Научная статья на тему 'Физическое воспитание детей-эвенков Южной Якутии'

Физическое воспитание детей-эвенков Южной Якутии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1884
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова О. А., Кочнев В. П.

В статье приводятся материалы по физическому воспитанию детей-эвенков Южной Якутии, которые являются частью духовной культуры этого народа. Физическое воспитание детей с самого раннего возраста способствовало выживанию эвенков в суровых условиях проживания и ведения традиционного вида хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова О. А., Кочнев В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The physical education of evenkian children in the Southern Yakutia

The materials are resulted in the article on physical training of evenkian children in the Southern Yakutia. Which are a part of spiritual culture of this people. Physical training of children from the earliest age promoted survival evenks in severe conditions and conducting a traditional king of a facilities.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание детей-эвенков Южной Якутии»

которых свойственны особые взаимосвязи компонентов, его составляющих, преодолением основных противоречий между разными по ценности мотивами деятельности и проявлением усилий для достижения поставленной цели;

- принципиальным условием, обеспечивающим продуктивность развития интеллекта школьника-спортсмена, являются самодеятельные способы ее организации, когда учащиеся занимают субъектную позицию. Увеличение потенциала самостоятельности в активной учебной, вне-учебной и спортивной деятельности ведет к заинтересованности, к обогащению мотивации участников взаимодействия. Самодеятельность обеспечивает самоутверждение и самовыражение личности ребенка в разнообразных делах и способах поведения, позицию школьника, действующего активно и самостоятельно, проявляющего общественную инициативу и независимость в ситуациях разной степени сложности. Выделены следующие педагогические условия, обеспечивающие в своем комплексе развитие интеллектуальных способностей детей: мотивация детей, отношение их к другим учебным занятиям в школе, зависимость развития личности школьников от направ-

ленности занятий, активная жизненная позиция, рациональное проведение свободного времени, их профессиональная ориентация. Такая организация ведет к субъективности личности школьников-спортсменов, выступающей в качестве условия и результата интеллектуального развития школьника.

Литература

1. Майнберг Эгхард. Основные проблемы педагогики спорта. М.: Аспект Пресс, 1995. 318 с.

2. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев: Олимпийская литература 1999. 318 с.

3. Портнягин И.И., Данилов ДА. Воспитание интеллектуально развитой личности. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2002. 170 с.

4. Портнягин И.И. Интеллектуальное развитие школьни-ка-спортсмена. М.: Академия. 1999. 96 с.

5. Portnyagin I.I. The intellectual development of the schoolpupil- sportsman. М.: Academia, 2000. 96 c.

I.I. Portnyagin

The intellectual development of the schoolpupil- sportsman

The is devoted to a problem and ways of a solution of schoolpupils - sportsmen, directed to the intellectual development, in connection with unsufficient elaboration it in theory and practice of pedagogical bases of the development. In this work the possible ways of the development of a population of theoretical and methodical positions, definig conceptual bases of the formation and development of intelligence of the pupils are considered.

УДК 37.01:39 + 796 (571.56)

O.A. Максимова, В.П. Кочнев

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-ЭВЕНКОВ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ

В статье приводятся материалы по физическому воспитанию детей-эвенков Южной Якутии, которые являются частью духовной кутьтуры этого народа. Физическое воспитание детей с самого раннего возраста способствовало выживанию эвенков в суровых условиях проживания и ведения традиционного вида хозяйства.

Традиции эвенкийского народа по физическому воспитанию детей отражали главным образом знания, накопленные эмпирическим путём. У народов Севера издавна сложилась своеобразная по содержанию, формам и методам система народной педагогики, в частности, физического воспитания. Она способствовала сохранности коренных народов из поколения в поколение в суровых условиях Севера.

Предполагается, что эвенки - исконные обитатели Прибайкалья и Забайкалья. Это единственная народность из всех народов Севера, расселившаяся от Оби до Охотского моря. Считается, что часть эвенков во времена нео-

лита ушли в долину Среднего Амура и в Маньчжурию. Другая часть эвенков под напором гуннов в первые века новой эры передвинулась на Северо-Восток Азии и оказалась в центре юкагирской земли, оттеснив часть юкагиров на Север, часть ассимилировав. Так юкагирская земля - территория нынешней Центральной Якутии - стала землей, занятой эвенками. Эвенки (ламуты) в условиях долгого проживания на северо-востоке несколько обособились, особенно в языке. В настоящее время в Красноярском крае находится Эвенкийский национальный округ -центр развития всех форм национальной культуры эвенков [1].

U 97

В пределах современной Якутии эта народность проживает практически на значительной его части, численность их составляет 18232 человека [2].

Физические упражнения, национальные подвижные игры и состязания эвенков Южной Якутии, их многовековой опыт по воспитанию и образованию подрастающего поколения может быть востребован в качестве составной части духовной культуры этого народа. Современные социальные, экономические условия, в которых оказались эвенки, стимулируют у них проявление национального самосознания и стремления к самовоспитанию через собственные физические упражнения, подвижные игры и состязания, которые используются, начиная с семьи, детских образовательных учреждений, и способствуют выживанию их в суровых условиях существования и ведению традиционного вида хозяйства предков [3].

Значительный вклад в описание физического воспитания малочисленных народов Севера внесли А.П. Окладников [4], Г.М. Василевич [5], В.Г. Тан-Богораз [6], И.Г. Георги [7], Г.Ш. Абсолямов [8], В.И. Прокопенко [9], В.П. Кочнев [3], А.Н. Мыреева [10], A.A. Кудря [11], Н.К. Шамаев [12], и др.

Академик А.П. Окладников [4] полагал, что в процессе возникновения физических упражнений первостепенное по важности значение имела охота. Охотники в совершенстве знали повадки и действия животных и птиц, поэтому подражательные, имитирующие движения зверей и птиц стали основой, прообразами многих физических упражнений. Эти упражнения, игры и состязания эвенов, эвенков, юкагиров и чукчей имеют прикладной характер и отражают особенности их трудовой и бытовой деятельности. Общими для всех северных этносов Якутии являются состязания - гонки на оленьих и собачьих упряжках на различные дистанции; метание аркана в различных вариантах; борьба на снегу обнаженными по пояс; прыжки через нарты; гребля веткой и др. Большое значение народы Якутии придавали ходьбе на лыжах, бегу с палкой по неутоптанному снегу.

Большинство работ о существовании физических упражнений, игр и состязаний у народов Севера относятся к позднему периоду - XVII-XIX вв., периоду прихода русских в Якутский край и организации географических и историко-этнографических исследований европейских и русскихученных [13, 14, 15, 16, 17, 18], которые изучали не только географические особенности расположения Якутии, флору, фауну, а также культуру проживающих здесь народностей.

Значительный вклад в изучение культуры эвенков внесли: Г.М. Василевич [5], С.И. Николаев [13], Н.И. Пономарев [14], В.Ф. Иванов [15], В.Ф. Афанасьев [16], Я.И. Линденау [17], В.И. Прокопенко [9], В.П. Кочнев [3],

А.Н. Мыреева [10], В.Л. Серошевский [18], Ооржак Хе-рел-оол Дажы-Намчалович [19], Н.Д. Неустроев [20] и др. На основе изучения эвенкийского фольклора - нимнгакан (нимнгакавун) - мифы, сказки и сказания, то есть эпичес-

кий жанр; улгурил - рассказы исторического бытового характера; икэр - песни-импровизации, нэнэвкэл (тагивкал)

- загадки, они воссоздали богатейший арсенал физических упражнений, народных игр и состязаний эвенков. Эвенкийский эпос «Нимнгакан» - это героическая борьба одного богатыря одновременно с несколькими противниками. В большинстве случаев в мифолого-эпической традиции в борьбу вступают женщины, которые в физической подготовленности не уступали богатырям-мужчинам [10].

Таким образом, каждый этнос в зависимости от уровня общественного развития, общей культуры, быта, уклада жизни, характера трудовой деятельности, местных географических и природно-климатических условий сформировал свои традиционные физические упражнения, игры и состязания.

Разрабатывая проблему возникновения и развития физического воспитания, профессор Н.И. Пономарев заключает, что среди народов, населяющих Сибирь и Крайний Север, нет буквально ни одного, у которого в той или иной степени не культивировались бы физические упражнения [14].

Народные педагогические традиции несут в комплексе художественно-образные, нравственно-этические понятия и положения, выработанные веками. Они отражают историю народа, специфику социального, природного ареала его существования, особенности мировосприятия, психологии. Физическое воспитание в эвенкийском этносе начинается с момента появления ребенка на свет. Условия жизни заставляют приспосабливаться к суровому климату. Отсюда вытекает вся система физического воспитания этого народа [3].

Эвенки, приспосабливаясь к суровым условиям окружающей среды, большое внимание уделяли закаливанию младенца. «Тунгусы иногда вместо омывания натирают все тело новорожденного снегом, считая, что будто бы выдержавшие подобную операцию бывают потом выносливы к холоду» [14]. Такое закаливание переносили только здоровые дети. Этим объясняется высокая смертность детей ународов Севера, но, несмотря на это, жестокие приёмы закаливания всё равно продолжали применять повсеместно. Они были связаны с поверьем, что только из здорового ребёнка получится человек, способный продолжить род. Когда ребёнку (мальчику) исполнялось три года, его показывали всеми уважаемому старцу для опре -деления, выйдет ли из него богатырь. Если он давал утвердительный ответ, то с этого момента начиналось его физическое воспитание [18].

В физическом воспитании широко применялся детский труд. С девяти лет дети пасли оленьи табуны. В де-сять-двенадцать лет они самостоятельно охотились, умели выслеживать зверя и птицу, ставили ловушки, устраивали приваду, ходили по тайге, дневали и ночевали на морозе. К двенадцатилетнему возрасту они самостоятельно управлялись с оленями и оленьими упряжками, правили

при езде верхом и на нартах. Все виды труда мальчиков Севера одновременно представляли собой системное физическое воспитание [19].

Основными элементами физической подготовки и закаливания детей у эвенков были: поднятие и ношение тяжелого груза, меткая стрельба из лука, метание копья, прыжки через препятствия, быстрый бег, борьба, закаливание на морозе и т.д. Тренировки в поднятии и ношении тяжелого груза начинались с 9-10-летнего возраста. Мальчику сначала давали камень, который он мог поднять самостоятельно и обойти с ним вокруг жилища или пройти по заданному направлению. Со временем вес камня увеличивался, а расстояние удлинялось. Тренирующийся подросток должен был уже бежать с камнем, перепрыгивая через препятствия.

Согласно опросным сведениям о физическом воспитании эвенков с. Тяня, эвенкийская семья старалась воспитать своих сыновей достойными охотниками. Если молодой охотник добывал трех медведей, то он имел особый авторитет. Естественная среда и образ жизни заставляли охотников быть в отличной физической форме. Поэтому родители были заинтересованы в физическом воспитании своего ребёнка и изготавливали ему детские эвенкийские лыжи с одной лыжной палкой. В последующем ему на широких охотничьих лыжах с одной палкой в руке, с охотничьей сумкой и ружьём приходилось часами преследовать зверя.

Интересен обычай испытания юношей, который был довольно широко распространен у некоторых народов Севера. Юношей, достигших определённого возраста, отправляли в тайгу одних, где они должны были обеспечивать себя пищей, жилищем, не рассчитывая на помощь и советы взрослых. Такие испытания воспитывали у них выносливость, волю, мужество, трудолюбие и смекалку [19].

В разные сезоны года национальные виды физических упражнений эвенков были различны. Зимой и весной преобладали катание на лыжах, санях, нартах, езда на оленьих и собачьих упряжках, летом - бег, национальные прыжки, борьба и плавание.

О том, что эвенки - воинственные охотничьи народы и ценят физическую силу, ловкость, отвагу, любят борьбу, состязания и танцы пишет В.Л. Серошевский: «Тунгус может стрелять на ходу, на лыжах, на лодке, верхом на олене, лежа, стоя, прыгая..., и попадать в цель. Он может вбежать на высокую гору, ни разу не передохнув, может не есть, не пить, не спать несколько суток.» [18, с. 217].

В.Л. Серошевский писал, что академик А.Ф. Мидден-дорф в середине XIX в. говорил: «Они обладают известной выправкой, исполнены приличия, ловки, предприимчивы до отваги, живы, откровенны, самолюбивы, охотники наряжаться, а вместе с тем закалены физически» [18, с. 216].

Национальная игра особенно близка менталитету, природным особенностям детей-эвенков, поэтому все дет-

ские национальные игры связаны с охотой, рыболовством, оленеводством, бытом, культурой. Полезными считаются игры, развивающие силу, ловкость, смекалку. Большинство игр носят состязательный характер, развивают различные физические качества. Игры подвижные и «тихие» (нитками на пальцах, различные головоломки из кусочков дерева и кости, вечерние сказки, загадки и т.п.) давали положительные знания, развивали сообразительность.

По устным сообщениям жителей с. Тяня И.Н. Габы-шева и П.Е. Николаева в детстве у них были игры-состязания, например, состязание «Ловля хариуса». На первый взгляд, эта игра простая, а на самом деле она требует проявления различных физических качеств участника. На длинной веревке вывешивался макет рыбы. Участник должен был с разбега, отталкиваясь одной ногой, задеть рыбу маховой ногой. От участника состязания требуется высокая техника выполнения упражнения. Состязание усложняется тем, что подвешенная рыба раскачивается и задеть её весьма трудно. После того, как все участники задевали рыбу, её подвешивали выше и состязания продолжались до тех пор, пока не оставался абсолютный чемпион. Этот вид состязания сохранился в настоящее время. Абсолютный рекорд в этом виде состязания - 2 м 80 см. установил Александр Николаевич Варламов, который в настоящее время заведует кафедрой этнографического центра «Кэн-кэмэ».

Другой, не менее интересный вид состязания -стрельба из лука (гарпат чарап). Его организовывали под руководством взрослого со старшими детьми, которые стреляли из лука в цель, расположенную на дереве.

Такие состязания давали возможность эвенкам успешно сражаться с враждебными племенами. Поэтому в состязаниях принимали участие взрослые и дети. В настоящее время физическое развитие, выносливость, закалка, умение преодолевать природные препятствия связаны с их традиционным образом жизни - кочевым и пастьбой оленей.

На празднике Бакалдын проводятся различные интересные состязания, показывающие силу, ловкость и тренированность участников состязания. Встреча эвенкийского нового года - Бакалдын - была возрождена по инициативе Ассоциации коренных малочисленных народов Севера и ассоциации эвенков Республики Саха (Якутия) в 1991 году. Место проведения этого праздника было выбрано на берегу р. Кэнкэмэ на 45-м километре Вилюйского тракта. На открытие этого праздника были приглашены представители эвенкийских родовых общин Якутии, Бурятии, Эвенкийского Автономного округа и других регионов России. С этого года встреча нового года - праздник Бакалдын проводится ежегодно в конце мая, когда природа начинает вновь оживать. Ежегодно здесь собираются эвенки, разбивают биваки, ставят чумы - ураса, проводят обряды: Чичипкан - причащение к родовому огню, обряд поклонения хозяину тайги Амикан (медведь). Затем просят разрешения у духов на проведение праздника, разжи-

и 99

гают родовой огонь, отдают дань местности. После всех обрядов начинаются игры, хороводы и состязания. Распространены игры на выносливость, быстроту и смекалку, такие как «Сокол и утки», «Олени и волк», «Прыжки через палку». В них участвуют все от мала до велика.

На другом празднике - «День оленевода» не обходится без любимого вида состязаний - гонок на меховых лыжах (мэрэнтэч хупданмай). Этот праздник проводится весной. История возникновения последнего вида состязания связана с необходимостью преодоления больших расстояний, преследования по насту лося и т.п. Конструкция меховых лыж отличается от спортивных тем, что они широкие, с ходовой стороны наклеивается по всей поверхности мех из камуса лося, и предназначены для передвижения по глубокому снегу. Они не проваливаются в снегу, отдача отсутствует, так как камус наклеивается так, чтобы направление ворса было назад. На таких лыжах состязания устраивались по ненакатанному снегу.

Эвенкийский вариант прыжков через нарты отличается от якутского национального прыжка через нарты тем, что прыжок выполняется на одной ноге.

Наши исследования физического воспитания эвенков Южной Якутии показали, что они в процессе своего исторического развития, в силу ограниченности социальноэкономических и экстремально-климатических условий существования, тяжелого физического труда при занятии оленеводством, охотой, рыболовством, собирательством создали собственную самобытную, достаточно рациональную систему физического воспитания детей. Эта забота была связана с необходимостью воспитать в ребенке чувство настоящего хозяина тайги и тундры, человека, который мог бы успешно жить и работать в суровых климатических условиях Якутии.

В результате обучения в школах на якутском и русском языках в период учебного года жизни школьников в интернатах происходило постепенное исчезновение обычаев, традиций и языков коренных народов Севера, в том числе и эвенков. В последние десятилетия остро встал вопрос сохранения у каждого этноса языка, культуры, традиционного быта, в том числе и физического воспитания. Поэтому у эвенков возрождение языка, культуры и традиционных методов физического воспитания проводится возобновлением преподавания родного языка в школах, проведением национальных культурно-массовых мероприятий с обязательным включением в состязания национальных видов спорта.

Накопление опыта физического воспитания эвенков Южной Якутии происходило и распространялось эмпирическим путем и передавалось из поколения в поколение. Традиционное физическое воспитание при этом выполняло свою главную жизненно важную функцию - приспособление этноса к суровым условиям Севера, укрепления здоровья и приучения к традиционным видам деятельности эвенков (оленеводство, охота, рыболовство и т.д.). Как показали результаты наших исследований, фи-

зическое воспитание широко применяется и в настоящее время в местах компактного проживания эвенков. Предположение о том, что физические упражнения, национальные подвижные игры и состязания эвенков Южной Якутии, их многовековой опыт по воспитанию и образованию подрастающего поколения востребован в качестве составной части духовной культуры полностью подтвердился.

Нами собраны и описаны 92 эвенкийские подвижные игры и 27 видов состязаний детей дошкольного и школьного возраста, которые традиционно способствовали сохранению физического развития этого этноса. Эти виды физического воспитания с содержанием национального компонента официально существуют в общеобразовательных учреждениях в местах компактного проживания эвенков в с. Тяня Олекминского улуса, с. Эжанцы Усть-Майс-кого улуса, с. Хатыыстыр Алданского улуса и с. Иенгра Нерюнгринского улуса.

В разделе «Основные виды традиций» изучается родной фольклор, где учитывается воспитательная ценность народных сказок, эффективно используются различные формы знакомства детей с художественной литературой. Для того, чтобы иметь представление о реальной жизни эвенков, детей знакомят с героическими сказаниями и преданиями. Для этого педагоги ведут беседы о жизни древних эвенков. Например, тема «Дю» (чум) - это знакомство с древним эвенкийским жилищем. Для этого имеется рисунок и макет небольшого чума. В детском саду «Сардана» с. Хатыыстыр Алданского улуса широко используются подвижные игры эвенков, такие как «Борьба оленей» (Иел орорни), «Набрось маут» (Нудакал маутви), «Спрячем напёрсток» (Уняптунми даякал), «Кто дальше кинет камушек» (Ни гороло нудадян делоконмэ).

В общеобразовательных школах существуют различные спортивно-оздоровительные программы. Национальная эвенкийская общеобразовательная школа с. Тяня работает по учебной программе с содержанием национального компонента. В ней введена программа «Авгара» (здоровье), в которую включены эвенкийские состязания и национальный праздник встречи солнца «Бакалдын». Целью программы является формирование потребностей у учащихся проявлять заботу о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом. Преподаватели физической культуры в вариативную часть учебной программы включили национальный компонент - это эвенкийские физические упражнения, игры и состязания. В других сельских и городских школах Олекминского улуса в учебно-воспитательном процессе применяют некоторые элементы народных видов физических упражнений, игр и состязаний, в том числе эвенкийских.

Кроме того, администрация муниципального образования «Олёкминский улус» разработала и внедрила улусную программу «Здоровый образ жизни» на территории всего улуса, в том числе иве. Тяня на 2004-2008 годы.

В эту программу введены и ряд национальных видов соревнований и праздников.

Большим достижением эвенков Южной Якутии является то, что они сохранили, развивают и, самое главное, применяют народные игры и состязания в современной системе физического воспитания, пропаганде здорового образа жизни, организации досуга и подготовке спортсменов по национальным видам спорта. С каждым годом эта система принимает новые формы и выполняет образовательные, оздоровительные, воспитательные функции. Бережно сохраняя наследие своих предков, эвенкийский народ вносит в него новое содержание, направленное на сохранение самобытности культуры, традиций и языка.

Литература

1. Сафронов Ф.Г. Энциклопедия Якутии. М., 2000. Том 1. 539 с.

2. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб./ Госкомстат России. М., 2002. 690 с.

3. Кочнев В.П. Физические упражнения, игры и состязания народов Крайнего Севера и Юго-Востока Якутии (эвены, эвенки, юкагиры, чукчи) // Тезисы докл. V научно-практ. конф. спорткомитета ЯАССР. Якутск, 1986. С. 36-37.

4. Окладников А.П. Археологические данные о древнейшей истории Прибайкалья // Вестник древней истории. 1938. Т. 1-2. 227 с.

5. Василевич Г.М. Игры малых народностей Севера // Сб. МАЭ АН СССР. М., 1949. Т. XI. 290 с.

6. Тан-Богораз В.Г. Игры малых народностей Севера. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. 112 с.

7. Георги И. Тунгусское сказание // Фольклор эвенков Бурятии. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958. 51 с.

8. Абсолямов Г.Ш. Национальные виды спорта в РСФСР. М.: Знание, 1967. 64 с.

9. ПрокопенкоВ.И. Перспективы применения самобытной физической культуры народов Севера // Физическая подготовленность населения Дальнего Востока. Хабаровский гос. ин-т физ. культуры. Омск, 1985. С. 43.

10. Мыреева А.Н. Эвенкийские героическиесказания: Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, 1990. 80 с.

11. КудряА.А. Осиктакан (звездочка). Л., 1991. 34 с.

12. Шамаев Н.К. Семейное физическое воспитание на национальных традициях. Якутск, 2003. 28 с.

13. Николаев С.И. Эвены и эвенки Юго-Восточной Якутии. Якутск: Кн. изд-во, 1964. 203 с.

14. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. М., 1970. 248 с.

15. ИвановВ.Ф. Историко-этнографическое изучение Якутии Х^-Х^1 вв. М.: Наука, 1974. С. 92.

16. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск. 1979. 184 с.

17. Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII в.) // Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан: Кн. изд-во, 1983. 131 с.

18. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд. М., 1993. 736 с.

19. ОоржакХерел-оол Дажы-Намчалович. Этнопедагоги-ческие проблемы физической культуры народов южной Сибири. Автореф. ... докт. дисс. СПб., 1996. 34 с.

20. Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера. Якутск; 1999. 140 с.

O.A. Maximova, VP. Kochnev

The physical education of evenkian children in the Southern Yakutia

The materials are resulted in the article on physical training of evenkian children in the Southern Yakutia. Which are a part of spiritual culture of this people. Physical training of children from the earliest age promoted survival evenks in severe conditions and conducting a traditional king of a facilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.