Научная статья на тему 'К вопросу об изучении социокультурного потенциала населения Архангельской области как приарктической территории'

К вопросу об изучении социокультурного потенциала населения Архангельской области как приарктической территории Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
132
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАСЕЛЕНИЕ / АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / АРКТИКА / SOCIO-CULTURAL POTENTIAL / POPULATION OF THE ARKHANGELSK REGION / ARCTIC

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бобылева Надежда Игоревна, Рыбак Евгения Владимировна, Цихончик Надежда Васильевна

В статье рассматривается социокультурный потенциал как элемент человеческого капитала. Понятие «социокультурный потенциал» включает социальную и культурную части. Авторы предлагают собственную методику изучения социокультурного потенциала. Они считают очень важным культурное развитие Архангельской области как арктической территории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бобылева Надежда Игоревна, Рыбак Евгения Владимировна, Цихончик Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about the research of the socio-cultural potential of the population of the Arkhangelsk region, like Arctic territory

In article the sociocultural potential as an element of the human capital is considered. The concept of 'social and cultural potential' includes social and cultural side. The authors propose their own method of studying the social and cultural development. They find it is very important to the cultural development of the Arkhangelsk region as the Arctic territory

Текст научной работы на тему «К вопросу об изучении социокультурного потенциала населения Архангельской области как приарктической территории»

УДК 304.444+57.024+303.621.34(045)

К вопросу об изучении социокультурного потенциала населения Архангельской области как приарктической территории

© Бобылева Надежда Игоревна, кандидат биологических наук, доцент кафедры социальной работы института педагогики, психологии и социальной работы САФУ имени М. В. Ломоносова. Контактный телефон: +7 902 195 94 48. E-mail: pur-navolok@yandex.ru.

© Рыбак Евгения Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы института педагогики, психологии и социальной работы САФУ имени М.

В. Ломоносова. Контактный телефон: + 7 902 198 68 11. E-mail: evarubak2010@yandex.ru.

© Цихончик Надежда Васильевна, старший преподаватель, аспирант кафедры социальной работы института педагогики, психологии и социальной работы САФУ имени М. В. Ломоносова. Контактный телефон: +7 902 197 68 44. E-mail:

nadezhda_cihonch@mail. ru.

В статье рассматривается социокультурный потенциал как элемент человеческого капитала. Понятие «социокультурный потенциал» включает социальную и культурную части. Авторы предлагают собственную методику изучения социокультурного потенциала. Они считают очень важным культурное развитие Архангельской области как арктической территории.

Ключевые слова: социокультурный потенциал, население, Архангельская область, Арктика.

To the question about the research of the socio-cultural potential of the population of the Arkhangelsk region, like Arctic territory

© Bobyleva Nadezhda Igorevna, Ph. D. in Biology, Associate professor of the social work department of the Institute of Pedagogy, Psychology and Social Work NArFU named after M. V. Lomonosov. Contact phone: +7 902 195 94 48. E-mail: pur-navolok@yandex.ru.

© Rybak Evgeniya Vladimirovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate professor of the social work department of the Institute of Pedagogy, Psychology and Social Work NArFU named after M. V. Lomonosov. Contact phone: + 7 902 198 68 11. E-mail: evarubak2010@yandex.ru.

© Tshyhonchik Nadezhda Vasilievna, Senior Lecturer, Postgraduate of the social work department of the Institute of Pedagogy, Psychology and Social Work NArFU named after M. V. Lomonosov. Contact phone: +7 902 197 68 44. E-mail: nadezhda_cihonch@mail.ru.

Abstract

In article the sociocultural potential as an element of the human capital is considered. The concept of ‘social and cultural potential’ includes social and cultural side. The authors propose their own method of studying the social and cultural development. They find it is very important to the cultural development of the Arkhangelsk region as the Arctic territory.

Keywords: socio-cultural potential, population of the Arkhangelsk region, Arctic.

Инициация и проведение исследований в области истории, культуры, экономики и социального развития региона является приоритетной задачей государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и направлены на перспективу развития страны в сфере науки и технологий [5, 2012].

Необходимость совершенствования социального образования молодежи в рамках специальностей «социальная работа» и «организация работы с молодежью» подвигло нас к поиску ценностных оснований современного образования в условиях модернизации программ подготовки. Образованность, культурный уровень, духовные интересы, система ценностей - в научной транскрипции все это реализуется через категории «социокультурного развития», «социокультурного потенциала». Трансляция культурных ценностей через призму социальных объектов (личность, социальная группа, регион, общество) суть социокультурного подхода в социальных науках.

С одной стороны, вопрос о социокультурном потенциале как составляющей человеческого капитала рассматривается преимущественно в экономическо-политических и социальных науках (Ю. А. Корчагин, Е. В. Шульгина, В. Т. Смирнов, А. Н. Добрынин и др.). С другой стороны, категория социокультурного потенциала рассматривается и гуманитарными науками, например в фокусе образования (Г. И. Герасимов, 2005).

Социальная работа, существующая в России как профессиональная область знаний всего 20 лет, испытывает дефицит собственных категорий и заимствует их из смежных наук. Таковым, например, является предмет нашего исследования - социокультурный потенциал. Мы рассматриваем социокультурный потенциал (далее - СКП) как наличие социального и культурного ресурса в зоне ближайшего развития человека, организации, региона; это потенция, запас, способность субъекта освоить новые знания, приобрести социальные навыки, быть полноценным и полноправным членом общества. Под социальным компонентом СКП мы понимаем горизонтальные связи человека в социуме: отношения между людьми в данный момент и в данном обществе; под культурным компонентом СКП нами понимаются исторические, временные связи между поколениями в виде сохранения языка, традиций и ценно-

стей. Под потенциалом мы подразумеваем способность субъекта двигаться в направлении конструктивного созидания и цивилизованного развития конкретного микросоциума.

Важность изучения СКП в данный момент актуализируется парадоксальной ситуацией, при которой очевидным становится факт, что при наличии исключительно мощного фундамента духовной культуры российского социума состояние общества близко к деградации. Утрачиваются наработанные ценности, новые не образуются или присутствуют в искаженном виде, зачастую заимствованные или социально деструктивные.

В этом состоянии ценностной переориентации цели и ценности конкретного человека, населения региона устойчивы и непротиворечивы настолько, насколько они упорядочены на социетальном, надиндивидуальном уровне. Если же на данный момент на уровне государства «национальная идея» социокультурного развития не сформирована, необходима идентификация человека через локальный социум, то есть регион. Исследователи сходятся во мнении, что «...в условиях серьезных социально-экономических преобразований российского общества вполне правомерна постановка вопроса о необходимости выявления законов и тенденций естественного развития социально-культурных целостностей, каковыми являются регионы России» [3, 2012]. Мы солидарны с этим видением и акцентируем вопрос о необходимости комплексного изучения социокультурного развития и потенциала населения конкретного региона.

В данном контексте интересен аспект анализа современной региональной (городской, сельской) социокультурной среды. В классическом описании какого-либо локального социума сюжетная линия неизменно проходит от устойчивых физических характеристик (географического положения, климата, природы) через производство, обеспечивающее функционирование региона как участника торговых отношений, к описанию культурных объектов и ценностей. Неповторимое, самобытное культурное «лицо» региона включает точное количество музеев, библиотек, театров, школ, училищ, вузов и других непроизводственных, некоммерческих объектов культуры и имеет стратегическое значение. При этом траектория бытийности отдельных социальных объектов (субъектов), таких как человек (гражданин), организация, общность или регион, может формироваться как в режимах выживания и существования, так и в режиме развития.

В режиме выживания конкретного социума страдают, прежде всего, экономически самые хрупкие элементы - его культурные универсалии (язык, искусство, традиции). К сожалению, фразеологизмы «сельская библиотека», «провинциальный театр», «малокомплектная школа» устойчиво ассоциируются с образами бедности, забытости, ветхости, социального неблагополучия. Именно в режиме выживания сегодня находятся такие важнейшие источники развития социокультурного потенциала человека, как музеи, библиотеки, театры, дома культуры, творческие студии, клубы по интересам.

Иван Ильин в своем фундаментальном труде «Почему мы верим в Россию» писал: «Жить на свете - значит выбирать и стремиться; кто выбирает и стремится, тот служит некоторой ценности.» [2, 2012]. Но есть ли выбор у того, кто существует в режиме выживания? Каков потенциал тех людей, которые долгие годы борются за выживание при возможном выходе на другой режим?

В режиме существования социокультурная деятельность ведется иначе. Театры, библиотеки и музеи работают для посетителей, а не только выживают: возможны новые постановки спектаклей, открываются выставки, в театры приходят молодые актеры, а новые специалисты - в библиотеки. Режим существования предполагает статус кво, то есть на уровне достигнутого. Но накопление ценностей и идей возможно, если только происходит отсев наносного, случайного. Именно с течением времени выясняется истинная ценность вещей, книг, событий, явлений социальной жизни, то есть когда есть возможность сравнивать классику с современностью, мудрость - с повседневностью. А это возможно только в случае, если город (регион) существует в режиме развития, то есть трансформируется.

Но развитие может быть и стихийным, как, например, это происходит сейчас. Отдельные яркие личности, руководители, деятели создают новые проекты, программы, рождают идеи, однако спонтанность в управлении регионом, отсутствие целостной стратегии его развития и неоформленность планов развития отрасли, конкретных учреждений создают неопределенность в развитии социокультурного потенциала и человека, и региональной среды.

Таким образом, в масштабах региона (страны) необходимо сосредоточиться не только на сохранении культуры как констатации данных или осуществлении культурных актов (программ социокультурной деятельности), но прежде всего на изучении, прогнозировании и управлении социокультурным потенциалом. В приоритете должно быть решение первостепенных задач: во что следует вкладывать средства, выделяемые на социокультурное развитие; какие приоритеты поддерживать, чтобы отдельный индивидуум не зависел от приземленных вещей - транспортного сообщения, наличия компьютера, устойчивости телефонной связи, физического доступа к книге, спектаклю, коллекции, как можно меньше зависел от социальных (возрастных, гендерных, профессиональных) стереотипов и культурных ограничений (принадлежность к языку, нации, стране) и при этом одновременно был ограничен высокими общечеловеческими нравственными нормами.

Социокультурное развитие каждого конкретного человека, а особенно молодого, является следствием той социокультурной среды, в которой он социализируется. Потенциал региона - это совокупность и социокультурного потенциала отдельных людей, и социальноэкономического рейтинга региона в целом.

При изучении категории социокультурного потенциала мы столкнулись с недостаточной разработанностью проблемы в теоретическом плане. В целом проработаны историографический, культурологический, социологический потенциалы; однако подход, удовлетворяющий нашему видению проблемы, еще предстоит конкретизировать. Большие трудности возникают при необходимости эмпирически изучить данный феномен, поскольку отсутствуют методические средства (анкеты, опросники, тексты интервью) для его изучения.

По роду своей профессиональной деятельности, занимаясь социальной работой, первоначально мы озадачились подбором методик, позволяющих нам зафиксировать социокультурный уровень (кругозор, менталитет) клиентов, а также спрогнозировать его дальнейшее развитие. В идеальном варианте методика должна отвечать на вопросы «что?», «почему?» (актуальный уровень), «на какие приоритеты делать упор?» (уровень прогноза). Методика должна быть комплексной, социальной (а не социологической или психологической), быть простой в

исполнении, технически понятной, пригодной как для количественного, так и качественного анализа.

В разрабатываемой нами методике «Оценка социокультурного потенциала населения Архангельской области» сформировано 12 блоков, описывающих социальные сферы жизнедеятельности человека. В качестве оценочных средств используется самооценка собственного социокультурного потенциала, а не привязка к конкретным знаниям индивида. Оценивая, таким образом, социокультурный потенциал населения, мы делаем упор не на формальные индексы и показатели в целом по региону, а на субъективных показателях благополучия субъекта. Вопросы максимально освобождены от оценочных стереотипов «плохо или хорошо», независимы от возраста, профессиональной принадлежности. Утверждения могут быть переведены на иностранный язык, так как не содержат сложных конструкций и не привязаны к региональному менталитету.

Методика включает в себя такие блоки, как «Человек», «Семья», «Общество (Родина)», «Экономика и финансы», «Информационная культура», «Домашние животные в социуме», «Образование», «Культура», «Труд, профессия», «Увлечения», «Здоровье» и «Потенциал», каждый из которых содержит около десяти утверждений.

Исходя из рабочего определения социокультурного потенциала, блоки как операцио-нализирующие признаки представляют собой те области социального знания, которые являются ценностно значимыми. В категории «социокультурный» составляющая «социальный» указывает на субъект деятельности, а «культурный» - на качество и сферу его активности. В качестве субъектов культурной деятельности можно рассматривать личность, социальную группу или общность, регион, общество, человечество в целом.

Исходя из этого, блоки «Человек», «Семья», «Общество (Родина)», «Экономика и финансы» представляют социальный компонент СКП, а блоки «Информационная культура», «Домашние животные в социуме», «Образование», «Культура», «Труд, профессия», «Здоровье», «Увлечения» - культурный, блок «Потенциал» подразумевает оценку личностью своего развития в ближайшей перспективе.

Каждый блок включает в себя три аспекта: знание данной области, эмоциональнооценочное отношение к ней, реальное поведение. Это позволяет оценить степень важности данной сферы жизнедеятельности для человека, а также разрыв между декларируемыми ценностями в данной области и реальными действиями в ней. Приведем пример (таблица 1).

Таблица 1

Оценочные показатели блока «Семья»

Знания

знаю историю возникновения и развития семьи как ячейки общества

знаю основные функции семьи, имею представление о роли и значении семьи в формировании человека

знаю законы, нормативные документы о семье

Отношение

думаю, что воспитанность и образованность человека начинаются в семье думаю, что семья является важной общечеловеческой ценностью считаю, что современная семья имеет будущее

Поведение

соблюдаю основные традиции своей семьи; придерживаюсь общепринятых норм и правил семейного образа жизни

прибегаю к услугам социальных служб, работающих с семьей

возникающие семейные размолвки и конфликты разрешаю вовремя и спокойно

СКП личности оценивается через блок «Потенциал», который также включает в себя девять вопросов (таблица 2). В перспективе подобного рода вопросы планируется включить в каждый блок методики в качестве четвертого компонента.

Таблица 2

Оценочные показатели блока «Ваш потенциал»

Знания

имею определенный план собственной жизни на пять и десять лет знаю программу развития региона, в котором проживаю знаю стратегию развития государства на ближайшие годы

Отношение верю в осуществление своих жизненных планов верю в возможности развития региона воспринимаю стратегию развития страны позитивно

Поведение

каждый день приближаюсь к осуществлению своих жизненных планов вношу посильный вклад в развитие планов региона я делаю все от меня зависящие для развития своей страны

Респондент оценивает утверждения по четырехбалльной шкале: 4 - «согласен с утверждением», 3 - «в полной мере», 2 - «в достаточной степени», 1 - «недостаточно хорошо», 0 -«совсем нет».

В результате оценок по всем блокам методики получаем примерно следующую картину (рисунок 1).

II 1 гп 1 п

тп г в 1 ■■

і ■ 1 г ■

її р 1 II

Р г і ■

■ 1 г

і

знание I отношение поведение

-г*

о“

Рисунок 1. Результаты опроса респондента с помощью методики «Оценка социокультурного потенциала

населения Архангельской области»

Интерпретировать данные возможно с позиции: 1) выраженности социальных и культурных компонентов СКП; 2) соотношения знаниевого, оценочного и поведенческого аспекта

того или иного блока; 3) выделения ведущей сферы, области интересов или ценности; 4) представленности блока «Потенциал» в сравнении с другими блоками.

Высокие оценки тех или иных блоков могут свидетельствовать, что респондент обладает широким СКП и стремится функционировать в режиме развития; низкие оценки свидетельствуют скорее о стратегии выживания или существования. Особенно это касается блоков «Экономика и финансы», «Образование», «Потенциал» и др.

Второй частью методики является ответ респондента на вопрос «кто я?» (согласно методике М. Куна). Качественный анализ ответов показывает, с какой областью (блоком) личность в большей степени себя идентифицирует, что позволяет судить о потенциале личности в рамках социальных ролей и статусов.

Итак, в настоящий период нами разработана оценочная часть методики, количественно и в баллах представлены параметры оценки, разработан и апробирован бланк методики (электронная версия), проведен пилотажный этап апробации. Далее мы планируем корректировать методику с учетом полученных данных, провести максимально полный срез (поперечный и лонгитюдный) оценок СКП населения Архангельской области. В результате мы предполагаем на основе статистически достоверного, обширного, регионально привязанного материала разработать перечень социально-значимых социокультурных направлений (и затем конкретных мероприятий), которые бы позволили использовать потенциал города и региона и повысить потенциальные возможности в реализации человеческих ресурсов. Мы понимаем, что, в связи со сложностью изучаемой системы, может возникнуть множество вопросов, на которые нам предстоит еще ответить. Авторы статьи открыты для диалога и готовы выслушать мнения и предложения всех заинтересованных исследователей.

Литература

1. Герасимов Г. И. Трансформация образования - социокультурный потенциал развития российского общества: Дис. ... докт. филос. наук: 09.00.11. Ростов н/Д, 2005. 428 с.

2. Ильин И. А. Почему мы верим в Россию: сочинения / И. А. Ильин. М.: Эксмо, 2006. С. 130.

3. Когай Е. А. Потенциал социокультурного развития региона. [Электронный ресурс] // Курская областная общественная организация общества «Знание» России. URL: http: //www.mebik.ru/union/intell/kogay180506.htm (дата обращения: 21.01.2012).

4. Корчагин Ю. А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации? Монография. Воронеж: ЦИРЭ, 2005. 252 с.

5. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. От 18 сентября 2008. [Электронный ресурс] // URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/98.html (дата обращения: 21.01.2012).

Рецензент - Шрага Моисей Хаимович, доктор медицинских наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.