Научная статья на тему 'К вопросу об актуальных речевых ситуациях в социально-бытовой сфере общения на начальном этапе обучения'

К вопросу об актуальных речевых ситуациях в социально-бытовой сфере общения на начальном этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
483
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СФЕРА ОБЩЕНИЯ / РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ / СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SCOPE OF COMMUNICATION / SPEECH SITUATION / COMMUNICATIVE SITUATION / DIALOGIC SPEECH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Доценко Мария Юрьевна, Ильина Наталия Олеговна

Статья посвящена проблеме развития коммуникативной компетенции иностранных студентов. В работе представлен специальный учебный материал, позволяющий иностранным студентам удовлетворить коммуникативные потребности в одной из актуальных среди молодежи ситуации общения «В спортивном клубе». Основной целью разработанного учебного материала является снятие языкового барьера и определение возможного речевого поведения в реальных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Доценко Мария Юрьевна, Ильина Наталия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual Speech Situations in Social Communication on Basic Stage of Russian as a Foreign Language Studying

The article is devoted of communicative competence of foreign students. The work presents a special training material, allowing foreign students to meet the communication needs when dealing in situation «In the sport club». The aim of the training material is to remove the language barrier and to determine the possible verbal behavior in real situations.

Текст научной работы на тему «К вопросу об актуальных речевых ситуациях в социально-бытовой сфере общения на начальном этапе обучения»

[М. Ю. Доценко, Н. О. Ильина]

М. Ю. Доценко, Н. О. Ильина

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЯХ В СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

MARIA YU. DOTSENKO, NATALIYA O. ILYINA ACTUAL SPEECH SITUATIONS IN SOCIAL COMMUNICATION ON BASIC STAGE

OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE STUDYING

Мария Юрьевна Доценко

Кандидат филологических наук, доцент Института международных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого ► aisum@mail.ru

Наталия Олеговна Ильина

Кандидат филологических наук, доцент Института международных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого ► nataliailina.list@rambler.ru

Статья посвящена проблеме развития коммуникативной компетенции иностранных студентов. В работе представлен специальный учебный материал, позволяющий иностранным студентам удовлетворить коммуникативные потребности в одной из актуальных среди молодежи ситуации общения «В спортивном клубе». Основной целью разработанного учебного материала является снятие языкового барьера и определение возможного речевого поведения в реальных ситуациях.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, сфера общения, речевая ситуация, ситуация общения, диалогическая речь.

The article is devoted of communicative competence of foreign students. The work presents a special training material, allowing foreign students to meet the communication needs when dealing in situation «In the sport club». The aim of the training material is to remove the language barrier and to determine the possible verbal behavior in real situations.

Keywords: communicative competence, scope of communication, speech situation, communicative situation, dialogic speech.

Ежегодно в российские вузы приезжают тысячи иностранных студентов, чтобы получить высшее образование, либо изучать русский язык. Студенты приезжают с различным предшествующим опытом изучения иностранных языков, разным объёмом знаний.

Несмотря на все различия, существует общая для всех проблема адаптации учащихся в новой социальной и лингвистической среде, погружаясь в которую, студенты испытывают трудности в коммуникации из-за недостаточной языковой компетенции, а также из-за незнания российских традиций и современных реалий.

Очевидно, что основная цель обучения иностранных учащихся в практике преподавания РКИ — это обучение речи, общению. А. В. Величко отмечает: «Современная лингвистика развивается под знаком антропоцентризма и связанного с ним изучения языка как средства общения. Это побуждает вернуться к <...> проблеме, направленной на обучение иностранных учащихся общению, на развитие их коммуникативной компетенции. <...> Основные жанры, с которыми связано обучение иностранных учащихся, — диалог, полилог, разговор, беседа. Диалог — ведущая форма общения, обучать диалогу начинают уже на начальном этапе» [2].

[мир русского слова № 1 / 2015]

73

[методика преподавания русского языка]

I

Обучение диалогической речи на каждом этапе проходит в рамках определенных ситуаций общения, соответствующих различным уровням владения языком. Традиционно в методике преподавания русского языка как иностранного выделяют значимые для студентов сферы общения: учебно-профессиональную, социально бытовую, общественно-политическую. Как правило, учебно-профессиональная сфера общения интенсивно используется на занятиях в аудитории или при контактах студентов с различными службами внутри университета.

Вместе с тем, находясь в России длительный период времени, студенты вынуждены активно участвовать и в других сферах жизни и, соответственно, сферах общения, например в социально-бытовой. Формирование речевых навыков и умений в данной сфере имеет огромное значение, так как, с одной стороны, позволяет студенту участвовать в речевом общении на русском языке (например, с одногруппниками, приехавшими из других стран), с другой стороны, обеспечивает получение ожидаемого результата данной речевой ситуации (например, получить лечение у врача, купить нужный продукт, взять необходимую книгу, узнать дорогу и т. д.).

На начальном этапе изучения русского языка обычно рассматривается определённый набор речевых ситуаций, например: «В магазине», «В банке», «В ресторане», «В библиотеке», «На улице», «У врача» и др. Учебный материал для данных ситуаций достаточно хорошо разработан.

Однако некоторые не менее важные для повседневной жизни иностранных студентов речевые ситуации остались за рамками учебной программы. Мы предлагаем обратить внимание на ситуации общения, актуальные для студентов в соответствии с современными реалиями жизни в мегаполисе, а кроме того, вызывающими определённые коммуникативные трудности на начальном этапе обучения. Нами был разработан специальный учебный материал, позволяющий иностранным студентам удовлетворить коммуникативные потребности в одной из востребованной среди молодежи ситуации «В спортивном клубе». Такого рода учебно-речевые ситуации моделиру-

ют реальное общение и «ставят учащегося в условия, однотипные с естественными, и в то же время не повторяют их, а видоизменяют, трансформируют» [1]. «Учебная ситуация при правильном моделировании сохраняет существенные черты естественной ситуации, такие, как интенцию к высказыванию и внеречевую направленность высказывания... Повышение эффективности обучения устно-речевому общению осуществляется с помощью предлагаемых учащимся ролей. Это может быть „Я-роль“, то есть выступление от своего имени или принятая на себя воображаемая роль» [3].

В связи с вышесказанным, целесообразно было представить рассматриваемую ситуацию через предлагаемых героев, вовлекая, таким образом, студентов в моделирование речевого поведения в определенных социально-бытовых сферах общения.

На подготовительном этапе представления речевой ситуации предлагается введение новой лексики. Презентация новых лексических единиц сопровождается визуальными иллюстрациями, которые облегчают семантизацию. Далее вводятся грамматические конструкции, предлагаются подготовительные и тренировочные упражнения, обуславливающие усвоение новых речевых единиц. Затем представляется основной диалог, либо следуют имитативные и трансформационные упражнения с использованием изученной лексики и речевых образцов. Все эти аспекты учебного комплекса разрабатываются в нашем пособии. За ними следует переход к непосредственному моделированию учебной ситуации, представляемой на основании записей речевых эпизодов при соответствующих событиях.

Приводим только эту часть разработки урока.

Задание 1. Прочитайте диалог. Ответьте на вопрос: какой абонемент купили студенты?

Запись в фитнес центр

Том: — Здравствуйте! Мы с другом хотим заниматься спортом, расскажите нам, пожалуйста, о вашем клубе.

Администратор: — Здравствуйте! Наш клуб очень большой. У нас есть залы для занятий фитнесом, тренажерный зал, а также бассейн (25 метров), русская баня, финская сауна, солярий.

74

[мир русского слова № 1 / 2015]

[М. Ю. Доценко, Н. О. Ильина]

Джон: — А каким фитнесом можно у вас заниматься?

Администратор: — Степом, аэробикой, пилатесом, йогой и так далее.

Том: — О! Это все для девочек! Они будут рады! Скажите, пожалуйста, а силовые классы у вас есть? Я хочу накачать мышцы.

Администратор: — Да, конечно, у нас есть прекрасный современный тренажерный зал.

Том: — Скажите, а занятия индивидуальные или групповые?

Администратор: — В нашем клубе есть индивидуальные занятия, с личным тренером, и есть общие, групповые. Также вы можете тренироваться самостоятельно. Хотите купить абонемент?

Джон: — Сколько стоит посещение вашего клуба в месяц?

Администратор: — Одноразовое посещение стоит 800 рублей.

Том: — Это очень дорого!

Администратор: — Да, но вы можете купить абонемент на месяц, он стоит 3,5 тысячи рублей. Вы можете посещать клуб каждый день, в любое время! Также вы можете купить абонемент на год, он стоит 15 тысяч рублей. Это очень выгодно!

Том: — Да, годовой абонемент самый выгодный! Но мы хотим пока купить абонемент на месяц.

Администратор: — Очень хорошо! Вы можете записаться на одно бесплатное занятие с личным тренером. Он вам покажет наш клуб, ответит на все вопросы и проведет тренировку.

Джон: — Можно сегодня провести индивидуальное занятие?

Администратор: — Да, конечно! В 11-30 вам удобно?

Джон: — Да!

Администратор: — Приходите в 11-20, возьмите с собой спортивную форму и все для бассейна: плавки, резиновую шапочку, очки, шлепки, полотенце. Тренер будет ждать вас внизу, около лестницы.

Том, Джон: — Спасибо, до свидания!

Администратор: — До свидания!

Задание 2. Восстановите диалог.

Анна: — Здравствуйте! Я хочу записаться_____.

Администратор: — Здравствуйте! Каким фитнесом вы хотите____________?

Анна: — Я хочу_______________йогой.

Администратор: — Отлично! В нашем клубе вы также можете заниматься_____________.

Анна: — Скажите, а бассейн________?

Администратор: — К сожалению, в нашем клубе нет бассейна, но есть зал для_________.

Анна: — О! Очень хорошо, я хочу заниматься йогой и____________.

Администратор: — Абонемент на_____стоит_____.

Анна: — Это недорого! Я могу__каждый день?

Администратор: — Да, каждый день.

Анна: — Хорошо, я покупаю абонемент на__.

Администратор: — Занятия начинаются завтра. Возьмите с собой спортивную форму:__________.

Анна: — Спасибо! До завтра!

Администратор: — До свидания!

Задание 3. Составьте диалоги, используя лексику урока.

1. Вы хотите записаться в спортивный клуб.

2. Вы хотите купить абонемент в бассейн.

3. Вы хотите заниматься с тренером.

Аналогичным образом восстанавливается диалог, который может состояться при первом посещении спортивного клуба.

Задание 4. Восстановите диалог.

Лиза: — Здравствуйте! Вы________?

Тренер: — Да.

Лиза: — Помогите мне, пожалуйста, я сегодня в_______в вашем клубе.

Тренер: — Да, конечно!

Лиза: — Где_________раздевалка?

Тренер: — Женская раздевалка находится_______,

около кабинета врача.

Лиза: — Скажите, пожалуйста, а что находится_?

Тренер: — _________________ находятся залы для

различных занятий спортом, а также тренажеры.

Лиза: — А где находится___________?

Тренер: —___________находится на первом этаже.

Лиза: — Скажите, занятия только групповые или можно заниматься______________?

Тренер: — Есть занятия групповые и________.

Лиза: — Спасибо большое за помощь!

Тренер: — Не за что! До свидания!

Итак, теперь Вы можете узнать:

- как записаться в фитнес клуб;

- какими видами фитнеса можно заниматься в спортивном клубе;

- стоимость занятий;

- расписание занятий;

- расположение залов в клубе.

Как следует из представленного материала, основной целью разработанного учебного пособия является снятие языкового барьера и определение возможного речевого поведения в реальных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайсбурд М. Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. Обнинск, 2001.

2. Величко А. В. Развитие коммуникативной компетенции учащихся // Русский язык за рубежом. 2014. № 3. С. 28.

3. Масалкова Э. В. Учебно-ситуативные роли в обучении устно-речевому иноязычному общению // Теория и практика современной науки. М., 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[мир русского слова № 1 / 2015]

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.