Научная статья на тему 'Генезис системы кадетского образования в России'

Генезис системы кадетского образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
937
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ НА ГРАЖДАНСКОМ И ВОЕННОМ ПОПРИЩЕ / ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ / СИСТЕМА КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. PATRIOTISM / SERVICE TO THE FATHERLAND IN CIVIL AND MILITARY ARENA / THE REVIVAL OF THE VALUES AND TRADITIONS / THE SYSTEM OF CADET EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Елена Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся основных изменений в содержании, формах, методах, средствах образования и воспитания в кадетских корпусах в России в дореволюционный период, в годы вынужденной эмиграции, а также на этапе их воссоздания в конце XX столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis of Cadet Education System in Russia

The article examines the problems of changing the content, forms, methods, means of education and training in a cadet housing in Russia before the revolution, during emigration, as well as on their rebuilding at the end of XX century.

Текст научной работы на тему «Генезис системы кадетского образования в России»

Исследования молодъхученьх

УДК 371 ББК 74 в

ГЕНЕЗИС СИСТЕМЫ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Жукова Е. Ю.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся основных изменений в содержании, формах, методах, средствах образования и воспитания в кадетских корпусах в России в дореволюционный период, в годы вынужденной эмиграции, а также на этапе их воссоздания в конце XX столетия.

The article examines the problems of changing the content, forms, methods, means of education and training in a cadet housing in Russia before the revolution, during emigration, as well as on their rebuilding at the end of XX century.

Ключевые слова: патриотизм, служение Отечеству на гражданском и военном поприще, возрождение ценностей и традиций, система кадетского образования.

Patriotism, service to the Fatherland in civil and military arena, the revival of the values and traditions, the system of cadet education.

Преобразования, происходящие в России, затрагивают практически все сферы жизнедеятельности нашего общества. Продолжается активный процесс становления новой российской государственности, соответствующей изменившимся внутренним социально-экономическим реалиям и международным условиям. Создаются институты гражданского общества, новое демократическое государственное управление и местное самоуправление, механизмы их функционирования и взаимодействия. Претворение в жизнь этих задач напрямую зависит от развития среднего образования в стране, качества обучения и воспитания молодых россиян.

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, воспитание и обучение молодежи в нашей стране является определяющим элементом в деятельности государства, его важнейшей функцией. В условиях коренного обновления российского общества, когда меняются нравственные, духовные и материальные ценности граждан, в первую очередь молодежи, важно приобщить ее к нашей истории, духов-

ной культуре, формировать у молодых людей высокие патриотические чувства, верность конституционному и воинскому долгу по защите Отечества. В этих условиях военная школа России, как составная часть всей системы образования страны, также ищет более эффективные пути воспитания и обучения военных кадров.

Одним из таких апробированных направлений является создание широкой сети кадетских корпусов и кадетских классов в общеобразовательных учреждениях. Несомненно, что при формировании таких учебных заведений и таких классов должен учитываться накопленный исторический опыт. Особенно хорошо зарекомендовала себя дореволюционная система кадетских корпусов. В стенах этих учебных заведений всегда царил особый жизненный уклад. Выпускников кадетских корпусов отличали мужество и крепость духа. Актуальность проблемы вызывает необходимость научной разработки системы обучения и воспитания в кадетских корпусах и кадетских классах общеобразовательных школ, направленных на формирование у учащихся деятельно-волевых черт характера.

Как известно, современное кадетское дви -жение невозможно без учета опыта прошлого, без осмысления того, как аналогичные проблемы решались в кадетских корпусах в дореволюционный период. Поэтому данная тема по-прежнему представляет интерес, особенно на современном этапе. В первую очередь это связано с возрождением кадетских корпусов и обращением к накопленному ими опыту подготовки высококвалифицированных и прекрасно образованных людей, готовых служить Отечеству на гражданском и военном поприще.

В отечественной и зарубежной литературе имеется ряд работ, рассматривающих феномен кадетского образования. Так, в частности, в дооктябрьский период этому были посвящены публикации И. А. Гиляровского, В. К. Гер-штейнцвейга, Н. А.Зотова, В. Г. Кульчинского,

Н. Л. Ломана, В. П. Рысева, Е. Г. Сарминского и др.

В них были охарактеризованы социальнобытовые условия жизни кадет, особенности организации внеклассной деятельности, содержание музыкального, патриотического, физического воспитания в кадетских, корпусах России. Анализируя сложившееся содержание воспитания, авторы стремились показать их значение в приобщении кадет к познанию мира, изучению собственных потенциалов, погружению в прошлую и настоящую культуру своего народа, и развитии чувства сопереживания, гордости за свою страну, ее людей, в формировании готовности служить государю, православной вере, стране, народу.

Интерес к этой проблеме возник вновь в конце Великой Отечественной войны после создания суворовских и нахимовских военных училищ.

Появляются работы П. И. Алпатова, Т. П. Жестоковой, П. Д. Лукашева, в которых дается описание процесса становления и развития кадетских корпусов в России, характеризуется содержание обучения и воспитания в них, показывается педагогическая целесообразность используемых приемов и методов организации воспитательной деятельности, раскрываются положительные и отрицательные последствия такого воспитания. Особое внимание обращается на такие средства, как театр, ночные марш-броски, летние военизированные лагеря, групповые чтения и др.

В связи с анализом основных исторических этапов существования русской армии и флота уже в 70-е годы в исследованиях Л. Г. Бескровного и П. А. Зайончковского рассматривалась роль кадетских корпусов в подготовке высококвалифицированных кадров для решения сложных военно-оборонных задач и ведения военных действий на оптимальном уровне. И, наконец, новый всплеск работ по данной проблематике наблюдается в 90-е годы, когда прошлый опыт позволяет расчистить плацдарм для инновационных преобразований в обучении, воспитании, профессиональной подготовке. За 90-е годы проведены исследования: С. В. Богданова по вопросам теории и практики подготовки офицерского состава русской армии в дореволюционный период; В. П. Бондаренко об опыте и уроках деятельности кадетских корпусов во

ЧИППКРО

второй половине XIX века; А. А. Михайлова об истории Псковского кадетского корпуса; И. А. Уварова по проблемам формирования морально-волевых качеств у кадет; Э. М. Филиппова, касающиеся прошлого и настоящего кадетских корпусов России и другие.

Особо следует отметить диссертацию В. М. Курмышова, в которой предметом исследования избран опыт кадетского воспитания с 1832 по 1917 годы. Приведенные автором факты свидетельствуют о том, что в преобладающем большинстве случаев воспитанию уделялось особое внимание в организации жизни кадетского корпуса, и оно рассматривалось как одно из составляющих образовательного процесса. В своей совокупности результаты и выводы ука -занных выше авторов имеют важное теоретическое и практическое значение, однако, они не ставили своей целью изучение педагогической целесообразности использовавшихся содержания, форм и приемов воспитания кадет, не исследовали специфику системы воспитательной работы с ними в современных условиях.

Реформы Петра I вводили обязательность обучения дворянских сыновей. Оно, прежде всего, подразумевало воспитание у юношей хорошего тона поведения. Как справедливо подчеркивал С. Соловейчик, анализ сложившейся в тот период образовательной ситуации указывал на то, что «...образование требовалось не всякое, а именно такое, которое бы внешне отличало образованных от необразованных, давало бы, прежде всего, культурное поведение, изысканные манеры- все то, что сразу бросается в глаза... как отличительный знак, как медаль на шее, как богатое платье...». Учитывая же, что военная служба в офицерских чинах считалась сословной привилегией, то большое внимание уделялось специальной подготовке к определенной профессиональной деятельности, воспитанию тех черт характера, которые для этого необходимы.

Дворянское обучение, при всей его ориентированности на европейский стиль поведения, образ жизни, характеризовалось национальным колоритом, было пронизано фольклорными традициями. Таким образом, к моменту появления кадетских корпусов дворянское воспитание не столько стремилось к обучению подопечных основам наук или умению применять полученные знания в экономике, промышленно-

сти, сельском хозяйстве, науке или военном деле, сколько к демонстрации сословного отличия в языке, суждениях и, главное, в поведении.

После смерти Петра I проводятся дальнейшие преобразования в обучении и воспитании дворянских детей в существующих немногочисленных учебных заведениях России. Это было вызвано реформированием порядка приема дворян на военную службу, необходимостью в этой связи ранней допрофессиональной ориентации детей и подростков на военную деятельность, ограниченными возможностями Морской Академии в этом плане. Для того, чтобы помочь дворянским сыновьям осваивать начальные основы грамоты, светского этикета и военного искусства, в 1731 году в России был учрежден Сухопутный шляхетский кадетский корпус, целью воспитания в котором определялось: «формирование христианина, верноподданного, русского, доброго сына, надежного товарища, скромного и образованного юноши, исполнительного, терпеливого и расторопного офицера, с чистым желанием отплатить государю за его благодеяния, честной службой, честной жизнью и честной смертью».

Кадетские корпуса, таким образом, были призваны воспитывать молодое поколение в духе служения Отечеству, облегчать их доступ к качественному профессиональному образова -нию, помогать военнослужащим дворянского происхождения в обучении и воспитании их детей.

Как показывает анализ источников и педагогической литературы, элементы будущей системы кадетского воспитания складывались постепенно. Первоначально, как свидетельствует исследование Н. И. Алпатова, мужественность детей и подростков, их ловкость, выносливость, аккуратность, умение следовать нужным правилам, быстро принимать решение, просчитывать шаги противной стороны формировались в процессе обучения «шпажному действу, на лошадях ездить, танцам и музыке в зависимости от природных склонностей учащихся...». Это позволило исследователю, как и некоторым другим авторам, утверждать, что содержание образования в кадетских корпусах с самого начала их существования имело двойственную направленность. Оно, во-первых, было ориентировано на военно-гражданское обучение, то есть, давало общее образование на

уровне своего времени, и начальное профессиональное с военным уклоном. Во-вторых, оно стремилось вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками, необходимыми для жизни в определенном социальном сообществе, то есть готовило к реальной жизни. И, судя по имеющимся для анализа источникам, со второй задачей справлялось относительно успешно. В частности, Екатерина II по этому поводу писала: «Напрасно думают, что мои кадеты приготовляются единственно для войны... Мои кадеты сделаются всем тем, что пожелают быть и выберут себе поприще по своим вкусам и склонностям».

Другие авторы обращали внимание на факт духовной близости офицерского состава из бывших кадетов к солдатской массе: « Вынянченный денщиком, воспитанный в кадетском корпусе задаром или на медные деньги, с ранних лет впитавший в себя впечатление вечной нужды ...кадровый офицер, несмотря на свое, часто стилистическое пристрастие к рукоприкладству, ...зачастую много легче, проще и ближе подходил к солдату, народу, чем многие радикальные интеллигенты».

Некоторые ученые даже критиковали дея -тельность корпуса за повышенное внимание к воспитательной функции. По мнению, например, В. О. Ключевского, во времена И. И. Бецкого «корпус менее всего занимался науками, больше напоминал светский университет, где преподавалось все, кроме того, что нужно офицеру».

Таким образом, следует подчеркнуть, что с самого начала функционирования кадетских корпусов в России наряду с образовательной он выполнял и воспитательную функцию.

Поскольку в средние военно-учебные заведения принимались молодые люди с большим возрастным диапазоном (в кадетские корпуса с 13 до 17 лет), в одном корпусе могли обучаться подростки со значительной разницей в жизненном опыте, в своем физическом, психическом и социальном развитии. Это требовало особой организации воспитательной работы, которая строилась бы в условиях разновозрастного состава. Необходим был общий для всех элемент, который бы регламентировал учебновоспитательную деятельность как детей, гак и взрослых. Таковым, по нашему мнению, стал режим дня. Он выполнял задачу внесения оп-

ределенности в жизнь кадетского сообщества, четкости и права и обязанности каждого воспитанника, так как был общим для всех независимо от возраста и происхождения кадета, предусматривал чередование видов деятельности (утренние физические упражнения, гигиенические мероприятия, молитва, классные занятия, строевая подготовка, самообразование, экзер-циции, занятия по интересам в свободное время). В зависимости от времени года, традиций того или иного кадетского корпуса рабочий день начинался с подъема в 4 часа 45 минут летом или зимой в 7 часов утра и заканчивался отбоем в 9 или 10 часов вечера.

В свободное время кадеты были обязаны заниматься еще и рисованием, танцами, музыкой, гимнастикой, верховой ездой, чтением. Разница в возрасте и уровне развития учащихся диктовала необходимость поиска какой-то ор -ганизационной формы, в рамках которой мог протекать сложный процесс удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей каждого воспитанника, в которой кадеты могли накапливать опыт взаимодействия, сотрудничества, взаимопомощи, взаимного обучения. Так появились объединения по интересам, групповые занятия. В связи с тем, что со временем их стало много, для управления этим явлением и с целью контроля деятельности учащихся, помощи им в выборе группы, закрепления в ней каждый воспитатель должен был вести специальные книги с расписанием занятий каждого кадета, успешностью их обучения. Данные этих книг, воспоминания выпускников указывают на огромные перегрузки воспитанников. Для кадет в возрасте 5-6 лет минимальная нагрузка предусматривалась 34 часа в неделю, а для учащихся старшего звена - от 42 до 48 часов. И при этом, постоянно подчеркивалась необходимость не забывать об улучшении качества культурного развития, воспитания молодых людей. Поэтому неслучайным стало появление общества любителей русской словесности, которые стали организовывать чтение собственных произведений кадет, постановку пьес, написанных его членами.

Приход к власти Екатерины II сопровождался утверждением новой идеологии воспитания - созданием «новой породы людей» в закрытых образовательно-воспитательных учреждениях разного типа. Имеющиеся кадетские

ЧИППКРО

корпуса вписывались в новую логику. Однако их также коснулись некоторые преобразования в содержании, формах и методах воспитания в соответствии с Уставом шляхетского корпуса (1766 г.), подготовленным И. И. Бецким. Теперь, во-первых, расширялся возрастной диапазон учащихся. В корпуса принимали мальчиков с 5-6 лет и обучали до 20. Это требовало уточ -нения в подходах к организации воспитательного процесса. Во-вторых, все кадеты подразделялись теперь на пять возрастных групп с дифференцированным содержанием воспитательной работы в них. В-третьих, в соответствии с возможностями родителей воспитанников, их имущественным и социальным положением возрастала потребность в специальной организации социального взаимодействия, как внутри конкретной возрастной группы, так и между разными возрастами. Все это вместе взятое стимулировало поиск и включение в систему воспитания кадетских корпусов новых элементов, составляющих в будущем ее основу. Одним из таких элементов являлись библиотеки. Со временем их стали называть фундаментальными, а возникшие для каждой возрастной группы

Слово «кадет», означавшее с 30-х годов XVIII века и в русском языке воспитанника военно-учебного заведения, не потеряло своего значения и в советское время.

В царской России с момента учреждения Анной Иоанновной в 1731 г. «Корпуса кадет шляхетских» и до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы в общей сложности существовало около пятиде -сяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. За пределами России после Октябрьской революции в разное время функционировало до пяти русских кадетских корпусов.

В трудные для Советского Союза годы Великой Отечественной войны, постановлением Совета Народных Комиссаров и Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) от 21 августа 1943 г. для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Великой Отечественной войны, а также для детей советских партийных работников, рабочих и колхозников, погибших на фронтах войны и в фашистской оккупации, были созданы специальные военно-

учебные заведения (Суворовские и Нахимовские училища), которые должны были, как и в кадетских корпусах, дать возможность детям получить наряду со средним образованием военные и военно-технические знания, необходимые для дальнейшего успешного обучения в средних и высших военно-учебных заведениях Вооруженных Сил и последующей службы в офицерских званиях. Суворовские и Нахимовские училища и сегодня являются кузницей офицерских кадров для российских вооруженных сил.

Наряду с Суворовскими и Нахимовскими училищами, уже 20 лет в современной России существует система кадетского образования. Уникальная образовательная технология позволяет достигать результатов, которые пока не доступны всей общеобразовательной системе.

В начале 90-х, когда российское общество остро нуждалось в восстановлении духовных и интеллектуальных ценностей, возрождение кадетского образования стало ответом на «социальный заказ». Ведь кадетские корпуса - это не только система образования, но и система воспитания. Князь Константин Константинович в 1911 году описал «кадетский компонент» (составляющая в образовательной программе, которая отличает кадетские образовательные учреждения от общеобразовательных) так: военная подготовка, спорт, два языка, этика и эстетика, танцы, этикет общения, духовное воспитание. Без этого, как считали разработчики системы кадетского образования в России, действовавшей до революции 1917 года, формирование полноценной личности невозможно.

И сегодня приоритетами кадетского образование являются воспитание личности, создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, светской этики и религиозной толерантности, традициями кадетских корпусов. Кадетские корпуса и кадетские классы в общеобразовательных учреждениях - это не специализированные военные формирования, а образовательные учреждения для подготовки высокооб -разованных граждан, которые могут выбрать как военное поприще, так и любую другую службу на благо государства и общества.

Важно, что образование, которое дают в кадетских корпусах и кадетских классах школ, является доступным для молодых людей из со-

циально необеспеченных слоев. Кадетские кор -пуса и кадетские классы в общеобразовательных учреждениях решают важные задачи по воспитанию и образованию детей-сирот, детей из малообеспеченных семей и детей, оставшихся без попечения родителей.

Первое кадетское образовательное учреждение в современной России появилось в 1992 году в Новочеркасске, через десять лет их стало более сорока. По состоянию на 5 сентября 2011 года, в 69 кадетских образовательных учреждениях обучалось 20290 кадет. По данным исследования, проведенного Фондом содействия кадетским корпусам им. Алексея Йордана, из 11,4 тысяч воспитанников кадетских школ-интернатов большую часть составляют дети из неполных (28,3 %), малообеспеченных (12,4 %) и многодетных семей (9,6 %).

На настоящий момент в России сложилась следующая система кадетского образования:

- кадетские образовательные учреждения Министерства образования и науки РФ - в них обучение рассчитано на 7 лет, основная цель состоит в подготовке молодых людей к служению Отечеству на гражданском и военном поприще;

- кадетские образовательные учреждения силовых ведомств (Министерство обороны РФ, ФСБ или МВД) - там обучаются 3 года (начальное военное образование), основная цель -подготовка юношей для поступления в военные вузы.

По состоянию на начало текущего учебного года (сентябрь, 2011), в России насчитывалось 19 кадетских школ и 50 школ-интернатов Минобразования, 10 кадетских корпусов и 10 суворовских военных и нахимовских военноморских училищ силовых ведомств, а также огромное количество кадетских классов в об -щеобразовательных учреждениях. Только в г. Челябинске модель кадетского образования в 117 классах 21 образовательного учреждения осваивают 2826 кадет.

Востребованность кадетского образования огромна. На одно место в кадетскую школу или кадетский класс претендуют до 15 детей. За время своего существования в современной России кадетские образовательные учреждения с военизированным, но не военным укладом жизни, накопили положительный опыт в раз-

решении такой актуальной для России проблемы, как казарменной дедовщины.

Отсюда, цель кадетского образования -подготовка государственного человека (деятеля, несущего службу на каком-либо государственном или общественном поприще) - патриота, готового брать на себя ответственность за судьбу своей страны и родного края; инициативного, самостоятельного, мобильного гражданина с лидерской позицией; просвещённого культурного разумного, зрелого в суждениях и поступках человека, способного к жизнетвор -честву и созиданию; благородного и благопристойного мужчины, заботливого семьянина.

Уникальность кадетского образования заключается в совокупности реализуемых идей и специфических особенностей, среди которых:

- приоритетность воспитания в кадетском образовании, опирающегося на культурнообразовательную, ценностно-смысловую и социальную среду учреждения, насыщенную общечеловеческими ценностями и нормами морали, заповедями и традициями, символами и ритуалами патриотического смысла;

- возрождение ценностей и традиций российских кадетских корпусов, основанное на изучении исторического опыта, его переосмыслении и применении в современном социально-культурно-образовательном контексте;

- оптимальное сочетание отвечающего современным требованиям общего среднего образования и дополнительного образования, предоставляющего широкий спектр дополнительных образовательных услуг, дополнительных занятий физической культурой и спортом, вариантов организации занятости и содержательного досуга воспитанников;

- проведение комплексных стратегических игр «Зарница», «Школа безопасности», «За Россию», направленных на развитие аналитического мышления, управленческих умений и социальных практик;

- пребывание в детском коллективе в течение полного дня, необходимость выстраивания отношений и коммуникаций разного содержания и характера в различных ситуациях, что способствует становлению социального и личного опыта ребенка;

- организация жизнедеятельности в кадетском классе, сочетающая на гуманистиче-

ЧИППКРО

ской основе демократические начала и авторитарные аспекты;

- использование в кадетских классах военизированной составляющей как важнейшего механизма становления мужского характера;

- непрерывность образования, обеспеченная профессиональной диагностикой и ориентацией, предпрофильной подготовкой и профильным образованием, введением вариантов довузовской подготовки, а также воспитанием потребности в постоянном самообразовании;

- постоянное педагогическое сопровождение воспитанников, осуществляемое педагогами, в том числе, кадровыми офицерами, оказание им адресной профессиональной поддержки и помощи психологического, социального и медицинского характера;

- сочетание в кадетских классах двух институтов самоуправления воспитанников: института младших командиров и института школьных советов, что развивает лидерскую позицию, умение принимать решение и брать на себя ответственность за его выполнение.

В числе первоочередных задач, которые нужно решить для нормального развития кадетского образования: подготовка законодательной базы, а также вопросы финансирования кадетских образовательных учреждений. Нужны общие правила открытия и регистрации кадетского корпуса, его финансирования и функционирования, подготовка образователь -ных стандартов, повышение квалификации педагогов. Эти вопрос решаются как на местном уровне, так и в масштабах всей страны. Кадетское движение должно развиваться и расширяться как необходимая для страны система образования и воспитания, противостоящая негативным явлениям в подростковой среде.

В ходе проведенного анализа литературных источников о зарождении кадетского образования в России мы пришли к следующим выводам.

- В течение многих лет выпускники кадетских корпусов были достойными представителями Великой России, кадетское образование бережно сохранялось и развивалось в течение всего времени. Помимо традиционной учебной программы, занятий военной подготовкой, в корпусах работало большое количество кружков, мастерских, творческих коллективов, спортивных объединений. Именно на базе, созданной в кадетском образовании в дореволю-

ционный период, началось его возрождение в 90-е годы.

- В настоящее время кадетское образование активно возрождается. Но для более успешного его развития нужно решить имеющиеся проблемы в системе кадетского образования. В числе первоочередных задач, которые нужно решить для нормального развития кадетского образования: подготовка законодательной базы, а также вопросы финансирования кадетских образовательных учреждений. Нужны общие правила открытия и регистрации кадетского корпуса, его финансирования и функционирования, подготовка образовательных стандартов, повышение квалификации педагогов. Сейчас ставится вопрос о создании единой системы кадетского образования и воспитания в России, что могло бы дать большой положительный эффект, в том числе и для примера окружающей молодежи.

- Воспитание учащихся кадетских корпусов, построенное на жесткой дисциплине, традициях взаимоотношений равных, и старших, и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей, выполнением всех основных требований внутреннего порядка, привитии с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям. Приводит к тому, что с раннего возраста у воспитанников КК формируются деятельно-волевые качества и готовность к защите Отечества, что в полной мере соответствует задачам Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и Концепции духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Литература

1. Алпатов, Н. И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России [Текст]: дис. ... докт. пед. наук / Н. И. Алпатов.

- Рязань, 1948.

2. Андрюшин, И. В. Становление и развитие системы воспитательной работы в кадетских классах [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / И. В. Андрюшин - Кострома, 2001.

3. Ашев, Г. А. Воинские ритуалы [Текст] / Г. А. Ашев. - М.: Политиздат, 1977.

4. Барабанщиков, А. В. Основы военной педагогики [Текст] / А. В. Барабанщиков, Н. Ф. Котов, Н. С. Кравчук. - М.: Политиздат, 1983.

5. Волков, С. В. Русский офицерский корпус [Текст] / С. В. Волков. - М.: Просвещение, 1993.

6. Галенковский, П. А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк о педагогических средствах при воспитании в военноучебных заведениях в период 1700-1656 гг. [Текст] / П. А. Галенковский. - СПб., 1904.

7. Жесткова, Т. П. Краткий очерк развития кадетских корпусов в России [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук / Т. П. Жесткова. - М., 1944.

8. Зайончковский, П. А. Военные реформы 1860-1870 гг. в России [Текст] / П. А. Зайончковский. - М.: Политиздат, 1952.

9. Курмышов, В. М. Воспитание в кадетских корпусах России: Анализ педагогического опыта 1882-1917 гг. [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук / В. М. Курмышов. - СПб., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.