Научная статья на тему 'Кадровые проблемы, влияющие на эффективность менеджмента спортивных и общеобразовательных школ'

Кадровые проблемы, влияющие на эффективность менеджмента спортивных и общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
832
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ШКОЛА / СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / МЕНЕДЖМЕНТ / ТРЕНЕР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПО ВИДУ СПОРТА / УЧИТЕЛЬ ФВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кандаурова Наталья Васильевна, Пронина Наталья Игоревна

Социально-экономические изменения, связанные с переходом к рыночной экономике, выявили в сфере физической культуры и спорта многие серьезных проблемы, в которых в первую очередь следует выделить отток квалифицированных специалистов из отрасли, а также неэффективные методы управления персоналом в менеджменте образовательных и физкультурно-спортивных организаций. В статье предоставлены результаты анкетирования тренеров-преподавателей по видам спорта и учителей ФВ средних школ, на основании которых излагаются концептуальные предложения для поднятия эффективности менеджмента организации. Ключевые слова: спортивная школа, средняя общеобразовательная школа, управление персоналом, менеджмент, тренер-преподаватель по виду спорта,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кандаурова Наталья Васильевна, Пронина Наталья Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personnel problems affecting the effectiveness of management of sports and secondary schools

The socio-economic changes associated with the transition to a market economy led management of physical culture and sports to the emergence of serious problems, connected with the outflow of qualified specialists from industry and non-effective methods of management of the personnel in the management of education and physical culture and sports organizations. The article provides the results of the survey of trainers-teachers by kinds of sports and teachers of physical education of secondary schools on the basis of which are set out the conceptual proposals for raising the efficiency of management of the organization.

Текст научной работы на тему «Кадровые проблемы, влияющие на эффективность менеджмента спортивных и общеобразовательных школ»

УДК 378 КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА СПОРТИВНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Наталья Васильевна Кандаурова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Игоревна Пронина, аспирант,

Московский городской педагогический университет, педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКС МГПУ)

Аннотация

Социально-экономические изменения, связанные с переходом к рыночной экономике, выявили в сфере физической культуры и спорта многие серьезных проблемы, в которых в первую очередь следует выделить отток квалифицированных специалистов из отрасли, а также неэффективные методы управления персоналом в менеджменте образовательных и физкультурноспортивных организаций. В статье предоставлены результаты анкетирования тренеров-преподавателей по видам спорта и учителей ФВ средних школ, на основании которых излагаются концептуальные предложения для поднятия эффективности менеджмента организации.

Ключевые слова: спортивная школа, средняя общеобразовательная школа, управление персоналом, менеджмент, тренер-преподаватель по виду спорта, учитель ФВ средней школы, финансирование, организационно-управленческая деятельность, материальное стимулирование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.03.97.p88-92 PERSONNEL PROBLEMS AFFECTING THE EFFECTIVENESS OF MANAGEMENT OF SPORTS AND SECONDARY SCHOOLS

Natalia Vasilievna Kandaurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Igorevna Pronina, the post-graduate student,

Moscow City Teacher Training University

Annotation

The socio-economic changes associated with the transition to a market economy led management of physical culture and sports to the emergence of serious problems, connected with the outflow of qualified specialists from industry and non-effective methods of management of the personnel in the management of education and physical culture and sports organizations. The article provides the results of the survey of trainers-teachers by kinds of sports and teachers of physical education of secondary schools on the basis of which are set out the conceptual proposals for raising the efficiency of management of the organization.

Keywords: sports school, secondary school, human resource management, management, trainer-teacher of sport, teacher, secondary school, financing, management, material incentives.

ВВЕДЕНИЕ

Стремительное развитие рынка физкультурно-спортивных услуг и предпринимательства в спорте, появление конкуренции на рынке образовательных и спортивнозрелищных услуг определили многие требования и условия существования бюджетных организаций, и это в первую очередь коснулось детских спортивных и средних общеобразовательных школ. Социально-экономические изменения, связанные с переходом к рыночной экономике, привели организационно-управленческую деятельность средних общеобразовательных и спортивных школ к возникновению серьезных проблем, связанных с управлением персоналом. Сложившаяся ситуация потребовала от руководителей учреждений, действия которых направлены на адаптацию тренерско-преподавательского состава к внутренней среде организации, мотивированного «удержания» квалифицированных специалистов на рабочем месте.

Система спортивных школ в России складывалась на протяжении полувека и ока-

залась достаточно эффективной. Она охватывает 89 территорий России, объединяет около 5000 школ различного типа, принадлежащих 9 ведомственным и спортивным обществам. На развитие массового спорта ориентировано около 4000 детско-юношеских спортивных школ, на подготовку спортсменов высокой квалификации 1274 специализированных учреждений, в которых трудятся около 65000 штатных специалиста. В спорте высших достижений задействовано 2,1% от общего количества занимающихся спортсменов, и около 10% тренеров [3]. При анализе литературы, касающейся кадровых вопросов, нельзя не упомянуть о проблеме миграции специалистов из отрасли по различным причинам. Так, по сравнению с 2008 г., за период с 2010 года на 0,4 (2008 - 0,2%) уменьшилось общее количество тренеров, работающих в спортивных школах страны [2]. Однако, несмотря на увеличение бюджетного финансирования физической культуры и спорта, а также на рост количества детей, подростков и учащейся молодежи, активно занимающихся спортом, объемы государственных расходов далеки от оптимальных. Все еще имеется много нерешенных нормативно-правовых, организационно-управленческих проблем, а также проблем финансового, материально-технического и научно-методического обеспечения, что сдерживает дальнейшее развитие как системы детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва, так и спорта высших достижений в целом.

Не лучшим образом складывается ситуации с кадровым составом учителей физической культуры. В Москве образовательный процесс по физическому воспитанию в соответствующих учреждениях осуществляют 9158 педагогов физкультурно-спортивного профиля. В столичном образовании созданы благоприятные условия для развития творческого потенциала педагогов физической культуры. Лучшие учителя выдвигаются на премию мэра Москвы, Президента РФ в области образования, награждаются отраслевыми знаками, грамотами Департамента образования г. Москвы и Министерства образования и науки РФ. Но эти методы стимулирования предназначаются в основном для педагогов со стажем работы. Молодые же специалисты, приходящие на работу, испытывают определенные трудности, в том числе и социальные, где в первую очередь отмечается низкий уровень оплаты труда. Из вновь прибывших остаются всего 10 процентов. После первого полугодия, как правило, значительная часть молодых специалистов заканчивает свою педагогическую деятельность, или переходит на работу в частные общеобразовательные учреждения. Это в лучшем случае. А в худшем - вообще уходят в другие секторы народного хозяйства.

Учители физической культуры средних общеобразовательных учреждений г. Москвы в анкетировании отмечали, что общая педагогическая недельная нагрузка, учитывая приработки, превышала уровень оплаты. Так ранее, до введения 3 часа в неделю, при недельной стандартной нагрузке в 18 часов, преподаватель физической культуры имел в среднем нагрузку в 24 часа, плюс к этому внеурочная работа по проведению спортивно-массовых мероприятий, занимавшая субботу и воскресенье, которая в среднем составляла 8 астрономических часов, или около 11 академических. В итоге получалось 35 часов в неделю, т.е. почти в два раза больше официальной учебной нагрузки.

Преподавание физической культуры в общеобразовательных учреждениях еще не в полной мере соответствует современным требованиям модернизации учебновоспитательного процесса. Сегодня требуется переработка учебных программ, повышение качества оказания образовательных услуг учащимся, внедрение инновационных педагогических методик в учебный процесс по физическому воспитанию, качественная профессиональная подготовка педагогических кадров.

В связи с вышеизложенными проблемами цель и задачи проведенной научной работы предусматривали уточнение причинных факторов, препятствующих продуктивной трудовой деятельности тренера-преподавателя по виду спорта и учителя физической культуры в образовательных учреждениях, определяющих отток квалифицированных кадров из отрасли физической культуры и спорта, а в целом выявление эффективных

направлений в руководстве и управлении персоналом в спортивных и средних общеобразовательных школах.

МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Данное исследование проводилось методом группового анкетирования во время проведения лекционных занятий среди студентов заочного отделения ГБОУ ВПО МГПУ ПИФКиС, также методом индивидуального анкетирования среди знакомых исследователю специалистов. В исследовании принимали участие респонденты, имеющие стаж работы не менее двух лет учителем физической культуры или тренером-преподавателем в спортивной школе. На поставленный в анкете вопрос нужно было выбрать не более трех вариантов ответа [1]. Результаты исследования обрабатывались стандартными методами статистической методами и представлены ниже в таблице.

Таблица

Причины, препятствующие продуктивной работе тренера-преподавателя и учителя

физической культуры (%)

Категории причинных факторов Тренер-преподаватель спортивной школы (п=113) Учитель физической культуры СОШ (п=97)

Плохие условия труда: не соблюдение санитарногигиенических норм в спортивном помещении, плохая вентиляция, кондиционирование, нет психолога, комнаты психологической разгрузки, мало специализированных спортивных залов и пр. 35,4 38,3

Слабая материально-техническая база: недостаточное оснащение современным, исправным инвентарем, наличие устаревшего инвентаря, либо вообще отсутствие нужного инвентаря и пр. 37,5 78,2

Недостаточное финансовое обеспечение спортивной деятельности: не выделение средств на учебнотренировочные сборы, соревнования, спортивную форму, экипировку и т.п. 82 -

Маленькая зарплата, неэффективное материальное стимулирование (денежные надбавки, доплаты, премии и пр.) 58,3 71,5

Недостаточная реклама, пропаганда в средствах массовой информации вида спорта 13,5 -

Отсутствие менеджера в организации, который бы занимался поиском и «удержанием» спонсоров, урегулированием организационных вопросов, касающихся учебнотренировочных сборов и соревнований 15,2 -

Тяжелый психологический климат в коллективе (нужное подчеркнуть) Из них: 65% общей выборки. 70% общей выборки.

преобладание авторитарного стиля управления, командно-административных методов управления персоналом над демократическими: 27 30

отсутствие полной прозрачности финансирования и взаимопонимания среди коллег: 23 20

непонимание сути происходящих событий: 9 10

отсутствие сплоченности в коллективе: 11 10

Коррупция в аппарате чиновников, связанном со спортом (в федерациях, ассоциациях по видам спорта и пр.) 73,8 -

Много методической (бумажной) работы, на которую в запланированной нагрузке не выделяются часы 55,5 50,5

Категории причинных факторов Тренер-преподаватель спортивной школы (n=113) Учитель физической культуры СОШ (n=97)

Мало возможностей для карьерного роста - 12,5

Мало возможностей для проявления творческих способностей и внедрения новшеств (инноваций, своих идей) - 7,5

ВЫВОДЫ

1. Результаты анкетирования тренеров-преподавателей по видам спорта свидетельствуют, что одной из первых причин, препятствующих продуктивной работе тренеру является «недостаточное финансовое обеспечение спортивной деятельности (не выделение средств на учебно-тренировочные сборы, соревнования, спортивную форму, экипировку и т.п.), этот вариант ответа выбрали 80% респондентов; 73,8% опрашиваемых считают, не менее важным аспектом является «коррупция в аппарате чиновников, связанная со спортом (в федерациях, ассоциациях по видам спорта и пр.») и 65% - «тяжелый психологический климат в коллективе».

В общеобразовательных школах 78,2% учителей физической культуры считают, что эффективная работа сдерживается «слабой материально-технической базой», а 71,5% опрошенных в числе причин отмечают «маленькую зарплату, неэффективное материальное стимулирование (денежные надбавки, доплаты, премии и пр.)».

2. Полученные результаты исследования позволили сформулировать концептуальные предложения, способствующие эффективной трудовой деятельности тренера-преподавателя спортивной школы и учителя физической культуры средней школы, которые заключаются в увеличении финансирования на проведение учебно-тренировочных сборов и соревнований, спортивную форму (экипировку) и закупку современного. Следует в нормативно-правовой базе пересмотреть методы материального стимулирования тренера-преподавателя спортивной школы и учителя физической культуры средней школы. Необходимо в рамках повышения квалификации для руководящих работников углубленное изучение знаний по курсу «Управление персоналом в образовательных, физкультурно-спортивных организациях», что на наш взгляд будет способствовать снятию тяжелого психологический климата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исследование систем управления: опросы для менеджеров : учебное пособие / А.О. Блинов, И.В. Захаров, В.Я. Захаров, Х.Х. Кучмезов. - М. : ООО «Элит», 2008. - 248 с.

2. Концепция развития физической культуры и спорта в системе департамента

образования г. Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) //

http://rudocs.exdat.com. - Дата обращения 17.09.2012.

3. Никитушкин, В.Г. Научно-методические основы развития детско-юношеского спорта в России // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире : материалы XXII междунар. науч.-практ. конф. - Коломна, 2012. - С. 379-381.

REFERENCES

1. Blinov, A.O, Zakharov I.V., Zakharov, V.J, and Kuchmezov J.J. (2008), The study of control systems: Polls for managers: a training manual, publishing house “OOO Elit”, Moscow, Russian Federation.

2. The concept of the development of physical culture and sports in the system of the Department of Education of Moscow in the medium term (2012-2016), available at: http:// ru-docs.exdat.com

3. Nikitushkin V.G. (2012), “Scientific and methodological basis for the development

of youth sport in Russia”, The person, health, physical culture and sport in the changing world: materials XXII of the international scientific and practical conference, Kolomna, pp. 379-381.

Контактная информация: genchay@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.03.2013.

УДК 793.3:796-053.2

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ОСАНКИ У ЮНЫХ ТАНЦОРОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Ирина Владимировна Карева, преподаватель,

Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК),

Елена Александровна Репникова, кандидат педагогических наук, доцент, Владимирский государственный университет

Аннотация

Исследовано влияние статодинамических упражнений на развитие специальных двигательных способностей, обеспечивающих качество формирования навыка рабочей осанки в спортивных танцах. Установлено, что разработанная методика применения статодинамических упражнений в тренировочном процессе юных танцоров создаёт качественные условия для боле продуктивного целенаправленного развития силовой выносливости основных мышечных групп, участвующих в формировании рабочей осанки. Также в процессе выполнения статодинамических упражнений создаются условия для совершенствования способности точно оценивать отклонения, обусловленной чувствительностью воспринимающих его сенсорных систем, что позволили танцорам экспериментальной группы существенно улучшить функцию равновесия. Все это указывает на педагогическую целесообразность применения разработанных комплексов статодинамических упражнений в тренировочном процессе юных танцоров 7-9 лет на этапе начальной подготовки.

Ключевые слова: статодинамические упражнения, статическая силовая выносливость, динамическая силовая выносливость, функция равновесия.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.03.97.p92-96

DEVELOPMENT OF SPECIAL MOVING SKILLS FORMING WORKING POSTURE OF YOUNG DANCERS IN PRIMARY TRAINING Irina Vladimirovna Kareva, the lecturer,

Volgograd State Academy of Physical Culture,

Elena Aleksandrovna Repnikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Vladimir State University

Annotation

The effect of static-dynamic exercises on the development of special moving abilities, providing the quality of working posture skills in sport dancing, is analyzed in this work. It was found out that the developed method of static-dynamic exercises at young dancers training creates high-quality conditions for more effective and purposeful development of strength endurance of the main muscle groups involved in the formation of the working posture. Also in the process of performing static-dynamic exercises, the conditions for improving the ability to accurate deviation assessment were created due to sensitivity of the sensory systems, which allowed the dancers of the experimental group significantly improve the function of balance. All this research is of great pedagogical practicability because of the developed static-dynamic complex of exercises for training of young dancers aged 7-9 years at the primary stage.

Keywords: static-dynamic exercises, static strength endurance, dynamic strength endurance, balance function.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.