Научная статья на тему 'К вопросу об актуальности профессионального самосознания как продукта активного участия субъекта в профессиональной деятельности'

К вопросу об актуальности профессионального самосознания как продукта активного участия субъекта в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойченко Ольга Владимировна, Нестеренко Ольга Владимировна

Статья посвящена проблемам современного психолого-педагогического образования. На сегодняшний день обучение психолога-педагога в высшей школе преимущественно рассматривается на функциональном уровне: нормативно-правовые основы деятельности, организация труда, содержание и формы работы, основные направления деятельности, методика работы с различными возрастными группами и т.д. Актуальным для авторов данной работы видится вопрос об изучении динамики профессиональных и личностных качеств студентов психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об актуальности профессионального самосознания как продукта активного участия субъекта в профессиональной деятельности»

Раздел II. Психология

О.В. Бойченко, О.В. Нестеренко

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КАК ПРОДУКТА АКТИВНОГО УЧАСТИЯ СУБЪЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие практической психологии в системе образования, психологическое обеспечение учебно-воспитательной работы связаны с необходимостью качественной подготовки будущих специалистов. С созданием психологических служб в общеобразовательных учреждениях ставится вопрос о качестве оказания психологических услуг участникам образовательного процесса и, соответственно, вместе с этим существует потребность в высококвалифицированной подготовке психологов, ориентированных в практической деятельности на развитие и совершенствование своего профессионального мира.

Проблема человеческого «Я», как индивидуально-личностного, так и профессионально обусловленного, подразумевает ответ на два фундаментально разных вопроса: «Что такое самость?», «Кто Я?»

Современная наука, ориентированная на получение объективного знания, содержательно отвечает только на первый вопрос, предоставляя второй индивидуальному усмотрению.

Наиболее актуальной эта проблема видится в свете рассмотрения Проекта образовательного стандарта второго поколения, ориентированного, прежде всего, на систему духовно-нравственного образования, воспитания и становления личности ребенка.

Социальный заказ государства нынешней России провозглашает интеграцию потребностей личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей, важнейшая из которых свобода и ответственность. Это означает осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, умение сделать осознанный и ответственный личностный выбор.

Государственное требование формулируется как развитие человеческого капитала - подготовка поколения нравственного и духовно зрелого. Важнейшее значение в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования приобретают социальные эффекты, производимые образованием - эффекты консолидации общества и формирование гражданской идентичности (национальной, общероссийской, общечеловеческой), снижение рисков социально-психологической напряженности между различными этническими и религиозными группами населения.

Федеральный государственный стандарт второго поколения строится на деятельностном подходе. Это значит, что процесс обучения понимается не столько как усвоение знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Таким образом, до уровня государственной политики в области образования провозглашается способность интеграции личности в национальную и мировую культуру.

Прослеживается четкое соответствие между потребностью современного российского общества в гражданах с развитым общественным нравственным самосознанием, субъективацией, самореализацией, индивидуализацией и научными изысканиями в области психологии с целью разрешения глубинных вопросов относительно концепции личности человека. Основное общее образование должно обеспечить личностное самоопределение становящегося индивида, в том числе - формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, умение ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей.

В настоящее время можно выделить следующие стратегические цели системы образования: обеспечение консолидации нации; обеспечение конкурентоспособности нации (личности, общества и государства); обеспечение безопасности нации (личности, общества и государства).

Главная же задача, обеспечивающая консолидацию нации, - формирование национальной системы позитивных ценностей и идеалов взаимоуважения, творчества и солидарности, путем формирования в массовом сознании ценностей гражданского общества и гражданской идентичности личности. Осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитие правосознания, умения отстаивать личностный выбор - таким видится разработчикам данного проекта выпускник обновленного общеобразовательного учреждения. Можно с уверенностью утверждать, что заявленные критерии того, что еще недавно именовалось как «зрелость», есть ни что иное как развитая, самоактуализирующаяся, говоря словами гуманистов - психологов К. Роджерса и А. Маслоу, личность.

Сегодня вполне очевидно, что школа должна обеспечивать не столько общекультурное, социальное и личностное развитие в процессе освоения ребенком знаний, умений, компетенций, навыков, сколько личностное развитие в рамках учебного процесса. Универсальные учебные действия нового стандарта будут способствовать не накоплению знаний, умений, компетенций, а развитию личности - ее когнитивной и эмоциональной сферы, нравственности.

Иными словами, универсальные учебные действия, разрабатываемые в рамках новых стандартов, и составляют конкретные обобщенные действия, которые лежат в основе генеральных способностей человека. Например, действие с саморегуляцией познавательной и творческой активности (анализ ситуации, целеполагание, планирование средств достижения цели, контроль, коррекция, оценка достижения результатов), результат образования, который раньше достигался не вербализуясь, а порой не осознанно, теперь предполагается отрефлексировать и поставить в основу образовательного процесса.

Таким образом, своеобразие психо лого-педагогической деятельности предъявляет ряд особых требований к личности будущего специалиста, в том числе к процессу его профессиональной подготовки. На сегодняшний день обучение психолога-педагога в высшей школе преимущественно рассматривается на функциональном уровне: нормативно-правовые основы деятельности, организация труда, содержание и формы работы, основные направления деятельности, методика работы с различными возрастными группами и т.д.

Актуальным видится вопрос об изучении динамики профессиональных и личностных качеств студентов - психологов. Проблема личностно-профессионального развития в период обучения в вузе широко представлена в трудах отечественных психологов Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Е.А. Климова, Е.И. Степановой, А.В. Петровского, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой и др. Условия обучения в вузе, специально организованная деятельность студентов-психологов приводят к обогащению профессионального опыта, приобретаемого на основе проживания профессионально значимых и востребованных событий и ситуаций, что позволяет формировать стабильные профессиональные представления о себе как субъекте будущей профессиональной деятельности. Известно, что профессиональный опыт состоявшегося психолога и профессиональный опыт студента-психолога качественно различен, однако для полноценного профессионального становления студентов-психологов необходим постоянный непрерывный процесс обогащения данного опыта как одно из условий становления их профессионального самосознания.

Личностная динамика в период обучения в вузе также во многом определяется характером и особенностями осуществляемой студентами учебной деятельности. Этот период характеризуется закладыванием основ будущего вида деятельности - реализации себя в профессиональном плане, а также стремлением к осмыслению своего будущего - жизнедеятельности в целом, то есть одновременным протеканием процессов профессионального и личностного самоопределения.

Ведущую роль в развитии этих взаимообусловленных процессов личностного роста играет формирование и развитие ценностных ориентаций как целостной системы интернализованных личностных смыслов, отражающих смысложизненный уровень ее функционирования. В данном контексте актуальным являются положения В. Франкла, который рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Именно в процессе обучения в вузе как жизненной ситуации личностного и профессионального

самоопределения для молодых людей наиболее актуальным становится смысл собственной деятельности, и в особенности смысл своей будущей профессиональной деятельности, являющейся центральным компонентом в выборе жизненной стратегии.

Для решения данного вопроса разрабатывается программа исследования особенностей профессионального становления студентов-психологов на этапе профессиональной подготовки в вузе, которая, на наш взгляд, даст возможность направленной оптимизации процесса становления профессионального самосознания студентов-психологов различных курсов обучения путем обогащения профессионального опыта на основе специально разрабатываемого комплексного программно-целевого проекта. В связи с этим возникает вопрос о возможности создания в учебном процессе условий, способствующих идентификации у студентов целостного образа «Я - будущее» в контексте настоящего через формирование профессионального мировоззрения и интернализацию системы ценностей будущих специалистов. В контексте решения данного вопроса актуальным является высказанное Г. Оллпортом мнение о том, что основной задачей системы обучения должен является перевод так называемых «категорий знания» в «категории значимости», которые призваны трансформировать навыки и умения из внешнего пласта личности в саму систему «Я». С осознанием необходимости перевода знаний в категорию личностно значимых встает вопрос о механизмах трансформации знаний во внутренний план личности и условиях, опосредующих этот процесс. Данная проблема заключается в индивидуальной природе смысла осуществляемой деятельности при двойственном характере социальных ценностей, выражающих ее цель. Социальные ценности в процессе усвоения трансформируются в личностные смыслы и функционируют на определенном уровне индивидуальной системы личностных смыслов, выполняют функцию побудителей деятельности и поведения в контексте определенной ситуации. Соответственно усвоение нового опыта несводимо к обезличенному знанию. Индивидуальное сознание есть не только знание, но и ценностное и, следовательно, смысловое отношение. Данная постановка вопроса порождает проблему формы передачи знаний в процессе обучения. К. Роджерс, заостряя внимание на проблеме передачи ценностей, замечает, что лично добытое знание, личностный смысл не могут быть переданы другому человеку. Его мнение согласуется с позицией В. Франкла, утверждающего, что ценностям нельзя научить, они должны их проживать.

Аналогичную позицию высказывает и А.Н. Леонтьев, утверждающий, что отношению, смыслу нельзя обучить, его можно только раскрыть в процессе обучения. Основную роль в формировании Я-образа - профессионала играют профессионально важные качества. Профессионально важные качества (ПВК) - индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормальном заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами - качеством, производительностью, надежностью. Различают 4 основные группы индивидуальных качеств: абсолютные ПВК, относительные ПВК, мотивационная готовность к реализации деятельности и анти-ПВК. Установлено, что любая деятельность реализуется на базе системы ПВК. Система ПВК не задана в готовом виде, а формируется в ходе освоения субъектом деятельности. В.Д. Шадриков предложил логику формирования ПВК. Формирование подсистемы ПВК исходит из следующих посылок: 1) у человека уже есть определенные качества (задатки, способности, навыки и умения), которые могут быть не связаны с данной профессией, а при освоении профессий происходит их перестройка в соответствии с особенностями данной профессиональной деятельности; 2) общая логика такой перестройки деятельности: а) перенастройка качеств в соответствии с профессиональной деятельностью;

б) появление и развитие новых качеств и способностей; в) формирование индивидуального стиля деятельности, что как бы «венчает» развитие профессионала. М.А. Дмитриева предлагает следующие составляющие ПВК: здоровье (работоспособность), квалификация и психологические особенности личности. К психологическим особенностям личности относится: мотивация (привлекательность занятия) и способности (границы профессиональной успешности). Среди способностей выделяются: общие (способность к обучению, общению и самоконтролю) и специальные (организационные, педагогические, технические, художественные и др.). Ведущей тенденцией

развития подсистемы ПВК, как считает А.В. Карпов, является значимое возрастание степени ин-тегрированности отдельных качеств.

Б.М. Теплов предложил понимать под способностями индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков. Чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ей овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются субъективно легче.

Учет взаимосвязи компонентов профессионального самосознания с компонентами профессионального опыта позволит выявить тенденции и основные трудности профессионального становления студентов-психологов в процессе обучения в вузе, которые заключаются в отсутствии развитой системы Я-образов о себе как о субъекте будущей профессиональной деятельности, сформированного целостного отношения к будущей профессиональной деятельности, в недостаточно глубоком осознании своей роли в организации профессионального опыта.

Опытный вариант такой программы включает несколько аспектов.

Во-первых, рассмотрение сущности профессионального самосознания и профессионального

опыта.

Во-вторых, анализ особенностей взаимосвязи профессионального самосознания с профессиональным опытом, свойственных студентам-психологам различных курсов обучения.

В-третьих, изучение психолого-педагогических условий формирования профессионального самосознания и опыта.

Обзор подходов различных исследователей к сущности профессионального самосознания (Г.В. Акопов, А.Г. Асмолов, В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер, Т.А. Казанцева, В.Г. Катышев, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников и др.) позволил определить понятие «профессиональное самосознание» как сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности.

Анализ сущности профессионального самосознания позволяет рассматривать его как сложную систему, ведущими компонентами которой выступают когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. Каждый компонент имеет собственную структуру и содержание. Развитие профессионального самосознания находит свое выражение в уровне сформированности каждого компонента, в целостности и устойчивости профессиональной направленности. Под профессиональным самосознанием психолога на этапе вузовской подготовки принято понимать осознание студентом себя в пространстве своей будущей профессии и деятельности, в системе собственной личности, отношение к себе как будущему специалисту.

С позиций проблем формирования личности будущего профессионала в ходе обучения процесс становления профессионального самосознания переходит к формированию внутренней готовности к осознанному и самостоятельному присвоению профессионального опыта.

Профессиональный опыт формируется из нескольких компонентов:

- содержательного (знания и представления);

- операционального (профессиональные умения и навыки);

- личностного (отношения).

Функциями профессионального опыта, таким образом, являются: гносеологическая, прогностическая, когнитивно-оценочная, регулятивная, адаптационная и коммуникативная.

В последние годы высшая школа планомерно переходит к реализации компетентностной модели подготовки специалистов, что вызывает необходимость разрешения противоречия между сложившейся организацией самостоятельной работы студентов в вузе и современными требованиями к профессиональной компетентности будущего специалиста.

Создание новых образовательных стандартов как среднего, так и высшего образования, требует повысить адаптируемость выпускников педагогических вузов к позиции активных субъектов новой образовательной парадигмы - «образование в течение всей жизни».

Учитывая необходимость и целесообразность подобных изменений в стратегии развития высшего образования, реализующих компетентностный подход к подготовке специалистов, в ходе

разработки комплексного программно-целевого проекта большое значение приобретает система самостоятельной работы студентов. Любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Важным условием развития психологической готовности к перестройке собственной учебно-профессиональной деятельности выступает рефлексия как направленность сознания на анализ способов самостоятельной работы, выявление и преодоление барьеров на пути саморазвития.

Важным этапом развития навыков самостоятельной работы следует считать подготовку студентами выступлений на семинарских занятиях, докладов, сообщений, рефератов, курсовых и дипломных работ. В этих видах работы необходимо акцентировать внимание студентов на развитии коммуникативных умений монологической и диалогической речи, проявлении убежденности или гибкости, при доказательстве своей точки зрения.

На отработку таких умений могут быть направлены следующие варианты заданий, сформулированные для семинарских, практических и лабораторных занятий по ряду специальных дисциплин психологического направления.

Например, практикум по курсу «Психологическое консультирование».

Задание № 1. Задумайтесь над словами Ралфа Эмерсона: «...любое явление в природе есть символ какого-нибудь явления духовной жизни. Любая ее картина соответствует какому-то состоянию души, и это состояние души может быть выражено лишь посредством этой картины природы, олицетворяющей его. Разъяренный человек - это лев, хитрец - лиса, человек твердых взглядов - скала.Слово заключает в себе символ.вся природа является метафорой человеческой души.»

Не правда ли, слова Р. Эмерсона дают в руки психолога ключ к построению целостного, динамичного, бесконечного развития внутреннего мира клиента через построения метафор, раскрывающих единство человека с самим собой и его единство с миром.

Необходимо учиться формулированию кратких, по возможности, однозначных образов, которые являются некими формулами рефлексивного переживания.

Подберите метафоры к предложенным психологическим понятиям:

Цель данной работы: выработка умения психолога строить метафорические образы на основе познания закономерностей, выраженных в научных понятиях, для активизации мыслительной деятельности клиента, направленной на проникновение в собственные глубинные чувства.

Задание № 2. Г.С. Абрамова пишет, что в ситуации психологического консультирования предметом взаимодействия является психологическая информация, а позиции взаимодействующих могут быть описаны в виде следующих схем:

1) взаимодействие на равных,

2) взаимодействие с позиций «сверху»,

3) взаимодействие с позиций «снизу».

Подготовьтесь к ролевым играм на темы:

- «Трудный разговор»,

- «Просьба»,

- «Примирение»,

учитывая позиции взаимодействующих сторон, названные Абрамовой. Какая из позиций, на ваш взгляд, наиболее продуктивна и соответствует этическому «кодексу» психолога?

Абстракция

Социальный стереотип

Группа

Восприятие

Клиент

Личность

Мотив достижений

Способности Тревожность Возрастные кризисы Меланхолик Адаптация

Гуманистическая психология Мышление

Задание № 3. Определите по высказываниям психологов, какую позицию занимают они по отношению к другому человеку. При выполнении задания пользуйтесь понятиями «сверху», «снизу», «на равных» (сформулированных Г.С. Абрамовой).

1. «Психолог - это профессия, формирующая личностные качества человека».

2. «Психолог - это профессия, которая изучает душу человека, его мысли, эмоции. Психолог должен помогать людям».

3. «Психолог - это профессия, необходимая в современной школе для нормальной работы».

4. «Психолог - это профессия, которая мне нужна, она моя, я хочу понимать людей глубже, чем понимаю теперь».

5. «Психолог - это профессия, требующая ответственности, терпимости, знания о другом человеке, о себе».

6. «Психолог - это профессия, одержимых душой и увлеченно-вдохновенных людей, человековедение».

7. «Психолог - это профессия, требующая высокого уровня знаний, как профессиональных , так и общекультурных, а так же таких качеств , как тактичность, внимательность».

8. «Психолог - это профессия будущего. Она требует от человека много знаний и умений, полной отдачи себя людям».

Задание по курсу «Психологическая служба в образовании». Защита авторской модели психологической службы учебного заведения. Руководство самостоятельной работой студентов в условиях компетентностной модели обучения предусматривает организационную, методическую и педагогическую составляющие. Данная работа имела место по окончанию изучения студентами - выпускниками таких курсов и учебных дисциплин, как «Психолого-педагогическая коррекция», «Психологическая служба в образовании», «Методы активного социально-психологического обучения». Результатом явились самостоятельно спроектированные планы работы психолога-педагога в рамках модели современной общеобразовательной школы, в которых нашли отражение все требуемые от психолога-педагога компетенции: от знания нормативно-правовой документации, кодекса психолога до конкретных методик и психокоррекционных технологий, адаптированных для применения в практике практического психолога в образовании.

Таким образом, программа изучения динамики формирования профессионально-ориентированных качеств у студентов - психологов предполагает следующие приоритетные направления:

1) оптимизацию процесса становления профессионального самосознания студентов;

2) формирование профессионального мировоззрения и интернализацию системы ценностей будущих психологов;

3) учет взаимосвязи компонентов профессионального самосознания с компонентами профессионального опыта;

4) направленность сознания студента на анализ способов самостоятельной работы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М.: Академия, 2006. 465 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинград. гос. ун-та, 1986. 225 с.

3. Грот Н.Я. Устои нравственной жизни и деятельность. М.: Наука,1989. 243 с.

4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2008. 508 с.

5. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. 679 с.

6. Леонтьев А.Н. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. 679 с.

7. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. 4-е изд. СПб.: Питер, 2007. 589 с.

8. Роджерс К. О становлении личности. (Психотерапия глазами психотерапевта.) М.: Прогресс, 1994. 347 с.

9. Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объективизации. М.: Наука, 1997. 302 с.

10. Франкл В. Основные понятия логотерапии. СПб.: Ювента,1997. 279 с.

11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. 784 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.