21. Bauman, A. (2004)," Martial artists of the woman in old times. Beginning of the XX century", 20.08.04, Club of female single combats, available at: http://fscclub.com/history/zhened-old3.shtml.
22. Vakan, L. (2006), "Social logic of boxing in the black Chicago: to fisticuffs sociology", Group of authors. Lagos No. 3 (54/2006), Philosophical literary magazine. Sports philosophy, 54/2006, available at: http://magazines.russ.ru/logos/2006/3/va7.html.
23. "History of female boxing", Titan-health fight club, available at: http://www.rus-box.ru/history_woman.html.
24. History of development of female boxing, Boxing school "Youth", http://boxschool.ru/index.php/istoriya-razvitiya-zhenskogo-boksa.
25. Not weaker sex: female boxing, 01.11.09, viromiro, http://viromiro.livejournal.com/242295.html.
Контактная информация: mty777@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 07.06.2016
УДК 796.011.1
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР, УПРАЖНЕНИЙ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА (ЯКУТСКИХ, ЭВЕНКИЙСКИХ, ЭВЕНСКИХ) НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ
Светлана Гаврильевна Ушканова, старший преподаватель, Любовь Прохоровна Бугаева, старший преподаватель, Галина Гаврильевна Горохова, старший преподаватель, Марианна Ивановна Васильева, старший преподаватель, Институт физической культуры и спорта, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск
Аннотация
Проблема физического развития детей не утеряла свою актуальность не только в России, но и по всему миру. Сегодняшнее состояние физического развития детей в Республике Саха (Якутия) желает лучшего. Развитие физических качеств тесно связано не только состоянием здоровья, но и правильной системе физического воспитания. На данном этапе мы имеем базу национальных видов упражнений и игр, но нет квалификации национальных упражнений, игр.
Ключевые слова: физическое развитие, национальные виды спорта.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p171-175
CLASSIFICATION OF GAMES, EXERCISES OF PEOPLES OF THE FAR NORTH (YAKUT, EVENK, EVEN) ON THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN
AGED 7-8 YEARS
Svetlana Gavrilovna Ushkanova, the senior lecturer, Lubov Prokhorovna Bugaeva, the senior lecturer, Galina Gavrilovna Gorokhova, the senior lecturer, Marianna Ivanovna Vasilyeva, the senior lecturer, Institute of physical culture and sports, The Ammosov North-Eastern Federal University,
Yakutsk
Annotation
The problem of physical development of children has not lost its relevance not only in Russia but also worldwide. The current state of physical development of the children in the Republic of Sakha (Yakutia) is poor. The physical development is closely linked not only with health, but also with the correct system of physical education. At this stage we have the national database of the types of exercises and games, but there are no national training exercises, games tables.
Keywords: physical development, national sports.
На территории России проживает более 100 народов и народностей и в обобщенной оценке должны учитываться, и учитываются при использовании "Межрегиональных нормативов для оценки длины и массы тела детей от 0-14 лет" данных всех детей, независимо от этнической принадлежности. В то ж время в работе были рассмотрены особенности физического развития детей разных национальностей , проживающих на включенных в исследование территориях России. Выборочные совокупности были сформированы по 17 этническим или национальным группам [5].
Система физического воспитания в Республике Саха (Якутия) отличается от системы других регионов ярко выраженным этническим своеобразием [1].
В 1992 году в Республике Саха (Якутия) была введена концепция, основанная на законе Министерства образования Российской федерации о формировании национальных систем образования, которая учитывает этнические особенности региона. Первым президентом Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаевым издается указ о здоровом образе жизни, четырех часов занятий в неделю физической культурой в общеобразовательных школах. Данная программа значительно улучшила физическое состояние. Но изменив принятую программу, республика так же приходит к данной проблеме, проблеме физического развития. Как рассматривает доцент кафедры физического воспитания СВФУ им. М.К Аммосова О. А Максимова в своей работе, существующая система образования в северных школах ориентирована на европейского ребенка, и обучение осуществляется без учета этнопсихологических особенностей детей и молодежи коренных малочисленных народов Севера [3]. Уникальный климат природы севера играет немаловажную роль в физическом развитии и воспитании детей Крайнего Севера испокон веков, выживая в экстремальных условиях севера, народы сумели сохранить свое потомство, используя при этом свою самобытную систему физического развития. И программы, принятые в 1992 году, сумели возродить национальную систему физического воспитания. Проблемы физического воспитания с точки зрения семьи и школы освещались в трудах отечественных ученых, педагогов и психологов: Л.И. Божович, Г.Н. Волкова, В.В. Давыдова, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта, П.А. Рудика, ДВ. Эльконина, а также якутских исследователей Е.В. Алаас, А.А. Григорьевой, Д.Н. Данилова, А.П. Оконешниковой, Б.Н. Попова, И.С Портягина, К.С. Чиряева и др. [6]. Этапы физического воспитания народов Якутии нашли отражение в работах Н.К. Шамаева (1994, 1996), М.И. Лыткина(1999), И.И. Портягина (1999, 2003), В.П. Кочнева (2000, 2004) и др.
Как отмечает Н.К. Шамаев в своей работе, экстремальные условия Северного Края требуют особого подхода к физическому воспитанию в целом и к семейному в частности [6]. К этим особенностям относятся: своеобразные средства и методы физического воспитания с учетом национальных, региональных, климатических условий, отличия морально-психологической подготовки северян к жизнедеятельности, образ жизни людей, их экипировка, питание, уровень физического развития и подготовленности, традиционные методы закаливания [6].
Наиболее интенсивные исследования физических упражнений, игр, состязаний, национальных видов спорта коренных народов Якутии проводит В.П. Кочнев [2]. Сложившиеся в ранний период времени физические упражнения, игры и состязания постепенно переходят в систему физического воспитания будущих поколений [2]. Кочнев В.П. подчеркивает, что физические упражнения отражали этническую индивидуальность народов, особенности их жизненного уклада, а также характер приспособления к специфическим условиям климата и окружающей среды [2]. Следует подчеркнуть, что ученые, исследователи, путешественники, в своих трудах, исследовательских работах рассмотрели физическое воспитание народов Севера, игры и состязания, проводимые во время праздников, самобытность физических упражнений, так как техника движений, игр, физических упражнений основывается на движениях животных и птиц. Исследовательские работы указанных авторов о Севере стали фундаментом в возрождении физических
упражнений, игр и состязаний, адаптированных многими столетиями к условиям Севера. Основной формой организации физического воспитания якутского народа являются национальные виды спорта [1]. С образованием Якутского совета по физической культуре (ЯСФК) в Якутии (26 октября 1923 г) борьба «хапсагай» и борьба на кушаках (кур-даьан тустуу) , прыжки «кылыы», «ыстанга», «куобах», перетягивание палки и веревки были утверждены как национальные виды спорта и их включили в программу летних игр на ысыахе [2]. Данные виды национальных видов спорта культивируются и в настоящее время. Национальные виды спорта - проверка на ловкость, силу, смекалку, выносливость
- способствуют повышению работоспособности мышц, подвижности суставов улучшению координации движений [1]. Положительной стороной данных видов спорта является доступность физических элементов для всех возрастных групп человечества, т.е. начиная с раннего детства и до пожилого возраста люди могут выполнять данные упражнения. Эти упражнения адаптированы к данному региону, т е национальности, проживающие на Севере несколько столетий, адаптировали их к своей генетической структуре, чтобы иметь хорошее физическое состояние. По итогам исследований, проведенных в последнее время в республике среди студентов, установлено, что из числа опрошенных тренеров-преподавателей для развития физической подготовленности гимнастов 2,7% используют национальные физические упражнения, 8,6% - индивидуальные игры,5,5% - игры единоборства, 7,9% - элементы видов спорта [1].
Доказано (Выдрин В.М., Зыкова Б.К., Лотоненко А.В., 1991; Гусельникова Е.В., 2000 и др.), что высокий уровень физической и умственной работоспособности людей, занимающихся этническими физическими упражнениями, сохраняются значительно дольше [1]. Современная школа находится в поиске новых моделей обучения, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей [7]. К сожалению, многие специалисты - педагоги, психологи, медицинские работники, руководители образовательных учреждений встревожены фактами, указывающими на продолжающийся рост именно тех форм патологий, возникновение которых связывается с учебным процессом в школе [7]. Известный детский офтальмолог Базарный В.Ф. пишет: « Какой же разрушительной силой должны обладать некоторые школьные факторы, чтобы к концу периода учебы деформировать структуру органов зрения у 60^70% выпускников средних школ-интернатов коренных народностей Севера
- еще вчера прославленных охотников и снайперов; чтобы у 60% учащихся деформировать физический параметр конституции - прямостояние!» [7]. Большинство авторов считают, что программа должна соответствовать уровню физического развития, физической подготовленности проживающих в определенных климатогеографических регионах нашей страны (Мызан Г.И., 1997 и др.). Другими словами, сегодня необходима оптимизация учебно-тренировочных программ с учетом климатогеографических, региональных особенностей и адаптационных двигательных качеств, а также традиционных средств физического воспитания [1]. Нужно также учитывать возрастные особенности детей при включении в программу национальных игр и упражнений. На данном этапе мы не имеем классификации игр и упражнений по национальным видам народов Крайнего Севера. При выборе упражнений, игр тренеры, педагоги по физической культуре интуитивно используют упражнения и т. д. Основываясь на работах ученых, исследователей и педагогов и тренеров мы постарались сделать первые шаги в классификации национальных упражнений и игр народов Крайнего Севера (таблицы 1, 3, 3)
Таблица 1
Классификация якутских игр и упражнений
на развитие физических качеств у детей_
Сила Быстрота Ловкость Выносливость Гибкость
«бой быков» подвижная игра -(О5устар харсыьыы-лара) «Дул5алааьын» (Прыжки по кочкам) - подвижная игра «Этэрбэстэн тутуьан ыстаныы»
«Ал5аьаама» (Не ошибись) «Ал5аьаама» (Не ошибись) «Боро уонна кулун-нар» (волк и жеребята)
«Таба о5устарыма» (Не давай запятнать себя) «Таба о5устарыма» («Не давай запятнать себя»)
«Чохчоохой» «Атах тэпсии» «Чохчоохой»
«кэтэх тардыьыы» «кэтэх тардыьыы» «кэтэх тардыьыы» «кэтэх тардыьыы» «кэтэх тардыьыы»
Якутские национальные прыжки («ку-обах, ыстанг», буур») Якутские национальные прыжки («ку-обах, «ыстанга», буур») Якутские национальные прыжки («ку-обах, ыстанга», буур) Якутские национальные прыжки( «ку-обах, «ыстанга», буур»)
«Осуохай»
«Ат буолан сууруул-эр» (Конные скачки) «Ат буолан сууруул-эр» (Конные скачки»)
Таблица 2
Классификация эвенкийских упражнений на развитие физических качеств у детей_
Сила Быстрота Ловкость Выносливость Гибкость
«Дола и сунньех» (бабки и кости) «Дола и сунньех»
Гарпат чарап (стрельба из лука) Гарпат чарап (стрельба из лука) Гарпат чарап (стрельба из лука) Гарпат чарап (стрельба из лука)
Иргичи и эннэкэр (Волк и ягнята)
Оллокор (Рыбаки и рыбки)
Иел хорокини (бой глухарей) Иел хорокини (бой глухарей) Иел хорокини (бой глухарей) Иел хорокини (бой глухарей)
Мавутлугат мавутыт или манюкан (метание мавута) Мэрэтэнтэч хупдан-май (гонки на меховых лыжах) Сонор буюсэк (охота на дикого оленя) Гянан нян никичэрт (ястреб и утки)
Таблица 3
Классификация эвенских упражнений для детей 7-8 лет_
Сила Быстрота Ловкость Выносливость Гибкость
«Орань бадунь есчимэчэк»(Гонки верхом на оленях) «Орань бадунь есчимэчэк»(Гонки верхом на оленях) «Орань бадунь есчимэчэк»(Гонки верхом на оленях) «Орань бадунь есчимэчэк»(Гонки верхом на оленях) «Орань бадунь есчимэчэк»(Гонки верхом на оленях)
«Нокикэчин» (стрельба из лука) «Нокикэчин» (стрельба из лука) «Нокикэчин» (стрельба из лука) «Нокикэчин» (стрельба из лука) «Нокикэчин» (стрельба из лука)
«Делгэнкэлбу бэйди-чек» (охота на зверей)
«Мавуту танчимачак» (перетягивание маву-та) «Мавуту танчимачак» (перетягивание маву-та) «Мавуту танчимачак» (перетягивание мавута) «Мавуту танчи-мачак» (перетягивание мавута) «Мавуту танчи-мачак» (перетягивание мавута)
Гад бодэлди мавутач танчимачинмай» (перетягивание мавутом на одной ноге) « Амнади» (Бери ртом) « Бодэлди неданмай» (Бросок ногой) «Делу дяюли» (спрячь камень)
«Омэн наллай оночэн мавутач танчимай»- « Ни хинмач илдин» - кто быстрее встанет « Илатай» - встать на ноги (из положения
Сила Быстрота Ловкость Выносливость Гибкость
Перетягивание друг друга, завязанным за запястье одной руки лежа на животе руки, ноги завязанные)
«Гуймачин» - выталкивают лбами соперника за заднюю линию «Дылмачак» - борьба « Омэн бодэлди, мэлумэтникэн, дылмачак» - борьба на одной ноге
ЛИТЕРАТУРА
1. Гоголев, Н.Е. Методика физической подготовки гимнастов в вузе с использованием якутских самобытных средств : монография / Н.Е. Гоголев. - Якутск : Издательско-полиграфический комплекс, 2011. - 85 с.
2. Кочнев, В.П. Якутские прыжки : учебное пособие / В.П. Кочнев. - Якутск : Изд-во Якутского ун-та, 1997. - 130 с.
3. Максимова, О.А. Педагогическое обеспечение физического воспитания эвенков в сельских общеобразовательных школах республики Саха-Якутия : дис. ... канд. пед. наук / Максимова О.А. - Якутск, 2007. - 175 с.
4. Роббек, Г.А. Лексика физической культуры эвенов : дис. ... канд. филолог. наук / Роб-бек Г.А. - СПб., 2008. - 179 с.
5. Состояние здоровья, условия жизни и медицинское обеспечение детей в России / Т.М. Максимова, В.Б. Белов, Н.П. Лушкина, Т.А. Королькова, О.Н. Гаенко, Н.А. Барабанова, Т.В. Току-ров, А.Г. Роговина. - М. : ПЕР СЭ, 2008. - 367 с.
6. Шамаев, Н.К. Основы методики урочной системы физического воспитания в школах Севера / Н.К Шамаев. - Якутск : Изд-во Якутского ун-та, 1999. - 120 с.
7. Шумилов, О.Г. Содержание и методика оценки физического развития : метод. рекомендации / О.Г. Шумилов, Т.М. Казачек ; Кемеровск. гос. мед. акад. - Кемерово : [б.и.], 2008. - 21 с.
REFERENCES
1. Gogolev, N.E. (2011), Technique ofphysical training of gymnasts in higher education institution with use of the Yakut original means: monograph, Publishing and printing complex, Yakutsk.
2. Kochnev, V.P. (1997), Yakut jumps: education guidance, publishing house Yakut University, Yakutsk.
3. Maximova, O.A. (2007), Pedagogical ensuring physical training of Evenks at rural comprehensive schools of the Republic of Sakha-Yakutia, dissertation, Yakutsk.
4. Robbek, G. A. (2008), Lexicon of physical culture of Evens, dissertation, St. Petersburg.
5. Maximova, T.M., Belov, V.B., Lushkina, N.P., Korolkova, T.A., Gayenko, O.N., Barabano-va, N. A., Tokurov, T.V. and Rogovina, A.G. (2008), State of health, living conditions and a medical support of children in Russia, PER SE, Moscow.
6. Shamayev, N. K. (1999), Bases of a technique offixed system of physical training at schools of the North, publishing house Yakut University, Yakutsk.
7. Shumilov, O.G. and T.M. Cossacks (2008), Content and technique of an assessment ofphysical development: tutorial, КемГМА, Kemerovo.
Контактная информация: erhaan@mail.ru
Статья поступила в редакцию 20.06.2016