Научная статья на тему 'К вопросу о дефинициях: реконструкция копия реплика костюма'

К вопросу о дефинициях: реконструкция копия реплика костюма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1757
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о дефинициях: реконструкция копия реплика костюма»

Н. М. Калашникова

К вопросу о дефинициях: реконструкция - копия -реплика костюма

В области декоративно-прикладного искусства, этнологии, культурологии и музейной практики заявленная тематика конференции чрезвычайно актуальна, поскольку без уяснения ряда терминологических позиций по отношению к костюму невозможно эффективное обсуждение поставленной проблемы. В различных словарях находим сходную трактовку термина реконструкция, обозначающего коренное переустройство, переоборудование в частности, в области архитектуры и изобразительного искусства. Однако для нас представляет интерес археологическое понимание реконструкции, как восстановления первоначального облика памятника архитектуры, скульптуры, прикладного искусства, а также города, селения и т.д., выражающееся в составлении описания, создании чертежа, рисунка, модели, передающих этот облик. При этом в словарном определении имеется важная ремарка, уточнение: в отличие от реставрации реконструкция не предполагает практического восстановления памятника1. Именно так поступают археологи, в работах которых довольно часто даются реконструкции, восстанавливающие (воспроизводящие) по части (фрагментам) найденных предметов целое, например, изображение керамического сосуда, рисунок комплекса костюма, чертеж поселения, погребения и пр. В качестве примера успешных археологических реконструкций костюма можно привести работы С.И. Кочкуркиной, Н.В. Хвощинской, П.Л. Лехтосало-Хиландер и др.2

В последние десятилетия в России появилось много исторических клубов, участники которых занимаются исторической реконструкцией, т.е. воссозданием материальной (одежда, оружие, предметы обихода, продукты питания и пр.) и духовной культуры той или иной исторической эпохи или знаменательного события с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. За рубежом это направление досуга и обслуживающая его индустрия насчитывает уже несколько десятилетий, приобрело устойчивую культурную репутацию, обеспеченную соответствующей инфраструктурой. Историческая реконструкция родилась как один из методов экспериментальной археологии, с помощью которого можно наглядно доказать или опровергнуть теоретические выкладки историков. Суть метода заключается в том, что реконструированная вещь или технология применяется по прямому назначению. В ходе такого

эксперимента на практике проверяются многие ее функциональные особенности.

Так, например, ассоциация «Гардарика» объединяет клубы, занимающиеся исторической реконструкцией/моделированием эпохи раннего средневековья (1Х-Х1 вв.), в том числе, «эпохой викингов». Члены клуба исторической реконструкции «Ратобор» — изучают время становления древнерусской государственности. Центральным в рамках заявленной темы интересов является воссоздание воинской дружинной культуры, как наиболее полно, богато и всесторонне отражающей дух и материальное своеобразие данной эпохи (конец IX - первая половина XI вв.). Участники ассоциации «Европейских средневековых боевых искусств» тоже выполняют исторические реконструкции, при этом, в первую очередь, уделяют внимание доспеху - важнейшему символу и атрибуту рыцарства Х1У-ХУ вв. Клуб исторической реконструкции «Берн», объединяющий представителей Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Краснодара и Алма-Аты, своей задачей считает воссоздание быта Швейцарии Х1У-ХУ веков.

В настоящее время одним из основных направлений в деятельности этих клубов является историческая реконструкция костюма. Воссоздание одежды и аксессуаров определенной эпохи с соблюдением технологии кроя и пошива реконструируемого времени происходит на основе тщательного изучения письменных, археологических, изобразительных и этнографических источников, в результате чего разрабатывается правильная технология кроя и пошива старинной одежды, приобретается в ходе этого кропотливого процесса необходимое мастерство. Так, например, в Музее истории Старой Ладоги клубом «Черный ворон» были представлены четыре комплекта костюмов эпохи викингов: «Парадный костюм русского дружинника Х в.», «Костюм киевского дружинника Х1 в.», «Костюм скандинавского наемника на Руси Х в.» и «Костюм датского купца начала Х1 в.» - убедительные образцы исторической реконструкции.

Совершенно другое направление в области воссоздания костюма демонстрируют участники современных Всероссийских фестивалей национального костюма, которые среди различных номинаций представляют и этнографический костюм, выполненный вручную, на основании изучения музейных, фольклорных и полевых материалов. Некоторые исследователи считают эти костюмы копиями, т.е. точными повторениями, сделанными от руки (в отличие от репродукции или слепка), часто воспроизводящими что-либо3. Однако, это мнение спорно, поскольку даже рукотворно выполненные ткани не являются аналогами подлинных (другие нити, красители и пр.), а попытка правильно воспроизвести конструкцию и декор одежды не всегда увенчивается успехом. Этнографические костюмы, выполненные участниками таких

фестивалей, скорее близки исторической реконструкции, но не являются таковой, поскольку основываются на подлинных, существующих памятниках материальной культуры того или иного этноса. В качестве примера можно привести работы, показанные на фестивалях «Русский костюм на рубеже эпох» в Ярославле (2002, 2004, 2006, 2008), успешно воспроизводящие в XXI в. облик традиционной одежды конца XIX -начала XX вв. Это коллекции «Русские начала» (Москва), «Истоки» (Астрахань), «с. Усть-Цильма» (Республика Коми), «Традиция» (г. Судогда, Владимирская обл.). В названиях некоторых из них видны размышления авторов над результатом выполненной работы: «Имитация» (с. Нюксеница Вологодская обл.) или «Коллекция аутентичных костюмов» (Этноклуб «Параскева», Санкт-Петербург). В такой ситуации воссоздания костюма нам может помочь применение другого термина, а именно реплики, трактуемого по-разному, в том числе и как повторение музыкальной фразы в другой тональности4 и как воспроизведение оригинального изделия с возможным изменением материала, размера или рисунка5. В этом контексте интересно обратиться к творчеству художницы Е.И. Диковой, представленному на межрегиональном фестивале «Костюм Русского Севера» (2008) в разделе традиционного и авторского текстиля 6. Автор выполнила традиционную кубовую набойку (ткань, окрашенную в цвет индиго), используя старинные манеры и копийные доски, сделанные в наши дни в мастерских Владимира, а также реактивы, в частности синтетическое индиго. Из полученной ткани Е.И. Дикова сшила оригинальную коллекцию костюмов на основе тщательной проработки кроя экспонатов из музея г. Каргополя. В результате получилось достаточно точное воспроизведение предметов традиционного костюма из кубовой набойки, которое правильнее все же назвать репликой, а не копией, поскольку и в кубовой набойке использовали современные красители и крой с шитьем выполнен в относительном приближении.

Формулировка реплика, как нам представляется, чрезвычайно подходит и к предметам, которые в большом количестве представлены в магазинах крупнейших музеев мира: Лувра (Париж), Метрополитен (Нью-Йорк), Виктории и Альберта (Лондон) и др. Эти вещи -воспоминания об увиденных посетителями в залах музея экспонатах, это реплики - очень похожие на подлинные шедевры, но выполненные из других материалов или в другом масштабе. Этот же художественный прием использует петербургская фирма Б1а1оп-1епау1, которая является крупнейшим производителем ювелирной бижутерии и аксессуаров с кристаллами Swarovski в России и Европе. Часть изделий фирмы, выполнены по ювелирным технологиям с покрытиями золота, серебра, родия, меди и воспроизводят украшения - реплики различных стилистических эпох. Компания в настоящее время является ведущим

производителем и поставщиком ювелирной бижутерии на российском рынке. Основная концепция - стильный дизайн и ювелирный подход к бижутерии. Специалисты компании внимательно изучают традиционные формы, что позволяет создавать различную продукцию (украшения, предметы культа, сувениры). В качестве примера можно привести сотрудничество компании «Женави» и Российского этнографического музея, в результате которого появилась серия реплик, выполненных с предметов культа (например, еврейские годес, амулет и ханукальная лампа), а также бижутерия по мотивам музейных экспонатов - русских, татарских, северокавказских и среднеазиатских украшений.

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно заключить, что воссоздание одежды ранних периодов следует именовать реконструкцией, для периода средневековья - исторической реконструкцией, а изготовление костюмов и украшений на основании изучения существующих памятников - репликой.

1 МСЭ, Изд III.т.7. С.1027.

2 Кочкуркина С.И. Корела и Русь. - Л., 1986. - С. 64-74; Хвощинская Н.В. Финны на западе Новгородской земли: (По материалам могильника Залахтовье) РАН. Труды ИИМК, Т. 6. - СПб., 2004. - 292 с: 69 л. ил; Lehtosalo Hilander Р. L. Common characteristic features of dress expressions of kinship or cultural contacts - In Fenno ugri et slavi 1978. - Helsinki, 1980. - Р. 243-260.

3 Словарь иностранных слов. - М., 1954. - С. 364-365.

4 Там же. - С. 605.

5 http://www.cnrtl.fr/definition/réplique (Centre National de Ressources Textuelles et Lexicales)

http://www.larousse.fr/encyclopedie/#larousse/2071234/102/r%C3%A9plique (Larousse)

6 Дикова Е.И. Каргопольская кубовая набойка. История и современность // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии. Мат-лы межд. науч. конфер. -СПб.: ИПЦ СПбГУТД, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.