Научная статья на тему 'Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета управлением федерального казначейства по Вологодской области'

Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета управлением федерального казначейства по Вологодской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
591
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗНАЧЕЙСТВО / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТОПОЛУЧАТЕЛЬ / ВЕДОМСТВЕННАЯ СТРУКТУРА РАСХОДОВ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РАСХОДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева А.С., Кузнецова М.Н.

В статье рассмотрены основы организации и современные особенности исполнения бюджета органами Федерального казначейства. Изучена ведомственная и функциональная структура расходов федерального бюджета. Выявлены основные источники доходов бюджета. Исследовано движение средств по лицевым счетам бюджетополучателей. Выявлены проблемы кассового исполнения бюджета и определены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Васильева А.С., Кузнецова М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета управлением федерального казначейства по Вологодской области»

14 (152) - 2013

Бюджетная политика

УДК 336.146

КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА УПРАВЛЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

А. С. ВАСИЛЬЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и планирования, декан факультета заочного и дистанционного обучения

Е-mail: vasilieva_as@mail. ш М. Н. КУЗНЕЦОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и планирования Е-mail: mk. izumrud@mail. ш Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, филиал в г. Северодвинске

В статье рассмотрены основы организации и современные особенности исполнения бюджета органами Федерального казначейства. Изучены ведомственная и функциональная структуры расходов федерального бюджета. Выявлены основные источники доходов бюджета. Исследовано движение средств по лицевым счетам бюджетополучателей. Выявлены проблемы кассового исполнения бюджета и определены пути их решения.

Ключевые слова: казначейство, федеральный бюджет, бюджетополучатель, ведомственная структура расходов, функциональная структура расходов.

В современных условиях российской экономики необходимы усиление контроля за финансовыми потоками, повышение эффективности формирования и исполнения бюджетов всех уровней, оперативное представление информации о состоянии государственных финансов для принятия оптимальных управленческих решений.

Для решения этой задачи в начале 1990-х гг. в составе Министерства финансов Российской Федерации в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами бюджетов Российской Федерации, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств было образовано Федеральное казначейство (Казначейство России) [5].

Органы Казначейства России являются инструментом реализации бюджетной политики государства. Они производят выплаты из федерального бюджета и внебюджетных источников от имени и по поручению получателей средств федерального бюджета, имеющих лицевые счета в Федеральном казначействе, обслуживают исполнение бюджетов всех субъектов РФ по целевым средствам, выделяемым из федерального бюджета, организуют сбор

отчетности главных распорядителей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов РФ и составление ежемесячной, квартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета государства. В настоящее время Казначейство России выполняет платежные, учетные и контрольные функции.

Казначейская система качественно отличается от банковской, обеспечивая большую эффективность использования бюджетных средств за счет оперативного контроля за их расходованием [13].

Банковский вариант исполнения бюджета, существовавший ранее в России, продемонстрировал неспособность обеспечить прозрачность бюджета, эффективность контроля за расходованием бюджетных средств. Неустойчивость деятельности коммерческих банков, недостаточная оперативность уполномоченных банков при зачислении доходов на текущие бюджетные счета, предоставление банками искаженной информации об операциях с бюджетными средствами и другие факторы подтвердили и ускорили необходимость скорейшего перехода к исполнению бюджета органами казначейства (табл. 1).

Управление Федерального казначейства по Вологодской области (УФК или Управление) является территориальным органом Федерального казначейства и находится в его непосредственном подчинении.

Финансовое обеспечение деятельности УФК по Вологодской области осуществляется за счет средств федерального бюджета. Структура Управления представлена на рис. 1 [14].

С 1 ноября 2010 г. проводятся организационно-штатные мероприятия, связанные с реорганизацией

УФК по Вологодской области в форме присоединения отделений с образованием на их основе отделов Управления.

Правила организации деятельности УФК по реализации его полномочий установлены регламентом Управления [9]. Ведение делопроизводства осуществляется с помощью прикладного программного обеспечения автоматизированной системы документооборота LanDocs [6]. Для служебной переписки между сотрудниками Управления и территориальными отделами используется система внутренней электронной почты [7].

Между клиентами и УФК используются системы электронного документооборота (СЭД). В настоящее время разработано и почти повсеместно внедрено передовое программное обеспечение СУФД-online (система удаленного финансового документооборота). Основным отличием СУФД-online от СЭД является взаимодействие участников бюджетного процесса с использованием сети Интернет.

Одной из основных задач деятельности Управления является кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на всей территории субъекта РФ. В соответствии с ней Управление выполняет следующие функции:

1) открывает в учреждениях Банка России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств;

2) осуществляет в установленном порядке открытие и ведение соответствующих лицевых счетов;

3) доводит до обслуживаемых Управлением распорядителей, получателей средств федерального бюджета, администраторов, администраторов

Таблица 1

Недостатки банковской и преимущества казначейской схем исполнения бюджетов

Банковская система Казначейская система

Возможно нецелевое использование бюджетных средств Нецелевое использование бюджетных средств невозможно

Выделенные средства могут не дойти до получателя, поступить с задержкой в пути Выделенные средства поступают получателям напрямую в минимальные банковские сроки

Косвенный контроль за использованием бюджетных средств осуществляется после прохождения платежей Прямой контроль за использованием бюджетных средств осуществляется до платежей, нецелевые расходы блокируются

Контроль проводится на основании отчетов бюджетополучателей Контроль проводится на основании первичных платежных документов

Информация об исполнении бюджетов формируется на основании квартальных отчетов, сведения поступают по операциям трехмесячной давности Информация об исполнении бюджетов поступает в режиме реального времени

Бюджетные средства «размыты» по счетам бюджетополучателей, «замороженные» остатки не могут эффективно использоваться Все бюджетные средства сконцентрированы на одном бюджетном счете

Отдел кадров

Административный отдел

Отдел операционной работы и ведения федеральных реестров

и отчетности

по операциям бюджетов

Отдел кассового обслуживания исполнения бюджетов

Отдел внутреннего контроля и аудита

Отделы № 1-23 (территориальные _отделы)_

Рис. 1. Организационно-штатная структура УФК по Вологодской области

источников финансирования дефицита бюджета бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств;

4) участвует в ведении реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета в отношении участников бюджетного процесса, находящихся на обслуживании в УФК;

5) ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета на территории Вологодской области;

6) осуществляет учет и распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм между бюджетами бюджетной системы РФ и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов;

7) осуществляет учет операций со средствами, полученными федеральными казенными учреждениями от приносящей доход деятельности;

8) организует в установленном порядке обеспечение наличными деньгами организаций, лицевые счета которых открыты в Управлении;

9) осуществляет учет обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, находящихся на территории субъекта РФ, получателями средств федерального бюджета;

Отдел режима секретности и безопасности информации

Отдел информационных систем

Консультант по вопросам мобилизационной подготовки

Консультант по вопросам гражданской обороны

10)составляет и представляет в установленном порядке в Федеральное казначейство России отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета на территории Вологодской области и исполнении принятых Управлением на учет бюджетных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, а также иную бюджетную отчетность;

11) осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета распорядителей и получателей средств федерального бюджета, обслуживаемых Управлением;

12) осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Доля администраторов доходов федерального бюджета составляет 20 % от общего их числа. В 2012 г. их количество уменьшилось по сравнению с 2009 г. на 43 и составило 85. При этом наблюдалось увеличение их числа в 2010 г. до 143, что связано с реорганизационными изменениями (рис. 2).

Общая сумма доходов в федеральный бюджет в 2012 г. превысила уровень 2009 г. на 1,8 млрд руб. и составила 15,7 млрд руб. (рис. 3). При этом доля доходов в федеральный бюджет составляет порядка 20 % от общей суммы, собираемой на территории области.

Следует отметить существенное увеличение в 2011 г. суммы и доли поступлений в доход государственных внебюджетных фондов, что связано с увеличением ставки страховых взносов в 2011 г.

Основными источниками доходов федерального бюджета на территории Вологодской области являются налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость (НДС).

В 2011 г. доля налога на прибыль организаций возросла до 13,5 %, однако в 2012 г. снизилась до 5,9 %. Всего за 2012 г. за счет данного налога в федеральный бюджет на территории субъекта РФ было собрано 0,93 млрд руб. (табл. 2).

Доля НДС в общем объеме доходов федерального бюджета самая существенная — за весь рассматриваемый период она превышает 24 %.

7х"

15

Управление осуществляет возврат (зачет) излишне уплаченных налогов, сборов и иных платежей. Для осуществления своевременного возврата (зачета) средств УФК по Вологодской области привлечено с единого счета федерального бюджета в 2012 г. 6,5 млрд руб., что больше уровня 2009 г. на 12,1 % (рис. 4). В целом доходы, поступающие в федеральный бюджет, в 2,4—2,7 раза превышают суммы, привлеченные с единого счета.

Более 99 % невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, были уточнены и возвращены плательщикам средств (табл. 3).

В течение всего рассматриваемого периода УФК по Вологодской области и его отделами (до 2011 г. — отделениями) активно проводилась работа в условиях мероприятий, связанных с реализацией Федерального закона [2]. В рамках административной реформы проведены процедуры

Таблица 2

Поступление доходов в федеральный бюджет в разрезе основных доходных источников в 2009—2012 гг.

2009 2010 2011 2012

Показатель Сумма, Удельный Сумма, Удельный Сумма, Удельный Сумма, Удельный

млрд руб. вес, % млрд руб. вес, % млрд руб. вес, % млрд руб. вес, %

Доходы федерального 13,9 100 10,9 100 12,5 100 15,73 100

бюджета, всего

В том числе:

- налог на прибыль 0,43 3,1 1,29 11,8 1,69 13,5 0,93 5,9

-НДС 3,68 26,5 3,49 32 3,62 29 3,84 24,4

- прочие 9,79 70,4 6,12 56,1 7,19 57,5 10,96 69,7

Таблица 3

Показатели невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет в 2009—2012 гг.

Показатель 2009 2010 2011 2012

Отнесено к невыясненным поступлениям, млн руб. 448,6 953,1 1 569,1 1 333,2

Сумма остатка невыясненных поступлений к концу года, млн руб. 2,9 2,4 11,2 8,3

Доля уточненных и возвращенных плательщикам средств, %% 99,4 99,8 99,3 99,5

800 600 -400 200 0

508 401

40

406 413

71 37 85

126

2009 2010 2011 2012

^Н Федерального бюджета ЕЮ Бюджета субъекта РФ I 1 Местного бюджета

Рис. 2. Количество администраторов доходов бюджетов в 2009—2012 гг., ед.

120 90 -60 30 -0

14,2 19,6 19,6

24,3

25,9 31,8

13,9 10,9

30,9 25,4

34,5 12,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46

14

42,4

15,7

2009 2010 2011 2012

Государственные внебюджетные фонды ЕЛИ Бюджеты муниципальных образований I I Бюджет субъекта РФ федеральный бюджет

Рис. 3. Динамика поступлений доходов в бюджеты различных уровней в 2009—2012 гг., млрд руб.

20 15 10 5 0

13,9

15,7

2009 2010 2011 2012

^Н Доходы федерального бюджета

I I Привлечено средств с единого счета федерального бюджета

Рис. 4. Доходы федерального бюджета и сумма привлеченных средств с единого счета федерального бюджета в 2009—2012 гг., млрд руб.

143

127

400 -300 -200 -100 -0-

93

24 000

16 000

8 000

18 341,7

переоформления, закрытия, открытия лицевых счетов в связи с ликвидацией учреждений, внутриведомственной их реорганизацией.

Для обеспечения функций кассового исполнения федерального бюджета в Управлении открыты лицевые счета. Наибольший удельный вес (более 60 %) составляют счета получателей средств (рис. 5), однако их количество с каждым годом уменьшается (с 265 в 2009 г. до 183 в 2012 г.), что обусловлено проведением реорганизационных мероприятий на территории области, приводящих к сокращению количества организаций.

Общий объем произведенных кассовых выплат с лицевых счетов, открытых в органах казначейства области с 2009 по 2011 г., возрос в 1,2 раза (рис. 6).

Объем лимитов бюджетных обязательств увеличивается прежде всего из-за повышения окладов военнослужащим и повышения тарифов на коммунальные услуги.

Объем кассовых выплат, произведенных получателям средств федерального бюджета с лицевых

104

2009 2010 2011 2012

I I Для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение I:::::| Получатели средств Распорядители средств

Рис. 5. Количество лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, открытых в УФК по Вологодской области в 2009—2012 гг., ед.

18 795,6

21 630,3

23 025,4

2009

2010

2011

2012

Рис. 6. Динамика объема произведенных кассовых выплат через органы УФК по Вологодской области в 2009—2012 гг, млн руб.

счетов, открытых в органах УФК в 2009—2012 гг., составляет более 99 %.

Как показывает анализ функциональной структуры расходов бюджета за 2010—2012 гг., более 57 % расходов приходится на заработную плату (табл. 4). Второе место занимают начисления на выплаты по оплате труда — более 11 %.

Наибольший удельный вес в ведомственной структуре расходов приходится на УФНС по Воло-

Таблица 4

Функциональная структура расходов федерального бюджета Вологодской области в 2010—2012 гг.

235

8

8

2010 2011 2012

Показатель Сумма, Удельный Сумма, Удельный Сумма, Удельный

млн руб. вес, % млн руб. вес, % млн руб. вес, %

Расходы бюджета, всего 4 039,20 100 4 440,5 100 4026,3 100

В том числе:

- заработная плата 2 565,90 63,5 2 567,2 57,8 2 320,4 57,6

- начисления на выплаты по оплате труда 458,8 11,4 589 13,3 533,7 13,3

- коммунальные услуги 97,3 2,4 112,3 2,5 103,4 2,6

- пенсии, пособия, выплачиваемые 82 2,0 93,3 2,1 94,4 2,3

организациями сектора государственного

управления

- пособия по социальной помощи 32,7 0,8 77,9 1,8 78,6 2,0

населению

- прочие выплаты 24,6 0,6 28,4 0,6 15,2 0,4

- работы, услуги по содержанию имущества 150,8 3,7 222 5,0 204 5,1

- транспортные услуги 29,5 0,7 29,6 0,7 28,2 0,7

- услуги связи 142,7 3,5 153,6 3,5 150,2 3,7

- прочие работы, услуги 181,3 4,5 206,2 4,6 159,7 4,0

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения ^ 17

Окончание табл. 4

Показатель 2010 2011 2012

Сумма, млн руб. Удельный вес, % Сумма, млн руб. Удельный вес, % Сумма, млн руб. Удельный вес, %

- арендная плата за пользование имуществом 43,4 1,1 37,9 0,9 29,1 0,7

- увеличение стоимости материальных запасов 110 2,7 119,7 2,7 120,4 3,0

- увеличение стоимости основных средств 73,4 1,8 150,7 3,4 154,3 3,8

- прочие расходы 46,7 1,2 52,7 1,2 34,7 0,9

годской области (2010 г. — 20,4 %, 2011 г. — 18,7 %, 2012 г. — 18,6 %) и управление Судебного департамента в Вологодской области (2010 г. — 18,8 %, 2011 г. — 19,7 %, 2012 г. — 20,1 %).

Заметные изменения расходов федерального бюджета в области произошли по статьям Министерства культуры РФ: в 2010 г. — не было расходов из федерального бюджета, в 2011 и в 2012 г. — доля расходов составила 2,7 % (118,3 млн руб.) и 3,1 % (120,1 млн руб.) соответственно.

В целом в составе кассовых расходов федерального бюджета области в 2010—2012 гг. около 50 % приходится на содержание вооруженных сил, органов правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства, около 35 % кассового расхода федерального бюджета приходится на расходы надзорных органов.

Управлением и его территориальными отделами производится учет средств от приносящей доход деятельности, поступивших на лицевые счета полу-

2 108-1 2 034,6

1 937,8 1 955,6

1 807,7

2009 2010

I I Поступило доходов

2011

I I Кассовый расход

Рис. 7. Движение средств от приносящей доход деятельности государственных (муниципальных) учреждений за 2009—2012 гг, млн руб.

12 000

8 000

4 000

12 235,4

7 952,4 7 586,3 7 493,7

-

2009

2010

2011

Рис. 8. Суммы субсидий и субвенций из федерального бюджета в 2009—2012 гг, млн руб.

чателей средств федерального бюджета. Кассовый расход этих средств производится в соответствии с законодательством.

Правовые основы регулирования приносящей доход деятельности государственных (муниципальных) учреждений закреплены в Гражданском кодексе РФ. Также казенные учреждения руководствуются Бюджетным кодексом РФ, бюджетные учреждения — соответствующими федеральными законами [12].

В 2011 г. объем средств от приносящей доход деятельности по сравнению с 2009 г. уменьшился на 14,2 %, но в 2012 г. сравнялся с уровнем 2009 г. и превысил расходы на 12,8 млн руб. (рис. 7).

В соответствии с гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ [1] органами УФК по Вологодской области осуществляется исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства федерального бюджета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процент исполненных документов по количеству за рассматриваемый период возрос на 10,6 % (табл. 5). Основными причинами возврата исполнительных листов заявителям являются либо несоответствие требованиям действующего законодательства, либо отзыв взыскателей.

Получателям средств бюджета субъекта РФ и местных бюджетов из федерального бюджета поступают средства на реализацию приоритетных национальных проектов по перечню кодов целей, присваиваемых органами Федерального казначейства субсидиям, субвенциям и иным межбюджетным трансфертам, имеющим целевое назначение, предоставляемым из феде-

2 011,2 1 998,4

2012

2012

2 400 -

1 976,8

1 600 -

800 -

0

0

Таблица 5

Динамика показателей исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства федерального бюджета в 2009—2012 гг.

Показатель 2009 2010 2011 2012

Количество предъявленных исполнительных документов, ед. 962 511 431 428

Сумма денежных средств по предъявленным исполнительным документам, млн руб. 97,3 36,9 39,2 43,8

Количество исполненных исполнительных документов, ед. 672 364 341 344

Исполненные исполнительные документы (по количеству), % 69,8 71,2 79,1 80,4

Сумма денежных средств по исполненным исполнительным документам, млн руб. 13,5 27,7 16 20,7

Исполненные исполнительные документы (по сумме), % 13,9 75,1 40,8 47,3

Количество решений органами Федерального казначейства России о приостановлении операций на лицевых счетах получателей, ед. 101 21 44 46

рального бюджета бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований. Общая сумма субвенций и субсидий из федерального бюджета в 2012 г. составила — 7 493,7 млн руб., что на 1,2 % меньше, чем в 2011 г., и на 38,8 % меньше, чем в 2009 г. (рис. 8).

В рамках федеральной адресной инвестиционной программы, включающей в себя несколько целевых программ, в 2009—2012 гг. реализовались мероприятия по утвержденным лимитам бюджетных обязательств. Сумма кассовых выплат по целевым программам из федерального бюджета в 2010 г. на 43,3 % оказалась меньше, чем в 2009 г., но в 2011 г. — на 51 % больше, чем в 2010 г. (рис. 9).

Всего в период с 2009 по 2011 г. реализовы-валось от пяти до десяти целевых программ, но большая часть выплат шла на реализацию программы «Развитие транспортной системы Рос-

4 500 3 000 i 1 500 0

4 276,7

2 871,4

2 764,3

2011

2009 2010

| | Кассовые выплаты по всем программам за год |.:->: :.:1 Выплаты по программе «Развитие транспортной системы России»

Рис. 9. Кассовые выплаты по целевым программам из федерального бюджета в 2009—2011 гг., млн руб.

3200 -2 400 -1 600 -800 -

2 332 2 278

0

32

1

306 305

тшт

Заказчики унитарных предприятий

Заказчики региональных учреждений внебюджетных фондов

□ 2010

Заказчики муниципально го уровня

Заказчики областного уровня

ЩШ 2011 ]

Рис. 10. Количество организаций, включенных в сводный перечень заказчиков

в 2010—2011 гг., ед.

7х"

сии»: в 2009 г. — 84,4 % от общей суммы выплат, в 2010 г. — 96,3 %, в 2011 г. — 89,7 %.

Для предоставления заказчикам с 1 января 2011 г. доступа к официальному сайту www. zakupki. gov. ru, в том числе для размещения информации о заказах из личного кабинета и самостоятельного включения сведений о контрактах в единый реестр, с середины 2010 г. УФК по Вологодской области организовало работу по регистрации государственных заказчиков и выдаче в установленном порядке новых сертификатов ключей электронно-цифровой подписи.

За период с 1 июля по 31 декабря 2010 г. для регистрации участников бюджетного процесса в сводном перечне заказчиков обработано 3 599 сведений об организациях. По состоянию на 01.01.2011 в сводном перечне заказчиков были зарегистрированы 2 822 организации, на 01.01.2012 — 2 867 организаций (рис. 10). При этом наибольшую долю составляют заказчики муниципального уровня.

До 11 апреля 2011 г. Управление осуществляло сопровождение пользователей общероссийского официального сайта (ООС), которое является первой линией поддержки пользователей ООС по телефону или по обращениям, переданным по факсимильной связи, либо по электронной почте. Результатом совместной с заказчиками работы явилась регистрация на ООС 99 % организаций, включенных в сводный перечень заказчиков.

В настоящее время утвержден новый порядок регистрации пользователей на официальном сайте www. zakupki. gov. ru [8].

Функцию по ведению реестра государственных контрактов

19

166 207

Заказчики федерального уровня

5 067

31

31

Управление исполняет на основании представленных государственными заказчиками сведений о государственных контрактах, заключенных от имени РФ по ито-

9 000 . 6 000 3 000 0

8 899

8 369

1 119

гам размещения заказов. 2009

Количество принятых в 2010 г. сведений о государственных контрактах по сравнению с 2009 г. уменьшилось на 6 % (рис. 11), а в 2011 г. количество поданных сведений о контрактах резко уменьшилось из-за того, что с 1 июня 2011 г. они вносятся организациями через личные кабинеты на ООС www. zakupki. gov. ru [3].

Деятельность Федерального казначейства в части исполнения федерального бюджета является одной из главных составляющих проведения эффективной политики в области управления государственными финансами.

Принципиально новое направление в работе Казначейства России — внедрение механизмов управления ликвидностью единого казначейского счета (ЕКС). Для этого на едином счете бюджета (ЕСБ) концентрируются остатки временно свободных средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, полученных во временное распоряжение со счетов территориальных органов Федерального казначейства [4]. Доход от размещения этих средств поступает в федеральный бюджет. Размещение средств федерального бюджета на банковские депозиты используется, в том числе, для реализации мер по поддержанию уровня ликвидности банковской системы России.

Основой развития Казначейства России в сфере совершенствования системы управления ликвидностью ЕКС должно стать качественное финансовое прогнозирование, осуществляемое не только по доходам и расходам федерального бюджета, но и по каждому источнику финансирования дефицита федерального бюджета. Для решения этой задачи в 2011 г. Минфином России была создана Межведомственная комиссия по вопросам кассового планирования исполнения федерального бюджета (МВК) [11], которая обеспечивает согласованность действий различных федеральных органов исполнительной власти и Банка России при решении вопросов повышения качества кассового планирования исполнения федерального бюджета и повышения эффективности управления остатками средств на

2010

2011

Рис. 11. Количество принятых сведений о государственных контрактах в 2009—2011 гг., ед.

едином счете федерального бюджета. Важнейшим инструментом в ее деятельности являются данные кассовых планов и прогнозов Казначейства России.

Кроме того, одним из основных направлений деятельности органов Федерального казначейства было и остается исполнение платежных документов участников бюджетного процесса. При осуществлении процедуры санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам наиболее острой проблемой является применение кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), поскольку зачастую возникают разногласия по соответствию им расходов.

Статьи (подстатьи) КОСГУ едины для всех уровней бюджетов. В настоящее время действует приказ Минфина России от 21.12.2011 N° 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации в Российской Федерации» [10], согласно которому операции группируются в зависимости от их экономического содержания.

Однако очень часто на момент перечисления оплаты за товары (работы, услуги) учреждение не может однозначно установить, на какую статью (подстатью) КОСГУ отнести данные расходы. В то же время проведение кассовых расходов получателями бюджетных средств (казенными и бюджетными учреждениями) по статьям (подстатьям) КОСГУ, которые не соответствуют их экономическому содержанию, может быть квалифицировано надзорными органами как нецелевое использование бюджетных средств. В связи с этим необходимо выработать универсальный и однозначный вариант детализации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета.

Нецелевое использование бюджетных средств является достаточно частым нарушением бюджетного законодательства. Основными факторами, приводящими к нарушениям, являются следующие:

1) неверно выбран код статьи расхода — при плохом финансовом планировании в организации или ошибке бухгалтера организации;

Таблица 6

Проблемы кассового обслуживания федерального бюджета в органах Федерального казначейства России и возможные пути их решения

Проблема Возможные пути решения

Управление ликвидностью ЕСБ Концентрация на ЕСБ остатков временно свободных средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, полученных во временное распоряжение со счетов территориальных органов ФК. Качественное финансовое прогнозирование

Трудности отнесения расходов по статьям и подстатьям классификации операций сектора государственного управления Необходимо выработать универсальный и однозначный (укрупненный) вариант бюджетной классификации.

Нецелевое использование бюджетных средств Четкое финансовое планирование в организациях. Более тщательный отбор кадров для работы в органах казначейства, регулярное проведение аттестации работников. Усиление контроля за целевым использованием бюджетных средств в организациях

Невыясненные поступления — ошибки при заполнении платежных документов плательщиками на перечисление средств в доход бюджетов Определение предполагаемых администраторов доходов бюджетов, направление им информации о невыясненных поступлениях. Размещение на сайте УФК информации по суммам невыясненных поступлений. Проведение рабочих совещаний с администраторами доходов

2) недостаток квалификации исполнителей (работников казначейства);

3) умышленное нецелевое использование бюджетных средств с использованием незаконных схем.

В первом случае работники казначейства обязаны предотвратить нецелевое использование средств, а в организациях необходимо более четко проводить финансовое планирование, чтобы избежать перекосов в смете. Во втором случае необходим более тщательный отбор кадров для работы на государственной службе. В третьем — работают специальные контролирующие органы: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Счетная палата РФ.

Важной проблемой для казначейства являются ошибки при заполнении платежных документов плательщиками на перечисление средств в доход бюджетов. Органы Казначейства России относят поступления по этим документам в разряд невыясненных поступлений. Основными причинами являются:

- отсутствие или указание ошибочного (искаженного) наименования получателя средств бюджета;

- отсутствие или неверное указание номера лицевого счета получателя бюджетных средств;

- отсутствие кода бюджетной классификации расходов или указание несуществующего, недействующего кода бюджетной классификации расходов и др.

Для уменьшения объема невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет,

УФК осуществляет определение предполагаемых администраторов доходов бюджетов, направляет им в установленном порядке информацию о невыясненных поступлениях, размещает на постоянной основе на сайте Управления информацию о суммах невыясненных поступлений, с рядом администраторов проводятся рабочие совещания.

Наиболее важные проблемы кассового обслуживания представлены в табл. 6.

Таким образом, проблемы исполнения федерального бюджета УФК по Вологодской области во многом характерны и для многих других управлений казначейства субъектов РФ.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83—Ф3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. О начале функционирования с 1 января 2011 года Общероссийского официального сайта: совместное разъяснение Минэкономразвития России и Федерального казначейства России от 31.12.2010 № 42-7.4-05/10.0-890.

4. О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах: постановление Правительства РФ от 24.12.2011 № 1121.

5. О Федеральном казначействе: постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 703.

6. Об утверждении Инструкции по делопроизводству в территориальных органах Федерального казначейства: приказ Казначейства России от 27.05.2011 № 206.

7. Об утверждении порядка организации документооборота Управления Федерального казначейства по Вологодской области с территориальными отделами Управления: приказ УФК по Вологодской области от 02.12.2011 № 505.

8. Об утверждении порядка регистрации пользователей на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www. zakupki. gov. ru): совместный приказ Минэкономразвития России и Федерального казначейства России от 10.08.2012 № 508/14н.

9. Об утверждении Регламента Управления Федерального казначейства по Вологодской области: приказ УФК по Вологодской области от 01.09.2011 № 300.

10. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 № 180н.

11. Прокофьев С. Е. Кассовое обслуживание федерального бюджета: итоги и перспективы // Финансы. 2012. № 6.

12. СалинаЛ. Приносящая доход деятельность государственных (муниципальных) учреждений // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2011. № 11.

13. Тиницкий В.М. Казначейское дело: учеб. пособие. М. КНОРУС, 2010.

14. Управление Федерального казначейства по Вологодской области — http://vologodskaya. roskazna. гц.

1С i ENERGY

23-24 мая 2013

Москва!, Россия

4-я ежегодная

КОНФЕРЕНЦИЯ «Корпоративное казначейство 2013»

Регистрация и дополнительная информация:

+420 226 239 740 телефон anastasia@icenergy.co.uk +420 246 063 420 факс www.icenergy.co.uk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.