Научная статья на тему 'Из опыта исследования структуры профессионального самоопределения будущих психологов'

Из опыта исследования структуры профессионального самоопределения будущих психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / STRUCTURE OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / YOUTHFUL AGE / STUDENTS-PSYCHOLOGISTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уварова Маргарита Юрьевна

Представлены результаты эмпирического исследования структуры профессионального самоопределения студентов, обучающихся на факультете психологии. Автором предлагается модель оптимизации профессионального самоопределения студентов-психологов. Доказана ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From Experience of Research of Structure of Professional Self-determination of the Future Psychologists

The results of empirical research of structure of professional selfdetermination of the students trained at faculty of psychology are presented. The author it is offered to model of optimization of professional self-determination of studentspsychologists. Its efficiency is proved.

Текст научной работы на тему «Из опыта исследования структуры профессионального самоопределения будущих психологов»

Серия «Психология»

2012. Т. 1, № 1. С. 86-92

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского

государственного

университета

И З В Е С Т И Я

УДК 378.096:159.9

Из опыта исследования структуры профессионального самоопределения будущих психологов

М. Ю. Уварова

Иркутский государственный университет, г. Иркутск e-mail: uv-marg@mail.ru

Аннотация. Представлены результаты эмпирического исследования структуры профессионального самоопределения студентов, обучающихся на факультете психологии. Автором предлагается модель оптимизации профессионального самоопределения студентов-психологов. Доказана ее эффективность.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, структура профессионального самоопределения, юношеский возраст, студенты-психологи.

Процесс профессионального самоопределения личности принято изучать среди юношей и девушек, находящихся на этапе выбора профессии. На самом же деле доказано, что профессиональное самоопределение как процесс происходит на всех возрастных этапах. Особенно важен этап становления профессионала в период закладывания основных профессионально важных и значимых качеств, т. е. во время профессионального обучения. Известно, что хороший специалист всегда имеет то, что является критерием самоопределения личности в профессии, т. е. жизненный и профессиональный план, цель и видит смысл в своей деятельности. Проблема эффективного профессионального самоопределения специалистов-психологов волнует не только самих психологов, как представителей помогающей профессии, но и тех, кто им доверяется, ждет от них профессиональной помощи. Все вышесказанное и выражает актуальность выбранной темы исследования.

Работа по исследованию проблемы осуществлялась со студентами факультета психологии Иркутского государственного университета. На разных этапах работы было охвачено более 180 человек в том числе: 90 студентов 3-го курса и 90 студентов 5-го курса факультета психологии, в возрасте от 17 до 24 лет, из них - 30 юношей и 150 девушек.

Выбор определенных для исследования оптантов был неслучайным. Исходя из содержания всех этапов теоретической модели оптимизации профессионального самоопределения студентов-психологов, мы сделали вывод, что основные самые важные выборы молодые люди осуществляют на 1, 2 и 3-м курсах. За этот период они получают первое представление о профессии психолога, его профессиональной деятельности, о своих лично-

стных качествах и психологических требованиях профессии, т. е. выстраивают некоторый информационный конструкт, что, на наш взгляд, является основой для последующих выборов. Обучаясь на 4-м и 5-м курсах, студенты уже уточняют, соотносят, пробуют себя в профессии и совершают на основе данного информационного конструкта последующие выборы. Студенты 3-го курса уже практически прошли основные этапы нашей модели, являясь экспериментальной группой. Студенты 5-го курса составили нашу контрольную группу, как не участвующие в данном процессе. Учитывая тот факт, что для каждого человека профессиональный выбор является одним из важных этапов профессионального самоопределения, а категории выбранных нами юношей и девушек как раз и находятся каждый перед своим выбором (профессии, специализации, места работы), именно на них мы и остановили свой выбор.

В процессе нашей работы мы последовательно провели исследование сначала среди студентов 5-го курса, затем среди студентов 3-го курса. Пятикурсники предпочли ответить на вопросы методик в домашней обстановке. Все задания были выполнены ими качественно и аккуратно. Заинтересованность в результатах диагностики пятикурсники практически не проявили, в отличие от студентов 3-го курса. Третьекурсники отвечали на вопросы методик, находясь все вместе в аудитории. Они активно задавали вопросы по ходу исследования, проявляли большой интерес к полученным результатам. Анализ данных наблюдений показал, что студенты-психологи 3-го курса проявили большую заинтересованность в проводимом исследовании, чем студенты 5-го курса. Третьекурсникам было интересно и важно получить дополнительную информацию об уровне своего профессионального развития, об особенностях своего профессионального самоопределения в целом. По результатам проведенного исследования такая информация была им предоставлена.

В ходе исследования представленной выше проблемы мы исходили из предположения, что эффективность процесса профессионального самоопределения будущих психологов будет достигнута в том случае, если профессиональное самоопределение рассматривается как многоуровневая структура, объединяющая взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты, отражающие основные профессионально важные и значимые качества личности студентов-психологов, развиваемые на основе профессиональных мотивов и ценностных ориентаций, обусловленных активностью процессов самосознания и осознания себя в профессии, а также автономностью и самостоятельностью личности в принятии решения и ответственности за него. Все проявляемые качества базируются на заложенных природой общих способностях, склонностях, индивидуальных свойствах личности и интересах (рис.).

Для подтверждения данного предположения нами был применен корреляционный анализ методом линейной корреляции Пирсона.

Данный анализ показал, что выделенные нами компоненты практического и гностического уровней профессионального самоопределения сту-дентов-психологов имеют не просто положительные корреляции, но и в своем большинстве высоко значимые.

Нами было выявлено, что основными компонентами практического уровня профессионального самоопределения являются ПВК и ПЗК личности студента-психолога, отвечающие требованиям профессии психолога, а гностического его профессиональные мотивы и ценности, профессиональное самосознание и информированность.

Анализируя полученные результаты, мы обнаружили значимую взаимосвязь не только между основными компонентами и категориями внутри каждого из уровней профессионального самоопределения, но и устойчивую взаимосвязь между практическим и гностическим уровнями в целом. Все компоненты практического уровня имеют значимые корреляции друг с другом. Только три шкалы «ориентация во времени», «вызов как конкуренция» и «менеджмент» значимых взаимосвязей с другими шкалами и компонентами данного уровня не имеют (корреляционные связи на уровне значимостир < 0,001 (при г = от 0,32 до 0,74)).

Анализируя данный факт, мы пришли к выводу, что для профессионального самоопределения исследуемой выборки студентов-психологов в достижении цели важна не победа над другими (шкала вызова как конкуренции), а важен процесс достижения успеха посредством саморазвития в конкретной области деятельности. Что касается шкалы «менеджмент», то можно считать это качество не являющимся первостепенно значимым в профессии психолога. Корреляционный анализ подтвердил нашу точку зрения о том, что не всем психологам свойственны управленческие качества. Студенты, отличающиеся высоким уровнем сформированности данных качеств, могут их направить на применение в своей будущей профессиональной деятельности, заранее самоопределившись с определенным направлением в рамках профессии психолога.

Корреляционный анализ подтвердил теоретические выводы о том, что основными умениями личности компетентного человека при профессиональном самоопределении являются умение принимать решения и умение планировать. В ходе анализа обнаружились многочисленные и значимые взаимосвязи (при р < 0,001) этих компонентов почти со всеми элементами практического уровня профессионального самоопределения. Опираясь на полученные результаты линейной корреляции Пирсона, мы также можем заключить, что эмоциональное отношение или включенность является необходимым и значимым качеством компетентного психолога, так как статистически доказана значимая взаимосвязь данного компонента со всеми остальными на практическом уровне структуры профессионального самоопределения (прир < 0, 001).

Проведенный анализ свидетельствует о необходимости наличия у самоопределяющегося в профессии студента-психолога высоких умственных способностей, социабельности, эмоциональной устойчивости. По-настоящему компетентным студента-психолога можно считать, если он возлагает на себя всю ответственность за происходящее с ним в жизни, неравнодушного, эмоционально реактивного человека, с устойчивым основанием для искренних и гармоничных межличностных отношений. Корреляционный анализ подтвердил необходимость наличия у будущего психолога такой специальной способности, как умение устанавливать контакт. Установлены значимые взаимосвязи со всеми выделенными ПВК и ПЗК (г = от 0,39 до 0,69, при р < 0,001). То есть компетентный студент-психолог должен уметь планировать и принимать решения относительно любых про-

фессиональных ситуаций, быть способным не только устанавливать прочные и доброжелательные отношения с окружающими, но и иметь навыки к установлению взаимно полезных отношений.

Анализ линейной корреляции Пирсона подтвердил наш вывод о том, что значимыми и взаимосвязанными компонентами практического уровня структуры профессионального самоопределения студентов-психологов являются выделенные нами ПВК и ПЗК психолога (совокупность специальной и индивидуально-личностной компетентности и ее операциональной сферы), умения планировать и принимать решения, а также эмоциональное отношение или включенность в данный процесс, показателем которых и выступает профессиональная компетентность личности.

При этом существует прямо пропорциональная связь между показателем интернальности в профессиональной деятельности (Ип) и показателями по следующим шкалам: контактность, операциональная сфера компетентности, умение планировать, готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей шкала Дт (г = 0,53, прир < 0,001) и готовность к самостоятельному планированию деятельности и ответственность за нее (шкала Дс) (г = 0,37 при р < 0,001), а также по шкале общей интернальности (Ио) (г = 0,28, при р < 0,05). То есть, чем выше показатель интерналь-ности в профессиональной сфере, тем выше показатели по вышеперечисленным шкалам.

Таким образом, мы можем заключить, что при профессиональном самоопределении, чтобы иметь высокий уровень профессиональной компетентности студенту-психологу необходимо обладать высоким уровнем не только интернальности в профессиональной деятельности, но и быть ин-терналом в любых жизненных ситуациях.

Теоретический анализ позволил нам сделать вывод, что гностический уровень структуры профессионального самоопределения студента-психолога является особо сложным и многокомпонентным из-за специфичности профессиональной деятельности и требований профессии психолога. Поэтому мы построили корреляционные плеяды по каждому из компонентов гностического уровня структуры профессионального самоопределения студента-психолога в отдельности.

Проведенный корреляционный анализ позволил нам выявить устойчивую и значимую взаимосвязь такого компонента гностического уровня структуры профессионального самоопределения, как «информированность» практически со всеми шкалами мотивационного компонента гностического уровня студента-психолога. Полученные результаты подтвердили наш вывод о том, что потребность в познании, формирующая мотивы на овладение профессией психолога и приобретение знаний студентов-психологов напрямую зависят от его информированности о самой профессии и профессиональной деятельности психолога в целом.

Интересен тот факт, что мотив получения диплома значимо коррелирует со шкалой «вызов как конкуренция» (при р < 0, 001, г = 0,34). Это подтверждает вывод о том, что данный мотив формируется у людей, стре-

мящихся приобрести диплом при формальном усвоении знаний для того, чтобы конкурировать на рынке труда не за счет квалифицированных профессиональных знаний и умений, а за счет иных факторов. На наш взгляд, заслуживает внимания и корреляционная взаимосвязь шкалы «мотив получения диплома» и «ценностные ориентации на труд» (при р < 0, 001, г = 0,40). Данная взаимосвязь позволяет предположить, что студенту-психологу, имеющему такой мотив, не столь важно даже то, какую профессию он приобретает, а главное получить диплом для трудоустройства в дальнейшем. Проведенный анализ показывает и то, что все профессиональные мотивы студента-психолога взаимообусловлены уровнем автономности при самоактуализации, при выборе и принятии решения. Установлено, что значимо коррелирует со всеми этими шкалами и шкала общей интернальности и готовности к самостоятельной деятельности и ответственности за нее (при р < 0, 001).

Многими исследованиями доказана прямая зависимость мотивов и ценностных ориентаций личности. Взаимосвязь показателей по шкалам ценностей и ценностных ориентаций студентов-психологов на гностическом уровне структуры профессионального самоопределения с показателями шкал их мотивационной сферы является значимой и взаимообусловленной.

Многочисленные корреляционные взаимосвязи установлены между показателями шкал «ценностные ориентации» (при р < 0,001). Данный факт подтверждает наш вывод о том, что при профессиональном самоопределении студент-психолог должен испытывать потребность в познании, ориентируясь на ценности самоактуализирующейся личности и стремиться придерживаться нравственных и этических норм, ориентироваться на развитие у себя волевых и деловых качеств, которые будут способствовать его самоопределению в профессии на основе информированности. Мы выявили, что автономность является основным показателем данного компонента, так как значимо коррелирует со всеми основными его показателями.

Из теоретического анализа изучаемой проблемы нами установлено, что уровень развития самопознания и желание самосовершенствоваться являются предпосылкой успешного профессионального самоопределения личности, поэтому особо важными являются показатели профессионального самосознания и их взаимосвязь.

Самые многочисленные и значимые корреляционные связи (при р < 0,001) имеются у показателей по шкале «самоактуализация», что подтверждает наш вывод о том, что процесс профессионального самоопределения это прежде всего процесс самоактуализации. А самоактуализирую-щаяся личность - это личность, стремящаяся к реализации своего внутреннего потенциала посредством сознательного поиска путей достижения самостоятельно поставленной цели.

Корреляционный анализ отражает побудительную роль теоретических аспектов профессионального самосознания для постановки ближайших

целей профессионального саморазвития студентов-психологов посредством процесса самопонимания.

Корреляционный анализ также показал, что профессиональное самосознание характеризуется уровнем автономности при самопонимании и напрямую связано со спонтанностью будущего психолога и его интерналь-ностью (при p < 0,001). Готовность студента-психолога к самостоятельному планированию деятельности и принятию ответственности за нее взаимосвязана и значимо коррелирует (r = 0,43, при p < 0,001) с хорошо осознаваемой позитивной Я-концепцией, которая служит источником адекватной самооценки (шкалы «аутосимпатия», «самопонимание», «спонтанность»).

Таким образом, корреляционный анализ подтвердил сделанный нами вывод о том, что профессиональное самосознание является важным компонентом гностического уровня структуры профессионального самоопределения студента-психолога.

Рассматривая профессиональное самоопределение как многоуровневую структуру, мы сделали вывод, что уровни в этой структуре должны быть тесно связаны и взаимообусловлены. Данный вывод был также подтвержден коэффициентами линейной корреляции Пирсона. Профессиональная деятельность будущего психолога детерминирована его личностью, которая по существу выступает основной техникой или средством «я как инструмент» не только в самой профессиональной деятельности, но и в процессе самоопределения в ней.

From Experience of Research of Structure of Professional Self-determination of the Future Psychologists

M. U. Uvarova

Annotation. The results of empirical research of structure of professional selfdetermination of the students trained at faculty of psychology are presented. The author it is offered to model of optimization of professional self-determination of students-psychologists. Its efficiency is proved.

Key words: professional self-determination, structure of professional self-determination, youthful age, students-psychologists.

Уварова Маргарита Юрьевна кандидат психологических наук, доцент Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 e-mail: uv-marg@mail.ru

Uvarova Margarita Yuryevna Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Irkutsk State University 1, K. Marx str., Irkutsk, 664003 е-mail: uv-marg@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.