Научная статья на тему 'Как создать эффективную модель саморегулирования в строительной отрасли'

Как создать эффективную модель саморегулирования в строительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНСТИТУТ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ / СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАРУШЕННЫХ ПРАВ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / КОМПЕНСАЦИЯ УЩЕРБА / КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ФОНДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мхитарян Юрий Иванович

В статье рассматриваются вопросы совершенствования законодательства о саморегулировании. По мнению автора, эту задачу невозможно решить на базе единой для всех отраслей модели саморегулирования, необходимо учитывать отраслевые особенности. В строительной отрасли такими особенностями выступают законодательно определенные цели предупреждение причинения вреда жизни и деятельности человека при выполнении работ на объектах капитального строительства, а также установленный на основе императивных норм способ организации деятельности саморегулируемых организаций и их членов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как создать эффективную модель саморегулирования в строительной отрасли»

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http: //www .agequal.ru 2015, № 3 http://www.agequal.ru/pdf/2015/AGE QUALITY 3 2015.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Мхитарян Ю.И. Как создать эффективную модель саморегулирования в строительной отрасли // Электронный научный журнал «Век качества». 2015. №3. С. 4-13. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2015/315001.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 342.7

Как создать эффективную модель саморегулирования в строительной отрасли

Мхитарян Юрий Иванович

доктор экономических наук, академик Международной академии информатизации, генеральный директор НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс», г. Москва, ул. Народного Ополчения, 32 mkhitarian@interecoms.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы совершенствования законодательства о саморегулировании. По мнению автора, эту задачу невозможно решить на базе единой для всех отраслей модели саморегулирования, необходимо учитывать отраслевые особенности. В строительной отрасли такими особенностями выступают законодательно определенные цели - предупреждение причинения вреда жизни и деятельности человека при выполнении работ на объектах капитального строительства, а также установленный на основе императивных норм способ организации деятельности саморегулируемых организаций и их членов.

Ключевые слова: саморегулирование, институт саморегулирования, строительная отрасль, гражданско-правовая ответственность, Концепция

info@agequal.ru

совершенствования механизмов саморегулирования, восстановление нарушенных прав, стандартизация, компенсация ущерба, компенсационные фонды.

Конкретная экономическая ситуация диктует необходимость активизировать факторы роста, которые могут повысить эффективность и конкурентоспособность российской экономики. К таким факторам относится и развитие института саморегулирования. Примером может служить положительный опыт функционирования системы саморегулирования в строительной отрасли. Сегодня 36% всех саморегулируемых организаций составляют саморегулируемые организации строительной отрасли. Они решают важную государственную и социальную задачу по предупреждению причинения вреда при выполнении работ на объектах капитального строительства.

Система саморегулирования в строительной отрасли успешно развивается. Об этом можно судить по такому показателю, как число несчастных случаев со смертельным исходом при выполнении работ на объектах капитального строительства, которое с момента ввода системы саморегулирования ежегодно уменьшается. Это является важным индикатором успешности и эффективности созданной в отрасли системы саморегулирования, а также свидетельствует о том, что саморегулирование как институт гражданского общества имеет потенциал для развития

Конечно, необходимо совершенствовать законодательство о саморегулировании, однако эту задачу невозможно решить на базе единой для всех отраслей модели саморегулирования, необходимо учитывать отраслевые особенности. В строительной отрасли такими особенностями выступают законодательно определенные цели - предупреждение причинения вреда жизни и деятельности человека при выполнении работ на

объектах капитального строительства, а также установленный на основе императивных норм способ организации деятельности саморегулируемых организаций и их членов.

12 ноября 2015 г. на заседании Совета Торгово-промышленной палаты РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности рассматривались поправки в Концепцию совершенствования механизмов саморегулирования [1].

В связи с этим хотелось бы отметить, что участники системы саморегулирования строительной отрасли обязаны выполнять законодательно установленные требования. Институт саморегулирования в строительной отрасли не может изменить действующие нормы права. В то же время неэффективные нормы права создают трудности в развитии системы саморегулирования, снижают ее возможности, уводят от достижения поставленных целей.

В связи с этим в Концепции в разделе «Основные итоги развития» важно отметить эффективность системы саморегулирования строительной отрасли, чтобы использовать накопленный опыт для развития института саморегулирования в других отраслях национальной экономики.

В настоящее время основные задачи, решаемые институтом саморегулирования, связаны с организацией работ по стандартизации. Однако в условиях недостаточной социальной и правовой эффективности норм права возможности стандартизации ограничены. Востребованность стандартов возрастает и становится результативной лишь при высоком уровне эффективности норм права. Нормы права - это «невидимая рука рынка». Они способствуют росту экономики или сдерживают ее развитие. В решении этих вопросов необходимо использовать потенциал института саморегулирования, но для этого саморегулируемым организациям должны

быть предоставлены реальные возможности влиять на совершенствование норм права.

Одним из существенных замечаний к проекту Концепцией совершенствования механизмов саморегулирования и проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» [2] является отсутствие целей саморегулирования. Ведь невозможно достигнуть целей, которые не обозначены. Институт саморегулирования, институт гражданского общества - это негосударственные структуры, созданные на основе добровольного объединения для выполнения функций защиты человека, организаций, общества. Для того, чтобы стать основой государства, институту саморегулирования важно правильно определить цели и создать условия для их достижения.

Результаты многолетних исследований НИИ «Интерэкомс» показывают, что Стратегия развития саморегулирования в Российской Федерации и Концепции совершенствования механизмов саморегулирования должны базироваться на трех ключевых положениях:

1. Саморегулирование - одна из основ создания конкурентоспособной национальной экономики, эффективного государства.

2. Саморегулирование - независимый институт, тесно взаимодействующий с органами государственного управления.

3. Институт саморегулирования - институт гражданского общества, обеспечивающий защиту человека, организаций, общества.

Для того чтобы стать основой для эффективной национальной экономики, государства, система саморегулирование должна рассматривать следующие цели в качестве основных:

• обеспечение защиты прав и законных интересов человека, организаций, общества;

• создание благоприятных условий, обеспечивающих развитие человека, организаций, общества;

• создание условий для развития частной и иных форм собственности, добросовестной деятельности, недопущения монополизации, борьбы с недобросовестной конкуренцией и коррупцией;

• обеспечение имущественной ответственности участников экономической деятельности;

• создание условий для деятельности саморегулируемых организаций.

Эти цели (принципы) заложены в конституционных нормах, поэтому

они должны занять основополагающее место в системе основных принципов саморегулирования. Институт саморегулирования, построенный на такой основе, может стать фактором роста экономики.

В настоящее время, как следует из Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, нормативное правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций и их национальных объединений базируется на шести принципах:

• эффективная коллективная ответственность;

• единство отрасли;

• ответственность субъектов саморегулирования за нарушение законодательства о саморегулировании;

• информационная открытость;

• публичность деятельности;

• делегирование полномочий и отраслевое совместное регулирование.

Вместе с тем, предлагаемый принцип эффективной коллективной ответственности вызывает много вопросов у специалистов в области экономики и права, профессионального сообщества, так как сам принцип и способы его реализации идут вразрез с основополагающим правовым

принципом, согласно которому юридическое лицо (организация) отвечает по своим обязательствам своим имуществом. Коллективная ответственность или, как ее иногда называют, «круговая порука» не решит проблему недостаточной эффективности норм права. Нормы права необходимо совершенствовать, и в этом состоит одно из предназначений саморегулирования. Системный подход показывает, что система саморегулирования может успешно развиваться лишь тогда, когда будет реализован принцип эффективной индивидуальной и коллективной ответственности.

Разработка и принятие профессиональным сообществом профессиональных стандартов, контроль их применения - вот одна из форм коллективной ответственности.

Основные принципы Концепции совершенствования механизмов саморегулирования служат одновременно индикаторами ее реализации и совершенствования. Одиннадцать основных принципов саморегулирования закладывают основу развития института саморегулирования, служат мощным фактором повышения эффективности управления экономикой, открывают новые возможности для ее роста и повышения конкурентоспособности.

Одна из целей системы саморегулирования строительной отрасли -предупреждение причинения вреда жизни и деятельности человека. Но принятые императивные нормы не обеспечивают успешное достижение данной цели. Действующие нормы права не столько ориентируют участников строительной отрасли на разработку программы мер, создание эффективной системы контроля для предупреждения вреда, сколько отводят особую роль формированию компенсационных фондов и, главное, направлению их в российские кредитные организации для сохранности. Таким образом,

действующие нормы права создают определенное деформированное восприятие системы ценностей и последовательности действий.

Но что такое компенсационные фонды? Компенсационные фонды служат лишь источником покрытия возможного причинения вреда жизни и деятельности человека в случае возникновения такового. В то же время степень значимости предупредительных мер гораздо выше. Ведь именно от того, как разработана и реализована программа предупредительных мер, зависит, насколько увеличится или уменьшится возможность причинения вреда жизни и деятельности человека.

Деятельность саморегулируемых организаций, направленная на разработку и реализацию программы мер по предупреждению причинения вреда, происходит не на основе императивной нормы, а на основе системного подхода к достижению поставленной цели. При этом возрастает имущественная ответственность членов саморегулируемых организаций. И такие саморегулируемые организации легко выявить: членские взносы их участников выше среднерыночных и составляют в среднем не менее 15-20 тыс. руб. в месяц. И в этих саморегулируемых организациях реально проводятся мероприятия, направленные на разработку программы мер по предупреждению причинения вреда, создана эффективная система контроля за реализацией этих мер. Все это позволяет минимизировать вероятность причинения вреда и обеспечивать безопасность работ на объектах капитального строительства.

Имущественная ответственность строительных компаний и саморегулируемых организаций, безусловно, важна [3, 4]. Но не менее важна и ответственность законодателя за введенные или не введенные императивные нормы, направленные, в частности, на сохранность компенсационных фондов в российских кредитных организациях. В противном случае вывод средств из оборота предприятия для направления их

в качестве компенсационного фонда в российскую кредитную организацию не только не эффективен, но и вызывает много вопросов у строителей.

Требование формирования компенсационных фондов сдерживает развитие саморегулирования строительной отрасли и экономики в целом. Принцип «хочешь работать в строительной отрасли - плати» не применялся и не применяется ни в одной из промышленно развитых стран мира. Наоборот, желающим организовывать рабочие места помогают кредитами, льготами, преференциями, создают благоприятные условия для деятельности.

Имущественная ответственность, конечно, необходима. Многовековая практика показывает, что страхование - это экономичный инструмент, которым пользуются во всех странах мира. В Гражданском кодексе Российской Федерации целая глава определяет применение страхования. Ссылка на неэффективность системы страхования в стране показывает только одно - необходимо принимать меры на законодательном уровне. У законодателя, органов власти нет оснований запрещать строительным и саморегулируемым организациям применять страхование как инструмент, источник возмещения возможного причинения вреда.

Рассмотренные вопросы подтверждают отличие модели саморегулирования строительной отрасли от модели, предлагаемой Концепцией совершенствования механизмов саморегулирования и проектом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», и доказывают необходимость внесения принципиальных изменений в систему императивных норм.

Вопросы совершенствования законодательства о саморегулировании должны решаться на концептуальном уровне. Попытки остановить процесс совершенствования законодательства без достижения социальной и правовой

эффективности могут стать основой турбулентности экономики и не позволят достичь поставленных целей.

Литература.

1. Проект Концепции совершенствования механизмов саморегулирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.all-5го.ги/Яе5оигсе5/Р11е5/%00%9Д%00%ВЕ%00%ВО%01%86%00%В5%00%В Р%Р1 %86%Р0%В8%Р1 %8Р%20%Р0%Д1 %Р0%А0%Р0%9Е%20%Р0%ВЕ%

%82%2023.01 1.pdf (дата обращения 15 ноября 2015 г.)

2. Проект ФЗ № 126184-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sroporta1.ru/1aws/prekt-fz-126184-5-o-vnesenii-izmenenij-v-federa1nyj-zakon-o-samoregu1iruemyx-organizaciyax-i-v-otde1nye-zakonodate1nye-akty-rossijskoj-federacii/ (дата обращения 17 ноября 2015 г.)

3. Мхитарян Ю.И. Системный подход к совершенствованию имущественной ответственности в строительной отрасли / Ю.И. Мхитарян // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 6. С.

4. Мхитарян Ю.И. Правовые аспекты обоснования необходимости исключения компенсационных фондов из конкурсной массы в арбитражном судопроизводстве / Ю.И. Мхитарян // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 1571-1575. Режим доступа: Ь^:^-koncept.ru/2015/85315.htm. Загл. с экрана.

5. Мхитарян Ю.И. Комплексный подход к обеспечению безопасности и качества в сфере ИКТ / Ю.И. Мхитарян // Век качества. 2015. № 1. С. 10-14.

6. Мхитарян Ю.И. Кризис саморегулирования: законодательное решение есть / Ю.И. Мхитарян // Транспортное строительство. 2014. № 5.

7. Мхитарян Ю.И. Принципы и практика саморегулирования стройкомплекса / Ю.И. Мхитарян // Век качества. 2014. № 1. С. 6-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.