Научная статья на тему 'Социокультурный потенциал Архангельской области в проектах сотрудничества стран Баренцева региона'

Социокультурный потенциал Архангельской области в проектах сотрудничества стран Баренцева региона Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
649
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ САМОБЫТНОСТЬ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / SOCIOCULTURAL SPACE / CULTURAL COOPERATION / SOCIOCULTURAL TECHNOLOGY / SOCIOCULTURAL POLICY / NATIONAL CULTURAL IDENTITY / HUMANIZATION OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Окунев Юрий Павлович

Статья посвящена вопросам культурного сотрудничества России в Баренцевом регионе в рамках мандата Баренцева Совета и Баренцева Регионального Совета в условиях новых социокультурных стратегий развития. Автор предлагает расширять сотрудничество, принимая во внимание особенности разных регионов, существующие культурные цели и задачи, а также специфику культурной деятельности каждого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural Potential of the Arkhangelsk Region in Cooperation Projects of the Barents Region Countries

The article is devoted to the issues of cultural cooperation of Russia in the Barents region within the mandate of the Barents Council and the Barents Regional Council under conditions of new sociocultural development strategies. The author suggests extending this cooperation taking into account specific features of different regions, existing cultural aims and tasks as well as specific features of cultural activities in each of the regions.

Текст научной работы на тему «Социокультурный потенциал Архангельской области в проектах сотрудничества стран Баренцева региона»

УДК 327:008(48+470.1/.2)(045)

ОкунЕв Юрий Павлович, доктор культурологии, профессор кафедры государственного муниципального управления и менеджмента Института управления и регионологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 67 научных публикаций, трех монографий, двух учебных пособий и пяти научных сборников

социокультурный потенциал архангельской области в проектах сотрудничества стран Баренцева региона

Статья посвящена вопросам культурного сотрудничества России в Баренцевом регионе в рамках мандата Баренцева Совета и Баренцева Регионального Совета в условиях новых социокультурных стратегий развития. Автор предлагает расширять сотрудничество, принимая во внимание особенности разных регионов, существующие культурные цели и задачи, а также специфику культурной деятельности каждого региона.

ключевые слова: социокультурное пространство, культурное сотрудничество, социокультурные технологии, социокультурная политика, национальная культурная самобытность, гуманитаризация личности.

Социокультурная политика в широком практическом диапазоне включает в себя деятельность, связанную с формированием общенациональной картины мира и разработкой стратегических целей развития, направленных на поддержание, стимулирование, распространение имеющегося в обществе, в т. ч. в региональных культурах, потенциала обновления. Культурная политика области содержит в качестве самостоятельного компонента регулирование музейного и библиотечного дела, музыкальной, театральной жизни городов, районов. Идет процесс активизации преобразовательного потенциала сфер культурной практики. Модернизируются учреждения культуры: соз-

даются центры культуры, объединения традиционной народной культуры, мастерские художников, художественные салоны, выставочные залы. Творческие личности по-новому раскрывают свой человеческий потенциал, успешно продвигают свои инновационные проекты. Культурная активность людей, их социальное взаимодействие становятся основным источником общественного обновления.

Стратегические цели социокультурного развития области можно определить как:

- сохранение природно-культурного наследия;

- стимулирование проектной деятельности творческих коллективов;

© Окунев Ю.П., 2012

- развитие региональной своеобразной и национально-культурной самобытности1.

Культурное наследие Архангельской области играет ведущую роль в формировании образа «Русский Север». Более 1900 уникальных историко-культурных памятников находятся на территории области. Пинежье, Мезень, Лешуконье являются уникальными территориями по сохранению культурных традиций. В основе северорусской культуры всегда лежали духовное единство и склад характера, столетиями вырабатывавшийся в процессе адаптации к суровым условиям жизни, эта духовно-нравственная общность формировала сознание, гарантировала устойчивость социума и преемственность культуры.

В содержательной долгосрочной целевой программе Архангельской области «Культура Русского Севера (2011-2014 годы)» следует выделить, на наш взгляд, главное: обеспечение физической сохранности объектов культурного наследия области как части российского и общемирового культурного наследия.

На встрече министров культуры Баренцева региона в г. Киркенесе 31 августа - 1 сентября 1993 года на основе декларации встречи министров иностранных дел в Киркенесе 11 января 1993 года было подтверждено формальное сотрудничество в Баренцевом Евро-Арктическом регионе (БЕАР) и определены общие цели сотрудничества в разных областях, включая и культурное сотрудничество. Для конкретизации программ культурного обмена в рамках БЕАР министр культуры РФ Е.Ю. Сидоров включил в состав делегации от России министра культуры Карелии О.А. Белоножкина, начальника управления культуры Мурманской области М.П. Таврикова, председателя комитета по культуре и искусству Архангельской области Ю.П. Окунева.

Во время личных встреч министров культуры Баренцева региона, дискуссий деятелей культуры и искусства, руководителей регионов по культуре, общих заседаниях всех участников в рамках Баренцева Евро-Арктического Совета и Регионального Совета Баренцева Региона был принят Проект Декларации, в котором

предлагались руководящие указания для сотрудничества, а именно:

- осознавая тесные исторические и культурные связи между народами региона и странами -участниками сотрудничества в рамках Баренцева Евро-Арктического Совета и Регионального Совета Баренцева региона, особо принимая во внимание связи, которые всегда существовали между народами данного региона;

- выражая надежду и намерение расширить и усилить культурное сотрудничество внутри региона, принимая во внимание важность тесных связей в этом регионе Европы для регионального развития и международной стабильности;

- заявляем о взаимном намерении:

а) усиливать культурное сотрудничество в Баренцевом регионе в рамках мандата Баренцева Совета и Баренцева Регионального Совета; в этом контексте слово «культура» понимается в самом широком смысле;

б) придавать особое значение роли образовательных и научных учреждений в рамках культурного сотрудничества;

в) поддерживать культурный обмен с целью увеличения знания культуры и общества и лучшего взаимопонимания между народами региона;

г) сохранять общее культурное наследство и важные культурные памятники и объекты и через сотрудничество предотвращать уничтожение общих и незаменимых ценностей;

д) способствовать дальнейшему развитию культурного сотрудничества между саамами региона и другими народами региона;

- предлагаем следующие руководящие указания для сотрудничества:

а) сотрудничество должно принимать во внимание характеристики разных регионов, базироваться на существующих культурных целях и задачах и на культурной деятельности региона;

б) проекты должны быть начаты в регионах, а руководство осуществляться региональными культурными властями или в тесном сотрудничестве с ними;

в) релевантные национальные органы власти должны содействовать в создании условий для регионального культурного сотрудничества;

г) сотрудничество должно быть организовано через местные и региональные органы и учреждения, что предотвратит, таким образом, создание новых учреждений и ненужное дублирование уже существующих административных органов.

Активное участие в подготовке Проекта Декларации принимал полномочный представитель МИД РФ А.И. Смирнов. В своей монографии «Баренцев Евро-Арктический регион: российско-норвежские отношения» автор подробно анализирует процесс формирования сотрудничества между Советом Баренцева региона и республиками Карелией, Коми, Архангельской и Мурманской областями. Являясь слушателем РАГС при Президенте РФ, автор этих строк постоянно поддерживал связь с

А.И. Смирновым, получая квалифицированные советы по культурному обмену со странами БЕАР В настоящее время А.И. Смирнов, доктор исторических наук, автор свыше 90 монографий и статей по международному сотрудничеству, является почетным профессором САФУ имени М.В. Ломоносова.

В дни встречи министров культуры Баренцева региона состоялось открытие Норвежско-российского художественного центра в г. Кир-кенесе. В программе приняли участие художники-пейзажисты, реставраторы, народные мастера, музыканты Архангельской области.

Был дан старт программам сотрудничества с представителями администраций по культуре г. Тромсё, провинции Финмарк (Норвегия), провинции Лапландия (Финляндия), Мурманской и Архангельской областей. От Архангельской области на гастроли в г. Киркенес был приглашен областной театр кукол, для ознакомления с музейным делом провинции Финмарк -делегация музейных работников; для участия в фестивале, посвященном 150-летию со дня рождения Эдварда Грига, пригласили инструментальное трио Архангельской филармонии; для участия в фестивале народного искусства в г. Харстат (Норвегия) - народныехмастеров (8 человек) и фольклорный коллектив «Северные жемчуга» (12 человек). Художник А.С. Гри-

горьев приглашен для участия в подготовке и проведении совместной выставки художников Северного Калотта (по одной неделе в Лапландии, Тромсё, Финмарке). На заседании с представителями администраций по культуре стран Баренцева региона была достигнута договоренность о том, что каждый регион разработает отдельную программу сотрудничества. Комитет по культуре и искусству Архангельской области представил индивидуальные программы сотрудничества на 1993-1995 годы с г. Тромсё, провинцией Финмарк (Норвегия), провинцией Лапландия (Финляндия)3.

Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» и музей г. Вадсё (Северная Норвегия) заключили договор на пять лет

о взаимном сотрудничестве в области научноисследовательской работы, комплектования коллекций, реставрации экспонатов и других форм музейной работы, представляющих интерес для обеих сторон.

В течение последующих лет музеи регулярно обменивались информацией, печатными изданиями, фотографиями, тематическими выставками, показывающими быт и культуру русского Поморья и Северной Норвегии. Был налажен обмен специалистами, представители музеев участвовали в конференциях, семинарах. Начата совместная работа по созданию новой музейной экспозиции в складах Брод-корба в Вадсё: «История связей русского Поморья и Северной Норвегии» и «Поморы как этнографическая группа».

Создание такой экспозиции именно в Вадсё целесообразно, т. к. вся история этого норвежского города связана с русскими поморами, торговлей и рыболовством. Город имеет с русскими поморами общие культурно-хозяйственные традиции, общие заслуги в освоении Арктики, революционные связи. Об этом свидетельствуют экспонаты музея Вадсё, научные исследования, память людей в России и Норвегии. Сегодняшние связи России и Норвегии воспринимаются как справедливое восстановление утраченных 80 лет тому назад исторических традиций.

Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» предложило организовать цикл передвижных выставок картин русских художников, художников - членов СХ РФ, работающих в области, а также предоставить экспозиционные залы для художников Баренц-региона. Было принято приглашение от руководителей администраций по культуре г. Тромсё, провинции Финмарк (Норвегия), провинции Лапландия (Финляндия) на гастроли Государственного академического Северного русского народного хора. По городам Норвегии с большим успехом прошли концерты детского ансамбля «Коробейники» под руководством заслуженного работника культуры РФ В.Л. Голованова (г. Каргополь), оркестра народных инструментов детской музыкальной школы № 3 под руководством Б.А. Майорова (г. Северодвинск). В г. Вадсё на ярмарке была проведена выставка-распродажа изделий народных мастеров области (каргопольская глиняная игрушка, изделия из бересты, резьба по кости, ткачество, вышивка и др.).

Руководители администраций по культуре провинций, областей Баренцева региона на совместных совещаниях ежегодно подводили итоги по программам сотрудничества и принимали новые проекты к реализации. По итогам культурного сотрудничества Архангельской области за пять лет в 1998 году были сделаны выводы.

Руководители Центров культуры, творческих коллективов, художники, музыканты, народные мастера области познакомились с творчеством деятелей культуры скандинавских стран, условиями работы музеев, библиотек, центров культуры. Главная отличительная особенность центров культуры Норвегии, Финляндии - активное использование в работе информационных технологий. Учитывая жизненные условия норвежцев, финнов, шведов руководители и все участники программ сотрудничества по-новому стали оценивать возможности развития своих территорий. Новая парадигма развития России формирует новые качественные характеристики:

1) гуманитаризация личности: сегодня востребован человек деловых качеств; каждый должен обеспечить себя жильем; нести ответственность за себя, за членов семьи; государство создает условия для саморазвития личности.

2) локально-пространственное развитие территорий: каждый город, район, село самостоятельно развивается на основе собственных сырьевых ресурсов, технологий, кадрового потенциала; учреждения культуры зависимы от градообразующих предприятий; в условиях области горожане социально более защищены, чем сельский житель;

3) экологизация производства, экологизация жизненных условий: формируется новое качество жизни, качество здоровья; здоровье родителей во многом предопределяет качество семьи;

4) демократизация систем управления: действует механизм выборности на всех уровнях власти; деятели культуры и искусства работают на основе трудовых соглашений, договоров, контрактов; администрация по культуре и деятель культуры самостоятельно определяют условия контракта, учитывая личность каждого творческого работника.

Опыт скандинавских стран контрактной системы с успехом применяется сегодня в практике управления учреждениями культуры в регионе.

Первый этап «знакомства» с территориями, социально-экономическими условиями Норвегии, Финляндии, Швеции, творческим потенциалом скандинавов условно можно считать закончившимся к 2000 году. Состоялась «переоценка» культурного продукта Архангельской области. Руководители коллективов, художники, народные мастера узнали, сколько стоит концертная программа, спектакль, картина, изделия народного мастера в Баренцевом регионе. Выступая на собраниях по итогам проведенных выставок, художник А. Григорьев сообщил: «Сегодня я знаю, сколько стоит моя картина и не только в Баренц-регионе, но и в Европе». Известный мастер каргопольской игрушки заслуженный художник РФ В.Д. Шевелев сказал: «В Каргополе моя игрушка стоит 30 рублей, а в Вадсё ее оценили в 15 долларов». Действи-

тельно, у большинства жителей области еще сохраняется мнение, что культура должна быть «бесплатной». Рынок диктует свои условия, поэтому от руководителей центров культуры зависит «процентный расклад»: что оплачивает государство, а что потребитель (зритель, читатель). Новый этап развития сотрудничества в Баренцевом регионе и Архангельской области начинается с 2002 года. Успешно действует проект «Евро-Арктической контактной сети менеджеров культуры». Активное участие в проекте приняли Совет по культуре Северной Норвегии, Совет губернии Нурботтен, комитет по искусству губернии Лапланд и комитет по культуре администрации Архангельской области. Менеджеры - руководители коллективов участвовали в четырех семинарах в Финляндии, Швеции, Норвегии и России. Программа обучения включала основы менеджмента по организации фестивалей, ярмарок, конкурсов, театрализованных представлений. Участникам семинара были предложены теоретические и практические занятия по финансовой деятельности, учету, отчетности, прогнозированию и по разработке социальных бизнес-проектов. Знания по социальному проектированию и программированию были применены при подготовке социальных проектов для получения грантов, дополнительного финансирования из социальных фондов.

Говоря в своем выступлении на форуме «Культура Баренцева региона» в 2008 году

об источниках финансирования гуманитарного сотрудничества на Севере и в Арктике со стороны России, министр культуры РФ Александр Авдеев назвал федеральную программу «Культура России», а также частные фонды, но отметил при этом, что вклад последних пока что весьма скромен. Министр культуры считает, что «в этой области необходимо сформировать систему, аналогичную той, что существует в ряде европейских стран, где меценатам, например, снижается налоговое бремя»4. По мнению министра, это будет возможно с дальнейшим развитием институтов гражданского общества в нашей стране.

Из многочисленных реализованных проектов следует подробно остановиться на проекте для мастеров Баренцева региона «Сеть народных традиций северного измерения» (2/2005—1/2008). Проект дает возможность мастерам Баренцева региона пройти курсы по предпринимательству и созданию печатных и электронных рекламных материалов, провести мастер-классы, принять участие в выставках народных ремесел в городах Баренцева региона. Главная цель - оказание помощи мастерам в использовании своих знаний при предоставлении услуг и продаж своей продукции.

Главная стратегия - поддерживать культурное разнообразие территорий Баренцева региона, способствовать развитию рынка социокультурных услуг, внедрять инновации и маркетинг, разрабатывать новую продукцию, создавать иконографические материалы о народных традициях на основе информации, собранной во время проекта5.

По мнению автора, данный проект способствует формированию общенациональной картины мира, стимулирует распространение имеющегося в регионе потенциала обновления. Поддержка региональной культурной среды - главная стратегия в развитии городов, районов, области. В рамках многостороннего сотрудничества в сфере культуры осуществляются проекты в области образования, науки, практические мероприятия по сохранению традиционной культуры коренных народов Европейского Севера.

В ноябре 2010 года в г. Архангельске на базе Государственного академического Северного русского народного хора состоялся Первый всероссийский фестиваль памяти Н.К. Мешко при поддержке Министерства культуры РФ и правительства Архангельской области. В рамках фестиваля была проведена конференция «Сохранение и развитие культурного наследия Русского Севера. Творческое наследие Н.К. Мешко». Участниками конференции были ученые и практики в области культуры: генеральный директор - художественный руководитель ГНТУ «Кубанский казачий хор», народный артист России и Украины, композитор, профессор

В.Г Захарченко; заслуженный деятель искусства РФ, профессор А.К. Носков; заслуженная артистка РФ, художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора, профессор С.К. Игнатьева; профессор Н.В. Дранникова, профессор М.В. Медведева; писатель, лауреат международной премии имени М.К. Шолохова А.В. Ларионов и др.

В рамках конференции были обсуждены вопросы сохранения нематериального наследия, формы и методы работы по его популяризации, взаимодействия массовой и традиционной культуры, различные модели государственного и частного партнерства, культурного проектирования; состоялся обмен опытом в области администрирования хоровых коллективов, изучения и применения в практике исконных форм и традиций народной художественной культуры, формирования репертуара, построения бренда учреждения культуры6.

В концепции программы развития Государственного академического Северного русского народного хора на 2011-2015 годы определяется участие хора в международных проектах, в т. ч. и в проектах Баренцева региона по репрезентации культуры Русского Севера в мировом культурном пространстве, а также активное участие в развитии многосторонних отношений между регионами России и Зарубежья.

Научно-образовательный центр «Институт Арктики» под руководством доктора исторических наук, профессора Ю.Ф. Лукина в рамках Ломоносовских чтений в ноябре 2010 года провел межрегиональную научно-практическую конференцию «Эффективность использования социокультурного потенциала Каргополья в условиях антикризисного управления». Был сделан анализ социокультурной ситуации Каргополья, рассмотрен ряд актуальных проблем социально-экономического развития и систем государственного управления в современном контексте. Участники конференции обсудили социальные проекты по традиционной народной культуре, каргополь-ский музей в культурном пространстве региона, участие творческих коллективов района в рамках проектов Баренцева региона. Кандидат экономи-

ческих наук, доцент А.Ю. Цветков представил на обсуждение исследование по теме «Управление развитием особо охраняемых территорий и туризма в Архангельской области»7.

Материалы конференции были опубликованы в сборнике «Управление социокультурным потенциалом Каргополья» (Архангельск, 2011).

В 2012 году продолжена работа по Карго-польскому району. В рамках концепции развития Архангельской области определен социальный проект «Формирование рекреационной территории Каргополья». В апреле 2012 года планируется провести научно-практическую конференцию по обсуждению концепции развития Каргополья на 2012-2015 годы.

Содержательной основой будут несколько подпроектов с учетом историко-культурного потенциала территории, а также наличие сырьевых ресурсов, технологий производства, кадрового потенциала. Главная цель социального проекта - развитие малого, среднего бизнеса, аккумуляция резервов района.

Институт управления и регионоведения САФУ имени М.В. Ломоносова готов участвовать в социальном проекте, а именно:

- сформулировать научное обоснование;

- провести научно-практическую конференцию «Формирование рекреационной территории Каргополья» с участием философов, историков, социологов, религиоведов, экономистов, юристов, менеджеров гостиничного сервиса и туризма, культурологов, журналистов;

- издать сборник научных докладов конференции, рекомендаций по реализации предложенной концепции развития Каргополья;

- на основе утвержденной концепции развития Каргополья подготовить пакет документов по экономическому обоснованию бизнес-проектов.

Основные направления социального проекта:

- г. Каргополь - центр народной русской традиционной культуры Севера России;

- с. Ошевенск - духовный центр православия и христианства;

- с. Нокольский Посад - рекреационная территория ветеранов Центра судостроения России (г. Северодвинск);

- села Печниково, Лядины - мастерские по традиционным ремеслам северян; Центр детского народного творчества Баренцева региона.

Социальный проект подразумевает активное использование СМИ в формировании рекреационной территории Каргополья, а также привлечение современных технологий в системе гостиничного комплекса и туризма.

В сентябре будущего года исполняется 20 лет со дня встречи министров культуры Баренцева

региона в г. Киркенесе. Несмотря на трудности и ограничения, произошло то, что сложно было прогнозировать - за короткий срок по историческим меркам времени культурные связи расширились, приобрели конкретику по содержательному наполнению, и в орбиту сотрудничества вошли отдаленные районы, малые города, сельские поселения. У деятелей культуры и искусства открылись новые возможности для реализации творческих идей, социальных проектов.

Примечания

1 Социально-экономическая целевая программа Архангельской области «Культура Русского Севера (2006-2009 годы)». Архангельск, 2005.

2 Проект Декларации. Киркенес, 1 сентября 1993.

3 Отчет о культурном сотрудничестве в Баренцевом регионе. Архангельск, 1993.

4 Войнов И.В. Северная идентичность как фактор развития региона // Экология культуры: сб. информ. и ана-лит. материалов. Архангельск, 2008. С. 18.

5 Проект для мастеров Баренц-региона. «Сеть народных традиций северного измерения». URL: www. folktradition.net.

6 Сохранение и развитие культурного наследия Русского Севера. Творческое наследие Н.К. Мешко. Архангельск, 2010. С. 47.

7 Управление социокультурным потенциалом Каргополья. Архангельск, 2011.

8 Белогубова М.Н. Региональная безопасность Европейского Севера. Архангельск, 2000.

9 Баренцева программа 1994-1995 гг. Сотрудничество в Евро-Арктическом Баренцевом регионе. Архангельск, 1994.

10 Основы законодательства Российской Федерации о культуре: федер. закон Рос. Федерации от 9 окт. 1992 г. № 3612-1 с изм., внес. федер. законом № 150 ФЗ от 27 дек.

11 Смирнов А.И. Баренцев Евро-Арктический регион: Российско-норвежские отношения. М., 2002.

12 Его же. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М., 2005.

13 Положение о комитете по культуре Архангельской области // Экология культуры. 2007. № 1.

14 Русская культура на пороге третьего тысячелетия: христианство и культура. Вологда, 2001.

Okunev Yuri Pavlovich

Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov, Institute of Management and Regional Studies

SOCIOCULTURAL POTENTIAL OF THE ARKHANGELSK REGION IN COOPERATION PROJECTS OF THE ARENTS REGION COUNTRIES

The article is devoted to the issues of cultural cooperation of Russia in the Barents region within the mandate of the Barents Council and the Barents Regional Council under conditions of new sociocultural development strategies. The author suggests extending this cooperation taking into account specific features of different regions, existing cultural aims ana tasks as well as specific features of cultural activities in each of the regions.

Key words: sociocultural space, cultural cooperation, sociocultural technology, sociocultural policy, national cultural identity, humanization of the individual.

Контактная информация: e-mail: 75pavel@atknet.ru

Рецензент - Сметанин А.В., доктор экономических наук, профессор филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Архангельске

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.