Научная статья на тему 'К вопросу об организации пространства в современной драматургии'

К вопросу об организации пространства в современной драматургии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
415
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО В ДРАМЕ / ГОРОДСКОЙ ТЕКСТ / ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ТЕКСТ / SPACE IN DRAMA / CITY TEXT / PROVINCIAL TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фомина Елена Александровна

Рассматриваются способы организации пространства в современной драматургии, предпринимается попытка классифицировать способы организации пространства в пьесах. На примере пьес Николая Коляды и пьес тольяттинских драматургов затрагивается тема городского текста в современной драме и тема провинциального текста в драматургии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Space Organization in Modern Drama

The article dwells upon methods of space organization in the modern drama. The author of the article pays special attention to the city text in modern drama on the material of plays by N.Kolyada and dramatists from Toglyatti.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации пространства в современной драматургии»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 20 (311).

Филология. Искусствоведение. Вып. 79. С. 108-110.

Е. А. Фомина

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ

Рассматриваются способы организации пространства в современной драматургии, предпринимается попытка классифицировать способы организации пространства в пьесах. На примере пьес Николая Коляды и пьес тольяттинских драматургов затрагивается тема городского текста в современной драме и тема провинциального текста в драматургии.

Ключевые слова: пространство в драме, городской текст, провинциальный текст.

О современной драматургии сейчас говорят много и часто. Однако проблема пространства, которая, казалось бы, изучена во всех направлениях, остается немного в стороне и уходит из внимания исследователей. И в данной статье автору хотелось бы предпринять попытку рассмотреть способы организации пространства в современной драме.

В пьесах могут быть реализованы два типа пространства. Во-первых, это условное, обобщенное. Оно может представлять собой как что-то ирреальное, фантастическое, так и вполне материальное, но подразумевающее под собой нечто всеобъемлющее.

Во-вторых, конкретное, с обилием бытовых деталей. К этому типу также относятся тексты, в которых есть точное обозначение того или иного реально существующего места.

Так, если говорить об условном пространстве, можно вспомнить пьесу Евгения Гриш-ковца «Планета»:

Вот вы видите здесь окно, за окном комната, в комнате женщина. И если она подойдет к окну и посмотрит, то она увидит двести с лишним человек, которые заглядывают к ней в окно. <... > Да и ее в моей жизни тоже нет. Потому, что я даже не знаю, где находится это окно. В этом городе... На какой улице? В другом городе? Опять же, на какой улице. Вполне возможно, что я даже и краем глаза не видел именно этого окна [2].

Автор не сообщает нам о каких-то мелких бытовых деталях, не пытается конкретизировать пространство, тем самым делая его не то чтобы условным, но универсальным.

В качестве примера также можно привести «Валентинов день» И. Вырыпаева. В конце пьесы героиня Катя отправляется в путешествие в инопланетный мир. С помощью такого ухода в ирреальное пространство решается внутренний конфликт героини:

ПОСЛЕДНЕЕ ПИСЬМО КАТИ

Дорогая, Валечка. Валя. Валентина! Пускай самолеты летают в небе, пускай корабли, бороздят моря, пускай пограничники охраняют границы России. Пускай все, делают все, что хотят, мне на это абсолютно наплевать. Потому что я отправилась в межпланетную экспедицию [1].

Еще один пример организации условного пространства можно найти в пьесе Николая Коляды «Откуда-куда-зачем». Там автор «обнуляет» пространство, давая читателю сосредоточиться исключительно на действии. Кроме того, в данном примере концепированный автор материально вторгается в текст. То есть пространство является одним из средств выражения авторского сознания.

В квартире стоят стол, стул... Впрочем, ну его к черту, что там стоит. Опять, как всегда, долго расписывать (мол, для атмосферы надо) про шкафы, про стул, про стол -надоело, не буду. Как говорится, какой стол, таков и стул. Придумайте сами, если хотите [6. С. 212].

Подобный прием организации пространства не характерен для Коляды. А такое условное место действия является больше средством обобщения.

Если говорить о втором типе пространства, то есть о пространстве конкретном, то можно вспомнить пьесы Н. Коляды с описательными пространственными ремарками, где подробно рассказывается о каждой бытовой детали. Но мне кажется целесообразным затронуть вопрос о пространстве города в пьесах тольяттинских драматургов.

Конечно, можно сказать, что пространство в их пьесах условно. Однако это не так. У тольят-тинских драматургов явно присутствует городской текст. Это выводит пространство с уровня абстрактного на уровень вполне конкретный.

Как пишет Т. В. Журчева: «В тольяттинской драматургии создается самостоятельный образ провинциального города» [3. С. 196]. Зрительный образ пространства сцены полностью задается автором и не оставляет места для интерпретаций. Кроме этого материального сценического пространства, четко обозначенного в ремарках, возникает вполне конкретное пространство города. Оно появляется не в ремарках, а в репликах персонажей.

«Конечно, то, что черты городского пространства влияют на персонажей, не есть специфическая особенность “тольяттинской драматургии”. То же самое мы обнаруживаем, например, у екатеринбуржцев. Но там это происходит скорее опосредованно: через внутреннее состояние, через психологию, через какие-то способы взаимодействия с миром. У тольяттинцев это обнаруживает себя в целом ряде пьес непосредственно - через обозначение, называние конкретных реалий города, то есть топонимику» [3. С. 196].

Собственно «тольяттинский текст», то есть проявление в пьесах именно города Тольятти, присутствует, главным образом, у Ю. Клавдиева. Прежде всего, в его самых известных и ужа ставших классическими пьесах «Собиратель пуль» и «Пойдем, нас ждет машина».

Город у Клавдиева - это воплощение той среды, которая агрессивно враждебна по отношению к человеку. Среда эта не абстрактна, не умозрительна, а вполне материальна. И имя этой среде - город. В пьесах Клавдиева обнаруживает себя именно «тольяттин-ский миф».

МАША. Вот... я вот думаю - Юль, как все происходит? Почему? Вот придурки эти - у нас, конечно, бычий город, кто спорит, но просто вот - прийти и все, вот так, да? И все - и это называется отдыхать... коньяку нажраться, облевать, к девушкам поприставать... почему?

ЮЛЯ. Да что почему?

МАША. Почему у нас в Тольятти отдохнуть - это значит наутро как можно больше всего не помнить? [4].

В драматургии Николая Коляды тоже создается образ города. Только в пьесах Николая Коляды мы имеем дело не с каким-то конкретным населенным пунктом. Это, скорее, одна большая провинция - Дощатов, Шипиловск и много-много еще маленьких городков, таких как «дальний-предальний северный городок» [7. С. 7] в «Старой зайчихе».

Провинция Коляды - это Богом забытые города. Названия у городов разные, но город по сути один. Особенно показательна в данном случае пьеса «Букет», где читатель/ зритель сразу погружается в пространство провинциального городка, по которому периодически проезжает экскурсионный автобус. Экскурсовод описывает картину, которую можно встретить в любом маленьком городке России.

Экскурсовод. ... Кстати, должна вам сообщить, что до Великой Октябрьской социалистической революции рабочих и крестьян, главного события двадцатого века, в нашем городе было - угадайте? - не угадаете! -тридцать шесть церквей! Осмотрели мы с вами и мужской монастырь, жемчужину, так сказать, если можно так выразится, нашего города. Итак, теперь мы с вами начинаем знакомится с боевой и трудовой и революционной тоже славой нашего города. Вот в этом доме по улице Шмидта, 90, куда мы с вами приехали... Улица, кстати, раньше называлась «Спа-со-Николаевской»...

Персонажи мечтают уехать из такой глуши и оказаться в столице. Как говорила героиня пьесы «Мурлин Мурло» Инна:

Сестричка моя! Мы уезжаем! Все, Оля, хватит! Мы едем! Мы с Лешечкой едем к е* матери! Эту дыру к е*... Чтоб она провалилась! Я хоть на Красную площадь схожу в Ленинграде! Хоть мир посмотрю, Оля! Туда ее, эту дыру![5. С. 335].

Откуда берется это желание посмотреть на Красную площадь в Ленинграде? Герои хотят чего-то светлого и чистого, они хотят вырваться из грязной провинции. Но даже те, кому «посчастливилось» жить в столице, остаются провинциалами, превращают все вокруг себя в привычный для них мир российского захолустья. Так, в пьесе «Полонез Огинского» герои живут в центре Москвы в просторной квартире. Но от этого их провинциальное сознание не меняется. Оно остается привязанным к тому маленькому городку, в котором он живет или когда-то жил. Так, Иван из «Полонеза Огин-ского» мучится воспоминаниями о деревне и хочет вернуться туда:

Иван (кричит). Я не виноват, что я тут живу! Я не виноват, что моя жизнь через пень-колоду! Не трогай деревню! Я не виноват, что я Ваня, а не Шницельблюм, не Кальтенбрун-нер! А вы с Серюней - два бессовестных! Оторвались от корней, забыли Родину! Не лезь в мою личную жизнь! Вот так! [5. С. 331].

Можно сказать, что в пьесах Коляды есть и пространство конкретное, бытовое, и условное пространство провинции и столицы.

Итак, если пытаться построить классификацию пространства в современной драме, то можно выделить два его типа.

Во-первых, это условное пространство. Оно может представлять собой нечто ирреальное, умозрительное, и обычно служит средством для того, чтобы полностью переключить читателя/ зрителя на действие в пьесе. Довольно часто ирреальное пространство создается, для того чтобы быть своеобразным спасением для героя.

Во-вторых, пространство может быть максимально конкретным. Это и бытовое пространство в пьесах Николая Коляды, и пространство города в пьесах драматургов-тольят-тинцев.

Список литературы

1. Вырыпаев, И. Валентинов день [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.theatre-

library.rU/files/v/vyrypaev/vyrypaev_3.html.

2. Гришковец, Е. Планета [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://tululu.org/read58463/.

3. Журчева, Т. Пространство города // Со-времен. драматургия. 2008. № 4. С. 196.

4. Клавдиев, Ю. Пойдем, нас ждет машина. [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www. theatre-library.rU/authors/k/klavdiev.

5. Коляда, Н. В. Пьесы для любимого театра. Екатеринбург, 1994. 400 с.

6. Коляда, Н. В. Носферату. Екатеринбург, 2003. 416 с.

7. Коляда, Н. В. «Старая зайчиха» и другие старые пьесы. Екатеринбург, 2007. 380 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.