Научная статья на тему 'К вопросу определения жанра «Кубаир»'

К вопросу определения жанра «Кубаир» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1195
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОС / КУБАИР / ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ПЕСНЯ ВОСХВАЛЕНИЯ / КУБАИРСКОЕ ИМПРОВИЗАТОРСТВО / EPOS / KUBAIR / EPIC PRODUCTS / PRAISE SONG

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нугаманова Гульфия Илгизевна

Рассматривается природа жанра кубаир как уникального явления древней башкирской поэзии. Анализируются различные точки зрения исследователей по данному вопросу, а также по проблеме происхождения термина «кубаир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of Definition of the Genre «Kubair»

The article is devoted to the consideration of the nature of a genre «Kubair» as a unique phenomenon of the ancient Bashkir poetry. The various researchers' points of view on this question and the etymology of the term «kubair» are analyzed.

Текст научной работы на тему «К вопросу определения жанра «Кубаир»»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 16 (307).

Филология. Искусствоведение. Вып. 78. С. 73-76.

Г. И. Нугаманова К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖАНРА «КУБАИР»

Рассматривается природа жанра кубаир как уникального явления древней башкирской поэзии. Анализируются различные точки зрения исследователей по данному вопросу, а также по проблеме происхождения термина «кубаир».

Ключевые слова: эпос, кубаир, эпические произведения, песня восхваления, кубаирское импровизаторство.

Проблемам, касающимся природы кубаира как универсального явления древней башкирской поэзии, посвящено немало исследований в области фольклора тюркских народов и, в частности, башкирской фольклористики. Но. несмотря на это, наблюдается немало противоречий во взглядах различных исследователей в плане изучения рассматриваемого нами жанра, на что указывает в одной из своих публикаций Г. Р. Хусаинова: «в свое время А. Н. Киреев выделил кубаиры в отдельный жанр, подчеркивая при этом их направленность на прославление народного батыра, а по утверждению этномузыковеда Л. К. Сальмановой, кубаир -“песня - обращение к духу умершего батыра”, “жанр, сложившийся в системе военных погребальных обрядов, представляющий собой сугубо мужскую традицию похоронных причитаний; по мнению же С. А. Галина, кубаиры -это форма башкирского эпоса, прославляющая красоту родного края и батыров, борющихся за свободу»1. Вышесказанное касается, прежде всего, вопроса определения жанровых границ кубаира, представляющего особую сложность в связи с недостаточной изученностью исторических корней кубаирического жанра.

Действительно, как показывают наблюдения, кубаиры в различных источниках трактуются по-разному. Так, по утверждению башкирского поэта-просветителя М. Уметба-ева, «древняя песня башкир называлась влэц. Олэц - это сказание, или эпос, но со времен установления власти и взаимообщения башкир с другими народами песни влэц превратились в четырехстрочные лирические рифмы. В них воспевается любовь, хвала и благодарность гостям ... В песнях влэц воспевались подвиги батыров и нравоучения ханов своим сыновьям»2. Как известно, термин влэц в башкирской фольклористике не закрепился.

В ходе дальнейшего анализа научной литературы о кубаирах наблюдаются следующие

противоречия: одни исследователи называют этот жанр эпосом (М. Уметбаев), другие - ку-баиром (А. Н. Киреев, М. М. Сагитов), третьи -кубаиром-эпосом (Г. Хусаинов), четвертые -эпической поэмой (А. Харисов)3, по утверждению С. А. Галина, в 50-60-х гг. А. Н. Киреев группу кубаиров дидактического характера начал называть термином эйтем - поговорка4. По наблюдениям М. М. Сагитова, в трудах, написанных в 20-30-е гг., в значении эпоса в большинстве случаев использовался термин кубаир, доказательством чему является работа ученого-фольклориста, сэсэна М. Бурангуло-ва, представившего в своей книге «Кубаиры

о батырах» такие эпические образцы нашего народа, как «Акбузат», «Мэргэн и Маянхы-лу», «Карасакал», «Юлай и Салават». Здесь же исследователь добавляет: «Известно также называние им эпоса “Идукай и Мурадым” ку-баиром»5.

Видный ученый-фольклорист А. Н. Киреев отмечает, что в свое время кубаир принял форму традиционного эпического произведения, что раньше кубаиром называли эпические произведения, прославляющие родину и отдельных батыров. «Понятие кубаира понималось в аналогии с понятиями восточных дастанов или русских былин. Дошедшие до нас некоторые эпические произведения до сих пор бытуют под названием “кубаир”. Таким образом, кубаир стал формой традиционной эпической поэмы, преобразовался в традиционную форму импровизаторского искусства»6. В монографии данного исследователя также можно найти объяснение периоду застоя в развитии кубаирского импровизаторства: А. Н. Киреев считает, что в судьбе башкирского кубаира значимую роль сыграли историко-социальные условия жизни башкирского народа. Часть своего исследования, посвященного определению жанра и выявлению жанровых границ между кубаиром и эпосом, он заключает следующим

образом: «Кубаир - форма эпического жанра, она остается усовершенствованной формой, зародившейся на самой высокой стадии развития героического эпоса»7.

М. М. Сагитов предлагает называть словом кубаир песни восхваления, прославления, а также дает интересные сведения в плане того, что слово ~коба у многих тюркских народов, в том числе и у башкирского народа, означал цвет животных, птиц, считающихся святыми, и поэтому, предполагает автор, ~кобайыр можно интерпретировать как святая песня8. М. М. Са-гитов связывает угасание жанра кубаир в башкирском народном творчестве с уменьшением количества думбыристов, спадом в развитии думбыристского искусства9.

А. И. Харисов, называя кубаир творением безымянных народных талантов-сэсэнов, определяет его так: «героическая по звучанию песнь, народное стихотворение, воспевающее светлый ум и высокие нравственные качества батыров - борцов за правое дело»10. По его мнению, в кубаирах, по сравнению с другими жанрами башкирского фольклора, больше выявляется искусство красноречия и народная мудрость. Исследователь также акцентирует внимание на отражении в кубаирах наиболее важных вопросов общественной жизни: «Они рассказывают о событиях исторического значения, славят родину и ее доблестных батыров, “добрых” ханов, а “недобрых” зло критикуют»11. По наблюдениям А. И. Харисова, кубаиры довольно верно отражают черты эпохи, каждый из них несет какой-нибудь поучительный смысл, их «глубокое содержание достигается высокой и в то же время простой

поэтической формой, его афористическим зву-

12

чанием»12.

По мнению К. Ахметьянова, кубаир «выполнял роль эпического повествования. В то же время кубаир бытовал самостоятельно, наряду с героическим эпосом. Некоторые дошедшие до нас кубаиры возникли в результате разложения жанра эпоса»13. М. Х. Идельбаев связывает происхождение кубаира с исполнительским искусством: «Кубаир, как и айтыш, рождается перед народом, собравшимся по поводу того или иного важного события»14.

В научной литературе отмечаются нравственные, моральные начала жанра кубаир: «кубаир - это поэтический монолог, дающий народную оценку тому или иному общественному, моральному явлению»13. К. А. Аралбаев пишет, что «кубаир - это героико-патетиче-

ская песня, родившаяся в тяжелые периоды страны, особенно при окончании битв, во времена испытаний силы (прочности) и единства страны»15. Р. А. Султангареева на основе сопоставления погребальных причитаний и кубаи-ров делает вывод о том, что происхождение ку-баиров связано с погребальными традициями и хыктау (причитания). По мнению Р. Сулейманова, «кубаир означает песню хвалы, песню прославления. В них воспевались величие и красота родного края и подвиги народных ба-тыров»16.

Не менее интересные сведения в плане этимологического толкования термина куба-ир представлены в статье Л. К. Сальмановой: «слово “^оба”, как и монгольское обоо (обон), удмуртское юбо, мордовское юба, чувашское йоба (в современном словаре - юпа), в языке санскрит йупа, трактуется автором как памятный столб на могиле умершего человека». В соответствии с этим исследователь определяет жанр кубаира как средство общения с мертвым батыром и называет его песней-обращением к душе погибшего. В результате анализа ряда примеров Л. К. Сальманова приходит к такому выводу: «Кубаир - жанр, родившийся в системе обычаев военных погребений. Он сам по себе является причитанием мужчины во время процесса похорон»17.

Такую же мысль проводит в определении жанра кубаир Г. Х. Бухарова. В кандидатской диссертации «Башкирский народный эпос “Урал-батыр”: когнитивно-дискурсивный и

концептуальный анализ», а также в статье «Роль языкового, речевого и социокультурного контекста в реализации жанра эпического кубаира» исследователь приводит подробные размышления об этимологии названия жанра. Слово «тсобайыр» состоит из соединения двух башкирских слов «тсоба» (душа) и «йыр» (песня) или «эпос, эпическая поэма», то есть «песня или эпическая поэма, посвященная душе». Такой вывод далее подтверждается из социального контекста бытования данного жанра, и происхождение термина кубаир рассматривается не только в языковом, но и в социокультурном контексте. «Известно, что у предков тюркских народов были погребальные обряды, включающие насыпание кургана, установку памятной стелы и пение поминальной песни ^1ТСгау. Само слово 'Кобайыр обнаруживает этимологические связи с погребальным обрядом. Исходя из этого, можно предположить, что изначально кубаир создавался и репроду-

цировался в рамках специфической коммуникативной ситуации - обряда и предназначался для его словесного сопровождения. Видимо, изначально исполнение кубаир было связано с культом предков и заупокойными действами. Значит, кубаир - это священносказание, исполненное после смерти героя, где повествуются этапы его жизненного пути; песня, посвященная душе героя, во-первых, для ее умилостивления, успокоения и, во-вторых, для связи с душой героя потомков. Для того чтобы эффективно воздействовать душе предка, божества, всей природе и высшим сакральным силам, текст эпического кубаира должен был обладать особой семантикой и особой речевой организацией»18.

Как видно, мнения различных исследователей в плане толкования термина кубаир тоже расходятся. Для одних (М. М. Сагитова, Р. С. Сулейманова, С. А. Галина) это «песня восхваления», для других (Г. Х. Бухаровой) - «песня, посвященная душе», для третьих (Л. К. Сальмановой) - «памятный столб на могиле умершего». Мы же присоединяемся к мнению большинства и считаем, что кубаир -это песня восхваления.

В трудах известного фольклориста С. А. Галина наиболее полно отражаются основные особенности жанра кубаира. Так, автор сначала указывает на то, что слово ~кобайыр состоит из ~коба (в значении «похвала, прославление, почитание») и йыр «песня» и, соответственно, является термином, обозначающим «песню восхваления, прославления», а затем подробно останавливается на характеристике основных значений, в функции которых этот термин употребляется в современной фольклористике.

1. Кубаир - это национальное название башкирского эпоса. Как русские называют свой эпос былиной, украинцы - думой, якуты - олон-хо, так и все башкирские эпические памятники можно называть термином кубаир. Иначе говоря, эпос и кубаир - синонимические по отношению друг к другу термины.

2. Кубаир - это вид башкирского эпоса, воспевающий красоту родины, прославляющий батыров-борцов за свободу родного народа и сохранившийся в стихотворной форме. Таким кубаирам свойственно героическое содержание. В этом значении кубаир считается сравнительно древним среди эпических памятников башкирского народа.

3. В башкирской фольклористике словом кубаир называют отрывки стихотворений ге-

роического или дидактического содержания о родине и батырах. Такие отрывки по сути зародились в процессе в условиях угасания традиций кубаира, в результате которого эпические сюжеты больших объемов забывались, а в памяти народа оставались только отрывки из кубаиров19.

М. Х. Надергулов кубаир определяет как «песня о богатырях» и пишет о построении произведений этого жанра в основном на прославлении той или иной личности, народа20.

В заключение необходимо отметить, что почти все исследователи (кроме Р. А. Султан-гареевой, Л. К. Сальмановой, Г. Х. Бухаровой, которые связывают кубаиры с погребальными обрядами и традицией хыктау) едины во мнении, что кубаиры - это песни героического или хвалебного характера, что сочиняются они в связи с важными событиями в истории народа в честь героев (батыров). Исходя из этого, напрашивается вывод о том, что под термином кубаир подразумеваются эпические произведения башкирского народа.

Примечания

1 Хусаинова, Г. Р. Эпическое наследие башкирского народа: история и современность // Литература Урала: история и современность : сб. ст. Материалы Всероссийской научной конференции. Вып. 2. Екатеринбург, 2006. С. 139-140.

2 Уметбаев, М. Ядкяр. Уфа, 1984. С. 189-190.

3 Хусаинов, Г. Б. Поэтика башкирской литературы. Ч. I. Теоретическая поэтика. Уфа, 2006. С. 55.

4 Галин, С. А. Башкирское устное народное творчество. Уфа, 2004. С. 239.

5 Сагитов, М. М. Древние башкирские кубаиры : монография. Уфа, 1987. С. 14 ; Хусаинов, Г. Б. Поэтика башкирской литературы. С. 55.

6 Киреев, А. Н. Башкирский народный эпос. Уфа, 1961. С. 73-74.

7 Там же. С. 74-75.

8 Сагитов, М. М. Древние башкирские кубаи-ры... С. 16.

9 Там же. С. 18.

10 Сулейманов, А. Описание жанров башкирского фольклора, их рассмотрение // Харисов А. И. Литературное наследие башкирского народа (ХУШ-Х1Х вв.). Уфа, 2007. С. 10.

11 Харисов, А. И. Литературное наследие башкирского народа (ХУШ-Х1Х вв.). 2-е изд., доп. Уфа, 2007. С. 88.

12 Харисов, А. И. 1) Вопросы литературы и фольклора. Уфа, 1984. С. 23-28 ; 2) Литературное наследие. С. 90-98.

13 Ахметьянов, К. Теория литературы. 3-е изд., испр. Уфа, 2003. С. 324.

14 Идельбаев, М. Х. Основные жанры изустной литературы // Эпос “Урал батыр” и мифология : материалы Всерос. науч. конф. Уфа, 2003. С.114.

15 Аралбаев, К. А. Традиции импровизаторства - в испытании временем // Эпос “Урал батыр” и мифология : материалы Всерос. науч. конф. Уфа, 2003. С. 127.

16 Сулейманов, Р. Жемчужины народного творчества Урала. Уфа, 1995. С. 43.

17 Сальманова, Л. К. О ритуальной функции песен о батырах // Эпос “Урал батыр” и мифоло-

гия : материалы Всерос. науч. конф. Уфа, 2003. С.70-72.

18 Бухарова, Г. Х. Башкирский народный эпос

“Урал-батыр”: когнитивно-дискурсивный и

концептуальный анализ : автореф. ... д-ра фи-лол. наук. Уфа, 2009. С. 20.

19 Галин, С. А. Башкирский фольклор : толковый словарь. Уфа, 1993. С. 103.

20 Надергулов, М. Х. 1) Историко-функциональные жанры башкирской литературы (генезис, типология, стиль и традиции) : автореф. . д-ра филол. наук. Уфа, 2009. С. 15. ; 2) Башкирские поэтические родословия // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2009. № 10. Филология. Искусствоведение. С. 74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.