Научная статья на тему 'Использование преимуществ системы кайдзен для повышения производительности труда'

Использование преимуществ системы кайдзен для повышения производительности труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2293
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кайдзен / традиционный менеджмент / производительность труда / оптимизация производства / кайдзен / традиційний менеджмент / продуктивність праці / оптимізація виробництва / kaizen / traditional management / labour productivity / optimization of production

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костенко Тетяна Олегівна

Раскрыто сущность системы кайдзен, ее основные элементы и возможности использования в повышении производительности труда. Проанализирована специфика внедрения кайдзен в Японии, США и Европе, а также в Украине и России. Дана сравнительная характеристика традиционного и кайдзен-менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAKING ADVANTAGES OF KAIZEN TO IMPROVE LABOUR PRODUCTIVITY

The paper encapsulates the essence of kaizen system, its main elements and the possibility of use it in enhancing labour productivity. The study examines a specific of kaizen implementation in Japan, the U.S. and Europe as well as in Ukraine and Russia. The comparative analysis of traditional and kaizen management is presented.

Текст научной работы на тему «Использование преимуществ системы кайдзен для повышения производительности труда»

дiяльностi кооперативу, оскiльки кооператив забезпечуе зайнятiсть сiльського населення.

5. Рентабельнють продажу хоча i зростае iз року i рiк проте знаходиться поки що на досить низькому рiвнi.

Висновки. Аналiз зарубiжного досвiду аграрного сектору дав пщстави визначити, що посилення конкурен-тоспроможностi вiтчизняноí сiльськогосподарськоí про-дукци в умовах глобалiзацií можливе на засадах розви-тку сiльськогосподарськоí кооперацп, тако''' форми гос-подарювання в системi аграрних вiдносин, яка збалан-совано поеднуе економiчну, соцiальну та еколопчну складовi. Зокрема, доведено, що рацюнальне господа-рювання забезпечують лише т форми господарювання, якi враховують соцiально-економiчну та геофiзичну специфiку стьського господарства, особливостi стьсь-когосподарсько' прац та методiв господарювання. Найбiльш поширеними серед таких форм е фермерськ та селянськi господарства, якi об'еднуються у стьсько-господарськi кооперативи.

Список використаних джерел

1.Базилевич В.Д., Базилевич К.С. Ринкова економка: основн1 по-няття I категорп: Навч. поЫб. - 2-ге вид., стер. - К.: Знання, 2008 -263 с. - (Вища освгта XXI столптя).

2. Гражевська Н.1. Економ1чн1 системи епохи глобальних зм1н: Мо-нограф1я - К.: Знання, 2008. - 431 с.

3. Новичкова Н. Закономерности глобализации мирового сельского хозяйства и ее проявление в сельском хозяйстве России: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.01 / Новичкова Наталья Александровна. - М., 2004. - 195 с.

4. П1менова О.В. Мал1 форми господарювання як чинник конкурен-тоспроможност1 АПК. / О.В. П1менова // Науков1 прац1 Нацюнального ушверситету харчових технолопй. - № 39. - 2011. - С. 83-87 (0,4 д.а.).

Е. Пименова, асеист.

КНУ имени Тараса Шевченко, Киев

5. Молдаван Л. Аграрний сектор: час принципово змшити орюнтири розвитку. [Електронний ресурс] // Режим доступу: http://dt.ua/articles/ 60696.

6. Сайт Центрального товарного кооперативу Райфайзен Ре'н-Ма'ш. [Електронний ресурс] // Режим доступу: http://www.rwz.de/

7. Закон "Про стьськогосподарську коопера^ю". [Електронний ресурс] // Режим доступу: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi? nreg=469%2F97-%E2%F0

8. ^менова О. В. Сiльськогосподарська обслуговуюча коопера^я як чинник конкурентного господарювання малих i середнiх господарств в Укра'ш /О.В. Пiменова// Вiсник Ки'вського нацюнального ушверситету iменi Тараса Шевченка: Економка. - №148. - 2013. - С. 58-61.

9. Булат М. А. Державна пщтримка в системi регулювання стьсько-го господарства: автореф. дис. ... к.е.н.: 08.00.03 / Булат Марiя Андрпв-на ; Нац. наук. центр "1н-т аграр. економки" УААН. - КиТ'в, 2010. - 19 с.

10. Геець В. М. Суспiльство, держава, економка: феноменологiя взаемодп та розвитку / В. М. Геець; НАН УкраТни; 1н-т екон. та прогно-зув. НАН Укра'ни. - К., 2009. - 864 с.

11. Ковальски А. Польський агробiзнес в перюд глобалiзацiТ та ев-ропейсько''' Ытеграцп / А. Ковальски // Економка АПК. - 2010. - № 11. -С. 167-178.

12. Лопатинський Ю. М. Вплив глобалiзацiйних процеЫв на розви-ток вгтчизняного аграрного сектора. [Електронний ресурс] / Ю. М. Лопатинський // Чершвецький нацiональний унiверситет iменi Юрiя Федько-вича, Чернiвцi. - Електронш данi. - Режим доступу: http://zbirnuk.bukuniver.edu.ua/ed_work /n_5/4.pdf

13. Новичкова Н. Закономерности глобализации мирового сельского хозяйства и ее проявление в сельском хозяйстве России: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.01 / Новичкова Наталья Александровна; Российский государственный социальный университет. - М., 2004. - 195 с.

14. Савицька С. О. Транснацiоналiзацiйнi фактори Ытеграцп Укра'ни у свтэве господарство: автореф. дис. ... к.е.н.: 08.00.01 / Савицька Свп"лана Олександрiвна; Ки'вський нацюнальний економiчний ушвер-ситет iменi Вадима Гетьмана. - Ки'в, 2010. - 18 с.

Надшшла до редакцп 15.09.13

СЕЛЬСЬКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБОЛИЗАЦИИ

Исследована сельскохозяйственная кооперация как фактор обеспечения конкурентоспособности в аграрном секторе экономики Украины в условиях глобализации. Проанализирован опыт развитых стран развития сельскохозяйственной обслуживающей кооперации. Обоснована важность развития сельскохозяйственных кооперативов в Украине.

Ключевые слова: аграрный сектор, социо-экологоэкономические формы хозяйствования,сельскохозяйственная кооперация, конкурентоспособность, фермерство.

O. Pimenova, Asistant of Professor

Taras Shevchenko National University of Kyiv, Kyiv

AGRICULTURAL COOPERATION AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS IN AGRARIAN SECTOR UNDER GLOBALIZATION

Agricultural cooperation as a factor of providing of competitiveness in agrarian sector of Ukraine under globalization is studied. Experience of developed countries of development agricultural serve cooperation is analyzed. An importance of development of agricultural cooperatives in Ukraine is confirmed.

Key words: agrarian sector, socio-ecologoeconomic forms of economy, agricultural cooperation, competitiveness, farming.

УДК 331.101.6

Т. Костенко, асп. КНУ имени Тараса Шевченко, Киев

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ СИСТЕМЫ КАЙДЗЕН ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

Раскрыто сущность системы кайдзен, ее основные элементы и возможности использования в повышении производительности труда. Проанализирована специфика внедрения кайдзен в Японии, США и Европе, а также в Украине и России. Дана сравнительная характеристика традиционного и кайдзен-менеджмента.

Ключевые слова: кайдзен, традиционный менеджмент, производительность труда, оптимизация производства.

Постановка проблемы. В современных условиях ведения бизнеса будущее компаний, желающих занять лидирующие позиции в сложной конкурентной среде, зависит от активного стремления к долгосрочному развитию, повышению производительности труда, эффективному управлению инновациями, достижению слаженных и профессиональных действий каждого работника предприятия.

Сегодня лидерами на рынке становятся не те компании, которые владеют значительными ресурсами, а те, которые способны повышать уровень производительности труда. Ужесточение конкуренции на рынке заставляет использовать новые методы и технологии повышения производительности труда, но ресурсы для этого, к сожалению, ограничены.

© Костенко Т., 2013

По нашему мнению, японская стратегия кайдзен, основанная на непрерывном совершенствовании всех процессов в компании, - это эффективный путь достижения лидирующих позиций на рынке без значительных финансовых затрат.

Анализ последних исследований и публикаций. Использованию системы кайдзен в управлении производством посвящены работы таких украинских и зарубежных ученых, как: Вадан О. [1], Гончарова И. [3], Ко-миренко В. [8], Марков В., Рабунец П. [7], Рингис А. [11], Роговая И. [12] и другие. Повышение производительности труда в свою очередь исследуют: Гришнова О., Диесперов В., Игнатовский П., Ильин В., Пасека А., Ре-венко А., Яковлев Р. и другие. В то же время в научной литературе нет работ, которые описывают взаимосвязь между использованием системы кайдзен на предприятии и повышением производительности труда.

Цель статьи - исследование возможности использование японского опыта управления на украинских предприятиях для повышения производительности труда.

Изложение основного материала исследования.

"Система кайдзен" - это постоянное стремление к совершенствованию, воплощенное в конкретные формы, методы и технологии. Слово кайдзен состоит из двух частей: KAI - "изменение" и ZEN - "мудрость", "хороший", "к лучшему" [2]. В Японии этот метод используют компании Toyota, Nissan, Canon, Honda, Komatsu, Matsushita. В России кайдзен внедряют только крупные предприятия - ГАЗ, РУСАЛ. Так как эта система зародилась в компании Toyota, ее в основном пытаются применять на автомобильных заводах и других производственных предприятиях. Вместе с тем она может эффективно работать в любой компании, создающей собственный товар или услугу [7].

Масааки Имаи, основатель данной системы, представлял кайдзен как стратегию-зонтик, объединяющую многие методы оптимизации производства и повышения эффективности (рис. 1).

Рис.1. "Зонтик" кайдзен

Источник: [6]

Кайдзен определяет две главных функции менеджмента: поддержание, направленное на обеспечение выполнения стандартных рабочих процедур, и совершенствование - улучшение существующих стандартов. В основе кайдзен лежит принцип "никогда не удовлетворяться существующим положением вещей" [1].

Постоянное совершенствование процессов и операций в стиле кайдзен имеет пошаговый характер (рис. 2) и основывается на движении к полному устранению затрат, не добавляющих реальную ценность для потребителя.

Рис. 2. Этапы реализации системы кайдзен на предприятии

Источник: составлено автором

В процесс улучшения ведения бизнеса вовлекаются все работники - от руководителя самого верхнего звена, до рядового сотрудника. Каждый сотрудник организации предлагает небольшие улучшения на регулярной основе. В большей степени предложения по улучшению не носят глобального характера, а являются незначительными усовершенствованиями. В этом и заключается суть системы кайдзен - большое количество

Первыми в России внедрением элементов кайдзен занялись в начале 2000-х годов предприятия машиностроения: Группа ГАЗ и ПАО "КамАЗ". В первый же год полученный экономический эффект на пАо "КамАЗ" составил более 600 млн. рублей, а за последние шесть лет эта цифра выросла до астрономических 23 млрд. рублей. За это время было подано 707 тысяч кайдзен-предложений по улучшению производственного процесса, а также высвобождено 364 тыс. кв. метров площадей, которые неэффективно использовались компанией, кроме того в январе 2009 года выработка на одного сотрудника на заводе составляла 152 тыс. рублей в месяц, а в 2012 году - 260 тыс. Таким образом, предприятие за три года улучшило свою работу практически на 70%, а внедрение бережливого производства "КамАЗу" обошлось всего в 152 млн. рублей - менее 1% от полученной впоследствии прибыли [16].

Философию кайдзен называют сильнейшей философией японского менеджмента. Мировой опыт это доказывает. Для украинских предприятий философия кайдзен может стать еще одним шагом к процветанию. Однако украинские компании не спешат с внедрением таких систем управления качеством, как кайдзен. Это можно объяснить многими причинами. Прежде всего, это отсутствие теоретической и практической базы, ярких примеров преобразований, экономическая нестабильность. Важны также различия в ментальности -украинские работники со страхом и враждебностью относятся к изменениям, тем более кардинальным. Основной же проблемой в применении принципов кайдзен в Украине является высокая текучесть кадров (по сравнению с пожизненным наймом сотрудников в средних и крупных японских компаниях) и небольшой стаж работы сотрудников, ведь самые ценные идеи генерируются не ранее чем через 3-5 лет работы на одном месте.

Однако уже сегодня можно назвать примеры успешного внедрения философии кайдзен в Украине.

В 2007 году компания Кока-Кола Бевериджиз Украина во главе с генеральным директором Марчел Мартином начала внедрение философии кайдзен. За пять лет 90% сотрудников украинского завода Кока-Кола вовлечены в кайдзен и в компании уже видны позитивные сдвиги. Например, несколько лет назад, еще до

малых, незначительных улучшений приводит к существенному улучшению качества выполняемой работы.

За 60-летний период внедрения кайдзен компания Toyota добилась невероятных успехов в бизнесе; вышла на лидирующие позиции в своем секторе, и сегодня её конкурентоспособность очень высока.

Особенности внедрения кайдзен в различных странах представлены в табл. 1.

внедрения кайдзен, в компании действовала программа инноваций, когда за каждое рационализаторское предложение сотруднику предлагалась существенная вознаграждение. Однако за полгода не было подано ни одной заявки. Сегодня благодаря концепции кайдзен поступает восемь - девять предложений в неделю. В результате ежегодная экономия составила более 3 млн. грн. [17]. Так, система кайдзен, основана фактически на идеях и навыках персонала, ведет к повышению эффективности работы компании, а сотрудники тем самым чувствуют вовлеченность в деятельность компании и повышают свою производительность.

Еще один пример выигрыша руководства от внедрения системы кайдзен просматривается на фирме БИо, которая является представительством компании "Тойота" в Украине. Новая философия ведения бизнеса позволила БИо на 30% сократить производственные расходы, уменьшить количество сотрудников и увеличить объем производства [11]. Так, кайдзен стимулирует работников постоянно предлагать улучшения и внедрять их в режиме ежедневной работы, что положительно влияет на эффективность деятельности организации. Следовательно, компании, использующие кайдзен, повышают рентабельность и конкурентоспособность и при этом обходятся без крупных капиталовложений: упор делается на повышение производительности труда, уменьшение затрат и улучшении качества продукции.

За 3 года практики кайдзен на мебельной компании "Снайт" состоялось:

• сокращение арендуемой площади с 6 тыс. метров до 3,5 тыс. метров;

• сократился средний срок выполнения заказов с 24 дней до 8, в результате чего выросла оборачиваемость и снизились затраты;

• протяженность производственной линии уменьшилась со 150 метров до 60 метров;

• сократилась численность персонала с 120 до 65 человек, но повысилась их производительность труда [11].

Ежедневные улучшения не требуют серьезных финансовых затрат. Для осуществления кайдзен нужно, чтобы люди использовали свой разум и концентрировали внимание на выполняемых работах. При этом процессы кайдзен часто незаметны или едва различи-

Таблиця 1. Специфика внедрения кайдзен в Японии, США и Европе, а также в Украине и России

Параметр Япония США и Европа Украина, Россия

Цели в развитии персонала Развитие специфичных для компании знаний, навыков, отношений Развитие навыков, нацеленных на повышение производительности Отсутствие плана развития персонала

Методы развития персонала Перемещение между разными видами деятельности внутри компании Развитие через повышение сложности заданий по основному виду деятельности, тренинги Обучение, ротация по основной деятельности

Срок реализации При поддержке руководства и внедрении культуры на всех уровнях концепция применяется в течении 30 - 40 лет Часто применение концепции прекращается через 1 - 3 года - в результате смещения фокуса руководства Прекращение применения после получения быстрых результатов или при неполучении быстрых результатов

Особенности внедрения Строгая дисциплина Недостаток дисциплины в планировании, выполнении и закрытии проектов Скептицизм, слабая поддержка со стороны руководства

Обучение персонала Регулярное внутреннее обучение сотрудников, участие менеджмента Внешнее обучение (меньше объем и адаптивность обучения) Недооценка роли обучения

*Источник: [6]

мы, а их результаты редко проявляются сразу. Глобальные же инновации всегда требуют крупных инвестиций для покупки новых технологий, оборудования. Система, созданная в результате внедрения инновации, неизбежно деградирует, если не прилагать усилий сначала к ее поддержанию, а затем и к совершенствова-

нию. Эффект от инновации постепенно снижается из-за острой конкуренции и устаревания стандартов. Кайдзен же помогает обеспечить неуклонный подъем.

Основные отличия кайдзен от традиционного менеджмента представлены в табл. 2.

Таблица 2. Сравнительная характеристика традиционного- и кайдзен-менеджмента

Характеристики Традиционный поход Система кайдзен

Основная цель Опередить конкурентов Завоевать потребителей

Рынок Компания производит, что может произвести Компания производит то, что нужно потребителям

Ориентация менеджмента На результат На процесс и результат

Культура менеджмента Проблемы решаются после их возникновения Действия принимаются до того, как возникает проблема, чтобы предотвратить ее появление

Отношение к изменениям Изменения должны происходить как можно реже Изменения должны происходить ежедневно

Роль руководителей Босс Тренер

Отношение к персоналу Сотрудники рассматриваются как "добытчики" прибыли Сотрудники рассматриваются как основные активы

Решение проблем Поиск решения проблем ведется в комнате для переговоров Поиск решения проблем ведется на месте их возникновения

Регламенты и процедуры Пишутся раз и навсегда Динамичны и рассчитаны на постоянные изменения

Рабочее место Рассматривается как источник проблем Рассматривается как источник улучшений

Обучение персонала Проводится только для определенного круга сотрудников Проводится для всех сотрудников

Методы работы Ориентированы на постоянство (консерватизм) Ориентированы на улучшения

Управленческая информация Доступ к внутрикорпоративной информации ограничен Доступ к информации открыт

Ответственность персонала Ответственность группы Личная ответственность за свою деятельность

Отношение к проблемам Сам факт существования проблемы - проблема Проблемы рассматриваются как стимул к улучшениям

Поиск первопричины проблемы Не выражен Организация поиска и устранения первопричины проблемы

Повод для изменений Главный критерий - прибыль; есть прибыль - нет повода для изменений Необходимость удовлетворять потребности клиентов и превзойти их ожидания

Участие в изменениях Специалисты или "отобранный персонал" Все сотрудники

Значения показателей Важно повысить среднее значение показателей эффективности работы, не учитывая отклонений от него Важно устранить нежелатель-ные отклонения от среднего значения показателей эффективности работы

Изобретательство и новаторство Удовлетворенность существующим положением Постоянное сомнение во всем, что существует, стремление всё улучшить

Постановка целей Исполнители имеют ограниченную возможность предварительного согласования целей К разработке целей привлекаются исполнители

Объект контроля Контролируются показатели результата - прибыль, объем продаж и т.д. Контролируются показатели процесса -время исполнения операций, качество полученной продукции, удовлетворенность потребителей и т.д.

Ориентация производителя На акционера На потребителя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*Источник: составлено автором

Сотрудники японских компаний, практикующих систему кайдзен, реализуют десятки предложений по улучшениям в год. Такой подход к работе повышает эффективность труда (рис. 3) и является инструментом саморазвития сотрудников.

V

Оптимизация производства

1. "Кэнбан"

2. "Точно в срок"

3. Кружки качества

4. "Нуль дефектов"

5. Автоматизация

К.

"V

Развитие самореализации

1.Вовлечение

2. Карьерный рост

3. Обучение

4.Гордость за работу

А,

""V

Стабилизация доходов

1. Материальная мотивация

2. Уверенностьв завтрашнем дне

3. Социальный пакет

V:-V

Производственные отношения Улучшение (.Дружеская условий труда атмосфера в Повы-

1. Оптимизация колективе шение физической 2. Лояльностьв произ-нагрузки отношениях водитель

2. Безопасность руководитель- ности

3. Экологизация подчиненный труда труда 3. Надежные

отношения клиент-поставщик

ж:

Рис. 3 Кайдзен в повышении производительности труда

Источник: составлено автором

Если предприятие только начинает внедрять кайдзен без внешних инвестиций, то обычные результаты, которых можно достичь через короткое время, -это сокращение срока выполнения заказа в 5-10 раз, рост производительности труда на 50-200 процентов, снижение затрат на 10-30 процентов, снижение брака на 30-80 процентов, обходясь без крупных капиталовложений [13].

Убедительным доказательством эффективности концепции является превышение уровня рационализаторства на предприятиях в Японии и в западных странах. В 1989 году (когда только начинали активно говорить о системе кайдзен) в Японии было внедрено 83% всех рационализаторских предложений, тогда как в Германии - 40%, а в США - только 30%. В Германии на одного работника в год приходится 0,15 рационализаторских предложений, тогда как в Японии этот показатель свыше 30 [15].

Идеология кайдзен предполагает методичное, постепенное и долгосрочное совершенствование всех составляющих бизнес элементов. Внедрение этой системы может дать видимый эффект через несколько лет.

Преимущества системы кайдзен:

1. Эту систему можно применять для любых предприятий.

2. Изменения не видны снаружи, так как шаг изменений небольшой.

3. Система не требует значительных финансовых затрат на реструктуризацию компании, так как основные изменения происходят на местах.

4. Вовлеченность персонала в процесс изменений/улучшений (если цель изменений правильно донесена до сотрудников)

5. Улучшение качества продукции, отношений, сервиса.

Выводы. Таким образом, кайдзен - это эффективный подход к ведению бизнеса, который без значительных издержек ведет к улучшению работы организации. В современных условиях термин обозначает систему взаимосвязанных действий, приводящих к повышению качества продукции, технологий, процессов, корпоративной культуры, производительности труда, надежности, лидерства, дисциплины и других аспектов деятельности компании и системы управления, а также - к снижению брака, издержек и потерь. Сегодня кайдзен является одной из ключевых концепций менеджмента. Будучи органичной и естественной для Японии, она может быть весьма уместна и эффективна и для бизнесов других стран в силу своей экономичности и последовательности.

Сегодня многие элементы кайдзен прочно вошли в практику управления ведущих предприятий мира и являются перспективными для украинского бизнеса. Для большинства украинских предприятий особенно ценным является положение системы кайдзен, где делается акцент на человеческий фактор, на то, что люди постоянно должны находить возможности для улучшения своей деятельности. Действительно, каждый на своем рабочем месте видит имеющиеся недостатки, мешаюТ. Костенко, асп.

КНУ имени Тараса Шевченка, Кшв

щие работать лучше, качественнее, эффективнее. Но довольно редко эта ценная информация используется для конкретных изменений ситуации к лучшему. Часто все заканчивается на уровне неформального общение с коллегами. К тому же не все проблемы может решить непосредственный руководитель, а обращение к высшему руководству требует усилий и времени. Поэтому следует обратить особое внимание на создание реального и достаточно простого механизма подачи, рассмотрения и реализации предложений, идей работников предприятий, ведь такая практика стала мощным стимулом повышения производительности труда во многих успешных компаниях мира.

Таким образом, опыт японских компаний в управлении производством на основе системы кайдзен, можно применить и для украинских предприятий в целом и в частности для повышения производительности труда.

Список использованных источников

1. Вадан О. Кайдзен. Системные принципы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://bizentropy.biz/articles/79-kajdzen-sistemnye-principy.html.

2. Высшая школа бизнеса МГУ имени М. В. Ломоносова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mgubs.ru/?id=810&news.

3. Гончарова I. I. Застосування принцишв фтософп кайдзен у дiя-льност пщприемств сфери послуг // Маркетинг: теорiя i практика. -Луганськ, 2008. - № 14. - С. 58-63.

4. Имаи, Масааки. Кайдзен: Ключ к успеху яп. компаний / [Пер. с англ. И. Гутман; Науч. ред. Ю. Адлер]. - 2-е изд. - М.: Альпина бизнес букс: Приоритет, 2005. - 271 с.

5. Имаи, Масааки. Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества / [Пер. с англ. Д. Савченко; Ред. П. Суворова, С. Тур-ко]. - М.: Альпина Бизнес Букс: Приоритет, 2005. - 345 с.

6. Кайдзен (kaizen) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://formatta.ru/pages/id/325.

7.Марков В., Рабунец П. Кайдзен - долгосрочная стратегия японского менеджмента [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.leaninfo.ru/2010/06/11/kaizen-dolgosrochnaya-strategiya-yaponskogo-menedzhmenta/.

8. Комiренко, Василь. Кайдзен-фiлософiя укра'шсько-японських вщ-носин / Василь Комiренко, Ольга Попета, Оксана Комiренко // Зовшшш справи. - 2011. - № 3. - С.30-34.

9. Лайкер, Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Дж. Лайкер. - М.: "Альпина Паблишер", 2011. - 440 с.

10. Оно, Т. Производственная система Тойоты: уходя от массового производства. - М.: Издательство ИКСИ, 2012. - 192 с.

11. Рингис, Анастасия. Кай и дзен: как и зачем украинские собственники внедряют на предприятиях японскую систему менеджмента кайдзен // Инвестгазета. - 2012. - 12-18 марта (№ 10). - С. 42-43.

12. Роговая, Ирина. Кайдзен: опыт внедрения 5S // Менеджер по персоналу. - 2012. - № 2. - С. 28-38.

13. Усамонова Эльви. Время делать кайдзен [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId= 223&d_no=25935.

14.Швед В. В. Кайдзен менеджмент - японський шлях сучасних пщприемств // Науковий вюник. - 2011. - № 10 (135). - С. 13-19.

15. Энциклопедия производственного менеджера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/kaizen-sistema.html.

16. Ханова В. Пощупать кайдзен // "Эксперт Юг". - 2013. - №13-14 (253) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://expert.ru/ south/2013/14/poschupat-kajdzen/.

17. Марчел Мартин. Секрет успеха - внедрение нового подхода в работе с персоналом: интервью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prostobiz.ua/biznes/upravlenie_biznesom/intervyu/marchel_ martin_generalnyy_direktor_koka_kola_beveridzhiz_ukraina_sekret_nasheg o_uspeha_vnedrenie_novogo_podhoda_v_rabote_s_personalom.

Надшшла до редакцм 25.09.13

ВИКОРИСТАННЯ ПЕРЕВАГ СИСТЕМИ КАЙДЗЕН ДЛЯ П1ДВИЩЕННЯ ПРОДУКТИВНОЕ ПРАЦ1

Розкрито сутнсть системи кайдзен, н основн елементи та можливостi використання у тдвищенш продуктивност/' пращ. Про-aHani30eaH0 специфiку впровадження кайдзен в ЯпонП, США i Sвропi, а також в Укран та РосП. Наведена порiвняльна характеристика традищйного та кайдзен менеджменту.

Ключовi слова: кайдзен, традищйний менеджмент, продуктивнiсть пращ, оптим/'зац/'я виробництва.

T.Kostenko, postgraduate student

Taras Shevchenko National University of Kyiv, Kyiv

TAKING ADVANTAGES OF KAIZEN TO IMPROVE LABOUR PRODUCTIVITY

The paper encapsulates the essence of kaizen system, its main elements and the possibility of use it in enhancing labour productivity. The study examines a specific of kaizen implementation in Japan, the U.S. and Europe as well as in Ukraine and Russia. The comparative analysis of traditional and kaizen management is presented.

Keywords: kaizen, traditional management, labour productivity, optimization of production.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.