Научная статья на тему 'Кадетское воспитание в России: прошлое, настоящее и будущее'

Кадетское воспитание в России: прошлое, настоящее и будущее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамич Александр Фёдорович, Костоусов Николай Степанович

Рассматриваются вопросы воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, чести, долга, верности военной присяге и Конституции России на основе исторического опыта кадетских корпусов дореволюционной России и суворовских училищ советского периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадетское воспитание в России: прошлое, настоящее и будущее»

Александр Фёдорович Шамич

Кандидат педагогических наук, начальник военной кафедры Уральского государственного экономического университета

Николай Степанович Костоусов

Кандидат педагогических наук, доцент военной кафедры Уральского государственного экономического университета

Кадетское воспитание в России: прошлое, настоящее и будущее

Многовековая история Российского государства неразрывно связана с военной историей. Менялись типы и формы государственной власти, одна эпоха сменялась другой, изменялись вооруженные силы страны, но во все века героизм, мужество воинов, патриотизм граждан являлись фундаментом величия России. Российское военное образование отметило свое 300-летие (за исходные даты принимают 1701 г. - год создания навигацкой школы, хотя с 1699 г. существовала школа при бомбардирской роте лейб-гвардии Преображенского полка). Особое место в системе военного образования занимают военные учебные заведения интернатного типа: в

дореволюционной России - кадетские корпуса; в советский период -

суворовские военные, нахимовские военно-морские и военно-музыкальные училища.

Переход современной России от тоталитаризма к демократии, от командно-административной системы к гражданскому правовому обществу сопровождается целым рядом болезненных следствий - падением авторитета государственной власти и кризисом ценностного сознания. В обществе в целом и в армии в частности наблюдается эрозия духовно-нравственных ценностей Отечества - патриотизма, чести, долга, гражданского достоинства, верности конституционному долгу и военной присяге.

В современный исторический период произошло инверсионное колебание к противоположному полюсу общественно-экономических отношений, в идеологической составляющей государственной политики образовался

вакуум. Если в экономике возможна «шоковая терапия», то в сознании граждан и военных мгновенное изменение сознания и веры невозможно.

Одним из проявлений отрицательного влияния болезненных следствий реформ и определенного популизма стало признание того, что в дореволюционный период в России было «все хорошо», а духовнонравственное воспитание в кадетских корпусах находилось на самом высоком уровне (в различных регионах на базе общеобразовательных школ, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования).

С 1990 г. в субъектах Российской Федерации в соответствии с постановлениями Правительства РФ было создано более 30 кадетских корпусов и кадетских школ-интернатов, без учета кадетских классов в общеобразовательных школах. С одной стороны, налицо порыв души и благородное дело в воспитании молодого поколения, а с другой - к подросткам пришли люди, которые не имеют ни педагогического образования, ни достаточного опыта работы в данной области. Тем самым нарушается главный принцип педагогической деятельности - запрет эксперимента над детьми.

Именно поэтому в целях недопущения подобных фактов, по мнению авторов, исследование вопросов, связанных с историко-педагогическими аспектами духовно-нравственного воспитания, профессиональной подготовкой, как для военной, так и гражданской государственной службы, военной молодежи в военно-учебных заведениях России, приобрело особую актуальность. Выявление объективных условий и субъективных предпосылок, вызвавших смену образовательных парадигм и концепций кадетского воспитания на духовно-нравственной основе, определение генезиса и стадий их развития, а также содержания и специфики конкретных государственных решений по этому вопросу в зависимости от характера борьбы мнений, социально-экономических, военно-организационных и других детерминант, действовавших в анализируемый период в Российском государстве, позволит разрешить многие противоречия.

В начале XX века М.М. Рубинштейн писал: «Нам жизненно

необходимо освободиться от предрассудка, что позади нас - только отжившее, умершее, то, что было и исчезло бесследно... На самом деле...

история, верно понятая, - это не могила, она занимается не похоронами, а главная ее задача - говорить о жизни и живом. История учит - вот та основная мысль, с которой следует подходить к ней» [1. С. 1].

В современной военно-исторической, военно-педагогической, педагогической печати отмечается, что «настало время вернуться к традициям российской военной школы, которая во главу угла ставила нравственное воспитание офицера, формирование его личности, общей и профессиональной культуры» [2].

Действительно, одним из достижений прошлого является выработанный на протяжении трех столетий кодекс нравственности русского офицера. Речь идет, прежде всего, о таких непреходящих ценностях, как честь и воинский долг. Многие офицеры и генералы старой Российской армии прекрасно понимали значение нравственного элемента в обучении и воспитании и тем самым объективно становились носителями национальнопатриотических идей. В исторической памяти сохранился облик офицера образованного, интеллигентного, со строгими моральными принципами, патриота своей Родины. Достичь той высоты понятий о чести и достоинстве военного человека нелегко. И задача истории сегодня - выступить не хранилищем фактов, а арсеналом знаний, который обладал бы исключительными возможностями для развития духовного, нравственного потенциала военного специалиста.

Особенно значимо обращение общей педагогики и военной педагогики к своему прошлому для наших дней с характерным для них научным поиском путей дальнейшего развития духовно-нравственного воспитания суворовцев и учащихся кадетских корпусов, т.е. воспитания, которое отвечало бы требованиям гражданственности и патриотической направленности с учетом педагогического опыта кадетских корпусов дореволюционной России и советского периода.

Актуальность исследований определяется обстоятельствами, обусловившими проблему разработки новой концепции нравственного воспитания военной молодежи в аспекте укрепления национальной безопасности России.

Во-первых, конец XX - начало XXI века ознаменовано коренными изменениями в системе мирового противостояния - от противостояния идеологических систем к противостоянию культурно-религиозных систем, от противостояния отдельных государств и их содружества к противостоянию мирового сообщества терроризму. Все это повышает моральную и правовую ответственность за выполнение своего профессионального долга в укреплении национальной безопасности как офицеров Вооруженных Сил РФ, Министерства внутренних дел РФ (МВД), Федеральной службы безопасности, других силовых структур, так и гражданских государственных служащих министерств, служб и департаментов федерального и регионального уровней. Сложные, многоплановые задачи, стоящие перед армией и другими государственными структурами, меняют и модель личности как офицера, так и государственного служащего.

Во-вторых, в условиях наблюдаемой ныне смены идеологических и нравственных приоритетов, утраты идеалов значительной частью общества

обращение к опыту духовно-нравственного воспитания призвано способствовать формированию отвечающих общечеловеческим ценностям поведенческих позиций людей, приданию их деятельности патриотической направленности в аспекте укрепления национальной безопасности.

В-третьих, сокращение численности офицерского состава при разделе на суверенные государства по национальной принадлежности с принятием новой присяги, снабжение всем необходимым по остаточному либо по принципу самообеспечения, проведение занятий по боевой подготовке создали условия для сформирования у офицерского состава состояния невостребованности государством и безысходности, а у рядового и сержантского состава - безответственности и недисциплинированности. Нравственные ценности, возвышаемые в общественном сознании российского народа во все времена, а именно: гражданственность,

государственный патриотизм, верность гражданскому долгу и военной присяге, отношение к военной службе и защите Отечества как священной обязанности, на волне борьбы с коммунистической идеологией были приравнены к национал-шовинизму. Однако акты проявления терроризма, криминала напомнили как демократам, либералам, сотрудникам средств массовой информации, так и олигархам, что перед данными угрозами все одинаковы - все смертны. Президент, государственная власть, общество вспомнили, что имеется армия и другие силовые структуры, предназначенные для борьбы с данными угрозами. Но необдуманные реформы дали свои всходы.

Вышеперечисленные причины в комплексе обусловили необходимость приоритетного формирования нравственных и интеллектуальных начал будущих офицеров как силовых ведомств, так и гражданских служащих государственных ведомств, развития их индивидуальных творческих способностей, побуждения к самосовершенствованию и осознанию своего места и роли в окружающем мире. «Мы постоянно обращаемся к прошлому педагогики не только потому, что это кладезь вековой народной мудрости и запасник педагогической мысли, в нем наши корни и уверенность в завтрашнем дне, - пишут А.В. Барабанщиков и В.Н. Иванов. - Будучи включенными в глубинную связь времен и народов, заключающуюся в практике обучения и воспитания, каждый человек как бы приближается к историческому опыту своего и других народов, правильно понимает свое место в мире и тем самым укрепляет уверенность в исторической перспективе человеческого рода».

В-четвертых, сближение армии, других силовых ведомств с Русской Православной Церковью, восстановление во внутреннем мире человека, защищающего целостность России, Закон и правопорядок, православных духовных ценностей требует, в свою очередь, новых методов, приемов, форм и средств работы с учащимися кадетских корпусов, суворовских училищ и кадетских классов и школ-интернатов. Нравственные ценности, привносимые православием в общественное сознание, а именно: патриотизм, отношение к военной и государственной службе защиты Отечества, Конституции и Закона как священной обязанности каждого гражданина плюс желание самой церкви оказать помощь учебным заведениям в духовно-нравственном воспитании,

ставят ее в ряд наших близких союзников. Еще двадцать лет назад мало кто подозревал, что современным офицерам, воспитателям, преподавателям XXI века, кроме всего, еще придется приобретать необходимые знания, умения и навыки работы с учащимися разных религиозных конфессий.

В-пятых, обращение к опыту истории, осуществленное на основе достижений современной философской, военно-исторической и педагогической науки, не только углубляет наши представления о духовнонравственном воспитании в прошлом, но и способствует поиску эффективных путей образования и воспитания в настоящем, расширяет возможности прогнозирования в данном направлении. Только тот будет знать, чего можно и должно требовать от воспитания в настоящем, кто проследит развитие и осуществление воспитательной идеи в течение многих столетий.

В-шестых, сегодня социально-психологические портреты офицеров силовых структур и государственных служащих весьма неоднородны. Современные исследователи выявляют рост отрицательных качеств, таких как:

утрата идеалов и престижа офицерской и государственной службы у значительной части младшего и среднего звена офицерского состава, государственных служащих; размышления над дилеммой «служить или не служить?»;

неудовлетворенность правовым и социально-экономическим положением;

пассивность в самоусовершенствовании; снижение уровня общей, военной, профессиональной и педагогической культуры;

утрата веры в социальную справедливость со стороны государства;

правовые нарушения.

В настоящее время радует и вселяет надежду тот факт, что изменения в обществе потребовали рассмотрения кадетского образования как предпрофессионального военного образования и его адаптации в средних общеобразовательных учебных заведениях с целью формирования и восстановления в нашем обществоведении общечеловеческих идеалов, мировоззренческой культуры, богатого духовного мира на основе органичного восприятия исторических общечеловеческих нравственных ценностей, ибо развитый духовный мир как военного специалиста, так и государственного служащего должен стать основой его профессиональных достижений, условием его служебной ценности и нравственным стержнем. Новые требования к образованию предъявляет и иная идеологическая атмосфера. Наличие высокого уровня мировоззренческой общей и военнопрофессиональной культуры является сейчас законным требованием к современным военным специалистам и государственным служащим.

Претерпевает значительные изменения и наше понимание путей развития цивилизации, способов обеспечения национальной и международной безопасности, военной политики и т.д. Предстоит дальнейшее усложнение внутриполитических условий и отношений. Эти изменения должны быть осмыслены и отражены в процессе духовнонравственного воспитания учащихся современных кадетских корпусов,

кадетских школ-интернатов, кадетских классов средних общеобразовательных учебных заведений, суворовских военных, нахимовских военно-морских и военно-музыкальных училищ.

Отсюда вытекает необходимость не только глубокого анализа концепций духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России и зарубежья, в суворовских училищах советского периода, изучения особенностей их формирования в контексте меняющейся социальной среды, реформы образования в аспекте подписания Россией Болонской конвенции, но и определения самого понятия «кадетское воспитание», обоснования его места в государственной системе образования, выработки конкретных рекомендаций с целью изменения ситуации.

Анализ исторической ретроспективы идеи воспитания в процессе подготовки государственных служащих как военных, так и гражданских структур позволяет не только рассматривать его как феномен в системе военного образования, но и сделать вывод об исторической изменчивости идеи «кадетского воспитания», его модификации в зависимости от реальных условий жизни общества и уровня изменения концепций духовнонравственного воспитания в кадетских корпусах и суворовских училищах.

Литература

1. Рубинштейн М.М. Общественное или семейное воспитание. М., 1916.

2. Миронов В.И. Реформа военного образования: проблемы и пути реализации // Военная мысль. 1993. № 2.

*****

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.