Научная статья на тему 'К задаче оценки эффективности информационных технологий в управлении территориально распределенными системами'

К задаче оценки эффективности информационных технологий в управлении территориально распределенными системами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ / ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ / EFFECTIVENESS OF INFORMATION TECHNOLOGY / HEALTH MANAGEMENT / INTERNET PORTAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коротеева О. С., Лукьянов О. В.

В статье рассмотрена системная модель организации управления здравоохранением с использованием Интернет-портала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE MANAGEMENT OF TERRITORIAL DISTRIBUTED SYSTEMS

The article describes the system model of organization of health care management using Internet-based portal.

Текст научной работы на тему «К задаче оценки эффективности информационных технологий в управлении территориально распределенными системами»

Разработка продукта считается законченной, когда можно начать производство и все внимание сосредоточить на продукте в фазе изготовления. Значение этой переходной фазы в рамках инновационного процесса чаще всего недооценивается, в результате чего возникают значительные потери времени и убытки для предприятия. В этой фазе важно следующее:

• адаптация прототипа к производственно-техническим требованиям;

• ознакомление задействованного персонала с технологическими процессами, методами и новыми областями задач;

• запуск машин и оборудования до установленных пределов мощности;

• поиски новых каналов снабжения.

Для инновационного менеджмента в данной фазе важно обеспечить максимально короткие сроки развертывания производства, в частности с помощью соответствующей подготовки и планирования, а также гибкой реализации целей. Сокращение времени подготовки производства часто обеспечивает получение рыночных преимуществ перед конкурентами, а также позволяет быстро снизить издержки и увеличить прибыль предприятия.

6-я фаза: внедрение на рынок

Инновационный процесс завершается внедрением новинки на рынок. Как показывают эмпирические исследования, неудачей закан-

чивается введение примерно 1/3 новых продуктов, а среди введенных лишь около 1/3 дает прибыль выше среднего уровня, остальные позволяют только покрыть издержки.

Под внедрением на рынок товаров или услуг понимается проверка с помощью рыночных тестов конкурентоспособности продукции, а также целевое использование маркетингового инструментария. Фаза внедрения заканчивается успешным закреплением продукта на рынке. В качестве решающей предпосылки успешного внедрения следует рассматривать длительную подготовку рынка сбыта для новой продукции. Этого можно достичь с помощью соответствующей работы с общественностью, рекламы, консультирования клиентов, а также путем использования дополнительных маркетинговых инструментов (например, ценовой политики). При этом важен правильный расчет сроков, т.е. верный выбор момента вступления предприятия на рынок с новой продукцией.

На крупных предприятиях перед окончательным введением новинки проводится тестирование изделия и рынка по возможности в максимально ранней фазе инновационного проекта. С помощью подобных тестов можно снизить риски, но это связано с высокими издержками. Каждая фаза инновационного процесса наряду со временем требует довольно крупных денежных средств. В задачи инновационного менеджмента входит управление процессом таким образом, чтобы оптимально использовать необходимые ресурсы.

К ЗАДАЧЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНО РАСПРЕДЕЛЕННЫМИ СИСТЕМАМИ

Коротеева О.С., к. э. н, доцент Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,

Лукьянов О.В., к. т. н., кафедры информационных технологий Московская государственная академия тонких химических технологий

В статье рассмотрена системная модель организации управления здравоохранением с использованием Интернет-портала.

Ключевые слова: эффективность информационных технологий, управление здравоохранением, Интернет-портал.

TO THE PROBLEM OF EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE MANAGEMENT OF TERRITORIAL DISTRIBUTED SYSTEMS

Koroteeva O., Ph.D., associate professor, St. Petersburg State University of Economics and Finance,

Lukyanov O., Ph.D., Information Technology chair, Moscow State Academy of Fine Chemical Technology

The article describes the system model of organization of health care management using Internet-based portal.

Keywords: effectiveness of information technology, health management, Internet portal.

Система управления здравоохранением распределена как территориально и организационно, так и функционально [1]. Для нее характерны ситуации, когда явления или события возникают в разных ее частях, или подсистемах, причем одновременно, а не «по очереди», и основные свойства этих событий могут относиться к разным предметным областям. Это требует совместной и согласованной работы разных экспертов - специалистов в разных областях, что предъявляет соответствующие требования к организации взаимодействия элементов в обеспечивающей управление информационной системе (ИС). При этом их взаимодействие должно быть по возможности эффективным как по внутренним критериям ИС, так и в отношении основной деятельности (ОД).

ИС, выполняя обработку информации (ОИ), обеспечивает управление ОД и тем самым - ее эффективность. Однако достоверных характеристик прямой связи работы ИС и показателей эффективности ОД не получено; принято считать, что эта связь косвенная и опосредованная, причем в настоящее время не существует единой признанной методики такой оценки. Поэтому предлагаются различные косвенные критерии, в основе которых, тем не менее, оценка отношения результата к затратам

При этом в качестве «результата», характеризующего работу ИС, можно принимать объем V выполненных в ИС работ по ОИ.

Затраты обычно определяются достаточно корректно; следует отметить, что в ряде задач целесообразно учитывать полную, или совокупную, стоимость владения - Total Cost of Ownership, TCO; тогда

Э = V / CTCO .

В современных распределенных организационных структурах широко используется информационная поддержка управления на основе Интернет-портала [2]. В системе управления здравоохранением такие системы также распространяются все более широко. Внутренняя организация портала может быть различной. Если в его составе созданы только репликаторы ресурсов входящих в распределенную систему управления автономных организаций, обеспечивающие их доступность для центрального ресурса, то есть штаб-квартиры распределенной системы, то топология такого портала является типовой и имеет вид «звезды». Расчет управленческих издержек в этой структуре может быть построен на основе ресурсной матрицы, наряду с другими типовыми топологиями этот расчет приведен в [2]; при этом на основе такой модели издержек можно адресно учесть составляющие затрат по месту их возникновения: в автономном учреждении, в канале передачи и в портале, то есть в штаб-квартире. Если же ресурсы учреждений, отражаемые в портале, могут взаимодействовать между собой, то топология портала должна отдельно описываться соответствующей моделью, и управленческие издержки управления распределенной системой Ф^уиСОрб должны включать соответствующую составляющую Ф^уиСОпорт?) т0 есть

Фгуи(0рс = Ф2уи(0учр+ Ф2уи(0порт> (!)

где ФхУи(0комп- суммарные управленческие издержки учреждений, входящих в распределенную систему и подключенных к Интернет-порталу. Структура составляющей Фхуи(7)порт в (1) определяется топологией портала.

Так, если информационные ресурсы учреждений, входящих в систему, подключены к порталу по топологии «звезда», а портал имеет внутреннюю топологию «колесо», топология системы управления такой организацией имеет вид, представленный на рис. 1. Соответствующая ресурсная матрица системы управления является блочной и имеет вид (2). Здесь блоки матрицы построены следующим образом. Диагональный блок, отражающий информационные системы учреждений (выделен сплошной линией), входящих в распределенную систему, отражает топологию «звезда», для которой центральным элементом является портал в целом. Блок, отражающий портал, характеризует топологию «колесо».

Обозначение малыми буквами ресурсов, отражающих учреждения системы, в модели «колеса», кроме ресурса его центра ^00, означает, что они отражают внутренние информационные процессы портала, обеспечивающие в нем связи между учреждениями, и могут отличаться от ресурсов управления в самих учреждениях; как правило, они существенно меньше.

Кроме того, нужно отметить, что передача данных из учреждений в портал как в центр «звезды» и передача данных из портала как из центра «звезды» в учреждения здесь отражается не строкой и столбцом ресурсной матрицы соответственно, как в простой «звезде», а блоками, являющимися диагональными матрицами, что определяется набором введенных индексов. Это естественно: каждое учреждение в портале адресно отражается своим блоком (страницей), именно на которую поступает информация из ИС учреждения и именно с которой информация из портала адресно поступает в учреждение.

Портал с топологией «колесо»

цр - центральный информационный ресурс

- информационный ресурс учреждения в порта

- информационная система учреждения

Рис. 1. Топология «портал-1»

(2)

Если же информационные ресурсы всех учреждений внутри портала могут взаимодействовать произвольным образом, что в системе управления здравоохранением целесообразно обеспечить, формируется топология «каждый с каждым» (рис. 2); ресурсная матрица для этого варианта имеет вид (3).

Roct,? —

Портал с топологией «каждый с каждым»

____________Ж_____

00

7*01 Г02 Г0 з

rw ; гп

7*20 I Г21

Гзо ! Гзі

Г\г г із

#•22 г1Ъ

Г32 Г33

Гп. 1,0 ; Гп. 1,1 Гп. 1,2 Г„. 1,3

Гпп_\Гпл_ Гп>2 ГПг з

q п

422“

Г\,п-\ Ги

Г2.п-\ Г2,,

Гг,

ГщпА

h 1 qn >

1, 1 q33

і L i.

1* i t -Qnn

R 2 0 ... O' Rhn

r2 і Rn R23 ... 0 0

0 R32 R33 ... 0 0

0 0 0 ■ ■ ■ Rn-bn-X Rn-\,n

R„, 4. 0 0 ■ ■ ■ Rn,n-\ Rnn^

V

Ресурсы передачи из портала

"'V"

Ресурсы информационных систем учреждений, входящих в систему

(3)

ЦР - центральный информационный ресурс штаб-квартиры - информационный ресурс учреждения в портале

информационная система учреждения в составе системы Рис. 2. Топология «портал-2»

Как видно, при такой организации управления штаб-квартира сохраняет за собой независимый центральный ресурс, в котором отражены все учреждения, входящие в систему, и который взаимодействует с ресурсами отдельных учреждений внутри портала по топологии «звезда», как это имеет место и во внешней систем управления. Можно заметить, что при этом в портале возникает тоже топология «колесо», но несколько своеобразное: «спицы» в таком колесе исходят не только из центра, для их графического представления на рис. 2 пришлось выйти из плоскости.

Общая структура ресурсной матрицы (3) имеет блочный вид; диагональный блок, отражающий портал, построен по топологии указанного своеобразного «колеса» типа «каждый с каждым». Управленческие затраты определяются выражением (1); составляющие для расчета издержек в (1) достаточно очевидно определяются элементами матрицы и топологией.

Следует заметить, что при использовании Интернет-портала в качестве центрального информационного ресурса системы управления приобретает явные достоинства топология «звезда» при подключении к штаб-квартире учреждений, входящих в распределенную структуру: информационное взаимодействие учреждений внутри портала может быть обеспечено с меньшими издержками, нежели при осуществлении соединения их информационных ресурсов соответствующими каналами передачи данных.

На основании предложенной модели могут также ставиться задачи совершенствования организации распределенной системы управления и оптимизации управленческих затрат. При использовании Интернет-портала в качестве центрального информационного ресурса распределенных структур могут применяться условия для оценки наблюдаемости и управляемости, приведенные в [2]. Поскольку основным типом внешней топологии в таких структурах является «звезда», то их управляемость и наблюдаемость определяется наличием этих свойств у центрального элемента - портала. Так, для топологии «колесо» можно показать, что условия наблюдаемости и управляемости в ней следуют из условий, полученных для топологии «звезда»: связи по ободу колеса создают дополнительные пути передачи данных между подсистемами, что улучшает условия для осуществления наблюдения и управления из центра, то есть условия наблюдаемости и управляемости в такой системе управления, по крайней мере, не хуже, чем для топологии «звезда».

Литература:

1. Коротеева О.С. Новые подходы к управлению общественным здоровьем населения // Образование как фактор духовно-нравственного и социально-экономического развития России. Межвузовский сборник научных трудов. - СПб., 2003.

2. Костров, А. В. Основы информационного менеджмента: Учеб. пособие / А. В. Костров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.