенно для временных выставок, проекция осуществляется на стены залов.

Пример: многочисленные ЖК-панели в Историческом парке «Россия — моя история», который в СМИ часто именуют «музеем».

2. Панорамные изображения

В данном случае используются проекционные экраны различного формата (плоские, вогнутые, круговые, сферические и т. д.) и несколько проекторов. При помощи специальных технических и программных средств на таких экранах демонстрируются как обычные, так и 3Э-, видеофрагменты, в результате создаётся единое изображение, а зрители переживают эффект полного погружения в происходящее на экране.

7 Цит. по: Шляхтина Л. М. Музей в современном мире: тенденция развития // Значение и возможности музеев в современном мире (Материалы международной конференции. Санкт-Петербург, декабрь 2005). СПб.: Европейский Дом, 2006. С. 20.

8 Пустовойт Ю. В. Педагогические аспекты применения цифровых технологий в экспозиционно-выставочном пространстве современного музея // Научный поиск. № 4 (30), 2018. С. 20-23.

63

64

Существуют различные варианты проекционного моделирования: мультипроекции и муль-тиотражение.

Пример: центральная инсталляция «Вселенная воды», Музей воды при Водоканале (СПб.). В данном случае задействовано три огромных экрана, на которых разворачивается 2-х минутный стереофильм, который могут смотреть более 50 человек одновременно. Двойной стереоэффект придает истории отражение экранов в зеркальном полу. Значимость главного жизненного ресурса — воды — передали с помощью 3Б-графики и морфинговой анимации9. «От первобытной рыбы до современного городского пейзажа — каждый образ представляет собой силуэт из воды, а все вместе они рассказывают историю происхождения жизни на Земле»10.

3. Видеостены

Видеостена11 может иметь вытянутую прямоугольную или пирамидальную форму и позволяет «демонстрировать сюжеты, подразумевающее некое развитие, хронику, когда перед глазами посетителя в виде слайдов последовательно разворачивается панорама событий, разделенных временем»12. Вытянутое по горизонтали изображение естественным образом воспринимается как аналогия стрелы времени. Видеостены используются также в музеях для отображения большеразмерных художественных объектов.

Пример: многочисленные видеостены в Еврейском музее и центре толерантности (Москва)13.

4. Голография

Голография (в переводе с др.-греч. — «полное описание, запись») технически получается благодаря невидимому для зрителя экрану, на основе прозрачной полиэфирной пленки со специальны-

9 Морфинговая анимация — плавная трансформация одного объекта в другой.

10 Сайт компании Ascreen // [Электронный ресурс]. URL: http://ascreenim.ru/projects/view/muziei-vsieliennaia-vody-pri-vodokanalie/(Дата обращения: 25.01.2019).

11 Видеостена может быть сконструирована их проекционных модулей ChristieMicrotiles с 20 дюймовой диагональю кубика.

12 Сайт Центра проекционных технологий «Викинг» // [Электронный ресурс]. URL: http://www.viking.ru/info/museum_vis. php (Дата обращения: 25.01.2019).

13 Официальный сайт Еврейского музея и центра то-

лерантности (Москва) // [Электронный ресурс]. URL: https://www.jewish-museum.ru / about-the-museum /permanent-exhibition/ (Дата обращения: 25.01.2019).

ми слоями, задерживающими падающий от видеопроектора свет. Так становится возможным объемное воспроизведение музейных предметов с эффектом парящей в воздухе картинки, так называемой «псевдоголограммы». При помощи го-лографического метода создаются и присутствуют в экспозиционно-выставочном пространстве музея собственно голограммы, голографический театр, голографические кубы и пирамиды.

1) Голограммы. Пик популярности использования в музеях нашей страны голограмм приходится еще на 70-е годы XX века, в XXI интерес к ним ни в коей мере не утрачен. В наше время технология голограммы позволяет создать иллюзию реального присутствия объекта в помещении — персонажи, механические процессы, любые предметы в реальную или уменьшенную величину. Пример: постоянно действующая экспозиция голограмм выставки «Золото народов Причерноморья», Государственный музей-заповедник «Херсонес Таврический» (Крым).

2) Голографический театр. Посредством 3Б-го-лографической проекции, или «голографиче-ского театра», персонажи, объекты и виртуальные образы демонстрируются без экрана посредством оптической иллюзии таким образом, что изображение возникает в мнимой плоскости. Сам экран является прозрачным и при этом создает впечатление, что выдаваемое изображение парит в воздухе. Прозрачные голографические пленки могут наноситься и на витрины экспонатов, не загораживая собой сами экспонаты. Пример: голографическая инсталляция «Коренные народы» и голография «Дух Уренгойской земли», музей истории «Газпром добыча Уренгой» (Ямал)14. При помощи голографического театра перед посетителями разворачивается панорама заснеженной тундры центра Крайнего Севера с поселком оленеводов и динамичным северным сиянием на горизонте, где гостей встречает дух уренгойской земли — Ямал Ири. Его образ воплощен в реалистичной голограмме, которая произносит, озвучивает приветствие на местном наречии.

3) Голографические кубы и пирамиды. Псевдо-голографический эффект в этих устройствах

14 Официальный сайт музея истории «Газпром добыча Уренгой» // [Электронный ресурс]. URL: http://urengoy-dobycha.gazprom.ru / about/muzej-istorii/(Дата обращения: 25.01.2019).

создаётся за счёт использования ЖК-пане-лей, зеркал и специальных плёнок. Внутри этого куба или пирамиды возникает объёмное изображение объекта, которое к тому же может каким-либо образом перемещаться, например, вращаться вокруг вертикальной оси. Особенно эффектно использовать такие устройства при показе миниатюрных скульптур, ювелирных изделий и других небольших объектов.

Пример: голографический куб, музей истории Сбербанка России (Москва). В голографиче-ских кубах, изготовленных для музея Сбербанка, размещены экспонаты: юбилейные подарочные монеты и кубки15. На активном дисплее 3D куба транслируется видеоряд о юбилейных монетах, об их истории и о смысле, заложенном в изображениях на реверсе и аверсе. Сам корпус го-лографического куба был брендирован цветами Сбербанка России.

5. Проекция на шар

В этом случае проекция осуществляется изнутри сферы и демонстрирует, к примеру, ани-мированную геополитическую карту Земли с необходимым под данную форму искажением. В контур материков добавлены видеоролики, весь визуальный ряд также имеет эффекты генеративной графики.

Пример: инсталляция «Капля воды», размещенная при входе в экспозиционные залы, Центральный музей истории гидроэнергетики России (Углич)16.

6. Видеомэппинг

Под «видеомэппингом»17 (от англ. mapping — нанесение на карту, отображение) принято понимать искусство создания и наложения трехмерных проекций на любые физические объекты, будь то здание, или автомобиль, или кувшин с учетом двух факторов: их геометрии и местоположения в пространстве. По сути же это аудиовизуальный контент, являющийся 3D проекцией. Особенность видеомэппинга заключается

15 Сайт компании «Интерактив» // [Электронный ресурс]. URL: https://holocubes.ru/golograficheskie-kubyi-v-glavnom-banke-rossii-sberbanke. html (Дата обращения: 25.01.2019).

16 Официальный сайт Центрального музея истории гидроэнергетики России // [Электронный ресурс]. URL: http://www.hydromuseum.ru/about-our-museum (Дата обращения: 25.01.2019).

17 В России в устной и письменной речи широко исполь-

зуется название «видеомаппинг».

в том, что специальные компьютерные технологии позволяют создавать 3D-модель объекта, на который планируется осуществить проекцию, а затем изменить ее в соответствии со сценарием шоу, что дает оптическую иллюзию изменения самого объекта. «В музеях с помощью видеопроекции можно представить те экспонаты, которые по каким-либо причинам невозможно выставлять на всеобщее обозрение. Также можно даже самый маленький предмет сделать очень большим, чтобы посетители музея могли хорошо разглядеть то, что трудноразличимо для человеческого глаза. Помимо этого, музеями 3D mapping активно используется для оживления экспозиций, для демонстраций видео, которые позволяют переместиться в другую эпоху»18.

К разновидностям видеомэппинга относятся архитектурный видеомэппинг, интерьерные видеопроекции, видеопроекции на объекты и самый молодой вид видеомэппинга — интерактивный видеомэппинг. Проиллюстрируем видеопроекцию на объекты.

Пример: инсталляция «Архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря: этапы развития» в действующем экспозиционном помещении «Ризница Соловецкого монастыря», Соловецкий государственный историко-архитектур-ный и природный музей-заповедник19. Проекция осуществляется на существующий объемный макет монастыря с помощью 4х лазерно-свето-диодных проекторов. Сценарий мэппинга заранее синхронизирован с мультипроекцией на стену. Инсталляция повествует об этапах создания и развития комплекса, его основателях и главных исторических ценностях, церковной утвари и древних иконах, хранящихся в стенах монастырей, а также переломных событиях в жизни данного архитектурного ансамбля, начиная с древних времен и до наших дней.

Итак, данная классификация включает следующие разновидности мультимедийных технологий визуального представления музейных экспонатов: мультимедийные проекторы и ЖК-па-нели, панорамные изображения, видеостены,

18 Сайт «Программное обеспечение POGUMAX Designer»// [Электронный ресурс]. URL: https:// pogumax.ru / sfery-primeneniy-videomappinga-i-ego-stoimost (Дата обращения: 25.01.2019).

Сайт компании Ascreen // [Электронный ресурс]. URL: http://www.ascreen.ru/projects/release/more. php?id= 143 (Дата обращения: 27.01.2019).

65

66

голографическая технология (подвиды: голограммы, голографический театр или 30-голо-графическая проекция, голографические кубы и пирамиды), проекция на шар, видеомэппинг (подвиды: архитектурный видеомэппинг, инте-рьерные видеопроекции, видеопроекции на объекты, интерактивный видеомэппинг). Представленные в классификации мультимедиа технологии обеспечивают современный формат подачи и получения информации посетителями, являются средством популяризации музея среди молодежи, производят глубокое эмоциональное впечатление на посетителей всех возрастов, что важно в контексте понимания будущего музеев как центров культуры и просвещения20.

При этом согласимся с исследователями, «аттрактивность такого эмоционального, чувственного воздействия предполагает серьезное педагогическое осмысление и психологическую аранжировку подачи информации с позиции музеологии, дабы не затмить ... музейный предмет»21, — основу языка экспозиции.

Список литературы

1. Максимова Т. Е. Виртуальные музеи: подходы к типологии // Вестник МГУКИ. № 4 (48), 2012. С. 186-190.

2. Новосельцев С. Мультимедиа — синтез трех стихий // Компьютер пресс. Обозрение зарубежной прессы. 1991. № 7. С. 3-14.

3. Официальный сайт Еврейского музея и центра толерантности (Москва) // [Электронный ресурс]. URL: https:// www.jewish-museum.ru / about-the-museum/permanent-exhibition/(Дата обращения: 25.01.2019).

4. Официальный сайт Музея истории «Газпром добыча Уренгой» // [Электронный ресурс]. URL:http://urengoy-dobycha.gazprom.ru /about/muzej-istorii/(Датаобращения:25.01.2019).

20 Неслучайно, согласно проведенным исследованиям среди европейских музеев в 2011 г., основная часть музейных посетителей становится «адептами» музеев именно за счет пережитых эмоций. (Цит. по: Шлях-тина Л. М. Рекреационно-образовательная миссия современного музея: образование или развлечение? // Вопросы музеологии. 2 (8), 2013. С. 207).

21 Шляхтина Л. М. Рекреационно-образовательная миссия современного музея: образование или развлечение? // Вопросы музеологии. 2 (8), 2013. С. 211.

5. Официальный сайт Центрального музея истории гидроэнергетики России // [Электронный ресурс]. URL: http://www.hydromuseum.ru / about-our-museum (Дата обращения: 25.01.2019).

6. Пилко И. С, Савкина С. В. Электронные выставки музеев: специфические особенности, видовая классификация // Вестник КемГУ-КИ. № 29, 2014. // [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru / 61609772-Udk-069-i-s-pilko-s-v-savkina. html (Дата обращения: 15.12.2018).

7. Поляков Т. П. Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия. М.: Институт Наследия, 2018. 588 с.

8. Пустовойт Ю. В. Педагогические аспекты применения цифровых технологий в экс-позиционно-выставочном пространстве современного музея // Научный поиск. № 4 (30), 2018. С. 20-23.

9. Сайт компании «Интерактив» // [Электронный ресурс]. URL: https://holocubes.ru / golograficheskie-kubyi-v-glavnom-banke-rossii-sberbanke. html (Дата обращения: 25.01.2019).

10. Сайт компании Ascreen // [Электронный ресурс]. URL: http://www.ascreen.ru / (Дата обращения: 27.01.2019).

11. Сайт «Программное обеспечение POGUMAX Designer»// [Электронный ресурс]. URL: https://pogumax.ru/(Дата обращения: 25.01.2019).

12. Сайт Центра проекционных технологий «Викинг» // [Электронный ресурс]. URL: http://www.viking.ru / (Дата обращения: 25.01.2019).

13. Сенченко Е. А. Информационные технологии в музее: эффективное сопровождение образовательной деятельности музея. Магистерская диссертация ... по спец. 09.04.03.03. Красноярск, 2016. 100 с. // [Электронный ресурс]. URL: http://elib.sfu-kras.ru/ bitstream/handle/2311 /30868/senchenko_e. a. pdf?sequence=1 (Дата обращения: 20.12.2018).

14. Черненко В. В. Современные информационные технологии в музее: экспозицион-но-выставочный аспект // Музей и современные технологии: Материалы Всероссийских научных конференций. Томск, 20-23 мая 2003 г., 20-24 сентября 2004 г., 19-22

ноября 2005 г./Отв. редактор Э. И. Черняк. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. С. 116-127.

15. Шляхтина Л. М. Музей в современном мире: тенденция развития // Значение и возможности музеев в современном мире (Материалы международной конференции. Санкт-Пе-

тербург, декабрь 2005). СПб.: Европейский Дом, 2006. С. 15-22.

16. Шляхтина Л. М. Рекреационно-образова-тельная миссия современного музея: образование или развлечение? // Вопросы музе-ологии. 2 (8), 2013. С. 206-212.

THE CLASSIFICATION OF THE MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN EXPOSITIONS AND EXHIBITIONS OF A MODERN MUSEUM

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pustovoit Yulia Vladimirovna,

PhD, Senior Research Scientist, Sector of Exposition and Exhibition Activities of Museums,

Institute Of Heritage, Kosmonavtov str., 2, Moscow, Russia, 129366 e-mail: pustovoit_yu@rambler.ru

Abstract

Thanks to the active digitalization processes, it became possible to create a multimedia text in the museum space in Russia. This article presents the author»s classification of the multimedia technologies. Keywords

Museum, exhibition, exposition, digitalization, electronic technology, digital (multimedia) technologies, classification, visualization, interactivity.

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.