Научная статья на тему 'К вопросу об эстетической культуре и эстетическом воспитании школьников'

К вопросу об эстетической культуре и эстетическом воспитании школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3969
465
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЭМОЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ESTHETIC CULTURE / ESTHETIC EDUCATION / DEVELOPMENT OF ESTHETIC ATTITUDE / ESTHETIC EMOTION / ARTISTIC CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гинтер Светлана Михайловна

Статья посвящена анализу сущности эстетической культуры и ее содержательного аспекта. Выявлено, что в структуру эстетической культуры входит эстетическое воспитание, один из ее универсальных аспектов. Основная функция эстетического воспитания формирование эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение имеет эмоциональную природу, являясь продуктом исторического развития общества в сфере материальной и духовной деятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT ESTHETIC CULTURE AND ESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the analysis of the essence of esthetic culture and its informative aspect. It was revealed that the structure of esthetic culture includes esthetic education which is one of its general aspects. The primary function of esthetic education is development of esthetic attitude to reality. Esthetic attitude has an emotional nature being the result of historic development of society in the material and spiritual spheres of human activity.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эстетической культуре и эстетическом воспитании школьников»

К ВОПРОСУ ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Эстетическая культура, эстетическое воспитание, формирование эстетического

отношения, эстетическая эмоция, художественное творчество.

Запас прочности живущих поколений при осуществлении реформ в переходную эпоху во многом определяется их культурой, эмоционально-эстетическим потенциалом, творческой деятельностью. Такой период переживает ныне наша страна. Данное обстоятельство актуализирует проблему формирования эстетической культуры личности, создания для этого благоприятных условий [Льянова, 2011]. К сожалению сегодня, в нашем обществе образовался разрыв между социальной значимостью общей, эстетической культуры и реальным состоянием, происходит подмена традиционных культурных, эстетических культурных ценностей и нравственных норм ценностями, основанными на рационально-логическом способе познания и освоения мира. Образовался дефицит эмоционально-ценностного отношения к миру, что приводит к грубости, цинизму и примитивности жизненных ориентаций.

Культур о логический подход в воспитании подрастающего поколения отразился в теориях отечественных и зарубежных мыслителей философов, психологов, педагогов: Аристотеля, А.В. Бакушинского, Л.С. Выготского, П.Ф. Каптерева, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.П. Острогорского, И. Песталоцци, В.Я. Стоюнина, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, С.Т. Шацкого, а также получил свое дальнейшее развитие в исследованиях А.И. Бурова, Ю.Б. Борева, Ю.К. Бабанского,

А.П. Балицкой, А.Я. Зись, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, Б.Т. Лихачева, Л.М. Мосоловой, В.А. Сухомлинского, Н.Е. Щурковой, А.И. Шендрик и др.

Термин «культура» — обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития в обществе. В Большой советской энциклопедии культура определяется как исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [БСЭ, 1969]. Культура — это способ и результат человеческой деятельности, направленный на стабилизацию и развитие общества [Мировая художественная культура, 2002, с. 269]. Природа культуры сложна, многогранна, универсальна. В нее входит и эстетическая культура.

«Эстетическая культура» — важнейшая составляющая духовного облика личности, включающая в себя чувственные и интеллектуальные способности человека, способность и умение прочувствовать свою связанность с миром, пережить и ценностно выразить полноту и многообразие этих отношений по законам красоты. От ее наличия и степени развития зависят интеллигентность, эмоционально-эстетическая, творческая направленность устремлений и деятельности, отношение к миру и людям. Культура эстетическая — специализированная часть культуры общества, характеризующая состояние общества с точки зрения его способности обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений. Основными элементами эстетической культуры являются эстетические отношения и соответствующая им система эстетических ценностей. В структуру эстетической культуры входят: эстетическое сознание людей; эстетическое в содержании различных видов интеллек-туально-практической деятельности; эстетические области деятельности; эстетическое воспитание как система целенаправленного усвоения эстетического опыта

предшествующих поколений, эстетические отношения [Краткий словарь по эстетике, 1983, с. 210]. Об уровне сформированности эстетической культуры человека мы можем судить с точки зрения взаимодействия эстетического сознания и эстетической деятельности. Эстетическая деятельность, в свою очередь, это духовное освоение человеком действительности, направленное на создание эстетически значимых ценностей.

В педагогике основным элементом эстетической культуры является человек, носитель культуры. Основу культуры личности составляет ее отношение к общечеловеческим ценностям: к природе, к жизни к обществу, к труду. А формирование эстетической культуры является результатом целенаправленного воздействия эстетического воспитания на человека. В процессе эстетического воспитания происходит утверждение ценностей «легитимной», «доминантной», «высокой» эстетической культуры как одной из составляющих базовой культуры младших школьников. Одной из особенностей этического воспитания является его универсалистский характер, основанный на вере в вечные культурные и эстетические ценности, которые должны составлять некий минимальный эстетический потенциал человека вне зависимости от его социального происхождения, положения, образа жизни [Современные концепции..., 1998, с. 1].

Мы поставили перед собой цель: провести анализ сущности эстетического воспитания, одного из универсальных аспектов культуры личности, его функций и определить пути решения существующей проблемы — формирования эстетической культуры школьников.

В истории развития русской педагогической мысли всегда большое внимание уделялось необходимости эстетического воспитания подрастающего поколения. Крупнейшие представители в этом направлении: B.C. Выготский, П.Ф. Каптерев, М.С. Каган, К.Д. Ушинский и др. Среди современных исследователей, внесших вклад в развитие теории и практики эстетического воспитания, можно назвать таких авторов, как: В. Алексеева, Ю.К. Бабанский, Ю.Б. Борев, Н.И. Киященко,

B.C. Кузин, Н.А. Лайзеров, Б.Н. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Л.П. Печко, Н.Н. Ростовцев, Л.С. Сысоева, К.Б. Соколов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпи-калова и др. Ученые обосновывают требование создания условий для эстетического самовыражения каждого ребенка путем приобщения его к художественному творчеству. Классики и современники едины в том, что среди средств эстетического воспитания главное место принадлежит искусству, реализуемому в процессе художественно-творческой деятельности, как наиболее универсальному, концентрирующему в образно-эмоциональной форме интерпретацию всех эстетических сторон действительности. Наиболее действенным источником и средством эстетического воспитания учащихся они считают классическое образование, придерживаясь точки зрения необходимости эстетизации всего педагогического процесса.

Исследователи отводят эстетическому воспитанию большую роль в формировании всех сторон личности ребенка. Эстетическое воспитание служит важным средством эстетико-художественного познания, развития интеллекта человека [Лихачев, 2010]. В широком смысле понятие «эстетическое воспитание» толкуется как целенаправленное формирование в человеке его «эстетического отношения к действительности» [БСЭ, 1969]. А период младшего школьного возраста является решающим в формировании нравственно-эстетического отношения к жизни [Лья-нова, 2011]. В этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, постепенно трансформирующихся в свойства личности, сохраняющихся в более или мене неизменном виде на всю жизнь. Е.М. Торшилова, считает формирование эстетического отношения к искусству и действительности спе-

цифической задачей эстетического воспитания, решение которой способствует формированию всесторонне развитой личности. Б.Т. Лихачев рассматривает формирование эстетического отношения детей к действительности и искусству как основную функцию эстетического воспитания [Лихачев, 2010]. Показателем же эстетической воспитанности является наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятий искусством. В результате эстетическое воспитание постепенно формирует эстетическое отношение к действительности. Сформированная способность ребенка воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве — сущностное свойство эстетического отношения как эмоционально-оценочного отношения к окружающей среде и к реакции на данную среду [Киященко, 2004].

Для достижения цели эстетического воспитания — формирования эстетического отношения у подрастающего поколения — исследователями вычленяются три ведущие задачи. Первая — создание запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Вторая — формирование на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких со-циально-психологических качеств личности, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Третья — воспитание, развитие качеств, потребностей и способностей, которые превратят индивида в активного творца эстетических ценностей, позволят наслаждаться красотой мира и преобразовывать его по законам красоты.

В реализации задач эстетического воспитания большая роль всегда уделялась внеклассной и внешкольной работе. Особенно эффективной она становится, когда вписывается в целостный учебно-воспитательный процесс и включает в себя три взаимосвязанных звена: эстетическое просвещение; развитие эстетических чувств; обогащение опыта художественной деятельности. К сожалению, сегодня в реальном учебно-воспитательном процессе школы невероятно мало времени уделяется художественно-эстетическому воспитанию младших школьников, это, как правило, один час в неделю (ИЗО). В такой ситуации, на наш взгляд, только во второй половине дня у детей есть реальная возможность заниматься художественно-твор-ческой деятельностью без ущерба для других школьных предметов. Организация в это время работы детской художественной студии, включение ее в учебно-воспитательный процесс школы позволяют увеличить количество часов эстетического воспитания, работать с ребенком индивидуально, а использовать для этого можно такую дисциплину, как декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство может быть средством формирования эстетического отношения к действительности, так как является по своей природе интегрированным. Из всех видов искусств оно наиболее универсально, поскольку объединяет в себе познавательную деятельность, снабжая детей информацией из разных областей знания, навыки предметно-практической деятельности многих видов декоративного творчества; включает в себя методы, приемы, средства, технологии художественной грамоты и материалов; формирует опыт творческой деятельности, эмоционально-эстетического развития личности [Гинтер, 2011, с. 15—19]. Ш.А. Атаджанова, Л.А. Буровкина, Н.А. Горяева, Б.М. Неменский, М.А. Петрова,

Н.М. Сокольникова, Л.А. Сухоленцева, Т.Я. Шпикаловаи др. уверены — в эстетическом воспитании ребенка важно обращение к комплексу различных видов творчества, заключенных в декоративно-прикладном искусстве. Педагогическая ценность познания декоративно-прикладного искусства объясняется тем, что его произведения позволяют воспитывать в школьниках культуру восприятия материаль-

ного мира и помогают глубже познать художественно-выразительные средства других видов искусства. Но как самостоятельная дисциплина в эстетическом воспитании младших школьников общеобразовательной школы декоративно-прик-ладное искусство практически не используется. Будучи средством эстетического воспитания, оно способствует приобщению учащихся к искусству как части духовной культуры и формированию гармоничной всесторонне развитой личности, но задача использования декоративно-прикладного искусства в качестве средства формирования эстетического отношения к действительности у младших школьников исследователями не ставилась. Преподавание декоративно-прикладного искусства во второй половине дня и увеличение, таким образом, объема часов для эстетического воспитания младших школьников не предусматривалось.

Когда эстетические впечатления становятся стойкой потребностью ученика, отвечают его запросам, возникающим при размышлениях о жизни, о себе, о будущем, то можно говорить, что эстетическое начало, сфера искусства, заняли во внутреннем мире ребенка существенное место и пронизывают все стороны отношений. С педагогической точки зрения «отношения» в процессе деятельности осознаются человеком и во многом определяют сущность протекания самой деятельности, глубину и осознанность ее процессов. «Отношения» развиваются, обогащаются, становятся устойчивым свойством характера личности в процессе целенаправленного воздействия на нее: «воспитание человека есть, прежде всего, воспитание его отношений» [Рубинштейн, 2002].

Эстетическое отношение к действительности с точки зрения философии складывалось в процессе общественно-исторической практики как результат освоения мира, выражает природу человека, условия его жизни, социальную природу [Эстетическое воспитание..., 1986]. Эстетические отношения не даны человеку от природы, а являются продуктом исторического развития. Воплощается эстетическое отношение в материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием им прекрасного в действительности, наслаждением им (прекрасным), эстетическим творчеством человека (эстетической деятельностью). Эстетическое отношение отражает объективно существующую реальность, систему эстетических взаимоотношений и единство субъекта и объекта, человека как субъекта с окружающим его миром, объектом, результатом чего является духовное наслаждение.

В раскрытии сущности эстетического отношения, утверждает В.И. Мазепа, важно рассматривать феномен эстетического как чувственного отношения человека к действительности, закономерности человеческой чувствительности являются предметом эстетики как науки об эстетическом. В психологической литературе в природе отношения особо подчеркиваются категории «эмоции», «чувства». Они возникают в процессе воздействия объекта на субъект и зависят от особенностей предметов, индивидуального опыта личности. Эмоции и чувства — это выраженное и переживаемое человеком отношение к действительности. Эмоции младших школьников выражаются во внешних проявлениях, в содержании суждений: радость от успешности своих действий, интерес и удовольствие, чуткость к внешнему облику предметов, оптимизм в работе, эмоциональная оценка воспринимаемого [Торшилова, Морозова, 2001], любознательность. Они дают действиям ребенка необходимую энергию. Особая роль здесь принадлежит эстетической эмоции, активизирующей и мобилизующей человека, вызывающей состояние радости, восторга, восхищения, умиротворенности, гнева, сострадания, участия и т. д.

В педагогическом процессе школы сегодня преобладает рационально-логичес-кий способ познания. Эмоционально-образные средства познания, которые возможно развивать с помощью художественного творчества, представлены недоста-

точно. Постоянное обращение к разуму и невнимание к эмоционально-образной сфере притупляют чувственное восприятие детей. Воспитание с опорой не только на разум, формирование чувственного восприятия ребенка на приоритете творческих и эмоционально-ценностных начал способно привести к повышению уровня эстетической культуры личности и общества в целом. Включаясь в процесс познания с помощью эмоционально-нравственных чувств, ребенок глубже понимает и осваивает закономерности развития, формируется интерес к миру других людей, стимулируя его к поиску жизненно важных вопросов в эстетической сфере и в других науках [Сухомлинский, 2007]. Эстетическое чувство — это стимулятор творческих способностей человека, его гармонического развития, побудительный мотив к эстетическому творчеству. Эстетическая эмоция, являясь продуктом рациональноэмоциональной гармонии при восприятии искусства и продуктом интуитивного отражения при восприятии окружающего мира, занимает особое место в формировании эстетического отношения [Торшилова, Морозова, 2001, с. 18, 46]. Поэтому перед учителем стоит задача: вызвать у ребят эмоциональные реакции, восторг, удивление, восхищение, гнев, возмущение и другие чувства. По реакциям учащихся педагог может оценить результаты своей воспитательной работы.

С учетом проведенного анализа можно констатировать: эстетическое воспитание — один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий ее рост в соответствии с социальным и психофизиологическим становлением человека под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. Эстетическое отношение к действительности — одна из основных функций эстетического воспитания, продукт исторического развития общества в сфере материальной и духовной деятельности человека — отражает единство взаимоотношений человека как субъекта и окружающей действительности как объекта — это сложная система отношений к миру, природе, культуре, имеет эмоционально-чувственную природу, проявляется в эмоционально-оценочных действиях. Взаимодействуя с окружающей средой с помощью художественного творчества, человек создает «вторую природу» - культу!)у, как материальную, так и духовную.

Библиографический список

1. Большая советская энциклопедия. М., 1969. (БСЭ).

2. Гинтер С.М. О формировании эстетического отношения к действительности средствами декоративно-прикладного искусства // Вестник КГТ1У им. В.П. Астафьева. 2011. № 3 (17). Т. 2: Гуманитерные и естественные науки. 252 с.

3. Киященко Н.И. Эстетика жизни: кн. для учителя. М. 2004. 172 с.

4. Краткий словарь по эстетике / под ред. М.Ф. Овсянникова. М.: Просвещение,

1983. 223 с.

5. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М., 2010. 648 с.

6. Льянова Х.Б. Формирование эстетической культуры младших школьников // Актуаль-

ные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 7. С. 165—168.

7. Мировая художественная культура: словарь-справочник. Смоленск: Русич, 2002. 132 с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

9. Современные концепции эстетического воспитания / отв. ред. д-р филос. наук Н.И. Киященко. М., 1998. 313 с.

10. Сухомлинский В.А. Школа и природа // Педагогика. 2007. № 8. С. 28-38.

11. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 7 лет. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 141 с.

12. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики / под ред. М.Д. Та-боридзе. М.: Просвещение, 1986. С. 56-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.