Научная статья на тему 'Канада и страны Западной Европы в 70-е годы ХХ века: экономический аспект'

Канада и страны Западной Европы в 70-е годы ХХ века: экономический аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1136
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КАНАДА / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ФРГ / ФРАНЦИЯ / ЕЭС / ЕВРАТОМ / INTERNATIONAL ECONOMICAL RELATIONS / CANADA / GREAT BRITAIN / WEST GERMANY / FRANCE / EEC / EURATOM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бабаев Эльчин Азизович

Статья посвящена политике Канады в отношении стран Западной Европы в 70-е годы ХХ века. Анализируются усилия канадских дипломатов, направленные как на интенсификацию двусторонних связей, так и на сотрудничество в рамках европейских региональных организаций. Основное внимание автором уделяется характеристике отношений в экономической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CANADA AND COUNTRIES OF WESTERN EUROPE IN 70-S OF XX CENTURY: ECONOMICAL ASPECT

The article is devoted to Canada's policy towards the countries of Western Europe in 1970-s of the 20th century. It analyzes the efforts of Canadian diplomats in intensification of bilateral relations and cooperation in European regional organizations. The main attention is paid by the author to the characteristics of relations in economical sphere.

Текст научной работы на тему «Канада и страны Западной Европы в 70-е годы ХХ века: экономический аспект»

ИСТОРИЯ

Э.А. Бабаев

КАНАДА И СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В 70-е ГОДЫ XX ВЕКА: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Международные экономические отношения, Канада, Великобритания, ФРГ, Франция, ЕЭС, Евратом.

В современных условиях глобализации большое значение приобретают международные торгово-экономические связи. Для России важнейшим экономическим партнером являются страны Европейского союза. Зарубежный опыт сотрудничества со странами этого региона нам представляется весьма важным, но недостаточно изученным в отечественной историографии. Основы современных канадоевропейских экономических отношений были заложены в 70-е гг. XX в. Поэтому целью данной статьи является исследование связей Канады и стран Западной Европы, установленных именно в этот период.

В начале 1970-х гг. во взаимодействии со странами Европы канадские лидеры первостепенное значение стали уделять развитию торгово-экономических связей, а не военно-политических, как это было ранее. В правительственной программе — Белой книге «Внешняя политика для канадцев» — по поводу этого отмечалось, что «канадские торговые интересы лежат в укреплении отношений со странами Европы через либерализацию мировой торговой системы и подразумевают наращивание усилий по продвижению канадских товаров на европейский рынок» [Foreign..., 1970, р. 20].

Сначала канадское руководство решило «договориться» с Европейским экономическим сообществом. Первыми официальными контактами стали двусторонние консультации министра иностранных дел Канады М. Шарпа с руководителями ЕЭС, которые он провел в апреле 1971 г. во время своего визита в Брюссель. В ходе этих консультаций министр заверил европейских лидеров в том, что его страна связывает будущие надежды на расширение внешней торговли не с Соединенными Штатами, а с Западной Европой. Однако поначалу руководители Европейского сообщества не проявили особого дружелюбия и не показали значительного интереса к подобным идеям М. Шарпа [Granatstein, Bothwell, 1990, p. 162].

В течение двух последующих лет в штаб-квартиру ЕЭС в Брюсселе было направлено несколько канадских делегаций с целью заключить широкое торгово-эко-номическое соглашение. В 1973 г. М. Шарп апеллировал к чувствам лидеров европейских стран: «В наших отношениях с Европой имеются политические, эконо-

мические, культурные и языковые элементы уникального характера. Может быть, если проводить сравнение, наши отношения с Западной Европой имеют для нас более важное значение, чем отношения Соединенных Штатов с Европой для американцев. Почти 42 % наших эмигрантов продолжает прибывать из Европы. Безопасность Канады неотделима от безопасности Европы. Наш экспорт в Европу составляет 2,8 % нашего валового национального продукта, в то время как экспорт Соединенных Штатов в Европу составляет 1,3 % валового национального продукта США» [Хасбулатов, 1977, с. 128].

Однако и в тот раз все предложения канадской стороны европейцами были отвергнуты. С одной стороны, руководители Европейского экономического сообщества были насторожены проамериканской репутацией Канады, опасались, что она может стать «троянским конем» Соединенных Штатов, которые попытаются прорваться на рынок объединенной Европы. Поэтому возможность предоставления Канаде каких-либо торговых преимуществ была исключена. С другой стороны, лидеры ЕЭС не хотели вызвать недовольство американцев установлением тесных связей с Канадой, целью которых было ослабление влияния Соединенных Штатов на канадскую экономику [Канада..., 1979, с. 364].

Следует заметить, что не самый радушный прием, оказанный европейцами, канадское правительство не смутил. Внутри страны его представители дали понять, что были к этому готовы: «Мы приготовились к тяжелому и длительному диалогу с европейскими лидерами... Я обязан заявить, что этот конструктивный диалог продолжается. На следующей неделе в Оттаву прибудут официальные представители ЕЭС» [Canadian..., 1980, р. 224].

Отсутствие положительных результатов побудило канадское правительство максимально поднять уровень переговоров — к ним подключился премьер-министр Канады Пьер Трюдо. В октябре 1974 г. П. Трюдо посетил с официальным визитом Францию и штаб-квартиру ЕЭС в Брюсселе, а весной 1975 г. — ФРГ, Италию, Великобританию, Ирландию, Голландию и Данию.

Во время своего визита в Париж премьер-министр Канады добивался улучшения канадско-французских отношений, которые во второй половине 1960-х гг. переживали не лучшие времена из-за открытой поддержки де Голлем квебекских сепаратистов. Французское руководство было крайне заинтересовано в получении канадского урана, поэтому в качестве предварительного условия потребовало открыть доступ к природным ресурсам Канады. Однако это условие противоречило намерению правительства П. Трюдо повысить в экспорте страны долю промышленных товаров за счет доли сырья. В результате канадская делегация отказалась предоставить Европейскому экономическому сообществу особые преимущества в получении канадского сырья, мотивируя это тем, что она не может пойти на реальные уступки в весьма важной области для развития страны в обмен на привилегии чисто символического свойства [Канада..., 1979, с. 367].

Руководство Великобритании было озабочено антиамериканским характером политики диверсификации. Оно опасалось, что поощрение сотрудничества между ЕЭС и Канадой в Вашингтоне могут расценить как поддержку этого курса правительства П. Трюдо, что, в свою очередь, могло нанести вред «особым отношениям» Лондона и Вашингтона. По поводу этого канадский премьер-министр заявил своему британскому коллеге Г. Вильсону: «Наша политика диверсификации не является антиамериканской. Она направлена на уменьшение зависимости от рынка Соединенных Штатов не путем сокращения поставок на него, а посредством расширения экспорта в другие страны» [Granatstein, Bothwell,1990, p. 167].

В марте 1975 г., будучи в Лондоне, П. Трюдо произнес знаменитую речь «Договорная связь — канадский взгляд на кооперацию». В ней премьер-министр Канады дал подробное описание своего представления механизма, на базе которого должны строиться взаимоотношения между Канадой и Европейским сообществом. «Для того чтобы наши отношения развивались успешно в будущем, — говорилось в выступлении, — нам необходимо проявить политическую волю. Нам следует подготовить договорно-правовую базу для того, чтобы стимулировать развитие торгово-экономических отношений» [Canadian..., 1980, р. 225].

Европейские страны НАТО, и особенно ФРГ, негативно восприняли смену приоритетов в военной политике Канады, произошедшую в начале 1970-х гг. Тогда на Канаду посыпались обвинения в том, что она, сокращая свой воинский контингент в Европе, не выполняет своих обязательств по НАТО. В Бонне от П. Трюдо потребовали увеличения канадского вклада в Североатлантический альянс, а именно восстановления численности военного контингента до 10 тыс. человек и его переоснащения современным оружием и снаряжением [Dobell, 1972, р. 24].

Здесь П. Трюдо вынужден был пойти на уступки и пообещал сначала переоснастить канадские вооруженные силы, расположенные на территории Западной Германии, а затем увеличить их численность. Это было выполнено в 1975 и 1977 гг. соответственно.

Когда все политические разногласия были устранены, Европейская комиссия рекомендовала Совету министров начать переговоры о заключении торгово-эко-номического соглашения. Комиссия рекомендовала заключить недискриминационное соглашение в духе классической торговой политики. Переговоры, начавшиеся в мае 1975 г., завершились подписанием в июле 1976 г. между Канадой и ЕЭС Общего соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, которое предусматривало снижение тарифов на ряд товаров, содействие увеличению инвестиций на взаимной основе, содействие промышленному и научно-техническому сотр удн ичеству.

Таким образом, несмотря на определенные трудности, правительство П. Трюдо на институциональном уровне добилось поставленной цели. Ведь одной из основных задач канадского руководства было установить доверительные отношения с Европейским сообществом и таким образом добиться ослабления экономической, а если удастся, и политической зависимости от Соединенных Штатов.

В свою очередь, лидеры ЕЭС видели в соглашении средство повышения престижа и влияния организации на международной арене путем расширения компетенции Сообщества. Так, включение в текст этого документа вопросов экономического сотрудничества, регулирование которого не входило в компетенцию ЕЭС, расширяло его полномочия и создавало юридический прецедент для новых шагов в международной политике [Комкова, 1984, с. 27]. Поэтому европейцы решили на институциональном уровне закрепить выгодные для себя моменты. В Оттаве было открыто официальное представительство Европейского экономического сообщества, а его руководитель был представлен в ранге посла [Trudeau, Head, 1995, p. 275].

Канадская общественность высоко оценила Общее соглашение о торгово-эконо-мическом сотрудничестве. В периодической печати было опубликовано множество хвалебных статей в адрес правительства страны. Заключение этого соглашения в Канаде называли «триумфом канадской дипломатии и лично премьер-министра П. Трюдо, который посетил европейских лидеров и склонил их от оппозиции к поддержке канадской инициативы» [Granatstein, Botwell, 1990, p. 175].

В результате в течение первых пяти лет после заключения соглашения (1976— 1980) экспортно-импортные операции Канады со странами ЕЭС возрастали стабильными и устойчивыми темпами (табл.). Товарооборот между ними увеличился почти вдвое, а доля стран Европейского сообщества в канадском экспорте и импорте стабилизировалась [Алехин, Комкова, 1986, с. 149].

Таблица

Канадская торговля со странами ЕЭС (млн. долл.)

Год Оборот Экспорт Импорт Сальдо

1970 1994 1189 805 384

1976 7660 4519 3141 1378

1980 15 108 9531 5577 3954

Однако соглашение не предусматривало никаких конкретных действий по стимулированию торгово-экономических отношений, так как в вопросе о структуре будущих торговых связей стороны преследовали противоположные цели: если Канада намеревалась «облагородить» свой экспорт путем повышения удельного веса готовых изделий, то европейские страны упорно стремились сохранить ее в качестве надежного поставщика сырья. Несмотря на значительный рост товарооборота, договорная основа не стала залогом эффективности развития торгово-эконо-мических связей Канады со странами Западной Европы: доля стран ЕЭС в период с 1976 по 1980 гг. по сравнению с периодом с 1971 по 1975 гг. сократилась с 13 до 11 % в стоимости экспорта и с 11 до 8,5 % в стоимости импорта. А их доля в товарообороте Канады упала с 12 до 10 % [Комкова, 1984, с. 32].

Главным фактором, затруднившим реализацию политики диверсификации, стал экономический кризис середины 1970-х гг., в результате которого страны Западной Европы имели во второй половине десятилетия ограниченную покупательную способность. Кризис середины 1970-х гг., когда экспортные рынки Канады (особенно европейский) значительно сократились, буквально толкал канадцев в объятия США, внутренний рынок которых сохранил свою устойчивость и видимость надежности.

Развитию канадо-европейских отношений мешали и противоречия политико-экономического характера, острейшим из которых стал «атомный кризис» конца 1976 г., возникший из-за решения правительства П. Трюдо с декабря наложить эмбарго на экспорт ядерного топлива в страны Западной Европы. С 1959 г., когда было подписано межгосударственное соглашение между Канадой и Евратомом, страны Европы являлись крупнейшими канадскими партнерами в этой области. Так, европейские частные и государственные компании к концу 1970-х гг. вложили более 1 млрд. дол. в разработку урановых месторождений Канады. В одном только 1980 г. канадцы продали странам - членам Евратома более 3,5 тыс. т урана на 225 млн. дол. [Алехин, Комкова, 1986, с. 152].

В результате прекращения ядерных поставок правительству П. Трюдо удалось добиться от европейских потребителей принятия целого ряда требований, направленных на исключение распространения ядерных технологий и материалов. В январе 1978 г. между Канадой и Евратомом было подписано новое соглашение, которое зафиксировало следующие положения.

1. Европейские страны были обязаны проводить предварительные двусторонние консультации с канадским правительством в отношении операций по переработке и обогащению урановой руды, поставляемой из Канады.

2. Вводился обязательный контроль МАГАТЭ за всем продаваемым ядерным оборудованием и сырьем.

3. Франция брала на себя обязательство не использовать канадские ядерные материалы в военных целях и установить контроль Евратома и МАГАТЭ за всем канадским сырьем, применяемым во французских реакторах [Canadian..., 1994, р. 24].

Вследствие подписания этого соглашения, канадское эмбарго было отменено. По подсчетам канадских обозревателей урановая промышленность Канады в результате эмбарго потеряла свыше 500 млн. дол. Вместе с тем руководство страны сумело продемонстрировать принципиальность в вопросах нераспространения ядерных технологий и материалов.

В целом итоги экономических отношений Канады со странами Западной Европы 1970-х гг. нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны, усилия канадских дипломатов привели к значительным результатам в институциональной сфере: были подписаны соглашения с ЕЭС, Евратомом, отдельными странами (Великобритания). Удвоился объем двусторонней торговли. С другой — в силу объективных причин — канадцам не удалось решить такие важнейшие задачи, как снижение зависимости от рынка США и улучшение структуры канадского экспорта в Европу.

Библиографический список

1. Алехин Б.И., Комкова Е.Г. Канада в мировой торговле. М.: Наука, 1986. 346 с.

2. Канада на пороге 80-х годов / отв. ред. JI.A. Ваграмов. М.: Наука, 1979. 389 с.

3. Комкова Е.Г. Канада — ЕЭС: цели и реальности «третьей альтернативы» // США: ЭПИ. 1984. № 4.

4. Хасбулатов Р.И. Экономика современной Канады. М.: Наука, 1977. 317 с.

5. Canadian Foreign Policy 1966-1976. Selected Speeches and Documents. Ottawa, 1980. 364 p.

6. Canadian Foreign Policy 1977-1992. Selected Speeches and Documents. Ottawa, 1994. 386 p.

7. Dobell P. Canada’s Search for New Roles. Foreign Policy in the Trudeau Era. Toronto, 1972. 274 p.

8. Foreign Policy for Canadians. Europe. Ottawa, 1970. 52 p.

9. Granatstein J., Bothwell R. Pirouette. Pierre Trudeau and Canadian Foreign Policy. Toronto, 1990. 421 p.

10. Trudeau P., Head I. The Canadian Way. Shaping Canada’s Foreign Policy 1968-1984. Toronto, 1995. 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.