Научная статья на тему 'К вопросу о путях развития ловкости и координации движений у детей старшего дошкольного возраста'

К вопросу о путях развития ловкости и координации движений у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1203
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЛОВКОСТЬ / КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сварковская Л.А., Герус И.И.

В статье изложены результаты анализа современной теоретической и методической литературы по проблеме путей, средств и приемов развития ловкости и координации движений у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о путях развития ловкости и координации движений у детей старшего дошкольного возраста»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.

УДК 372 Сварковская Л.А., канд. пед. наук, доцент СевГУ,

Герус И.И.,

Магистрант 2 курса СевГУ, г. Севастополь, РФ Е-mail: psped@mail.ru

К ВОПРОСУ О ПУТЯХ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье изложены результаты анализа современной теоретической и методической литературы по проблеме путей, средств и приемов развития ловкости и координации движений у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова

Ловкость, координация движений, дети старшего дошкольного возраста, средства и приемы развития ловкости и координации движений.

Annotation

The article presents the results of the analysis of modern theoretical and methodological literature on the problem of ways, means and techniques of developing dexterity and coordination of movements in children of senior preschool age.

Keywords

Dexterity, coordination of movements, senior preschool age children, means and techniques of developing

dexterity and coordination of movements.

Постановка проблемы. Быстрый темп современной жизни требует от человека проявления способности к точной ориентировке и своевременной адекватной реакции на поступающую информацию. Названные способности постепенно развиваются в период дошкольного детства. Их развитие происходит через приобретение двигательного опыта, формирование и совершенствование основных двигательных умений, развитие двигательных качеств. Исследования Е.Н. Вавиловой, Э.С. Вильчковского, Д.В. Хухлаевой и др., проведенные во второй половине XX века, свидетельствуют, что развитие ловкости и координации движений в старшем дошкольном возрасте имеет особое значение. В связи с эти возникает необходимость теоретического анализа современных исследований, посвященных путям развития ловкости и координации движений у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации.

Цель статьи: путем анализа теоретической и методической литературы (начало XXI в.) раскрыть пути, средства и методы развития ловкости и координации движений у старших дошкольников в условиях дошкольной организации.

В исследованиях Н.А. Бернштейна, В.С. Фарфеля убедительно доказано, что ловкость является качеством воспитываемым и тренируемым. В научно-методической литературе (Э.С. Вильчковский, Е.Н. Вавилова и др.) можно увидеть два основных пути тренировки ловкости: накопление разнообразных двигательных навыков и умений; совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Э.С. Вильчковский, Е.Н. Вавилова, Л.П. Матвеев утверждают, что в качестве средств развития ловкости для старших дошкольников могут быть использованы разнообразные упражнения, главной особенностью которых, является преодоление координационных трудностей. Исследователи подчеркивают важность новизны, необычности, а значит и

-( )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.

необходимости проявить неординарные реакции с позиции координации движений. Важным моментом в развитии ловкости и координации движений названные ученые считают совершенствование функции вестибулярного аппарата. С этой целью они рекомендуют использовать упражнения с ограничением зрительного контроля.

Э.Я. Степаненкова [5] считает, что ловкость можно развивать с помощью общеразвивающих упражнений с необычными исходными положениями, работой над скоростью, темпом, дополнительными движениями, зеркальным выполнением упражнений и варьированием пространственными границами, в которых выполняется упражнение. В своих исследованиях она приходит к выводу, что подвижная игра как сознательная, активная деятельность ребенка, наилучшим способом может развить ловкость у дошкольников.

Результаты исследований Л.Д. Назаренко [2] свидетельствуют о необходимости для развития ловкости и координации движений достаточной самостоятельной двигательной активности детей вне дошкольного учреждения и применения новых вариантов выполнения разученного двигательного действия в различных спортивных играх.

В.Н. Шебеко [6] также считает, что разнообразие упражнений, которые будет постоянно включать в себя элемент новизны, способствует развитию ловкости и координации движений. При этом исследователь рекомендует использовать упражнения: в метании в неподвижную и движущуюся цель; в равновесии (статическом и динамическом); упражнения вариативного характера, например, дошкольнику предлагается выполнить упражнение из разных исходных положений или задействовав какой-либо предмет. По ее мнению, в рамках дошкольного учреждения необходимо давать подобные задания непродолжительное время, в связи с большой четкостью мышечных ощущений и напряженного внимания.

Исследования Т.М. Панкратович [3] подчеркивают значимость создания физкультурно-игровой среды в дошкольном учреждении, как важнейшего условия для развития координации у дошкольников. По мнению ученого, в сфере дошкольного образования следует разнообразить программу воспитания координации вариантами основных видов движений, их комбинациями, необходимо разграничить упражнения, направленные дифференцировку, технику выполнения движений, при этом важно учитывать биомеханику движений в различных плоскостях пространства.

Результаты исследований Д. М. Правдова [4], С.Ю. Бесшапошниковой [1] подтверждают целесообразность развития координации движений у детей старшего дошкольного возраста через использование упражнений с уменьшенной опорой, вращением, балансировкой и выбором вектора движения. Исследователи утверждают, что упражнения на уменьшенной опоре могут быть организованы как отдельные комплексы занятий или же сочетаться с традиционными средствами физической культуры. В комплексы, по мнению авторов названных исследований, можно включать упражнения общеразвивающего, танцевального характера; упражнения, позволяющие развить ориентировку в пространстве, динамическое и статическое равновесие; подвижную игру с сюжетом для того чтобы поддержать эмоциональный настрой детей. Также рекомендуется постепенно усложнять задания: например, повышать уровень опоры до 20 см, изменять исходные положения на опоре, скорость, амплитуду движений, темп. При этом нагрузка должна соответствовать возрасту, индивидуальному опыту в двигательной сфере и эмоциональному состоянию детей.

Результаты исследований Д.Б. Юшкевич [7] показали, что для развития точности движений у детей старшего дошкольного возраста следует использовать специальные упражнения в метаниях во всех формах физкультурно-оздоровительной работы (физкультурные занятия, гимнастика до занятий и после дневного сна, в подвижных и спортивных играх и др.). При подборе упражнений важно учесть соответствие двигательных действий анатомическому строению суставов, дифференцированно подойти к развитию мышечных групп, и всего опорно-двигательного аппарата ребенка. Можно использовать упражнения, в основе которых ребенок принимает необычные исходные положения тела в пространстве, в вертикальном и горизонтальном положении. Упражняясь в метании, ребенок может выполнять движения отдельными

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.

звеньями опорно-двигательного аппарата, используя при этом разное расположение предметов. По мнению ученого, важно разнообразить метательные упражнения в цель разными направлениями движения: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вниз, в сторону, а также использовать различный инвентарь по размеру, форме, цвету, весу. В ходе выполнения упражнения, можно исключить зрительный контроль, увеличить или уменьшить расстояние до цели, ориентируясь на возможности выполнения каждым ребенком индивидуально. Также автор рекомендует организовать игры и эстафеты с метанием, при выполнении которых будут созданы необычные условия выполнения задания, например, метание различными частями тела.

Выводы. Анализ научно-методической литературы показал, что учеными выделяются два основных пути развития ловкости: накопление разнообразных двигательных навыков и умений; совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Средствами развития ловкости и координации движений можно выделить: общеразвивающие упражнения; специальные упражнения в метании и равновесии; упражнения на ориентировку в пространстве; на развитие вестибулярного аппарата; танцевальные упражнения; сложные сочетания основных движений; подвижные и спортивные игры. Приемы, помогающие усилить эффект применения указанных средств, следующие: использование вариативного выполнения упражнений (с уменьшенной опорой, вращением, балансировкой и выбором вектора движения, с необычными исходными положениями, изменением скорости, темпа, ритма; дополнительными движениями, зеркальным выполнением и варьированием пространственными границами выполнения; выключением зрительного контроля и повторным выполнением заданий; выполнение согласованных действий несколькими участниками).

Список использованной литературы:

1. Бесшапошникова, С. Ю. Развитие двигательной координации у детей 5-7 лет с использованием гимнастических упражнений на уменьшенной опоре [Электронный ресурс] / С. Ю. Бесшапошникова.-Шуя, 2004. - 181 с. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-dvigatelnoi-koordinatsii-u-detei-5-7-let-s-ispolzovaniem-gimnasticheskikh-uprazhnen

2. Назаренко, Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков [Текст] / Л.Д. Назаренко- М.: Теория и практика физической культуры, 2001. - 332 с.

3. Панкратович, Т. М., Купцова В. Г. Создание физкультурноигровой среды в образовательном пространстве дошкольного учреждения как условие эффективного воспитания координационных способностей детей 5-6 лет [Электронный ресурс] // Т. М. Панкратович, В. Г. Купцова [Электронный ресурс] // Концепт. - 2013. - № 10 (октябрь).- Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/13212.htm

4. Правдов, Д.М. Развитие координации у детей 5-7 лет в моделируемых условиях изменения внешней средыю.- [Электронный ресурс] / Д.М. Правдов // Ученые записки.-№3(73).- Шуя, 2011.-4с.-Режим доступа: file:///C:/Users/Lenovo/Downloads/razvitie-koordinatsii-u-detey-5-7-let-v-modeliruemyh-usloviyah-izmeneniya-vneshney-sredy%20(2).pdf

5. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2001. - 368с.

6. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст] /В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.В. Шишкина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

7. Юшкевич, Д.Б. Развитие точности движений у детей дошкольного возраста на основе использования упражнений в метаниях. -[Электронный ресурс] / Д.Б. Юшкевич - Шуя, 2006. - 171 с. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-tochnosti-dvizhenii-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-na-osnove-ispolzovaniya-uprazhneni

© Сварковская Л.А., Герус И.И., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.