Научная статья на тему 'Развитие форм музейного экспонирования на примере создания экспозиции " 20 век: Ставрополь - Тольятти" Тольяттинского краеведческого музея'

Развитие форм музейного экспонирования на примере создания экспозиции " 20 век: Ставрополь - Тольятти" Тольяттинского краеведческого музея Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1188
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / MUSEUM SPACE / МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ / MUSEUM OBJECTS / КОЛЛЕКЦИЯ / COLLECTION / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / МЕТОД / METHOD / ЭКСПОЗИЦИЯ / EXPOSITION / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERACTIVITY / МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / MUSEUM COMMUNICATION / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / МУЛЬТИМЕДИА / MULTIMEDIA / КУЛЬТУРА УЧАСТИЯ / PARTICIPATORY CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ланкова Наталья Михайловна

В современном мире музей является важным социокультурным институтом, его роль возрастает в сохранении и предъявлении историко-культурного наследия, в сложных процессах социальной адаптации, в культурно-образовательном процессе, в организации досуга. В новых условиях музей стремится стать центром образования, коммуникации, культурной информации и творческих инноваций. В связи с этим меняется понимание основы коммуникации музея его экспозиции. Еще недавно качество музейных экспозиций определялось их соответствием традиционным научным схемам, сфокусированным на музейных предметах и коллекциях, сегодня создаваемые экспозиции ориентированы на новизну, информативность, эмоциональное вовлечение посетителя, на культуру участия, доступность, высокую технологичность. Обозначенные тенденции были взяты за основу при разработке современной исторической интерактивной экспозиции «20 век: Ставрополь-Тольятти» Тольяттинского краеведческого музея. Это место осмысления и переосмысления локальной истории с установкой на содержательную и технологическую новацию, инструмент познания и предъявления городского ресурса. Экспозиция представляет собой условное пространство киноплекса, в котором расположены пять «кинозалов», рассказывающих посетителям о жизни Ставрополя Тольятти. «Кинозалы» сопровождаются узнаваемой айдентикой, известных в прошлом городских кинотеатров: Буревестник, Авангард, Маяк, Космос, Сатурн. Эти названия отражают дух времени, о котором в них рассказывается: история Ставрополя во времена Октябрьской революции и гражданской войны, жизнь тылового города в грозные годы Великой Отечественной, перенос города на новое место и строительство Куйбышевской гидроэлектростанции, время бурного строительства заводов Большой химии, Волжский автомобильный завод и Автоград. «Фильм/кинокартина» термины условные. Это визуальный ряд, предметная коммуникативная среда конкретной экспозиционной зоны, выстроенная по сценарию и имеющая сюжет типичный для этого периода истории. В экспозиции представлены несколько уровней коммуникации (визуальная, текстовая, предметная, мультимедийная), применен метод «скрытых» экспозиций, предусмотрены различные сценарии осмотра экспозиции, включая мультимедийный, световой, квест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF MUSEUM EXPOSITION FORMS ON THE EHAMPLE OF EXPOSITION "20TH CENTURY: STAVROPOL - TOGLIATTI" AT TOGLIATTI LOCAL HISTORY MUSEUM

In a modern world, museum serves as an important sociocultural institution and its role in preservation and presentation of cultural heritage, in social adaptation, education and edutainment increases dramatically. Nowadays a museum tends to become a center of education, communication, cultural information and creative innovations. Hence, the understanding of basic museum communication changes: though recently the quality of museum expositions was determined by their compliance to traditional scientific schemes, focused on museum objects and collections, at the present moment expositions target innovation, both technological and cultural, information density, emotional inclusion and participation of an attendee and accessibility. We used aforementioned trends while developing the modern interactive historical exposition of Togliatti Local History Museum “20th Century: Stavropol Togliatti”. This exposition is a place of comprehension and re-comprehension of local history with an accent on both substantial and formal (technological) novation, a tool for apprehension and representation of local capacity. The exposition is a made-up multiplex theater with five “cinema” halls, telling the stories of different periods of Stavropol-Togliatti. Each cinema hall has a recognizable identity based on the name of former Togliatti cinemas: “Stormy Petrel”, “ Avant-garde”, “Lighthouse”, “Cosmos”, “Saturn”. These names represent the spirit of the period being depicted, including the revolutionary and civil war history of Stavropol-Togliatti, life of a hinterland city during World War II, the relocation of the city and the building of Kuibyshev hydroelectric power station, the time of intense building of giant chemical plants, Volga Automobile Plant and Motor City. “Movie” is a provisional term. This is a visualization, object-driven communicative environment of each exposition zone, build upon a scenario and having a plot that is typical for that certain period in history. The exposition utilizes several levels of communication (visual, textual, material, multimedia), the method of “hidden” expositions, various scenarios of the visitor’s behavior, including multimedia and light quest.

Текст научной работы на тему «Развитие форм музейного экспонирования на примере создания экспозиции " 20 век: Ставрополь - Тольятти" Тольяттинского краеведческого музея»

УДК 908

РАЗВИТИЕ ФОРМ МУЗЕЙНОГО ЭКСПОНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ «20 ВЕК: СТАВРОПОЛЬ - ТОЛЬЯТТИ» ТОЛЬЯТТИНСКОГО

КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

© 2016

Ланкова Наталья Михайловна, директор

Тольяттинский краеведческий музей, Тольятти (Россия)

Аннотация. В современном мире музей является важным социокультурным институтом, его роль возрастает в сохранении и предъявлении историко-культурного наследия, в сложных процессах социальной адаптации, в культурно-образовательном процессе, в организации досуга. В новых условиях музей стремится стать центром образования, коммуникации, культурной информации и творческих инноваций. В связи с этим меняется понимание основы коммуникации музея - его экспозиции. Еще недавно качество музейных экспозиций определялось их соответствием традиционным научным схемам, сфокусированным на музейных предметах и коллекциях, сегодня создаваемые экспозиции ориентированы на новизну, информативность, эмоциональное вовлечение посетителя, на культуру участия, доступность, высокую технологичность. Обозначенные тенденции были взяты за основу при разработке современной исторической интерактивной экспозиции «20 век: Ставрополь-Тольятти» Тольяттинского краеведческого музея. Это место осмысления и переосмысления локальной истории с установкой на содержательную и технологическую новацию, инструмент познания и предъявления городского ресурса. Экспозиция представляет собой условное пространство киноплекса, в котором расположены пять «кинозалов», рассказывающих посетителям о жизни Ставрополя - Тольятти. «Кинозалы» сопровождаются узнаваемой айдентикой, известных в прошлом городских кинотеатров: Буревестник, Авангард, Маяк, Космос, Сатурн. Эти названия отражают дух времени, о котором в них рассказывается: история Ставрополя во времена Октябрьской революции и гражданской войны, жизнь тылового города в грозные годы Великой Отечественной, перенос города на новое место и строительство Куйбышевской гидроэлектростанции, время бурного строительства заводов Большой химии, Волжский автомобильный завод и Автоград. «Фильм/кинокартина» - термины условные. Это визуальный ряд, предметная коммуникативная среда конкретной экспозиционной зоны, выстроенная по сценарию и имеющая сюжет типичный для этого периода истории. В экспозиции представлены несколько уровней коммуникации (визуальная, текстовая, предметная, мультимедийная), применен метод «скрытых» экспозиций, предусмотрены различные сценарии осмотра экспозиции, включая мультимедийный, световой, квест.

Ключевые слова: музейное пространство, музейный предмет, коллекция, технология, метод, экспозиция, интерактивность, музейная коммуникация, инновация, мультимедиа, культура участия.

THE DEVELOPMENT OF MUSEUM EXPOSITION FORMS ON THE EHAMPLE OF EXPOSITION «20TH CENTURY: STAVROPOL - TOGLIATTI» AT TOGLIATTI

LOCAL HISTORY MUSEUM

© 2016

Lankova Natalya Mikhailovna, director of Togliatti Local History Museum Togliatti Local History Museum, Togliatti (Russia)

Abstract. In a modern world, museum serves as an important sociocultural institution and its role in preservation and presentation of cultural heritage, in social adaptation, education and edutainment increases dramatically. Nowadays a museum tends to become a center of education, communication, cultural information and creative innovations. Hence, the understanding of basic museum communication changes: though recently the quality of museum expositions was determined by their compliance to traditional scientific schemes, focused on museum objects and collections, at the present moment expositions target innovation, both technological and cultural, information density, emotional inclusion and participation of an attendee and accessibility. We used aforementioned trends while developing the modern interactive historical exposition of Togliatti Local History Museum "20th Century: Stavropol - Togliatti". This exposition is a place of comprehension and re-comprehension of local history with an accent on both substantial and formal (technological) novation, a tool for apprehension and representation of local capacity. The exposition is a made-up multiplex theater with five "cinema" halls, telling the stories of different periods of Stavropol-Togliatti. Each cinema hall has a recognizable identity based on the name of former Togliatti cinemas: "Stormy Petrel", " Avant-garde", "Lighthouse", "Cosmos", "Saturn". These names represent the spirit of the period being depicted, including the revolutionary and civil war history of Stavropol-Togliatti, life of a hinterland city during World War II, the relocation of the city and the building of Kuibyshev hydroelectric power station, the time of intense building of giant chemical plants, Volga Automobile Plant and Motor City. "Movie" is a provisional term. This is a visualization, object-driven communicative environment of each exposition zone, build upon a scenario and having a plot that is typical for that certain period in history. The exposition utilizes several levels of communication (visual, textual, material, multimedia), the method of "hidden" expositions, various scenarios of the visitor's behavior, including multimedia and light quest.

Keywords: museum space, museum objects, collection, technology, method, exposition, interactivity, museum communication, innovation, multimedia, participatory culture.

Трудно переоценить роль музеев в жизни современного общества. Музей перестает быть просто тематическим собранием или собранием экспонатов для узкого круга ценителей. Современный музей - это культурный и досуговый центр, решающий задачу оптимального и выразительного представления своих коллекций. Музейная коллекция включает в себя не только предметы постоянных и временных экспозиций, но и огромный объем ценнейшей информации, содержащейся в фондах, хранилищах и поэтому она должна быть окружена инфраструктурой, обеспечивающей быстрый и удобный доступ к сведениям, содержащимся в базе данных музея. Поэтому необходимость определения внутренних зако-Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2(15)

номерностей и ориентиров развития музейной экспозиции, которая реализует центральную социокультурную функцию музея, является очевидной и актуальной.

Актуальность темы определяется потребностью общества в создании современных экспозиций, оснащённых новейшей системой предъявления информации, совершенствованием разнообразных форм музейной коммуникации и новаторским дизайнерским подходом, отличным от всех ранее используемых, свободы в средствах выражения, вовлечения в творческий процесс художественно-выразительных средств.

Объектом данной работы является развитие и совершенствование технологий музейных экспозиций. В

77

качестве предмета работы рассматривается оптимизация музейного пространства для организации интерактивных тематических экспозиций в Муниципальном бюджетном учреждении культуры городского округа Тольятти «Тольяттинский краеведческий музей».

Цель работы - повысить уровень экспозиционно-выставочной деятельности в Тольяттинском краеведческом музее посредством создания современной интерактивной экспозиции по истории города в 20 веке.

Основные тенденции современного этапа развития музейной экспозиции

Современный словарь музейных терминов даёт следующее определение экспозиции: «Экспозиция музейная - основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры. Включает архитектуру, музейные предметы и их коллекции, воспроизведения музейных предметов (объектов), научно-вспомогательные материалы, специально созданные произведения экспозиционного искусства, тексты, информационные технологии и т.д. Современная экспозиция музейная является особым синтетическим научно-художественным произведением, которое создается в соответствии с единым идейным замыслом, определяющим принцип отбора, группировку и интерпретацию экспонатов на основе научного, сценарного и художественно-дизайнерского проектирования экспозиции. Являясь центральным звеном коммуникации музейной, в соответствии с семиотическим подходом рассматривается как текст, а в соответствии с экономическим - как основной продукт музейный»[1]. То есть, современное музееведение под музейной экспозицией понимает целостную предметно-пространственную систему, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным замыслом. Данный концептуальный замысел или идея позволяет зрителю увидеть в экспозиции кроме самих музейных предметов особенности использования каждого экспоната, представить возможные события, связанные с этим предметом. Без экспозиции музей не может осуществлять актуализацию хранимых культурных ценностей. Музейная экспозиция является основной формой музейной коммуникации, цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно художественных решений [2].

В последние десятилетия в музейном деле все более наблюдается отход от типовых образцов и ориентация на создание оригинальных, индивидуальных произведений экспозиционного творчества. Сегодня все чаще проектирование экспозиции рассматривается в целом, научная концепция и художественное решение складываются нередко одновременно, взаимодействуя и придавая друг другу «творческий импульс». Все чаще сложные концептуальные решения находят адекватное художественное выражение в острых, ярких необычных пластических формах. Лучше всего современное состояние экспозиционного проектирования можно выразить словами: многообразие и индивидуальность. Каждый музей выбирает тот или иной метод, исходя из стоящих перед ним задач, сложившихся традиций, творческих предпочтений коллектива.

Современный музей многолик и постоянно обновляем, что предопределяет многообразие способов работы с посетителем, в том числе и методов построения музейных экспозиций. Жизнь не стоит на месте, и посетитель всё настойчивее требует другого музея, отвечающего запросам времени, музея комфортного, увлекательного, понятного и доброжелательного. Время экспозиций, построенных так, что даже самый подготовленный посетитель мог в них «не приметить слона», ушло в прошлое [3]. Экспозиционный «интерфейс» неизбежно должен был измениться и измениться самым существенным об-78

разом. Экспозиционные практики постиндустриальной эпохи двинулись в совершенно неожиданном направлении. Вместо развесок и витрин, тематико-экспози-ционных комплексов и предметных натюрмортов, востребованными оказались динамичные интерактивные системы, включающие посетителя в экспозиционное действие. Даже экспозиционные образы, созданные воображением художника, постепенно переставали восприниматься посетителем в силу своей статичности. Напротив, новые практики, конкретные, интерактивные, почти игровые привлекают людей все больше и больше. Это совершенно иная система предъявления информации, не столько воспринимаемой глазами и ушами, сколько добываемой, извлекаемой в процессе разнообразных действий. Рассчитанные первоначально на детей, музейно-педагогические практики и приемы были прекрасно приняты вполне взрослой аудиторией, готовой становиться детьми на время посещения музея.

Суть сегодняшнего развития экспозиции заключается в движении от образа к действию, во многом связанному с использованием новых интерактивных практик. Статичная экспозиция уходит в прошлое. Меняется сама природа экспозиции, и динамизм электронной части постепенно передается традиционной экспозиции. Световые программы постоянно меняют облик экспозиции, появляются и исчезают различные экспозиционные планы, все больше выявляется ее гипертекстовая природа, классическая и мультимедийная экспозиция врастают друг в друга. В связи с развитием коммуникационного подхода утверждается взгляд на экспозицию как на знаковую систему и разрабатывается понятие языка экспозиции. Понятие музейная коммуникация ввел в научный оборот в 1968 г. канадский музеолог Д.Ф. Камерон [4]. Согласно его трактовке, музейная коммуникация - это процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой реальные вещи. В основе этого общения лежит, с одной стороны, умение создателей экспозиции выстраивать с помощью экспонатов особые невербальные пространственные «высказывания», а, с другой - способность посетителя понимать «язык вещей». По мнению Д.Ф. Камерона, в создании музейной экспозиции должны принимать участие художники (дизайнеры), которые профессионально владеют языком визуально-пространственной коммуникации. Экскурсоводам следует отказаться от попыток перевести визуальные «высказывания» в вербальную форму, а обучать «языку вещей» тех посетителей, которые этим языком не владеют. В музей должны прийти новые специалисты - музейные психологи и социологи, которые будут обеспечивать «обратную связь» в целях повышения эффективности музейной коммуникации путем коррекции, как процессов создания экспозиции, так и процессов ее восприятия.

Постепенно в музееведении сформировался новый коммуникационный подход, при котором посетитель рассматривался в качестве полноправного участника процесса коммуникации, собеседника и партнера музея, а не пассивного получателя знаний и впечатлений, как это имело место в рамках традиционного подхода. Данная проблема подробно разрабатывалась Н.А. Никишиным [5]. Для глубокой современной разработки методологии экспозиционной работы необходимо ясное понимание специфики средств, которыми располагает музей для осуществления коммуникации. В основе музейной природы лежит реальный предмет. И любая экспозиция - это рассказ через предметы. А музей - это такой специфический язык, где говорят не словами, а предметами. Идеальная музейная экспозиция - это экспозиция, где не нужно этикеток, где сами предметы передают нам некоторую историю.

В то же время современный музей разрабатывает иные методы демонстрации музейных предметов, способные оживить экспозицию, сделать ее динамичной, вызвать ассоциации, вовлечь посетителя в экспозицию.

Благотворительный фонд В.Потанина уже тринадцатый год объявляет Грантовый конкурс музейных проектов для музеев и музейных организаций, который нацелен на активную адаптацию музеев и музейной сферы к меняющимся условиям социально-экономической и культурной жизни общества, поддержку и продвижение лучших образцов музейной практики в России [6]. В номинации « Технологии музейной экспозиции» приоритет в конкурсе получают проекты, предлагающие оригинальные формы музейной экспозиции, направленные на качественное расширение представлений о музейной специфике и объектах музейной деятельности; проекты, соответствующие современным тенденциям развития экспозиционного искусства, где по-новому интерпретируются темы и музейные материалы; экспозиции, с использованием современных дизайнерских и художественных решений и нестандартных способов работы с целевыми аудиториями. Так, например, среди лучших реализованных проектов конкурсного сезона 2013-2014 гг. стал проект по созданию экспозиции Тольяттинского краеведческого музея «20 век: Ставрополь-Тольятти» [7], который призван разрешить серьезную проблему: для большинства тольяттинцев история родного города в XX веке является историей двух разных городов. Поэтому основная задача - произвести на свет не просто выставку, а пространство, которое побудит разные поколения горожан осмыслять и проживать недавнюю историю.

Научная концепция и художественное решение экспозиции имеют следующие принципы:

- историзма (история города рассматривается в процессе развития);

-хронологическо-проблемный (освещение исторического развития города в хронологической последовательности с отражением проблем в определенном историческом периоде с учетом существующей периодизации истории России ХХ в.: Советское государство (1917-1980-е гг.), Новая Россия (1990-е гг. - по настоящее время);

- социального подхода (представление повседневной жизни и деятельности людей в историческом прошлом — условия труда и быта, особенности образа жизни, элементы материальной и духовной культуры);

- информативности (многоуровневое представление экспозиционного материала);

- современности (использования современных музейных, информационных технологий и подходов представления экспозиционного материала и коммуникации с музейным посетителем);

- расширенного доступа к музейным коллекция и музейным предметам.

Хронологические рамки новой экспозиции охватывают период с 1917 г. по 2000 гг., она выстраивается тематическими блоками, в хронологической последовательности.

Основу экспозиции составляют подлинные музейные предметы из фондов Тольяттинского краеведческого музея соответствующего исторического периода с использованием следующих методов экспонирования: хронологического, тематического, образно-сюжетного, ансамблевого. Для обеспечения сохранности хрупких и подверженных разрушению музейных предметов (фотографии, документы, листовки, плакаты, письма, газеты т.п.) сделаны копии на бумажных носителях и в электронном виде. Часть экспонатов представлена макетами, муляжами и историческими реконструкциями. В экспозиционном пространстве представлены и крупногабаритные музейные предметы, такие как высоковольтный изолятор, костюм водолаза.

Расширить информационное и интерпретационное экспозиционное пространство предлагается за счет информационно-экспозиционного комплекса, введения электронных элементов взаимодействия между музеем и посетителями. Оснащение экспозиции аппаратно-про-

граммным экспозиционно-выставочным комплексом - комплектом современных информационно-вычислительных технических средств и компьютерных программ, предназначенного для реализации электронных экспозиций в музее: электронные информационные комплексы, включающие сеть киосков, плазменных панелей и проекторов с экранами различного типа, электронные компьютерные гиды [8]. Использование различных мультимедийных, компьютерных средств усиливает информативность для специалистов и посетителей, заинтересованных в глубоком знакомстве с историей, а также позволяют превратить посетителя из пассивного наблюдателя в активного исследователя:

- динамическое аудио-визуальное сопровождение (видеоарт, инсталляции, медиа, фотомонтаж, коллаж,), видеоблок (видео-стены с фотографиями и кинохроникой, голографии с ЗД-эффектом);

- использование «фокус-зон», интерактивных систем (информационные киоски, «тач»-панели, «скайп-тренажер»);

- современное свето-музыкальное оформление залов, аудио и световые эффекты в кинозалах («под обстрелом», неожиданное появление звука, света, виртуальных спецэффектов).

Для подготовки художественного решения предлагаются следующие концептуальные подходы:

1. Экспозиция должна сочетать в себе научную достоверность и художественную выразительность с использованием всех возможностей современного музейного дизайна, оборудование, выставочные конструкции не должны «брать на себя больше внимания», чем экспонаты.

2. Посетители должны получать как можно более полное представление по истории города, но информация не должна перегружать посетителя, а скорее эмоционально его вовлекать.

3. Многоуровневость (или многослойность) повышает познавательность и увлекательность экспозиции. Под многоуровневостью подразумевается способ размещения экспонатов, т.е. различная степень «доступности» экспонатов для обозрения, степень их приближения к посетителю. Экспонаты первого экспозиционного уровня - те, что в первую очередь воспринимаются посетителем - повседневные вещи, наполняющие внутреннее жизненное пространство человека. Второй экспозиционный уровень - экспонаты, касающиеся городского пространства как такового, а также развитие промышленности, непосредственно производства - внешнего жизненного пространства человека. Третий экспозиционный уровень - скрытая экспозиция - открывающиеся ящики, предметы за фальшивыми дверями, надписи мелким шрифтом, неожиданные выделения в текстах и т.д., а также дополнительная информация в электронных устройствах или через электронные устройства - сопроводительные тексты и исторические справки.

4. Экспозиция как информативная, интерактивная и технологичная создается на основе широкого применения музейных инсталляций, новейших музейных технологий, интерактивных зон, виртуальных объектов, мультимедийных инсталляций, позволяющих избежать перегруженности экспозиционного пространства, сделать экспозицию более привлекательной.

5. Комфортность - создание гармоничной среды, наилучших условий посетителю для восприятия экспозиции, удобство осмотра экспонатов, удобные маршруты (предусмотреть несколько вариантов экскурсионных маршрутов: обзорная экскурсия, тематические, возможность одновременного проведения нескольких экскурсий; создание простой и понятной навигации по экспозиции, которая позволяет свободно передвигаться в пространстве), места отдыха (например, узнаваемость образов, предметов и т.д.).

6. Доступность - комплекс инструментов, информационное обеспечение, специально предназначенное

для слабовидящих, слабослышащих, передвигающихся в инвалидных колясках, в том числе возможность свободного передвижения, тактильного восприятия предметной среды и т.п.

Визуальная концепция и содержание экспозиции В новой экспозиции музея ХХ в. показан как серия увлекательных «кинокартин» для детей и взрослых на темы исторического развития города через зоны символических кинозалов, известных в прошлом кинотеатров: «Буревестник», «Авангард», «Маяк», «Космос», «Сатурн». Эти названия отражают дух времени, о котором в них рассказывается: история Ставрополя во времена Октябрьской революции и гражданской войны, жизнь тылового города в грозные годы Великой Отечественной, перенос города на новое место и строительство Куйбышевской гидроэлектростанции, время бурного строительства заводов Большой химии, Волжский автомобильный завод и Автоград. Отдельное пространство под символическим названием «Мост в будущее» свяжет историю Тольятти конца девяностых с нашим временем.

Отражая историю города хронологически, образно, событийно и предметно, благодаря современному техническому оснащению и режиссерски прописанному звуковому и световому сценарию, новая экспозиция погружает посетителей в историческую эпоху. Посетителю предлагается стать не зрителем, а персонажем «кинокартины», участником исторического процесса: «войти в кадр» и испытать на себе визуальные и звуковые эффекты, прикоснуться к предметам, перелистать документы, фотографии, моделировать ситуации и проводить «расследования». Благодаря погружению в историю, посетитель получает возможность стать участником событий. На наш взгляд, такой способ получения исторической информации позволяет лучше осмыслить события ушедшей эпохи.

Использование широкого набора коммуникативных приемов делает новый музейный продукт интересным для разновозрастной аудитории:

-старшее поколение с пиететом относится к предметам, вызывающим воспоминания, их внимание более привлекают экспонаты (известные им предметы, вызывающие ностальгию по прошлому);

-люди среднего возраста с удовольствием знакомятся как с предметами и документами, так и с дополнительными материалами в мультимедийном формате;

- молодежь и подростки в первую очередь обращают внимание на технические возможности экспозиции, а через них знакомятся с неизвестными им фактами из истории родного города.

Работа по созданию экспозиции осуществляется поэтапно, в настоящее время реализован первый этап, рассказывающий об истории города с 1917 по 1960 гг. Экспозиция включает в себя:

1) входную зону - условный киноплекс с сенсорным терминалом. Вход в экспозицию начинается с выбора символического билета на «киносеанс». Билет - это интерфейс, с которым посетитель не расстается во время всего путешествия по «ХХ веку», и электронный ключ ко многим загадкам и способ получения информации на технических модулях, с помощью которого посетитель активирует мультимедийные объекты.

Входная зона состоит из трех экранов и терминала для кодирования билетов и выполняет практическую и информативную функцию. Одним сенсорным экраном посетитель пользуется при покупке билета (вводит свои данные для персонализации, что дает ему возможность отправки на свою почту полученного продукта - изображений, информации, фотографий). Еще два экрана предназначены для трансляции информации. На одном из них, как в кинотеатре, отображается «количество свободных мест»-информация о количестве посетителей в экспозиции, наличии групп и пропускной способности залов. На втором экране посетитель видит сведения о 80

других выставках и экспозициях музея, музейную афишу.

2) три выставочных пространства:

- зал «Буревестник» рассказывает о первом эпизоде из истории города и охватывает период с 1917 г. по 1930-е гг. Герой этой «кинокартины» - житель небольшого провинциального Ставрополя, оказавшийся в эпицентре драматических событий (революция 1917 г., гражданская война, новая экономическая политика, коллективизация). Главный объект «кинозала» - экран, на котором демонстрируются видеоролики и фотографии. Доступны три видеоролика: «Старый Ставрополь (виды улиц, домов)», «Жители старого Ставрополя», «Коллективизация и репрессии». Видеоролики смонтированы с использованием архивных и фондовых видеодокументов музея и кадров из кинофильмов, создают образ времени, и образ города в этом времени;

- зал «Авангард»: здесь посетитель узнает о жизни тылового города во время Великой Отечественной войны. Герои «кинокартины» - ставропольчане-фронтовики и труженики тыла. Фотохроника и подлинные предметы, документы, фотографии, фронтовые письма рассказывают о том, как жители тылового Ставрополя помогали фронту (фабрика «Заря»), как проходило обучение в школе медицинских сестер и на курсах военных переводчиков, как детские дома, размещенные в Ставрополе, принимали эвакуированных детей. Предметы представлены как в виде экспонатов, так и в виде дополнительной информации на сенсорном экране. «Черные зоны» и направленный звук усиливают впечатление, помогают посетителю погрузиться в атмосферу тех дней;

- зал «Маяк». В «Маяке» идет рассказ о периоде с конца 1940-х гг. по 1958-1960 г. Это история о трудностях переноса города и переживаниях ставропольча-нина, о потере исторической связи с местом, о жизни Ставрополя «с чистого листа». Главный образ - трансформация территории: переход от панорамы грандиозной стройки на Великой реке, последней фотографии жителей на родной улице, переезда, до невероятных новых культурных объектов, фонтанов, кафе, ДК и новой жизни в новогоднюю ночь 1959 г. На стену-экран проецируются фотопанорамы исторических уголков Ставрополя, которые были построены в 1950-х гг. Посетитель может управлять панорамами - перелистывать, поворачивать вокруг своей оси, приближать и удалять изображения, доставать и рассматривать предметы из фондохранилищ, заглянуть в шкафы и получить доступ в скрытые зоны. Специально для экрана в «кинозале» при помощи современного оборудования и панорамной съемки был создан ряд панорам исторических уголков Тольятти: застройка поселка Шлюзовой и Комсомольского района, нескольких улиц Центрального района. Такая съемка и воспроизведение на большом экране позволяет почувствовать себя находящимся внутри панорамы. Первые посетители после взаимодействия с панорамами признались, что не знали о существовании этих мест, а если и попадали туда, то проходили, не замечая. Им стало интересно отыскать эти уголки и побывать там осознанно.

В залах были размещены далеко не все материалы. Исторические справки и воспоминания очевидцев из исторического архива, документы из фондов музея, кадры кинохроники стали наполнением сенсорных экранов, установленных по одному в каждом «кинозале»;

3) закрытые зоны - интерактивные технические аттракционы: «Монтажная» и «Примерочная». В сенсорной панели «Монтажной» размещен архив лучших портретных и групповых фотографий ХХ в. из фондов музея, каждая фотография сопровождается краткой информацией. Посетитель может сделать свое фото размещенной на панели веб-камерой, «вмонтировать» свое лицо в понравившийся исторический снимок, скачать результат на телефон, разместить его в своем профиле в соцсетях или отправить на электронную почту.

В «Примерочной» при помощи закодированных кар-Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2(15)

точек посетитель совмещает электронное изображение одежды из фондовой коллекции «городской костюм» со своим отражением в зеркале, примеряя, таким образом, на себя одежду горожан ХХ века. Благодаря использованию современных технологий, «Монтажная» и «Примерочная» привлекают внимание в первую очередь школьников и молодежи, представляя им историю ХХ века «в лицах», позволяя «погрузить» себя в изучаемую историческую среду. Экспозиция адаптирована как к групповому, так и к индивидуальному посещению.

Выводы

Таким образом, в настоящее время, в век глобальной информатизации и формирования информационного общества, совершенно ясно, что музей XXI века может актуально и современно представлять музейные коллекции и музейные предметы, интерпретировать те или иные события при условии широкого внедрения современных информационных технологий и разнообразных форм взаимодействия с музейным посетителем. Продуктивный и перспективный путь создания новых экспозиций видится как гармоничное сочетание смыслового и эстетического единства экспозиции, «читаемого» в знаковой системе, с одной стороны, и уникальной ценности музейных объектов, коллекций, присущей им независимо от экспозиционного контекста, с другой.

Создание современной исторической экспозиции «20 век: Ставрополь - Тольятти» с учетом новых концептуальных подходов открывает большие перспективы для Тольяттинского краеведческого музея и города.

Во-первых, музей удовлетворил сформированный в течение последнего 20-летия устойчивый общественный запрос на представление истории города в 20 веке.

Во-вторых, музей становится своеобразной площадкой развития, инноваций, интерактивности, внедрения инфокоммуникационных технологий.

В-третьих, новая экспозиция дала возможность музею выйти совершенно на качественно иной уровень коммуникации с посетителем: позволила расширить доступ к коллекциям, способствует открытости музея, предоставляет возможность посетителю стать активным участником.

В-четвертых, современная технологичная экспозиция работает на будущее города, развитие территории города.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Словарь актуальных музейных терминов// Музей. 2009. №5. С. 52.

2. Основы экскурсионной и выставочной деятельности: Программа учебной дисциплины и методические указания к выполнению контрольной и курсовой работы для студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм» // Сост. Л. В. Отт. Рыбинск, 2006.

3. Дукельский В.Ю. Проектирование музейной экспозиции //сб.

4. « Музейное проектирование», РИК, М., 2009 г. с.63

5. Дукельский, В.Ю. Музейная коммуникация: модели, технологии, практики // М.: 2010 - 107 с.

6. Никишин, Н.А. Музей и новые технологии // Н.А. Никишин, А.В. Лебедев.- М.: Технология мультимедиа: возможности и реалии 1999 , 111 с.

7. Меняющийся музей в меняющемся мире / museum.fondpotanin.ru/

8. Ланкова Н.М. Создание и развитие максимально интерактивной экспозиции // Журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» №5, 2015 г.с 35-56

9. Ноль Л. Я. Информационные технологии в деятельности музея //Учебное пособие. М., 2007. 214 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.