Научная статья на тему 'К вопросу обеспечения безопасности системы управления данными автоматизированного проектирования на географически распределенном предприятии'

К вопросу обеспечения безопасности системы управления данными автоматизированного проектирования на географически распределенном предприятии Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
201
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PLM / PDM / САПР / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ / КИИ / ФСТЭК РОССИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сухова Алина Рашитовна

В статье анализируются вопросы обеспечения безопасности системы управления данными автоматизированного проектирования на географически распределенном предприятии двигателестроительной отрасли. Поднимается актуальная проблема отсутствия методики, позволяющей оценить обеспечение безопасности исследуемой системы и выработать рекомендации по повышению уровня защиты. Делается вывод о возможности объединения двух подходов к оценке обеспечения безопасности системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу обеспечения безопасности системы управления данными автоматизированного проектирования на географически распределенном предприятии»

2. Духонин Е.Ю. Управление эффективностью бизнеса. Концепция Business Performance Management / Альпина-Паблишер, 2012 г. 112 с.

3. Прокушева А.П., Липатникова Т.Ф., Колесникова Н.А. Информационные технологии в коммерческой деятельности / М.: Маркетинг, 2013 - 192 с.

4. Патрушина С.М. Информационные системы в экономике / М.: Бизнес, 2014. 352 с.

К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМИ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА ГЕОГРАФИЧЕСКИ РАСПРЕДЕЛЕННОМ

ПРЕДПРИЯТИИ Сухова А.Р.

Сухова Алина Рашитовна — студент, кафедра вычислительной техники и защиты информации, Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа

Аннотация: в статье анализируются вопросы обеспечения безопасности системы управления данными автоматизированного проектирования на географически распределенном предприятии двигателестроительной отрасли. Поднимается актуальная проблема отсутствия методики, позволяющей оценить обеспечение безопасности исследуемой системы и выработать рекомендации по повышению уровня защиты. Делается вывод о возможности объединения двух подходов к оценке обеспечения безопасности системы.

Ключевые слова: PLM, PDM, САПР, обеспечение безопасности, оценка безопасности, организационные требования по защите информации, технические требования по защите информации, КИИ, ФСТЭК России.

Последовательное развитие информационной инфраструктуры двигателестроительных предприятий позволило перевести процессы проектирования, подготовки и управления производством в электронный вид. Самым революционным преобразованием конца XX — начала XXI века стала реализация продуктно-ориентированного подхода к описанию изделий вместо чертежно-ориентированного, для чего были разработаны новые информационные системы производственного характера - системы управления данными автоматизированного проектирования - PDM-системы (Product Data Management) на основе концепции управления жизненным циклом изделия (PLM - Product Lifecycle Management) [1].

Создание 2D- и 3D-моделей обеспечиваются системами автоматизированного проектирования (САПР), которые могут быть интегрированы с PDM/PLM-системами, необходимыми для:

- управления операциями с моделями изделий;

- ведения электронного архива конструкторской и технологической документации;

- размещения их в базах данных (БД) с определенными правами доступа для работников;

- контроля и координации процесса совместного проектирования;

- быстрого поиска изделий, изменений;

- исключения дублирования разработки ранее созданных компонентов;

- обеспечения проведения изменений;

- выдачи конструкторской документации в производство [2].

Одна из главных функций PDM/PLM - взаимодействие между пользователями, которое позволяет на любом этапе разработки и реализации изделия обращаться к электронным данным о нем, вне зависимости от географической удаленности разработчиков и изготовителей [3]. Такое взаимодействие осуществляется через глобальную сеть. В частности, ПАО «ОДК-УМПО» участвует в кооперации с другими предприятиями объединенной двигателестроительной корпорации в проекте создания двигателя ПД-14 для Магистрального самолета 21 -го века (МС-21) [4].

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что особенности PDM/PLM-системы в виде хранения конструкторско-технологических данных об уникальных изделиях в электронном виде в БД и их передачи по каналам связи географически распределенным предприятиям несут в себе потенциально серьезные риски при отсутствии обеспечения безопасности или низкого

уровня защиты в виду возможности реализации угроз безопасности, направленных на утрату конфиденциальности, целостности и доступности информации.

Анализ российских и зарубежных публикаций показывает, что РБМ-системы и концепция РЬМ в целом представляют научный интерес для исследователей в сфере информационных технологий. Однако большинство публикаций носят практический характер и посвящены вопросам интеграции различных САПР с системой управления конструкторско-технологическими данными [5, 6], архитектуры [7, 8] и внедрения РБМ/РЬМ-систем [9, 10], создания единого информационного пространства на основе РБМ/РЬМ-систем для распределенного выполнения проектов двигателестроительной отрасли [11, 12].

В публикациях [13, 14, 15] освещены некоторые проблемы обеспечения безопасности РБМ/РЬМ-систем: наиболее деструктивные угрозы безопасности, сложность и разнородность содержащихся данных, необходимость организационных и технических мероприятий. Но в них не рассматриваются требования нормативных правовых актов, международных стандартов в области информационной безопасности и нет ответов на следующие вопросы: каким образом можно оценить уровень обеспечения безопасности системы; достаточно ли существующих защитных мер;

почему стоит реализовывать конкретные организационные или технические мероприятия для обеспечения безопасности системы;

целесообразна ли реализация дополнительных мероприятий.

Иными словами, нет конкретной методики, которая позволила бы в полной мере ответить на поставленные вопросы, то есть, проанализировать PDM/PЬM-систему с точки зрения обеспечения безопасности, выявить слабые места, выработать рекомендации для принятия адекватных защитных мер и тем самым повысить уровень обеспечения безопасности.

Актуальной проблемой также было отсутствие специализированной нормативной документации в области обеспечения безопасности PDM/PLM-систем. Однако с 1 января 2018 года вступил в силу федеральный закон от 26.06.2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры», предназначенный для регулирования деятельности по обеспечению безопасности объектов информационной инфраструктуры РФ, функционирование которых критически важно для экономики государства, «...в целях устойчивого функционирования при проведении в отношении их компьютерных атак» [16]. В соответствии с № 187-ФЗ к объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ) могут быть отнесены информационные системы и сети, а также автоматизированные системы управления, функционирующие в 10 различных сферах, представленных на рисунке 1.

Рис. 1. Сфера действия № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры»

Так как система управления данными автоматизированного проектирования рассматривается на предприятии оборонно-промышленного комплекса, действие положений № 187-ФЗ может распространяться и на нее в том числе.

Организационные и технические мероприятия для КИИ разработаны и утверждены ФСТЭК России Приказом от 25.12.2017 г. № 239 «Об утверждении Требований по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» [17].

Таким образом, для обеспечения безопасности системы управления данными автоматизированного проектирования на географически распределенном предприятии необходима разработка методики оценки, которая позволила бы проанализировать систему по двум критериям:

соответствие требованиям законодательства; достаточность и адекватность принятых мер.

В настоящее время для информационных систем применяются несколько подходов, позволяющих оценить обеспечение безопасности, представленных на рисунке 2.

Оценка обеспечения безопасности системы

1 1

По эталону Риск-ориентированная оценка По экономическим показателям

Рис. 2. Подходы к оценке обеспечения безопасности системы

Первый подход позволяет оценить степень соответствия системы некоему эталону, в качестве которого может быть принята модель «нулевого риска» [18], описывающая анализируемый объект совокупностью эталонных требований к обеспечению безопасности на основе Федеральных законов, международных и национальных стандартов, отраслевых, нормативных, методических и иных документов в сфере информационной безопасности.

При риск-ориентированной оценке обеспечения безопасности системы возможные риски, вычисляемые на основе вероятности реализации угроз безопасности, сопоставляются с принимаемыми защитными мерами. В результате делается вывод об адекватности существующих мер или их несоответствии вычисленным рискам.

Оценка по экономическим показателям сводится к сравнению затрат на реализацию обеспечения безопасности системы (внедрение, эксплуатацию и сопровождение ИБ) с затратами других предприятий отрасли для подобных систем.

Так как применение третьего подхода не представляется возможным в виду отсутствия сведений о расходах двигателестроительных предприятий на обеспечение безопасности PDM/PLM-системы, для разработки методики с учетом обозначеных выше критериев следует объединить два подхода к оценке обеспечения безопасности системы - по эталону и риск-ориентированный подход.

Список литературы

1. Беспалов В. Развитие систем PDM: вчера, сегодня, завтра // САПР и графика. [Электронный ресурс]. URL: https://sapr.ru/article/8133/ (дата обращения: 18.11.2017).

2. Михайлов В.Г. О подходах к созданию интегрированной информационной системы PDM-ERP // Системный анализ и прикладная информатика, 2016. №2. С. 17-23.

3. Product Data Management. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:PDM_(Product_Data_Management)_-_Управление данными об изделии/ (дата обращения: 20.12.2017).

4. О предприятии // ПАО «ОДК-УМПО». [Электронный ресурс]. URL: http://www.umpo.ru/ (дата обращения: 10.03.2018).

5. Конев М.В. Интеграция различных CAD-систем в едином информационном пространстве на базе Teamcenter // Рациональное управление предприятием, 2017. № 1. С. 16-18.

6. Черников М.С. Совершенствование автоматизированной системы технологической подготовки производства на основе интеграции данных автоматизированных систем управления различной функциональности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2012. № 4 (2). Т. 14. С. 540-544.

7. Липатова С.В. Архитектура интегрированной автоматизированной системы поддержки жизненного цикла воздушного судна // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2013. № 4 (3). Т. 15. С. 621-627.

8. Сафронов В.В. Анализ архитектуры развертывания PLM систем// Вестник Воронежского государственного технического университета, 2011. № 10. Т. 7. С. 69-73.

9. Глущенко А.А. Внедрение PDM-системы на производственном предприятии: опыт ЛАНИТ // Рациональное управление предприятием, 2009. № 6. С. 52-54.

10. Кошелев М.В. Разработка концепции применения ИПИ (PLM)-технологии и программы первоочередных мероприятий по ее реализации в промышленности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2010. № 15. С. 22-28.

11. Куликов Г.Г. Организация единого информационного пространства для распределенного выполнения проектов в авиадвигателестроении // Вестник УГАТУ, 2012. № 6 (51). Т. 16. С. 202-210.

12. Серебренников А.С. Вопросы создания элементов единого информационного пространства системы управления жизненным циклом пл в проектной организации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2016. № 4(3). Т. 18. С. 548-551.

13. PLM security: data and classification complexity. [Электронный ресурс]. URL: http://beyondplm.com/2014/07/30/plm-security-data-and-dassification-complexity/ (дата обращения: 10.02.2018).

14. Protecting Intellectual Property for Product Lifecycle Management (PLM): The Right Way to Do Rights Management // NextLabs, Inc. [Электронный ресурс]. URL: https://nextlabs.wordpress.com/2015/11/19/prot ecting-intellectual-property-for-product-lifecycle-management-plm-the-rightway -to-do-rights-management/ (дата обращения: 15.03.2018).

15. Жалдак И.В. Обеспечение безопасности конструкторской документации на предприятиях авиационной промышленности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2012. Т. 14, № 4 (2). С. 611-612.

16. Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры» от 26.06.2017 № 187-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220885/ (дата обращения: 18.03.2018).

17. Приказ ФСТЭК России № 239 от 25.12.2017 «Об утверждении Требований по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://fstec.ru/component/attachments/download/1879/ (дата обращения: 20.03.2018).

18. Зефиров С.Л. Способы оценки информационной безопасности организации // Труды международного симпозиума «Надежность и качество», 2011. № 2. С. 407-409.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.