Научная статья на тему 'Политика Канады в НАТО: 70-е гг. Xx века'

Политика Канады в НАТО: 70-е гг. Xx века Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
796
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАТО / КАНАДА / США / АРМИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / THE NATO / CANADA / THE USA / ARMY / INTERNATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бабаев Э. А.

Статья посвящена анализу политики Канады в организации НАТО в 70-е гг. ХХ века. Анализируются усилия канадских дипломатов, направленные на международное сотрудничество в рамках этого объединения, а также попытки наладить диалог между Западом и Востоком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Canadian Policy in the NATO: the 70s of XX Century

The article is devoted to Canada’s policy in the NATO in 1970s. The efforts of Canadian diplomats directed to the international cooperation under the terms of this association and the attempts to adjust a dialogue between the West and the East are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Политика Канады в НАТО: 70-е гг. Xx века»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 94”19

ПОЛИТИКА КАНАДЫ В НАТО: 70-Е ГГ. XX ВЕКА

© Э. А. БАБАЕВ

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева,

кафедра всеобщей истории elbabaev@mail.ru

Бабаев Э. А. - Политика Канады в НАТО: 70-е гг. XX века // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 476-478. - Статья посвящена анализу политики Канады в организации НАТО в 70-е гг. ХХ века. Анализируются усилия канадских дипломатов, направленные на международное сотрудничество в рамках этого объединения, а также попытки наладить диалог между Западом и Востоком.

Ключевые слова: НАТО, Канада, США, армия, международная безопасность.

Babaev Е. А. - Canadian Policy in the NATO: the 70s of XX Century // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 476-478. - The article is devoted to Canada’s policy in the NATO in 1970s. The efforts of Canadian diplomats directed to the international cooperation under the terms of this association and the attempts to adjust a dialogue between the West and the East are considered in the article.

Keywords: the NATO, Canada, the USA, army, international security.

Рожденный в начале «холодной войны» Североатлантический альянс до сих пор остается важным инструментом по урегулированию международных проблем в сфере безопасности. Деятельность НАТО напрямую затрагивает интересы современной России. Опыт деятельности отдельных стран (в частности, Канады) в рамках этой ассоциации представляется весьма важным, но не достаточно изученным в отечественной историографии. Основы современных подходов канадского руководства к работе в НАТО были заложены в 70-е гг. ХХ века. Поэтому целью данной статьи является исследование политики канады, проводимой в данной организации именно в этот период.

Вопреки широко распространенному мнению, что идея создания Североатлантического альянса принадлежит американцам, инициаторами создания НАТО выступали Великобритания и Канада. Вынашивая планы по защите Западной Европы, премьер-министры этих стран К. Эттли и У. Макензи Кинг ставили следующие задачи: во-первых, такая организация смогла бы предотвратить третью мировую войну, которая казалась неизбежной в конце 1940-х гг.; во-вторых, круглый стол альянса мог бы удержать Соединенные Штаты от проведения несдержанной политики при решении вопросов безопасности. По меткому выражению первого генерального секретаря НАТО британского лорда Исмея было необходимо «исключить русских, вовлечь американцев и сдержать немцев» [3. С. 3].

К тому же канадцы с самого начала хотели, чтобы НАТО стала еще и инструментом продвижения экономических интересов Оттавы в Европе. Поэтому представитель Канады на переговорах Л. Пирсон настоял на включении в Североатлантический договор Статьи 2-й, предусматривавшей поощрение экономического сотрудничества между государствами-членами организации [1. С. 113].

Канадское руководство в годы «холодной войны» главной военной угрозой официально признавало опасность советско-американского конфликта с применением ядерного оружия, в который Канада была бы неминуемо втянута, благодаря своему географическому положению. у политической элиты страны сложилось устойчивое мнение о том, что национальная безопасность лучше всего обеспечить не собственными усилиями, а через систему коллективной безопасности. К тому же вспомогательная роль в таких военных союзах как НАТО, соответствовало стремлению Канады минимизировать военные усилия и затраты [3. С. 5]

Членство в Организации североатлантического договора также обеспечивало Канаде привилегированный доступ к стратегической и тактической информации и «место за столом», где вырабатывались важнейшие решения в сфере безопасности [5. С. 88].

В 1950-1960-е гг. Канада поддерживала все основные решения альянса, хотя и настаивала обычно на более гибком подходе на переговорах и компромиссе со странами Варшавского договора. Ее предста-

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

вители, как правило, стремились занять на саммитах взвешенную позицию. Канадский контингент в НАТО в Европе включал в себя 10-ти тыс. группировку, состоявшую из армейской механизированной бригады и авиационной дивизии. Канада также выделяла группу Военно-морских сил, обеспечивающую совместно с ВМС США безопасность морских коммуникаций в Северной Атлантике [6. С. 28].

Канадские мобильные силы систематически участвовали в маневрах и учениях НАТО на европейских театрах военных действий. По оценке командования Североатлантического альянса на рубеже 1960-1970-х гг., канадские вооруженные силы «имели высокую профессиональную подготовку, обладали значительной мобильностью и боевой мощью» [2. С. 161].

В конце 1960 - начале 1970-х гг. роль Канады в НАТО подверглась значительному пересмотру. В 1968 г. премьер-министр страны П. Трюдо заявил: «Мы хотим бросить свежий взгляд на основы канадской внешней политики с тем, чтобы найти те пути, которые смогут более эффективно защитить канадские интересы, цели и приоритеты. Мы должны бросить пристальный взгляд на взаимоотношения с нашими союзниками, на нашу роль в НАТО и определить насколько наше военное присутствие отвечает сегодняшней ситуации в Европе» [7. Р. 344].

Канадский лидер настаивал преимущественно на политической поддержке государств Западной Европы, нежели военной. «Европейские страны-члены НАТО, - заявил П. Трюдо, - обладают населением в 300 млн. человек с совокупным ВВП 500 млрд. долл. США... и имеют все возможности защитить свой собственный регион» [10. Р. 167].

В течение следующего года руководством страны было решено: заморозить рост военных расходов на три года (до конца 1972 г.) на текущем уровне 1800 млн. долл. в год; сократить общую численность вооруженных сил страны с 98 до 80-85 тыс. человек; сократить численность канадского контингента в Западной Европе вдвое - с 10 тыс. человек до 5 [6. С. 30]. По поводу последнего канадский политолог Э. уэстелл отмечал, что «правительство П. Трюдо пошло на сокращение по экономическим соображениям, с твердым убеждением в том, что европейским странам, наслаждающимся быстрым экономическим ростом, следует тратить больше средств на собственную оборону» [12. Р. 203].

идеи П. Трюдо легли в основу правительственной Белой книги «Оборона в 70-е гг.», опубликованной в августе 1971 г. В ней прямо говорилось о том, что европейские члены Североатлантического альянса должны значительно увеличить свой вклад в коллективную оборону организации, особенно на территории собственного континента. В брошюре назывались две причины для пересмотра уровня канадского военного присутствия в Европе. Во-первых, экономические возможности европейских стран заметно возросли, а, следовательно, пропорционально должна возрасти и их доля в военных расходах организации. Во-вторых, ускорение экономического роста и защита национального суверенитета и независимости

требуют приоритета по защите канадских интересов дома [7. Р. 51].

В результате правительство П. Трюдо приняло решение сократить наземный и воздушный компоненты канадских войск в ФРГ вдвое. Более того, правительство приняло решение прекратить с начала 1972 г. выполнение канадскими ВВС в составе НАТО ядерно-атакующей роли, взятой Канадой еще в 1959 г. Также должны быть сняты с вооружения канадской механизированной бригады в НАТО американские ядерные ракеты «Онест Джон» и зенитные ракеты «Бомарк» [4. С. 351].

В этот период канадский вклад в НАТО уже носил, по сути, символический характер: в денежном выражении он постоянно занимал предпоследнее место, опережая только затраты люксембурга. Второстепенное место НАТО в концепции правительства по обеспечению безопасности страны один из ведущих специалистов по вопросам внешней политики Канады П. Добелл объяснял тем, что «правительство Трюдо более не считало Европу первой линией обороны Канады, как полагали его предшественники» [8. Р. 35]. К тому же активное членство страны в Североатлантическом альянсе, по мнению канадского руководства, осложняло налаживание коммерческих связей с государствами социалистического лагеря, такими как СССР и КНР [11. С 219].

В первой половине 1970-х гг. курс, определенный в Белой книге успешно претворялся в жизнь. Так, несмотря на существенную инфляцию, военный бюджет Канады не рос вообще до 1973 г., когда было принято решение о его увеличении на 235 млн. долл. единовременно и на 7% ежегодно в течение последующих пяти лет.

Политика правительства П. Трюдо в сфере безопасности подверглась резкой критике со стороны союзников по Североатлантическому альянсу. Причем единым фронтом выступили и европейцы и американцы. Руководители европейских государств поставили свое отношение к предложениям канадских коллег по укреплению экономических связей в прямую зависимость от увеличения объема канадского участия в военных мероприятиях НАТО в Западной Европы. А министр обороны Соединенных Штатов Дж. Шлезингер прямо говорил о том, что считает вклад Канады в НАТО недостаточным [7. Р. 58].

В ответ на это давление П. Трюдо в декабре 1974 г. был вынужден заявить, что главная военная угроза для страны исходит от стран Варшавского договора во главе с СССР и что первая линия обороны Канады находится в Центральной Европе. А спустя год министр обороны Канады Д. Ричардсон, выступая на заседании планового комитета НАТО объявил о следующих решениях канадского правительства: увеличить танковое вооружение бригадной группы в Западной Европе; усилить артиллерийское вооружение группы в соответствии с рекомендациями верховного главнокомандования НАТО; увеличить численность резерва механизированной бригады [6. С. 36].

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 27 2012 г.

Во второй половине 1970-х гг. правительство стало все дальше отходить от первоначального курса. По словам канадского профессора А. Макларена, прозвучавшим в статье «изменения в военной политике Канады в середине 1970-х гг.», осуществление линии «третьей альтернативы» предотвратило сдвиг оборонной политики в националистическом направлении. «Вместо реализации приоритетов Белой книги 1971 г. оборонная политика была возвращена к тому, что она представляла собой в дни до Трюдо. до разработки принципиальных положений современной внешней политики Канады» [9. Р. 22].

лидеры европейских стран дали понять, что проведенное в начале 1970-х г. сокращение канадского участия в НАТО идет вразрез с заверениями канадских представителей о неразрывной связи обороны Канады и обороны Западной Европы. Сокращение обязательств Канады в НАТО в странах Западной Европы было расценено как «измена принципам» организации. От Канады потребовали увеличения вклада в военные мероприятия НАТО на Европейском континенте. По словам отечественного историка и политолога С. Ф. Молочкова, провозглашенное в 1969 г. П. Трюдо «намерение руководствоваться в военной политике, прежде всего национальными интересами самой Канады, а не НАТО пришло в противоречие с его же намерением создать противовес экономическому засилью США путем сближения с ЕЭС» [4.С.366].

В ноябре 1975 г. правительство П. Трюдо приняло решение о переоснащении канадских вооруженных сил, а в июле 1977 г. об увеличении их численности. Положения Белой книги «Оборона в 70-е гг.» о структурной универсальности вооруженных сил Канады, расположенных на ее территории и в Западной Европе, были фактически пересмотрены - подразделения, размещенные в ФРГ, вновь становились специализированными и малопригодными к использованию обороны самой Канады.

Весной 1978 г. было объявлено о создании в Канаде десантной боевой группы в составе трех батальонов, артиллерийского полка и подразделений поддержки, предназначенной для переброски, в случае необходимости, в Норвегию, чтобы укрепить северный фланг НАТО. На сессии военных министров стран Альянса в декабре 1978 г. канадский представитель Б. Дэнсон сообщил, что Канада намерена участвовать вместе с США и ФРГ в финансировании, содержании и применении системы воздушного предупреждения и контроля (АВАКС) в Западной Европе [6. С.37].

Вместе с тем, и в этот период канадское руководство стремилось занять конструктивную позицию в вопросе отношений Запад - Восток. Так, на сессии глав государств НАТО 1978 г. в Вашингтоне П. Трюдо выступил за дальнейшее содействие политике разрядки международной напряженности как не имеющей альтернативы и изложил проект «удушения» гонки вооружения, тогда как представители США выступали за ее ускорение [4.С.363].

Таким образом, во второй половине 1970-х г. нужды и требования НАТО вновь вышли на первый план среди приоритетов канадской военной политики, как это было до прихода П. Трюдо к власти. Во многом это было связано с желанием укрепить экономические связи Канады со странами Западной Европы в условиях жесткого кризиса середины десятилетия. Правительство страны, исходя, главным образом, из прагматичных экономических соображений, пошло на уступки европейцам по сути шантажировавшим канадцев.

К тому же в условиях «холодной войны» и принадлежности страны к одному из противоборствующих лагерей у правительства П. Трюдо, по большому счету, не было альтернативы активному членству в НАТО. На самих заседаниях Североатлантического альянса в целом на протяжении 1970-х гг. Канада занимала взвешенную позицию. Большинство международных аналитиков тогда считали Канаду в этой организации одним из «голубей», противостоящих блоку «ястребов» во главе с США. Представители страны на Североатлантических саммитах постоянно призывали коллег по блоку к отходу от курса на жесткую конфронтацию с СССР и Организацией Варшавского Договора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные проблемы российско-канадских отношений / Отв. ред. С. Ф. Молочков. М.: Наука, 1999. 167 с.

2. Армии стран НАТО (военно-политический очерк) / Под ред. А. М. Шевченко. М.: Воениздат, 1974. 285 с.

3. Исраелян Е. В. Канада - НАТО: эволюция подходов // США - Канада: экономика, политика, культура. 2010. № 4. С. 3-18.

4. Канада на пороге 80-х годов / Отв. ред. Л. А. Баграмов. М.: Наука. 399 с.

5. Молочков С. Ф. Канада, НАТО и Россия: некоторые рассуждения // США: экономика, политика, идеология. 1998. № 2. С. 87-93.

6. Молочков С. Ф. Эволюция военной политики Канады // США: экономика, политика, идеология. 1980. № 3. С. 28-40.

7. Canadian Foreign Policy 1966-1976. Selected Speeches and Documents. Ottawa: Carleton University Press, 1980. 364 р.

8. Dobell P. Canada’s Search for New Roles. Foreign Policy in the Trudeau Era. Toronto: Oxford University Press, 1972. 274 р.

9. McLaren A. Changes in Canadian military policy in the middle of 1970th // International Perspectives, MarchApril, 1977. Р. 18-32.

10. Trudeau P. E. Conversation with Canadians. Toronto: University of Toronto Press, 1972. 273 р.

11. Trudeau P., Head I. The Canadian Way. Shaping Canada’s Foreign Policy 1968-1984. Toronto: McClelland & Stewart,1995. 361 р.

12. Westell A. Paradox. Trudeau as Prime Minister. Scarborough: Prentice-Hall, 1972. 214 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.