Научная статья на тему 'К вопросу об академической мобильности'

К вопросу об академической мобильности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ACADEMIC MOBILITY / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / INTERNATIONALIZATION OF THE FORMATION / ВОПРОСЫ ПРИЗНАНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ / THE RECOGNITION OF FOREIGN DOCUMENTS ON EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснова Гульнара Амангельдиновна, Сюлькова Наталья Владимировна

Статья освещает актуальные международно-правовые акты, регулирующие вопросы признания зарубежных документов об образовании и способствующие академической мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснова Гульнара Амангельдиновна, Сюлькова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of Academic Mobility

The article covers the relevant international legal instruments governing the recognition of foreign documents on education and promoting academic mobility.

Текст научной работы на тему «К вопросу об академической мобильности»

К ВОПРОСУ ОБ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ*

Г.А. Краснова, Н.В. Сюлькова

Институт международных программ Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья освещает актуальные международно-правовые акты, регулирующие вопросы признания зарубежных документов об образовании и способствующие академической мобильности.

Ключевые слова: академическая мобильность, интернационализации образования, вопросы признания зарубежных документов об образовании.

Зарубежная академическая мобильность — один из важнейших аспектов интернационализации образования, показатель конкурентоспособности национальной системы образования. Для любого национального вуза это показатель привлекательности и качества предлагаемых образовательных программ. Чем больше студентов выезжает за рубеж и приезжает в вуз из-за рубежа, тем выше показатели вуза в национальных и международных рейтингах. А для отдельного студента это всегда бесценный опыт обучения и проживания за рубежом, который в дальнейшем, при прочих равных условиях может стать преимуществом при трудоустройстве, что опять же с течением времени скажется на показателях вуза.

От чего зависит уровень академической мобильности в национальной системе образования и отдельном вузе? Должно ли количество уехавших своих студентов из страны и вуза примерно равняться количеству приехавших из-за рубежа студентов в стране и вузе? Каковы основные показатели и индикаторы академической мобильности профессорско-преподавательского состава и студентов?

По мнению экспертов, расширение объемов международной академической мобильности, развитие ее форм и содержания составляют ядро процесса международной интеграции в области образования. Поэтому наибольшей актуальностью обладают международно-правовые акты, регулирующие вопросы признания зарубежных документов об образовании и способствующие академической мобильности. Как правило, это международные конвенции, дополняемые многосторонними и двусторонними соглашениями по вопросам признания документов об образовании [1].

Глобальная международно-правовая основа многосторонних и двухсторонних взаимодействий для различных регионов мира, а именно «Конвенции о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней», разработана ЮНЕСКО. Конвенции и дополняющие их тексты впервые в мировой прак-

* Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания образовательным организациям высшего образования, подведомственным Минобрнауки, на 2014 г. на тему «Информационно-аналитическое и организационно-техническое сопровождение сотрудничества в сфере образования и науки и молодежных обменов со странами Африки и Латинской Америки и БВР», регистрационный номер 10.9114.2014.

тике создали уникальный и действенный механизм академического и профессионального признания для максимально широкого спектра дипломов/квалификаций. Всего ЮНЕСКО принято семь таких конвенций: для арабского, африканского, азиатско-тихоокеанского, европейского, латиноамериканского и средиземноморского регионов мира [1]:

— Региональная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Латинской Америки и Карибского бассейна;

— Международная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в арабских и европейских государствах бассейна Средиземного моря;

— Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в арабских государствах;

— Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы;

— Региональная конвенция о признании учебных курсов, свидетельств, дипломов, ученых степеней и других квалификационных документов в системе высшего образования в государствах Африки;

— Региональная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Азии и Тихого океана 1983 г.;

— Азиатско-Тихоокеанская региональная конвенция о признании квалификаций в области высшего образования.

Россия является участником трех региональных конвенций: для государств Азии и Тихого океана (Бангкок, 1983 г., Токио, 2011 г.) и Европейского региона (Лиссабон, 1997 г.). В РФ на сегодняшний день отработаны, утверждены и применяются на практике процедуры осуществления признания документов об образовании в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Основные показатели академической мобильности отражены в Государственной программе развития образования 2013—2020 гг.:

— удельный вес численности студентов вузов прошедших в течение учебного года обучение в зарубежном вузе не менее одного семестра (кроме вузов СНГ) должен составить 6%;

— удельный вес численности профессорско-преподавательского состава, прошедшего стажировки в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центрах, должен составить 12%.

Показатели академической мобильности представлены в Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014—2020 гг.: не менее 9% научно-педагогических работников вузов должны принимать участие в программах международной и внутрироссийской академической мобильности.

В Плане мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-

Вестник РУДН, серия Международные отношения, 2014, № 4

образовательных центров, утвержденном Постановлением Правительства 29 октября 2012 г. № 2006, сказано:

— Реализация университетами — участниками мероприятий, в том числе с привлечением ведущих российских вузов и научных центров, программ международной и внутри российской академической мобильности научно-педагогических работников в форме стажировок, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и других формах. Участие не менее 2% научно-педагогических сотрудников вузов ежегодно в программах академической мобильности.

— Разработка и реализация мер по привлечению студентов из ведущих зарубежных университетов в университеты — участники мероприятий, в том числе через реализацию партнерских образовательных программ с зарубежными университетами и ассоциациями университетов. Обучение в ведущих вузах не менее 5% иностранных студентов (срок обучения не менее месяца).

Нормативно-правовая основа дальнейшего развития академической мобильности заложена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, где в статье 105 «Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования» (Гл. 14) зафиксировано следующее положение: «Российская Федерация содействует развитию... международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования, привлечению иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечению взаимного признания образования и (или) квалификации, участвует в соответствии с международными договорами Российской Федерации в деятельности различных международных организаций в сфере образования».

Образовательные организации, в свою очередь, принимают участие в международном сотрудничестве в сфере образования, в том числе и направляют «...обучающихся, педагогических и научных работников российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в иностранные образовательные организации. Сотрудничество включает в себя предоставление обучающимся специальных стипендий для обучения за рубежом, а также прием иностранных обучающихся, педагогических и научных работников в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной и образовательной деятельности, в том числе в рамках международного академического обмена».

Также всем обучающимся предоставляются академические права на направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные и научные организации, включая и зарубежные (Ст. 34 Гл. 4 Закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) установлен такой целевой ориентир развития системы образования как формирование инфраструктуры и институциональных условий академической мобильности студентов и преподавателей.

Таким образом, нормативная база для академической мобильности в целом сформирована. Основные проблемы по реализации и расширению академической

мобильности возникают на институциональном уровне. Это, прежде всего, низкая информированность потенциальных участников программ академических обменов — как среди иностранных, так и среди российских вузов, и, как следствие, невысокие показатели по количеству участников мобильности. Кроме того, отсутствуют четкие критерии эффективности тех или иных форм академической мобильности для образовательной и научной деятельности и карьеры. Еще одна проблема — языковые барьеры, мешающие как российским, так и зарубежным студентам.

Двухсторонние соглашения о сотрудничестве в сфере образования у России заключены более чем с 70 странами мира [2]. Большая часть действующих соглашений направлена на поддержку академических и молодежных обменов. Но совершенно очевидно, что количество международных соглашений в области образования, науки и культуры для достижения поставленных стратегических целей России должно увеличиваться, а ряд соглашений о научно-техническом сотрудничестве, предусматривающих академические обмены и совместные научные исследования, должны быть обновлены. Обновление базы двусторонних соглашений с зарубежными странами будет способствовать расширению академической мобильности и реализации политики «мягкой силы» Российской Федерации. В сегодняшних условиях, когда сотрудничество со странами дальнего и ближнего зарубежья по целому ряду стратегических направлений сворачивается, сотрудничество в области образования, расширение академической мобильности, становится одним из важнейших направлений внешнеполитической деятельности России.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Модели интеграции российского образования в мировую образовательную систему. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2006.

[2] РИА Новости. URL: http://ria.ru/society/20141003/1026781173.html#ixzz3Fjcv62Bn.

ON THE ISSUE OF ACADEMIC MOBILITY

G.A. Krasnova, N.V. Syulkova

The Insitute of International Programms Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

The article covers the relevant international legal instruments governing the recognition of foreign documents on education and promoting academic mobility.

Key words: academic mobility, internationalization of the formation, the recognition of foreign documents on education.

REFERENCES

[1] Modeli integratsii rossiyskogo obrazovaniya v mirovuyu obrazovatel'nuyu sistemu. Moskva. Izdatel'stvo Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. 2006.

[2] RIA Novosti. URL: http://ria.ru/society/20141003/1026781173.html#ixzz3Fjcv62Bn.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.