Научная статья на тему 'К вопросу оценки эффективности дистанционных образовательных технологий для обучения государственных служащих'

К вопросу оценки эффективности дистанционных образовательных технологий для обучения государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
849
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОЦЕНКА / ОБУЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холин Александр Николаевич

В сегодняшних российских реалиях, когда система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих не адекватна росту кадрового потенциала государственной службы, крайне актуальным становится потребность во внедрении инновационных подходов в процесс обучения государственных служащих, включая дистанционные образовательные технологии. В работе описана авторская модель оценки эффективности компонент дистанционных образовательных технологий в процессе обучения государственных служащих. Модель оценки построена с использованием метода анализа иерархий Т. Саати и шкалы уровней результатов деятельности, разработанной Н.В Кузнецовой. Модель позволяет на основе формализованных процедур с участием экспертов подобрать адекватные средства реализации обучения на базе дистанционных образовательных технологий для конкретных форм обучения, применяемых в образовательном процессе государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF EFFICIENCY ASSESSMENT OF E-LEARNING FOR TEACHING CIVIL EMPLOYEES

Today, when the system of training, retraining and professional development of civil servants isn't in line with the growth of personnel potential of the public service, the need for introduction of innovative approaches in process of civil servants training, including distance educational technologies becomes extremely urgent. In this article the author's model of distance education component efficiency in the civil servants training is described. The model is based on the T. Saaty’s Analytic hierarchy process and a results scale of the education, developed by N. Kuznetsova. The model based on formalized procedures and expert’s opinion allows establishing wright distance education elements for the education forms, applied for the civil servants.

Текст научной работы на тему «К вопросу оценки эффективности дистанционных образовательных технологий для обучения государственных служащих»

12.5. К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Холин Александр Николаевич, к.т.н. Должность: заместитель отделения. Факультет «Институт подготовки кадров государственного и муниципального управления», научно-образовательный центр. Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. E-mail: Holin@ya.ru

Аннотация: В сегодняшних российских реалиях, когда система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих не адекватна росту кадрового потенциала государственной службы, крайне актуальным становится потребность во внедрении инновационных подходов в процесс обучения государственных служащих, включая дистанционные образовательные технологии.

В работе описана авторская модель оценки эффективности компонент дистанционных образовательных технологий в процессе обучения государственных служащих. Модель оценки построена с использованием метода анализа иерархий Т. Саати и шкалы уровней результатов деятельности, разработанной Н.В Кузнецовой. Модель позволяет на основе формализованных процедур с участием экспертов подобрать адекватные средства реализации обучения на базе дистанционных образовательных технологий для конкретных форм обучения, применяемых в образовательном процессе государственных служащих.

Ключевые слова: дистанционное образование, эффективность, оценка, обучение, государственная служба.

ISSUES OF EFFICIENCY ASSESSMENT OF E-LEARNING FOR TEACHING CIVIL EMPLOYEES

Kholin Alexander Nikolaevich, PhD tech. Position: deputy information and analytical office. Institute of state and municipal management. Place of employment: Russian academy of National economy and Public Administration by the President of Russian Federation. E-mail: Holin@ya.ru

Annotation: Today, when the system of training, retraining and professional development of civil servants isn't in line with the growth of personnel potential of the public service, the need for introduction of innovative approaches in process of civil servants training, including distance educational technologies becomes extremely urgent.

In this article the author's model of distance education component efficiency in the civil servants training is described. The model is based on the T. Saaty's Analytic hierarchy process and a results scale of the education, developed by N. Kuznetsova. The model based on formalized procedures and expert's opinion allows establishing wright distance education elements for the education forms, applied for the civil servants. Keywords: distance learning, efficiency, assessment, education, public service.

На текущий момент система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных

служащих не способствует динамичным положительным сдвигам в кадровом потенциале государственной службы. В связи этим всё выше становится потребность в модернизации, адаптации к существующим реалиям, разработке и внедрению инновационных подходов в процесс обучения государственных служащих.

Процесс обучения государственных служащих может быть описан на основании дидактической системы[1]. Для описания процесса обучения государственных служащих авторами была предложена каноническая дидактическая система[2]. Все элементы дидактической системы декомпозированы на две взаимосвязанные группы: дидактические задачи и дидактические технологии, которые, в свою очередь, состоят из следующих элементов: дидактические задачи - цели обучения, обучаемые, содержание обучения, а дидактические технологии - преподаватели, средства обучения, методы обучения и организационные формы обучения. Схематично каноническую дидактическую систему можно изобразить следующим образом (Рис. 1.1.1).

Согласно данной схеме на содержание обучения влияют два таких параметра, как заданные цели обучения и обучаемые. В данном случае под содержанием обучения подразумевается его педагогическая модель [3], при определении которой необходимо выбрать методы, используемые в процессе обучения. Сама модель состоит из набора элементов, в качестве которых выступают формы обучения (например, лекции, семинары, деловые игры и т.д.). Каждая форма обучения может быть реализована как в очном, так и в дистанционном виде за счет того или иного средства обучения. Например, традиционные лекции в дистанционном курсе могут быть реализованы посредством различных компонент дистанционных образовательных технологий: он-лайн презентации, записи лекции на видео, видео-лекции в режиме реального времени и ДР-

Дидактические задач»

Целы

Содержание

Дидактические технологии

Методы

Преподаватели

Формы ооучення

Средства обучения

-> - Логическая связь

Рис. 1.1.1. Каноническая дидактическая система обучения госслужащих

В рамках исследования дистанционных образовательных технологий в качестве средств обучения было выделено 15 компонент дистанционных образовательных технологий:

1. Линейные тесты;

2. Адаптивное тестирование;

3. Опросы;

4. Форумы, блоги;

5. Чаты;

6. Он-лайн презентации;

7. Гипертекстовые учебные материалы;

8. Аудио учебные материалы;

9. Видеоучебные материалы;

10. Удаленный доступ к сетевым БД знаний;

11. Общее рабочее пространство по типу классной доски;

12. Предоставления доступа к рабочему столу;

13. Видеоконференцсвязь;

14. Компьютерные тренажеры;

15. Компьютерные симуляторы.

Полученные средства обучения, согласно схеме на рис. 1.1.1, используются при реализации форм обучения в дистанционном образовательном процессе. Причем, для каждой формы обучения целесообразно выделить две категории средств обучения:

- основные средства;

- вспомогательные средства.

Под основными средствами в данном случае подразумеваются те средства, которые непосредственно будут использоваться в процессе обучения, и которые будут предлагаться обучающимся в первую очередь в процессе обучения. К вспомогательным средствам относятся все остальные средства, которые не являются основными для данной формы обучения.

Необходимость выделения двух категорий средств обучения возникла в связи с их неравнозначностью. Например, для формы обучения - «Лекции» в качестве основных средств реализации могут быть выделены следующие - «Он-лайн презентации», «Гипертекстовые учебные материалы», «Видеоконференцс-вязь». Однако в процессе обучения могут быть дополнительно использованы и другие средства обучения, например, «Чат». В данном случае «Лекция» не может быть реализована в основном за счет «Чата», в связи с этим «Чат» не может в полной мере конкурировать с выделенными основными средствами реализации. Но, как было сказано выше, «Чат» может дополнять основные средства реализации.

Отсюда получается, что в ходе реализации формы обучения может быть выбрано только одно основное средство обучения и произвольное количество вспомогательных средств.

В ходе экспертного анализа было получено следующее распределение средств обучения на основные и вспомогательные в зависимости от формы обучения

Рис. 1.1.3 Распределение средств обучения на основные и вспомогательные для формы обучения «Семинарские занятия»

Рис. 1.1.4 Распределение средств обучения на основные и вспомогательные для формы обучения «Лабораторные работы»

(рис. 1.1.2-1.1.9).

ч,- дГ в> я' А Л ■ ■>■ .-Г-

у

/

//////////

Рис. 1.1.2 Распределение средств обучения на основные и вспомогательные для формы обучения «Лекции»

Рис. 1.1.5 Распределение средств обучения на основные и вспомогательные для формы обучения «Консультации»

Рис.1.1.6 Распределение средств обучения на основные и вспомогательные для формы обучения «Курсовые и т.д.»

Рис. 1.1.7 Распределение средств обучения на основные и вспомогательные для формы обучения «Самообразование»

Рис. 1.1.8 Распределение средств обучения на основные и вспомогательные для формы обучения «Круглые столы»

Рис. 1.1.9 Распределение средств обучения на основные и вспомогательные для формы обучения «Деловые игры»

В результате модель оценки эффективности компонент дистанционных технологий обучения (средств реализации) может быть представлена в виде иерархического дерева (рис. 1.2.1), основанного на схеме рис.1.1.1. и результатов анализа средств реализации, представленного в выше.

Согласно схеме, представленной на рис. 1.2.1, перед каждым курсом дистанционного обучения ставится цель. На основании результатов анализа каждой цели ставится в однозначное соответствие модель обучения, наилучшим образом способствующая достижению поставленной цели. Для каждой модели -выбирается несколько методов обучения, которые наиболее эффективно могли бы использоваться в ней для достижения поставленной цели.

В конечном итоге для поставленной цели обучения однозначно сопоставляются несколько методов обучения, которые позволят достичь заданной цели.

Рис. 1.2.1 Модель оценки эффективности

компонент дистанционных технологий обучения

В рамках конкретного метода обучения могут быть использованы 8 форм обучения, однако, как показывает практика, в одной дидактической единице целесообразно использовать не более 3 форм обучения. Для каждой формы обучения были получены весовые коэффициенты ОЭФ] (где / - номер метода обучения, / -номер формы обучения), то есть относительные эффективности использования форм обучения в рамках указанного метода. Для каждой формы обучения таких степеней целесообразности - 5, что равно количеству методов обучения.

Каждая форма обучения может быть реализована за счет одного основного средства обучения и набора вспомогательных средств, для которых также необходимо рассчитать относительные эффективности их применения в рамках определенной формы обучения. Оценка относительных эффективностей средств обучения происходит с использованием метода парных сравнений. Используя его, получим следующие коэффициенты:

оЭоС'к - относительная эффективность использования к-ого основного средства обучения для реализации /-ой формы обучения;

ОЭВСк - - относительная эффективность использования к-ого вспомогательного средства обучения для реализации /-ой формы обучения.

В результате расчет эффективности программы дистанционного обучения происходит по следующей формуле:

ЭПДО = таЖ|(Х](ОЭФ|]*Форма]*(ХкОЭОС]к *ОСк+ ЬОЭВС]к*ВСк)))

Где ЭПДО - эффективность программы дистанционного обучения;

ОЭФ/ - относительная эффективность использования /-ой формы обучения в /-ом методе;

Форма/ - коэффициент использования /-ой формы (0 - не используется, 1 - используется);

ОСк - коэффициент использования к-ого основного средства (0 - не используется, 1 - используется);

ВСк - коэффициент использования к-ого вспомогательного средства (0 - не используется, 1 - используется).

Однако, при использовании данной модели на программу дистанционного обучения должно быть нало-

жено временное ограничение, поскольку в рамках одной дидактической единицы не могут быть использованы все формы реализации и для каждой формы все средства реализации. Отсюда получаем ограничение:

^ТФ,<ТО

Где ТФ] - время, затраченное на ¡-ую форму обучения;

ТО - общее время, отведенное на проводимую программу дистанционного обучения.

ТФ;=ЬТС]к

Где ТС'к - время, затраченное на к-ое средство обучения, используемое для реализации ¡-ой формы обучения.

Сама по себе эффективность программы дистанционного обучения (ЭПДО), как числовое значение не дает никаких разъяснений по поводу анализируемой программы. В связи с этим, в данной модели предлагается использовать шкалу эффективности результатов педагогической деятельности, разработанную Н.В. Кузьминой[4].

Согласно градации, разработанной Н.В. Кузьминой, результат работы дистанционного курса может достигнуть одного из пяти уровней. Описание этих уровней представлено в таблице 1.1.1.

Таблица 1.1.1 Градация результатов работы дистанционного курса

№ Название Описание

1 Непродуктивный Был изложен весь необходимый материал

1 Малопродуктивный Весь необходимый материал был адаптирован к аудитории

Среднепродуктивный Была поставлена педагогическая цель и достигнут необходимый результат за счет включения аудитории в учебно-воспитательную деятельность

4 Продуктивный Была сформирована система знаний, умений и навыков у аудитории

Ь Высокопродуктивный Был сформирован мыслительный процесс аудитории, а также их осознанная потребность в дальнейшем самовосприятии, самообразовании и саморазвитии.

Если оценка курса ниже, то курс не достиг поставленной цели и требует доработки. Если оценка курса выше, то курс достиг поставленной цели, но сформирован не эффективно и требует дальнейшей доработки.

Таким образом, в работе описана авторская модель оценки эффективности компонент дистанционных образовательных технологий с использованием метода анализа иерархий. Предложен вариант интерпретации полученной оценки с применением шкалы уровней результатов деятельности, разработанной Н.В Кузнецовой. Это позволяет на основе формализованных процедур с участием экспертов подобрать адекватные средства реализации обучения на базе дистанционных образовательных технологий для конкретных форм обучения, применяемых в образовательном процессе государственных служащих.

Список литературы:

Вершловский С.Г. Система образования взрослых как объект прогнозирования / С.Г. Вершловский // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. -1997. - №9. - С.11-15.

Галеев И.Х. Исследование и разработка телекоммуникационной инфраструктуры системы повышения квалификации субъектов учебного процесса в системе открытого образования : НИР. ... канд. техн. наук.- , 2003.- 200 с.

Иванников А.Д. Создание и перспективы развития ИС "Единое окно доступа к ресурсам образовательных порталов" / А.Д. Иванников, М.В Булгаков, Е.Г. Гридина, М.Б. Булакина, А.В. Сигалов // "Открытое образование": Науч-

но-практический журнал по информационным технологиям в образовании, 2006, №4. - С. 15-21.

Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М.: Высш. шк., 1990. - 119 с.

Literature list:

S. Vershlovsky Adults education system as the object for forecasting / //Problems of continuous education: pedagogical shots. - 1997 . - No. 9. - Pages 11-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I. Galeyev Research and development of telecommunication infrastructure of the professional development system of educational subjects in a system of open education: Research. ... ph.d. - 2003 . - 200 pages.

A. Ivannikov Creation and development perspectives of IT "Common Window of Access to Educational Portals Resources" / A. Ivannikov, M. Bulgakov, E. Gridina, M. Bulakina, A. Sigalov//"Open education": The theoretical and practical magazine on information technologies in education, 2006, No. 4. - Pages 15-21.

N. Kuzmin Professionalism of a teacher and training of-ficer/N. Kuzmin. - M: Vyssh. Shk. 1990 . - 119 pages.

Рецензия

на статью "К вопросу оценки эффективности дистанционных образовательных технологий для обучения государственных служащих" кандидата технических наук, заместителя информационно-аналитического отделения НОЦ ИТОН факультета «Институт подготовки кадров государственного и муниципального управления» РАНХиГС Холина Александра Николаевича

На текущий момент система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих не способствует динамичным положительным сдвигам в кадровом потенциале государственной службы и качественному решению поставленных перед ней задач. В связи этим всё выше становится потребность в значительной модернизации, адаптации к существующим реалиям, разработке и внедрению инновационных подходов с использованием перспективных дистанционных образовательных технологий в процесс обучения государственных служащих.

Работа А.Н. Холина посвящена важному вопросу оценки эффективности компонент дистанционных образовательных технологий в процессе обучения государственных служащих. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку знание об эффективности передовых средств реализации учебного процесса являются основой для повышения качества последнего.

Автором проведена серьезная работа по построению модели оценки эффективности компонент дистанционных образовательных технологий для обучения государственных служащих. Модель построена с использованием метода анализа иерархий Т. Саати и шкалы уровней результатов деятельности, разработанной Н.В Кузнецовой, что позволяет на основе формализованных процедур с участием экспертов подобрать адекватные средства реализации обучения на базе дистанционных образовательных технологий для конкретных форм обучения, применяемых в образовательном процессе государственных служащих.

Научная статья А.Н. Холина "К вопросу оценки эффективности дистанционных образовательных технологий для обучения государственных служащих" соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода и может быть рекомендована к публикации.

Д.т.н., действительный государственный советник РФ 3 класса, профессор РАНХиГС А.Н. Райков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.