Научная статья на тему 'Каргопольская кубовая набойка: из опыта возрождения традиционного промысла'

Каргопольская кубовая набойка: из опыта возрождения традиционного промысла Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
728
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Каргопольская кубовая набойка: из опыта возрождения традиционного промысла»

Е. В. Шевелёва

Каргопольская кубовая набойка:

из опыта возрождения традиционного промысла

Еще сто лет назад на всем Русском Севере набивные ткани были одними из самых распространенных для изготовления крестьянского костюма. Масляная и кубовая набойка, выполняемые с помощью деревянных досок и красителей разного рода, имели существенные отличия в технике выполнения1. Принцип масляной набойки основан на том, что резная доска (некоторые достигают полуметра в высоту, иногда имеют торцовую шпонку, чтобы можно было использовать обе ее стороны) покрывается краской, и на ткани отпечатываются выпуклые части рисунка. В некоторых случаях используется и цветная печать с нескольких досок, и подкрашивание деталей контрастной краской вручную.

Кубовая набойка выполняется с помощью резервирования. Резерв -вапа наносится на ткань деревянной манерой гораздо меньшего размера с металлическим рельефом из медных или латунных пластин и гвоздиков2. Затем следует многократное прокрашивание синим индиго полотнища, закрепленного на крестовину-баран, промывание и закрепление краски. Резервированный рисунок остается неокрашенным. Промытая от вапы, набойка приобретает нарядный вид: белые рисунки по темно-синему или голубому фону. Однако и в кубовой набойке встречаются варианты цвета: белый рисунок может, благодаря химической реакции резерва, стать желтым или даже зеленым (в случае, если ткань перед набойкой предварительно окрашена в бледно-голубой цвет). Узор, по сравнению с первым типом набойки, гораздо более изящен, носит графический характер. Раппорт узора более дробный, в нём часто присутствует точечный рисунок, называемый «пико», и не случайно исследователи говорят о взаимосвязях кустарной и промышленной набойки и позднейшем подражании орнаментов кубовой крестьянской набойки мануфактурным ситцам3.

1 О техниках см. подробнее Федорова Г.А. Ручная кубовая набойка и набой-ные доски из Каргополя / Историко-культурное наследие Русского Севера. Проблемы изучения, сохранения и использования : Материалы IX Каргопольской научной конференции. / науч. ред. Н. И. Решетников. - Каргополь, 2006; Якунина Л.Я. Русские набивные ткани ХУ1-ХУ11вв. // Труды Государственного Исторического музея. Вып. VII. - М., 1954.

2 См. подробнее о каргопольских досках для набойки: Федорова Г.А. Указ. соч.

3 Плотникова М.В. Кубовая набойка /Народное искусство Каргополья. Сб.ст. Под ред И.Я. Богуславской. СПб, 2006

172 © Шевелева Е. В., 2007

Этим промыслам и до сего времени посвящено немного теоретических работ: Н. Н. Соболева, А. Е. Порай-Кошица, И. А. Алпатовой, Л. Я. Якуниной, М. В. Плотниковой.1 Значительный вклад в изучение традиционной набойки и возрождение промысла внесли исследования и реконструкции Г. А. Федоровой, ученого и практика из Владимирского областного центра народного творчества, страстно увлеченной традиционным текстилем. Занимаясь реконструкцией форм традиционного костюма, она в поисках аутентичных материалов для шитья пришла к необходимости воссоздания тканей, тесьмы. Так родился ее интерес сначала к масляной, затем и кубовой набойке. Г. А. Федорова создала два интереснейших проекта на средства, полученные по грантам Президента РФ: «Мост из века XVIII в XXI век» (2001) и «Феникс цвета индиго» (2004). Они были посвящены, соответственно, реконструкции масляной и кубовой набойки. Эта работа, начатая с кропотливых исследований многочисленных музейных коллекций, архивов, фотофиксации, сбора аналогов, изучения химико-технологического процесса крашения тканей, была продолжена созданием копий досок из разных регионов опытными современными резчиками по дереву. Они изготовлены по образцам набойки и набойных досок из коллекций Каргопольского, Сольвычегодского, Яренского музеев Архангельской области, а также музеев Владимирской области и Санкт-Петербурга. В рамках своего проекта Галина Александровна провела цикл лекций, сделала ряд докладов на научных конференциях, выступая популяризатором этого вида искусства. Важно, что Г. А. Федорова стремится обучать всех заинтересованных. Она организовала цикл мастер-классов для желающих прикоснуться к ремеслу, после чего под ее руководством в мастерских школы «Народный русский костюм: материалы, история, технология» во Владимире были выполнены образцы набойки на современных льняных тканях с копийных досок. Из этой ткани были изготовлены традиционные предметы: скатерти, сара-фаны-набоешники (набивальники, синяки), мужские рубахи и порты, станы женских рубах, а студенты-дипломники Ивановского текстильного института создали коллекцию авторской одежды в «русском стиле» с применением воссозданной масляной набойки.

Изготовленные в результате этой работы набивные ткани экспонировались на передвижных выставках в нескольких городах России, в том числе во Владимире, Москве, Каргополе. Одним из партнеров проекта по

1 Соболев Н.Н. Набойка в России. М., 1912; Порай-Кошиц А.Е. Отбельно-красильно-набивной промысел. Кустарная промышленность России. СПб, 1913; Алпатова И.А. Набойка. // Русское декоративно-прикладное искусство. М., 1962. Т.1. - С. 434-452; М, 1963. Т.2. С. 595-613; М., 1965. Т.3. - С. 284-306; Якунина Л.Я. Указ.соч.; ПлотниковаМ.В. Указ.соч. 173

возрождению красильного промысла, по замыслу Г. А. Федоровой, должны были стать Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей (КИАХМ) и школьный музей в селе Лядины, которым руководит учитель и директор Н. Ф. Ворощук. В прошлом году она вместе с учениками начальных классов занимались восстановлением всех этапов льноводства, от выращивания льна на пришкольном участке до ткачества, выполнили первые образцы набивных тканей.

На такой мастер-класс Г. А. Федоровой, прошедший в Каргополь-ском музее в ноябре 2004 г., пришла и художница Елена Ивановна Дико-ва, творческие интересы которой лежат в сфере традиционного и авторского текстиля. Талантливая кукольница, театральный художник, живописец, преподаватель детской школы искусств, потрясенная увиденным процессом крашения, серьезно увлеклась кубовой набойкой. Она приобрела несколько копийных штампов, выполненных в мастерских Владимира, а также реактивы, отыскала несколько старинных досок. Благодаря Г. А. Федоровой было получено достаточное количество синтетического индиго, освоены основы практической химии и технологии.

Если не вдаваться в рецептурные подробности, процесс крашения происходит следующим образом. На льняное полотно (Елена Дикова пользуется покупной отбеленной тканью) с досок наносится вапа, и рисунок сохнет сутки. Затем полотнище (шириной около 60 см) закрепляется на решетке-баране, за один край, чтобы ткань не соприкасалась, и следует первый прокрас в течение 10 минут, после которого баран с тканью поднимается для окисления на 5 минут. Цикл повторяется трижды. После надо «прополоскать глазки» в проточной воде, что происходит в роднике для полоскания белья на берегу Онеги. Сразу следует закрепление - от-кваска в двухпроцентном растворе соляной кислоты в течение 5-15 минут. Завершается все снова полосканием.

Однако перед началом процесса необходимо еще приготовить вапу и раствор индиго, сначала концентрированный, «маточный», а затем сильно разведенный дождевой водой. Да и само набивание отнимает немало времени и энергии: нужно иметь безошибочное композиционное и ритмическое чутьё, смелость, чтобы иногда переступить через традиционную схему, не нарушив гармонии, а, создав новую, уметь точно расставить акценты.

Кроме того, как упоминалось выше, возможны усложненные варианты крашения, когда вместо белого цвета рисунка на синем фоне получается желтый или зелёный. Полихромию вносили в кубовую набойку и точечные оживки, которые наносились поверх рисунка штампом вручную, красной или оранжевой масляной краской. Профессиональному живописцу есть, где проявить себя в этой технике: красив не только колорит, полученный в результате работы, предметом эстетического восхи-

щения становятся и сам процесс окраски и вещества, перерабатываемые в ходе него. Елена с восторгом описывает цвет янтарных кристаллов гуммиарабика, процесс приготовления вапы, когда белую массу на глазах пронизывают голубые жилы при введении медного купороса. Иногда красящие вещества и реактивы могут «выйти из послушания»: воспламеняются, не закрепляются на ткани и осыпаются.

В результате всего лишь за год Еленой Диковой была создана внушительная коллекция предметов из набойки: костюм, традиционная и авторская кукла, декоративные композиции. Итогом стала очередная персональная выставка в Каргопольском центре народных ремесел «Берегиня».

Синий цвет кубовой набойки звучал символическим камертоном в просторном и светлом выставочном зале в мезонине старого купеческого дома, где расположен Центр народных ремесел «Берегиня». На стенах - крашеные полотна, ставшие уже самостоятельными произведениями. Каждое имеет название, рожденное идеей автора. Ключевым стал триптих «Синяя птица» (2005) с парящими орлами и птицами, набитыми с копий досок из Каргопольского музея. Традиционные формы орнаментальных мотивов то покрывают все полотнище целиком, то напоминают о центрическом рисунке скатертей-столешников, то вдруг, повинуясь замыслу художницы, превращаются в осенние листья, плывущие в потоке, как в композиции «Река» (2005). Вполне современно, как некое дизайнерское решение, выглядит и, казалось, такой традиционный предмет, как манерник или заказник: набойка, выполненная со всех досок, которые есть в распоряжении мастера. Она демонстрирует возможные узоры заказчику, выбирающему рисунок на собственную ткань. Манерник Елены Диковой интересен еще и потому, что на нем представлены отпечатки как подлинных, так и копийных досок. Контраст заметен. Сама линия в отпечатках с таких досок будет иной. Неровная, но дышащая, живая со старой доски и правильная, но жесткая, рациональная - с новодела. Однако без новых досок современным мастерам пришлось бы нелегко: со старинных образцов чаще всего печать либо затруднительна, либо невозможна. Они часто поведенные, с неровной поверхностью, что делает оттиск невозможным, и ни один хранитель музейной коллекции не разрешит практическое использование подлинников из основного фонда. Старые доски на антикварном рынке для мастеров оказываются недоступны из-за высокой цены.

На этой выставке Е. Дикова впервые представила и собственные копии предметов традиционного костюма из набойки. Женская рубаха состоит из кумачовых рукавов и набивного стана с рисунком в виде желудей (копия доски из КИАХМ), с характерной для каргопольских рубах отделкой в технике лоскутного шитья. Сарафан-набоешник прямого кроя, из пяти полотнищ, заложенных по верху в складки, на узких лямках сшит

из набивной ткани с орнаментом, выполненным с доски-копии (оригинал хранится в КИАХМ). Интересен рисунок с довольно крупным раппортом, состоящим из ложчатого вазона с симметрично вписанным в прямо -угольник букетом стилизованных цветов. Подобные мотивы не редкость в народном искусстве региона, они часто встречаются в домовой росписи и трактуются как проявление так называемого «крестьянского ампира». Однако только лишь метод копирования, повторения оказался узким для мастера. Из собственных тканей для себя художница сшила костюм, состоящий из приталенного сака, юбки и набивного платка с теми же птицами.

Каждый, даже крохотный остаток тканей с ручной набойкой, оказался использован. Так родилась коллекция новых кукол на основе традиционной столбушки в костюмах из фрагментов старинной и воссозданной набойки. Среди кукольных образов и сами мастера красильного дела: Набойщица и Красильщик, Синильщики. Они выступают парами: промысел чаще всего был семейным, в него часто, особенно на Севере, входили женщины. Они и сами наряжены в набивную одежду, и несут в руках рулоны с тканью, либо спеленатых младенцев, сделанных из той же простейшей и символичной скрутки. Есть у кукольницы и стройные Модницы, одетые на городской манер, туго затянутые в синие набивные же платья с воланами, в капорах, с шалями. Характерная деталь: рисунок на кукольной одежде мелкий, он сомасштабен размеру фигурки. Небольшой квадратный штампик, предназначенный для декорирования традиционной рубахи, превращается в подобие настоящей крупной набой-ной доски для кукольного сарафана. Таким образом, игра в куклы начинается в процессе их изготовления. Автор не всегда полагается на случайные эффекты, часто делает эскизы фигурок и пробы печати на тонированном картоне для окончательного отбора рисунка для ткани.

Особняком среди характерных для тематики творчества Елены Дико-вой кукольных потешных ярмарок и веселых праздников стоит композиция «Прощание» (2005). Немалую роль в создании образа играет цвет и текстура набивных тканей. В «Прощании» звучат интонации традиционных северных плачей и эпических произведений Федора Абрамова, «Братья и сестры» и «Дом». На узкой вертикальной полосе льняной рогожки - сцена похорон. Пять кукол в строгих синих набивных сарафанах, в туго завязанных по вышитые брови вдовьих платках прощаются с уходящим вниз, в лиловую землю, которая скорее напоминает закатное небо. В его руках - длинное полотнище: на таких полосах холстины обычно опускали домовину в землю. В руках плакальщиц - белые платки, но у последней в хороводе - золотистый льняной снопик: жизнь не кончается после смерти, один круг жизни завершен, но сразу за ним начинается другой, как за суровой зимой неизменно наступает весна.

Таким образом, утраченный к 1920-м гг. каргопольский набоечный промысел, когда-то распространившийся на Севере благодаря красильщикам из центральных губерний России, возрождается в начале XXI в. усилиями исследователей из Владимира в целенаправленном сотрудничестве с Каргопольским музеем и несколькими заинтересованными людьми. Ведущая роль в этом процессе, на наш взгляд, принадлежит художнице Е. Диковой. Очень важно, что в её творчестве традиции народного искусства и эксперимент сочетаются вполне органично. Художница не просто механически копирует старые образцы, но и генерирует творческие идеи, используя набойку при изготовлении кукол, одежды и декоративных композиций. Вкус, чувство цвета, мастерство профессиональной художницы, умение работать с первоисточниками (ею собрана небольшая, но интересная коллекция образцов традиционного текстиля, которая очень помогает ей в работе), экспозиционный опыт, наконец, инициативность - всё это в позволяет ей плодотворно работать в разных направлениях традиционного и авторского текстиля, в том числе в технике каргопольской кубовой набойки. Важно, что к занятиям набойкой приобщаются и дети - ученики Е. Диковой в художественной школе г. Каргополя и Н. Ворощук в начальной школе села Лядины. А это значит, что у старинного ремесла есть не только прошлое, но и будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.