Научная статья на тему 'Кайдзен поможет в оценке персонала'

Кайдзен поможет в оценке персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЙДЗЕН / KAIZEN / ПЕРСОНАЛ / STAFF / ПРАВИЛА GMP / ИСО / ISO / GMP GUIDELINES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазарева О.А.

В статье рассмотрено использование философии кайдзен с целью оптимизации штата, снижения себестоимости и повышения конкурентоспособности фармацевтического предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kaizen will help in staff assessment

The article tells about applying kaizen philosophy for the purpose of downsizing, cost reduction and increasing competitiveness of a pharmaceutical company.he article tells about applying kaizen philosophy for the purpose of downsizing, cost reduction and increasing competitiveness of a pharmaceutical company.

Текст научной работы на тему «Кайдзен поможет в оценке персонала»

МЕНЕДЖМЕНТ

О.А. ЛАЗАРЕВА, эксперт-аудитор, Государственный институт лекарственных средств и надлежащих практик Министерства промышленности и торговли РФ, Москва

Кайдзен поможет в оценке персонала

В статье рассмотрено использование философии кайдзен с целью оптимизации штата, снижения себестоимости и повышения конкурентоспособности фармацевтического предприятия.

• ВВЕДЕНИЕ

Одной из задач любого производства, включая производство лекарственных средств (ЛС), является снижение расходов. Руководители предприятий, ставя перед собой эту цель, часто рассматривают такой путь, как снижение расходов на персонал, в т. ч. и за счет сокращения его численности. Для того чтобы данная процедура не снизила конкурентоспособность предприятия из-за внутрипроизводственного брака и попадания на рынок некачественной продукции вследствие ошибок персонала, можно порекомендовать использовать мировой опыт и внедрить на предприятии такую философию, как кайдзен. Впервые философия кайдзен была применена в ряде японских компаний (включая Toyota) в период восстановления после Второй мировой войны и с тех пор распространилась по всему миру.

• ПРИМЕНЕНИЕ ФИЛОСОФИИ КАЙДЗЕН

Никто, конечно, не будет отрицать того факта, что количество работников не должно быть избыточным. Оно должно быть оптимальным для решения стоящих перед фармацевтическим предприятием задач. Именно об этом говорится в гл. 2 «Персонал» Правил организации производства и контроля качества лекарственных средств (далее — Правил): «Производитель должен иметь достаточное количество персонала, имеющего необходимую квалификацию и опыт работы. Круг должностных обязанностей каждого работника не должен быть слишком обширным, чтобы исключить возможность возникновения рис-

Ключевые слова:

кайдзен, персонал, правила

СИР, ИСО

ков для качества продукции». Процесс оптимизации штатного состава надо проводить исходя из того, что сотрудники — одна из главных ценностей любой компании. И это относится не только к тем, кто занимает высокие посты и практически никогда не попадает под сокращение. Высшему руководству всегда следует помнить о том, что ЛС (а именно оно важно как продукт, имеющий ценность) создается не топ-менеджерами, а мастерами, рабочими и менеджерами среднего звена. Для примера рассмотрим такую ситуацию.

Квалифицированный персонал получает довольно высокую заработную плату и другие виды мотивации (например, постоянное повышение квалификации). Руководство компании, рассматривая увольнение как способ экономии, сокращает опытных сотрудников и набирает (исходя из принципа, что и

Keywords: kaizen, staff, GMP guidelines, ISO

The article tells about applying kaizen philosophy for the purpose of downsizing, cost reduction and increasing competitiveness of a pharmaceutical company.

O.A. LAZAREVA, expert auditor, State Institute for Drugs and Good Practices of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation, Moscow. KAIZEN WILL HELP IN STAFF ASSESSMENT.

РШШиум|201Р5Т| 61

медведя можно научить кататься на велосипеде) новых людей, которые, не имея соответствующего образования и опыта, не в полной мере осознают социальную ответственность за качество производимого ЛС и часто начинают работать по принципу «и так сойдет». Такая ситуация губительна для любой отрасли, но в фармацевтической промышленности она неприемлема! Любой профессиональный руководитель должен понимать, что работа по принципу «а что там сложного: замешал, растворил, и ладно» в производстве ЛС недопустима!

В результате неверного подхода руководства квалифицированные сотрудники, не желая находиться под угрозой сокращения, увольняются сами, т. к. они не любят неопределенности, и находят другую работу, где их профессиональные и личностные качества будут оценены. А работодатель остается со слабым звеном.

Поэтому если оптимизация численности происходит по принципу «сократим как можно больше квалифицированных рабочих, мастеров, менеджеров среднего звена, а потом при необходимости наберем неквалифицированный персонал», то, как показал мировой опыт, это путь неэффективный и нерезультативный. И конечно, затрудняющий выполнение требований Правил, предусматривающих не только наличие основного образования у каждого сотрудника, деятельность которого может повлиять на качество продукции, но и проведение первичного и последующего непрерывного обучения, а в случае работы в чистых зонах и зонах работы с опасными агентами — еще и специального обучения.

Что же можно предпринять в данной ситуации?

Руководителю предприятия следует стать лидером преобразований, провести объективную оценку персонала (вне зависимости от служебного положения) и в результате этого оставить в компании только тех сотрудников, которые готовы к повышению производительности и эффективности труда за счет внедрения изменений и инноваций в свою деятельность. Вот как говорил об этом Джек Уэлч (легендарный лидер General Electric в период 1981—1986 гг.): «Я на-

PEMEOUUM

МЕНЕДЖМЕНТ

ТАБЛИЦА

Принцип кайдзен Принцип GMP

Встраивание качества в процесс как можно раньше (качество должно встраиваться в процесс, проверка не создает качества) Управление качеством как всеобъемлющее понятие, применяемое ко всем стадиям жизненного цикла ЛС

Всеобщий контроль качества Ответственность каждого сотрудника за качество ЛС

Управлять — значит начать с планирования и сравнить план с результатом Установление и поддержание постоянно контролируемого состояния в отношении эффективности процесса и качества ЛС

Анализ происходящего на предприятии и действие на основе фактов (делай выводы, опираясь на достоверные данные) Периодический обзор функционирования фармацевтической системы качества. Обзор качества продукции

Открытое признание проблем, устранение основной причины и предотвращение рецидивов Система управления несоответствиями и система управления корректирующими и предупреждающими действиями (САРА)

Создание рабочих команд Создание рабочих групп по различным аспектам GMP: валидации, управлению рисками

Всеобщий уход за оборудованием Разработка и соблюдение процедур надлежащей эксплуатации, обучение поддержанию чистоты и порядка на рабочем месте

Развитие по горизонтали (распространение личного опыта) Элемент системы непрерывного обучения

Сохранение статуса стандартизированного процесса Контроль изменений

Визуализируемый менеджмент Наглядные инструкции для персонала

62

чинаю менять компанию, я хочу поднять производительность, радикально улучшить качество, вдвое уменьшить число уровней иерархии... Компания может выжить только при таких условиях, это не мой выбор — это закон конкуренции. Тех, кто готов строить новую компанию, я приглашаю в свою команду. Я никого не увольняю, но не успевающие за изменениями и за лидерами преобразований должны уйти». Сразу встает вопрос: какие преобразования целесообразно проводить в фармацевтической компании? Ответ дает одна из самых известных философий бизнеса — философия кайдзен. Кайдзен применительно к производству — это постоянное улучшение, совершенствование, которым занимаются все в своей деятельности — от руководителя до рядового сотрудника. Кайдзен означает небольшие, но постоянные улучшения в ходе стандартизированных действий и процессов, не меняющие их статус-кво. Философия кайдзен тесно связана с философией бережливого производства, т. е. производства, минимизирующего потери.

Многие подходы кайдзен коррелируют с подходами и принципами Правил организации производства и контроля качества лекарственных средств, особенно в свете последних актуализаций, сблизивших подходы GMP и ИСО (табл.). Воз-

рождение на производстве системы рационализаторских предложений, позволяющей сотруднику ощутить себя полноправным участником процесса, также является частью философии кайдзен. Хочется отметить еще одну очень важную в сложной экономической ситуации черту кайдзен. Любые перемены страшат людей, радикальные или революционные способы достижения поставленных целей часто неуспешны, потому что усиливают этот страх. Однако маленькие шаги кайдзен смягчают отрицательную реакцию мозга, стимулируя и рациональное, и творческое мышление. Часто топ-менеджеры, склонные к новациям, предпочитают закупать новое оборудование, увольнять много старых сотрудников и нанимать на их место порой еще большее число новых людей, считая, что данными действиями они повышают конкурентоспособность своего бизнеса. С другой стороны, руководители, ориентированные на кайдзен, понимают, как использовать уже имеющуюся инфраструктуру, персонал и другие ресурсы, чтобы улучшить производительность труда и снизить себестоимость продукции.

• ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оптимизация численности персонала должна быть хорошо продумана. Руково-

дитель компании может пойти путем предоставления возможности проявить себя работникам всех уровней, например во внедрении философии кайдзен в подразделениях предприятия. По результатам работы через некоторое время уже будет видно, кто готов к переменам и улучшению деятельности, а кто — нет. Очевидно, что компания должна будет направить свои усилия на сохранение лидирующего ядра сотрудников всех уровней и сократить персонал, тормозящий ее развитие. В такой ситуации будут «и волки сыты, и овцы целы», т. е., с одной стороны, компания останется способной выпускать качественные ЛС, с другой — ушедшие сотрудники будут осознавать, что они объективно не отвечают современным требованиям компании. »

ИСТОЧНИКИ

1. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 14 июня 2013 г. №916 «Об утверждении Правил организации производства и контроля качества лекарственных средств». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_d oc_LAW_152004/?frame=1.

2. Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний. Масааки Имаи; Пер. с англ. 3-е изд. М.: Альпина БизнесБукс, 2007. (Сер. «Модели менеджмента ведущих корпораций»»).

3. Концепция стандартов ИСО 9000. URL: http://quality.eup.ru/GOST/konc9000.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.