Научная статья на тему 'Совершенствование образовательного процесса государственных служащих на основе современных дистанционных образовательных технологий'

Совершенствование образовательного процесса государственных служащих на основе современных дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СМЕШЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ / СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холин Александр Николаевич

На текущий момент для формирования адекватных комплексных образовательных услуг государственным служащим в России настоятельно требуется разработка научно обоснованных практико-ориентированных решений по совершенствованию образовательного процесса государственных служащих на основе современных дистанционных образовательных технологий, что обуславливает крайнюю актуальность и своевременность предлагаемой работы. В рамках исследования процесс обучения государственных служащих предложено рассматривать на основе дидактической системы, представленной следующей структурой: цели обучения → модели обучения → методы обучения → формы обучения → средства обучения. Это позволяет на основе формализованных процедур метода анализа иерархий с участием экспертов подобрать соответствующие средства реализации обучения государственных служащих на базе дистанционных образовательных технологий, работающих на достижение поставленных целей обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS OF CIVIL EMPLOYEES ON THE BASIS OF MODERN E-LEARNING TECHNOLOGIES

Today it’s vitally to develop scientifically reasonable, practice-focused decisions on improvement of educational processes of civil servants on the basis of modern distance learning technologies for formation of adequate complex educational services for civil servants in Russia which is the main cause for relevance and timeliness of this work. Within the research it is offered to consider educational process of civil servants as the didactic model, presenting it as the system of the following structure: purposes of training → models of training → methods of training → educational forms → training aids. It allows on the basis of the formalized procedures of the analytic hierarchy process with participation of experts to pick up appropriate realization means for civil servants training on the basis of the distance learning technologies.

Текст научной работы на тему «Совершенствование образовательного процесса государственных служащих на основе современных дистанционных образовательных технологий»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Холин А.Н.

10.3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Холин Александр Николаевич, канд. техн. наук. Должность: заместитель отделения. Факультет «Институт подготовки кадров государственного и муниципального управления», научно-образовательный центр. Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. E-mail: Holin@ya.ru

Аннотация: На текущий момент для формирования адекватных комплексных образовательных услуг государственным служащим в России настоятельно требуется разработка научно обоснованных практико-ориентированных решений по совершенствованию образовательного процесса государственных служащих на основе современных дистанционных образовательных технологий, что обуславливает крайнюю актуальность и своевременность предлагаемой работы.

В рамках исследования процесс обучения государственных служащих предложено рассматривать на основе дидактической системы, представленной следующей структурой: цели обучения модели обучения методы обучения формы обучения средства обучения. Это позволяет на основе формализованных процедур метода анализа иерархий с участием экспертов подобрать соответствующие средства реализации обучения государственных служащих на базе дистанционных образовательных технологий, работающих на достижение поставленных целей обучения.

Ключевые слова: дистанционное образование, смешенное обучение, учебные цели, средства реализации обучения, государственная служба.

IMPROVEMENT OF EDUCA TIONAL PROCESS OF CIVIL EMPLOYEES ON THE BASIS OF MODERN E-LEARNING TECHNOLOGIES

Kholin Alexander Nikolaevich, PhD tech. Position: deputy information and analytical office. Institute of state and municipal management.

Place of employment: Russian academy of National economy and Public Administration by the President of Russian Federation.

E-mail: Holin@ya.ru

Annotation: Today it’s vitally to develop scientifically reasonable, practice-focused decisions on improvement of educational processes of civil servants on the basis of modern distance learning technologies for formation of adequate complex educational services for civil servants in Russia which is the main cause for relevance and timeliness of this work.

Within the research it is offered to consider educational process of civil servants as the didactic model, presenting it as the system of the following structure: purposes of training models of training methods of training ed-

ucational forms training aids. It allows on the basis of the formalized procedures of the analytic hierarchy process with participation of experts to pick up appropriate realization means for civil servants training on the basis of the distance learning technologies.

Keywords: E-learning, blended learning, educational purposes, training aids, public service.

В 2012 году, одобренный Советом Федерации Федеральный закон Российской Федерации № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» дал старт широкомасштабному внедрению в обучение дистанционных образовательных технологий. Затем Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» расширил плоскость применения дистанционных технологий в образовании.

Однако для формирования адекватных комплексных образовательных услуг государственным служащим[2] в России настоятельно требуется разработка научно обоснованных практико-ориентированных решений по совершенствованию образовательного процесса государственных служащих на основе современных дистанционных образовательных технологий, что обуславливает крайнюю актуальность и своевременность предлагаемой работы.

В рамках исследования процесс обучения государственных служащих предложено рассматривать на основе дидактическая системы, представленной следующей структурой: цели обучения ^ модели обучения ^ методы обучения ^ формы обучения ^ средства обучения. Это позволяет на основе формализованных процедур метода анализа иерархий с участием экспертов подобрать соответствующие средства реализации обучения государственных служащих на базе дистанционных образовательных технологий (или компоненты дистанционных технологий), работающих на достижение поставленных целей обучения. Цель обучения должна быть: полной, измеримой, недвусмысленной. Категории предлагаемых учебных целей сформулированы на базе результатов исследований, полученных Б.С. Блумом и М.В. Клариным [1] приведены в табл. 1.

Достижение последующей категории цели невозможно без достижения предыдущей. А именно достигнуть категории учебной цели «анализ» возможно только предварительно достигнув учебной цели «умения». Следует отметить, как показала практика, с ростом уровня категории целей возрастает и потребность в интерактивных средствах представления учебного материала и контроля знаний (см. табл. 2). Например, рекомендуется к использованию:

Интерактивные элементы - используются для активного участия слушателя в получении знаний и в качестве проверочной процедуры.

Игры - если дистанционный обучающий модуль разработан на основе полноценного сюжета, то в качестве метода проверки знаний используются игровые механики,

Иные компоненты, предоставляющие слушателю возможность опробовать знания на практике.

В случае, если обучающий модуль подразумевает большее использование теории - контрольное задание может состоять из теоретических вопросов на проверку понимания материала[3].

Однако в случае, если обучающий модуль подразумевает применение знаний на практике - рекомендуется использовать интерактивные элементы, игры, симули-

245

1 '2014

Пробелы в российском законодательстве

рующие данную деятельность или другие методы, предоставляющие слушателю возможность опробовать знания на практике.

Таблица 1 - Категории учебных целей и их _______________измерения.______________

Катего р и и учеб и ык целен Конкретные действия слушателей, свидетельствующие о достнжен и и данного уровня

1, Знание Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала— от конкретны* фактов до целостней теории. - воспроизводит тер мины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правилам принципы.

2.Понимание Показателем понимания может быть п р ео бразование м атериала из одной фо рмы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходеявлений, событий. — объясняет факты, правила, принципы: — преобразует словесный материал в м атем атич еские в ы ражения; — предположительноописываетбудущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретныхусловиях и новых ситуациях. —дрименяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; — использует понятия и принципы в новых ситуациях.

4. А нал из Эта катего р ия о бознач ает у мение р азбить м атериал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура — вычленяетчасти целого; — выявляет взаимосвязи между ними; — определяетпринципы организации целого, — видит ошибки иупущения в логике рассуждения; — проводит различие между фактами и следствиями; — оценивает значим ость данных.

5. Синтез Эта категория о бознач ает у мение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. — пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; — предлагает план проведения эксперимента или других действий: — составляет схемы задачи.

6. Оценка Эта катего р ия о бознач ает у мение о ценив ать эн ач ен ие то го или и ного м атериала. — оценивает логику построения письменноготекста; — оценивает соответствие выводов имеющимся данным; — оценивает значимость того или иного п р одукта деятел ьности.

Следует отметить, что с учётом роста потребности государственных служащих, выступающих в качестве обучаемых, в достижении категорий учебных целей на уровне «синтез» (умения комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной) и «оценка» (умение оценивать логику построения письменного текста, соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности) повышается актуальность использования таких форм реализации учебного процесса как деловые игры с применением таких компонент дистанционных образовательных технологий (средств реализации обучения), как компьютерные симуляторы предметной области.

Рассмотрим, каким образом достигаются учебные цели на практике.

В одних из самых престижных учебных заведений мира Массачусетском технологическом институте, Гарвардском и Стэнфордском университете в последние годы появился устойчивый тренд на решении задачи достижения учебных целей на основе дистанционных технологий обучения (Рис. 1).

В основе образовательной платформы Массачусетского технологического института и Гарвардского лежит инфраструктура MITx, созданная в Массачусетском технологическом университете. При Стэнфордском университете разработана серия собственных дистанционных образовательных решений таких, как Khanacademy, Udacity и Coursera. Достоинства приведённых решений: широкое использование интерактивных элементов, тестов, видеоматериалов, а также проведение дистанционных экзаменов по Интернету.

Одним из самых известных центров обучения государственных служащих в мире является канадская

школа государственной службы - Canada School of Public Service. Канадская школа государственной службы представляет единого поставщика услуг в области обучения для всей канадской государственной службы и активно использует в обучении государственных служащий современные методы обучения и дистанционные образовательные технологии.

Таблица 2 - Категории учебных целей и

соответствующие им задания.

Категор и и учебн ых целей Задание, которое может быть использовано для данной цели

1.Знание Назовите... В каком году... Гдепроитодит... Н ап и ш иге фо рмупу... Перечислите...

2. Понимание Закончигефразу... П р ео б разу йте в ыражение... Объясните взаимосвязь... Расскажите своими словами...

3. Применение Объясните цель применения Решитедомашнююзадачу несколькими способами... Какая теория позволит объяснить данное явление Проверьте предложенную гипотезу... Выводы...

4. Анализ Какова структура... Классифицируйте... Чтоявляется следствием... Сравните... Проанализируйте причины. ..

5. Синтез Найдите собственное решение... П р едл ожиге ал горигм... Найдите альтернативу... Каковы возможные изменения... Исследуйте...

Б. Оценка Оценигелогику... Опишите достоинства... Выдел ите критерии... Соответствуютли... Что вы думаете о . .. Сделайте выводы...

Stanford engineering everywhere

Hgrr* Сейм* V*tf«SEF> FAQ - -iy OorttCU

introduction to computer science | programming methodology

to cocf se)

Course Meetings: 28

SOmn

Терк*: HWcore tocsiOEA. ceu*eSt«ffl,iAhv*ewctw»ceied Fhoyanwrg Mettodotegf*, Д/е you r> the счИ datiT.Oan Lopsbci, ДИИРЧИ1 and Ctadng. Sxtonacrtt. Mdtom and FM, Orad» »*tdown, The Horn CoOt.v** кmtn rr«n«o«t htm. i per

COURSE CONTENT: Comm Homo LaduiM SySdbut HondoUt Astlgranrrds Claim Sort wee

VOutube llTmes |УМУ Torert | htf « Totrert

ЫОи* Arv* been ««им

oat dee to ewnffM rtitnebot*

Рис. 1. Образец дистанционной образовательной платформы Стэнфордского университета

Отдельное внимание в Канадской школе государственной службе уделяется сочетанию очного и дистанционного способов обучения в рамках подхода «Blended Learning». Ключевым моментом в «Blended Learning» является выбор правильного соотношения способов и средств обучения, которое значительным образом влияет на конечный результат - достижение или не достижение целей обучения. В связи с этим на первый план выходят комплексные образовательные продукты (курсы), подготовленные с непосредственным участием ведущих методистов, отвечающих за расчёт и анализ этого соотношения.

В России и странах СНГ находится несколько сотен центров, обучающих государственных и муниципальных служащих с использованием дистанционных образовательных технологий. Самым крупным учебным и тре-

246

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Холин А.Н.

нинговым центром, где активным образом используют дистанционные технологии в образовательном процессе при обучении госслужащих, является Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАН-ХиГС). Авторским коллективом РАНХиГС предложена и реализована модель, которая позволяет на основе формализованных процедур с участием экспертов в рамках подхода «Blended Learning» определить соотношения средств реализации обучения дистанционной части относительно форм реализации обучения государственных служащих (см. Рис. 2(а,б)).

Рис. 2(а). Образец попарных соотношений средств реализации между собой относительно формы обучения «Лабораторная работа»

Рис. 2(б). Образец относительных соотношений средств реализации между собой относительно формы обучения «Лабораторная работа»

Определение соотношения средств реализации дистанционной части обучения направлен на то, чтобы оптимизировать работу учебно-методических отделов, которые отвечают за расчёт и анализ соотношения способов и средств обучения.

Таким образом, в условиях устойчивой тенденции роста количества комплексных образовательных программ и курсов с применение дистанционных образовательных технологий, ориентированных на государственных служащих (около 50% в год), предлагаемая модель является крайне востребованной, а её применение позволяет существенно усовершенствовать образовательный процесс государственных служащих на базе дистанционных образовательных технологий.

Список литературы:

1. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М.: Высш. шк., 1990. - 119 с.

2. Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261 «Паспорт Федеральной программы «Реформирование и развития системы государственной службы Российской Федерации 2009-2013 гг.» (Раздел «Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами») // Справочноправовая система «Консультант+».

3. Холин А.Н. Экспресс-диагностика участников групповых работ в ситуационном центре / А.Н. Холин // Системы управления и информационные технологии. - 2011. -№1.1(43). - С. 184-188.

4. Холин А.Н. К вопросу оценки эффективности дистанционных образовательных технологий для обучения государственных служащих // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №6.

Literature list:

1. N. Kuzmina Professionalism of teacher and training offic-ers/N Kuzmina. - M: Vyssh. sc. 1990 . - 119 pages.

2. Decree of the President of the Russian Federation of March 10, 2009 No. 261 "Passport of the Federal program "Reforming and Developments of Public Service System of the Russian Federation by 2009-2013." (Section "Problem content and Justification of Need of Its Solution by Program Meth-ods")//Legal-reference system "Consultant +".

3. A. Kholin Express-examination of collective work participants in a situational center / A. Kholin //Control systems and information technologies. - 2011 . - No. 1.1(43). - Page 184188.

Рецензия

на статью «Совершенствование образовательного процесса государственных служащих на основе современных дистанционных образовательных технологий» кандидата технических наук, заместителя информационноаналитического отделения НОЦ ИТОН факультета «Институт подготовки кадров государственного и муниципального управления» РАНХиГС Холина Александра Николаевича

На сегодняшний день для формирования адекватных комплексных образовательных услуг государственным служащим в России требуется разработка научно обоснованных практико-ориентированных решений по совершенствованию образовательного процесса государственных служащих на основе современных дистанционных образовательных технологий, что обуславливает актуальность темы работы А.Н. Холина.

Автор предлагает рассматривать процесс обучения государственных служащих на основе дидактической системы, представленной в виде: цели обучения ^ модели обучения ^ методы обучения ^ формы обучения ^ средства обучения. Категории целей обучения сформулированы Холиным А.Н. на базе результатов широко известных исследований, полученных Б.С. Блумом и М.В. Клариным.

С учётом опыта реализации образовательного процесса с применением дистанционных технологий в передовых вузах мира вышеупомянутое сделало возможным в рамках подхода «Blended Learning» на основе формализованных процедур (метода анализа иерархий Т. Саати) подобрать соответствующие средства реализации обучения государственных служащих на базе дистанционных образовательных технологий, которые ориентированы на достижение поставленных целей обучения.

Резюмируя, необходимо отметить, что научная статья А.Н. Холина «Совершенствование образовательного процесса государственных служащих на основе современных дистанционных образовательных технологий» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода и может быть рекомендована к публикации.

Д.т.н., действительный государственный советник РФ 3 класса, профессор РАНХиГС А.Н. Райков

247

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.