Научная статья на тему 'К вопросу о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления'

К вопросу о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1928
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL GOVERNMENT / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LEGAL REGULATION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT / ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / POWERS OF PUBLIC AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF LOCAL GOVERNMENT / ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / PROCEDURE FOR THE FORMATION OF LOCAL GOVERNMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коростелева Марина Владимировна, Анисимов Алексей Павлович, Працко Геннадий Святославович

В статье рассматриваются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления и особенности правового регулирования вопросов организации местного самоуправления в региональном законодательстве. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF AUTHORITIES OF THE STATE POWER OF THE RUSSIAN FEDERATION CONSTITUENT ENTITIES IN LOCAL GOVERNANCE

This article deals with the powers of public authorities of subjects of the Russian Federation in the field of local government. In addition, the article highlights the features of the legal regulation of the organization of local government in the «regional» law. In accordance with the provisions of the Constitution of the Russian Federation, the establishment of general principles of organization of local self-government is administered jointly by the Federation and its subjects.

Текст научной работы на тему «К вопросу о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления»

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

УДК 352 ББК 67.99

М. В. Коростелева, А. П. Анисимов, Г. С. Працко

К ВОПРОСУ О ПОЛНОМОЧИЯХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В статье рассматриваются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления и особенности правового регулирования вопросов организации местного самоуправления в региональном законодательстве. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов.

Ключевые слова: местное самоуправление, правовое регулирование местного самоуправления, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления.

TO THE QUESTION OF AUTHORITIES OF THE STATE POWER OF THE RUSSIAN

FEDERATION CONSTITUENT ENTITIES IN LOCAL GOVERNANCE

This article deals with the powers ofpublic authorities of subjects of the Russian Federation in the field of local government. In addition, the article highlights the features of the legal regulation of the organization of local government in the «regional» law. In accordance with the provisions of the Constitution of the Russian Federation, the establishment of general principles of organization of local self-government is administered jointly by the Federation and its subjects.

Keywords: local government, legal regulation of local self-government, powers of public authorities of the Russian Federation in the field of local government, procedure for the formation of local governments.

Местное самоуправление, выступающее в качестве одной из основ конституционного строя России, не только нормативно признается, но и гарантированно осуществляется на всей ее территории.

В соответствии с положениями п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Правовую основу местного самоуправления составляют не только федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне, но и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Следовательно, субъекты обладают собственными полномочиями в области местного самоуправления.

По мере становления и развития института местного самоуправления «набор» этих полно-

мочий существенно изменялся. Так, Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления отнес достаточно широкий спектр вопросов [1]. В их числе в ст. 5 данного акта называлось принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении и регулирование ими (в соответствии с положениями федерального законодательства) особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций, а также осуществление контроля за соблюдением указанных актов на территории субъекта.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации», усилив федеральную составляющую правового регулирования местного самоуправления, фактически сократил полномочия регионов в данной сфере [2]. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в настоящее время вправе осуществлять правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления на территории субъекта лишь в случаях и порядке, установленных федеральным законодателем. Более того, в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ речь не идет о принятии именно общего «статутного» акта субъекта Российской Федерации о местном самоуправлении. Следовательно, правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления можно осуществлять путем принятия не общих, а специальных (по отдельным вопросам правового статуса местного самоуправления) законодательных актов субъектов Российской Федерации. Так, законом Волгоградской области от 12 декабря 2005 года № 1136-ОД [3] был признан утратившим силу закон Волгоградской области от 20 февраля 1995 года № 21-ОД «Об организации местного самоуправления в Волгоградской области» [4]. Новый рамочный закон Волгоградской области о местном самоуправлении принят не был. Субъект пошел по пути утверждения не общего, а специальных законодательных актов.

В Ростовской области в 2005 году вместо переставшего соответствовать изменившемуся федеральному законодательству областного закона Ростовской области от 15 января 1996 года № 9-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» [5] был принят областной закон Ростовской области от 28 декабря 2005 года № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» [6]. По мнению ряда ученых, становится дискуссионным вопрос о целесообразности издания общих актов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении в связи с тем, что они в значительной степени будут воспроизводить конкретные нормы Федерального закона № 131-ФЗ [7, с. 5-14], но отказываться от сложившейся практики нормативного регулирования ключевых моментов организации местного самоуправления в базовом «региональном» законе намерены не все субъекты. Вместе с тем даже они в дополнение к общим актам о местном самоуправлении принимают специальные законы, регулирующие отдельные вопросы правового статуса местного самоуправления. В частности, это каса-

ется законов о наделении муниципальных образований на территории субъекта статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения и об установлении границ территорий муниципальных образований. В качестве примера можно привести областной закон Ростовской области от 27 декабря 2004 года № 238-ЗС «Об установлении границы и наделении статусом городского округа муниципального образования "Город Ростов-на-Дону"» [8].

Следует отметить, что законами субъектов Российской Федерации границы муниципальных образований не только устанавливаются, но и изменяются (в соответствии с требованиями, предусмотренными федеральным законом). Региональными законами также осуществляется объединение муниципальных образований, расположенных в границах субъекта Российской Федерации. Примером может служить закон Волгоградской области от 07 мая 2013 года № 43-ОД «Об объединении Комсомольского сельского поселения и Ленинского сельского поселения, входящих в состав Николаевского муниципального района Волгоградской области, о внесении изменений в закон Волгоградской области от 14 февраля 2005 года № Ш5-ОД "Об установлении границ и наделении статусом Николаевского района и муниципальных образований в его составе" и закон Волгоградской области от 18 ноября 2005 года № 1120-ОД "Об установлении наименований органов местного самоуправления в Волгоградской области"» [9].

Как уже отмечалось, региональная нормативная правовая регламентация организации местного самоуправления на территории субъекта допустима только в случаях, прямо оговоренных в федеральном законодательстве. В последнее время перечень вопросов, регулирование которых муниципальными образованиями осуществляется в строгом соответствии с законами субъекта Российской Федерации, стал больше, и касаются они весьма важных сфер, в частности, порядка формирования органов местного самоуправления, их места в сложившейся системе организационных форм осуществления муниципальной власти. Указанные региональные законы должны были быть приняты в субъектах Российской Федерации не позднее 27 ноября 2014 года.

В Волгоградской области закон «О некоторых вопросах формирования органов местного

Философия права, 2015, № 3 (70)

самоуправления в Волгоградской области» принят Волгоградской областной Думой 29 мая 2014 года [10].

В Ростовской области данные вопросы были регламентированы путем принятия областного закона Ростовской области от 27 ноября 2014 года № 269-ЗС «О внесении изменений в Областной закон "О местном самоуправлении в Ростовской области"» [5].

При этом два субъекта по-разному подошли к правовому решению вошедших в круг их полномочий вопросов. В Волгоградской области закрепили строго определенный порядок формирования органов местного самоуправления по типам муниципальных образований. Закон Волгоградской области устанавливает, что представительные органы всех муниципальных районов Волгоградской области (в настоящее время их 32) должны иметь глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов указанных поселений, которые избираются данными органами из своего состава.

В Ростовской области муниципальным образованиям законодательно предоставлена возможность выбора, какой порядок применять для формирования органов местного самоуправления. Согласно положениям областного закона Ростовской области представительный орган муниципального района может как избираться на муниципальных выборах, так и формироваться путем делегирования в его состав глав и депутатов представительных органов всех поселений, входящих в данный муниципальный район. Конкретный порядок создания представительного органа каждый муниципальный район Ростовской области (в настоящее время их 43) закрепляет в своем уставе.

Следует отметить, что рассмотренное новое полномочие субъекта Российской Федерации по определению в региональном законе порядка формирования органов местного самоуправления уже явилось предметом разбирательства в Верховном суде Российской Федерации [11]. Судебная коллегия по административным делам рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Дикарева С. Г. и Кар-паевой Л. Л. о признании недействующим со дня принятия закона Камчатского края от 4 июня 2014 года № 463 «Об отдельных вопросах формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований в Камчатском крае» по апелля-

ционной жалобе Дикарева С. Г. на решение Камчатского краевого суда от 16 сентября 2014 года, которым заявления оставлены без удовлетворения. Названный закон предусматривает, что представительные органы муниципальных районов формируются путем делегирования представителей органов местного самоуправления поселений. Заявители обратились в суд с заявлениями о признании этого закона недействующим со дня принятия. В обоснование своих требований они апеллировали к тому, что данный нормативный акт противоречит ч. 1 и 3 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, так как нарушает их права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Кроме того, заявители полагали, что установленный порядок формирования представительного органа муниципального района и избрания глав муниципальных образований исключает для населения возможность выбора вариантов организации районной власти.

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, не нашла оснований для отмены решения Камчатского краевого суда. Верховным судом установлено, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что закон Камчатского края № 463 принят Законодательным собранием Камчатского края в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации, и не нарушает права и законные интересы заявителей.

Литература

1. Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506 (утратил силу).

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.

3. Закон Волгоградской области от 12 декабря 2005 года № 1136-ОД «О признании утратившим силу закона Волгоградской области от 20 февраля 1995 года № 21-ОД "Об организации местного самоуправления в Волгоградской области"» // Волгоградская правда. 2005. 17 декабря.

4. Закон Волгоградской области от 20 февраля 1995 года № 21-ОД «Об организации местного самоуправления в Волгоградской области» // Волгоградская правда. 1995. 2 марта (утратил силу).

5. Областной закон Ростовской области от 15 января 1996 года № 9-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» // Наше время. 1996. 23 января (утратил силу).

6. Областной закон Ростовской области от 28 декабря 2005 года №9 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» // Наше время. 2005. 29 декабря.

7. Васильев В. И. Местное самоуправление: закон четвертый // Журнал российского права. 2004. № 1.

8. Областной закон Ростовской области от 27 декабря 2004 года № 238-ЗС «Об установлении границы и наделении статусом городского округа муниципального образования "Город Ростов-на-Дону"» // Наше время. 2004. 29 декабря.

9. Закон Волгоградской области от 07 мая 2013 года № 43-ОД «Об объединении Комсомольского сельского поселения и Ленинского сельского поселения, входящих в состав Николаевского муниципального района Волгоградской области,

о внесении изменений в закон Волгоградской области от 14 февраля 2005 года № 1005-ОД "Об установлении границ и наделении статусом Николаевского района и муниципальных образований в его составе" и закон Волгоградской области от 18 ноября 2005 года № 1120-ОД "Об установлении наименований органов местного самоуправления в Волгоградской области"» // Волгоградская правда. 2013. 22 мая.

10. Закон Волгоградской области от 29 мая 2014 года № 70-0Д «О некоторых вопросах формирования органов местного самоуправления в Волгоградской области» // Волгоградская правда. 2014. 31 мая.

11. Определение Верховного суда РФ от 17.12.2014 № 60-АПГ14-5 «Об оставлении без изменения решения Камчатского краевого суда от 16.09.2014, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим со дня принятия закона Камчатского края от 04.06.2014 № 463 "Об отдельных вопросах формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований в Камчатском крае"». URL // http: // consultant.ru

УДК 321 ББК 66

Е. А. Пахомова

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ПАТЕРНАЛИЗМ КАК ЧАСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА В РОССИИ

В статье рассмотрены отдельные аспекты взаимоотношений Российского государства и общества. Частично опровергнуты господствующие идеи о специфике патернализма в России. Автор приходит к выводу о наличии потребительского патернализма, определяет его отношение к надконституционной культуре.

Ключевые слова: общественный договор, государство, общество, потребительский патернализм, уровень благосостояния.

CONSUMER PATERNALISM AS A PART OF THE PUBLIC CONTRACT IN RUSSIA

The article deals with some aspects of relations between the state and society in Russia. Partially contradicted prevailing ideas about the specifics of paternalizm in Russia. It is concluded that consumer paternalizm. The ratio of the consumer culture of paternalism.

Keywords: social contract, state, society, consumer paternalizm, level of welfare.

Одной из важнейших составляющих политической системы является общественный договор. Начиная с XVII века исследователями давались разные определения данного феномена. В целом же, по нашему мнению, под общественным договором можно понимать некую формулу или идею,

которая лежит в основе устойчивой конструкции, состоящей из формальных и неформальных институтов и обеспечивающей взаимоприемлемое сосуществование государства и общества.

Очевидно, что формулирование нового определения общественного договора в условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.