Научная статья на тему 'Формирование инновационной политики предприятия'

Формирование инновационной политики предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1242
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИЙ / РЕАЛИЗАЦИЯ / INNOVATION POLICY / THE CYCLE LIFE OF INNOVATION / IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Т. Е.

В статье рассмотрены вопросы формирования инновационной политики предприятия, раскрыты основные фазы жизненного цикла инноваций, на основе которых целесообразно принимать рациональное решение о их реализации и коммерциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AN INNOVATIVE ENTERPRISE POLICY

The paper deals with the formation of innovative policy of the company, disclosed the main phases of the life cycle of innovation on which it is expedient to make rational decisions about their implementation and commercialization.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной политики предприятия»

Таблица 3. БТБР-анализ образовательных услуг вуза с позиции их влияния на рекламные возможности

Social Концентрация наиболее предприимчивых людей в Москве, укрепление среднего класса, концентрация рынка образовательных услуг в Москве: как в бизнес-среде, так и на уровне министерств и ведомств Technological Экстенсивное развитие компьютерных и интернет- технологий и их использование в повседневной жизни потребителя (телефоны, коммуникаторы, ноутбуки и др.) и деятельности предприятий и организаций (электронная бумага, рич-медиа, компьютерные игры и т.д.)

Economic Бурное развитие экономики государства до конца 2008 года, остановленное мировым финансовым кризисом (сокращения, снижение з/п), сокращения бюджетов развития на 2009 год Political Глобализация, свободный обмен опытом с иностранцами,

• причины выбора магистратуры или бакалавриата;

• факторы, которыми руководствуются абитуриенты при выборе вуза.

Оценка и интерпретация результатов, анализ и представление результатов исследования, написание. Ситуационный анализ позволяет понять ключевые маркетинговые характеристики образовательных услуг вуза: история создания и развития, корпоративная культура, преимущества по сравнению с конкурирующими и замещающими аналогами - рациональные и эмоциональные, ценовое позиционирование, внешние и внутренние факторы, воздействующие на него. Так, SWOT-анализ показал внутренние проблемы и преимущества образовательных услуг вуза. Сильной стороной первого уровня (университет), положительно сказывающейся на имидже второго уровня (факультеты и выпускающие кафедры) является мощный бренд РЭУ им. Г.В. Плеханова, который со временем рискует снизиться (таблица 2). Его поддержание является первостепенной задачей для университета, поскольку факультеты и выпускающие кафедры представляются ее ведущей частью и силь-

но зависят от имиджа и репутации вуза.

С другой стороны, проведенный БТБР-анализ (таблица 3), анализ BKG и анализ конкурентных сил по Портеру показал внешние факторы, влияющие и на РЭУ, и на факультеты и выпускающие кафедры в целом, среди которых: факт развития среднего класса в России, способного и готового платить за обучение своих детей, и практическая концентрация рынка образовательных услуг с обеих сторон (бизнес, государство, общество). Это включает в себя: более жесткий отсев студентов или распределение по группам успеваемости, обеспечение доступа к инновационным технологиям в маркетинге и менеджменте (таких как профессиональнее программы, интернет технологии, специализированные аудитории и т.д.). При этом есть значительный риск снижения набора, поскольку относительно сформировавшийся средний класс, переживает последствия экономического кризиса, среди которых сокращения персонала, снижение з/пл и др. Это коснется всех конкурирующих сил: и прямых ВУЗов-конкурентов и институтов со смежными программами подготовки бакалавров и магистров.

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Попова Т.Е., аспирант ФАОУ ДПО ГАСИС

В статье рассмотрены вопросы формирования инновационной политики предприятия, раскрыты основные фазы жизненного цикла инноваций, на основе которых целесообразно принимать рациональное решение о их реализации и коммерциализации.

Ключевые слова: инновационная политика, жизненный цикл инноваций, реализация.

FORMATION OF AN INNOVATIVE ENTERPRISE POLICY

Popova T., the post-graduate student, FAOUDPO OASIS

The paper deals with the formation of innovative policy of the company, disclosed the main phases of the life cycle of innovation on which it is expedient to make rational decisions about their implementation and commercialization.

Keywords: innovation policy, the cycle life of innovation, implementation.

Характерной чертой рыночной экономики является нарастание остроты конкурентного противостояния субъектов хозяйственной деятельности. При этом одним из основных факторов успеха в борьбе за рыночные позиции становится инновационная деятельность предприятия. Мировая практика показывает, что успеха достигает не тот, кто ограничивается задачами увеличения объема производства, а тот, кто выходит на рынок с новой, как минимум, модифицированной продукцией.

Конкурентные преимущества в существенной мере достигаются в результате реализации инноваций, состоящих в переходе системы из некоторого исходного состояния к результирующему, характеризуемому более высоким уровнем совершенства. При этом инновационная деятельность свойственна любым масштабам и типам организации производства. Возможности достижения успеха, однако, различны для крупных, средних или малых предприятий. Это связано с необходимостью существенных затрат на осуществление инновационных процессов. Априори можно утверждать наиболь-

шие трудности в малом бизнесе, финансовые возможности которого достаточно ограничены. Этим определяется и характер инновационной деятельности в малом бизнесе, её процессная или продуктовая направленность.

Инновационные процессы должны все более определять генеральную линию перспективного развития предприятия. Из этого вытекает важность исследований нарастающего влияния новых технологий на принципы функционирования субъектов бизнеса в современных условиях. Инновационная деятельность из частной функциональной задачи переходит на уровень общей стратегической цели.

Вместе с тем нуждаются в развитии и становятся проблемными вопросы планирования инновационной деятельности субъектов бизнеса, необходим анализ этапов исследования новых идей от их появления до коммерческого использования, роли каждого этапа. Не менее важными являются вопросы о характере инноваций по содержанию и масштабам, о роли информационной составляющей

в развитии предприятий, возможности и целесообразности объединения усилий хозяйствующих субъектов в интересах локальных и масштабных задач, о методическом инструментарии организации и стимулирования инновационной деятельности предприятий.

В современных организационных концепциях проявляется тенденция к сглаживанию структурных пирамид с вертикальными связями и переходу к сетеобразному переплетению горизонтальных хозяйственных связей (что повышает гибкость и эффективность) и созданию многофункциональных рабочих мест, а также к увеличению возможности сотрудничества с другими организациями, учитывая ситуацию и межфирменные интересы. Современные организации пытаются строить с партнерами простые и не отягченные бюрократическими сложностями отношения сотрудничества, стандартизировать и автоматизировать рутинные работы, создавать частично автономные хозяйственные единицы. Все большую роль играет инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (результатов научных исследований и разработок, научно-технических достижений и пр.), в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке; в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности; в новый подход к социальным услугам. Такой вид деятельности предполагает комплекс научно-технических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий. Виды инновационной деятельности: 1) инструментальная подготовка и организация производства; 2) пуск производства и предпроизводственные разработки; 3) маркетинг новых продуктов; 4) приобретение неовеществленной технологии со стороны (патентов, лицензий, ноу-хау, торговых марок и пр.); 5) приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, связанных с внедрением инновационной продукции или процесса); 6) производственное проектирование, необходимое для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов и процессов.

Стратегические решения по инновационной деятельности могут и должны приниматься только в связи с решениями в области общей стратегии предприятия и стратегической программы производства. В то же время они предопределяют исходные условия решений относительно последующего процесса. Стратегия позволяет заранее установить план^ в инновационных устремлениях предприятия. Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения:

• выбор рынка или рыночного сегмента;

• утверждение применяемой технологии;

• выбор товаров и услуг, которые должны производиться на предприятии;

• решение относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте;

• установление объема и скорости процесса обновления товаров и услуг.

В данном случае речь идет об идеальном (теоретическом) процессе. В практике предпринимательства возможно и прямо противоположное, т.е. инновации могут оказать решающее влияние на стратегическую направленность политики предприятия.

Инновации являются результатом творческой предпринимательской деятельности, в которой обычно участвуют многие подразделения фирмы и на которую оказывают все большее воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические требования, кооперация с другими институтами и пр.). Инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шесть типичных фаз с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами.

Фазы, как правило, следуют одна за другой, однако не исключены случаи некоторого параллелизма (и тем самым пересечения) отдельных фаз. Так, оценки и расчеты экономической эффективности необходимо проводить не только в фазе поиска идей, но и в последующих фазах. Между процессом исследований и разработок и освоением в производстве новых решений, с одной стороны, и внедрением продукта на рынок, с другой, происходит неоднократное временное, а также и содержательное дублирование определенных задач.

1-я фаза: стратегия предприятия и инновации

Стратегические решения по инновационной деятельности могут и должны приниматься только в связи с решениями в области общей стратегии предприятия и стратегической программы производства. В то же время они предопределяют исходные условия решений относительно последующего процесса. Стратегия позволяет заранее устано-

вить планку в инновационных устремлениях предприятия. Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения:

• выбор рынка или рыночного сегмента;

• утверждение применяемой технологии;

• выбор товаров и услуг, которые должны производиться на предприятии;

• решение относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте;

• установление объема и скорости процесса обновления товаров и услуг.

В данном случае речь идет об идеальном (теоретическом) процессе. В практике предпринимательства возможно и прямо противоположное, т.е. инновации могут оказать решающее влияние на стратегическую направленность политики предприятия.

2-я фаза: поиски идей и их оценка

В этой фазе осуществляются поиски творческих идей для проблемных решений. При этом можно выделить три пути поиска:

• разработка новых идей (генерирование идей);

• критический пересмотр и модификация известных проблемных решений или определенных вариантов решений;

• поиск уже работающих общих или частных решений (использование известного научно-технического опыта и знания, приобретение лицензий).

3-я фаза: продуктовое решение

В этой фазе руководство предприятия должно убедиться, что благодаря продуктовой идее будет разработан реальный продукт, который может быть включен в стратегическую программу предприятия и продвинут на рынок. Все это требует всестороннего планирования, которое охватывает:

• постановку целей и задач по данному продукту;

• составление временного графика использования ресурсов, необходимых в рамках данной фазы;

• планирование производства для предприятия в целом;

• планирование сбыта с расчетом экономической эффективности.

Подобное планирование содержит в себе все важные задачи, которые необходимы для дальнейшей аналитической работы в рамках процесса исследований и разработок вплоть до успешного внедрения продукта на рынок. Здесь намечаются точки пересечения маркетинга и производства; устанавливаются области соприкосновения инновации, программного планирования и маркетинга.

4-я фаза: научные исследования и разработки, технологический трансфер

В сфере научных исследований и разработок проводятся следующие различия: фундаментальные исследования не имеют прямого отношения к продукту, прикладные нацелены на будущее применение полученных результатов, а в ходе разработок главный интерес представляет конкретный рыночный результат.

В принципе эта задача должна решаться с учетом следующих моментов:

• окончательное уточнение задачи и разработка принципиального решения по новому товару или новой услуге;

• конструктивная разработка изделия вплоть до создания прототипа;

• проектирование и подготовка производства для нового продукта с изготовлением и испытанием опытного образца, производственного оборудования и нулевой серии.

И в этой фазе настоятельно рекомендуется прибегать к внешним источникам знания, например в таких формах:

• обмен научно-технической информацией путем участия в конференциях, ярмарках, публикации статей;

• трансфер знания благодаря принятию на работу сотрудников со специальной подготовкой, выпускников университетов;

• совместные исследования с другими предприятиями;

• приобретение патентов и лицензий для использования в специальном проекте;

• кооперация в разработках.

Постоянно растущее влияние современных технологий на конкурентоспособность предприятий требует целенаправленного использования всех предоставляющихся возможностей технологического трансфера. Даже высокоэффективные в своей области технологические лидеры сегодня редко в состоянии уследить за всеми направлениями технологического прогресса и соответствующим образом воплотить в жизнь новейшие практические и теоретические достижения.

5-я фаза: освоение производства

Разработка продукта считается законченной, когда можно начать производство и все внимание сосредоточить на продукте в фазе изготовления. Значение этой переходной фазы в рамках инновационного процесса чаще всего недооценивается, в результате чего возникают значительные потери времени и убытки для предприятия. В этой фазе важно следующее:

• адаптация прототипа к производственно-техническим требованиям;

• ознакомление задействованного персонала с технологическими процессами, методами и новыми областями задач;

• запуск машин и оборудования до установленных пределов мощности;

• поиски новых каналов снабжения.

Для инновационного менеджмента в данной фазе важно обеспечить максимально короткие сроки развертывания производства, в частности с помощью соответствующей подготовки и планирования, а также гибкой реализации целей. Сокращение времени подготовки производства часто обеспечивает получение рыночных преимуществ перед конкурентами, а также позволяет быстро снизить издержки и увеличить прибыль предприятия.

6-я фаза: внедрение на рынок

Инновационный процесс завершается внедрением новинки на рынок. Как показывают эмпирические исследования, неудачей закан-

чивается введение примерно 1/3 новых продуктов, а среди введенных лишь около 1/3 дает прибыль выше среднего уровня, остальные позволяют только покрыть издержки.

Под внедрением на рынок товаров или услуг понимается проверка с помощью рыночных тестов конкурентоспособности продукции, а также целевое использование маркетингового инструментария. Фаза внедрения заканчивается успешным закреплением продукта на рынке. В качестве решающей предпосылки успешного внедрения следует рассматривать длительную подготовку рынка сбыта для новой продукции. Этого можно достичь с помощью соответствующей работы с общественностью, рекламы, консультирования клиентов, а также путем использования дополнительных маркетинговых инструментов (например, ценовой политики). При этом важен правильный расчет сроков, т.е. верный выбор момента вступления предприятия на рынок с новой продукцией.

На крупных предприятиях перед окончательным введением новинки проводится тестирование изделия и рынка по возможности в максимально ранней фазе инновационного проекта. С помощью подобных тестов можно снизить риски, но это связано с высокими издержками. Каждая фаза инновационного процесса наряду со временем требует довольно крупных денежных средств. В задачи инновационного менеджмента входит управление процессом таким образом, чтобы оптимально использовать необходимые ресурсы.

К ЗАДАЧЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНО РАСПРЕДЕЛЕННЫМИ СИСТЕМАМИ

Коротеева О.С., к. э. н, доцент Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,

Лукьянов О.В., к. т. н., кафедры информационных технологий Московская государственная академия тонких химических технологий

В статье рассмотрена системная модель организации управления здравоохранением с использованием Интернет-портала.

Ключевые слова: эффективность информационных технологий, управление здравоохранением, Интернет-портал.

TO THE PROBLEM OF EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE MANAGEMENT OF TERRITORIAL DISTRIBUTED SYSTEMS

Koroteeva O., Ph.D., associate professor, St. Petersburg State University of Economics and Finance,

Lukyanov O., Ph.D., Information Technology chair, Moscow State Academy of Fine Chemical Technology

The article describes the system model of organization of health care management using Internet-based portal.

Keywords: effectiveness of information technology, health management, Internet portal.

Система управления здравоохранением распределена как территориально и организационно, так и функционально [1]. Для нее характерны ситуации, когда явления или события возникают в разных ее частях, или подсистемах, причем одновременно, а не «по очереди», и основные свойства этих событий могут относиться к разным предметным областям. Это требует совместной и согласованной работы разных экспертов - специалистов в разных областях, что предъявляет соответствующие требования к организации взаимодействия элементов в обеспечивающей управление информационной системе (ИС). При этом их взаимодействие должно быть по возможности эффективным как по внутренним критериям ИС, так и в отношении основной деятельности (ОД).

ИС, выполняя обработку информации (ОИ), обеспечивает управление ОД и тем самым - ее эффективность. Однако достоверных характеристик прямой связи работы ИС и показателей эффективности ОД не получено; принято считать, что эта связь косвенная и опосредованная, причем в настоящее время не существует единой признанной методики такой оценки. Поэтому предлагаются различные косвенные критерии, в основе которых, тем не менее, оценка отношения результата к затратам

При этом в качестве «результата», характеризующего работу ИС, можно принимать объем V выполненных в ИС работ по ОИ.

Затраты обычно определяются достаточно корректно; следует отметить, что в ряде задач целесообразно учитывать полную, или совокупную, стоимость владения - Total Cost of Ownership, TCO; тогда

Э = V / CTCO .

В современных распределенных организационных структурах широко используется информационная поддержка управления на основе Интернет-портала [2]. В системе управления здравоохранением такие системы также распространяются все более широко. Внутренняя организация портала может быть различной. Если в его составе созданы только репликаторы ресурсов входящих в распределенную систему управления автономных организаций, обеспечивающие их доступность для центрального ресурса, то есть штаб-квартиры распределенной системы, то топология такого портала является типовой и имеет вид «звезды». Расчет управленческих издержек в этой структуре может быть построен на основе ресурсной матрицы, наряду с другими типовыми топологиями этот расчет приведен в [2]; при этом на основе такой модели издержек можно адресно учесть составляющие затрат по месту их возникновения: в автономном учреждении, в канале передачи и в портале, то есть в штаб-квартире. Если же ресурсы учреждений, отражаемые в портале, могут взаимодействовать между собой, то топология портала должна отдельно описываться соответствующей моделью, и управленческие издержки управления распределенной системой Ф^уиСОрб должны включать соответствующую составляющую Ф^уиСОпорт?) т0 есть

Фгуи(0рс = Ф2уи(0учр+ Ф2уи(0порт> (!)

где ФхУи(0комп- суммарные управленческие издержки учреждений, входящих в распределенную систему и подключенных к Интернет-порталу. Структура составляющей Ф^уиСОпорт в (1) определяется топологией портала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.