Научная статья на тему 'К вопросу о психологии неоязычества в СМИ'

К вопросу о психологии неоязычества в СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
231
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о психологии неоязычества в СМИ»

М. В. Харитонов

К вопросу о психологии неоязычества в СМИ

Эпоха реформирования общества, начавшаяся в конце 80-х гг. ХХ столетия, легализовала неоязыческие группы, облегчила пропаганду, распространение и популяризацию неоязыческих идей. Росту их популярности во многом начинают способствовать средства массовой информации, особенно центральное телевидение, устраивавшее многомиллионные сеансы А. Кашпировского, А. Чумака. Неоязычество получает своеобразное «свидетельство о благонадежности» и становится неотъемлемым элементом российского общества. Утверждения о том, что современная Россия находится в затяжном мировоззренческом, социально-психологическом, духовном кризисе, стали сегодня повторяться на телевидении. Надо обратить внимание на то, что не все русские сегодня повержены в «скорбь и уныние». Часть жителей нашей страны, оказавшись в ситуации ослабления идеологического пресса, в ситуации отсутствия государственной идеологии, предприняла активные мировоззренческие поиски, видя по телевидению психоделические опыты.

Неоязычество неоднородно; оно неоднородно и в России, и в мире. Современные российские неоязычники устанавливают международные связи, проводят свои фестивали. Попытки по сближению подобных групп в европейском и мировом масштабе будут продолжаться, что соответствует общепланетарным тенденциям сотрудничества и взаимопонимания.

Актуальность неоязычества сегодня заключается в тех вариантах ответов на цивилизационный кризис, которые возникли в рамках данного мировоззрения. Это не значит, что все эти ответы - верные, но отмахиваться от них, игнорировать их тоже нельзя. Нельзя, потому что человечество вплотную подошло к той грани, за которой распад и исчезновение, за которой гибель цивилизации, гибель Разума на Земле. И в этой ситуации нельзя отметать ни один из возможных ответов на актуальные вопросы современности. Неоязычество потенциально способно стать силой, подвигающей людей как к Добру, так и к Злу, и это обусловливает практический интерес к данной идеологии. Кроме того, в ряде неоязыческих групп отработаны высокоэффективные технологии психологической коррекции личности, о чем не раз писалось в прессе, позволяющие, например, успешно готовить призывников к службе в рядах Вооруженных сил (данная программа допризывной подготовки апробирована и рекомендована к применению в ряде субъектов Фе-

462

дерации) или психологически готовить роженицу к родам. Сегодняшнее неоязычество способно выступить превентивным средством, отвлекая молодежь от наркотиков, удерживая ее от вовлечения в преступную среду. В ряде неоязыческих групп на основе древнерусских, крестьянских моделей хозяйствования были сформулированы основополагающие управленческие принципы.

Напротив, первые ростки неоязычества появляются в конце XIX в. в Западной Европе. (Впрочем, православная церковь считает, что уже итальянский ренессанс был насыщен неоязыческими мотивами). Парадоксально, но эту идею разделяет и такой критик религии, как П.Я. Чаадаев. Именно тогда в Австро-Венгрии, Германии, Англии появляются кружки и группы, пытающиеся причудливо соединить древние языческие взгляды, обряды и ритуалы с достижениями современной им науки и техники. Иногда им удается найти потаенный, рациональный смысл в древних обрядах, что только укрепляет членов этих групп в своих воззрениях. Их популярность и степень влияния испытывают причудливые приливы и отливы. Два раза неоязычеству удается приблизиться к уровню государственной идеологии и даже войти в ее состав в виде отдельных элементов: в Советской России начала 20-х гг. ХХ столетия и в гитлеровской Германии, после чего в Европе интерес к неоязычеству на время затихает, и духовным центром становится Западное полушарие, прежде всего США и Мексика. Послевоенное американское неоязычество во многом вырастает из идей Тимоти Лири, доктора философии, пытавшегося в рамках исследовательских программ Гарвардского университета понять природу воздействия психоделических препаратов на сознание. И хотя свои теоретические взгляды Т. Лири выводил официально из К.Г. Юнга, заявляя, что «более широкий диапазон исходных материалов Юнга гарантирует и более высокую совместимость его теорий с современными разработками в области наук, изучающих разные виды энергии и эволюцию», на самом деле на заднем плане отчетливо виднелась фигура А. Кроули (1875-1974), сатаниста и сексуального извращенца. Т. Лири прошел сложный жизненный путь, однако именно он стал во многом человеком, возродившим интерес к неоязычеству у поколения хиппи, поколения «детей-цветов». С середины 60-х гг. ХХ столетия Европа вновь обнаруживает интерес к неоязычеству. В дальнейшем события развиваются под воздействием средств массовой информации, быстро определивших интересную тему и своими яркими и броскими сообщениями подогревавших интерес к ней. Именно они летом 1965 подхватывают общественный интерес к книге Д. Толкиена «Властелин колец», чем создают «культ Толкиена». Повсюду мно-

463

жились толкиеновские общества, создавались фэн-клубы, которые устраивали вечеринки, где гости одевались по хоббитской моде, а угощались грибами и сидром. Сам Толкиен считал, что ему удалось в своей трилогии отразить истину, более глубокую и древнюю, «чем даже христианская». На самом деле Дж.Р.Р. Толкиену удалось выйти за пределы национального мифа в пространство Трансмифа и тем самым способствовать популяризации идей неоязычества во всем мире. Не смогли противиться его влиянию и русские неоязыческие группы, что во многом сказалось на тематике их мифологен, на целях и задачах существования этих групп, даже на их символике.

Другим значимым автором для зарубежного неоязыческого движения стал антрополог Карлос Кастанеда, предложивший миру «учение дона Хуана» и в дальнейшем последовательно расширявший и уточнявший границы и понятия этого учения. Американская и западноевропейская молодежь живо откликнулась на работы данного автора. Ее разочарование идеалами «общества всеобщего потребления» было очень велико, вьетнамская война только усугубила это разочарование, и принципы дона Хуана, языческие по своей сути, казались ей подлинным и правильным ответом на все «проклятые вопросы современности». (Не случайно, что и книги Дж. Толкиена, появившиеся в 50-х гг. ХХ столетия, приобретают популярность лишь в 1965 г.).

Значительную поддержку неоязыческие взгляды получают и в науке, когда становятся известными опыты Ст. Грофа, который еще в 1954 г. начал проводить их с использованием психоделической терапии. Он обнаружил, что использование психоделиков, столь популярных в язычестве, в шаманской практике, приводит к измененным состояниям сознания. Последние характеризуются тем, что мир воспринимается как нечто многомерное, многослойное, в сложном временном континууме. Возникают четырех- и пятимерные видения, которые можно рассматривать со всех сторон. Человек научается видеть через непрозрачные предметы, свободно перемещаться во времени и т. п. Нельзя сказать, что работы К. Кастанеды, Ст. Грофа, Т. Лири были встречены в мире науки положительно. Им пришлось столкнуться и с глубоким пренебрежением, имеющим сложную природу, и с унижающей критикой. Однако развернувшаяся полемика в средствах массовой информации только способствовала росту интереса молодежи и интеллектуалов к идеям неоязычества. Определенную поддержку эти интересы получают после публикации работы М.Дж. Харнер «Путь шамана», где даются простейшие приемы шаманской практики, вполне доступные для применения любым интересующимся. Дополнительную поддержку и определен-

464

ное рациональное объяснение эти приемы получают в публикациях 70-х гг. ХХ столетия в рамках такого варианта психоанализа, как биоэнергетика (А. Лоуэн).

Таким образом, сегодняшнее зарубежное неоязычество представляет собой устойчивое социально-культурное явление, имеющее сложившуюся базу, организационные формы, социальные институты и соответствующую литературу. В последние годы часть зарубежных неоязычников успешно совмещает членство в соответствующих группах с участием в «зеленом движении». Группы «зеленых» далеко не чужды ряду неоязыческих идей, особенно это можно сказать о «Гринпис», что позволяет прогнозировать дальнейший рост популярности неоязычества за рубежом. Очевидно, о нем следует открыто говорить ученым, дабы раскрыть его сущность и последствия.

Л. Г. Чернышева

Средства массовой информации в инновационном развитии в сфере физической культуры и спорта

Инновации в современных условиях являются важной движущей силой, обусловливающей прогрессивные преобразования в обществе во всех областях, в том числе в образовании, физической культуре, спорте.

Основные направления перехода сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации на инновационную модель развития заложены в Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года, непосредственным основанием разработки которой стали поручения Президента и Правительства. В Стратегии учтены вопросы, направленные на улучшение здоровья нации, повышение уровня и качества жизни россиян, улучшение подготовленности человеческого потенциала, повышение

конкурентоспособности российского спорта и престижа России на международной арене, совершенствование воспитания подрастающего поколения и единение российского общества.

Цель работы - исследование роли СМИ в инновационном развитии в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации.

Согласно исследованиям Госкомспорта России по проблемам функционирования средств массовой информации, начиная с 1995 г. среди руководителей российского спорта все больше тех, кто считает, что развитие физической культуры и спорта в России во

465

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.